План рассказа пермяка мама и мы

Сказки

Конспект урока литературного чтения по теме Е.Пермяк «Мама и мы»

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Е. Пермяк. «Мама и мы»

Цель: формирование познавательной активности учащихся для глубокого целостного восприятия и осмысления рассказа Е. Пермяка «Мама и мы»

Задачи: продолжить изучение рассказа Е. Пермяка «Мама и мы»; у чить определять переживаемые героями чувства ; восстанавливать последовательность событий; создать условия для формирования умения критически оценивать ситуацию, выделять главную мысль произведения, делать выводы, давать характеристику герою; способствовать развитию умения высказывать свои мысли, умения критического отношения к себе и своим поступкам; содействовать воспитанию уважения, любви и нежного отношения к матери; желание помогать ей.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебное пособие, портрет Е.Пермяка, девиз урока, текст диктанта по рассказу Е.Пермяка, карточки для речевой разминки, карточки для работы в группе, план работы в группе, презентация к уроку.

I . Организационно-мотивационный этап

(Цель: психологическая готовность класса к уроку, организация внимания)

— Я предлагаю начать наш урок с улыбки, ведь она предназначена другим людям, чтобы им было с нами хорошо! Улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём нашу работу.

II . Этап актуализации опорных знаний

а) Д ля того, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам послушать стихотворение, подготовленное нашими ребятами (2 подготовленных ученика рассказывают наизусть).

От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.

За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце свое.

И просто за то, что она – наша мама,
Мы крепко и нежно любим ее.

— Вы поняли, о ком пойдёт у нас разговор на уроке? А почему именно про маму? (ответы детей) ( 1 слайд)

Читайте также:  Сказки о художниках васнецов

Давайте определим и задачи нашего урока

Читать… выразительно и внимательно

Думать… над тем, что хотел сказать нам автор.

Рассуждать… о том, что мы узнали из рассказа.

Делать выводы…которые могут пригодиться в жизни.

Высказывать… свои мысли о прочитанном.

— Первое задание для вас (самостоятельная работа) – «собрать» девиз урока (слова на столе учащихся – девиз урока):

Мало уметь читать, надо уметь думать.

— Как вы считаете, подойдёт такой девиз для нашего урока? (для любого урока подойдёт – думать надо всегда)

— Теперь проводим речевую разминку. На подготовку – 1 минута, работаете в парах.

— Прочитать тихо и медленно…(1 пара), громко и весело…(хором 2 пара)

Что, скажите сделать, как на свете жить,

Чтобы моей маме счастье подарить?

Чтобы улыбалась мамочка моя

И гордилась тем, что у неё есть я.

в) Постановка проблемного вопроса

(Цель: активизация субъективного опыта учащихся, познавательного интереса)

— А может ли гордиться своим сыном мама из прочитанного вами рассказа? Давайте попробуем ответить на этот вопрос сегодня на уроке…

III . Этап проверки домашнего задания

Дома вы должны были прочитать рассказ Е. Пермяка «Мама и мы» и ответить на вопросы по содержанию текста. Поэтому сейчас я предлагаю вам написать диктант «Да – нет»

1. Рассказ «Мама и мы» написал Юрий Яковлев.

2. Дети задержались в школе, потому что заканчивали выпуск

3. По дороге домой дети попали в песчаную бурю?

4. Коля предложил детям искать дорогу домой.

5. Коля не стал искать дорогу домой в пургу, он знал, как это опасно.

6. Сидя в снежной пещерке, Коля испытывал страх и беспокойство.

7. Когда мальчики оказались дома, мама плакала и ругала своих сыновей.

Читайте также:  Рассказ про новый год на осетинском языке

8. Мама завещала своим сыновьям как можно меньше говорить о себе.

Взаимопроверка по ключу (10 баллов – без ошибок) (2 слайд)

(Цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, обеспечить восприятие, осмысление новых знаний)

— Вы отлично поработали… быстро, дружно, правильно, но у меня остались вопросы ко всем вам:

— Кто из вас считает, что Николай совершил благородный поступок? Может это глупость, а не героизм?

— Давайте ещё раз назовём те чувства, которые испытывал Коля, попав в буран:

Страх, тревога, осторожность, чувство вины, беспокойство…

— Как отец отнёсся к поступку сына? (подтвердите словами текста)

— А что сделала мама? (подтвердите словами текста)

— Как мальчик воспринял поступок матери, что он почувствовал?

— О чём он подумал? (докажите словами из текста)

— А кто помогал Коле в самые тяжёлые минуты? (мысли о маме – докажите

— Кто открыл мальчику глаза на отношение к ним мамы?

— Как воспринял бабушкин рассказ мальчик? (подтвердите словами текста)

— А какое значение мама имеет для вас?

— За что вы любите маму?

Физпауза: « Солнышко лучистое» (3 слайд)

V . Этап закрепления знаний, полученных в ходе урока (4 слайд)

а) Групповая работа:

— Теперь я предлагаю вам поработать в группах. Займите свои места и

ознакомьтесь с заданием, которое я для вас подготовила.

1 группа: характеристика главного героя рассказа Е.Пермяка

2 группа: восстановление плана текста, работа с толковым словарём,

презентация работы (Приложение № 2) (5 слайд)

Словарная работа : необоснованная обида, завет матери

3 группа: восстановление текста, презентация работы – чтение по ролям

Определить чувства, которые испытывал Коля : (обида, разочарование, радость, облегчение, счастье, любовь)

4 группа: решение примеров, составление стихотворения(текста),

презентация работы (Приложение № 4) (6 слайд)

Читайте также:  Рассказ о покровском соборе в москве

Мама. В этом слове — испокон веков

Радость и забота, счастье и любовь.

Мама жизнь подарит, защитит в беде,

б) Работа в парах соединить стрелочками слова на русском и белорусском языках.

— Все знают, какая она – мама… и сейчас я предлагаю вам послушать, как звучат слова про маму на нашем родном белорусском языке. Откройте конверт и соедините стрелками русские и белорусские слова (7 слайд)

VI . Итог урока: (Цель: обобщение знаний, полученных в ходе урока)

Девизом нашего урока были слова «Мало уметь читать, надо уметь думать»

— Как вы считаете, мы оправдали наш девиз своей работой на уроке?

Читали… выразительно и внимательно

Думали… над тем, что хотел сказать нам автор.

Рассуждали… о том, что мы узнали из рассказа.

Делали выводы…которые могут пригодиться в жизни.

Высказывали… свои мысли о прочитанном.

VII . Этап информирования учащихся о выполнении домашнего задания:

Подготовить краткий пересказ от 3-го лица

Подготовить рассказ на тему «Моя мама может мной гордиться»

Провести исследование в сети Интернет – реальные персонажи (или вымышленные) описаны в этом рассказе.

— Подводя итог нашей работы, мы можем сказать, что Колина мама может гордиться своим сыном?

А ваши мамы могут вами гордиться?

— Я хочу, чтобы ваши мамы тоже гордились своими детьми…

(учитель открывает доску – фотографии мам)

— Давайте составим синквейн для мамы:

Составление синквейна: Кто? МАМА

Какая? добрая, заботливая

Что делает? любит, помогает, заботится

Мама любит своих детей.

— Кого бы вам сегодня и за что хотелось сегодня поблагодарить?

Окончен урок и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились. (8 слайд)

Оценочная деятельность: По листу учебных достижений:

Источник

Познавательное и интересное