План работы кружка в гостях у сказки в доме культуры

Сказки

Рабочая программа кружка «В гостях у сказки»

МОУО «Отдел образования Администрации Куртамышского района»

МКОУ Куртамышского района «Нижневская СОШ»

на заседании педагогического совета школы

Протокол № от « » ________ 201_ года

№ от « » _________201_ года

И.о.директора МКОУ Куртамышского района

Уровень освоения программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 6 – 8 лет

Срок реализации 1 год

Автор-составитель: Постовалова Елена Владимировна,

учитель начальных классов.

Содержание

Паспорт программы

Ф.И.О. автора-составителя программы

Постовалова Елена Владимировна

Учреждение, где планируется реализация программы

Муниципальное казенное учреждение

Дополнительного образования Куртамышского района «Дом детства и юношества».

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Образовательная область деятельности

Культурология, художество, творчество, эстетика

Объём часов по годам обучения

1 год обучения: 33 часа.

Уровень освоения содержания образования

Формирование первоклассников как читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.

С какого года реализуется программа

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

1. Пояснительная записка

1.1 Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В гостях у сказки» имеет духовно-нравственную направленность направленность и реализуется с 2019 года. Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; на основе сборника основе сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011., с использованием методического пособия Д.В. Григорьев «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2011г.

1.2 Актуальность программы

Внеурочная деятельность «В гостях у сказки» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика – читателя.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно – этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

1.3 Цель и задачи программы

Цель: формирование первоклассников как читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.

• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.

• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей.

1.4 Адресат программы:

В период обучения принимаются все поступающие, специального отбора не производится.

По программе «В гостях у сказки» занимаются обучающиеся 6 – 8 лет.

1 год обучения – 20 человек.

Объём и сроки освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения – 33 часа.

Форма обучения – очная.

Программой предусматриваются различные формы организации образовательного процесса:

традиционное занятие-практикум (беседа, рассказ учителя, слушание);

занятия на основе нетрадиционной организации учебного процесса (презентация);

занятия, имитирующие общественную практику (составление сказок, загадок, ребусов, иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций).

Читайте также:  Рассказ ивана тургенева певцы краткое содержание

Новизна программы. В процессе данного курса внеурочной деятельности обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка. Включает следующие виды речевой и читательской деятельности: умение читать, слушать, говорить. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков. Ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Проводится совершенствование устной речи (умения слушать и говорить). Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Совершенствуется монологическая речь обучающихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Обучающиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения, делают рисунок, отражающий настроение и видение ребенка.

Данная программа раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.

1.5 Планируемые результаты.

Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса:

способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный и подвижный);

чертёж, рисунок, набросок, иллюстрация;

работа с разными средствами изобразительного искусства.

выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;

реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;

с помощью учителя анализировать произведение, планировать практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;

размышлять о характере и поступках героя;

высказывать своё отношение к прочитанному;

Читайте также:  Почему выздоравливает надя в рассказе слон

различать народную и литературную сказки;

находить в сказке зачин, концовку, сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп — положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи.

Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса:

К концу обучения учащиеся должны знать :

— популярные русские и татарские народные сказки;

— признаки сказки как жанра;

— виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

— правила работы с красками, пластилином, ножницами;

К концу обучения учащиеся должны уметь :

— слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

— иллюстрировать услышанное или прочитанное;

— пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

— передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

Источник

Календарно-тематическое планирование кружка по речевому развитию «В гостях у сказки»

МИНЕСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ДЕРГАЧЕВСКИЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Принята методическим советом

Директор ГБУ СО «Дергачевский специальный реабилитационный дом-интернат для детей»

Рабочая программа кружка

по речевому развитию

Составила: воспитатель Лутова Ю.А.

Содержание и формы работы с детьми…………………………………..5

Принципы кружковой работы…………………………………………….6

Методы и приемы используемые в кружковой работе………………….7

II. Содержательный раздел.

Календарно-тематическое планирование………………………………. 9

«Что надо сохранить от ребёнка в душе взрослого?

Широко раскрытые на мир глаза.

Горячую на всё отзывчивость.

Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость.

Мироощущение поэта: жизнь – сказка.»

Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр

устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него

оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и

вымыслом скрывается реальные человеческие отношение, отсюда и идет

огромное воспитательное значение сказки.

Таким образом, на сегодняшнем этапе жизни современного общества данная

тема очень актуальна.

Детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать

окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки,

развивать восприятие художественного слова.

Любой ребёнок является читателем, даже если он не умеет читать, а

только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он

воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

Всем давно известно, что сказка – это волшебный и увлекательный мир,

который очень интересен ребёнку. Учёными доказано, что сказки развивают

мышление малыша, учат думать, оценивать поступки героев, тренируют

память, внимание, речь. С помощью сказок можно воспитывать ребёнка,

помогать преодолевать негативные стороны его личности. Например,

жадному ребёнку полезно послушать «Сказку о рыбаке и рыбке», «О трёх

жадных медвежатах», трусливому – «О трусливом зайце».

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс

творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от

процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая

деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию

высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие,

внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учёбы

Творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему

усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло,

сострадание и ненависть, смелость и трусость.

Создавая произведения творчества, ребёнок отражает в них своё понимание

Читайте также:  Пословицы русские мудрые загадки хитрые сказки увлекательные в краткой форме

жизненных ценностей, свои личностные свойства, по – новому осмысливает

их, проникается их значимостью и глубиной.

Цели и задачи кружка.

Цель: нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с

творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам

русской художественной литературы; развитие творческих способностей,

фантазии детей; содействие гармонизации отношений между взрослыми и

детьми, между самими детьми;

-познакомить с творчеством русского народа, способствовать накоплению

эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

-воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение

применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний,-

обогащать и расширять словарный запас детей;

-формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды

-развивать артистические способности;

-развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

-знакомить с классическими произведениями к

-развитие совместного творчества родителей и детей;

-развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его

мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

-заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в

Содержание и формы работы с детьми:

Групповая и индивидуальная.

Здоровье сберегающие технологии

— пальчиковые игры со словами,

— гимнастика для глаз,

— физкультминутка, динамические паузы.

Материально-техническое обеспечение занятий:

-наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой;

-репродукции картин в соответствии с тематикой;

— детские книги разного типа из круга детского чтения;

— портреты художников, их иллюстрации;

— словари русского языка.

-столы со стульями для занятий;

-ученическая и магнитная доска;

-демонстрационная полка для детских работ и книг;

— наборы для детского творчества

Принципы кружковой работы:

Методы и приемы используемые в кружковой работе:

1.Слушание и проигрывание коротких сказок и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность школьника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции.

2.Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких).

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, провести необычный «Конкурс хвастунов», выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались.

4.Метод сказкотерапия для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников.

5.Театральные этюды, для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

6.Метод обратной связи или (рефлексия),который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Источник

Познавательное и интересное