План по сказке сказка о потерянном времени четвертый класс

Сказки

Конспект урока литературного чтения по теме «Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени» (4-й класс)

Класс: 4

Цели урока: работать над содержанием сказки Е.Шварца; повторить знания о сказке как жанре народного творчества и авторской сказке; развивать речь, мышление, внимание, память; обогащать словарный запас; воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Оборудование: Родная речь. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 [Сост. Л.Ф.Климанова и др.] – М: Просвещение – ОАО “Московские учебники”, 2005. – 223с. : ил., портрет Е.Л.Шварца.

— Что было задано на дом? (Дочитать “Сказку о потерянном времени” Е.Шварца, с которой начали знакомиться на предыдущем уроке)

— Какие навыки, умения вы развивали дома, читая это произведение? (Развивали осознанность, правильность, выразительность чтения)

Далее учитель знакомит учащихся с целями урока.

2. Беседа о сказках.

— Чем сказка отличается от других литературных произведений? (Ответы учащихся)

Прочитайте определение из энциклопедического словаря (на доске):

“Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, чаще прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел”.

— Что такое “фольклор”? (Народное творчество)

К эпическим произведениям относятся повествовательные произведения – большинство фольклорных произведений, романы, повести, рассказы, новеллы.

“Авантюрного характера” – значит, приключенческого характера.

Назовите сказки, которые вы читали. (Ответы учащихся)

— На какие 2 группы их можно разделить? (Народные и авторские)

3. Задания по сказкам.

В это время два учащихся на доске с помощью стрелок распределяют сказки в два столбика: русские народные сказки литературные (авторские) сказки.

Иван-царевич и серый волк

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

В это время остальные учащиеся: рассматривают портреты писателей и должны догадаться, кто “лишний” и почему? На доске – портреты А.Пушкина, Л.Толстого, А.Толстого, В.Катаева, С.Есенина, М.Горького, К.Чуковского, С.Маршака. (С.Есенин “лишний, т.к. он не писал сказок) Что общего у остальных писателей? (Русские писатели)

— Кто писал сказки поэтическим языком? (Ответы учащихся). Назовите все сказки А.С.Пушкина.

Затем весь класс проверяет, как учащиеся выполнили задание на доске. Назовите авторов литературных сказок.

Посмотрите ещё раз на портреты писателей-сказочников. Кто из них писал свои произведения в XX веке? (Ответы детей)

Евгений Шварц тоже прославился в XX веке благодаря своим замечательным сказкам. Одну из них вы прочитали на прошлом уроке и дома. А каким человеком вы себе представляете Е.Шварца?

4. Сообщение заранее подготовленных учащихся о Е.Л.Шварце.

Послушайте сообщение ребят о писателе, запомните о нём как можно больше сведений.

На доске – портрет Е.Шварца и годы его жизни: 1896–1958 гг.

“Евгений Львович Шварц родился в 1896 году в семье земского врача. Детство будущего писателя прошло в Майкопе. Родители любили театр, сами участвовали в любительских спектаклях и передали любовь к театру и литературе сыну. В реальном училище Шварц заполнял стихами свои и чужие альбомы.

В 1913 году он поступил в Москве на юридический факультет народного университета имени Шанявского. Гражданская война поменяла его планы. Шварц поступил в ростовскую Театральную мастерскую.

Со временем он стал печататься в провинциальной прессе, а с 1924 года в журналах и альманахах Ленинграда. Его дарование с наибольшей полнотой раскрылось в жанре пьесы-сказки для детей и взрослых. Лучшие пьесы – “Голый король”, “Красная шапочка и Серый волк”, “Снежная королева”, “Кукольный город”, “Два клёна”, “Тень”, “Дракон” – Евгений Шварц создал с 1934 по 1944 годы. В трагическое для нашей страны время массовых репрессий и Великой Отечественной войны писатель поднимал в своих сказках “вечные вопросы”: о сущности человеческой натуры, о добре и зле, о том, что такое “подвиг”…”

Из статьи Людмила Поликовской “Меня Господь благословил идти…”

3аранее подготовленные учащиеся в коридоре переодеваются в костюмы для инсценировки начала “Сказки о потерянном времени”.

Учитель читает за автора, 3 учащихся изображают Петю Зубова (мальчиком и старичком), тётю Наташу и маму. (Учебник – страницы 106–108)

7. Беседа по содержанию сказки и выборочное чтение.

