План рассказа дедушкин характер пермяк 3 класс

Сказки

Чижик-Пыжик. С вопросами и ответами для почемучек
Евгений Пермяк, 2017

В книгу «Чижик-пыжик» Е. А. Пермяка вошли хрестоматийные сказки и рассказы, напоминающие уральские сказы, например, «Дедушкин характер», «Пичугин мост», «Чужая калитка» и многие другие. Наша книга подарит детям и взрослым уникальную возможность – прочитать их с комментариями биолога, найти ответы на самые частые вопросы и по-новому взглянуть на окружающий нас мир природы! Для младшего и среднего школьного возраста.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чижик-Пыжик. С вопросами и ответами для почемучек предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

На берегу большого сибирского озера Чаны есть старинное село Юдино. Там я частенько живал в доме старика рыбака Андрея Петровича. Старик овдовел и в большой семье был одинок до тех пор, пока на свет не появился внук. Тоже Андрей и тоже Петрович.

Все стариковские чувства, вся его любовь стали принадлежать теперь мальчику, который как бы начинал вторую жизнь Андрея Петровича. Во внуке дед узнавал свои черты, свой характер. Он так и называл его — «дедушкин характер».

Воспитывал внука сам Андрей Петрович. Помню, он говорил ему:

«Не можешь — не берись. А если уж взялся — сделай. Умри, но сделай!»

Внуку тогда было шесть лет.

Стояла морозная зима. Как-то я с маленьким Андреем отправился на субботний базар. Народищу — черным-черно. Понавезли на базар и мяса, и пшеницы, и дров, и всего, чем богаты эти края.

Мальчику бросилась в глаза большущая замороженная щука. Она была воткнута хвостом в снег. Не знаю, сколько весила эта щука, только ее длина была в добрых полтора роста Андрюши.

— Как только ловят таких щук? — осторожно спросил меня Андрей.

И я рассказал, что для ловли больших щук берут крепкий шнур, делают поводок из мягкой крученой проволоки. Сказал также, что для насадки крупного живца и крючок должен быть побольше, покрепче, чтобы сильная рыба не сломала, не погнула его.

Об этом разговоре я забыл и вспомнил только после того, как произошло нечто удивившее меня.

Мы сидели и сумерничали с Андреем Петровичем в горнице. Старик то и дело поглядывал в окно. Поджидал внука.

Маленький Андрей, как и многие другие его одногодки, часто рыбачил на озере. Мальчики продалбливали во льду лунки и опускали в них свою нехитрую рыболовную снасть. Без удачи ребята домой не возвращались. Озеро Чаны очень богато рыбой. Для удильщиков здесь сущее раздолье.

— Не приключилось ли что с ним? — забеспокоился старик. — Не побежать ли мне на озеро?

Я вызвался пойти туда вместе с Андреем Петровичем. Оделись, вышли на лед. Озеро в ста шагах. Мороз под двадцать — двадцать пять градусов. Тишина да снег. Никого.

Вдруг я заметил черную точку:

— Не иначе что он, — сказал старик, и мы направились к черной точке, которая вскоре оказалась внуком Андрея Петровича.

Мы увидели мальчика в обледеневших слезах. Руки его были до крови изрезаны рыболовным шнуром. Он явно поморозил нос и щеки. Старик подбежал к нему и начал оттирать снегом лицо мальчика. Я взял из его рук шнур. Для меня стало сразу все понятно: мальчик поймал щуку, которую не мог вытащить.

— Побежим, внучонок, домой, — торопил его дед.

— А щука-то? Как же щука? — взмолился мальчик.

Тем временем я вытащил щуку. Утомленная рыба не сопротивлялась. Это была одна из тех щук, которых привозят на базар не столько для барыша, сколько для погляда. Их мясо невкусно и жестко.

Источник

Урок литературного чтения по произведениям Е.А. Пермяка «Труд – «волшебная сила»»

Оборудование: Портрет Е.А. Пермяка, выставка книг Е.Пермяка, работы учащихся по прочитанным произведениям: аппликация, отзывы-рисунки, поделки, на доске высказывание Е.Пермяка, страницы устного журнала, компьютер, мультимедийная доска, индивидуальные карточки.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: устный журнал.

Продолжительность: 45 минут.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока
3. По страницам журнала
4. Обобщение материала
5. Итог урока
6. Рефлексия

План урока

1. Организационный момент Выразительное чтение стихотворения «Кто он, как его зовут?»

1-й ученик:

Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!

2-й ученик:

Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!

3-й ученик:

Кто
На все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей,
Заводов,
Руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!

2. Постановка целей урока

Учитель: Из прочитанного стихотворения Вы, ребята, поняли, что сегодня на уроке мы будем говорить о труде. «Только труд делает маленького человека большим», «Только труд приносит счастье, радость и почёт» – говорил Евгений Пермяк.
Книги, которые вы прочитали к уроку, и по которым мы будем беседовать, написаны замечательным человеком, мастером своего дела, тружеником слова, «без вас, читателей, просто-напросто пишущим человеком, а с вами – читаемым, что было самым главным из самого главного в его работе и жизни» – Евгением Андреевичем Пермяком.
Все рассказы Евгения Пермяка пронизаны заботой о человеке, добросовестным отношением к труду не только на благо себя, но и на благо Родины.
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в городе Перми, на Урале. Написал более 200 книг.
Когда Пермяк был маленьким, то он с мамой ездил по родным городам и посёлкам Урала, там познакомился с жизнью мастеровых людей, слышал живой язык народа, полюбил ремёсла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями.
Позднее, на исходе Гражданской войны, Е.Пермяк едет в Кулундинские степи. Сибирь закалила его, научила пахать, сеять, убирать урожай.
Сам любил трудиться и тема труда – главная тема в его произведениях.

Читайте также:  Посоветуйте смешные рассказы для детей

4-й ученик:

Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!

3. По страницам журнала

Учитель: Сегодня мы с вами пролистаем страницы нашего журнала, вспомним рассказы Е. Пермяка, познакомимся с его героями, вашими сверстниками, узнаем, какое качество объединяет их всех. Итак, в путь…

В произведениях Е. Пермяка можно часто встретить краткое народное изречение. О чём я говорю?

Ученик открывает 1 страницу журнала: О пословице. Половица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто употребляют её в своей речи.

1 страница журнала: «Книга для ума – что тёплый дождик для всходов»

На столе предметы: колосок, карандаш, зёрна, книга

Учитель: Какое из прочитанных произведений вы можете отнести к данной пословице?
Ученики: рассказ «Славка» (из книги Е.Пермяка «На все цвета радуги»)
Учитель: Назовите главного героя рассказа?
– Главная тема рассказа?
– Почему каждый следующий урожай пшеницы у Славки получался лучше, чем предыдущий?
– Какие слова в тексте подтверждают слова Славки «… хочу выращивать хорошую пшеницу»? (отбирал зёрна, сортировал, тщательно пропалывал, т.д.)
– Что можно сказать о главном герое рассказа? Какой он?
Учитель: Составьте картинный план рассказа, озаглавьте каждую его часть (используя предметы на столе).

Учитель: Какие качества помогли Славке вырастить хорошую пшеницу?

Учитель: Правильно, ребята, трудолюбие. Трудолюбие – это любовь к труду, к тому, что вам нравится делать и получать определённые результаты.

Ученик: Результатом деятельности мальчика явилось то, что он вырастил в детстве новый сорт пшеницы «Славка» и продолжил расширять свои знания в этой профессии из книг, которые влияют на читающего человека, как тёплый дождик на всходы.

Ученик читает стихотворение Г. Граубина

Перед этой пашней
Шапку скинь, сынок!
Видишь, пробивается
Хлебный стебелёк.
Сколько в это зёрнышко
Вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер да вода!

2 страница журнала: «Дерево ценят по плодам, а человека – по делам»

Учитель: Какие рассказы Е. Пермяка можно отнести к данной половице?
Ученики: Рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Торопливый ножик», «Как Маша стала большой», «Знакомые следы».
Учитель: Какие рассказы вам понравились?
Ученики: Читают отзывы о прочитанных рассказах
Учитель: Ребята, я вас приглашаю поучаствовать в интеллектуальной минутке.

Подберите синонимы, которые обозначают качества, свойства:

торопливый – (быстрый, скорый, поспешный)
полезный – (хороший, нужный, пригодный)
скромный – (тихий, нехитрый, простой)
сообразительный – (умный, понимающий, догадливый)
старательный – (исполнительный, внимательный, заботливый)

Учитель: Перед вами лежат карточки с именами и качествами героев. Соедините слова, характеризующие героев. (Приложение 1)
Учитель: Расскажите об этих героях.
Ученики: Это маленькие ребята от 6 до 9 лет, наши ровесники.
Учитель: Что объединяет их? Найдите в рассказах отрывки, которые характеризуют героев.
Учитель: По каким делам смотрели на ребёнка окружающие?
Ученики: Сёма – построил мост, Танюша – вырастила из черенков кусты смородины, Маша – помогала убираться по дому, Никиша – помог друзьям, которые заблудились в лесу.

3 страница журнала: «Человек живёт век, а доброе дело – два»

Учитель: Какой из прочитанных вами рассказов можно отнести к пословице?

Ученик: Рассказ «Чужая калитка».

Учитель: Читает стихотворение «Вишня» М. Исаковского

В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»

Учитель: Что общего в стихотворении М. Исаковского и в рассказе Е.Пермяка?

Ученик: Красота человеческих поступков, отношение к окружающему миру, стремление человека оставить после себя хорошее, приносить радость людям.
Ученик: Старик из стихотворения «Вишня» передумал нести вишню домой и решил её посадить на память. Мальчик из рассказа решает покрасить калику и считать её своей, не говоря, даже дедушке, что это сделал он.
Учитель: Какой «дедушкин урок» усвоил Алёша?
Ученик: «Приходит время, когда всё оказывается своё и наше: как и вся земля наша и всё, что на ней есть».
Учитель: Проверим свои знания в интеллектуальной минутке. Подберите антонимы к словам, а я буду записывать ваши ответы на доске:

Учитель: Ребята, посмотрите на доску: К какому герою подходят эти описания.

Ученик: Эти качества свойственны Алёше, потому что он не хвастался своим поступком, а сделал добро людям.

Учитель: Найдите в тексте описание калитки.

Учитель: Какое впечатление произвело на Алёшу данное сравнение?
Ученик: Быть чужой – плохо.
Учитель: Как вы считаете, зачем всё это говорил дед внуку?
Ученик: Алёша был старательным мальчиком, и дед знал, что внук сделает всё правильно и аккуратно.
Учитель: Почему дедушка хотел поклониться по пояс и пожать руку человеку, починившему калитку?
Ученик: Ему понравилось, что у калитки появился хозяин, и внук смог довести дело до конца.
Учитель: Подумайте, что общего между ребятами, кто работал на колхозном поле и тем, кто отремонтировал калитку?
Ученик: Ребята чужое превратили в своё, и их добрые дела будут жить вечно.

Читайте также:  Сказки на немецком языке читать

Физкультминутка:

Потрудились – отдохнём,
Встанет, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

4 страница журнала: «А руки, брат, великий клад! Для дел даются руки!»

Инсценировка рассказа Е. Пермяка «Для чего нужны руки»

Автор: Петя с дедушкой большими друзьями были.
Дедушка: А для чего, Петенька, людям руки нужны?
Внук: Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.
Автор: Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только был он маленький и по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

Учитель: Почему Петя правильно отвечал?
Ученик: Он был маленький и судил по своим рукам.
Учитель: Мог Петя знать про трудовые, рабочие руки?
Ученик: Нет, в силу возраста.
Учитель: Какой вывод можно сделать из рассказа?
Ученик: Ребёнку о труде может рассказать взрослый человек, также ученик может самостоятельно приобретать знания в школе. В каждую вещь, предмет вложен труд многих людей.
Учитель: Изучая темы по окружающему миру «Экономика», «Из чего что сделано», мы говорили, что все отрасли работают сообща. Давайте вспомним, из чего сделана книга, которая лежит на парте?
Учитель: Из чего сделана книга?
Ученик: Книга сделана из дерева.
Учитель: В какой волшебной истории говорится о деревьях?
Ученик: Сказка «Некрасивая ёлка».
Учитель: О чём эта сказка?
Ученик: О скромной ёлке и о прекрасном, которое может создать человек, когда трудится, о воспоминании через предмет, о дереве, из которого сделан предмет.

Ученик читает отрывок из стихотворения В. Я. Брюсова «Работа».

Единое счастье – работа,
В полях, за станком, за столом, –
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета, –
Часы за упорным трудом!
Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастет:
Что станет с плодами, – безвестно,
Но благостно, влагой небесной,
Труд всякий падет на народ!
Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, –
Все счастье земли – за трудом!

4. Обобщение

5 страница журнала: «Занимательная»

Учитель: Мы с ваши пролистали страницы журнала, настала пора отдохнуть. Давайте, разгадаем кроссворд и скажем, каким важным качеством человека обладают герои рассказов Евгения Пермяка. (Приложение 3).

(Слова: труд, работа, Урал, Двойка, Смородинка, Славка, Танюша, большим, Никиша, Евгений)

5. Итог урока

Ученик: Важным качеством человека является трудолюбие. Умение трудиться и уважать труд других людей.

Учитель: Сегодня на уроке мы вместе с вами создали журнал, который объединил на своих страницах разные рассказы Евгения Андреевича Пермяка. Но Пермяк считал: «Каждый рассказ сам по себе, своей жизнью живёт, хотя в одной обложке». Так и мы все разные. Мы учимся в одном классе, но нас объединяет трудолюбие к учёбе и уважение к труду других людей.
Ребята, сегодня мы говорили с вами про труд человека, но, кроме физического труда, есть и интеллектуальный. Ведь при создании произведения писатель трудится над ним, а воплощение его интеллектуального труда мы можем увидеть в книгах, которые обладают волшебной силой – обогащают нашу жизнь.

6. Рефлексия

Каждый ребенок выбирает соответствующую карточку и выходит к доске:

– На уроке было интересно, узнал новое – солнышко.
– Узнал новое, но было скучно – переменная облачность.
– Ничего не запомнил, было скучно – туча.

Источник

План рассказа дедушкин характер пермяк 3 класс

На берегу большого сибирского озера Чаны есть старинное село Юдино. Там я частенько живал в доме старика рыбака Андрея Петровича. Старик овдовел и в большой семье был одинок до тех пор, пока на свет не появился внук. Тоже Андрей и тоже Петрович.

Все стариковские чувства, вся его любовь стали принадлежать теперь мальчику, который как бы начинал вторую жизнь Андрея Петровича. Во внуке дед узнавал свои черты, свой характер. Он так и называл его — «дедушкин характер».

Воспитывал внука сам Андрей Петрович. Помню, он говорил ему: «Не можешь — не берись. А если уж взялся — сделай. Умри, но сделай!»

Внуку тогда было шесть лет.

Стояла морозная зима. Как-то я с маленьким Андреем отправился на субботний базар. Народищу — черным-черно. Понавезли на базар и мяса, и пшеницы, и дров, и всего, чем только богаты эти края.

Мальчику бросилась в глаза большущая замороженная щука. Она была воткнута хвостом в снег. Не знаю, сколько весила эта щука, только её длина была в добрых полтора роста Андрюши.

— Как только ловят таких щук? — осторожно спросил меня Андрей.

И я рассказал, что для ловли больших щук берут крепкий шнур, делают поводок из мягкой кручёной проволоки. Сказал также, что для насадки крупного живца и крючок должен быть побольше, покрепче, чтобы сильная рыба не сломала, не погнула его.

Об этом разговоре я забыл и вспомнил только после того, как произошло нечто удивившее меня.

Мы сидели и сумерничали с Андреем Петровичем в горнице. Старик то и дело поглядывал в окно. Поджидал внука.

Маленький Андрей, как и многие другие его одногодки, часто рыбачил на озере.

Мальчики продалбливали во льду лунки и опускали в них свою нехитрую рыболовную снасть. Без удачи ребята домой не возвращались. Озеро Чаны очень богато рыбой. Для удильщиков здесь сущее раздолье.

— Не приключилось ли что с ним? — забеспокоился старик. — Не побежать ли мне на озеро?

Читайте также:  Рассказ левша краткое содержание всех глав

Я вызвался пойти туда вместе с Андреем Петровичем. Оделись, вышли на лёд. Озеро в ста шагах. Мороз под двадцать-двадцать пять градусов. Тишина да снег. Никого.

Вдруг я заметил чёрную точку:

— Не иначе, что он, — сказал старик, и мы направились к чёрной точке, которая вскоре оказалась внуком Андрея Петровича.

Мы увидели мальчика в обледеневших слезах. Руки его были до крови изрезаны рыболовным шнуром. Он явно поморозил нос и щёки.

Старик подбежал к нему и начал оттирать снегом лицо мальчика. Я взял из его рук шнур. Для меня стало сразу всё понятно: мальчик поймал щуку, которую не мог вытащить.

— Побежим, внучонок, домой, — торопил его дед.

— А щука-то? Как же щука? — взмолился мальчик.

Тем временем я вытащил щуку. Утомлённая рыба не сопротивлялась. Это была одна из тех щук, которых привозят на базар не столько для барыша, сколько для погляда. Их мясо невкусно и жёстко.

Щука не долго билась на морозе. Дед с гордостью посмотрел на громадную рыбу, потом на внука и сказал:

— Не по плечу дерево. Ну, да ведь ты не знал, что разбойница тяжелее тебя попадёт. Давно ли попалась-то она?

