План занятия по обучению дошкольников составлению рассказа по картине (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
Светлана Завражина
План занятия по обучению дошкольников составлению рассказа по картине (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление и воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов, они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. Ребенок, называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т. е. упражняет свои ощущения и восприятие.
Для обучения дошкольников рассказыванию по картинке используются как предметные, так и сюжетные дидактические картины.
Виды занятий:
1. Составление описательного рассказа по предметной картине;
2. Составление описательного рассказа по сюжетной картине;
3. Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
4. Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
5. Составление повествовательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
На всех возрастных этапах залогом успеха является осмысление детьми содержания картины (о чем она, как ее можно назвать).Кроме того, ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если картина сюжетная – устанавливать связи между объектами, персонажами.
Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснение воспитателя во время предварительного рассматривания. Часто занятие по сюжетной картине бывает комплексным: рассматривание сочетается с рассказыванием об отдельных частях картины, описание с повествованием об изображённом событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки изображенного.
При выполнении заданий, требующих от детей связной монологической речи, воспитатель должен объяснить характер предстоящего высказывания, дать его образец, предложить план, а на первых порах – прибегнуть к составлению коллективного рассказа.
Младшая группа
Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составлять связные описания, поэтому воспитатель учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяются предложенными ему вопросами.
Примерный план
1. Предварительная беседа, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях, сходных с изображением на картине;
2. Рассматривание самой картины;
3. Вопросы воспитателя, последовательность которых обеспечивает целостность восприятия картины и помогают детям сделать правильный вывод;
4. Повторное рассматривание картины. Закрепление в памяти новых слов и словосочетаний;
5. Обобщающий рассказ воспитателя.
Средняя группа
К 4-5 годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений.
План
1. Воспитатель дает возможность рассмотреть картину. Начинает описание, дети продолжают;
2. Речевой образец (короткое, но вполне законченное высказывание);
3. Самостоятельное описание детьми из 2-х-3-х предложений (если нужно, воспитатель помогает);
4. Обобщающий рассказ педагога.
Старшая группа
В этом возрасте активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинкам.
Задачи: воспитывать интерес у детей к составлению рассказов по картинкам; учить правильно понимать их содержание; формулировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь.
Примерный план
1. Рассматривание картины (за 2-3 дня до занятия);
2. Повторный просмотр картины. Краткая беседа педагога, в которой он касается основных моментов сюжета;
3. Вопросы к детям, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное;
4. В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание;
5. Рассказы детей (если нужно, педагог помогает);
6. Обобщающий рассказ воспитателя;
7. Оценка выполнения задания.
Подготовительная группа
При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи. В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.
План
1. Рассматривание картины в целом (сюжет);
2. Беседа по сюжету;
3. Рассматривание определенных элементов, частей картины. В ходе рассматривания и беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания;
4. Составление рассказов (коллективно: один начинает, а другие продолжают и заканчивают);
5. Заключительный целый рассказ одного ребенка;
7. Оценка выполнения задания.
Консультация «Обучение составлению рассказа по картине с помощью мнемотехники» Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного.
Конспект занятия по обучению детей рассказыванию по картине «Дети убирают игрушки» (вторая младшая группа) Цели и задачи: Учить детей описывать предметы, нарисованные на картине, выделяя наиболее существенные признаки. Тренировать детей в подборе.
Конспект занятия «Составление рассказа по картине «Повар» для детей старшей группы по области: речевое развитие детей Тема: Составление рассказа по картине «Повар». Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Задачи:.
Конспект занятия по обучению творческому рассказыванию по картине «Белки». Средняя группа Разработал: Васюченко И. В. ЗАДАЧИ: – формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием; – обучать определять.
Конспект занятия по составлению рассказов-фантазий по картине «Белки» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ-ФАНТАЗИЙ ПО КАРТИНЕ «БЕЛКИ». СРЕДНЯЯ ГРУППА. Разработала: Васюченко Ирина Викторовна ЗАДАЧИ: –формировать.
НОД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Средняя группа Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину.
Рабочая программа дополнительного образования «Обучение дошкольников грамоте» (средняя, старшая, подготовительная группы) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность образовательной программы. Комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление.
Обучение детей рассказыванию по картинке
Классическое наследие западной и русской педагогики подчеркивает большое значение картины, как для общего развития детей, так и для развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А. Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).
Картины не только расширяют впечатление и углубляют представления об общие и природные явленья, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых.
В статье рассмотено, как педагог на занятиях может применить такие два типа высказываний как описание и повествование и раскроем своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.
Восприятию картины ребенка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Выделяют несколько этапов обучения.
Выделяют также следующие приемы обучения:
— совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например, жила, была девочка. Однажды она. А навстречу ей. );
— образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию);
— рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа). Хорошо известны схемы Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»;
— вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения);
— указания (например, «говори выразительно»)
В процессе обучения монологической речи, используются и другие приемы: подсказ нужных слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.