— Как звали героя сказки? Что с ним произошло? (Он внезапно постарел). Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века). Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета “Пионерская правда” – приметы того времени). Где случилась эта история? (В городе). Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников)

Прочитайте этот эпизод на странице 109.

Далее – чтение по ролям: автор, Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович (страницы 109–110).

— Как поступил герой сказки? Найдите и прочитайте выразительно этот отрывок (страница 110).

— Как характеризует Петю его решение искать стариков-школьников? Что произошло вследствие этого решения? Кого Петя нашёл сначала? Каким образом? (Выборочное чтение на страницах 111–112)

Аналогичная работа на странице 113.

— Когда Петя нашёл всех детей-старичков, что произошло дальше? Чем закончилась сказка?

8. Подведение итогов.

— Понравилась вам сказка? Чем? Чему она учит? Найдите главную мысль сказки прочитайте её (страница 115 – “…ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”).

— Как понимаете название сказки? Какой еще совет дает писатель? (Cтраница 114 – “…иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь”)

— Как называется раздел учебника? (“Делу время – потехе час”). Как понимаете смысл этой поговорки? Какие ещё поговорки про время вы помните? (“Кончил дело – гуляй смело”)

— Как вы считаете, Петя – положительный или отрицательный герой? Почему вы так думаете?

— Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие качества вы развивали во время урока? Будете ли теперь относиться ко времени?

9. Домашнее задание.

Подумайте над вопросами:

— Зачем люди сочиняют сказки?

— Зачем писатели пишут авторские сказки по мотивам народных?

Источник

Шварц Евгений «Сказка о потерянном времени»

Читательский дневник по произведению «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца

Автор: Шварц, Евгений Львович

Название: «Сказка о потерянном времени»

Жанр: сказка литературная.

Главные герои: школьники Петя и Вася, Маруся и Наденька, злые волшебники в количестве четырёх человек.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Петя Зубов — ленивый и неторопливый мальчик, который вечно отставал и из-за этого превратился в дедушку.

Понял, что нужно ценить время, иначе можно остаться одиноким.

Вася, Маруся и Наденька — верные товарищи. Такие же ленивые и неторопливые.

Вместе преодолели все трудности.

Злые волшебники — хитрые и коварные. Неудачники.

Краткое содержание «Сказки о потерянном времени»

Петя Зубов не был самым прилежным мальчиком.

Учился он в третьем классе плохо.

Петя постоянно отставал от однокашников в учёбе и обещал догнать их в каждой новой четверти.

Но вот однажды случилось чудо.

Придя в школу, Петя понял, что внезапно превратился в старичка.

Даже родная мама не узнала его.

В панике Петя бежит куда глаза глядят, и оказывается в домике в лесу, в котором жили злые волшебники.

Мальчик узнаёт, что эти волшебники забрали его время, и превратились в молодых.

Он также узнаёт, как расколдовать себя и трёх собратьев по несчастью.

Читайте также:  Рассказ про виртуальный город моей мечты

Петя находит других детей, ставших стариками, и отправляется в домик волшебников.

В полночь он откручивает часы назад и дети вновь становятся молодыми.

План сказки:

1. Третьеклассник Петя Зубов.

2. Нежданная старость.

5. В лесной избушке.

6. Заклинание волшебников.

7. Поиски других детей.

10. 77 оборотов стрелки.

Детский рисунок-иллюстрация:

Основная мысль произведения «Сказка о потерянном времени»

Главная мысль сказки в том, что время нельзя тратить бессмысленно, его надо беречь и обращаться с ним как с драгоценностью.

Основной идеей автора оказывается мысль о том, что каждый даром проведённый час делает человека стариком.

А значит надо стремиться к тому, чтобы каждую минуту своей жизни использовать на полезные дела.

Чему учит произведение:

Сказка учит беречь своё и чужое время.

Учит тому, что время нужно проводить с пользой.

Учит не прогуливать уроки, не лениться, всё успевать.

Учит дружить и помогать товарищам.

Краткий отзыв о «Сказке о потерянном времени» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я поняла, как важно ценить время.

Автор рассказал занимательную и даже смешную историю о том, как обычные нерадивые школьники волшебным образом превратились в старичков.

