Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему «Инсценирование Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»»
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Инсценирование Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Н. Носова; начать знакомство с содержанием повести «Витя Малеев в школе и дома»
образовательные: развивать интерес к творчеству Н.Н.Носова; учить осознанно, правильно, выразительно читать вслух; развивать умения работы с текстом (выборочное чтение, чтение по ролям).
развивающие: развивать речь, память, внимание, творческие способности учащихся;
воспитательные: воспитывать интерес к предмету; чувства коллективизма; воспитывать чувство юмора, веры в свои силы; умение работать в группах.
1) способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, положительное отношение к познавательной деятельности;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
4) умение адекватно оценивать свою работу.
1) формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
2) умение принимать и сохранять учебную задачу;
3) на основе анализа объектов делать выводы.
1) формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
2) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
3) осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату. Коммуникативные:
1) формирование умения высказываться и слушать;
2) умение представлять результаты своей деятельности;
3) умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
1. Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята, (здравствуйте!) присаживайтесь. Меня зовут Анастасия Васильевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять».
Настраиваются на работу.
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.
– Начнем урок как обычно с «жужжащего» чтения. Откройте книги, которые вы принесли, приступайте к чтению.
— Дочитывайте до точки и останавливайтесь.
Проверка д/з: тест по произведению Драгунского «…бы» (см. приложение)
Все дети класса читают шёпотом каждый свою книгу.
После двое отвечают у доски на оценку анализ прочитанного произведения. Дети слушают, задают дополнительные вопросы, оценивают одноклассников.
Выполняют тестовое задание на карточках.
3. Выявление места и причины затруднения.
— Вспомните, из какого произведения следующие строки: «Пришли мы на станцию, спустились по лестнице и поехали под землёй. Сначала показалось страшно, а потом ничего, интересно. Проехали две остановки, вылезли.»
— Кто автор этого произведения?
— Какое еще произведение этого автора вы читали на уроке в этом учебном году?
-В чем особенность произведений Носова?
— А как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили о Н. Носове?
Правильно, и сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из его повести. Чтобы отгадать название, прочтите только подчеркнутые буквы ( В ОЕ И НФ Т А Я Г
— Повесть Носова “Витя Малеев в школе и дома” состоит из 21 главы, но сегодня мы будем читать только 7 главу.
Дети участвуют в беседе:
«Дневник Коли Синицына»
— Они веселые, короткие.
-Мы снова будем читать его произведение
“ Витя Малеев в школе и дома”.
4. Построение проекта выхода из затруднения (1 мин.)
(Рассказ о Н.Н.Носове )
Родился Н.Носов 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра. В молодые годы примерил на себя несколько профессий: был землекопом, косарем, возчиком бревен, торговцем газет. Увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. В 1932 г. окончил Московский государственный институт и работал кинорежиссёром, постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.
Слушают рассказ об авторе
5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения
— Откройте учебники на стр. 145.
Перед прослушиванием записи повести разберем непонятные слова:
Вожатый – воспитатель в летнем лагере; ответственный за группу детей.
Самодеятельность – выступления, организованные самими трудящимися.
физкультурное упражнение пирамида – упражнение в котором два или более участников выполняют трюк становясь один на другого.
Танец гопак – украинский народный танец. Состоит из трех частей, первая и третья – быстрые. Парни как бы соревнуются в ловкости.
Фанера – деревянная пластина; строительный материал.
Вы сейчас прослушаете отрывок и ответите мне на вопрос: Почему Вите и Косте не разрешили участвовать в самодеятельности?
Приготовьтесь следить за чтением, будьте внимательны, аудио рассказ может отличаться. (звучит запись до 4:06 мин.)
И так, вы прослушали отрывок, теперь скажите почему ребятам не разрешили участвовать в концерте?
Хорошо, а теперь встанем и разомнемся. Физминутка
О том, что происходило дальше мы сейчас почитаем сами, но сначала разберем непонятные слова:
Выкройка – деталь будущего изделия, выполненная из бумаги.
Мочала – Лубяная (слой сразу после грубой коры) часть коры молодой липы, разделанная на узкие полоски.
Гнедой лошадиный цвет – это очень тёмно-рыжая масть.
Упитанная – толстенькая, откормленная.
По окончании чтения будьте готовы ответить на вопрос что придумали друзья.
Начинает читать Волкова. Слушайте внимательно, я её остановлю, и кто-то продолжит дальше.
(Волкова, Жужнева, Окопная, Выходцев) до стр.148
— Какой момент повести вам больше всего понравился? Почему?
— Кто из героев вам особенно понравился? Что в нем привлекло?