План рассказа делу время потехе час

Сказки

Конспект урока по литературному чтению «Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час»» (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час».

Цели: познакомить с новым разделом; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать текст выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Тип урока : изучение нового материала.

предметные: умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время — потехе час».

Регулятивные — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

Познавательные — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

— У вас в руках вторая часть учебника «Литературное чтение». Сравните обложки обеих частей. Что вы можете предположить по ним?

— Прочитайте загадки, отгадайте их.

Без ног и без крыльев оно,

Не догонишь его. (Время.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)

— Прочитайте загадки скороговоркой.

— Я не случайно наш урок начала с этих загадок. Вспомните отгадки и подумайте, как эти два слова могут быть связаны друг с другом. (Ответы учеников.)

— Восстановите предложение. (Делу время — потехе час.)

— Как вы понимаете его смысл?

— О чем должны быть произведения в данном разделе? Как вы считаете?

— Какие цели поставим перед собой на уроке?

IV . Работа по теме урока

— Откройте начало раздела. Прочитайте, с чем мы в нем познакомимся.

— Чему будем учиться?

VI . Продолжение работы по теме урока

— Как вы понимаете выражение «Делу время – потехе час»? Приведите свои примеры.

Знакомство с жизнью и творчеством Е.Л. Шварца

— Что вы знаете об этом писателе?

— Какие его произведения читали?

Краткий обзор биографии Е.Л. Шварца

Евгений Львович Шварц (1896—1958) вырос в маленьком провинциальном южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», — говорили о нем друзья его сына. Под стать мужу была и жена, в которой все тоже было «прелестно-чеховское». И отец, и мать обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.

Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои которой попадали в безвыходное положение, и говорила, чтобы я доедал, а то все утонут. И я доедал».

В Майкопе на рубеже веков было много интеллигенции. Прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались с ним на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь начал сочинять стихи — «безобразные, похожие на ископаемых чудищ». Здесь пришла первая любовь. «Город моей души» — так назвал Майкоп Шварц. А в конце жизни в очерке «Детство» написал: «Все, что было потом, развивало или приглушало то, что зародилось в майкопские годы».

— Прочитайте на с. 4 название сказки, с которой начнется наше знакомство с новым разделом.

VII . Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?

— С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

Источник

Делу время-потехе час

Просмотр содержимого документа
«Делу время-потехе час»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученному разделу, проверить, как ученики поняли и усвоили произведения по данной теме.

Ø Продолжить работу по подготовке детей к ККР;

Ø Обогащать эмоциональную сферу учащихся;

Ø Воспитывать чувство любви и уважения к близким людям.

Ø Расширять словарный запас учащихся.

I. Организационный момент.

Проверка готовности детей к уроку: учебник «Литературное чтение ч.2», пенал с принадлежностями, дневник.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

— Ребята, сегодня мне хотелось бы начать наш урок с пословицы. Соберите пословицу.

— «Делу время, потехе час».

-Что она означает? Почему именно её я выбрала для начала урока?

(дети высказывают свои предположения)

-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?

— Верно, сегодня мы не будем знакомиться с каким-то новым рассказом и автором, сегодня мы вспомним, какие произведения были собраны в разделе, кто их написал и чему они нас научили.

— Посмотрите на экран. На экране книга. (СЛАЙД 2)

— Ребята, эта книга и есть раздел нашего учебника «Делу время, потехе час», и он сейчас пуст. Наша задача вспомнить все произведения и авторов этого раздела и если ваших знаний будет достаточно, то все произведения будут помещены нами в эту книгу.

III. Закрепление изученного материала. (1 ученик зачитывает)

— Чтобы понять, какое произведение будет первым в нашей книге, Вам необходимо будет внимательно выслушать отрывок из биографии одного автора и догадаться кто это.

(зарнее подготовленный ученик рассказывает отрывок из биографии Драгунского (приложение)

— Верно отгадали, а теперь первое задание и первая трудность. Прочитайте слово написанное на экране. (СЛАЙД 3)

Читайте также:  Рассказы короткие для подростков на конкурс

На экране «ФРАЗЕОЛОГИЗМ»

— Что означает это слово? (устойчивое выражение с определенным лексическим значением)

— Верно, тогда посмотрите на картинку и скажите, какой фразеологизм подходит к этой картинке больше всего? (« Медвежья услуга»)

— Верно, что означают эти слова? (помощь, которая не приносит никакой пользы)

-К какому из рассказов в этом разделе они подходят больше всего? Кто его автор? («Главные реки», Виктор Юзефович Драгунский)

— Давайте вспомним, кто оказывал Дениске так называемую «медвежью услугу»?

