Урок литературного чтения в 3 классе УМК «Перспектива» «Н. Носов «Карасик»
Урок литературного чтения в 3 классе по программе » Перспектива»
Тема: Н. Н. Носов «Карасик».
Задачи: 1. Продолжить знакомство с творчеством Н. Н. Носова.
2. Формирование сознательного читателя, читательских умений и навыков.
3. Учить детей задумываться о прочитанном; сопереживать героям рассказа; оценивать их поступки и поведение; учить понимать главную мысль произведения;
4. Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать.
5. Воспитывать доброе отношение ко всему живому, честность, правдивость.
6. Приобщать учащихся к чтению детской художественной литературы.
Оборудование : мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями для детей, художественные книги, учебники
Доброе утро, дорогие ребята, дорогие гости, мы рады видеть вас сегодня на уроке литературного чтения.
2.Актуализация знаний. (9мин.)
Итак, начинаем урок.
Послушайте внимательно отрывки и догадайтесь, из каких произведений они взяты?
1. «Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! – закричали ребята.» «Живая шляпа»
3. «Котька пришёл домой радостный:
— Мама, я тебе огурцов принёс!» «Огурцы»
4. ─ А я один раз купался в море, ─ говорит Мишутка, ─ и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову ─ и откусила.
─ Врешь!
─ Нет, правда!
─ Почему же ты не умер?
─ А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
5.Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
– Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна
— Что объединяет эти произведения? ( Один автор).
— Кто автор этих произведений? ( Н.Носов).
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним рассказом Н. Носова, который называется «Карасик» ( на экране: название произведения, а внизу карасик)
— Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?
— Что вы знаете о карасях? Где мы можем найти эту информацию?
Прочитайте текст из справочника…
Карась — рыбы из семейства карповых, водится в пресных водоемах и озерах. В озерах нашей области водятся два вида карасей — серебристый и золотистый карась.( 1 ученик)- слайд
4 . Чтение рассказа
Какая же история приключилась с нашим карасиком, об этом вы узнаете, прослушав рассказ.(аудиочтение) Проводится самостоятельная словарная работа во время чтения.
а) Словарная работа.-слайд
Лексическая работа: Орфографическая работа:
Объясните смысл слов:
— «схватила за шиворот»;
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
— Как плавал карасик, покажите.
Как он резвился в аквариуме, выпускал воздух, нырял.
— А как ему стало в банке, покажите
(тесно, негде развернуться)
5. Обмен впечатлениями
— Какой момент в рассказе заставил вас переживать? За кого?
— Какой поступок Виталика вызвал у вас уважение?
— А как бы вы поступили на его месте?
6. Анализ рассказа. Характеристика героев.
Сегодня мы с вами попробуем себя в роли главных героев и перенесёмся на страницы рассказа.
— Назовите героев рассказа: слайд
(Ребята называют героев рассказа, на экране появляются картинки: Виталик, Мурзик, Серёжа, карасик)
Работа в группах: 1 гр. « Карасики»
Представьте себе, что эта история произошла с вами, вы одели очки и попали в 3 д.
Какие чувства вы испытывали? Опишите, составив небольшой рассказ. Если затрудняетесь, то вам помогут слова из словарной коробочки.
Я был……( серебристый, красивый, хороший, маленький)
Виталик сначала меня……. (интересовался, кормил, менял воду, заботился)
Но потом его отношение ко мне поменялось… (привык, забывал кормить,) И он обменял меня на…….
Я чувствовал ……( предательство, страх, ложь, грусть)
Вывод: . : А. Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Потому что это братья наши меньшие
Сразу я не хотел соглашаться на обмен, но свисток был……( красивый, настоящий, милицейский)
Мне было жалко отдавать рыбку, потому что я…… ( заботился о ней, любил её, она мой друг)
После обмена я боялся сознаться маме в том, что обменял карасика на свисток.
— Я …….. (растерянность, задумался, волновался, боялся, переживал)за……..
Вывод: -А больше всего он переживал за … СЕБЯ.
— Какая главная мысль рассказа?
— Найдите в тексте предложение, которое может быть ответом на вопрос. (слова мамы: «Это только трусы боятся говорить правду»)
Давайте свои мысли подтвердим строчками из текста. Найдите отрывок по иллюстрации и подготовьтесь к чтению по ролям.( чтение по ролям)
+ 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку?
+ 4. Виталик боялся признаться маме, что променял карасика на свисток?
+ 5. Мурзик упирался лапками и не хотел лезть в отдушину?
+ 8. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму?
+ 10. Виталик признался маме, что променял рыбку на свисток?
Взаимопроверка. Анализ результатов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Итог урока( по цепочке)
Какие полезные уроки вы извлекли из этого рассказа?