Один из приемов, подготавливающих к рассказыванию по картине, является рассматривание. Оно подготавливает детей к составлению описания картины. От уровня содержательности рассматривания картин, зависит эффективность последующего обучения детей, связанным высказыванием.
Необходимо ребенка научить рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные), выделять детали (выражение лиц людей).
В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь, учим отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.
В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности.
В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный. Рассмотрим два занятия по развитию речи с использованием одной демонстративной картины.
В результате занятия у ребенка должен получиться примерно такой рассказ.
«На картине мы видим лису с лисятами. В теплый летний день лисица лежит на лесной поляне. Четверо маленьких лисят весело играют около нее. У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки, а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты, острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса большая, а лисята поменьше.
Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье крыло.
Четвертый лисенок не играет, он сидит возле мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора, там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой папоротника. Семейству лисы здесь очень нравится».
На втором занятии составляем повествовательный рассказ.
— учить детей придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий;
— формировать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение.
В результате занятия по этой же картине получается совсем другой рассказ. Например:
«В летний солнечный день вышла погулять лиса со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые, грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили играть друг с другом. Каждое утро они выходили из своей норы и находили интересные занятия для себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы, лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его друг у друга. Они представили, что это настоящая большая птица, а они охотники. Вдруг из травы выскочила мышка, ее заметил самый внимательный лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за своими лисятами и очень гордилась ими».
По этой же картине можно провести еще три вида занятий по связной речи. Например, сделать пересказ по уже составленному воспитателем рассказу; добавить к нему впечатления из личного опыта; придумать свой рассказ на эту тему (творческое рассказывание).
Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны, методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассматривания, от стоящих задач, от уровня умения детей, от их активности, самостоятельности.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Составление описательного рассказа по картине
Вера Жикина
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Составление описательного рассказа по картине
Тема: «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»».
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по картине А Саврасова «Грачи прилетели».
• познакомить детей с творчеством А. Саврасова.
• продолжать учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине.
• уточнить и систематизировать представления детей о признаках весны.
Развивающие:
• развивать умение детей связно высказывать свои впечатления о картине, придумывать новый сюжет, неповторяющийся рассказ с товарищей.
• развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.
• развивать психические процессы: память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение и любовь к птицам, природе, чувство гордости за родную природу.
• воспитывать чувство взаимоуважения, умение выслушивать товарища до конца, работать в коллективе.
Оборудование: репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели», магнитофон, музыкальное произведение Антонио Вивальди «Времена года. Весна».
1. Водная часть:
— Ребята, давайте встанем в круг и крепко возьмемся за руки, широко улыбнемся друг другу. Вот какие мы дружные, добрые, красивые и милые! Тихонечко сели на стульчики. (Садятся на коврик полукругом).
— Ребята, Дима приготовил для вас стихотворение, послушаем его.
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет? Кто знает?
Когда это бывает? (Весной).
— Дима, дети угадали? (Да, в стихотворении говорится о весне).
2. Основная часть:
Молчаливое рассматривание картины под музыку.
— Дети, эту картину написал, известный художник А. Саврасов. Что изобразил он на переднем плане картины? (Березки, грачей, их гнезда).
— Что вы видите на дальнем плане картины? (На дальнем плане нарисована небольшая деревня и старая часовня).
— Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел, как на ветке прилетели грачи, как они радуются, что вернулись обратно домой в свои старые гнёзда).
— Правильно! Дорогие друзья, а вы хотели бы попасть в картину? (Да).
— Закройте глаза, а я сосчитаю до 3 и мы окажемся там – внутри картины! (Дети закрывают глаза, воспитатель считает до 3).
— Ребята, мы попали в картину. Закройте еще раз глаза и послушайте, что вы слышите? Что делают грачи? (Они строят гнезда, кричат, галдят, ссорятся, радостно шумят и рассказывают друг другу новости, радуются, что вернулись домой).
— Ребята, посмотрите на деревья. Какие деревья выбрали грачи? (Одни стройные, прямые, тонкие, другие с искривленными стволами, наклонившиеся. У берез много веток гнездо не упадёт, когда листики распустятся, не будет видно гнезда).
— Правильно, грачи все усмотрели! Ребята, как вы думаете, почему грачи выбрали это место? (Они здесь родились, здесь красиво и тихо,
это окраина села, видно несколько домов и белокаменную церковь, вдалеке лес, видна равнина).
— Да, я с вами согласна! А есть ли солнышко на небе? (Да! Только солнце скрылось за облаками, оно не яркое, ленивое, облака нежно желтого цвета, на снегу видны тени от берёз, на улице тепло, снег тает под тёплыми лучами солнца, солнце то выглядывает, то опять прячется за облаками). (В случае необходимости, воспитатель помогает наводящими вопросами).
— Какие вы внимательные! Увидели то, что не увидела я! Умнички! Ребята, потрогайте снег. Какой он? (Снег потемневший, рыхлый, серый, холодный, мокрый, печальный, талый).
— Как правильно вы сказали про весенний, тающий снег! А теперь потрогайте водицу с лужицы. Какая она? (Холодная, грязная, ледяная, прозрачная, переливается).
— Умнички! Ребята, а вы ощущаете легкий ветерок, свежесть весеннего воздуха, ласковое весеннее солнышко, запах весны? (Да).
— Подберите, пожалуйста, слова, которыми можно описать погоду. (Хмурая, серая, пасмурная, чувствуется свежесть весны, холодная).
— Ребята, вы слышите, зазвенели колокола в церкви? (Да слышим, вдалеке звон колоколов. Люди идут в церковь, свечку поставят за здоровье родных и близких). (Воспитатель помогает в случае затруднений при ответе детей).
— Правильно! А в лесу зашумели деревья! Слышите? (Да! Это весенний ветер на них подул, будит их ветер от зимнего сна).
— Молодцы! Очень внимательные! А сейчас посмотрите вокруг, вспомните о чем мы беседовали? О чем хотелось бы вам поделится с кем нибудь: или с папой, или с мамой, с бабушкой, с дедушкой, с другом? А рассказать можно следующее: о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о берёзах и о крикливых грачах, какой день изобразил художник А. Саврасов, какое настроение передает эта картина. Постарайтесь рассказать не спеша, голосом передавая все интонации своего настроения. Начинаем рассказ с названия картины и автора. Кто желает сочинить рассказ по этой картине? (Дети по желанию рассказывают по картине, придумывают название своим рассказам).
Физминутка
Черный грач отважный,
(ходьба с высоким подниманием колен, руки опущены вниз)
По полям он ходит важный.
(руки за спину «крылья»)
В разны стороны он смотрит,
(повороты головы вправо-влево)
Ищет корм он клювом острым.
Вот поднялся на крыло
(бег на носочках, махи «крыльями»)
И летит в свое гнездо.
После физминутки рассказывают еще трое детей.
— Молодцы! Какие интересные, весенние рассказы у вас получились, ребята! Они точно понравятся тем, кому вы собрались рассказать про то, где вы были сегодня, что увидели и что нового узнали! Ребята, время быстро пролетело. Нам пора возвращаться в группу. Я сосчитаю до 3 и мы вернемся в группу. Закрываем глазки.
3. Заключительная часть.
— Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? (Придумывали рассказы по картине).
— Да! А как называется эта картина? (Эта картина называется «Грачи прилетели»).
— Правильно! А кто же написал эту картину? (Эту картину написал известный художник А. Саврасов).
— Молодцы! Все запомнили? Давайте хором скажем.
— Дорогие мои, мне очень понравились ваши рассказы. Я думаю вашим родителям будет интересно послушать ваши чудесные рассказы. Много нового узнают! Всем большое спасибо за старание! А теперь тихонечко садимся за столы.
Конспект итоговой НОД «Составление рассказа по картине «Ежи»» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: Продолжать вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины. Формировать умения вести диалог с педагогом:.
Конспект НОД по речевому развитию для детей второй младшей группы «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» (3–4 года) «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Цель: организовать деятельность детей, направленную на формирование умения.
Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.
Открытое занятие в подготовительной группе. Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна» ткрытое занятие в подготовительной группе Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная.
План-конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Образовательная область «Речевое развитие» Тема: составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Цель: закрепить представления о повадках.
План-конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картине «Снегири на ветке» Образовательная область «Речевое развитие» Тема: составление рассказа по картине «Снегири на ветке» Цель: закрепить представления воспитанников.
Составление описательного рассказа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема «Овощи» Тема «Овощи» Цель: Формирование умений составлять описательный рассказ по теме «Овощи» Задачи Образовательные: •Закрепление представлений.
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине
Мария Артамонова
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине
Методическая разработка на тему: «Методика рассказывания по картине».
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).
Картиныдля работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.
Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2.При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный.Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Виды рассказывания по картине
1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.
3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.
Методические приемы:
Вопросы (проблемные вопросы)
Частичный образец педагога
Совместное рассказывание
План рассказа
Коллективное обсуждение плана будущего рассказа
Составление рассказа подгруппами
Составление рассказа подгруппами
Оценка детских монологов
Этапы обучения рассказыванию по картине. Младший возраст.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.
Основные задачи воспитателя в работе по картинесводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).
В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.
Средний дошкольный возраст.
Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».
— Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной,точного названия: «Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»?»- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.
В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.
Оценка рассказов.
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово,составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.
Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.
Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.
Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.
Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.