( его друг – Слонов и другие одноклассники)

— Я предлагаю внимательно посмотреть небольшой отрывок из этого фильма. Только смотреть мы его будем без звука, т.к. потом необходимо будет выйти и озвучить героев фильма близко к оригиналу. (до этого учащиеся уже смотрели данный фильм на пред.уроках)

(дети просматривают эпизод, затем вызывается 3 учащихся, которые озвучивают этот эпизод. После этого – смотрим эпизод в оригинале и оцениваем работу детей)

— Как вы считаете, подходит этот рассказ к данному разделу? Докажите, чему он учит?

Закончите предложения по шаблону, вставляя слова из скобок. (СЛАЙД 4)

( Учит меня быть…..Учит меня не…..Учит меня не быть…..)

— Хорошо, и первое произведение появляется в нашей книге. ( СЛАЙД 5)

Но этого недостаточно.

Ведь в содержании нашей книги должно быть 4 рассказа.

— Посмотрите на экран. Прочитайте предложение. (СЛАЙД 6)

(«Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное».)

Вспомните, из какого оно рассказа? Кто его автор?

( «Что любит Мишка», Драгунский)

— Найдите в тексте отрывок с этим предложением, зачитайте его.

— Давайте, прослушаем последний отрывок из этого рассказа и вспомним, чему же учит нас этот рассказ. (Дети слушают аудиозапись 2 мин)

Вопросы после слушания:

— Скажите ребята, чего ждал от Мишки Борис Сергеевич, когда между ними возникла пауза?

(Он ждал, что Мишка начнет говорить о главных вещах: о родных, о животных.)

— Можно ли сказать, что он осознал свою ошибку? Какие слова помогают это понять?

– Что мы можем сказать о Дениске? Зачитайте что он любит.

(Он мечтатель. У него разные интересы.)

– Что мы можем сказать о Мишке? (Он беззаботный и легкомысленный)

— Посмотрите на экран. На экране 2 слова: САТИРА и ЮМОР. (СЛАЙД 7)

Как вы считаете, какой жанр ближе для этого рассказа? (Что такое юмор?Сатира?)

— О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ? (О любви к ближнему, к животным.)

Будем ли помещать этот рассказ в книгу? Почему он подходит?

Вот и второй рассказ появился в содержании нашей книги. (СЛАЙД 8)

Но и 2-х рассказов тоже маловато для книги.

V. Продолжение закрепления.

— Но ведь у нас были и другие рассказы, нам пора двигаться им навстречу.

Посмотрите, у нас уже новое задание.

На экране вновь пословица. Соберите её. (СЛАЙД 9)

( Тот, кто понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет)

Что она означает?- К какому произведению больше всего подходит эта пословица?

( «Сказка о потерянном времени»)

— Верно. Кто автор этого произведения? (Евгений Львович Шварц)

— На экране несколько фотографий из фильма. Их нужно расставить по порядку. (СЛАЙД 10)

— Давайте вспомним, на какие 2 группы можно поделить всех героев этого рассказа? ( дети и злые волшебники)

— Почему автор называет волшебников Злыми? Можно ли сказать, что они были справедливыми и правильно поступили с детьми? (Да, они их проучили)

Скажите, а каков жанр этого произведения? Это сказка или рассказ? (сказка)

-Докажите (это вымысел и в конце добро победило зло)

-Какая это сказка? (бытовая, волшебная, о животных) волшебная.

— Мы с вами читали сказку, смотрели отрывки из фильма и мультфильма. Скажите, все ли было одинаково? (нет, есть расхождения)

— Найдите отрывок, где старички искали последнего, который катался на колбасе трамвая, зачитайте. А в фильме чем он занимался в этот момент? (Пытался пройти в кино на взрослый фильм).

-Я предлагаю вспомнить, какой секрет раскрыла заколдованным детям кукушка? Что им нужно было сделать, чтобы проникнуть в дом волшебников?

(Дети смотрят эпизод с написанием пословицы на дверях волшебной избушки)

— Чему вас научило это произведение? Подходит ли это произведение в наш раздел?

— Итак в нашей книге уже 3 произведения. (СЛАЙД 11)

Ну а нас с вами ждет последнее произведение. Посмотрите на предметы на экране. К какому произведению они относятся? (СЛАЙД 12)

Найдите портрет автора, который написал рассказ «Никакой я горчицы не ел»

— Как вы думаете, почему рассказ был помещен именно в этот раздел учебника?

Найдите в рассказе отрывок, в котором спряталось название. Зачитайте.

— Почему кондуктор сравнила лицо мальчика, с лицом человека, который объелся горчицы?

— На экране слова. Уберите те слова, которыми нельзя охарактеризовать выражение лица человека, объевшегося горчицей. (СЛАЙД 13)

* работа в парах (1 учащийся у доски)

-У вас на столах карточки (приложение). Соедините стрелками героев и уроки, которые мальчик извлёк для себя после встречи с ними. (СЛАЙД 14) проверка.

-Подходит ли это произведение к данному разделу? Чему оно нас учит?

-Ну вот ребята, все произведения и все авторы наконец-то собраны в нашем разделе, благодаря вашим знаниям. Но произошла беда: они перепутались и, чтобы написать содержание к нашему разделу, необходимо соотнести авторов и произведения.

(дети восстанавливают содержание)

— Почему автора 3, а произведения 4? Найдите лишнее.

— Здесь нет лишнего, так как Драгунский написал 2 рассказа в этом разделе.

-Ребята, вы молодцы! И в завершении нашего урока я предлагаю всем нам спеть песенку о самом дорогом и ценном в нашей жизни – о времени!

Читайте также:  Сказки с нравственными поступками

(дети поют куплет песенки о времени из кинофильма «Сказка о потерянном времени»)_текст песни (приложение)_________________________________

(За 5 минут до конца урока учитель может раздать детям тест –Проверь себя – приложение )

Источник

Рассказ на школьную тему по пословице

Пословица — это давняя, проверенная и пронесённая через века мудрость человека. В этом жанре русского народного творчества есть всё: юмор, поучение и даже осуждение. В россыпи народных пословиц можно найти целый ряд житейских правил. Н. В. Гоголь называл русские пословицы «жемчужинами народной речи». Многие пословицы живут и в нашей повседневной жизни, делая наш язык образнее, ярче, создавая узнаваемые образы.

Рассказы по пословицам о труде на школьную тему наиболее близки ученикам 2 — 5 классов. Наши тексты помогут ребятам придумать свой маленький и назидательный рассказ о трудолюбии.

Образец сочинения на школьную тему по пословице

«Делу — время, потехе — час»

Как — то раз я никак не могла решить задачу по математике. Очень старалась сама осилить выполнение сложных действий в задаче.

Моя подружка Даша позвонила мне и пригласила погулять на улице. Я удивилась, что Даша так быстро справилась с домашней работой. Однако подружка, увидев, что решение задачи займёт много времени и не пыталась найти решение. Я гулять не пошла, хотя очень хотелось. Погода стояла прекрасная.

Вдруг решение задачи стало получаться и ответ сошёлся. Я очень обрадовалась и пошла показать тетрадь маме. Ей было приятно, что я сама потрудилась и у меня всё получилось. Мама сказала: «Вот как дочка, делу время — потехе час!»

Сочинение по пословице «Где труд, там и радость»

Весной в школе нас попросили сделать скворечники для птиц. Мы с папой решили выполнить задание, не откладывая на завтра. Папа начертил план, мы вместе купили доски и гвозди. стали мастерить. Я с радость помогал папе забивать гвозди, разукрашивал домик для скворцов.

Когда мы повесили скворечник на большую яблоню, птицы сразу облюбовали новую квартирку, наносили туда травинок, пёрышек и свили гнездо. А вечером скворец запел, словно благодарил нас за уютный дом. Так было радостно. Не даром говорят, где труд, там и радость.

Рассказ по пословице «Делу — время, потехе — час»

Как — то раз я никак не могла решить задачу по математике. Очень старалась сама осилить выполнение сложных действий в задаче.

Моя подружка Даша позвонила мне и пригласила погулять на улице. Я удивилась, что Даша так быстро справилась с домашней работой. Однако подружка, увидев, что решение задачи займёт много времени и не пыталась найти решение. Я гулять не пошла, хотя очень хотелось. Погода стояла прекрасная.

