Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
12.07.2019
Яковлев Ю. «Рыцарь Вася»
Жанр: рассказ о детях
Главные герои рассказа «Рыцарь Вася» и их характеристика
Чему учит рассказ «Рыцарь Вася»
Рассказ учит верить в свои силы, всегда помогать попавшим в беду, быть смелым и решительным. Учит не хвастать и не обманывать, учит быть настоящим человеком. Учит не смеяться над товарищем, над его недостатками, а помогать ему преодолеть их.
Отзыв на рассказ «Рыцарь Вася»
Мне понравился этот рассказ, но очень жаль мальчика Васю, который совершил подвиг, но этот подвиг присвоил себе беспринципный обманщик. Конечно, вскоре этот обман все равно раскроется, и тогда Ковалеву будет стыдно, но сейчас обидно за Васю, которого никто не знает.
Пословицы к рассказу «Рыцарь Вася»
В жизни всегда есть место подвигу.
Любому молодцу скромность к лицу.
Не видом славен богатырь, а подвигом.
На героя и слава бежит.
Кто за правду горой, тот настоящий герой.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Рыцарь Вася»
Приятели называли его тюфяком за медлительность, неловкость и неповоротливость. Он все делал не так и не тогда. Носил мешковатую одежду, стаптывал ботинки, всюду опаздывал. Все считали, что он много ест и в этом причина его полноты, но он вообще не любил есть.
И никто не знал, что под неказистой внешностью бьется сердце рыцаря. Он был безымянным рыцарем, ведь имя Вася не очень подходило для рыцаря. В мечтах Вася был строен и ловок, но действительность проникала и в мечты. Через крик мамы про слона в посудной лавке, через отражение в зеркале, через слова приятеля, о том, что на такого толстого никакие доспехи не налезут.
Вася любил ходить в музей и беседовать с рыцарями. А вот на уроках учителя все время делали ему замечания, и когда он выходил к доске, то думал так медленно, что у любого учителя кончалось терпение, и Васю Рыбакова сажали на место.
Уроки физкультуры превращались в кошмар, и даже читая простое стихотворение Вася умудрялся что-то напутать.
И Вася привык и смирился с ролью неудачника.
Однажды осенью Вася вышел на берег реки и услышал крики. Он увидел Димку Ковалева, который махал руками и кричал, что под лед провалился пацан.
Вася шагнул на лед, который затрещал под ним. Димка Ковалев страшно боялся и поэтому громкими криками поддерживал тюфяка. А Вася не слышал криков, он видел только малыша, который бился в полынье.
Вася дошел до полыньи и стал вытаскивать мальчика. Лед обламывался под ним и ботинки были полны водой. Но Вася вытащил первоклассника и довел его до берега.
Ковалев сказал тюфяку, чтобы тот шел домой и переобулся, ведь он промочил ноги, а сам повел первоклассника.
Мама поругала тюфяка за то, что тот промочил ноги. Он быстро разделся и уснул.
На следующий день директор собрал школьников и объявил, что Дима Ковалев спас тонущего мальчика. И все хвалили Димку и восхищались его подвигом.
Тюфяк хотел сказать, что все не так, что это он спас первоклассника, но промолчал. Он уверил себя, что Димка герой, ведь он первым заметил тонущего. А потому похлопал вместе со всеми, и поплелся в класс. Там он сел за парту и стал рисовать фиолетового рыцаря.
Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»
Разделы: Литература
Цели урока:
Оборудование урока: Выставка книг Ю. Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу «Рыцарь Вася», высказывания известных философов и писателей.
Оформление доски:
1. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес 2. Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться. 3. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. | Юрий Яковлевич Яковлев (1922-1996) «Рыцарь Вася» А в его груди билось благородное сердце рыцаря. Ю. Яковлев | 4. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелев 5. Добро, красота, любовь…венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. 6. А в его груди билось благородное сердце рыцаря. |
Ход урока
I. Вступление.
Учитель читает стихотворение
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласен с этим.
– С чем, ребята, не согласен автор стихотворения? А вы как считаете?
– Такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок», исчезли в наши дни из повседневной жизни. Поэтому часто от наших дам в адрес мужчин мы слышим упрёк: «Где же ваше рыцарство?» Ясно, что задающие этот вопрос всё ещё находятся под впечатлением прочитанных в детстве романов «Дон Кихот» Сервантеса, «Айвенго» В. Скотта, «Три мушкетёра» Дюма.
– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями? (можно использовать метод мозгового штурма: ваши ассоциации, связанные со словом «рыцарь»)
(записывается на доске, или открывается на заранее написанных табличках, или выдается каждой группе)
– Вам выданы карточки со словами, относящимися к слову «рыцарь». Ваша задача, используя данные слова, составить рассказ о рыцаре.
Кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из словаря. (читает ученик)
Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. (обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря)
– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.)
II. Знакомство с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».
У Юрия Яковлева, портрет его на доске, есть рассказ, который называется «Рыцарь Вася».
– Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)
– А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.)
– Можно уже по названию рассказа определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?
– Послушайте, пожалуйста, рассказ. (чтение рассказа учителем)
III. Беседа по рассказу.
«А в его груди билось благородное сердце рыцаря».
– Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.
– Цитатами докажем, был ли Вася рыцарем? И если был, то ответим, в чём заключалось его рыцарство. У вас на столах есть листочки с цитатами, вы должны выбрать нужные и зачитать.
– Что ещё можно о нём сказать?
«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.»
«Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»
«Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал… медленно и тяжело…»
«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через коня ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на чёрной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шёл в строй.»
«Ему не везло буквально во всём.»
«Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.»
– Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет) Почему?
– Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)
– Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)
– А в свой адрес слышал:
– Как должны были поступить окружающие?
– Внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша)
– Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.
– Оцените поступок Васи.
– В этом рассказе есть герой и антигерой. Как вы думаете, кого можно назвать героем, а кого антигероем? Объясните свою точку зрения.
– Сделайте вывод, кто такой антигерой?
– «Неожиданно он подумал, что если бы на нём были тяжёлые рыцарские доспехи, то лёд сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана»
– Как вы считаете, эти слова Васи вносят сомнение в его мечту стать рыцарем?
– А какие слова подтверждают, что Вася продолжает жить своей мечтой? («Он с трудом протиснулся за парту – сдвинул её с места, – а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря.»
IV. Вывод. Работа в группах.
– Прочитайте афоризмы (записаны на доске или на листочках), объясните каждое из высказываний (работа в группах) и подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение в сегодняшнем уроке?
V. Проблемные ситуации. Ритуал посвящения в рыцари.
– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вам нужно будет найти выход из критической ситуации.
– Я думаю, что вы тоже достойны быть рыцарями. Итак, приступим к ритуалу. Обязательный рыцарский ритуал:
Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день, до свидания,
Нет в мире выше рыцарского звания!
Клянёмся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету –
Науку помнить эту.
Клянёмся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть.
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянёмся рыцарями быть!
Конспект урока по литературному чтению Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»
Тема: Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»
образовательная: познакомить с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа;
воспитательная : на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;
развивающая : развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли.
I. Организационный момент
Учитель читает стихотворение
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласен с этим.
– С чем, ребята, не согласен автор стихотворения? А вы как считаете?
– Такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок», исчезли в наши дни из повседневной жизни. Поэтому часто от наших дам в адрес мужчин мы слышим упрёк: «Где же ваше рыцарство?» Ясно, что задающие этот вопрос всё ещё находятся под впечатлением прочитанных в детстве романов «Дон Кихот» Сервантеса, «Айвенго» В. Скотта, «Три мушкетёра» Дюма.
– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями? (можно использовать метод мозгового штурма: ваши ассоциации, связанные со словом «рыцарь»)
(записывается на доске, или открывается на заранее написанных табличках, или выдается каждой группе)
– Вам выданы карточки со словами, относящимися к слову «рыцарь». Ваша задача, используя данные слова, составить рассказ о рыцаре.смелый, отважный воин, прошедший специальную подготовку, всегда собранный и подтянутый.
железные доспехи, шлем с забралом, копьё, меч, щит.
благородно и возвышенно относится к женщине
— Кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из словаря. (читает ученик)
Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. (обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря)
– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.).
II. Знакомство с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».
У Юрия Яковлева, портрет его на доске, есть рассказ, который называется «Рыцарь Вася».
– Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)
– А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.)
– Можно уже по названию рассказа определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?
– Послушайте, пожалуйста, рассказ. (чтение рассказа учителем)
III. Беседа по рассказу.
«А в его груди билось благородное сердце рыцаря».
– Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.
– Цитатами докажем, был ли Вася рыцарем? И если был, то ответим, в чём заключалось его рыцарство. У вас на столах есть листочки с цитатами, вы должны выбрать нужные и зачитать.
«… куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги…все считали, что причина его полноты – обжорство… вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.»
– Что ещё можно о нём сказать?
«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.»
«Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»
«Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал… медленно и тяжело…»
«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через коня ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на чёрной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шёл в строй.»
«Ему не везло буквально во всём.»
«Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.»
– Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет) Почему?
– Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)
– Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)
– А в свой адрес слышал:
«Мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»
«Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал: «На такого толстого никакие доспехи не налезут.»
«… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место»
«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать…»
– Как должны были поступить окружающие?
– Внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша)
– Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.
«Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяк и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. Лёд слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.»
«А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.
Тюфяк схватил малыша за руку…наконец первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись в своего спасителя. Зубы его стучали. А по лицу текли слёзы.»
– Оцените поступок Васи.
– В этом рассказе есть герой и антигерой. Как вы думаете, кого можно назвать героем, а кого антигероем? Объясните свою точку зрения.
– Сделайте вывод, кто такой антигерой?
– «Неожиданно он подумал, что если бы на нём были тяжёлые рыцарские доспехи, то лёд сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана»
– Как вы считаете, эти слова Васи вносят сомнение в его мечту стать рыцарем?
– А какие слова подтверждают, что Вася продолжает жить своей мечтой? («Он с трудом протиснулся за парту – сдвинул её с места, – а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря.»
IV. Вывод. Работа в группах.
– Прочитайте афоризмы (записаны на доске или на листочках), объясните каждое из высказываний (работа в группах) и подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение в сегодняшнем уроке?
Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес
При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелёв
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон
Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться. И. Гёте
Добро, любовь, красота… венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. М. Пришвин
А в его груди билось благородное сердце рыцаря. Ю. Яковлев
V. Проблемные ситуации. Ритуал посвящения в рыцари.
– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вам нужно будет найти выход из критической ситуации.
На улице незнакомая женщина падает в обморок. Ваши действия.
Вы учите уроки, а сосед за стеной громко включил магнитофон. Ваши действия.
На пляже вы слышите крик: «Помогите, тону!». Ваши действия.
– Я думаю, что вы тоже достойны быть рыцарями. Итак, приступим к ритуалу. Обязательный рыцарский ритуал: