Конспект урока литературного чтения по теме Е.Пермяк «Мама и мы»
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Е. Пермяк. «Мама и мы»
Цель: формирование познавательной активности учащихся для глубокого целостного восприятия и осмысления рассказа Е. Пермяка «Мама и мы»
Задачи: продолжить изучение рассказа Е. Пермяка «Мама и мы»; у чить определять переживаемые героями чувства ; восстанавливать последовательность событий; создать условия для формирования умения критически оценивать ситуацию, выделять главную мысль произведения, делать выводы, давать характеристику герою; способствовать развитию умения высказывать свои мысли, умения критического отношения к себе и своим поступкам; содействовать воспитанию уважения, любви и нежного отношения к матери; желание помогать ей.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебное пособие, портрет Е.Пермяка, девиз урока, текст диктанта по рассказу Е.Пермяка, карточки для речевой разминки, карточки для работы в группе, план работы в группе, презентация к уроку.
I . Организационно-мотивационный этап
(Цель: психологическая готовность класса к уроку, организация внимания)
— Я предлагаю начать наш урок с улыбки, ведь она предназначена другим людям, чтобы им было с нами хорошо! Улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём нашу работу.
II . Этап актуализации опорных знаний
а) Д ля того, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам послушать стихотворение, подготовленное нашими ребятами (2 подготовленных ученика рассказывают наизусть).
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим ее, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею все сообща,
За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце свое.
И просто за то, что она – наша мама,
Мы крепко и нежно любим ее.
— Вы поняли, о ком пойдёт у нас разговор на уроке? А почему именно про маму? (ответы детей) ( 1 слайд)
Давайте определим и задачи нашего урока …
Читать… выразительно и внимательно
Думать… над тем, что хотел сказать нам автор.
Рассуждать… о том, что мы узнали из рассказа.
Делать выводы…которые могут пригодиться в жизни.
Высказывать… свои мысли о прочитанном.
— Первое задание для вас (самостоятельная работа) – «собрать» девиз урока (слова на столе учащихся – девиз урока):
Мало уметь читать, надо уметь думать.
— Как вы считаете, подойдёт такой девиз для нашего урока? (для любого урока подойдёт – думать надо всегда)
— Теперь проводим речевую разминку. На подготовку – 1 минута, работаете в парах.
— Прочитать тихо и медленно…(1 пара), громко и весело…(хором 2 пара)
Что, скажите сделать, как на свете жить,
Чтобы моей маме счастье подарить?
Чтобы улыбалась мамочка моя
И гордилась тем, что у неё есть я.
в) Постановка проблемного вопроса
(Цель: активизация субъективного опыта учащихся, познавательного интереса)
— А может ли гордиться своим сыном мама из прочитанного вами рассказа? Давайте попробуем ответить на этот вопрос сегодня на уроке…
III . Этап проверки домашнего задания
— Дома вы должны были прочитать рассказ Е. Пермяка «Мама и мы» и ответить на вопросы по содержанию текста. Поэтому сейчас я предлагаю вам написать диктант «Да – нет»
1. Рассказ «Мама и мы» написал Юрий Яковлев.
2. Дети задержались в школе, потому что заканчивали выпуск
3. По дороге домой дети попали в песчаную бурю?
4. Коля предложил детям искать дорогу домой.
5. Коля не стал искать дорогу домой в пургу, он знал, как это опасно.
6. Сидя в снежной пещерке, Коля испытывал страх и беспокойство.
7. Когда мальчики оказались дома, мама плакала и ругала своих сыновей.
8. Мама завещала своим сыновьям как можно меньше говорить о себе.
Взаимопроверка по ключу (10 баллов – без ошибок) (2 слайд)
(Цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, обеспечить восприятие, осмысление новых знаний)
— Вы отлично поработали… быстро, дружно, правильно, но у меня остались вопросы ко всем вам:
— Кто из вас считает, что Николай совершил благородный поступок? Может это глупость, а не героизм?
— Давайте ещё раз назовём те чувства, которые испытывал Коля, попав в буран:
Страх, тревога, осторожность, чувство вины, беспокойство…
— Как отец отнёсся к поступку сына? (подтвердите словами текста)
— А что сделала мама? (подтвердите словами текста)
— Как мальчик воспринял поступок матери, что он почувствовал?
— О чём он подумал? (докажите словами из текста)
— А кто помогал Коле в самые тяжёлые минуты? (мысли о маме – докажите
— Кто открыл мальчику глаза на отношение к ним мамы?
— Как воспринял бабушкин рассказ мальчик? (подтвердите словами текста)
— А какое значение мама имеет для вас?
— За что вы любите маму?
Физпауза: « Солнышко лучистое» (3 слайд)
V . Этап закрепления знаний, полученных в ходе урока (4 слайд)
а) Групповая работа:
— Теперь я предлагаю вам поработать в группах. Займите свои места и
ознакомьтесь с заданием, которое я для вас подготовила.
1 группа: характеристика главного героя рассказа Е.Пермяка
2 группа: восстановление плана текста, работа с толковым словарём,
презентация работы (Приложение № 2) (5 слайд)
Словарная работа : необоснованная обида, завет матери
3 группа: восстановление текста, презентация работы – чтение по ролям
Определить чувства, которые испытывал Коля : (обида, разочарование, радость, облегчение, счастье, любовь)
4 группа: решение примеров, составление стихотворения(текста),
презентация работы (Приложение № 4) (6 слайд)
Мама. В этом слове — испокон веков
Радость и забота, счастье и любовь.
Мама жизнь подарит, защитит в беде,
б) Работа в парах соединить стрелочками слова на русском и белорусском языках.
— Все знают, какая она – мама… и сейчас я предлагаю вам послушать, как звучат слова про маму на нашем родном белорусском языке. Откройте конверт и соедините стрелками русские и белорусские слова (7 слайд)
VI . Итог урока: (Цель: обобщение знаний, полученных в ходе урока)
Девизом нашего урока были слова «Мало уметь читать, надо уметь думать»
— Как вы считаете, мы оправдали наш девиз своей работой на уроке?
Читали… выразительно и внимательно
Думали… над тем, что хотел сказать нам автор.
Рассуждали… о том, что мы узнали из рассказа.
Делали выводы…которые могут пригодиться в жизни.
Высказывали… свои мысли о прочитанном.
VII . Этап информирования учащихся о выполнении домашнего задания:
Подготовить краткий пересказ от 3-го лица
Подготовить рассказ на тему «Моя мама может мной гордиться»
Провести исследование в сети Интернет – реальные персонажи (или вымышленные) описаны в этом рассказе.
— Подводя итог нашей работы, мы можем сказать, что Колина мама может гордиться своим сыном?
— А ваши мамы могут вами гордиться?
— Я хочу, чтобы ваши мамы тоже гордились своими детьми…
(учитель открывает доску – фотографии мам)
— Давайте составим синквейн для мамы:
Составление синквейна: Кто? МАМА
Какая? добрая, заботливая
Что делает? любит, помогает, заботится
Мама любит своих детей.
— Кого бы вам сегодня и за что хотелось сегодня поблагодарить?
Окончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились. (8 слайд)
Оценочная деятельность: По листу учебных достижений: