Михалков Сергей сказка «Новогодняя быль»
Читательский дневник по сказке «Новогодняя быль» Сергея Михалкова
Автор: Михалков, Сергей Владимирович
Название произведения: «Новогодняя быль»
Главные герои: Ёлочка, Сорока, лесничий
Второстепенные герои: дети лесника.
Характеристика главных героев:
Сорока — вредная и ехидная.
Припугнула маленькую ёлочку.
Ёлочка — нежная и добрая.
Испугалась и очень переживала, что её срубят.
Лесничий — добрый и находчивый.
Устроил детям настоящий праздник без вреда для природы.
Характеристика второстепенных героев:
Мальчик и девочка — дети лесника. Добрые и весёлые.
Краткое содержание сказки «Новогодняя быль»
В лесу росла молоденькая ель.
Она радовалась жизни, дружила с зайцем, но ей всё равно было одиноко.
Однажды сорока предсказала ели, что зимой её срубят.
Ёлочка потеряла покой и со страхом ждала зимы.
Под Новый год к ней подошёл человек и отряхнул от снега.
Ель потеряла сознание, а когда очнулась, поняла, что ещё жива.
Но она была украшена новогодними игрушками.
К ней подошли дети лесничего и стали хвалить отца, который придумал нарядить ель прямо в лесу.
План сказки:
4. Человек в новогоднюю ночь.
5. Игрушки и звезда.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль «Новогодней были»
Главная мысль сказки в том, что необязательно губить дерево, чтобы устроить себе праздник.
Основная идея сказки в том, что к природе нужно относиться с любовью.
Чему учит сказка
Сказка учит нас любить природу.
Учит относиться к природе бережно и не рубить ёлочки ради нескольких дней праздника.
Краткий отзыв о сказке «Новогодняя быль» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что часто люди губят природу ради минутного удовольствия.
И это касается не только срубленных под Новый год елей.
Это касается костров, мусора на месте пикника, сорванных цветов или пойманных насекомых.
Герои этого рассказа повели себя как настоящие герои.
Они оставили дерево расти, и оно радовало их много лет.
Это очень нужный и поучительный рассказ.
Автору удалось на примере лесника показать, как можно и нужно беречь природу.
Мне очень понравился лесник, который не погубил дерево.
Мне понравились его добрые дети.
И мне понравилась ёлочка.
Я всем советую прочитать этот рассказ и попробовать убедить родителей, что в Новый год можно обойтись очень красивыми и долговечными искусственными елями.
Пословицы к произведению:
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Немудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить.
Кто природу не бережёт, к тому болезнь приходит.
Срубить дерево — пять минут, а вырастить — сто лет.
Срубить легко, да душе каково?
Словарь неизвестных слов:
Копошиться — ковыряться, шевелиться.
Пласт — большой кусок.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте, только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда.
Ещё читательские дневники по произведениям Сергея Михалкова:
Библиотека произведений автора пополняется.
Конспект урока по литературному чтению С.Михалков «Новогодняя быль»
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: «С.Михалков «Новогодняя быль»
Цель: познакомить учащихся с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль;
Предметные: познакомить учащихся с произведением С.Михалкова «Новогодняя
быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах,
Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и
доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать
Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой и др., сюжетные
картинки к «Новогодней были»; портрет С.Михалкова; карточки для работы в парах и
1. Организационный момент
— Доброе утро, добрые дети,
Доброй улыбкой улыбнемся всем на свете!
Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
2. Сообщение темы урока и постановка цели.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”, совершим путешествие в сказочный зимний лес и попробуем помочь его жителям.
Какие задачи мы перед собой поставим, когда знакомимся с новым произведением?
— Познакомимся с произведением С.В. Михалкова «Новогодняя быль»
— Будем учиться безошибочно, выразительно читать.
— Будем отвечать на вопросы и находить ответы в тексте.
— Будем думать, делать выводы, анализировать.
3. Проверка домашнего задания. (слайд 5)
Итак, начинаем наше путешествие в зимний лес. И первой нас встречает красавица белоствольная берёза. Давайте представим, что мы подошли к ней, дотронулись до веточек, которые осыпаны снегом. А какой замечательный русский поэт тоже любовался красотой русской берёзы?
