План по рассказу русская литература и история

Сказки

Урок литературы русская литература и история

русская литература и история

цели кратко повторить изучения изученное предыдущих классах обозначить цель курса литературы в 8 классе

планируемые результаты формировать стартовую мотивацию ход урока работа по теме урока беседа о прочитанных летом книгах

Какие книги вы успели прочитать за лето

Какие авторы вам встретились впервые

Какие герои вам запомнились

какие произведения вы бы хотели перечитать

В каких произведениях отражались исторические события

Какие произведения кроме рекомендованных Вы прочитали стихотворение каких поэтов Вам понравилось

повторение изученного в пятых седьмых классах

вспомним какие произведения вы изучали в предыдущем классе постарайтесь сгруппировать их по времени написания или по авторам

Древнерусская литература Повесть временных лет поучение Владимира Мономаха литература 19 века Ломоносов Державин Крылов Жуковский.

Посмотрите еще раз на список изученных вами произведений как мы видим литература всегда отображало историю народа историю страны обращалась к важнейшим историческим событием вдохновляла народ на подвигирасслаблялась героев обличал а несправедливость прививала любовь к отечеству темы курса литературы в 8 классе станица связь литературы и истории домашнее задание Прочитайте вступительную статью учебника Подготовьте краткий пересказ

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

8 класс Русская литература и история

1. Беседа о прочитанных за лето книгах. Обмен читательским опытом.

2. Знакомство с учебником для 8 класса (Разделы, писатели). Обзор Хронологической прямой (разд. мат-л) и соотнесение с разделами учебника. Вспоминаем основные литературные направления и их отличительные особенности.

3. Работа с эпиграфом урока: «Времена не выбирают, В них живут и умирают…» А. Кушнер.

— «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький

— «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А С. Пушкин

—————— Формулируем тему урока: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ.

4. Составление тезисного плана статьи учебника «Русская литература и история».

— Работа с учебником: чтение статьи до слов «. всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками…».

Подготовка первой части тезисного плана:

Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей?

Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими

Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах

В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.?

Близость истории и литературы в XVHI—XIX вв.

Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа?

Причины интереса русских писателей к отечественной истории

— Работа с учебником: чтение статьи со слов «К вопросам истории писатели подходили по-разному» до конца статьи.

Подготовка второй части тезисного плана:

Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева?

Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России

Что такое историзм русской классической литературы?

Историзм русской классической литературы

Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории?

Интерес русских писателей к проблемам всемирной истории

Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории

Связь творчества русских писателей с историческим процессом

5. Домашнее задание: записать тезисы в таблицу с планом. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?

6. Выявление уровня литературного развития учащихся. Класс делится на 2 группы.

Задание: Соотнесите авторов с названиями произведений и историческими событиями, описанными в них:

Авторы

Названия произведений

Исторические события

2. «Рассказ танкиста»

2. Отечественная война 1812 г.

3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

4. Война с горцами в XIX в.

5. «Кавказский пленник»

5. Ссылка декабристов в Сибирь

Авторы

Названия произведений

Исторические события

1. Северная война 1700— 1721 гг.

2. Отечественная война 1812 г.

3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

4. Конфликт Ивана Грозного и Андрея Курбского

5. Борьба украинского народа против завоевателей в конце XVI—начале XVII в.

1. 32; 2. 15; 3. 54; 4. 23; 5. 41.

1. 23; 2. 41; 3. 15; 4. 52; 5. 34.

7. Домашнее задание: повторить! записать тезисы в таблицу с планом. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?

Просмотр содержимого документа
«8 класс Русская литература и история»

Урок литературы в 8 классе

Связана ли литература и история?

Комментируем афоризмы писателей

Афоризм (от др.-греч. ἀφορισμός «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

Читайте также:  Рассказы о животных сетон томпсон фото

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А С. Пушкин

Русская литература и история

Сформулируем тему урока

Интерес русских писателей

к историче­скому прошлому своего народа.

Историзм творчества классиков русской литературы.

Тезисный план (1 часть)

Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей?

Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими

Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах

В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.?

Близость истории и литературы в XVHI—XIX вв.

Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа?

Причины интереса русских писателей к отечественной истории

Тезисный план (2 часть)

Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева?

Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России

Что такое историзм русской классической литературы ?

Историзм русской классической литературы

Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории?

Интерес русских писателей к проблемам всемирной истории

Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории

Связь творчества русских писателей с историческим процессом

Соотнесите авторов с названиями произведений и историческими событиями, описанными в них:

Источник

Конспект урока литературы на тему: «Литература и история» 8 класс

Данный конспект урока литературы разработан по программе Коровиной В.Я. Для обучающихся 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему: «Литература и история» 8 класс»

МБОУ «Колонтаевская СОШ»

Льговский район Курская область

Конспект урока литературы

«Литература и история

в произведениях, изученных

Учитель русского языка

и литературы Курбатова Г.Н.

Основное содержание урока. Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето.

Основные виды деятельности. Предъявление читательских и исследовательских умений, приобретенных в 8 классе. Выразительное чтение ( в том числе наизусть). Устный монологический ответ. Пересказ. Устный рассказ о писателе, произведении или герое. Иллюстрирование примерами литературоведческих терминов. Отчет о выполнении индивидуальных учебных проектов.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий; овладение основами самоконтроля и осознанного выбора в учебной деятельности; владение устной и письменной речью.

Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного понимать прочитанные литературные произведения, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Сценарный план урока.

Игра-путешествие «По стране Литературии 8 класса»:

Группы по 4-5 человек поочередно подходят к «станциям», где их ждут «эксперты. На «станциях» каждый учащийся берет один из 10-15 билетов, выполняет задания и получает оценки в баллах, которые фиксируются в путевом листе, а затем группа отправляется к следующей «станции».

В ходе игры возможны музыкальные паузы и концертные номера: выразительное чтение наизусть, инсценирование, мелодекламация, музицирование. В конце игры подводятся общие итоги, происходит награждение победителей и вручаются списки для самостоятельного чтения летом.

Вопросы и задания, включенные в билеты:

Станция 1. Проверка навыков различных видов пересказов.

Перескажите кратко сюжет пьесы Фонвизина Д.И. «Недоросль». Против чего направлена сатира драматурга?

Перескажите подробно главу «Мятежная слобода» из романа Пушкина А.С. «Капитанская дочка». Каково авторское отношение к Пугачеву и народному восстанию?

Перескажите сцену объяснения в любви Хлестакова Анне Андреевне и Марье Антоновне от лица одной из героинь «Ревизора» Гоголя Н.В. какими способами в сцене достигается комический эффект?

Перескажите близко к тексту кульминационный эпизод из повести Гоголя Н.В. «Шинель». Какова роль фантастики в повести?

Перескажите выборочно историю любви Ивана Васильевича из рассказа Толстого Л.Н. «После бала». Какую роль играют в нем цветовые и звуковые образы?

Станция 2. Проверка навыков монологической речи.

Станция 2. Проверка навыков монологической речи.

Охарактеризуйте историческую основу романа Пушкина А.С. «Капитанская дочка». Чем объясняется интерес писателя к истории России?

Расскажите о характере Хлестакова. В чем сущность «хлестаковщины»?

Расскажите о композиции поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри». Какие испытания преодолевает Мцыри и в чем их художественный смысл?

Расскажите об истории создания рассказа Толстого Л.Н. «После бала». В чем ее своеобразие?

Расскажите о фольклорных традициях в поэме Твардовского А.Т. «Василий Теркин». Какую роль играет в поэме юмор?

Станция 3. Проверка знания наизусть и навыков выразительного чтения.

Станция 3. Проверка знания наизусть и навыков выразительного чтения.

Прочитайте наизусть басню Крылова И.А. о войне 1812 года. Какие общественные пороки осуждает баснописец?

Прочитайте наизусть стихотворение Пушкина А.С. (по выбору учащегося). Какие «чувства добрые» оно вызывает?

Прочитайте наизусть отрывок из поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри». Что в образе Мцыри достойно восхищения?

Прочитайте наизусть стихотворение Блока А.А. «Россия». В чем современное звучание исторической темы стихотворения?

Прочитайте наизусть отрывок из поэмы Твардовского А.Т. «Василий Теркин». Чем объясняется широкая популярность поэмы в годы Великой Отечественной войны?

Станция 4. Проверка уровня усвоения теоретико-литературных понятий.

Станция 4. Проверка уровня усвоения теоретико-литературных понятий.

Расскажите о правилах классицизма в драматическом произведении. Приведите примеры из пьесы Фонвизина Д.И. «Недоросль».

Читайте также:  Рассказ про левшу из рассказа лескова левша

Расскажите о роли исторической правды и художественного вымысла в произведениях на историческую тему. Приведите примеры.

Расскажите об особенностях характера романтического героя (по выбору). Что в образе вызывает вашу симпатию?

Расскажите о психологизме художественной литературы. Приведите примеры из рассказов Чехова А.П., Бунина И.А., Куприна А.И.

Какую роль играет в произведении герой-повествователь? Приведите примеры.

Станция 5. Проверка навыков письменного ответа на проблемный вопрос.

«Какова роль исторической правды и художественного вымысла в одном из произведений, изученных в 8 классе?» (письменное задание для всех учащихся в объеме 5-8 предложений).

Итоги года и задание на лето.

Подсчет результатов литературной игры, награждение победителей и вручение списка для самостоятельного чтения летом. Награждение авторов лучших сочинений, презентаций, докладов, рефератов, проектов.

Прочитать книги из рекомендательного списка для летнего чтения.

Источник

Урок 1. Русская литература и история

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тонкинская средняя школа»

Русская л итература и история.

(урок литературы, 8 класс)

подготовила и провела

учитель русского языка

Русская л итература и история

Цели: познакомить восьмиклассников с учебником литературы, дать краткую характеристику содержания курса литературы; познакомить с такими понятиями, как литературный процесс, историзм; выделить основные периоды в развитии литературы; актуализировать читательский опыт учащихся и знания, полученные в 5-7 классах.

Планируемые результаты: формировать стартовую мотивацию к обучению, знать основные периоды развития литературы, уметь самостоятельно искать и находить необходимую информацию в учебнике, развивать монологическую речь учащихся, строить рассуждение, выслушивать выступления одноклассников, уважительно относиться к чужому мнению при работе в группах.

I . Организационный момент.

Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас, отдохнувших, набравшихся сил и готовых к покорению новых вершин, на первом в этом учебном году уроке литературы.

На уроках литературы в этом году мы будем изучать произведения в их неразрывной связи с историей. Дело в том, что в центре внимания как литературы, так и истории находится человек, человеческое общество. Исторические процессы формируют общественные взгляды. Общество влияет на человека, и он начинает задумываться о своей жизни, стремится изменить ее к лучшему. Мы с вами понимаем, что связь литературы и истории очевидна.

II . Работа по теме урока.

1. Работа с новыми терминами.

В литературе используется понятие «литературный процесс». Этот термин возник в отечественном литературоведении в 1920-е годы. Однако само понятие было сформулировано в русской критике еще в XIX веке. «Взгляд на русскую литературу 1946 года» русского критика В.Г. Белинского – одна из первых попыток представить особенности и закономерности литературного развития того или иного периода отечественной литературы, особенности и закономерности литературного процесса.

Литературный процесс – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.

Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности. Попробуем определить основные периоды развития русской литературы:

Долитературный. До Х века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Произведения передавались в устной форме.

Древнерусская литература развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.

Литература XVIII века. Эту эпоху называют «русским Просвещением». Основу русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

Литература XIX века – «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям – Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову – и многим другим великим писателям.

Серебряный век – период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилева, прозы Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала XX века.

Русская литература советского периода (1922–1991) – время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.

Современная русская литература (конец XX века – наши дни)

3. Сообщение заранее подготовленного ученика на тему : «С вязь литературы и истории».

Долгое время литература и история были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы, и истории. Уже в XVIII веке история отделилась от литературы как самостоятельная наука, однако связь литературы и истории осталась. В литературе появляется большое количество произведений на историческую тему: романы, повести, поэмы, драмы, баллады, в сюжете которых мы читаем о событиях прошлого. Ярким примером тому является творчество А.С. Пушкина, который провозгласил: «История народа принадлежит поэту!». Многие его произведения отражают события далекого прошлого, предания старины глубокой. Давайте вспомним его произведения: «Песнь о вещем Олеге», трагедию «Борис Годунов», поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава», «Медный всадник» и его знаменитые сказки. В повести «Капитанская дочка» (а это произведение мы читали летом) А.С.Пушкин вновь проявляет интерес к истории, к периоду крестьянской войны и образу Емельяна Пугачева.

Это всего лишь один пример. Нужно отметить, что многие русские писатели создавали произведения на исторические темы. В первую очередь такой интерес к истории объясняется любовью к своей стране, народу, желанием сохранить историю и донести ее до следующих поколений. Также писатели обращались к истории для того, чтобы там, в далеком прошлом, найти ответы на вопросы, которые задавала настоящая эпоха.

Читайте также:  Рассказ презентация о домашнем питомце

Читая произведения, написанные авторами в разные эпохи, мы убеждаемся, что мир вокруг меняется, а человек по сути своей остается прежним. Как и тысячи лет назад, люди мечтают о счастье и свободе, власти и деньгах. Как и тысячу лет назад, человек мечется в поисках смысла жизни. Человечество формирует свою общественно-философскую систему ценностей.

Долгое время в литературе работало одно правило: произведение в обязательном порядке должно было быть написано на историческую тему. В качестве примера можно вспомнить творчество Шекспира. Этот автор эпохи Возрождения все свои произведения писал на исторические темы. Однако его современник Сервантес в своем романе о Дон Кихоте описал современную ему Испанию. Таким образом, уже в начале XVII века в литературе все чаще появляются произведения, адресованные современности. Но даже если произведение написано не на историческую тему, этому произведению обязательно присущ историзм.

