План рассказа каникулы рэй брэдбери

Сказки

«Каникулы» Рэя Брэдбери — краткое содержание рассказа для читательского дневника. Читать полный текст онлайн, слушать аудиоверсию. Главный герой и суть рассказа.

«Каникулы» — рассказ американского писателя Рэя Брэдбери о семье, которая осталась абсолютно одна в мире. Произведение написано в 1949 году, но впервые опубликовано лишь в 1963-м в журнале Playboy. Оригинальное название — The Vacation. В России этот рассказ входит в школьную программу по литературе.

Краткое содержание

По железной дороге между холмами и морем едет небольшая дрезина. На ней сидят мужчина, женщина и их семилетний сын Джим. Они смотрят только вперёд, «нетерпеливо, иногда печально, и всё время настороженно».

Дрезина останавливается — кончился бензин. Пока мужчина заправляет бак из канистры, его жена и сын глядят на море. Потом они решают устроить привал и перекусить. Впереди рельсы проржавели, их всё равно придётся чинить.

Из разговора сына с отцом становится ясно, что кроме этой семьи никого в мире не осталось. Несколько месяцев назад все другие люди исчезли неведомо куда.

В тот вечер отец, сидя с женой на террасе, сказал: «А замечательно было бы проснуться завтра, и во всём мире ни души!». Чтобы осталось всё, кроме людей — жестоких и ненасытных. А ещё чтобы осталась их семья, и они устроили бы «самые длинные каникулы в истории».

И на другой день его желание сбылось. Утром кроме них никого не было во всём городе. Сначала они даже обрадовались: они не любили город и бессмысленную суету. Казалось, что впереди тридцать лет свободы и счастья.

Пока отец чинит рельсы, мать с сыном собирают ракушки на берегу, потом женщина учит ребёнка писать.

Отец над атласом планирует дальнейший маршрут: через месяц быть в Сакраменто, потом в Сиэтле, к осени вернуться в Йеллоустоун, охотиться и рыбачить… Он размышляет, где провести зиму, где побывать летом через два и через три года. Он говорит весело, но жена вдруг видит, что из его глаза покатилась слеза.

Мужчина через силу признаётся, что мечтает об одном: чтобы завтра, когда они проснутся, всё вернулось как было — люди, шум и гам, ужасы и радости простой человеческой жизни.

Отец и мать вздрагивают, увидев, что к ним неслышно подошёл Джим. Он поражён: оказывается, папе «тоже не с кем играть». Родители хотят что-то сказать, взять его за руку, но ребёнок убегает к морю с криками: «Дураки! Болваны!»

На берегу, заливаясь слезами, мальчик что-то пишет на бумажке, кладёт её в пустую бутылку из-под газировки и бросает в воду. Все трое смотрят на море и бутылку с запиской. Женщина думает: неужели он написал наше желание, нашу мечту? Или пожелал остаться в мире совсем один?

Им пора ехать дальше. Мальчик спрашивает: если загадать желание, оно сбудется? Иногда сбывается, отвечают родители: «Смотря чего ты просишь».

Читайте также:  Рассказ о нормандии по французскому языку

Мальчик машет берегу рукой на прощание. Дрезина катится дальше по ржавым рельсам и вскоре исчезает среди холмов. Море сильно шумит.

Читать полный текст онлайн, слушать аудиоверсию

Аудиоверсия доступна на YouTube:

Анализ: главные герои и смысл рассказа «Каникулы»

«Каникулы» — образец философской фантастики Брэдбери. Этот короткий рассказ предельно прост и по форме, и по содержанию. Его суть не в том, о чём говорится прямым текстом, а в том, о чём он заставляет задуматься: о мечтах, одиночестве, цели человеческой жизни.

Станешь ли ты счастлив, если завтра исполнится твоя заветная мечта? Что лучше — людская жестокость и суета или бесконечное одиночество? Способен ли человек жить в мире вечных каникул, без цели и смысла? Мужчине из рассказа ответы казались очевидными, пока его желание не сбылось.

Автор не объясняет, как и куда из мира исчезли все люди. В этой истории важна не загадка гибели человечества, а чувства героев. Их трое — отец, мать и сын.

Отец — человек, уставший от многолюдного города, работы, бесконечной погони за успехом. Именно он пожелал, чтобы все люди исчезли. Это желание оказалось настолько сильным, что сбылось. Поначалу мужчина был доволен: «Нас отпустили, милая, и мы никогда не вернёмся к этой дурацкой, проклятой, нудной рутине».

Но теперь он не выглядит счастливым. Вопреки всему мужчина продолжает носить строгий костюм, галстук и шляпу. Он везёт семью через всю страну на дрезине, не желая нигде останавливаться надолго. Он строит планы путешествия на годы вперёд. Но в душе мечтает об одном: чтобы эти «каникулы» закончились, чтобы всё вернулось на круги своя.

Мать заранее выражала опасение, что им будет одиноко, если все люди вдруг исчезнут. Но когда это случилось, сначала испытала облегчение: «Их нет, а мы остались. И… я радуюсь. Почему? Ведь я должна горевать». Ей совестно, что из-за их с мужем желания все люди пропали бесследно. Но она не упрекает супруга, старается быть хорошей матерью для сына. Как и муж, в дороге она смотрит лишь вперёд: вероятно, надеясь на встречу с другими людьми.

Сын — единственный герой рассказа, у которого есть имя. Семилетнего мальчика зовут Джим. Родители понимают, что после их смерти он останется последним человеком на земле. Сначала Джим говорит отцу, что почти забыл, как жилось до исчезновения людей. Но потом оказывается, что ему страшно одиноко, что он злится на родителей и мечтает снова оказаться среди людей. Его записка, брошенная в море в бутылке, становится последней надеждой семьи на возвращение к прежде ненавистной жизни.

В конце рассказа семья продолжает свой бесцельный путь. Их каникулы превратились в бесконечное ожидание чуда — встречи с другими людьми. Но природа вокруг этого не замечает. Море продолжает шуметь.

Читайте также:  Рассказ детям о диких животных в детском саду

Источник

План рассказа каникулы Бредбери

С чего начинается рассказ?
(С описания прекрасного летнего пейзажа).
— В чём его особенность?
( Свежесть, тишина, покой, излучаемый
морем, землей и небом- идеальный мир
БЕЗ ЧЕЛОВЕКА)

— Что не гармонирует с природой?
(Монорельсовая железная дорога, по которой
едет дрезина.
Она разделяет гармоничный мир природы,
«нарушает» великое безмолвие)).

— Как описывает своих героев?
( Все трое не оборачивались и смотрели только
вперед.)

— Почему дорога монорельсовая?
(Двигаться в будущее можно только одним путём.
А каким он будет – выбор за человеком).

— Почему это произошло?
(Исполнилось их желание:
«А замечательно было бы… Проснуться завтра,
и во всем мире ни души, начинай все сначала! «)
— Почему герои мечтают оставить всё в мире,
кроме человека?
(Охотится, когда не голоден;
ест, когда сыт; жесток, хотя его никто не задевает.)

— С каким чувством они смотрят в будущее?
(Глядели нетерпеливо, иногда печально,
и все время настороженно – что дальше?)

-О каких оковах идёт речь и какую роль
в понимании этого играет описание мужчины
в костюме, жилете, галстуке и шляпе?
Почему он всё время озирается?
(Оковы цивилизации, городской жизни –
рядом много людей, всё время на виду).

— Почему их радует наступление утра нового
мира без людей?
(Не любили город,
было много мнимых друзей, замкнутая жизнь),

— Чем должно стать это утро для героев?
(Самые длинные каникулы).

— Каким они видят будущее земли?
(«Пусть мир принадлежит лошадям и коровам,
бурундукам и паукам Они без нас не пропадут.
А потом когда-нибудь другой род,
умеющий сочетать естественное счастье с
естественным любопытством, построит
города, совсем не такие, как наши»).

-Каким они видят своё будущее?
(30 лет счастья)

А слабо прочитать две страницы?

День был свежий – свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком. Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор.
Неожиданно рельсы задрожали.
Сидя на путях, одинокий дрозд ощутил, как рождается мерное слабое биение, словно где-то, за много миль, забилось чье-то сердце.
Черный дрозд взмыл над морем.
Рельсы продолжали тихо дрожать, и наконец из-за поворота показалась, вдоль по берегу пошла небольшая дрезина, в великом безмолвии зафыркал и зарокотал двухцилиндровый мотор.
На этой маленькой четырехколесной дрезине, на обращенной в две стороны двойной скамейке, защищенные от солнца небольшим тентом, сидели мужчина, его жена и семилетний сынишка. Дрезина проходила один пустынный участок за другим, ветер бил в глаза и развевал волосы, но все трое не оборачивались и смотрели только вперед. Иногда, на выходе из поворота, глядели нетерпеливо, иногда печально, и все время настороженно – что дальше?
На ровной прямой мотор вдруг закашлялся и смолк. В сокрушительной теперь тишине казалось – это покой, излучаемый морем, землей и небом, затормозил и пресек вращение колес.
– Бензин кончился.
Мужчина, вздохнув, достал из узкого багажника запасную канистру и начал переливать горючее в бак.
Его жена и сын тихо глядели на море, слушали приглушенный гром, шепот, слушали, как раздвигается могучий занавес из песка, гальки, зеленых водорослей, пены.
– Море красивое, правда? – сказала женщина.
– Мне нравится, – сказал мальчик.
– Может быть, заодно сделаем привал и поедим?
Мужчина навел бинокль на зеленый полуостров вдали.
– Давайте. Рельсы сильно изъело ржавчиной. Впереди путь разрушен. Придется ждать, пока я исправлю.
– Сколько лопнуло рельсов, столько привалов! – сказал мальчик.
Женщина попыталась улыбнуться, потом перевела свои серьезные, пытливые глаза на мужчину.
– Сколько мы проехали сегодня?
– Неполных девяносто миль. – Мужчина все еще напряженно глядел в бинокль. – Больше, по-моему, и не стоит проходить в день. Когда гонишь, не успеваешь ничего увидеть. Послезавтра будем в Монтерее, на следующий день, если хочешь, в Пало Альто.
Женщина развязала ярко-желтые ленты широкополой соломенной шляпы, сняла ее с золотистых волос и, покрытая легкой испариной, отошла от машины. Они столько ехали без остановки на трясучей дрезине, что все тело пропиталось ее ровным ходом. Теперь, когда машина остановилась, было какое-то странное чувство, словно с них сейчас снимут оковы.
– Давайте есть!
Мальчик бегом отнес корзинку с припасами на берег. Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним; на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути. Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы.
– Мы одни, папа? – спросил мальчик, не переставая жевать.
– Да.
– И больше никого, нигде?
– Больше никого.
– А прежде на свете были люди.

Читайте также:  Рассказ лескова старый гений кто виноват в страданиях старушки

Источник

Познавательное и интересное