План рассказа носова карасик 3 класс

Сказки

Урок литературного чтения в 3 классе УМК «Перспектива» «Н. Носов «Карасик»

Урок литературного чтения в 3 классе по программе » Перспектива»

Тема: Н. Н. Носов «Карасик».

Задачи: 1. Продолжить знакомство с творчеством Н. Н. Носова.

2. Формирование сознательного читателя, читательских умений и навыков.

3. Учить детей задумываться о прочитанном; сопереживать героям рассказа; оценивать их поступки и поведение; учить понимать главную мысль произведения;

4. Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать.

5. Воспитывать доброе отношение ко всему живому, честность, правдивость.

6. Приобщать учащихся к чтению детской художественной литературы.

Оборудование : мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями для детей, художественные книги, учебники

 Доброе утро, дорогие ребята, дорогие гости, мы рады видеть вас сегодня на уроке литературного чтения.

2.Актуализация знаний. (9мин.)

Итак, начинаем урок.

Послушайте внимательно отрывки и догадайтесь, из каких произведений они взяты?

1. «Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

— Ай! Ой! – закричали ребята.» «Живая шляпа»

3. «Котька пришёл домой радостный:

— Мама, я тебе огурцов принёс!» «Огурцы»

4. ─ А я один раз купался в море, ─ говорит Мишутка, ─ и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову ─ и откусила.
─ Врешь!
─ Нет, правда!
─ Почему же ты не умер?
─ А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

5.Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
– Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна

— Что объединяет эти произведения? ( Один автор).

— Кто автор этих произведений? ( Н.Носов).

— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним рассказом Н. Носова, который называется «Карасик» ( на экране: название произведения, а внизу карасик)

— Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?

— Что вы знаете о карасях? Где мы можем найти эту информацию?

Прочитайте текст из справочника…

Карась — рыбы из семейства карповых, водится в пресных водоемах и озерах. В озерах нашей области водятся два вида карасей — серебристый и золотистый карась.( 1 ученик)- слайд

4 . Чтение рассказа

 Какая же история приключилась с нашим карасиком, об этом вы узнаете, прослушав рассказ.(аудиочтение) Проводится самостоятельная словарная работа во время чтения.

а) Словарная работа.-слайд

Лексическая работа: Орфографическая работа:

Объясните смысл слов:

— «схватила за шиворот»;

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

— Как плавал карасик, покажите.

Как он резвился в аквариуме, выпускал воздух, нырял.

— А как ему стало в банке, покажите

(тесно, негде развернуться)

5. Обмен впечатлениями

— Какой момент в рассказе заставил вас переживать? За кого?

— Какой поступок Виталика вызвал у вас уважение?

— А как бы вы поступили на его месте?

6. Анализ рассказа. Характеристика героев.

Сегодня мы с вами попробуем себя в роли главных героев и перенесёмся на страницы рассказа.

— Назовите героев рассказа: слайд

(Ребята называют героев рассказа, на экране появляются картинки: Виталик, Мурзик, Серёжа, карасик)

Работа в группах: 1 гр. « Карасики»

Представьте себе, что эта история произошла с вами, вы одели очки и попали в 3 д.

Какие чувства вы испытывали? Опишите, составив небольшой рассказ. Если затрудняетесь, то вам помогут слова из словарной коробочки.

Я был……( серебристый, красивый, хороший, маленький)

Виталик сначала меня……. (интересовался, кормил, менял воду, заботился)

Но потом его отношение ко мне поменялось… (привык, забывал кормить,) И он обменял меня на…….

Я чувствовал ……( предательство, страх, ложь, грусть)

Вывод: . : А. Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Потому что это братья наши меньшие

Сразу я не хотел соглашаться на обмен, но свисток был……( красивый, настоящий, милицейский)

Мне было жалко отдавать рыбку, потому что я…… ( заботился о ней, любил её, она мой друг)

После обмена я боялся сознаться маме в том, что обменял карасика на свисток.

— Я …….. (растерянность, задумался, волновался, боялся, переживал)за……..

Вывод: -А больше всего он переживал за … СЕБЯ.

— Какая главная мысль рассказа?