Дома вы учили наизусть стихотворение С. А. Есенина “Берёза”. Давайте послушаем ребят, которые постараются донести до слушателей красоту есенинского стиха. Вспомним, какие правила существуют при чтении стихотворения.
2. Правильность чтения
Молодцы, ребята, остальных мы послушаем на следующих уроках.
Ой, как холодно в лесу. Давайте погреем ручки. Фикультминутка (помять пальцы, дуть на них)
5. Подготовительная работа
— Дальше на нашем пути встречается … (ёлочка). У вас на столах есть ёлочки. За вашу работу на уроке я буду давать игрушки (наклейки). В конце урока посмотрим, у кого будет самая нарядная ёлочка.
— Ребята, а к каким видам растений относится ель? (хвойные)
— А что вы знаете про ель?
— Ель- дерево, которое мы называем птичьей столовой (свиристели, белочки, кабаны,
лоси, все приходят сюда в зимний холод).
Её используют в строительстве, при производстве бумаги, муз. инструментов.
Ребята, а ещё ель используют как украшение на новый год. Поднимите руки у кого на Новый год стояла живая ёлка? (Слайд 10)
Представьте, что эту красавицу срубят и на неделю всего принесут в дом, а потом выкинут. Как же нам помочь ёлочке? (выслушать ответы детей)
6. Сообщение темы урока. Постановка цели.
-А свой совет даёт нам замечательный детский писатель, с которым мы сегодня познакомимся.
Я напомню задачи урока (учитель напоминает)
— Познакомимся с произведением С.В. Михалкова «Новогодняя быль»
— Будем учиться безошибочно, выразительно читать.
— Будем отвечать на вопросы и находить ответы в тексте.
— Будем думать, делать выводы, анализировать.
7. Работа по теме урока. (слайд 13)
Учитель: С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Его отец был ученым-птицеводом, а мама работала сестрой милосердия и учительницей. В семье было 3-е детей. В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал. В детстве С. Михалков много читал, любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова. А в последствии стал знаменитым писателем, поэтом, переводчиком. Михалков популярен во всём мире, его книги переведены на многие языки. Их общее число 230 млн. экземпляров.
— Как вы думаете, что обозначает это слово “быль”
— Это было на самом деле. Может быть, эту историю автор помнит из своего детства, а
может быть, ему рассказал кто-то из знакомых.
Учитель. Прежде чем мы начнём читать, выполним несколько упражнений, которые
помогут нам читать правильно, быстро, выразительно.
У ёлки иголки колки.
Прочитайте трудные слова – по слогам, плавно, затем – целыми словами (хором).
В ам в тексте будут встречаться не знакомые слова.
— Как вы думаете, что они обозначают?
(Дети быстро отыскивают их в тексте и читают предложение)
Копошились – возиться с чем-нибудь. (с. 203)
В беспокойстве – лишённая спокойствия (с. 204)
Сознание – ясное понимание чего-нибудь. (с. 206)
Учитель: Во время первого чтения постарайтесь понять, о чём эта быль, представить
себя среди героев, стать участником событий. Попробуйте, слушая это произведение,
определить свои чувства, душевное состояние.
8. Чтение и анализ произведения.
3 часть – ученики по цепочке.
Почему ёлочка не чувствовала себя одинокой?
О чём рассказала сорока?
Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
Какой характер был у ёлочки?
(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила, тихо прошептала, неуверенно возразила)
Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)
О чём мечтала ёлочка вплоть до последнего дня уходящего года?
Как вы думаете, с какими намерениями к ней мог идти человек?
Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к ёлке)
Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с ёлочкой? (выросла)
Проверка первичного восприятия текста. (слайд 20)
— Почему же автор назвал сказку – былью?
— Что в этой сказке могло быть на самом деле, а что вымыслом?
— Понравилась ли вам сказка?
— Что особенного понравилось в этой истории?
— Какие чувства пробудила у вас эта сказка? (Было очень жалко ёлочку, хотелось её защитить)
— В какой момент вам было жалко ёлочку?
— От какого лица идет повествование в сказке? (автора)
— Чему учит эта сказка? (Любить и беречь природу, не рубить ёлки.)
Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён? Найдите в тексте.
Ребята мы с вами ещё вернёмся к нашей сказке, а пока. Физкультминутка. «Ёлочка»
Работа над содержанием в группах.
1. Охарактеризовать Ёлочку и Сороку. (Ёлочка: добрая, скромная, воспитанная, вежливая; Сорока: грубая, злая, вредная, болтливая).
2. Расположить события по порядку. (слайд 23)
Прилетела незнакомая сорока.
Ёлочка потеряла сознание.
На ветвях висели цветные стеклянные шары.
Каждый Новый год она вспоминает своё детство. (слайд 24)
— Ребята, что мы получили? (план нашей сказки)
— Когда он нам пригодится? (когда будем пересказывать)
— Пересказ по этому плану вы подготовите дома.
9. Знакомство со стихотворением С.В. Михалкова «Событие».
— А можно ли в стихах рассказать было ту же самую историю?
— Чем бы она отличалась от прочитанной нами? (В ней д. б. ритм, рифма, мелодичность.)
— С.Михалков эту историю записал и в стихах.
Послушайте всё стихотворение
В снегу стояла ёлочка –
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! –
И только поздно вечером
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Не срубленная! Целая!
Кто спас, кто разодел её?
— Какой вариант истории вам больше понравился?
— Ребята, а суть в этой истории одна, давайте определим её пословицей.
На слайде пословицы. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”?
3.Что посеешь, то и пожнешь.
— Для кого эта история закончилась хорошо? Только ли для Ёлочки?
— Человек, который делает добрые дела, чувствует себя счастливым
“ Спешите делать добрые дела”.
За работу на уроке вы получали ёлочные игрушки и клеили их на свои ёлочки. Давайте посмотрим, на чьей ёлочке больше всего игрушек. Выставление оценок. И я вместе с Ёлочкой благодарю вас за отличную работу.
11. Итог урока. (слайд 27)
— Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес.
— С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомиться?
— Чему научила нас эта сказка?
Охраняя наши леса, мы охраняем природу, охраняем Родину.
13. Домашнее задание. (слайд 28)
Конспект урока С. Михалков «Новогодняя быль».
Тема: «С. Михалков «Новогодняя быль».
Цели:
продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;
познакомить с литературной сказкой “Новогодняя быль”;
произвести анализ произведения.
Задачи:
продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;
продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
развивать устную речь, образное и логическое мышление, дикцию, словарный запас;
развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Сыплет, сыплет снег – снежок,
— Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
II . Работа над развитием речевого аппарата.
— Ребята, давайте выполним дыхательные упражнения. Итак, начали. Первое упражнение «Снежинки».
— Представьте, что вам на ладошку упали снежинки. Вам нужно их сдуть.
— Ребята, что нужно для того, чтобы снегопад превратился в метель? Давайте и в классе устроим метель, выполнив следующее упражнение.
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).
— Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.
— А теперь прочтите громко и весело.
— Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.
— Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.
III .Постановка темы и цели урока.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, чтобы узнать его фамилию необходимо разгадать ребус:
— Что у вас получилось? (Михалков.)
— Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, расшифруйте анаграмму:
— Что у вас получилось? («Новогодняя быль».)
— Прочитайте название еще раз. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? Когда будут происходить события?
— Сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”.
IV . Работа над темой урока
1. Знакомство с биографией С. В. Михалкова.
С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Прожил С. В. Михалков 96 лет.
В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал.
Его книги мы знаем и любим с самого детства.
— Давайте вспомним некоторые его произведения. Поиграем в игру. Я зачитываю отрывок произведения, а постараетесь вспомнить, как оно называется. Готовы?
1. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
— А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
— А у нас сегодня гость!
А у вас?
— А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят! («А что у вас?»)
2. Кто не знает дядю Стёпу?
Дядя Стёпа всем знаком!
Знают все, что дядя Стёпа
Был когда-то моряком. («Дядя Стёпа».)
3. Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём. («Песенка друзей».)
3.Зарядка для ушей «Умные ушки»:
• ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;
• плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;
• вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть.
4 . Слушание сказки С.В. Михалкова «Новогодняя быль».
— Сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним произведением С. Михалкова, называется оно «Новогодняя быль». У меня есть помощники, они заранее подготовились к чтению произведения по ролям. Слушайте внимательно и после прослушивания ответьте на вопрос: «К какому жанру относится это произведение?».
— К какому жанру относится это произведение? Почему?
— Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
— Что вам понравилось в этой истории?
— От чьего лица ведётся рассказ?
— Где происходили события?
— Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?
— Ёлочку-дерево автор наделил человеческими чертами.
— Вспомните, как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)
V . Закрепление изученного.
— Перед тем, как читать сказку «про себя», давайте обратим внимание на трудные слова и их правильное произношение:
— Прочитайте сказку «про себя».
2 . Выборочное чтение произведения.
— Прочитайте, как автор описывает Елочку?
— Прочитайте отрывок, в котором автор описывает обычную лесную жизнь?
— Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, что увидела Елочка, когда она очнулась.
— Ребята, когда отмечают Новый год? Как вы думаете, всегда ли так было?
3. Сообщение подготовленного ученика.
4.Работа над иллюстрацией.
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (с. 207).
— Какой эпизод изобразил художник?
— Куда, недолго думая, села Сорока?
— Как вы думаете слово «макушка» однозначное или многозначное? Макушка – это не только верхняя оконечность чего-либо (дерева, горы), но и верхняя часть головы.
— Дотроньтесь до своей макушки.
— Подумайте, когда говорят «ушки на макушке» (человек насторожен)?
— Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
5. Чтение отрывка по ролям. (Норицин, Кокул, Пыжив )
— Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?
— Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.
(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)
В снегу стояла елочка –
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её –
И только поздно вечером
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Кто спас, кто разодел её?
— Понравилось вам стихотворение?
7. Экологическая беседа.
— Чему учит нас С. Михалков в сказке «Новогодняя быль» и в стихотворении «Событие».
— С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку. Сейчас очень много красивых искусственных елочек. Они ничем ни уступают их лесным сестрам, при этом помогают беречь человеку окружающую среду. Послушайте стихотворение, о искусственной красавице.
(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)
И. Токмакова. Живи, ёлочка!
Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая. Кому? Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой неспиленной ели!
— Подумайте, а что ещё может сделать человек, для того, чтобы не рубили ели?
— Для того чтобы сохранить животных и растения люди создают заповедники – это место, где запрещается рубить, рвать растения, убивать животных.
— Ребята, а к каким видам растений относится ель? (Хвойные.)
— А какие хвойные растения вы еще знаете? Как отличить ель от сосны? Кто сможет соотнести изображение хвойного дерева с иллюстрацией?
8. Игра «Найди дерево».
Хвойные леса особенны.
Кедр – в старину называли живицей. Если помазать резаную рану смолой кедра, то она не загноится и заживет.
Если походить по хвойному лесу, подышать этим воздухом, то не заболеешь простудными заболеваниями. Беречь хвойные леса нужно еще и потому, что растут они очень медленно. За год растение вырастает лишь на 10-15 см.
— С каким произведением познакомились на уроке?
— Кто был героем сказки?
— Что нам хотел донести автор?
Конспект урока по литературному чтению «С.Михалков. Новогодняя быль» (2 класс)
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №83 ИМЕНИ Г.И.БАЛАНОВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Литературное чтение, 2 класс
С. Михалков «Новогодняя быль».
Характеристика героев произведения .
Баглаева Румяна Владимировна,
учитель начальных классов
Тема: «С.Михалков «Новогодняя быль”. Характеристика
познакомить учащихся с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; отрабатывать умение работать над иллюстрацией; закреплять навыки составления плана сказки; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; учить работать в группах;
развивать внимание, память, речь учащихся;
воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников; прививать интерес и любовь к чтению; воспитывать бережное отношение к природе.
4. Сюжетные картинки к «Новогодней были».
5. Портрет С.Михалкова.
6.Учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой.
7.Выставка книг С. Михалкова.
8. Карточки для работы в парах и группах.
9. Словарь Сергея Ивановича Ожегова
І. Организационный момент.
— Доброе утро, добрые дети,
Светлой улыбкой улыбнёмся всем на свете!
Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся.
Готовы вы к уроку? Да
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас.
II . Речевая разминка.
1) Дыхательная гимнастика.
«Воет вьюга»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно «У», усиливая ( в другой раз – ослабляем) звук.
«Озябшие руки»: пальцы одной руки сжать в кулак, который обхватить ладонью другой руки; поднести руки к губам, и сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца.
