План рассказа у страха глаза велики 2 класс

Сказки

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Читательский дневник по русской народной сказке «У страха глаза велики»

Название: «У страха глаза велики»

Главные герои: бабушка, внучка, курочка, мышка.

Второстепенные герои: зайка.

Характеристика главных героев:

Бабка, внучка, курочка и мышка — трусливые и пугливые.

Испугались неизвестно чего.

Характеристика второстепенных героев:

Заяц — быстрый и ловкий.

Обрадовался, что успел убежать.

Краткое содержание сказки «У страха глаза велики»

Герои ежедневно ходили по воду.

Однажды к ногам водоносов прыгнул зайка.

Все перепугались и быстро убежали.

Бабка охала, что медведь напал, внучка — что волк наскочил, курочка — что лиса чуть ли не съела, а мышка — что кота увидела.

Зайчик тоже убежал в лес и подумал про себя, что встретил очень страшных охотников.

План сказки:

Основная мысль произведения «У страха глаза велики»

Главная мысль сказки в том, что неизвестное пугает больше всего.

Основная идея сказки в том, что наше воображение рисует картины, которых на самом деле нет.

Чему учит сказка

Сказка учит держать себя в руках в любых ситуациях, не паниковать и сохранять спокойствие.

Учит не спешить с выводами.

Краткий отзыв по сказке «У страха глаза велики» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что любого человека можно напугать, если сделать что-то неожиданное.

В непонятном каждому представляется то, чего он больше всего опасается.

Это интересная, смешная и поучительная история.

Мне понравились её герои, несмотря на то, что они напугались простого зайца.

Но они так смешно представляли себе неведомую опасность, что не улыбнуться было невозможно.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что непонятное всегда кажется пугающим.

Но разгадка часто оказывается смешной.

Пословицы к произведению:

У страха глаза велики.

Не так страшен чёрт, как его малюют.

На всякую беду страха не напасёшься.

У страха глаза — что плошки, а не видят ни крошки.

Пуганная ворона и куста боится.

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Источник

Русская народная сказка «У страха глаза велики». 2-й класс

Класс: 2

Цель. Формирование навыков работы с текстом художественного произведения.

Планируемые результаты.

Предметные. Познакомить со сказкой. Учить давать оценку поступкам героев. Обогащать словарный запас.

Метапредметные. Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей. Развивать внимание к выразительным средствам языка. Формировать умение работать в малой группе (в парах).

Личностные. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

Оборудование. Компьютер, интерактивная доска, аудиозапись сказки «У страха глаза велики», толковые словари, маски животных.

Ход урока

I. Организационный момент

Начинаем наш урок.
Тихо сели, ноги вместе.
Книги, ручки – всё на месте?
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех.

II. Проверка домашнего задания

На дом было задано нарисовать иллюстрации к рассказу Н.Н. Носова «Затейники» и подготовить пересказ текста от первого лица первой группе и от третьего лица – второй группе учащихся.

1. Работа с иллюстрациями

Какой момент рассказа «Затейники» проиллюстрирован в книге?

Подтвердите словами текста. (Одеяло упало, а под столом никого нет).

На доске расположены детские рисунки.

А какие эпизоды рассказа изобразили ваши одноклассники? (Ответы детей.)

Ответы учеников выводятся на экран.

Что у нас получилось? (План рассказа)

Когда мы его используем? (При пересказе)

2. Пересказ текста

Ученики первой группы пересказывают рассказ по цепочке от первого лица. Ученики второй группы – от третьего лица.

Чем похожи и чем отличаются эти виды пересказов? (Пересказы похожи одинаковым содержанием. Первая группа пересказывала так, как написано у автора в тексте. Ребята рассказывали от имени Пети. Вторая группа рассказывала от своего имени про Валю и Петю).

Какие рассказы Н.Н. Носова вы знаете? (Ответы детей).

Какие из книг вы читали? Что их объединяет? (В книгах Николая Носова описаны интересные, забавные, смешные и поучительные истории).

Кого из вас заинтересовали эти книги и почему? Кто в ближайшее время постарается прочитать их?

3. Оценивание учащихся

Физминутка

III. Постановка цели. Актуализация знаний

Тема нашего урока – сказка. Мы будем учиться выразительному чтению и инсценированию этой сказки.

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей).

Прочитайте название сказки («У страха глаза велики»).

Какая это сказка? (Русская народная).

Как вы понимание словосочетания «глаза велики»? (Очень большие глаза.).

Предположите, о чем будет сказка? (Высказывание детей).

Сказка – особый жанр литературного произведения. Как её читают? (Напевно, медленно.).

IV. Работа над новым материалом

Прослушивание аудиозаписи сказки «У страха глаза велики»

1. Проверка первичного восприятия сказки

Кому понравилась сказка?

Какие моменты произвели на вас наибольшее впечатление?

Что вызвало ваш смех? (Высказывание детей).

2. Вторичное осмысление восприятия сказки

Прочитайте первый абзац.

Какими словами начинается сказка? (Жили-были).

Как ещё может начинаться сказка? (В некотором царстве, в некотором государстве).

Как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? (Бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка.).

Объясните значение этих слов. (Старушка – много лет бабушке, толстушка – пухленькая фигура, клохчтушка – курочка клохчет (квохчет) норушка – мышка живет в норке.)

Почему разный размер вёдер у героев сказки? (У каждого вёдро по своему росту).

Читайте также:  Почему рассказ константина воробьева называется гуси лебеди

Откуда брали воду? (Ответы детей).

Кто из вас знает значение слов «колода» и «колодец»? Определим по толковому словарю. Вспомним правила нахождения слов в словаре. (Ответы детей).

Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Сначала находим букву «К», затем сочетание букв «КОЛ», потом ищем слова «колода», «колодец».

Общая часть у слов «колод». Сравниваем буквы, стоящие за общей частью слов. Буква «а» в алфавите расположена раньше буквы «е», поэтому слово «колода» в словаре расположено раньше слова «колодец».

Прочтите значение слов. (Колода – короткое толстое бревно. Колодец – глубокая яма с отвесными укрепленными стенками, служащая для добывания воды из водоносных слоев земли).

Дается пояснение, что в колоде – толстом коротком бревне – делается углубление для воды.

2. Работа в парах.

Задание каждой паре.

Нарисовать вёдра бабушки, внучки, курочки и мышки.

Перечитать последний абзац первой части.

Подумать, как плещется вода в ведрах.

Шёпотом прочитать друг другу текст.

Слушание вариантов чтения текста.

3. Работа над выразительностью чтения.

Давайте вместе поработаем над этим эпизодом сказки. Поучимся читать текст выразительно.

У вас на партах карточки с напечатанным текстом. Будем работать, используя памятку. Перечитайте текст. Мысленно представьте героев сказки с ведрами.

Что они несут? (Воду).

Как можно назвать наших героев, соединив слова «вода» и «носить»? (Водоносы.).

Обратите внимание на размер вёдер у водоносов.

Как плещется вода в ведре у бабушки? (Медленно колышется).

Почему? (Ведро большое, бабушка-старушка идет медленно).

Прочитайте предложение о бабушке.

Сколько колыханий воды в ведре у бабушки? (Два)

Как идет внучка по сравнению с бабушкой? (Быстрее и чаще делает шаги).

Прочитайте предложение о внучке.

Сколько колыханий воды в ведре у внучки? (Три)

Прочитайте предложение о курочке.

Сколько колыханий воды в её ведре? (Четыре)

Почему? (Шаги короче и чаще)

Прочитайте предложение о мышке.

Сколько колыханий воды в её ведёрке? (Шесть)

Изобразим, как идут бабушка, внучка, курочка, мышка. Покажем их походку и разную ширину шага.

Как вы думаете, вода, когда чаще плещется, издает более звонкий звук или более глухой? (Более звонкий).

Как же нам показать голосом размер вёдер?

Для этого будем читать слова разным тоном: низким, средним, высоким.

Вместе будем определять окраску голоса и его силу.

Как прочитаем предложение «Назад идут»? (Спокойно, интонация сообщения).

Как произнесем колыхание воды у бабушки? (Медленно, глухим низким тоном).

У внучки? (Быстрее и звонче, чем у бабушки)

У курочки? (Быстрее, чем у внучки, звонче и более тонким голосом).

У мышки? (Быстрее, чем у курочки, писклявым голосом).

Как обозначаем паузы? (Ответы детей)

Обозначить паузы, подчеркнуть слова, которые будем выделять голосом.

На карточках учащихся первой группы в качестве примера размечены два предложения. Остальные предложения дети размечают самостоятельно.

Для учащихся второй группы нет подсказки. Дети все задание выполняют сами.

Тренировка в чтении индивидуально, хором, по рядам. Не забываем о напевности сказки.

4. Озаглавливание первой части

Озаглавьте первую часть сказки.

Что значит озаглавить текст? (Дать ему название).

Озаглавить текст – это назвать тему или главную мысль текста, в нашем случае первой части сказки.

Что значит назвать тему текста? (Это определить о ком или о чем говорится в тексте).

Что значит назвать главную мысль текста? (Это определить, что говорится в тексте о предмете).

Как можно озаглавить первую части сказки? (Водоносы. С вёдрами за водой. Вместе за водой).

5. Самостоятельное чтение второй части сказки

6. Проверка восприятия прочитанного

Прочитайте слова на экране (видится, кажется, представляется, мерещится)

Что можете о них сказать? (Это слова близкие по смыслу – синонимы).

К кому они относятся? (Ответы детей).

Карточки раздаются ученикам.

Используя текст второй части сказки, выполни задание.

Взаимопроверка в парах. Ответы на вопросы второго варианта. Раскрытие смысла пословицы. Высказывание детей.

Какие чувства вызвали герои сказки? С какой интонацией следует читать концовку сказки? (С интонацией осуждения напрасного страха).

Упражнение в чтении последнего предложения.

Как можно озаглавить вторую часть сказки? (Неожиданный испуг. Воображение разыгралось. В плену у страха).

7. Работа с иллюстрацией

Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Что вы видите на картинке? Как вы считаете, какой момент сказки здесь изображен? Ответы детей.

Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации, перечитайте его.

Первой группе подготовиться к выразительному чтению эпизода. Второй группе найти в этом эпизоде слова, обозначающие действие героев.

Физминутка

8. Чтение по ролям

Какой отрывок из текста подходит для чтения по ролям? (Тот, в котором есть слова героев).

Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!»

Внучка плачет: «Бабушка, волк какой-то страшный на меня наскочил!» Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!» А мышка из-под печки пищит: «Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!»

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Перечитайте эпизод. Определите свое отношение к героям сказки.

Назовите действующих лиц для чтения по ролям. (Автор, бабушка, курочка, мышка, зайка).

Читайте также:  Пословицы и поговорки к сказке оловянный солдатик

Найдите их слова в тексте. Подумайте, какие мысли и чувства героев должны понять слушатели.

Чтение отрывка по ролям. Анализ правильности постановки пауз, логического ударения, интонации.

9. Инсценирование эпизода

Чтобы лучше понять сказку этот эпизод мы сейчас разыграем. Представьте, что вы выступаете на сцене.

Что нам понадобится для представления? (Костюмы, маски).

Как можно изобразить бабушку, внучку, курочку, мышку, зайку? (Бабушке повязать платок, как носят его старушки, надеть длинную юбку. На внучку-толстушку надеть объемную вещь. На курочку, мышку, зайку надеть маски).

Это все подошло бы и для чтения по ролям. Догадайтесь, чем еще можно дополнить сценку?

Раздать роли тем, кто померещился каждому из героев.

Кто это? (Кот, медведь, волк, лиса, охотники, собаки).

Как будем их изображать? (Животным дадим маски, охотникам – игрушечные ружья).

В чем особенность этих ролей? (Артисты не будут говорить, а только выполнять движения).

Просмотрите глазами текст для инсценирования эпизода.

Кто из действующих лиц без слов будет просто пугать, а кто делать определенные движения? Обратите внимание, как они названы. (Медведище, страшный волк, котище будут пугать водоносов. Лиса будут подкрадываться, охотники и собаки – гнаться, то есть изображать бег).

Сравните чтение по ролям с инсценированием. Чьи слова не будут звучать в инсценировке сказки? (Автора).

Перечислим всех действующих лиц, которые будут участвовать в сценке и посчитаем их.

Сколько артистов нужно для говорящих ролей и для немых ролей? (Бабушка, внучка, курочка, мышка, зайка – 5. Медведище, волк, лиса, котище, четыре охотника, четыре собаки – 12).

Выбираются 5 учеников для говорящих ролей и 12 учеников для немых ролей.

Прежде, чем выступать, артисты учат свои роли и репетируют. При чтении по ролям вы уже обратили внимание на паузы, логические ударения, интонацию чтения. При инсценировании учтите это. Постарайтесь передать свое видение героев, свое к ним отношение, свое понимание сказки.

Участникам предлагается прочитать и заучить свои слова и придумать движения по тексту.

Что необходимо изобразить? (Испуг водоносов и зайца).

Как исполнить? (Так, чтобы это было с юмором).

Оставшиеся дети делятся на костюмеров и реквизиторов.

Костюмеры помогают нарядиться героям. Реквизиторы сооружают печку из стульев и одеяла, прикрепляют к ней плакат с очагом и устанавливают куст – веточки деревьев на подставке. Затем костюмеры и реквизиторы становятся зрителями

Разыгрывается сценка. Зрители обсуждают увиденное.

Какие вы знаете бытовые сказки? («Репка», «Курочка ряба», «Каша из топора», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Как мужик гусей делил», «Семилетка»).

Рекомендуется прочитать самостоятельно следующие бытовые сказки:

Какие из предложенных книг вас заинтересовали?

V. Подведение итогов урока

Как вы думаете, почему составители учебника поместили сказку «У страха глаза велики» после рассказа Николая Носова «Затейники»? (В сказке, как и в рассказе, описана смешная история).

Что общего в этих историях? (В рассказе Валя и Петя зря боялись серого волка, который им мерещился. И в сказке напрасно испугались бабушка, внучка, курочка, мышка и зайка друг друга).

Какое выражение из сказки подходит к рассказу «Затейники»? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят).

На экране пословицы.

Видно птицу по полету – человека по делам.

Пуганая ворона и куста боится.

Не место красит человека, а человек – место.

У нашего Трошки задрожали ножки.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Задание: прочитайте пословицы и определите, какие из них подходят к рассказу и сказке. Объясните свой выбор.

В жизни происходят забавные истории, и писатели нам рассказывают о них. Эти истории описаны и в сказках.

Как вы думаете, зачем Н. Носов написал для детей рассказ «Затейники» и люди придумали сказку «У страха глаза велики»? (Чтобы показать, насколько смешными выглядят трусоватые люди).

Подумайте, трусость – это, какая черта в людях? (Плохая, отрицательная).

Подберите противоположные по смыслу слова. (Смелость, храбрость, мужество).

Чему учат рассказ «Затейники» и сказка «У страха глаза велики»? (Быть смелыми, уметь побеждать страх).

VI. Домашнее задание.

Найти и прочитать бытовую сказку, нарисовать к ней иллюстрацию.

Источник

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: Русская сказка «У страха глаза велики»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кунгурский центр образования № 1»

Конспект урока литературного чтения

по теме: Русская сказка «У страха глаза велики»

студентка группы Н-13

Тема: «У страха глаза велики» (русская сказка)

Тип урока : комбинированный

Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением; способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, формировать умение работать с текстом произведения.

Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для формирования выразительного чтения.

Воспитывающие: прививать любовь к народному творчеству.

Методы обучения, технологии: репродуктивный и словесный.

Технические и программные средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Дидактические средства обучения: презентация, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Александровна, и я проведу у вас урок литературного чтения. У нас сегодня, ребята, необычный урок, к нам на урок литературного чтения пришли гости. Поделимся с гостями своими знаниями, своим теплом, добротой, хорошим настроением. Каждый урок – это урок новых открытий. И я, ребята, желаю вам новых открытий.

— Прежде чем приступить к уроку, проведём небольшую речевую гимнастику. А зачем на уроке мы их проводим? (они играют роль гимнастики органов речи и необходимы для правильного произношения звуков).

Читайте также:  Проект в подготовительной группе сказка ложь да в ней намек

— Кончиком языка упритесь в щёку и растяните её, а затем другую. Проделайте упражнение 10 раз. Давайте пожуём мягкую конфетку и проглотим ее.

Упражнение «Вверх – вниз»

— Упритесь кончиком языка в верхнюю губу, а затем – в нижнюю. Для снятия напряжения сделайте жевательные движения.

— Вот мы с вами теперь будем на уроке говорить четко, ясно и правильно.

— А что вы сейчас читали, к какому жанру относится это предложение? (скороговорка)

— Скороговорку вы сказали с улыбкой. Также сегодня мы будем улыбаться, прочитав одно произведение.

— Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки).

— А какие пословицы вы знаете?

— Какие загадки вы знаете?

— Какие поговорки вам известны?

— Какие народные сказки знаете?

— Почему произведения этих жанров называют народными? ( Произведения сочинял народ).

-Почему это устное творчество? (Потому что не записывалось, а передавалось из уст в уста).

— Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой? (Рассказы учащихся ).

— Сейчас я прочитаю вам, что увидел мальчик Петя из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака.

Темноты боится Петя.

Можно, мама, спать при свете?

Пусть всю ночь огонь горит.

Стало тихо и темно.

Свежий ветер дул в окно.

В темноте увидел Петя

Оказалось на рассвете –

Это куртка и штаны.

Рукавами, как руками,

Куртка двигала слегка,

А штаны плясали сами

От ночного ветерка.

В темноте увидел Петя

Оказалось на рассвете –

Это печка с кочергой.

3. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы будем читать произведение о страхе. Прочитайте его название. Как вы его понимаете?

4. Первичное восприятие сказки «У страха глаза велики».

4.1. Словарная работа.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Но сначала обратите внимание на слова напёрсток, колода, колодец.

– Прочитайте эти слова. Если сможете, объясните их значение.

— Приготовьтесь к слушанию и попытайтесь определить жанр этого произведения.

— Какой жанр произведения?

— Как вы узнали, что это сказка? Докажите.

— Вспомните начало сказки. Какие слова подтверждают, что это сказка? (Жили-были)

-Понравилась вам сказка? Веселая она или нет?

5. Организация первичной проверки понимания сказки

Как вы понимаете название сказки?

— Сейчас, ребята, прочитайте первую часть сказки, для того, чтобы найти главных героев сказки, как в ней они названы?

— Почему герои сказки так названы?

— Почему разный размер вёдер у героев сказки? (У каждого вёдро по своему росту).

— Откуда брали воду? (Ответы детей).

6. Работа над выразительностью чтения

— Прочитайте выразительно, как наши герои испугались. (Бабушка на лавку упала..).

Чтение по ролям : (автор, бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц). Находят в тексте сказки возгласы героев и стараются читать выразительно, изображая мимикой испуг каждого героя.

— Задание такое: определить, кого испугались герои сказки.

— Теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. (ученики по руке отвечают, кто как выполнил задание)

-Что вы можете сказать о героях сказки? (Глупые, трусливые)

— А какие люди в народе ценятся больше всего? (Храбрые, мудрые, смелые, которые сохраняют самообладание в трудных и страшных ситуациях).

1. За чем каждый день ходили герои сказки?

2. Сколько людей ходили за водой?

3. Откуда брала воду бабушка?

4. Откуда брала воду внучка?

5. Что попало зайке в лоб?

6. Кто, как показалось бабке, напал на неё?

7. А внучке кто привиделся?

8. Кого испугалась курочка?

9. А мышка кого увидела?

10. А кого испугался заяц?

— Обменяйтесь листочками друг с другом и приготовьтесь проверять тест.

— На слайде эталон ответов, вы проверяете и ставьте «+», если правильно выполнено, если неправильно, то ставьте «-».

— С каким произведением познакомились?

— Какова главная мысль этой сказки?

— В каких случаях мы говорим: «У страха глаза велики»? Ученики отвечают на вопросы и приводят примеры жизненных ситуаций.

8. Домашнее задание

— Найдите и подчеркните те пословицы, которые соответствуют сказке:

У страха глаза велики.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Робкого и тень страшит.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

В каждой шутке есть доля правды.

Номер материала: ДБ-302326

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное