«Барышня крестьянка» Пушкин план
Составить план повести «Барышня крестьянка» Пушкина можно используя собранные варианты — краткий, детальный, для пересказа.
«Барышня крестьянка» краткий план
1. Жизнь барышни.
2.Знакомство «КРЕСТЬЯНКИ» с барином.
3.Знакомство с барином на обеде в доме барышни.
4.Разоблачение тайны.
«Барышня крестьянка» Пушкин план
1.Приезд Алексея Берестова в деревню.
2.Задумка Лизы с переодеванием
3.Встреча Лизы и Алексея в роще.
5.Приезд Берестовых к Муромским.
6.Воля отца — женитьба Алексея.
7.Алексей узнал Лизу. Счастливая развязка.
«Барышня крестьянка» план
1. Давняя вражда соседей Муромского и Берестова.
2. Приезд Алексея Берестова к отцу.
3. День рождения слуг в доме Берестовых.
4. Преображение Лизы в крестьянку.
5. Встречи Лизы и Алексея в лесу.
6. Случай с отцом Алексея на охоте и примирение помещиков Муромцева и Берестова.
7. Визит Алексея с отцом к Муромским.
8. Решение отца Алексея
9.Визит Алексея в дом Лизы.
10.Развязка.
Цитатный план «Барышня крестьянка» Пушкин
1.Спор двух соседей-помещиков — англомана Муромского и хозяйственного Берестова:
«У меня не то, что у соседа Григория Ивановича. Куда нам по-английски разорятся! Были бы мы по-русски хоть сыты»
2.Приезд сына Берестова, Алексея:
«Алексей был, в самом деле, молодец… Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались»
3.Дочь Муромского, Лиза интересуется молодым соседом: «Но всех более занята была им дочь англомана моего, Лиза»
4.Служанка Лизы рассказывает о нравах молодого барина:
«Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться.»
5.Лиза переодевается крестьянкой чтобы встретиться с Алексеем:
«Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, … вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле.»
6.Свидание. Молодые люди договариваются встретиться снова:
«Так завтра, в это время, не правда ли?» —
«Да, да». — «И ты не обманешь меня?» — «Не обману»
7.Алексей увлечен Лизой:
«Алексей, оставшись наедине, не мог понять, каким образом простая деревенская девочка в два свидания успела взять над ним истинную власть».
8.Взаимное увлечение превращается в любовь: «Оба они были счастливы настоящим и мало думали о будущем»
9.Примирение Муромского и Берестова: «…вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться от пугливости куцой кобылки»
10.Алексей в гостях у Муромских не узнает свою любимую: «Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне»
11.Алексей учит фальшивую Акулину грамоте: «Акулина выучилась азбуке удивительно скоро. Алексей не мог надивиться ее понятливости»
12.Берестов вынуждает Алексея жениться на Лизе: «Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение, как бог свят! продам и промотаю»
13.Алексей решает жениться на Акулине: «романическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову»
14.Молодой Берестов узнает в Лизе свою Акулину: «Акулина! друг мой, Акулина!» повторял он, цалуя ее руки»
Вариант 2 цитатного плана:
Свой вариант плана повести «Барышня крестьянка» Вы можете оставить через форму комментариев чтобы помочь своим сверстникам.
План-конспект урока на тему:»А.С.Пушкин.»Повести Белкина»(«Барышня-крестьянка»)
Рассказ «Барышня-крестьянка» был написан Александром Сергеевичем Пушкиным осенью 1830 года. Произведение стало частью цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и ярким примером литературного реализма того времени. В кратком содержании «Барышни-крестьянки» для читательского дневника можно увидеть отсылки к работам других известных писателей («Ромео и Джульетта», «Бедная Лиза»). Комичности рассказу добавляет метод переодеваний героев.
Главные и второстепенные персонажи
Начинать краткий пересказ «Барышни-крестьянки» следует со знакомства с центральными и второстепенными героями повести. Это позволит максимально кратко изложить прочтенный материал и показать глубину изучения авторской сказки. В центре сюжета стоят следующие персонажи:
Также в кратком рассказе «Барышня-крестьянка» стоит подробно упомянуть о Берестове Иване Петровиче — отце Алексея. Он также барского происхождения и владеет суконной фабрикой. В сюжете еще появляется наперсница Лизы — крепостница по имени Настя.
В «Барышне-крестьянке» анализ следует начинать с характеристики основных мотивов. Разбор их также поможет понять суть повести.
В основе повести – традиционная для литературы тема любви. В контексте этого мотива формируется проблематика, в которой отобразились как моральные, так и социальные аспекты жизни. Можно выделить следующие проблемы: заимствование чужой культуры, обман, положение крестьян и представителей высшего сословия, дружба.
Начинается «Барышня-крестьянка» рассказом о семьях Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Помещики не ладят между собой из-за разницы во взглядах. В деревню к Берестову приезжает его сын Алексей. Молодой человек хорош собой, образован и воспитан. Слухи о его приезде быстро распространяются по деревне. Лиза, Дочь Муромского, изъявляет желание познакомиться с Алексеем. Девушка не знает, как это сделать. Настя, служанка молодой барышни, учит ее, как сделать правильно. Так начинаются главные приключения повести.
Лиза переодевается в крестьянку и устраивает «случайную» встречу с Алексеем, представляясь дочерью местного кузнеца. Кстати, крестьянское платье барышне очень даже к лицу. Постепенно молодые люди влюбляются друг в друга. Лиза боится, что молодой человек узнает правду и тогда им отношения оборвутся. После чреды забавных ситуаций с переодеваниями правда все-таки всплывает. Тем не менее, заканчивается история счастливо, так как отцы Лизы и Алексея до того времени успевают помириться.
После прочтения произведения становится понятным смысл названия повести. Заглавие отображает переодевания главной героини.
Идея рассказа – показать, что рано или поздно любой обман обнаруживается, поэтому прибегать к вранью, пусть даже безобидному, нельзя.
Основная мысль – настоящая любовь сильнее обманов и ссор. Быть откровенным, честным с близкими людьми, вот чему учит автор читателей.
План для пересказа
В рассказе «Барышня-крестьянка» автор иронично повествует о проблеме социальных предрассудков. Если возможности прочитать произведение полностью нет, то узнать о сюжете и главной писательской мысли можно, познакомившись с укороченным описанием. Краткое содержание «Барышни-крестьянки» следует писать по плану, который пригодится при пересказе или заполнении читательского дневника:
Несмотря на демонстрацию общественных предрассудков того времени — нежелание Лизы первой знакомиться с Алексеем, вражду отцов, предубеждений лишен сам главный герой. Он готов жениться на девушке без рода и денег, отказаться от богатой невесты.
Чему учит повесть «Барышня-крестьянка»? (Пушкин А. С.)
«Барышня крестьянка» – последняя повесть в сборнике И. П. Белкина. Произведение чем-то напоминают трагедию Шекспира, «Ромео и Джульетта», где две семьи препятствуют тайным свиданиям влюблённых молодых людей.
А. С. Пушкин переносит нас «в обстановку» «дворянского гнезда» где происходит маскарад со стороны провинциальной барышни. Лиза Муромская воспитывается под надзором гувернантки мисс Жаксон, которая прививает ей английские манеры, сдержанность, этикет, правила хорошего поведения, учит иностранным языкам.
Но, Лиза по характеру бойкая, шустрая, умная, и предприимчивая девушка, которой несвойственна слабоволие и мечтательность. Она любит жизнь во всех её проявлениях, и ей не чужды деревенские праздники, и сельские посиделки. Барышня дружит с горничной Настей и узнаёт от неё все новости, которые происходят в деревне.
Героиня радуется каждому дню, встаёт ни свет не заря, и ей доставляет удовольствие слушать пение птичек, встречать рассвет, и прогуливаться по лесу.
Ближайшими соседями Муромских, являются Берестовы, которые давно между собой конфликтуют. Сын Берестова Алексей приезжает к отцу в деревню. Он воспитывается в столичном университете, и хочет посвятить себя военной службе, но отец категорически против. Парень разочарован жизнью, его ничего не радует, и он не желает ни с кем знакомиться. Всё это было чрезвычайно ново для губернии, где никогда не встречались пессимисты.
Лиза играет роль простой девушки и ей присуща вся русская народная грация, которая прежде скрыта была модными туалетами и английскими манерами. Сердце Алексея было покорено, и он полюбил Акулину, не думая о подвохе. Увидев потом Лизу в её обычной одежде, он продолжает звать её Акулиной, и не верит, что перед ним барышня. Маскарад послужил тому, что обнаружилась русская душа, и герои нашли родственные души.
Повесть учит нас не отказываться от своих чувств, верить, надеяться и ждать, тогда все образуется и придет долгожданное счастье. Лиза и Алексей не отказались от своей любви друг к другу. Хотя в начале, Алексей даже готов был отказаться от наследства. К счастью, потом ему этого не понадобилось делать. Они сыграли свадьбу, а их враждующие отцы примерились.
«Барышня крестьянка» главная мысль выражена в эпиграфе к повести Пушкина: не платье красит человека, а подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.
«Барышня крестьянка» главная мысль
Тема: история любви двух молодых людей, детей дворян.
Это произведение о том как богатая барышня, представилась крестьянкой и хотела женить на себе богатого красивого молодого графа. Девушка вынуждена была пойти на это, так как их родители не общались. В конце всё разоблачается, они женятся и живут долго и счастливо.
Эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Глубина повести в том, что Пушкин провозглашает главными ценностями в человеке простоту, ум, живость, способность быть верным своим чувствам, таких людей автор «награждает» счастьем.
Мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной: оно говорит о ценности простоты в человеке, естественности в проявлении чувств, о верности в любви.
Основная мысль повести Пушкина «Барышня-крестьянка» показать читателю, как разные случаи и ситуации в жизни могут повлиять на судьбу человека. Что перед чувствами меркнут все условности. Ведь Берестов носивший дворянский титул, был готов жениться на простой крестьянке, что было немыслимо для того времени. Он был готов отказаться от богатой жизни, от наследства, пойти против воля отца ради своей любви.
Чему учит повесть «Барышня-крестьянка»
Рассказывая о жизни Муромских и Берестовых, Пушкин доказывает, что только простота и искренность в отношениях могут сделать людей счастливыми.
Надевая ту или иную маску, человек лишает себя возможности открытого общения, не узнавая истинных намерений окружающих и не позволяя им узнать себя.
Лишь благодаря случайной встрече на охоте, Григорий Иванович и Иван Петрович, много лет прожившие по соседству, наконец преодолевают взаимную неприязнь и понимают, что на самом деле между ними много общего, и они могут быть большими друзьями. Их детям тоже мешают маски, сбросив которые, они становятся счастливыми.
Тот, кто написал «Барышню крестьянку», был гениальным человеком. Несмотря на скромный объем и минимальное число персонажей, пушкинская повесть представляет собой настоящий литературный шедевр.
Это лишний раз подтверждает истину о том, что совершенно неважно, сколько страниц занимает повествование – у больших писателей не бывает маленьких произведений.
Анализ повести «Барышня-крестьянка»
«Барышня-крестьянка» — повесть из цикла «Повести и.п.Белкина». в ней автор сумел выразить свою мечту о высокой морали, о любви, не знающей социальных преград.
Попробуем проанализировать повесть, ответив на ряд вопросов:
2. Объясните название повести. Лиза была барышней, дочкой помещика, а переодевшись, притворилась крестьянкой.
3. Почему Лиза так поступила? Она хотела познакомиться с Алексеем Берестовым: их отцы были в ссоре.
4. Чем была вызвана ссора помещиков? Причина ссоры отцов не очень понятна детям. Они говорят, что Берестов был бережливый, а Муромцев — расточительный. Один втрое увеличил свои доходы, а Муромцев входил в долги. Учащиеся должны почувствовать пушкинскую иронию в изображении обоих помещиков. Ее объясняет учитель. Самомнение Берестова выражалось в том, что он сам «почитал себя умнейшим человеком во всем околотке, что никак не является признаком действительно умного человека». Соседи лишь «не прекословили ему в этом. Весьма нешироки были его культурные интересы: он ничего не читал, кроме «Сенатских ведомостей». Попутно обращаем внимание на черты старинного дворянского быта, знакомые им по «Дубровскому». Как и к Троекурову в Покровское, соседи Берестова « … приезжали к нему гостить со своими семействами и собаками». Можно остановиться и на англомании Муромского, которая говорит о знакомом уже учащимся по «Дубровскому» преклонении русских помещиков перед иностранцами.
5. Чем занималась мисс Жаксон в приютившей ее стране? Она почти ничего не делала. Два раза в год перечитывала английский роман, получала за это две тысячи рублей, немалые по тому времени деньги, и «умирала» от скуки В этой «варварской России».
6. Каким Пушкин изображает Алексея Берестова? Автор с симпатией рассказывает о нем, но вместе с тем и с насмешкой. Алексей «был молодец», хорошо скакал на коне, хотел идти на военную службу. Он был молодым и веселым человеком, а говорил об «утраченных радостях и об увядшей юности» и носил черное кольцо с изображением мертвой головы.
7. А как относится Алексей к Акулине? Алексей искренне полюбил Акулину, учит ее грамоте. Он вопреки желанию отца, который угрожал лишить его наследства, решил жениться на Акулине и жить своим трудом.
8. Вспомните, как закончилась ссора между двумя помещиками и какие общие замыслы сделали их друзьями. Вспоминаем о том, как помирились помещики и как они решили поженить своих детей. И именно эта общая затея сделала их друзьями.
9. Чем привлекает нас Лиза? Лиза «смелая», «простая в обращении с Настей», «шаловливая». Она находчивая: нашлась, как поступить, когда Алексей должен был приехать к ним.
10. В чем своеобразие композиции повести «Барышня — крестьянка»? После того как Лиза в облике Акулины встречается с Алексеем, мы все время следим за поведением Алексея. Мы знаем, кто Лиза, а он не знает. Когда отцы помирились, Лиза попадает в затруднительное положение. Мы не знаем, как она из него выйдет, и с интересом ожидаем ее появление среди гостей. В последней сцене Алексей узнал то, что давно было известно читателю: Акулина это и есть Лиза. На этой сцене можно показать детям прием «непрямой внутренней речи». О радости Алексея, узнавшего в Лизе Акулину, говорит автор, но говорит так, как сказал бы об этом Алексей.
«Барышня-крестьянка» — повесть, по своим литературным целям вполне серьезная. Пушкин — писатель, художник, который умел сочетать правду в изображении реальной жизни с исключительной поэтичностью выражения, с несравненной и подлинной простотой. Пушкин же с сочувствием показывает дворянина, который хочет жениться на крестьянке. Но пусть учащиеся задумаются над тем, кончилась бы повесть так хорошо, если бы Акулина была не барышней Лизой, а действительно дочерью прилучинского кузнеца.
«Барышня-крестьянка»: читать краткое содержание повести Пушкина, 6 класс
Пересказ повести Александра Сергеевича Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести Белкина». Краткое содержание. Литература, 6 класс. Читать полный текст рассказа, бесплатно смотреть фильм 1995 года, слушать аудиокнигу. Герои произведения: Лиза Муромская, Алексей Берестов, их отцы-помещики. Анализ, план, характеристика повести.
«Барышня-крестьянка» — повесть Александра Сергеевича Пушкина, входящая в цикл «Повести Белкина». Произведение было написано всего за два дня, 19-20 сентября 1830 года, впервые издано в 1831 году.