— Найдите в тексте предложение, которое может быть ответом на вопрос. (слова мамы: «Это только трусы боятся говорить правду»)

Давайте свои мысли подтвердим строчками из текста. Найдите отрывок по иллюстрации и подготовьтесь к чтению по ролям.( чтение по ролям)

+ 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку?

+ 4. Виталик боялся признаться маме, что променял карасика на свисток?

+ 5. Мурзик упирался лапками и не хотел лезть в отдушину?

+ 8. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму?

+ 10. Виталик признался маме, что променял рыбку на свисток?

Взаимопроверка. Анализ результатов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Итог урока( по цепочке)

 Какие полезные уроки вы извлекли из этого рассказа?

 Что на уроке было наиболее интересным?

Оцените работу своей группы, заполните карту.

9. Домашнее задание

Придумайте своё продолжение рассказа…( по желанию)

— Спасибо за урок! Вы работали очень хорошо! Молодцы!

Номер материала: ДБ-1077455

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок литературного чтения Карасик Н Носов (3 класс)

Выбранный для просмотра документ Карасик.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Н.Н. Носова «Карасик» Учитель начальных классов МБОУ лицей им. А.И.Данилова г. Уварово Авдеева Т.А.

Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость. Демокрит Из молодости в старость бери мудрость, ибо нет достояния надёжнее. Биант

Караси — род рыб семейства карповых. Тело высокое с толстой спиной, умеренно сжатое с боков. Чешуя крупная и гладкая на ощупь. Окрас варьирует в зависимости от места обитания. Золотой карась может достигать длины тела более 50 см и массы свыше 3 кг, серебряный карась — длины 40 см и массы до 2 кг. Водятся в пресных водоёмах. В местах с суровым климатом караси впадают в зимнюю спячку, при этом выдерживают полное промерзание водоёма до дна. Питаются караси растительностью, мелкими беспозвоночными.

Речевая разминка Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.

Читайте также:  Рассказ зимние картины давно ушло лето

Николай Николаевич Носов Родился в Киеве 23 ноября 1908 года

Восстановить события по порядку ЗаточениеМурзика Возвращение Мурзика Подарок мамы Душевные переживания Котёнок Разговор с мамой Признание Обмен

Восстановить события по порядку Подарок мамы Котёнок Обмен Разговор с мамой Заточение Мурзика Душевные переживания Возвращение Мурзика Признание

Карасик Серебристый Красивый Хороший Маленький

Виталик Интересовался Кормил Менял воду Заботился

Виталик Привык Забывал кормить Потерял

Мы в ответе за тех, кого приручили. А. Экзюбери

Растерянность Задумался Волновался Боялся Переживал

Больше всего он переживал за… себя Боялся, что мама его накажет Боялся, что мама его накажет

Правда- светлее солнца, чище ясного неба. Даль тепло честность справедливость добро истина свет Правда

«Я советую прочитать рассказ … потому, что …» Творческая работа Придумайте рекламу к рассказу Н.Носова «Карасик»

Было интересно … Мне понравилось… Я почувствовал, что … Я научился … У меня получилось … Рассказ научил меня …

Для актуализации знаний ученики работают с мудрыми высказываниями великих людей. Для речевой разминки взята работа со скороговоркой. В словарной работе ученики объясняют значение слов, подбирают синонимы.

Заканчивается урок рефлексией.

Урок проводится с презентацией.

Номер материала: 403267

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок-исследование по литературному чтению Н.Носов «Карасик»

Класс: 2

Тип урока: Урок-исследование.

Обобщение по уроку: человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки, понимать, что от твоего малодушия может пострадать невинный.

Цель: учить детей выделять главную идею литературного произведения, творчески пересказывать произведение, формировать нравственные ценности.

Материалы к уроку: текст рассказа, портрет Н.Носова, карточки для составления моделей.

Умения, характеризующие достижения этих результатов:

I. Мотивация и актуализация знаний

Учитель предлагает иллюстрации к произведениям Н.Носова и определить, что объединяет эти произведения.

(Объединяет тема – это произведения о детях. У них один автор – Н.Носов)

Подготовленные учащиеся рассказывают о творчестве Николая Николаевича Носова

1) Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 года в городе Киев в семье актёра. Писать Николай Николаевич Носов начал в 1938 году А как же он стал писателем?