Эти ребята плохо учились, ленились, баловались, и их время забрали волшебники.

Но ребята смогли вернуть свою молодость, потому что действовали решительно и сообща.

Они плечом к плечу встали перед лицом общей беды и смогли обмануть волшебников.

Сказка заставляет задуматься о том, что нужно бережно относиться к своему времени.

Учит не тратить его на пустые, бесполезные занятия.

Ведь упущенное время в реальной жизни вернуть не получится.

А ведь сколько всего полезного и нужного можно было бы сделать в эти даром проведённые часы!

Я всем советую обязательно прочитать эту сказку, чтобы научиться правильно проводить своё время и не повторять ошибок главных героев.

Пословицы к произведению:

Пора да время дороже золота.

Временем кто дорожит, тот зря в постели не лежит.

Времени не догонишь.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу, как всегда, с опозданием.

Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:

— Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!

А тётя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

— Это я. Петя Зубов, — отвечает мальчик.

— А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тётя Наташа.

Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю, да как вскрикнет:

Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:

— Тётя Наташа, что с вами?

— Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тётя Наташа.

Ещё читательские дневники по другим произведениям Евгения Шварца:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Урок «Сказка о потерянном времени» по чтению в 4-м классе

Тема: Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»

Оборудование: книги о пословицах и поговорках, запись музыкального фона.

I. Организационный момент

тик-так, тикают часы
Минутка
Час исчез
в поисках минутки,
за часом отправились
целые сутки,
и не одни!
Ночи и дни!
И все еще не возвратились они
В поисках той драгоценной минутки,
Той, что дороже, чем целые сутки!

У. «Делу время – потехе час» – скажем тему урока.
Сегодня второй урок по этой теме, и вы постараетесь доказать истинность этой поговорки. Глубоко понять смысл текста произведения Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени»
– Почему произведение так называется?
– О чем заставил нас задуматься автор?
– Вспомним о жанре, к которому оно относится.

Д. Авторская литературная сказка.
– Это волшебная сказка, т. к. в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики.

– В литературной сказке Шварца выполняются основные сказочные законы:

1. Закон сказочной справедливости – добро всегда побеждает зло.
2. Что сказано – осуществляется.
3. У сказки всегда хороший конец.

У. А теперь поработаем по плану, который составили на прошлом уроке.

План.

1. Петя превратился в старика.
– С чего все началось?
– Кто действует в сказке?
– Чтение 1 части.
– Что узнали?
– Что поняли? Петя стал размышлять, думать.
Ничему не успел научиться.
2. В домике злых волшебников (Тайна)
– Что произошло дальше.
– Чтение второй части.
– Что узнали?
– Что поняли?
Время волшебники украли у ребят.
3. Тайна.
– Какую тайну узнал Петя?
– Какой предмет является волшебным?
– Как думают о детях вамп?
4. На поиски « старых» детей.
Как шли поиски?
– Чего раньше Петя не замечал?
– По каким признакам искал Петя стариков-школьников?
5. Беспокойная дорога к домику волшебников.
– Что скажите?
– Встречали препятствия – стыдно. Заблудились (иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.)
– Что помогло?
6. Заветные ходики делают чудо.
– Прочитайте условие волшебства.
– Соотнесите текст с картинкой.
– Как дети вернули время?
– В каком предложении заключается главная мысль сказки?

У. Поясните пословицу «Чего немножко, того не мечи за окошко»
Запишите 2 пословицы. «Человек, который попросту теряет время, сам не замечает как стареет»
– Время нашего урока подошло к концу.
– Что вы поняли?
– Нельзя терять понапрасну время.

У. Потеряешь деньги – ничего не потеряешь.
Потеряешь здоровье – немного потеряешь.
Потеряешь время – потеряешь жизнь.

Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро.

У. Закончим наш урок стихотворением С. Баруздина (Приложение 2).

Стихи о человеке и его часах.

Ведут часы секундам счет.
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет. …
… С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!

Домашнее задание: краткий пересказ.

– тик-так, тик-так….

Источник

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»(4 класс)

Урок по литературному чтению в 4 классе.

Тема: « Е.Л. Шварц « Сказка о потерянном времени ».

— познакомить обучающихся с творчеством Е. Л. Шварца;

— учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;

— отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

— выделять главное из прочитанного текста;

— развивать память, речь, мышление.

В сфере личностных УУД:

Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

В сфере регулятивных УУД:

Научить принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

В сфере познавательных УУД:

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;

Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

В сфере коммуникативных УУД:

Читайте также:  Рассказ бунина лапти нравственный смысл рассказа

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Оборудование: презентация, карточки с заданием, пословица из слов, вопросы.

1. Подготовка восприятия обучающихся к изучению нового раздела.

Учитель начинает урок с пословицы, которая записана на доске:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

– Как вы ее понимаете? ( Если ни чем не заниматься, то день будет скучным и длинным.)

– Какие ещё пословицы на данную тему вы знаете?

У чащиеся называют пословицы. (Сделал дело, гуляй смело. Делу время- потехе час. Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.)

– Как вы думаете, о чём будут произведения в разделе с таким названием?

В ысказывания детей. (Произведения данного раздела научат нас правильно использовать время.)

– Открывает раздел « Сказка о потерянном времени » Евгения Львовича Шварца. ( Слайд 3 )

– Евгений Шварц родился в Казани, а детство прошло в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.

Воспитанию детей уделялось много времени. Мать читала им вслух. Женя, слушая сказки, ужасно боялся, что все плохо кончится. Если мальчик отказывался есть котлету, то мама начинала рассказывать сказку, где все герои попадали в безвыходное положение: « Доедай, а то все утонут ». И мальчик все доедал.

В Майкопе была прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались его друзьями на всю жизнь. Здесь твердо решил стать « романистом ». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы: « Кем ты хочешь быть? », забыв слово « писатель ». Здесь начал сочинять стихи – « безобразные, похожие на ископаемых чудищ ». Майкоп Шварц называл городом своей души.

Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста ( « Золушка », « Дон Кихот », « Снежная королева » и др.). Несмотря на то что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и « взрослые » пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г. Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными. ( Слайды 4,5,6,7)

Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России. (Слайд 8,9)

– Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит своё время, который попросту теряет его?

Ответы детей. (Он не научится читать и писать.Он ничего не будет знать.)

– А вот что случилось с детьми, учениками начальных классов, из « Сказки о потерянном времени » Евгения Шварца. ( Слайд 10 )

Учитель и учащиеся часть « Сказки читают … » до слов: « И шел он по лесу, пока не стемнело ».

Кто такой Петя Зубов? ( Ученик 3 класса 14 школы )

— Что произошло с Петей и почему? ( Превратился в высокого, худого, бледного старика)

– Как вы думаете, сумеет ли Петя вернуться в свои годы? ( Да )

– Какие чувства вызвало у вас поведение Пети?

– В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части сказки? ( Перемещение во времени )

1. Словарная работа (Слайд 11,12,13,14) Картинный показ (в процессе чтения).

керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина

ходики – небольшие настенные часы

2. Игра: « Найди потерянное слово »

Работа в парах по карточкам. (Дети находят в тексте предложение с пропущенными словами, вписывают их и зачитывают)

Так он опаздывал да ___________________, отставал да ________________ и не тужил.

— А почему у тебя _______________ голос такой ______________? – спрашивает тетя Наташа.

Вышла тетя _____________ из-за вешалок, __________________ на Петю да как вскрикнет:

Взглянул мальчик в _____________ и чуть не _______________.

Смотрел на ________ Петя, смотрел, и затряслась его ____________ борода.

Отвернулся ______________ Петя и пошел куда ______________ глядят.

— К выделенным словам подберите слова-антонимы.

— Какой частью речи они выражены? ( Это глаголы )

Сейчас каждая пара будет работать над своим отрывком. Они у вас отмечены. Прочтите самостоятельно отрывок из сказки и ответь на вопросы.

1 пара: с. 6-7. со слов « хорошо бы отдохнуть » до слов « в одинокой лесной избушке »

Вопрос: 1.Кого увидел Петя в комнате, когда проснулся?

2. Чем занимались мальчики и девочки?

2 пара : с.7-8 со слов « замер Петя Зубов » до слов « а ребята – старыми стариками »

Вопрос: 1.Кто сидел за столом в лесной избушке?

2. Что забрали волшебники у ребят?

3 пара : с.8 со слов « как быть, что делать » до слов « ответил Сергей Владимирович »

Вопрос: 1.Что считали волшебники на счетах?

2. Что считал на счетах Сергей Владимирович?

4 пара : с.9 со слов « он вышел на » до слов « все это узнать? »

Вопрос: 1.Почему волшебник не увидел Петю в сене?

2. О чем говорили волшебники в домике?

5 пара : с.10 со слов « а Пантелей » до слов « искать стариков-школьников »

Вопрос: 1. О чем говорили волшебники?

2. Куда побежал Петя, выбравшись из домика?

6 пара : с.10 со слов « город еще не проснулся » до слов « прошептал Петя робко »

Вопрос: 1. Кого увидел Петя на рассвете?

2. Была ли это школьница?

— А тексте встретились вот такие предложения? Назовите их одним словом. Что это? ( Поговорка ) ( Слайд 15 ). Давайте их найдем в тексте и объясним их смысл. Что обозначает 1 поговорка, 2 поговорка, 3 поговорка?

стр. 6 « Все пропало »

стр.8 « Терять время понапрасну »

стр.10 « Держать ухо востро »

( Дети высказывают свои мнения)

Назовите главных героев отрывка?

Назовите главную мысль увиденного отрывка?

— Какой персонаж есть в сказке, а нет в мультфильме?

Назовите пословицу, которая начинает наш раздел?

С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

Какое произведение Е.Л.Шварца читали на уроке?

Почему произведение названо сказкой?

Почему произведение названо « Сказка о потерянном времени? »

Чему учит эта сказка?

— Хочу закончить наш урок словами Е.Л.Шварца « Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки ».

Домашнее задание: дочитать « Сказку о потерянном времени » Е. Шварца (с. 4 –10), ответить на вопросы. (слайд 17)

3. В.Е. Головинчер В.Е. Эпический театр Е.Шварца. Томск, 1992.

Читайте также:  Рассказ 23 февраля для детей старшей группы

5. Цимбал С. Евгений Шварц.- Л., 1961.

6. Яшина Н.Г. “Средства и иносказания в пьесах Шварца и М. Булгакова”.

7. Е.С. Гостимская, М.М. Мишина «Уроки по курсу литературное чтение» к учебникам Л.Ф.Климановой и М.В.Головановой 4 класс, Москва,2006 г.

Источник

Урок по литературному чтению в 4 классе с использованием ИКТ. Евгений Львович Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Людмила Сладкова
Урок по литературному чтению в 4 классе с использованием ИКТ. Евгений Львович Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Литературное чтение.

Евгений Львович Шварц.

«Сказка о потерянном времени».

Цели урока:

1. Познакомить с произведением Е. Л. Шварца. Уметь анализировать характер и поступки героев; делить текст на части, выделять главное, составлять план и озаглавливать части.

2. Через произведения Е. Л. Шварца учить детей справедливости, чувству долга, ответственности, взаимопомощи, воспитанности.

3. Развивать память, речь и мышление.

Ход урока.

Урок литературного чтения

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Речевая разминка.

-Прочитайте загадки, отгадайте.

Без ног и без крыльев оно,

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

— Прочитайте, разделяя на слоги.

-Прочитайте загадки скороговоркой.

III. Вводная беседа о новом разделе.

— Неслучайно наш урок я начала этими загадками. Вспомните отгадки и подумайте. Как эти два слова могут быть связаны друг с другом.

— Прочитайте название раздела, который мы с вами начнём изучать

(«Делу время – потехе час».)

-Как вы понимаете его смысл?

-О чём должны быть произведения в данном разделе?

IV. Ознакомление с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца.

-Прочитайте имя писателя, с чьим произведением вы сегодня познакомитесь?

-Читали ли мы произведения данного автора?

2. Рассказ о писателе.

Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что всё плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался, есть котлету, мама начинала рассказывать сказку. Все герои,которые попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И я доедал».

Учился на юридическом факультете Московского университета.Сотрудничал в детских юмористических журналах: «Ёж», «Чиж». В конце 20-30 годах работал заведующим детской редакции Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи.

Е. Л. Шварц использовал сюжеты народных сказок, а также сказок Х. К. Андерсена для создания собственного художественного мира.Им написаны пьесы: «Голый король», «Снежная королева», «Красная шапочка». По сценарию Шварца сняты фильмы: «Золушка», «Дон Кихот» и др. Умер Е. Л. Шварц 15 января 1958 года, в Ленинграде.

