Окружающий мир 4 класс Как написать план рассказа «Жизнь древних славян»?
Окружающий мир 4 класс 1) Составь по тексту учебника план рассказа «Жизнь древних славян».
План рассказа «Жизнь древних славян» для 4 класса по окружающему миру.
1) Кто такие восточные славяне?
2) Где жили восточные славяне?
3) Чем занимались мужчины славяне? Чему учили своих детей?
4)Занятия женщин славянок.
5) Как славяне выбирали себе место для поселения? Почему?
6) Предметы быта восточных славян.
7) Во что верили древние славяне?
8) Фантастические существа в жизни славян.
9) Объединение славян в союзы племен. Славянские князья.
При рассмотрении любой карты, прежде всего нужно внимательно изучить ее легенду. Она даст нам представление об условных обозначениях и не позволит запутаться в карте.
На карте, показывающий взятие Измаила, мы видим, что русские войска под командованием Суворова атаковали Измаил со всех сторон. Основная часть армии двигалась с левого берега Дуная, но и на правом берегу Суворов расположил артиллерию и три колонны.
На Дунае стоял турецкий флот, но он также был блокирован с двух сторон русским флотом.
Мы видим, что штурм Измаила начался со всех сторон, через ворота и даже через стены города-крепости. Русские солдаты ворвались в крепость с нескольких направлений, а с Дуная был высажен десант с кораблей русской флотилии.
Мы видим как продвигались русские солдаты в центр города, захватывая батареи, Старую и Новую крепости. И конечно мы делаем вывод, что штурм Измаила завершился полной капитуляцией турецких войск.
Будем определять эти растения хвойного леса опираясь на их внешний вид, на внешний вид иголок и шишек.
Посредине расположилось дерево с самой светлой хвоей, про которое нельзя сказать, что оно зимой и летом одним цветом. Это лиственница, единственное хвойное дерево, которое сбрасывает хвою. Ее узнать также легко.
Остается ель и пихта, но как их отличить? Оказывается проще всего по иголкам. У ели иголки маленькие и колючие, а у пихты длинные и мягкие.
Характеристика Ростовской области по плану:
1)Важная роль жилища в жизни восточных славян.
2)Выбор места строительства.
5)Технология строительства дома.
6)Обряды жертвоприношений при строительстве.
1)Дом для восточных славян был не простом местом отдыха и проживания, но местом, где он мог переждать капризы природы. Мог спрятаться от диких животных. Дом отделял человека от внешнего Мира.
2)К строительству дома подходили очень внимательно. Не всякое место годилось для возведения дома. В первую очередь отбирались места. которые считались пригодными для строительства исходя из практических соображений. Нельзя было строить дом на месте где стояла баня или проходила дорога, где были найдены останки человека или животного. Хорошим местом считалось место где ложился на отдых рогатый скот. При выборе места часто использовали гадания. Самый простой способ был такой: вечером по углам будущего дома хозяин насыпал четыре кучки зерна. Утром, если зерно оказывалось нетронутым – значит место хорошее. И наоборот: если тронуто, то место плохое.
5)Дом старались строить так, чтобы четыре стены жилища соотносились с четырьмя сторонами света. Половина жилища, выходившая окнами на восток или юг носила название чистая, красная, светлая, передняя. В целом дом считался женским пространством (в отличии от мужского открытого – чистое поле в былинах). Мужским местом в доме были пространства возле дверей – т.е связанное с внешним миром. Так у Ксенофонта сказано: «..боги предназначили женскую природу для домашних работ, а мужскую – для вне домашних».
Стены, окна и двери. На юге России и Украине дома была распространена столбовая конструкция дома. Плотники возводили остов дома, потом вбивали ряды небольших клиньев и обмазывали толстым слоем глины. Начинали работу всегда с красного угла. Двери и окна прорубались уже с собранном (построенном)доме. Вместо стекол служили бычий пузырь или рыбий пузырь. Позднее их заменило стекло. Входную дверь прорубали на юго-восточной стороне дома. Потолок делался так. Сперва клали матицу или основание потолка. Матица делалась из толстого отесанного с четырех сторон бруса. После укладывали перекрытия.
6)Одним из центральных моментов в строительстве было приношение жертвоприношений. У восточных славян в качестве жертвенных животных выступали: конь, петух и курица. Были бескровные жертвы: клали монеты, ладан, шерсть, куски хлеба. Жертвоприношение совершалось на месте постройки или прямо на месте строящегося сруба. Еще одним ритуалом было маркировка «мировым деревом». Посередине втыкали дерево. Это мог быть кедр, дуб, рябина, самый высокий репей. При этом приговаривали: «Вот тебе, мать соседушка(домовой дух), теплый дом и мохнатый кедр!» Дерево по среди сруба олицетворяло центр будущего жилища и центр Мира. Дерево оставалось в центре до конца строительства.
Окружающий мир 4 класс 2 часть Жизнь древних славян стр. 34 – 39
1) Вспомни, каковы особенности природы Восточно-Европейской равнины.
В прошлом Великая Русская равнина была сплошь покрыта дремучими лесами, здесь находилось много болот и рек.
В лесах водились самые разные животные, а в реках было много рыбы.
2) Рассмотрите карту. Что вы можете рассказать с её помощью о расселении славян? Найдите главные водные пути.
Если внимательно смотреть на карту, то заметно что наши предки селились возле крупных рек.
Это связано с тем, что их жизнь во многом зависела от воды. Людям нужно было поить скот, своих коней, мыть посуду, стирать и купаться.
А также на карте видно, что в прошлом эти народы населяли большую часть Европы.
Они освоили всю территорию Восточно-Европейской равнины и проникли глубоко на запад, до Северного и Средиземного морей.
По месту проживания славянские племена делились на восточные, южные и западные.
Основными водными путями были реки Днепр, Дунай, Дон, Висла, Западная Двина, Волга (на карте показаны красными стрелочками).
Обсудим!
1) Чем могли заниматься дети восточных славян?
Их дети с малых лет помогали своим родителям.
Они ходили в лес за грибами и ягодами, они помогали отцам в поле и на охоте, а матерям вести хозяйство.
Но также они могли и играть, купаться, ловить рыбу, бегать.
2) Почему героем древних сказаний стал кузнец-богатырь? В чём была важность труда кузнеца?
Кузнец стал героем сказаний, потому что его труд в глазах простых людей был окутан ореолом тайны.
Кузнец повелевал огнём, горном, и с его помощью создавал из железа нужные в хозяйстве вещи.
Кузнец мог сковать плуг или меч, топор или украшение.
Только кузнец мог подковать лошадь.
Без металлических изделий кузнецов, жизнь людей была бы очень тяжёлой.
Оружие, которое ковал кузнец нужно было и для охоты, и для защиты.
Проверь себя
1) Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?
Славяне жили в очень тесной связи с природой.
Природа кормила людей и одевала их.
Все их занятия были связаны с природой — охота, рыбалка, обработка земли.
2) Расскажи о занятиях восточных славян.
Жизнь древних славян была очень тесно связана с природой.
Эти племена занимались охотой и рыболовством.
Также они занимались добычей дикого мёда — бортничеством.
Жили небольшими поселениями, родами.
Обрабатывали землю, строили дома, делали домашнюю утварь и посуду.
Часто они торговали с соседями и воевали.
3) Опиши жилище восточных славян.
Чаще всего славяне жили в полуземлянках, реже в рубленых домах.
Полуземлянка — это жилище, наполовину врытое в землю, с низкой крышей.
Внутри такого жилища помещались лавки, стол, хранилась утварь и глиняная посуда.
Топили жилища по-чёрному, без трубы.
Дым просто выходил через маленькие окна и двери.
В холодное время окна закрывали пуками соломы.
4) Во что верили славяне?
Они верили в богов и духов.
Боги отвечали за различные явления природы и покровительствовали занятиям и ремёслам.
Например, Перун повелевал молниями и громом.
Велес был покровителем стад.
Духи населяли леса и поля, озёра и реки, дома и бани.
Славяне верили, что всё на свете имеет душу.
И может помочь человеку, или навредить ему.
Задания для домашней работы
1) Составь по тексту учебника план рассказа «Жизнь древних славян».
План:
2) Нарисуй на отдельном листе одно из занятий древних славян.
3) Попробуй изготовить макет дома славян или славянского посёлка.
Чтобы посмотреть образец оформления презентаций, кликните на иллюстрацию и листайте.
На следующем уроке
Вспомни, что ты знаешь из былин о Древнем Киеве и русских богатырях.
Древний Киев стал первой столицей древнеславянского государства, Киевской Руси.
Киевский князь назывался Великим, и правил всеми славянскими племенами.
Киевский князь Владимир принял христианство и распространил его на Руси.
Русские богатыри защищали землю от врагов, служили князю, совершали великие подвиги.
Самыми известными богатырями были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Презентация к уроку
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
II. Повторение изученного материала. Постановка целей урока.
— Какой раздел мы закончили изучать? («Страницы всемирной истории».) (на доске)
— Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, историю развития человечества.
— Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (один работает у доски.)
Обобщение по теме: «Страницы всемирной истории».(слайд№ 2)
А) История Новейшего времени
Б) История Древнего мира
В) Первобытная история
В) на Ближнем Востоке
В) растительность
В) оруженосец
В) Нева
В) Антарктида
В) Марс
III. Работа над новой темой урока.
— На прошлом уроке, вы получили задание
— Найти значение слов: предки, современники, потомки. Объясните значения этих слов (слайд№3):
Современники — это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.
— Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры.
— Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества».
Этот раздел учебника поможет нам узнать о важных событиях истории России. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью Древних Славян.
— Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия «славяне».
Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».
Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. (Слайд №4.) Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.
— Перед вами карточка № 1, с отрывком из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте.
— Подчеркните названия племен в тексте.
— Название, каких вы встретили в тексте?
— Рассмотрите карту (с. 35 учебника).
Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря.
— Какие племенные объединения были у славян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне.)
— Какое из племён занимало наибольшее пространство? (Племя восточных славян.)
— К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте. (К восточным славянам)
— Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. (слайд № 5 )
Места, где жили славяне.
— Не всё было все так гладко и хорошо. Люди соперничали между собой, обустраивались.
— Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:
— Почему именно на этих территориях остановились славяне? (слайд № 6 )
(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту)
Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. (слайд № 7.) Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Отсюда появилось выражение: «Выйти за околицу».
Дом славян. (слайд № 8.)
Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
В каждом посёлке обычно жили родственники, которые нередко вели хозяйство вместе. (слайд № 9)
Несколько поколений: деды, отцы, дети, внуки, а иногда и правнуки, составляли большую семью-род. Образуйте новые, однокоренные слова. (РОДители, РОДина, РОДственник, РОДной, РОДник и другие)
Одежда древних славян.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (Махи руками.)
Солнце над берёзами светит нам. (Повороты головы.)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны.)
V. Продолжение изучения нового материала.
Занятия мужчин и женщин ( слайд № 12).
Славяне были крепкими, выносливыми людьми, готовыми к любым неожиданностям. Каждый день их был полон трудовых забот. Чем же занимались наши предки. Рассмотрите внимательно слайд и дайте ответ на этот вопрос.
Кем были мужчины? (рыболовы, охотники, бортники-собиратели дикого меда)(слайд №13.)
Чем занимались сообща? (земледелием)
Земледелие-главное занятие для древних славян.
У вас на партах лежит текст «Как древние славяне вели хозяйство». В группах самостоятельно прочитайте этот текст и ответьте на вопросы к нему.
«Как древние славяне вели хозяйство».
«Земледельческие работы древних славян очень мало походили на современные.
Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назвали «СУХИЙ» и «БЕРЕЗОЛ». Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой, а затем сеяли семена.
Основными зерновыми растениями были просо, пшеница, ячмень и рожь.
— А сейчас, предлагаю вам послушать доклад о том, чем ещё занимались Древние славяне.
«Семейные занятия славян».
Верования славян (боги). ( слайд № 17-18.)
— Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
Духи, божества природы. (слайд №19.)
— Родной, привычный мир славяне населяли разными фантастическими существами. Верили, что дом охраняет Домовой, в лесу водится Леший, в болоте живет Водяной, а в речках Русалки.
— Сообщения о домовом, лешем, водяном.(Доклады.) (слайд № 20-22).
Славянские праздники. (слайд № 26).
— Чтобы боги были добры к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней.
Уже накануне нового года, а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. (слайд№27) Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.
— Во время праздников славяне любили поиграть.
Иванов день. (слайд№31-32)
— Сохранялись ли эти праздники до наших дней?
— Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних славян?
Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.
— Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке. А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста.
а) восточных славян;
в) южных славян.
в) столбов деревьев.
в) племенами
в) шёлка.
— А теперь проверка. На доске ответы.
VI. Домашнее задание.
Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы, задание № 1, 3 (устно).
Методическая разработка урока окружающего мира на тему «Жизнь древних славян» (4 класс)
I . Организационный момент.
( Дети входят в класс под музыку. Звучит Славянская музыка. Свирель)
Дети: Звенит, заливается школьный звонок.
Нас ждёт интересный, полезный урок.
— Посмотрите на это яркое и весёлое солнышко. Оно протягивает свои тёплые, ласковые лучики к вашим щёчкам. Улыбнитесь ему в ответ, от улыбок вокруг будет светлее и радостнее!
— А теперь посмотрите вокруг и улыбнитесь, подарите теплоту вашего сердца всем, кто находится в классе. Пусть наш класс будет наполнен добрыми улыбками и прекрасным настроением!
Мультимедийная презентация «Жизнь древних славян»
II . Самоопределение к деятельности (целеполагание).
чём они нам могут поведать? ( О людях, которые жили в далёком прошлом; об особенностях их жизни, занятиях, жилищах, предметах быта, одежде)
— А как мы называем людей, которые жили в далёком прошлом? (Предки, люди от которых мы произошли)
— Сегодня я приглашаю вас заглянуть в прошлое, а для этого надо открыть страничку истории, где мы узнаем, кто были наши предки, а помогут нам в этом Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Они предлагают решить кроссворд ( по ранее изученному разделу «Страницы Всемирной истории») и открыть ключевое слово ( по вертикали ).
2. Разгадывание кроссворда «По страницам Всемирной истории» (работа в парах).
В Древнем Египте эта птица считалась священной, так как прилёт птицы совпадал с половодьем на Ниле (Ибис).
Муза истории в древнегреческой мифологии (Клио).
Гробница фараонов Древнего Египта (пирамида).
Отрезок времени в 100 лет (век).
Наука, которое изучает прошлое (история).
Храм Богов в Древнем Риме (Пантеон).
7. Священный жук у египтян (Скарабей).
— Какое же слово в кроссворде является ключевым? (Славяне).
— Правильно, ребята, это слово – славяне. А кто же они такие? (Это наши далёкие предки).
— Какие же вы молодцы! Сегодня мы продолжим путь по ленте времени и заглянем на очередную страничку раздела «История нашего Отечества», где узнаем о жизни древних славян.
— Попробуйте сформулировать тему урока. ( Тема урока «Жизнь древних славян»)
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
— Будем смотреть вперёд и мы с вами, чтобы знать историю своего народа.
3. Формулировка цели урока. Составление плана работы над новой темой.
— Давайте сформулируем цель нашего урока (Узнать о жизни славян: как выглядели, где жили, чем занимались, какие у них были жилища и предметы быта, во что верили, чего страшились)
— Словно на машине времени мы перенесёмся на полторы тысячи лет назад, в середину первого тысячелетия нашей эры. Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.
III .Учебно-познавательная деятельность.
1.Расселение древних славян. Работа с текстом (работа в парах).
— Ребята, Мудрая Черепаха предлагает вам берестяную грамоту. Это послание от наших предков славян. Прочитайте его.
( Учитель раздаёт детям берестяные грамоты с текстом, учащиеся читают).
( Учитель раздаёт детям табличку, фишки. По окончанию работы каждая пара зачитывает по одному правильному высказыванию ).
Древние славяне чаще всего селились неподалёку от естественных водоёмов.
Славяне возводили вокруг своих поселений земляные валы, каменные ограждения для спасения от сильных ветров.
Русские, украинцы и белорусы произошли от восточных славян.
Славяне ставили высокий частоколом из крепких брёвен, копали глубокие рвы вокруг поселения для защиты от нападений жителей соседних посёлков.
Основным строительным материалом у славян было дерево.
2.Расселение древних славян. Работа с исторической картой (индивидуальная работа с взаимопроверкой).
— Откройте интерактивное пособие «Наглядная школа»
— Рассмотрите историческую карту «Расселение древних славян».
1) Что вы можете рассказать с её помощью о расселении славян?
2) Найдите главные водные пути.
3) Назовите реки и моря, берега которых населяли славяне.
— Откройте контурную карту в интерактивном пособии «Наглядная школа».
— Жили славяне родами и племенами. Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов, вести домашнее хозяйство легче сообща».
— Откройте электронный справочник в интерактивном пособии «Наглядная школа» и прочитайте статью об образовании племён у древних славян.
— Ребята, рассмотрите схему образования племён.
(Дети,после выполнения задания, делают вывод о расселении славян, об образовании племён).
Комплекс учебных интерактивных пособий «Наглядная школа»/Окружающий мир, 4 класс, часть 2, тема «Древние славяне»
— Ребята, а теперь я предлагаю немного отдохнуть.
Электронная физкультминутка http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
4. Просмотр видеофильма. Составление устных рассказов-выступлений (работа в группах).
— Ребята, а сейчас Муравьишка и Черепаха предлагают вам посмотреть видеофильм «Жизнь древних славян». А я прошу вас смотреть его очень внимательно, потому что после просмотра вам предстоит составить рассказ-выступление по заданной теме. Названия тем выступлений хранит старинный туесок. Подойдите ко мне по одному представителю от группы (Дети подходят к учителю и выбирают карточку с заданием)
1 группа: Жилища и быт восточных славян
3 группа: Занятия древних славян
4 группа: Верования славян
(Сразу выходят по одному из каждой группы, друг за другом выступают, чтобы получился целый рассказ).
Жилища. Убранство дома.
Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья. Ставили рубленные избы или селились в полуземлянках. Такие жилища почти до половины уходили в землю. Они строились из жердей, очищенных от веток и коры. Крыша тоже из жердей, покрыта соломой. Внутри дома всегда прохладно, темно и сыро. В углу стояла печь из камней и глины, которая обогревала дом, на ней готовили еду. Топилась печь «по-чёрному», без трубы. Дым выходил наружу через небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь. Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, стол. Посудой служили глиняные горшки да сковороды. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.
Внешний образ, характер одежда славян
К расивые, круглолицые, с русыми волосами, с большими голубыми глазами, высокого роста, с широкими плечах .
Славяне были крепкими, выносливыми, сильными, крепкими, смелыми, гостеприимными, преданными, неутомимыми людьми, способными спокойно переносить голод и всякую нужду.
Славяне носили одежду из льна и шерсти. Они сами выращивали и обрабатывали лён, ткали из полученных волокон полотно. Одежда называлась домотканой. Красили ткани отварами коры, корней, листьев растений. Женщины носили длинные рубашки, а мужчины – просторные рубахи, подпоясанные кожаными ремнями, и штаны из грубого холста. Одежду украшали вышивкой. Она, по мнению славян, оберегала их от злых духов.
На ногах носили лапти, сплетенные из лыка (коры липы) или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.
Занятия древних славян
Восточные славяне занимались:
охотой (в лесах было много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков; их шкуры служили одеждой и одеялом);
рыболовством (в озёрах и реках было много рыбы, брали только крупную рыбу, ловили гарпуном);
скотоводством (разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов; с появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы);
Знали славяне гончарное, кузнечное, оружейное, кожевенное, ювелирное дело, ткачество.
— Поклоняясь богам, славяне преклонялись перед силами природы, считая её божеством. Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники, многие из которых сохранились до наших дней.
— Предлагаю вам ознакомиться с познавательным материалом в добавление к вашим выступлениям.
Просмотр видеоролика «Язычество у славян».
Просмотр презентации «Праздники наших предков» (электронное приложение к учебнику).
— Ребята, о каких славянских праздниках вы узнали? Какие праздники сохранились до наших дней? В каких праздниках вы (ваша семья) принимали участие?
— Ребята, вы хорошо потрудились. Молодцы! Сформулируйте вывод по теме урока.
(Дети формулируют вывод с помощью учителя)
ВЫВОД: Наши предки селились по берегам рек, выбирали для поселения безопасные места; жили в полуземлянках или избах; занимались земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством, скотоводством. Поклонялись богам, верили в существование фантастических существ. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.
— Сравните наш вывод с выводом в учебнике «Окружающий мир»(с.39).