2) А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. 1-й рассказ Носова «Затейники» был напечатан в журнале «Мурзилка».

3) Николай Носов автор «Приключений Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

4) Почти 20 лет он работал в кино. Был режиссёром “Мосфильма”. По его книгам сняты художественные фильмы и мультфильмы.

Учитель. Прочитайте название произведения.

На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация?

Можно ли предположить, кто будет главным героем?

Что вы знаете о карасях? В реках Кубани водятся караси?

Где мы можем найти эту информацию? (Информацию о карасях можно найти в словаре, справочниках, энциклопедиях)

Найдите в справочниках как выглядит карась (подготовленные ученики рассказывают о карасе)

Работаю со словом карасик.

Почему автор назвал рыбку карасик? Каким тоном называть хочется это слово? Какие чувства передает нам автор, если так называет рыбку? (Нежность, ласка, сочувствие, жалость, восторг, ирония)

Перед чтением произведения словарная работа.

Учитель. В произведении встретятся незнакомые слова.

— Найдите соответствие (в группах ищут соответствие между словом и его значением)

Уцепиться за воротник или загривок

С шумом упасть (обычно во что-либо жидкое)

Отверстие для свободного протока, доступа воздуха, например, в подвалах, погребах, под домом, под печью

«Схватил за шиворот»

Быстро проскользнуть куда- либо, незаметно уйти, скрыться

Знакомство с произведением. Рассказ читает учитель с остановками.

Учитель. Назовите тему произведения (о чем рассказ?)

(О мальчике, который обменял своего карасика на свисток)

Учитель записывает на доске:

Тема: рассказ о том, как мальчик обменял своего карасика на свисток.

Учитель. Какова идея рассказа? Для этого подумайте, чему хочет научить нас автор, какую главную мысль донести.

Выслушиваются предложения детей, записываются на доске. Обратить внимание на несовпадение предложенных идей, возникновение разногласий.

Учитель. Как узнать, кто из вас прав? Как выяснить, какая идея отражает замысел автора?

На доске появляется знак вопроса около слов идея произведения. Записывается ключевой вопрос исследования: какова идея этого произведения?

Обсудить с детьми, как можно ответить на вопрос, вспомнить, что для осознания идеи произведения надо пережить с героем события, описываемые в рассказе, понять чувства, переживаемые героем.

Формулируем цель исследования: выделить идею рассказа Н.Н. Носова «Карасик», а так же определить задачу предстоящей работы: пережить вместе с героем те события, которые описываются в рассказе.

Учитель. Как можно пережить вместе с героем события рассказа?

(Надо поставить себя на место героя, посмотреть на произошедшую историю его глазами)

Выслушать высказывания детей, подвести итог: Н.Носов через описание действий мальчика, его переживания, мысли, поэтому нам надо внимательно прочитать текст, найти слова-подсказки.

2. Фронтальное исследование

Класс делится на пять групп

Совместно с детьми составляется план исследования:

Учитель. Давайте начнем наше исследование.

— Как вы думает, случайно мама выбрала именно этот подарок?

— Как она узнала, что рыбка понравилась Виталику?

— Почему мама не сразу купила Виталику рыбку? (Была не уверена, что мальчик будет за ней ухаживать)

Почему же мама, все таки, купила Виталику рыбку?

— Найдите описание карасика?

— Какое действие Виталика является поступком? (согласие на обмен)

— Что чувствовал герой на этом этапе?

На доске карточка: Был рад, что есть карасик

— Представь, что ты Виталик, и у тебя уже давно есть карасик.

На доске карточка: Забывал покормить

— А почему, разве карасик стал другим? Что изменилось?

На доске карточка: Сережа предложил меняться

— Сразу ли Виталик соглашается на обмен?

— А в какой момент? А почему именно в этот момент? Прочитайте.

Перед каким выбором стоит Виталик?

Сначала учащиеся в группах находят плюсы и минусы, затем коллективная проверка: одна группа высказывается, другие дополняют.

Учитель. Что выбрал Виталик? Что для него оказалось важнее и почему?

Каких минусов он не заметил? Подтвердите свои высказывания строчками из текста.

(Виталик выбирает свисток, т.к. карасик для него уже не так интересен, как свисток. Свисток для Виталика новый, он может показать его друзьям. Виталик не подумал, что карасику у Сережи может быть хуже, т.к. неизвестно умеет ли Сережа за ней ухаживать и есть ли у него условия для ее содержания. Ещё Виталик нарушает данное маме слово. Он знает, что мама будет его ругать, но желание иметь свисток сильнее)

Учитель. Как поступает Виталик по отношению к карасику?

У вас на столах есть карточки, выберите нужные и постройте предложение

Выходим на модель Ответственности

Постройте модель ответственности (работают в группе, затем коллективная проверка)

Ответственность = Договариваюсь с кем-то или самим собой, что буду что-то делать + выполнить договор, несмотря на потерю интереса

Учитель. Прочитайте замечательные слова из повести «Маленький принц» А.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»

— Объясните, как вы понимаете эти слова? Можно ли эти слова отнести к нашему герою?

Когда Виталик так безответственно поступил, как себя чувствовал? Прочитайте.

Какой еще поступок совершает Виталик?

Работа в группах (перед учащимися модель, задача – выбрать нужные карточки и поставить на соответствующее место)

Работая в группе, выстраивают модель поведения. Подтверждают свой выбор, текстом.

Виталик не признается маме, потому что …(боится наказания)

Виталик не признается маме поэтому….. (мама думает, что это Мурзик съел рыбку, его мучает совесть). Подтвердите слова текста.

Сделайте вывод о черте характера, которая проявляется в этом поступке.

Такая трусость называется малодушием

Учитель. Давайте в словаре Ожегова найдем значение слова малодушие.

Из карточек, которые лежат у вас на столе выберите нужные и постройте предложение

Малодушие = Понимаешь, что поступаешь неправильно(говоришь неправду, перекладываешь вину на другого) и все равно это делаешь.

— А Виталик доволен тем, что желание его исполнилось и его не наказали?

Докажите строчками из текста.

В какой момент Виталик признается маме, что это не Мурзик съел рыбку?

Какой вопрос можно задать герою?

Что для Виталика оказалось важнее? Почему?

Сделайте вывод, какая черта характера Виталика раскрывается в этом поступке?

Продолжите предложение: Виталик преодолевает свой страх и признается маме, потому что….

Виталик преодолевает свой страх и признается маме, поэтому….

Какая черта характера проявляется в этом поступке?

Из карточек, выберите нужные слова и постройте предложение.

Найдите в тексте, в каких словах заключается главная мысль произведения?

Как вы думаете, чему научила Виталика эта история?

3. Исследование в группах

Учитель. В группах подготовьте пересказ отлица Виталика, Мурзика, карасика.

4. Обмен информацией

Дать возможность каждой группе представить всему классу пересказ текста от лица того или иного героя рассказа (Виталика, Мурзика, карасика)

После выступления детей организовать обсуждение.

Учитель. Как бы вы поступили на месте Виталика?

Можно ли обмениваться в жизни какими- либо предметами, рыбками?

Как правильно совершить обмен, чтобы никто не пострадал?

5. Связывания информации

Учитель. Прослушав истории от лица разных героев, поняв чувства каждого из них, как мы теперь ответим на вопрос: какова главная идея рассказа Н.Носова «Карасик»

Работа в группах

Я сейчас раздам вам карточки со словами, а вы составьте из них предложение.

(От твоего обмана может пострадать невинный. Если ты совершил плохой поступок, то в этом нужно признаться. Когда ты говоришь правду, то тебе самому становится легко на душе.)

Выслушав детей, формулируем идею: человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки. Помнить, что от твоего малодушия, может пострадать кто-то другой. А беря ответственность за свои поступки и честно признавая свои ошибки, ты поступаешь мужественно

6. Подведение итогов, рефлексия

Учитель. Какие ваши предположения об идее произведения оказались верными или близкими к тому выводу, который мы сделали в конце урока? Какие оказались далекими от замысла автора?

Учитель. Так почему же Н.Носов назвал свой рассказ «Карасик»? Какие чувства передает в этом названии. Вспомните, какими были ваши предположения в начале урока, оправдались ли они?

Используемая литература

Источник

Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»

Конспекты уроков литературного чтения «Семейное чтение. Н. Носов «Карасик». Смысл поступка» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: продолжить знакомить с жизнью и творчеством Н. Носова; изучить произведение Н. Носова «Карасик»; учить анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к окружающим.