2) Артикуляционная разминка.
«Хомячок»: плотно сжав губы, надуть обе щёки и имитировать жевательные движения хомячка.
«Конфета»: заложить язык за щеку как конфету, а за тем перемещать его из одной стороны в другую.
3) Работа над скороговоркой.
Ель на Ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
— Начните рассказывать шёпотом и постепенно усиливайте голос.
— Начните рассказывать медленно и постепенно ускоряйте темп.
III Проверка домашнего задания.
— Какое домашнее задание вы подготовили?
Докажите, что это сказка. (Есть зачин. Присутствуют слова и выражения, типичные для русской народной сказки: «По чистому полю, по густому лесу», «Еле ноги унёс, до сих пор бока болят», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи»; повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил»)
Выборочное чтение и пересказ сказки.
— Как решили позабавиться два Мороза? (найдите диалог и прочитайте)
— Куда едет купец? Куда едет крестьянин? (найдите в тексте и
— Как одет купец? (перескажите)
— Как одет крестьянин? (перескажите)
— Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно? (найдите в
тексте и прочитайте)
— Какое предложение выражает основную мысль сказки?
«Мороз не велик, да стоять не велит»
«Где тепло, тут и добро»
«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи»
«У работающего дело в руках огнём горит»
«Береги нос в большой мороз».
волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма Деду Морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)
— А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей), и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться и говорить с «Новым годом!», «С новым счастьем!»
2) Стук в дверь – телеграмма. (4 слайд)
Прочитаем её. Подумайте, с какой интонацией нужно прочитать эту телеграмму в зависимости от содержания (радостно, тревожно, с призывом о помощи).
Дорогие ребята! Скоро Новый год, а мне очень страшно. Я боюсь, что меня унесут из родного леса, от моих друзей. Помогите мне!
Учитель: Кто из жителей леса мог прислать эту телеграмму? (Ёлочка)
Представьте, что эту красавицу срубят и на неделю всего принесут в дом, а потом выкинут. Как же нам помочь ёлочке?
Об этом расскажет нам стихотворение «Живи ёлочка!», которое написала Ирина Токмакова. А вы послушайте и скажите, как И.Токмакова предлагает нам помочь ёлочке.
Стихотворение «Живи, ёлочка!» И. Токмаковой.
Мне ёлку купили! Мне ёлку купили!
В лесу на опушке её не рубили.
А сделали ёлку на добром заводе
Хорошие дяди, весёлые тёти.
А ёлка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая. Кому? Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой неспиленной ели!
— Какой же совет дала нам И.Токмакова, как помочь ёлочке?
(6 слайд– искусственная ёлка)
И. Токмакова предлагает нам покупать искусственные ёлки. Они долговечны, и помогают спасти очень много живых елей. А выглядят искусственные ёлки
нисколько не хуже настоящих, даже лучше.
— А ещё, ребята, мы с вами и сами сделали ёлочку. Посмотрите, какая красавица получилась!
VI . Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, книги которого у нас на выставке.
— Узнали вы эти книги? Вы догадались, о каком авторе идёт речь.
Учитель: Лерочка подготовила нам небольшое сообщение о творчестве С. В. Михалкова. (8 слайд)
С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Его отец был ученым-птицеводом, а мама работала сестрой милосердия и учительницей. В семье было 3-е детей. В школу Серёжа Михалков пошёл учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал. В детстве С. Михалков много читал, любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова. А в последствии стал знаменитым писателем, поэтом, переводчиком.
Михалков популярен во всём мире, его книги переведены на многие языки. Их общее число 230 млн. экземпляров.
— А какие произведения С.Михалкова вы знаете?
С этими книгами вы познакомились ещё в детском саду.
— На выставке есть стихи и сказки.
— Ребята, а кто для нас создаёт сказки? (народ, авторы)
— Какие народные сказки мы с вами прочитали во втором классе?
(«Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и тетерев», «Лиса и
журавль», Каша из топора», «Гуси-лебеди», «У страха глаза
— Как называются сказки, которые создают авторы? (авторские)
— Сказки каких авторов мы прочитали во втором классе?
(В. Бианки «Сова», Б. Житков «Храбрый утёнок», А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»).
— Сегодня на уроке мы познакомимся с авторской сказкой
С. Михалкова «Новогодняя быль»; б удем учиться безошибочно, выразительно читать; отвечать на вопросы и находить ответы в тексте; будем думать, делать выводы, анализировать; совершим путешествие в сказочный зимний лес и попробуем помочь его жителям.
3) Работа со словарём. (9 слайд)
— Как вы думаете, что обозначает это слово “быль”?
— Это было на самом деле. Может быть, эту историю автор помнит из
своего детства, а может быть, ему рассказал кто-то из знакомых.
— А точнее мы определим значение этого слова в словаре Сергея
Ивановича Ожегова. (Словарь)
У меня в руках словарь Ожегова, а на экране страничка из этого
— Как расположены слова в словаре?
VII . Подготовительная работа перед чтением. (10 слайд)
— Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
Словарная работа. (11 слайд)
-Вам в тексте будут встречаться незнакомые слова.
— Как вы думаете, что они обозначают?
Копошились – возились с чем-нибудь. (с. 203)
В беспокойстве – лишённая спокойствия.(с. 204)
Сознание – ясное понимание чего-нибудь. (с. 206)
VIII . Первичное восприятие текста. Проверка усвоения понимания.
Почему ёлочка не чувствовала себя одинокой?
С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
О чём рассказала сорока?
Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
Какой характер был у ёлочки?
(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо
попросила, тихо прошептала, неуверенно возразила)
Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)
С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
О чём мечтала ёлочка вплоть до последнего дня уходящего года?
Как вы думаете, с какими намерениями к ней мог идти человек?
С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент.
Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к ёлке)
С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с ёлочкой? (выросла)
ІХ. Беседа после чтения.
— Почему автор назвал сказку былью?
— Что в этой сказке могло быть на самом деле, а что вымысел?
— Какие чувства пробудила у вас сказка? (Было очень жалко ёлочку,
хотелось её защитить).
— От какого лица идет повествование в сказке? (автора)
— Чему учит эта сказка? (Любить и беречь природу, не рубить ёлки.)
Х. Чтение сказки детьми.
2) Чтение «Гонка за лидером».
4) Выборочное чтение
— Как автор описывает ёлочку?
— Прочитайте, почему Ёлочка потеряла сознание?
— Что с ней случилось, когда она проснулась?
— Почему слово «Ёлочка» автор записывает с заглавной буквы? (Ёлочка-
главный герой рассказа)
изображён? Прочитайте его.
ХІ. Работа над пословицами (в парах) .
На ваших столах лежит листочек с пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль сказки.
За всякое дело берись умело.
Добро помни, а зло забывай.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
— Для кого эта история закончилась хорошо? Только ли для
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ДЕЛАЕТ ДОБРЫЕ ДЕЛА,
ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ.
ХІ I . Закрепление изученного. Работа над содержанием в группах. (12 слайд)
1группа: Работа с сюжетными картинками .
— Я приготовила для вас 4 иллюстрации к «Новогодней были».
Расставьте их по порядку (поставить цифры по порядку)
2 группа: Расположить события по порядку.
Росла ёлочка.
Прилетела незнакомая сорока.
Приход лесника.
На ветвях висели цветные стеклянные шары.
(Проверка-доска. Картинки по порядку, План под картинки.)
— Ребята, что мы получили? (план нашей сказки)
— Когда он нам пригодится? (когда будем пересказывать)
— Пересказ по этому плану вы подготовите дома.
3 группа: Охарактеризовать Ёлочку и Сороку. (Ёлочка: добрая,
скромная, воспитанная, вежливая; Сорока: грубая, злая, вредная,
ХІІ I . Рефлексия. Расширение кругозора. Знакомство со
стихотворением С.В. Михалкова «Событие».
— А можно ли в стихах рассказать было ту же самую историю?
— Чем бы она отличалась от прочитанной нами? ( В ней должен быть
ритм, рифма, мелодичность.)
— С.Михалков эту историю записал и в стихах. (13 слайд)
В снегу стояла ёлочка –
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! –
И только поздно вечером
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Не срубленная! Целая!
Кто спас, кто разодел её?
— Какой вариант истории вам больше понравился?
— Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес.
— С творчеством какого детского писателя мы продолжили
— Чему научила нас эта сказка?
Охраняя наши леса, мы охраняем природу, охраняем