Вдруг решение задачи стало получаться и ответ сошёлся. Я очень обрадовалась и пошла показать тетрадь маме. Ей было приятно, что я сама потрудилась и у меня всё получилось. Мама сказала: «Вот как дочка, делу время — потехе час!»

Пример сочинения на школьную тему по пословице

«Сначала подумай, потом скажи»

Наташа пожаловалась маме, что с ней подружки не хотят дружить. Мама догадалась. что девочка их чем-то обидела. Наташа призналась, что похвасталась: «Я умею готовить пирог лучше всех вас!» Подружки не поверили и назвали Наташу — Хвастунья.

Мама напомнила дочке народную мудрость, что сначала надо подумать, а потом говорить, и предложила ей испечь яблочный пирог вместе. Наташа с радостью согласилась. Когда угощение было готово, все подружки собрались за одним большим столом. Весело разговаривали и шутили.

Наташа запомнила мамины слова на всю жизнь. Она теперь всегда сначала подумает, а потом говорит.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » Делу время — потехе час. Проверим себя и оценим свои достижения

Делу время — потехе час. Проверим себя и оценим свои достижения

Пометка для родителей: Отличить рассказ от сказки можно по отсутствию волшебных превращений и предметов. Особенности рассказа: описан эпизод из жизни героя, события кратковременны, мало героев, главный герой один, характер героя раскрывается в его поступках. Особенность юмористических рассказов в комичности ситуации или самого героя, при этом присутствует серьезный подтекст, поучительная главная мысль.

Составь текст о жизни и творчестве Драгунского. Воспользуйся вопросами из учебника (с. 35-36).

Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года. Драгунский рано потерял отца, рано начал работать, участвовал в Великой Отечественной войне, работал по разным специальностям. Юмористические рассказы для детей написал уже в зрелом возрасте (после 40 лет). Его рассказы проникнуты добротой, юмором, любовью к детям. Драгунский шутит, любя, по-доброму относится к своим героям. Герои рассказов попадают в комичные ситуации, поэтому их можно назвать юмористическими. Герои рассказов – обычные дети, но умеющие дружить и быть благодарными, любознательные, стремящиеся к самостоятельности, добрые. Дениска – мечтатель, Мишка – практик и реалист. В своих рассказах Драгунский учит людей быть критичными к себе, научиться смеяться над собой, ценить дружбу, помогать другим людям, быть щедрым. Умер Виктор Драгунский 6 мая 1972 года в возрасте 58 лет.

Напиши сочинение-рассуждение на тему «Почему человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет?»

Сочинение-рассуждение на тему

«Почему человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет?»

В «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца есть замечательная фраза «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

Действительно, в этой фразе таится глубокий смысл и житейская мудрость. Жизнь конечна, никому не дано жить вечно. Однако, мы не осознаем этот факт. Лишь становясь глубокими стариками либо смотря болезни в лицо, человек начинает осознавать истинную ценность своего времени. Сколько всего осталось не сделанным, сколько планов не удалось реализовать, какие мечты остались несбыточными – эти вопросы задают себе люди, задумываясь о быстротечности своей жизни. Автор «Сказки о потерянном времени» Евгений Шварц напоминает людям о ценности времени. Тратя время впустую, человек не осознает его ценности, поэтому жизнь пробегает незаметно, приходит старость. Очень важно, чтобы человек планировал свой день, тогда можно успеть сделать множество полезных дел, оставить добрый след в сердцах других людей. Те, кто помогают другим, даже, будучи в преклонном возрасте, молоды душой. Им некогда скучать, думать о старости, они не чувствуют себя стариками, ценят каждую минуту своей жизни.

«Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца учит нас ценить свое время, не тратить его понапрасну, совершать добрые поступки, ценить дружбу. Жизнь дана на добрые дела. Старость не страшна, если жизнь потрачена не зря, если есть, что вспомнить, если не жаль времени, потраченного впустую. Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Какие источники информации помогают найти необходимые сведения об авторе? Запиши.

Сведения об авторе произведений, как правило, публикуются в предисловии к произведениям. Также сведения об авторе можно найти в библиотеке или интернете отдельной биографической статьей или очерком. Кроме того, сведения об авторе можно почерпнуть из самого произведения, из отношения автора к своему герою, стилю написания произведения, его морали.

Напиши небольшой рассказ на тему «Мой любимый детский писатель»

Рассказ на тему «Мой любимый детский писатель»

Мой любимый детский писатель Николай Носов. Мои любимые рассказы Н.Носова «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Федина задача» и другие.

Герои рассказов Н.Носова – обычные мальчики и девочки, попадают в комичные ситуации. Они дружат, ходят в школу, совершают ошибки, начаться на них. Рассказы Н.Носова очень поучительны, они на простых примерах показывают, как важно уметь дружить, быть честным, не жадным, ценить время, помогать другим людям.

Читать рассказы Н.Носова очень весело и интересно. Я всегда с удовольствием перечитываю свои любимые произведения Николая Носова.

Составь выставку юмористических произведений.

Поставь знак «+» перед теми произведениями, которые ты выберешь для выставки.

В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел. (+)

Читайте также:  Рассказ на английском в future simple

В. Драгунский. Надо иметь чувство юмора. (+)

Е. Шварц. Сказка о потерянном времени. (+)

М. Горький. Случай с Евсейкой.

Л. Лагин. Старик Хоттабыч. (+)

Г.-Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик.

Объясни, почему именно эти произведения ты выбрал.

Выбранные мною произведения описывают смешные ситуации, происходящие с их героями, сами герои комичны, поэтому их можно отнести к юмористическим.

Дополни список произведений для выставки. Запиши их.

Н.Носов «Мишкина каша», «Затейники», «Федина задача»

Л.Пантелеев «Буква ТЫ»

М. Зощенко «Елка», «Не надо врать», «Галоша»

А.Алексин «В стране вечных каникул»

Чем рассказ отличается от сказки? Запиши.

Отличие рассказа от сказки в том, что в сказке события вымышленные и присутствуют волшебные предметы либо превращения. В рассказе сюжет реален и мог бы произойти в реальной жизни. Сказка может быть литературной либо народной. Рассказ может быть только литературным (иметь автора).

Прочитай еще раз определение понятия рассказ (с. 36). Дополни его собственными мыслями.

В рассказе повествуется об определенных событиях из жизни героя. Писателю важно показать, как герой относится к событиям, какие поступки совершает. Так постепенно вместе с развитием событий раскрывается характер героя, его мысли и чувства.

Рассказ – небольшое художественное повествовательное произведение о каком-либо событии в жизни в жизни героя или автора. Рассказ – литературный жанр, характеризуется краткостью изложения (малая литературная форма), наличием главной мысли, небольшим количеством героев, ограниченностью по времени действия, подробным описанием деталей.

Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу время – потехе час». Начни со слова однажды. Какое название ты ему дашь?

Рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу время – потехе час».

Снеговик.

Однажды со мной произошел интересный и поучительный случай, после которого я теперь точно знаю, что важные дела надо делать в первую очередь, не откладывая на потом. Делу время – потехе час.

В тот день после уроков я пришел домой, думал сразу сделать уроки и потом уже пойти гулять. Но так получилось, что я засмотрелся в окно, потом мне захотелось порисовать. Я рисовал все, что видел в окно. К урокам приступать было совсем неохота. Я говорил себе, что еще много времени до вечера, я все успею. Хотелось поиграть с кошкой, потом я немного поспал. Проснулся от звонка друга, он звал меня на улицу, помочь лепить снеговика, отказаться я не смог. Мы слепили огромного снеговика. Глаза рот и нос сделали из шишек. Он получился строгий и удивленный. Когда я вернулся домой, было уже темно, родители пришли с работы. Мама спросила, почему я не сделал уроки. «Это все снеговик виноват, его долго лепить пришлось» — ответил я.

Вечер прошел быстро, за уроки, я так и не сел. Было уже поздно, мне пришлось лечь спать с несделанными уроками. Единственным выходом было завести будильник на ранее утро чтобы сделать уроки засветло. Всю ночь мне снился снеговик, он стоял у доски в классе и строго спрашивал, почему я не сделал уроки. Утром вставать было тяжело, из-за плохих снов я не выспался. Для меня это послужила хорошим уроком.

Верно говорит народная пословица: «Делу время – потехе час.» Надо ценить свое время, сначала выполнить важные и полезные дела, а потом можно и отдохнуть.

Источник

Познавательное и интересное