Андрей Петрович улыбнулся в бороду:

— Значит, ты с ней часа четыре валандался.

— Долго! — ответил, повеселев, Андрюша. — А привязать было не к чему.

Старик, оттерев лицо и руки мальчика, повязал его, как платком, своим шарфом, и мы отправились к дому. Уснувшую щуку я тянул за собой по снегу на шнуре.

Дома Андрюшу раздели, разули, натёрли снадобьями, перебинтовали его изрезанные руки. Он вскоре уснул. Спал тревожно. У него был лёгкий жар. Он бредил во сне:

— Не уйдёшь, зубастая, не уйдёшь. У меня дедушкин характер.

Андрей Петрович, сидя на дальней лавке горницы, незаметно вытирал слёзы.

К полуночи мальчик успокоился. Жар спадал. Наступил ровный, спокойный детский сон.

Старик в эту ночь не сомкнул глаз. А утром, когда Андрюша проснулся, старик сказал ему:

— А всё-таки ты, Андрей Петрович, худо дедов наказ помнишь! Не по своей силе рыбину задумал поймать. Крюк-то гляди какой привязал — как якорь. Значит, именно ты метил срубить дерево не по плечу. Худо это, худо.

Мальчик, потупившись, молчал. А дед продолжал внушать:

— Ну, да первая оплошка в счёт не идёт. Она как бы за науку считается. Впредь только таких щук не лови, которых другим за тебя надо вытаскивать. Стыдно это. Народ просмеивает тех, что не по спине мешок на себя взваливают, что не по кулаку замахиваются. А то, что ты не отступился от неё, — это правильно.

Тут два Андрея Петровича обменялись улыбками, потом обнялись.

Щука лежала в сугробе, припорошённая снегом. Когда же пришла суббота, Андрей Петрович вынес её на базар и воткнул хвостом в снег. Он просил за неё слишком дорого, потому что ему вовсе не хотелось продавать эту чудо-рыбину. Ему нужно было рассказать людям, каков характер у его внука, Андрея Петровича Шишкина, шести лет от роду, который знает уже одиннадцать букв и может считать до двадцати без осечки.

Источник

Детский час

для детей и родителей

Отзыв о рассказе Е.Пермяка «Дедушкины очки»

Главные герои рассказа Пермяка «Дедушкины очки» — старик и его внук Вася. Старик своего внука любил, а внук стремился во всем деду помогать. Как-то раз Вася помог дедушке с подшивкой валенок и с тех пор стал делать за него разнообразную работу, для которой требовалось острое зрение.

Со временем дед в шутку начал называть внука своими «очками». Он рассказывал Васе, что и как надо делать, и внук по его подсказкам выполнял довольно сложные работы, постепенно приобретая бесценный опыт и знания настоящего мастера.

Когда понадобилось поменять венцы в избе, Вася научился разводить и точить пилу, валить деревья, рубить пазы в бревнах. А дедушка ему только подсказывал, как все это правильно делать, ссылаясь на то, что с годами стал хуже видеть. Он часто повторял, что Вася стал его очками.

Дед и внук стали работать на пару. Они перекладывали печи, перекрывали крыши, настилали новые полы. Но однажды Вася потерял отвертку и не мог найти ее, а дед показал ему, где она лежит. А в другой раз дед сделал внуку замечание, когда тот выписывал красками мелкий узор. И понял Вася, что дедушка не так уж плохо и видит, а просто хитрит, чтобы внука мастерству научить.

Когда Вася вырос, он тоже стал использовать хитрость с дедушкиными очками, чтобы лучше обучить молодых мастеров.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Пермяка «Дедушкины очки» заключается в том, что при обучении чему-либо важна мотивация. Если ученик заинтересован в том, что изучает, обучение проходит гораздо успешнее. Васин дедушка придумал хорошую мотивацию для внука, ссылаясь на свое плохое зрение. Стремление внука помочь плохо видящему деду стимулировало мальчика на успешное освоение новых знаний и умений.

Рассказ учит находить индивидуальный подход к ученикам и для каждого подбирать правильный мотив к обучению.

В рассказе мне понравился дедушка Васи, который с помощью маленькой хитрости сумел передать внуку накопленные знания и опыт.

Какие пословицы подходят к рассказу Пермяка «Дедушкины очки»?

Молодость плечами покрепче, старость — головою.
Опыт – лучший учитель.
Хитрость и смекалка – родные сестры.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Познавательное и интересное