Историзм – правдивое отражение в художественном произведении конкретно-исторических, характерных черт изображаемой в нём действительности. Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах – в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п.

4 . Работа с учебником.

Слово учителя. Ребята, прочитайте оглавление учебника, названия произведений, рассмотрите иллюстрации на форзацах, полистайте учебник. В ходе устного ответа доказажите, что центральной темой курса литературы 8 класса действительно будет связь её с историей.

(выслушать несколько ответов учащихся)

Прочитать статью Л.В.Черепнина «Русская литература и история» в учебнике (стр.3-4). В группах обсудить ответы на следующие вопросы:

Задание для 1 группы

— Бегло прочитайте статью учебника «Русская литература и история».

— В курсе древнерусской литературы в 7 классе вам встречалась «Повесть временных лет». Расскажите, что представляет собой это литературное явление.

— Был ли у «Повести. » автор?

— Для чего она создавалась?

— Почему «Повесть временных лет» относят уже к литературе, а не к устному народному творчеству?

— В статье учебника написано, что история стала самостоятельной наукой лишь в 18 веке. Как вы понимаете эти слова?

Задание для 2 группы

— Прочитайте статью учебника «Русская литература и история».

— Как вы поняли слово историзм?

— Какое отношение это слово имеет к литературе?

— Вспомните, в чём проявляется историзм повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, поэмы «Русские женщины» Н.А.Некрасова, изученных вами в 7 классе?

Задание для 3 группы

— Прочитайте статью «Русская литература и история» в учебнике.

— Какие качества, присущие русской литературе, называет автор статьи? ( народность, гражданственность, историзм )

— Как вы их понимаете?

— В чём, например, отражается народность «Песни. про купца Калашникова» М.Ю Лермонтова, изученной в 7 классе?

— Даёт ли эта «Песнь. » нам представление об истории русского народа?

На совещание в группах отводится 5-7 минут. Учащиеся могут сами выбирать ответчиков и делить вопросы между участниками группы.

Как мы уже подчеркивали, что к историческому прошлому своего народа, к вопросам развития гражданственности, любви к Родине, воспитанию граждан обращались все русские писатели-классики. Но делать это они могли по-разному. Вы уже знаете, что, в зависимости от того, каким образом действительность отражается в литературных произведениях, вся литература делится на три рода ( учащиеся вспоминают о разделении литературы на три рода: эпос, лирику и драму ).

Задание 3. Учащиеся получают распечатку с заданием. Выполнив его, школьники приступают к заполнению таблицы «Роды литературы», где отражают основные особенности каждого рода.

Прочитайте описание трёх родов литературы. В скобках укажите, о каком роде идёт речь. Свой ответ обоснуйте.

1) Повествовательный род литературы. Произведения отражают действительность максимально объективно. Сюжет протекает во времени, события сменяют друг друга, как и в обычной жизни. Образ автора произведения будто возвышается над всем происходящим и одновременно рисует читателю обстановку, условия действия, исторический и социальный фон событий, душевные терзания героев. Также автор иногда «выходит на первый план» и разбавляет повествование своими собственными мыслями, взглядами на жизнь, восклицаниями, риторическими вопросами. (________)

2) Род литературы, в котором действительность отражается субъективно. Событийность зачастую отсутствует, но может и присутствовать. Однако главенствующую роль здесь играет не само действие, а чувства, глубокие переживания, которые испытывает автор по отношению к нему. Могут существовать в форме прозы, но чаще оформлены в стихах. (__________)

3) Род, произведения которого написаны в форме диалога и предназначены для постановки на сцене. Автора произведения, его собственных мыслей, его позиции будто не заметно. Однако именно характер диалогов, монологов и полилогов (особенности речи, жесты, мимика, подсказанные в скобках) помогает читателям отделить правду от неправды, добро от зла, и таким образом понять позицию самого автора. (____________)

III . Подведение итогов урока.

Учащимся предлагается подумать над вопросом, чем для них интересен курс литературы 8 класса.

Учителем оценивается работа совещательных групп и каждого отвечающего в отдельности.

Прочитать вступительную статью учебника «Русская литература и история», подготовить ее пересказ, сопроводив его примерами из прочитанных произведений. Использовать слова и словосочетания судьба страны, общество, летописные своды, публицистика, несомненные художественные достоинства, многие века, гордость русской литературы, страницы русской истории, большое историческое полотно.

Источник

Познавательное и интересное