Борьба за успеваемость
Повесть начинается с того, как Витя, уже четвероклассник, идет на первое сентября в школу.
Там его встречают одноклассники:
Однако Вите не хватало его друга Феди Рыбкина, который незадолго до этого переехал в другой город. Теперь мальчику надо было сидеть одному за партой.
Новый ученик
Но однажды на уроке в дверь постучали, и в класс зашёл незнакомый мальчик. Он представился и сказал, что перепутал кабинет. Его звали Костя Шишкин. Учительница Ольга Николаевна посадила его вместе с Витей, потому что только это место было свободным.
Шишкин захватил внимание всех тем, что он зашел по ошибке в пятый класс вместо четвертого.
Витю Малеева учительница ругала за то, что он не учил арифметику и до сих пор не выучил таблицу умножения. Его вызвали к доске решать задачу, но он смог справиться только с подсказками ребят. Староста класса призвал всех бороться с неуспеваемостью.
После уроков Витя принял твердое решение, что выучит всю таблицу умножения, но одноклассники позвали его играть в футбол, где он и задержался до самой ночи.
Придя домой, он только с папиной помощью мог решить арифметику.
Лень и озорство
На следующий день, придя в школу, Витя увидел около доски на стене огромного морячка, нарисованного углем. Его нарисовал Игорь Грачёв. В класс зашла учительница и, строго взглянув на учеников, спросила, кто разрисовал стену. Никто не сознавался. Дело дошло до того, что даже директор пришел в класс, чтобы разобраться с происшествием. После уроков все принялись ругать Игоря, но он никак не хотел сознаваться учительнице в своем проступке.
После школы Витя, Костя и другие ребята опять побежали играть в футбол. Друзья опять заигрались до вечера. Костя, чтобы его не ругали дома, пригласил к себе нового друга. В этот раз Витя, вернувшись поздно, совсем не смог решить задачу по математике и решил списать у кого-нибудь в классе.
Через несколько дней в четвероклассники выбирали художника для редколлегии. Все должны были принести свои рисунки, а Ольга Николаевна выбрать лучшие. Игорь Грачёв принес целый альбом.
Учительница, листая рисунки, восторгалась, и решила, что Игорь и будет художником редколлегии. Но тут она наткнулась в альбоме на такого же морячка, как на стене. Игорю пришлось признаться и заново выкрасить стену.
Дурная привычка
Тем временем Витя, следуя примеру Шишкина, приучился списывать задачи у ребят в школе, вместо того чтобы решать дома.
Староста много раз предупреждал его. В стенгазету вставили карикатуру на Витю вместе со смешным стишком. Все смеялись, и Витя даже отправил в газету заметку с обещанием учиться лучше. Но вскоре они с Шишкиным опять получили двойки. Попав в плен собственной лени, мальчики никак не могли улучшить результаты.
Витя решил развивать силу воли и соблюдать режим дня. Учительница посоветовала им следить за следующим:
После уроков он пошёл играть в футбол с твердой уверенностью, что поиграет часа полтора. Но его затянуло опять до самого вечера. Витя понял, что с силой воли у него не очень. Чтобы подтянуть арифметику, мальчик пошёл к Алику Сорокину, у которого по арифметике у него всегда были одни пятерки.
Отличник любил играть в шахматы и считал, что хорошо учится из-за того, что играет в них. Папа дал Вите книгу про шахматы, и он стал всегда выигрывать, но в арифметике так и не подтянулся.
Школьный праздник
В школе устроили вечер самодеятельности. Но Витю Малеева и Костю Шишкина, как бы они ни хотели, не допустили к вечеру, потому что у них были плохие оценки. Двое из Витиных одноклассников решили поставить сцену из «Руслана и Людмилы».
Косте и Вите было завидно, что все работают, готовятся, и только они ничего не делают. И тут Шишкин придумал, что они могут изобразить лошадь и все-таки выступить в сценке. Они решили сшить шкуру и влезть в нее. Помогла им в этом Витина сестра. Лошадь получилась как настоящая.
Во время вечера самодеятельности Витя с Костей аккуратно пробрались к мальчику, который играл Руслана, и сказали, что у него на выступлении будет лошадь. Когда пришло время выходить на сцену, мальчики влезли в шкуру, Руслан сел на скакуна, и они выехали на сцену. Неожиданное появление рассмешило весь зал, и когда Руслан читал печальный монолог, лошадь стояла и вертела ушами.
Вите с Костей досталось за то, что они без спросу участвовали в спектакле. Но в табеле за первую четверть и у одного и у другого была двойка: у Вити — по арифметике, у Шишкина — по русскому языку.
Помощь друзей
На праздник Седьмое ноября Малееву подарили много подарков, но ему приходилось лгать, когда его спрашивали, как он учится. Вечером он показал табель с оценками папе с мамой, и его ужасная успеваемость перестала быть тайной. Мальчик решил во чтобы то ни стало исправиться. Ваня Пахомов был назначен помогать Малееву с арифметикой, а Алик Сорокин Шишкину — с русским языком.
Победа над арифметикой
Витя задумал перерешать все задачи за предыдущий класс и тем самым подтянуться по арифметике. Справившись с помощью Вани Пахомова с этим заданием, он перестал бояться математики, она ему даже понравилась. Его взяли в баскетбольную команду, ему хватало времени кататься на лыжах, коньках, играть в хоккей и при этом хорошо учиться.
Но у Шишкина дела были плохи. Вместо того чтобы взяться за учебу, он накупил домашних животных и проводил все время с ними. Уроки он не учил, а если знал, что в школе будет диктант, то просто не ходил учиться. Шишкин нашёл на улице бездомную собаку, взял ее домой и назвал Лобзиком. В свободное время он занимался тем, что дрессировал пса, и уже научил его держать палку и носить ее за собой.
