Тема урока «Куликовская битва». 4-й класс
Класс: 4
Презентация к уроку
Оборудование: карта, иллюстрации, учебник, рабочая тетрадь по окружающему миру, изображения Дмитрия Донского и Мамая, таблички с пословицами, магнитофон
I. Организационный момент.
II. Сообщение целей урока.
— Ребята, сегодня мы отправимся в интереснейшее путешествие по страницам истории нашего Отечества. Познакомимся еще с одной из побед русского народа. А для этого что вы должны делать на уроке? (Дети отвечают, читая на доске слова)
III. Актуализация знаний. Слайд 3.
— Но прежде чем начинать новую тему, давайте вспомним материал прошлого урока. Проверку домашнего задания проведем с помощью заданий в рабочих тетрадях. (Нескольким ученикам даются карточки с заданием, которые они выполняют отдельно от класса и самостоятельно.)
— Откройте тетради на странице 22.
1. При князе Иване Даниловиче Москва была деревянной и в ней нередко случались пожары.
2. Купцы из Великого Новгорода охотно торговали в Москве.
3. Дошедшее до наших дней завещание князя Ивана Даниловича было написано на бересте.
4. Изделия московских оружейников славились на всю Русь.
5. Князь Иван Данилович ездил к хану Золотой Орды с богатыми дарами.
Задание на карточках. Впиши в клеточки слова на букву “К”.
1. Прозвание князя Ивана Даниловича.
2. Имя византийского императора, по легенде приславшего в подарок шапку Мономаха.
3. Укрепленный центр древнерусского города.
IV. Определение содержания, темы урока по названию произведения.
— Ребята, а теперь мы переходим к основной теме нашего урока и отправляемся в интереснейшее путешествие. Мы познакомимся еще с одной из побед русского народа.
— А когда может произойти победа, в чем? (Война, битва, бой)
— Так как же вы думаете, какая из тем на доске нам подходит для урока? (На доске записаны навания трех тем: “Такие разные праздники”, “Куликовская битва”, “Славные символы Росии”)
— Куликовская битва. Слайд 4.
V. Работа над новой темой.
— Ребята, новую тему мне хочется начать с песни о Куликовской битве.
Дети слушают песню.
Слайд 5. Дети читают статью на стр. 70 по частям и озаглавливают их, записывая план в тетрадь.
Часть 1
Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.
— Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. (Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань) Запишем это в тетрадь. Открыли тетради, запишем число, тему и план.
Ответы детей: смелость, храбрость, отвага.
Часть 2
Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались
— Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. ( Князь собирает на битву всю Русь). Запишем название этой части в тетрадь.
— А зачем он это делает? Какая русская пословица есть?( Один в поле не воин)
Часть 3
А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю.
— Как озаглавим эту часть? (Князь едет за благославлением)
Ответы детей: вера в Бога.
Часть 4
В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой,
8 сентября 1380 года разгорелась битва.
Учитель показывает на карте это место.
Ранний утренний туман стлался над полем будущей битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа. А сам князь в одежде рядового ратника стоял в общем строю.
Ответы детей: Скромность.
Часть 5
Ответы детей. (Честность от слово честь достоинство, хорошее качество, порядочность)
Часть 6
Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – татарский воин Челубей и русский воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.
Начали враги теснить русских воинов.
— А какой черте характера князя опять говорится? Обратите внимание- наравне со всеми. (Он себя не выделял)
Часть 7
И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство. Мамай в смятении наблюдал разгром своих полчищ.
Значение победы. Слайд 15.
— Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве.
Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов – победителей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.
Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей.
Однако Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.
VI. Физкультминутка под музыку.
Аты – баты,
Мы солдаты!
Для разминки из – за парт
Поднимается на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Аты – баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.
VII. Закрепление изученного.
— Теперь проверим насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем кроссворд.
1. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем
3. Приток Дона близ места Куликовской битвы
4. Прозвание князя- победителя в Куликовской битве
7. Московский князь, дед Дмитрия Донского.
9. Военачальник монголо-татар
10. Русский богатырь, противник Челубея
11. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря
2. Основатель Троицкого монастыря
5. Поле битвы 8 сентября 1380 года
6. Город, князь которого организовал отпор ордынцам
8. Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве
По горизонтали: По вертикали: 1. Челубей 11. Ослябю
2. Сергий — Молодцы! Хорошо усвоили материал.
VIII. Потомки помнят.
— Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы.
Слайд 16. Храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы.
Слайд 17. Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы.
Слайд 18. Куликово поле, монумент героям Куликовской битвы.
— Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину? (Ответы детей)
— Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны.
— А сейчас давайте запишем те хорошие качества, которыми обладал князь Дмитрий Донской и русские воины тех времен. Работать будете в парах.
— Проверим вашу работу.
— Ребята, как вы думаете какими же качествами обладали русские воины тех времен и сам князь Дмитрий?
— Храбростью, мужеством, смелостью, отвагой, силой!
— Они любили свою Родину, свой русский народ и готовы были отдать свои жизни за них!
— Ребята, а сейчас в наше время нужны эти качества защитникам Отечества?
— Мальчики, а вы ведь тоже будущие защитники Родины! Поэтому вы должны развивать в себе эти качества.
— Ребята, что же нового вы узнали на уроке?
— Князь Дмитрий в 1380 году впервые одержал победу над татарами на Куликовом поле.
XII. Домашнее задание.
Стр. 70–74 в учебнике, стр.25 №3 в тетради.
Используемая литература.
1. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова учебник “Окружающий мир” 4 класс, 2 часть, Москва “Просвещение” 2009г., стр.70–72, тетрадь “Окружающий мир” 4 класс, 2 часть, Москва “Просвещение” 2012г., стр. 22–26
2. О.И.Дмитриева “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”” 4 класс, издание 2, Москва “Вако” 2008г.,стр.287
Конспект урока по окружающему миру «Куликовская битва», 4 класс. Плешаков
Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Куликовская битва» к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси.
Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять внимание, желание больше узнать.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, тест, слоги ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я, карта.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Блицопрос
• Почему северо-восточные земли были более безопасными для жизни?
• Как возникали монастыри?
• Как назывался монастырь около города Радонежа?
• Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?
2. Индивидуальное задание на карточке
Карточка 1
Чем прославился в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвание?
Карточка 2
Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления?
3. Тест
1. Какое прозвание дал народ князю Ивану Даниловичу?
2. Какой город стал при Иване Даниловиче центром Русского княжества?
3. Что такое калита?
б) кошель с деньгами +
4. Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?
б) стала больше, чем была +
в) стала меньше, чем была
4. Сообщения учащихся
(Прослушивание сообщений о Москве и Кремле.)
III. Самоопределение к деятельности
— Попробуйте из данных слогов сложить название битвы, и вы прочтете тему урока.
ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я (Куликовская.)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о битве.)
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
Рассказ учителя
(Рассказ сопровождается показом слайдов.)
На прошлом уроке вы узнали, что при Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские набеги. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам. Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового.
Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и обратились в бегство. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю Русскую землю.
Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг — навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Наступило утро 8 сентября 1380 г. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца спрятались в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.
Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. С победой у русского народа появилась крепкая надежда на освобождение от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского — так народ в память о победе на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали столкновения с Русью в больших сражениях. Таким образом, Куликовская битва имеет великое значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к ее диким завоевателям. Со времен Батыева нашествия Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончательное свержение ига недалеко. Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей. А великие московские князья покрыли себя неуведаемой славой. На Москву устремились взоры со всех концов Русской земли: от Москвы народ стал ожидать защиты от всех своих сильных врагов. Спустя сто лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монгольского ига, а внук Ивана III Иван Грозный завоевал три татарских княжества: Казанское, Астраханское и Сибирское.
V. Первичное закрепление
1. Работа по учебнику
— Прочитайте текст. Какими качествами должны были обладать воины в ту пору? (Воины должны были быть смелыми, отважными, любить свою Родину.)
— Когда состоялась битва на поле Куликовом?
2. Работа с картой
— Найдите на карте место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение войск. (Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле. Войска монголов вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Назовите имена исторических личностей по их описанию в задании 1 на с. 24. (Александр Невский, Дмитрий Донской.)
— Выполняя задание 2, поработайте в парах. Назовите выбранные вами ответы. (Дунай, Дмитрий Донской, 8 сентября 1380 г., Мамай, победой русских войск.)
— Если вы внимательно читали текст, то легко разгадаете кроссворд в задании 3 на с. 25. (По горизонтали: 6. Куликово. 9. Сергий. 10. Дмитрий. 11. Ослябя. По вертикали: 1. Челу- бей. 2. Калита. 3. Москва. 4. Донской. 5. Непрядва. 7. Мамай. 8. Пересвет.)
2. Викторина
1. Кто из русских князей бросил вызов Орде? (Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович перестал платить дань.)
2. Что происходило в ту пору в Орде? (Шла ожесточенная борьба за власть.)
3. Почему Мамай выступил против Руси? (Он решил наказать Русь за неповиновение.)
4. Когда это стало известно? (Летом 1380 г.)
5. Что предпринял Дмитрий Иванович? (Разослал гонцов в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу.)
6. Кто откликнулся на этот призыв? (Всколыхнулась вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины.)
7. Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом? (Основатель Троицкого монастыря Сергий.)
8. Где было намечено сражение? (На Куликовом поле, между Доном и рекой Непрядвой.)
9. Когда состоялась битва? (8 сентября 1380 г.)
10. Как расставил свои войска князь Дмитрий Иванович? (По центру поставил передовой и большой полки, а отборная русская рать была в засаде.)
11. Где находился сам князь? (Князь в одежде простого ратника стоял в общем строю.)
12. Как проходила битва?
13. Чем закончилась битва?
14. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича? (Донским.)
3. Работа с CD
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)
(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 74 учебника.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 70—74 учебника.
2. Выполнить задание 4 на с. 26 рабочей тетради.
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва»
наталья бигбашева
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва»Тема: Куликовская битва
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: создать условия для формирования представления о Куликовской битве, подвигах защитников Руси.
— познакомить с условиями, которые вызвали необходимость Куликовской битвы.
— формировать умения определять последовательность исторических событий.
— развивать умение работать с текстом;
— воспитывать у детей интерес к изучению истории.
Планируемые результаты (Формирование универсальных учебных действий):
— стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
— знать ход Куликовской битвы.
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на изученное предыдущих уроков
— умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем
— освоение способа решения проблемы поискового характера.
Оборудование урока:
учебник; презентация к уроку; задания для работы в группах; индивидуальные карточки; на доске иллюстрация; лист самооценки;
Ход урока.
1. Организационно – мотивационный момент.
— Встали дружно, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
— Все, без исключения!
— Что вы хотите сегодня на уроке пожелать себе, друг другу, гостям?
II. Актуализация знаний.
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.
(поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов)
Оценивать будете на листах самооценивания; 5 баллов – справился сам,
4 –с помощью товарищей, учителя, 3 – много было затруднений.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.
Назовите исторические события ….
Расположите данные события по порядку в соответствии с тем, в какой последовательности они происходили.
Образование Киевской Руси
У вас есть еще даты. Расставьте их в соответствии с этими событиями
(882г., 988 г., 1237 г., 1242 г., 1380 г.)
(вывешивается на доске лист с правильными ответами)
Образование Киевской Руси 882г.
Крещение Руси 988г.
Ледовое побоище 1242г.
Проверьте и оцените работу в группе.
III. Постановка проблемы урока и вывод темы и целей урока.
Что вы обнаружили, выполняя эту работу? (Осталась еще одна дата)
Прочитайте эту дату. 1380 год.
Какой это век? (14 век).
Посмотрите видеофрагмент и подумайте, что же происходило на Руси в 14 веке?
(включается видео) (2 мин. 10 сек.)
Так что происходило на Руси в это время?
О чём же пойдёт сегодня речь?
Правильно о великой битве, которую историки назвали Куликовская битва.
(на доску вывешивается иллюстрация о Куликовской битве)
Что вы знаете о Куликовской битве? (мнения детей)
Из каких источников? (И. С. Никитин «Русь», ОРКС)
Запишите вопросы: что бы вы хотели узнать об этом событии.
(пока пишут вопросы открыть презентацию)
Озвучьте ваши вопросы.
На какие вопросы можете сразу ответить?
Прочитайте те, которые остались.
Это проблема урока.
По ходу изучения темы найдите ответы.
IV. Работа по теме урока.
8 сентября 1380 года произошло незабываемое событие в истории Родины. Громадное войско Золотой Орды под предводительством Мамая двинулось на Русь. Но русские люди во главе с князем Дмитрием, в ожесточенной битве, каких немного было в истории, разбили более многочисленного врага.
Куликовская битва (1 слайд)
Почему произошла эта битва?
Найдите ответ из учебника на стр. 31
Внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович, Правитель Золотой Орды – Мамай
Известные личности человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными интеллектуальными, эмоциональными,волевыми качествами:.
На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой. (4 слайд)
Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский. Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. На прощание, в присутствии всех,перекрестил его и сказал: «Ты победишь». Он дал Дмитрию двух монахов, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябя.
Пересвет и Ослябя (5 слайд)
Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон (6 слайд)
И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага. Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.
План Куликовской битвы (7 слайд)
Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты.
Как вы считаете, с какой целью это было сделано?
Почему князь Дмитрий избрал именно Куликово поле для сражения с Мамаем?
Ответить на этот вопрос нам помогут карточки, лежащие у вас на партах.
На карточках написаны три предложения. Перед каждым предложением имеется пустой квадратик. В нём вы должны поставить номер предложения, чтобы получился правильный ответ на вопрос.
Конница не пригодна для сражения на территории, покрытой кустарником.
Поэтому Дмитрий избрал для сражения с татарами Куликово поле.
Военная мощь татар – конница.
(1. Военная мощь татар – конница.
2. Конница не пригодна для сражения на территории, покрытой кустарником.
3. Поэтому Дмитрий избрал для сражения Куликово поле).
Головою три кивка. (Движения головой.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)—
Наступило утро 8 сентября 1380 года (8 слайд)
С чего началось сражение?
Как об этом сказано в учебнике? Прочитайте на стр. 31
Как звали русского богатыря?
Челубей и Пересвет (9 слайд)
И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке (11 слайд)
Чем закончилась битва?
Какое значение имела победа русского войска на Куликовом поле?
Найдите ответ на вопрос на стр. 32
8 дней хоронили мёртвых (12 слайд)
Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. К чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом. Со славой возвращались полки с Куликова поля. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших хоронили восемь дней. С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского.
Дмитрий Донской (13 слайд)
А как вы думаете, почему князя Дмитрия народ стал называть Донским?
(в память победы на Дону)
— Напишите синквейн Донскому.
Озвучьте вопросы, которые остались без ответа.
Ответьте. (озвучивание ответов на вопросы)
Оцените свою работу
V. Этап закрепления новых знаний.
А сейчас проверим усвоение темы. Проведём тест, вы должны выбрать правильный ответ.
В каком году произошла Куликовская битва? 5 апреля 1242, 8 сентября 1380, 15 апреля 1380
Как звали монахов-богатырей, отправленных Сергием Радонежским в войско Дмитрия Ивановича? Пересвет, Ослябя, Батый, Александр
Кто благословил Дмитрия Ивановича перед битвой? Сергий Радонежский, Нестор, Мономах
Как звали ордынского воина участвовавшего в поединке перед Куликовской битвой? Челубей, Мамай, Батый
Какое прозвище получил Дмитрий Иванович после победы на Куликовом поле? Донской, Невский, Чудской
Кто правил Золотой Ордой в год Куликовской битвы? хан Мамай, хан Батый
Проверьте ваши ответы.
Оцените свою работу.
Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они – честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
Хотелось бы озвучить слова поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справиться с тобой!
На листах самоооценивания сосчитайте баллы и поставьте себе оценку.
VI. Домашнее задание.
1. Р. Т. стр. 15-16 № 24,25
2. Учебник стр. 32-33 прочитать о Сергии Радонежском
Запишите в словариках новые понятия.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке.
Поднимите руку, если для вас все понятно и у вас не осталось нерешенных вопросов
Оцените свою деятельность
Сегодня на уроке я…
Применение ИКТ в начальном образовании. Фрагмент урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Великая Отечественная война» Авторы: Платонова Екатерина. Студентка 3 курса «Дошкольное образование» и «Начальное образование» Предмет: Окружающий мир Класс: 4 класс.
Конспект урока-открытия по окружающему миру в 4 классе «Зона арктических пустынь» Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс (А. Плешаков»Школа России) Тема: Зона арктических пустынь. Цели урока: 1. Познакомить.
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Города России» Предмет: Окружающий мир Класс 2 Тема: Города России Цели урока: Обучающие: • Сформировать у детей представления о городах-миллионерах, старинных.
Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Жизнь древних славян» Конспект урока Предмет Окружающий мир Класс 4 Тема «Жизнь древних славян» Цели урока: Обучающие: • Раскрыть происхождение восточных славян,.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Многоликая Россия» Конспект урока по «Окружающему миру» Класс: 3 ТЕМА: «Многоликая Россия». Ход урока: 1. Организационный момент • Готовность к уроку.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов» Окружающий мир 3 класс Тема: В царстве грибов Тип: изучение нового материала Учитель: Маслова Юлия Васильевна ГБОУ СОШ № 606 Цель: познакомить.
Разработка урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое глобус» по УМК «Планета знаний» Открытый урок по окружающему миру во 2 классе «Что такое глобус» Учитель: Т. М. Захарченко Школа: МБОУ СОШ № 77 Методическая цель урока:.
Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России» Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России». Тема: Как путешествует письмо? Тип: открытие новых знаний,.
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе «Свойства воздуха» Предмет: окружающий мир Класс: 2 «б» Учитель: Мильцен Валентина Николаевна Автор учебника: Н. Я Дмитриева, А. Н. Казаков Тема урока: «Свойства.