Что на уроке было наиболее интересным?
Оцените работу своей группы, заполните карту.
9. Домашнее задание
Придумайте своё продолжение рассказа…( по желанию)
— Спасибо за урок! Вы работали очень хорошо! Молодцы!
Номер материала: ДБ-1077455
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературного чтения Карасик Н Носов (3 класс)
Выбранный для просмотра документ Карасик.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Н.Н. Носова «Карасик» Учитель начальных классов МБОУ лицей им. А.И.Данилова г. Уварово Авдеева Т.А.
Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость. Демокрит Из молодости в старость бери мудрость, ибо нет достояния надёжнее. Биант
Караси — род рыб семейства карповых. Тело высокое с толстой спиной, умеренно сжатое с боков. Чешуя крупная и гладкая на ощупь. Окрас варьирует в зависимости от места обитания. Золотой карась может достигать длины тела более 50 см и массы свыше 3 кг, серебряный карась — длины 40 см и массы до 2 кг. Водятся в пресных водоёмах. В местах с суровым климатом караси впадают в зимнюю спячку, при этом выдерживают полное промерзание водоёма до дна. Питаются караси растительностью, мелкими беспозвоночными.
Речевая разминка Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.
Николай Николаевич Носов Родился в Киеве 23 ноября 1908 года
Восстановить события по порядку ЗаточениеМурзика Возвращение Мурзика Подарок мамы Душевные переживания Котёнок Разговор с мамой Признание Обмен
Восстановить события по порядку Подарок мамы Котёнок Обмен Разговор с мамой Заточение Мурзика Душевные переживания Возвращение Мурзика Признание
Карасик Серебристый Красивый Хороший Маленький
Виталик Интересовался Кормил Менял воду Заботился
Виталик Привык Забывал кормить Потерял
Мы в ответе за тех, кого приручили. А. Экзюбери
Растерянность Задумался Волновался Боялся Переживал
Больше всего он переживал за… себя Боялся, что мама его накажет Боялся, что мама его накажет
Правда- светлее солнца, чище ясного неба. Даль тепло честность справедливость добро истина свет Правда
«Я советую прочитать рассказ … потому, что …» Творческая работа Придумайте рекламу к рассказу Н.Носова «Карасик»
Было интересно … Мне понравилось… Я почувствовал, что … Я научился … У меня получилось … Рассказ научил меня …
Для актуализации знаний ученики работают с мудрыми высказываниями великих людей. Для речевой разминки взята работа со скороговоркой. В словарной работе ученики объясняют значение слов, подбирают синонимы.
Заканчивается урок рефлексией.
Урок проводится с презентацией.
Номер материала: 403267
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок-исследование по литературному чтению Н.Носов «Карасик»
Класс: 2
Тип урока: Урок-исследование.
Обобщение по уроку: человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки, понимать, что от твоего малодушия может пострадать невинный.
Цель: учить детей выделять главную идею литературного произведения, творчески пересказывать произведение, формировать нравственные ценности.
Материалы к уроку: текст рассказа, портрет Н.Носова, карточки для составления моделей.
Умения, характеризующие достижения этих результатов:
I. Мотивация и актуализация знаний
Учитель предлагает иллюстрации к произведениям Н.Носова и определить, что объединяет эти произведения.
(Объединяет тема – это произведения о детях. У них один автор – Н.Носов)
Подготовленные учащиеся рассказывают о творчестве Николая Николаевича Носова
1) Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 года в городе Киев в семье актёра. Писать Николай Николаевич Носов начал в 1938 году А как же он стал писателем?
2) А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. 1-й рассказ Носова «Затейники» был напечатан в журнале «Мурзилка».
3) Николай Носов автор «Приключений Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».
4) Почти 20 лет он работал в кино. Был режиссёром “Мосфильма”. По его книгам сняты художественные фильмы и мультфильмы.
Учитель. Прочитайте название произведения.
На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация?
Можно ли предположить, кто будет главным героем?
Что вы знаете о карасях? В реках Кубани водятся караси?
Где мы можем найти эту информацию? (Информацию о карасях можно найти в словаре, справочниках, энциклопедиях)
Найдите в справочниках как выглядит карась (подготовленные ученики рассказывают о карасе)
Работаю со словом карасик.
Почему автор назвал рыбку карасик? Каким тоном называть хочется это слово? Какие чувства передает нам автор, если так называет рыбку? (Нежность, ласка, сочувствие, жалость, восторг, ирония)
Перед чтением произведения словарная работа.
— Учитель. В произведении встретятся незнакомые слова.
— Найдите соответствие (в группах ищут соответствие между словом и его значением)
Отдушина под домом |