-А теперь проверим,насколько внимательны вы были:

— Какая была семья у маленького Жени?

— Что вы запомнили о деятельности и творчестве Шварца?

4. Словесное рисование

-А каким вы его представляете?

(Он был большим, весёлым, остроумным и жизнерадостным).

V. Работа с текстом.

1. До чтения.

-Прочитайте заглавие произведения.

-Читали ли произведение с таким же названием?

-Какого жанра будет данное произведение?

-Рассмотрите иллюстрацию. Какие появляются мысли, предположения?

2. Работа с учебником. Чтение текста вслух учителем и хорошо читающими детьми.

— Все учащиеся работают с карандашом, выделяя непонятные слова.

3. После чтения:

-В чём оправдались наши предположения?

-Давайте вернёмся к названию произведения. Почему она названа сказкой?

-Что же здесь сказочного?

Сказочные герои обычно чётко делятся на положительных и отрицательных. И, если положительные герои попадают в беду, то исключительно по вине отрицательных.Отрицательные черты характера: трусость, лень, жестокость, предательство. Вот над чем автор помогает нам задуматься своим произведением.

-К каким героям относятся герои сказки Шварца?

(Одни и те же герои в начале сказки отрицательные, а в конце сказки становятся положительными).

4. Словарно – орфографическая работа.

Объясните лексическое значение:

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – керосиновый нагревательный прибор с фитилями.

Ходики – стенные часы с гирями.

Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Хмурый (угрюмый, ненастный).

Сберечь (сохранить, спасти).

Трудиться (бездельничать, лениться, лодырничать).

5. Работа с пословицами и поговорками из текста.

— Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы поговорки?

— Найдите и объясните их смысл?

Как сквозь землю провалился – стр. 13

И в ус не дует – стр. 13

6. Работа с заранее заготовленным деформированным планом.

Заготовки раздать детям.

o 4- В лесном домике.

o 1- Мальчик Петя Зубов.

o 5- Опасение волшебников.

o 3-«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»

o 2-Превращение мальчика в старика.

o 8-Вежливые школьники.

o 9-Обратное превращение.

o 6-Где же они – дети – старики?

o 7-Превращённые отыскались.

• Мальчик Петя Зубов.

• Превращение мальчика в старика.

«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»

• Где же они – дети – старики?

-Какой это план? (цитатный)

-Последовательно ли он составлен?

-Определите последовательность.

• Разделить текст на части. Озаглавить части.

Пересказать сказку по плану.

VII. Работа с иллюстрациями.

-Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на стр. 5

-Прочитайте отрывок, который раскрывает смысл иллюстрации, данной на стр. 9.

VIII. Итог урока.

-Чему учит эта сказка?

-Что подразумевал Шварц под потерянным временем?

— Прочитать пословицу, объяснить смысл.

Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

На следующем уроке мы будем работать над содержанием текста, над характеристикой героев, почему с ребятами произошло несчастье и думать над тем, как дети смогли найти выход из трудных ситуаций.

РУВ 1- Индивидуальное задание:

1. Найти в тексте и выделить все, что касается Пети Зубова

2. Найти в тексте и выделить все, что касается Маруси Поспеловой

3. Найти в тексте и выделить все, что касается Васи Зайцева

4. Найти в тексте и выделить все, что касается Наденьки Соколовой

-Чем были заняты все люди?

-Как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков?

-Прочитайте о превращении ребят в стариков.

-Почему они смогли победить волшебников?

-Как вы относитесь к ребятам?

-А как к ним относится автор?

V. Деление сказки на части. Составление плана.

-Проверим, что у вас получилось.

Дети говорят, с каких слов начинается и какими заканчивается каждая часть. Как они её озаглавили. Части полностью не читаются.

От начала до слов: «И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу…».

До слов: «Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят».

До слов: «Хорошо бы отдохнуть».

До слов: «Подсчитали волшебники время, хотели спрятать счёт в стол».

До слов; «Город ещё не проснулся».

До слов: «Ходит Петя, бродит».

До слов: «Какие –то школьники ехали в этом же трамвае».

До слов: «Тут. К счастью, подошёл трамвай к лесу».

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе Цель: закреплять умение делить объекты живой и неживой природы на группы, продолжать учить детей выделять признаки объектов о объединять.

Источник

Познавательное и интересное