Полный текст и аудиокнига
В формате аудиокниги произведение можно послушать на YouTube.
Кратчайшее изложение
Соседи-помещики Муромский и Берестов не любят друг друга и не общаются. Однако дочь Муромского, Лиза, притворяется неграмотной крестьянкой и знакомится с сыном Берестова Алексеем. Молодые люди влюбляются друг в друга.
Внезапно вражда отцов Лизы и Алексея заканчивается: Берестов выручает на охоте упавшего с лошади Муромского, помещики мирятся и вскоре решают скрепить дружбу женитьбой своих детей.
Алексей не догадывается, что обещанная ему в жены Лиза и есть его возлюбленная «крестьянка». Он хочет отказаться от свадьбы, приезжает к соседям и вдруг узнает в невесте свою любимую.
М.А. Милашевский. Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка»
«Барышня-крестьянка»: подробный пересказ
В одной из отдаленных российских губерний живут по соседству два помещика-вдовца: Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский. Друг друга они не любят: Берестов критикует Муромского, который ведет хозяйство на английский манер. Сосед-англоман в ответ злится и зовет Берестова «медведем-провинциялом».
М.А. Милашевский. Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка»
В поместье Берестова приезжает сын Алексей — молодой красавец, в которого тут же влюбляются все местные барышни. Более всего им интересуется дочь Муромского, 17-летняя Лиза. Но из-за вражды отцов она даже не может увидеть симпатичного соседа.
Однажды служанка Лизы, побывав в поместье Берестовых, рассказывает хозяйке, что Алексей «удивительно хорош собой», добр и весел. Молодой барин играл с крепостными девушками в горелки и лез целоваться.
Лизе так хочется увидеть Алексея, что она решает сама нарядиться крестьянкой и как бы невзначай встретиться с ним. Сшив себе крестьянскую рубашку и сарафан, обувшись в лапти, Лиза ранним утром идет в рощу на границе отцовских владений и натыкается там на Алексея — он охотится с собакой. Они знакомятся: Лиза представляется Акулиной, дочерью кузнеца.
Алексей пытается ее обнять, но та дает отпор, у молодого человека это вызывает уважение. Они расстаются, пообещав на другой день увидеться снова.
Алексей думает только о девушке и наутро бежит к месту свидания. Лиза говорит ему, что больше они видеться не должны, потому что ни к чему хорошему эта связь не приведет. Тот уговаривает ее продолжить встречи, обещая не искать ее в деревне и не расспрашивать о ней.
«Они расстались, и Алексей, оставшись наедине, не мог понять, каким образом простая деревенская девочка в два свидания успела взять над ним истинную власть». Спустя пару месяцев оба влюблены без памяти. Но Алексей знает, что барский сын не может быть вместе с простой крестьянкой, а Лиза помнит о вражде отцов и потому не надеется, что те одобрят их отношения. И все-таки они счастливы.
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка»
Ситуация меняется внезапно. Однажды Иван Петрович Берестов выезжает поохотиться и случайно встречает едущего верхом Григория Ивановича Муромского. При появлении зайца лошадь Муромского пугается и сбрасывает седока на землю. Берестов зовет пострадавшего «противника» в гости. За завтраком они разговаривают вполне дружелюбно: «вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться от пугливости куцой кобылки».
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка»
Ну другой день Муромские ждут с ответным визитом отца и сына Берестовых. Лиза не хочет, чтобы Алексей узнал ее в настоящем обличии. Она велит отцу ничему не удивляться, а перед гостями появляется наряженная сверх всякой меры, «набеленная по уши» и с фальшивыми локонами. Алексей не может узнать в ней свою Акулину: «Лиза жеманилась, говорила сквозь зубы, нараспев, и только по-французски».
Назавтра Лиза под видом Акулины выспрашивает у Алексея, что тот думает о барышне. «Она перед тобой урод уродом», — говорит Берестов-младший. Он учит крестьянку грамоте, влюбленные начинают переписываться; «почтовая контора учреждена была в дупле старого дуба».
Между тем помещики-отцы общаются все ближе и становятся друзьями. Оба приходят к мысли поженить Алексея и Лизу. Узнав о воле отца, Алексей говорит, что соседская дочь ему вовсе не нравится, но отец непреклонен: «Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение, как бог свят! продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю». Он дает сыну три дня на размышление.
Алексей решает, что готов пожертвовать наследством ради любви. Он пишет письмо Акулине, где сообщает о грозящей опасности, и предлагает крестьянке жениться на ней.
На следующий он день едет в имение Муромского, чтобы все ему сказать. Григория Ивановича нет дома, и тогда молодой барин решает увидеться с Лизаветой Григорьевной: «Объяснюсь с нею самою».
Застав девушку за чтением своего письма, Алексей узнает в ней милую Акулину, бросается целовать ей руки. Входит Муромский: «Ага! Да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…»
Д.А.Шмаринов. Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка»
План повести «Барышня-крестьянка»
Краткий анализ, характеристика повести и героев
Как и все другие «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка» построена на неожиданном сюжетном повороте. В основу истории положена почти шекспировская драма — любовь между юношей и девушкой из враждующих семей.
Но если в «Дубровском» пустяковая ссора помещиков приводит к трагедии и несчастью их детей, то в «Барышне крестьянке» все наоборот: давние соперники внезапно мирятся, ситуация сама собой разрешается как нельзя лучше.
В произведении нет ни одного отрицательного персонажа. Берестов-старший и Муромский подтрунивают друг над другом, но при ближайшем знакомстве сходятся и легко забывают надуманные обиды. Оба оказываются благородными и хорошими людьми.
Лиза Муромская воплощает все положительные качества русской провинциальной барышни: она добра душой, свободна и «самобытна». Даже в образе простой крестьянки она покоряет Алексея своей цельностью и чистотой.
Алексей Берестов, несмотря на напускную романтическую мрачность, тоже «добрый и пылкий малый», у него «сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он оказывается готов пожертвовать состоянием и местом в обществе ради любви.
Автор вознаграждает героев счастливым финалом и тут же обрывает повествование. Читателю остается лишь вздохнуть с облегчением и самому додумать радостную развязку.
Смотреть фильм 1995 года «Барышня-крестьянка»
В 1995 году режиссер Алексей Сахаров снял на студии «Мосфильм» лирическую комедию по мотивам повести Пушкина. Роль Лизы исполнила Елена Корикова, роль Алексея — Дмитрий Щербина. Помещика-англомана Муромского сыграл Леонид Куравлев, а его недруга Берестова — Василий Лановой.
Посмотреть фильм можно бесплатно на YouTube.
Тема урока: А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка».
1.Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.
2.Формировать умение анализа художественного текста.
3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.
Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.
Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей.
Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение учащегося о роли Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.)
На сегодняшнем уроке мы с вами работаем над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».
«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. (Словарная работа – что такое пародия?) Значит, мы будем читать не совсем серьезное произведение Пушкина. Тем не менее в нем Пушкин рассуждает об очень серьезных проблемах, но с юмором.
Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)
— Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)
— Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)
ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.
Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)
Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):
1.Ведет хозяйство на русский манер:
«В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.) куртке, по праздникам надевал сюртук (словарн. раб.) из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».
2.Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».
«…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.)
2.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».
Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».
Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.
Однако, несмотря на отличия, у них много общего:
1.Григорий Иванович Муромский. «Это был настоящий русский барин».
2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.
Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.
1.Характеристика персонажа, портрет:
«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).
Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».
«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.
1.Характеристика персонажа, портрет:
«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»
«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».
—Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?
Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.
— Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?
«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.
Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.
«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».
Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея
Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.
Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.
Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу).
Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина».
Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.
Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.
Работа над композицией и сюжетом повести
— Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы? (Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.)
— А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:
Э.: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.
З.: Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.
К.: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим.
Р.: Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»
Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.
Сочинение – миниатюра «Роль случая в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».