Планируемые результаты: предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки, находить необходимую информацию в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмыслять нравственные ценности: любовь к природе, к животным, малая родина, родители, уважение к старшим, правила взаимоотношений в обществе.

Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг и портрет H. Носова, карточки с заданиями, магнитная азбука, видеозапись детского фильма по произведению Н. Носова (по возможности).

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Пересказ сказки от имени Серой Шейки.)

III. Определение темы и целей урока

— Возьмите карточки, прочитайте отрывки. Узнайте по ним произведения.

1. — А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня пап за голову — и откусила.

— Почему же ты не умер?

— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой. («Фантазеры».)

2. Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

— Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна? («Заплатка».)

3. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. («Огурцы».)

4. «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее». Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там — ящике песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх. («На горке».)

— Что объединяет все эти произведения? Назовите полное имя автора. (Николай Николаевич Носов.)

— Что вы помните и знаете об этом писателе? (См. материал для учителя.)

IV. Работа по теме урока

— Какое произведение мы будем читать сегодня? Прочитайте нас. 128 учебника.

— Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

— Что вы знаете о карасях? Где мы можем найти эту информацию?

Пожалуй, карась самая капризная рыба из всего рыбьего населения. Только что клевал и вдруг — как отрезало. Такое случается даже в период цветения шиповника, когда по всем приметам должен быть самый активный клев. Хотя в выборе корма карась неприхотлив: питается почти всем, что находит. А почему вдруг теряет аппетит, так никто толком не объяснил. Карасевый дом — это участок тинистого дна, на котором он добывает себе корм: мотыля, червячков, прочую мелкую живность. Уткнется носом и роет, выставив хвост. Карась медлителен, жирен, привязан к своему огороду. По внешнему виду он отдаленно напоминает карпа, но пошире и без усов.

— Объясните смысл слов и выражений: отдушина под домом, бранить, юркнул, шмыгнул, плюхнулся, схватила за шиворот, свернулся калачиком.

— Как нужно читать слова скучно и нарочно? (Скучно [скушно], нарочно [нарошно].)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Текст на с. 128—134 читают учитель и учащиеся.)

— Вам понравился рассказ?

— Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие?

— Перечитаем рассказ и ответим на вопросы.

— Назовите героев рассказа.

— Расскажите, как карасик попал к Виталику.

— Каким был карасик? (Серебристый, красивый, хороший, маленький.)

— Как к нему относился Виталик сначала? (Интересовался, кормил, менял воду, заботился.)

— Изменилось ли его отношение к рыбке потом? Почему? (Привык, забывал кормить, обменял.)

— Как это характеризует Виталика?

— Сразу ли согласился Виталик на обмен?

— Было ли Виталику жалко отдавать рыбку? Прочитайте эпизоды из рассказа.

— А почему Виталик боялся сознаться в том, что он обменял карасика на свисток?

— За кого переживал Виталик? (За карасика, за Мурзика.)

— Подумайте, за кого больше всего он переживал. Почему? (Больше всего он переживал за себя. Боялся, что мама его накажет. )

— Почему мама подумала, что карасика съел Мурзик?

— А что любил Мурзик делать?

— Почему за обедом Виталик сидел грустный и ничего не хотел есть? (Он расстроился, что мама накажет Мурзика.)

— Как Виталик относился к Мурзику?

— Почему мальчик все-таки сознался? (Он сознался, потому что боялся за Мурзика.)

— Легко ли ему было это сделать? (Нет. Ему не хватало смелости.)

— Что изменилось после его признания? (Он сразу стал веселым.)

— Можно было избежать неприятностей? Как? (Если бы Виталик сразу сказал маме правду!)

— Как вы понимаете значение слова правда? (Правда — это справедливость, честность, правое дело.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 129. Какой момент на ней изображен? Почему именно этот текст иллюстрировал художник?

— Какие подписи можно сделать к иллюстрации?

— Какие опорные слова можно выделить в данных подписях? Расскажите, какие иллюстрации сделали бы вы.

— Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена основная мысль. (Слова мамы: «Это только трусы боятся говорить правду».)

VII. Рефлексия

— Что вы почерпнули для себя из этого урока? Начните свой ответ словами:

• Я никогда не думал, а теперь понял.

• Я понял, что за плохой поступок.

VIII. Подведение итогов урока

— Как вы думаете, каким человеком вырастет Виталик?

— Как описанный случай повлияет на всю его дальнейшую жизнь?

— Что полезного для себя вы узнали из рассказа?

Домашнее задание (на выбор)

Придумать свое продолжение рассказа. Подумать, как бы вы поступили на месте Виталика. Представить себя на месте Мурзика и подумать, что он мог испытывать.

Материал для учителя

Николай Николаевич Носов (1908—1976) родился в Киеве в семье актера. Окончил институт кинематографии. Почти 20 лет работал в кино. Был режиссером «Мосфильма». Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны — фильмы на военные темы. Писать Николай Николаевич Носов начал в 1938 г. А как же он стал писателем? Случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 г. в сентябрьском номере журнала «Мурзилка» был напечатан первый рассказ Носова «Затейники». Затем рассказы появились на страницах журнала «Костер», газеты «Пионерская правда». Николай Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе. За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на разные языки.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Догадайтесь, какими словами оно заканчивается.

Обижает ли Вова животных?

Спросили мы об этом у них

самих и вот что услышали.

Вовка — мой давнишний враг.

Как пристанет — не отстанет:

То за хвост меня потянет,

То трепать меня начнет. »

Так пожаловался кот.

«А в меня бросает комья,

Щепки, палки — всякий хлам.

Не дружу с озорником я!»

Так петух ответил нам.

И гулять мне не мешает,

И обходит стороной,

Если встретится со мной.

Уважать меня привык!»

Так сказал. (могучий бык).

— Прочитайте его способом «птичий базар» (начиная шепотом, постепенно усиливая голос, и наоборот; начиная медленно, постепенно ускоряя темп чтения, и наоборот; выразительно).

III. Актуализация знаний

— Как вы думаете, о чем это стихотворение? Что автор хотел донести до своего читателя?

— Какое отношение оно может иметь к изучаемому произведению?

Не забывайте, что любить — значит беречь, заботиться. Мы в ответе за тех, кого приручили.

— Прочитайте тему урока, определите его цель и задачи. (Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться составлять характеристику героя произведения.)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

— Какой момент в рассказе заставил вас переживать? За кого?

— Какой поступок Виталика вызвал у вас уважение?

— А как бы вы поступили на его месте?

— Какой поступок совершил Сережа? На первый взгляд он ничего плохого не делал.

2. Проверка домашнего задания

— А сейчас вспомните, какое домашнее задание вы выполнили. Представьте нам вашу работу.

— Расскажите свое продолжение этой истории.

— Как бы вы поступили на месте Виталика?

— Представьте себя на месте Мурзика. Подумайте, что он мог испытывать.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Составьте предложения из данных слов.

• пострадать, От твоего, может, невинный, обмана. (От твоего обмана может пострадать невинный.)

• совершил, нужно, поступок, Если ты, то в этом, плохой, признаться. (Если ты совершил плохой поступок, то в этом нужно признаться.)

— Как вы понимаете смысл этих предложений?

Мы с вами уже учились составлять характеристику героя произведения.

— Давайте составим характеристики Виталика и Сережи.

— Вспомните план характеристики героя (см. с. 47).

— С чего начнем? (С кем жил мальчик.)

— Перечислите его поступки.

— Что можете сказать о внешности мальчика?

— А каким вы его себе представляете?

— Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности? (Внутреннюю красоту.)

— Что вы можете сказать о характере Виталика? (Он добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, легкомысленный. )

— Как вы считаете, как автор относился к герою? (С симпатией.)

— Выскажите свое отношение к герою рассказа.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

VIII. Подведение итогов урока

— Почему рассказ называется «Карасик», а не «Мурзик» или «Виталик»?

— Какие полезные уроки вы извлекли из этого рассказа?

— Что на уроке было наиболее интересным?

Домашнее задание

Читать рассказы М. Горького. Подобрать реквизит к уроку.

Источник

Читайте также:  Рассказ о павле 1 кратко 8 класс
Познавательное и интересное
Отдушина под домом