Костя решил стать циркачом и начал тренироваться в кидании тарелок, жонглировании тазом, но в результате он только разбил несколько окон.
Тайное стало явным
Все чаще и чаще Шишкин прогуливал школу под предлогом болезни. Вместо того чтобы идти в школу, он слонялся по городу, боясь встретить знакомых или учителей. Даже его мама и тетя не знали об этом.
Лишь верный друг Витя был посвящен в тайну и вынужден был врать учителям. От постоянного пересказа этой лжи у него было очень тяжело на душе и хотелось посоветоваться с мамой, но он не решался.
Вскоре все ребята из класса захотели навестить Шишкина. Во время их визита он лежал, притворяясь больным. Как только они ушли, Шишкин вскочил с кровати и начал прыгать по комнате. И в этот момент в комнату зашел Лёня за забытой шапкой.
Шишкину пришлось признаться всем ребятам, что он совсем не болен, а просто не хочет ходить в школу.
Перевоспитание Кости и дрессировка Лобзика
На следующий день Шишкина и Витю ожидал разговор с директором школы. Тот подробно расспросил Витю о том, как тот стал лучше учиться. Директора также заинтересовала история дрессировки Лобзика, и он рассказал, как на самом деле работают с собаками в цирке. И Шишкин твердо решил, что подтянет русский и выучит Лобзика считать.
Теперь Витя начал регулярно заниматься с другом. Костя изо всех сил развивал силу воли и внимание, но пока особых сдвигов в учебе не было. В то же время Шишкин дрессировал Лобзика. Маленький пес уже мог протявкать столько раз, сколько показывали на карточке. Костя попросил Ольгу Николаевну, чтобы она позволила им с Лобзиком выступить на новогоднем вечере.
Для подготовки мальчики ходили с Лобзиком в гости к одноклассникам и демонстрировали всем учёную собаку, приготовили разноцветные костюмы для себя и для Лобзика. Во время праздничного выступления Лобзик исправно решал примеры, называл количество чурок, цифру, написанную на карточке. Потом зрители задали псу задачу. Он сначала решил неправильно, но потом исправился.
Ольга Николаевна назначила Витю и Костю на должность библиотекарей. Им работа очень понравилась. Было интересно чинить старые книги, следить за тем, чтобы книги не пачкались, рисовать плакаты. Шишкин полюбил книги и чтение. Вскоре он получил за диктант тройку, для него это была огромная радость.
А спустя полтора месяца после этого в тетради появилась долгожданная четверка. А в пятый класс мальчики перешли с одними пятерками.
Отзывы читателей о произведении
Жизнь школьников далекого советского времени не оставляет равнодушными и современных детей.
Н.Носов описывает веселые картины из школьной жизни. Два друга, Витя и Костя, сначала вместе становятся двоечниками, а потом при помощи одноклассников повышают свою успеваемость. Их ждет много приключений и открытий. Костя учится быть дрессировщиком, Витя играет в шахматы. Ребята учатся поддерживать друзей в беде, быть честными и трудолюбивыми.
Герои повести — ученики четвертого класса Витя и Костя Шишкин. Они переживают вместе много забавных историй: дрессируют собаку, играют роль лошади на школьном вечере, тренируют силу воли и подтягивают оценки по школьным предметам. Вместе с товарищами по классу они учатся быть правдивыми, помогать друг другу, нести ответственность за свои поступки.
Книгу «Витя Малеев в школе…» читать было то смешно, то грустно. Так забавно узнавать про школьные приключения маленьких героев. Они во многом похожи на современных школьников, но все-таки многое изменилось, ведь автор писал почти 60 лет назад. Грусть вызывает описание того, как ребята помогали одноклассникам исправиться. Мне кажется, сейчас уже нет такого отношения. Очень хочется быть окруженными такими друзьями!
Краткое содержание Витя Малеев в школе и дома Носова для читательского дневника
Год: 1951 Жанр: повесть
Главные герои: школьник Витя Малеев, новый ученик Костя Шишкин, учительница Ольга Николаевна.
1951 год. Николай Носов пишет повесть о подростках «Витя Малеев в школе и дома». Суть сюжета текста для детей в том, что главный герой – Витя в каждой главе переживает приключения. Но приключения, какие могли бы произойти с каждым школьником и его одноклассниками.
Главная мысль замечательного произведения «Витя Малеев в школе и дома» в том, что Носов Николай заостряет внимание читателя на умении обыкновенного мальчишки находить общий язык с окружающими. На первом месте у Носова – это дружба. Именно такая, настоящая, искренняя дружба, какая возникает в школе между мальчишками.
Читать краткое содержание Витя Малеев в школе и дома
Повесть переносит читателя в день первого сентября, когда главный герой – Витя Малеев переходит в 4 класс. Все лето мальчик беззаботно отдыхал, да так, что забыл таблицу умножения. Учительница журит Витю за это. Тогда Малеев принимает решение «начать жизнь с чистого листа», но… лень. Сначала выполняет самые легкие задания, а на арифметику уже нет сил. В это же время в класс приходит новичок – Шишкин Костя. Витя начинает с ним дружить. Оба мальчика не организованные в учебе, они получают плохие отметки и их за это разбирают на собрании. Тогда снова волевое решение с их стороны: подтянуться и соблюдать распорядок дня. Но… лень родилась вперед.
Однажды, из-за плохой погоды, Витя вынужден сидеть дома. Он выполняет все уроки, кроме арифметики. Ее он предпочитает решать с Костей. Костя, как шахматист, предлагает партию в шахматы. Витя увлекается этой игрой и даже обыгрывает товарища.
В школе внеклассное мероприятие. Учительница не разрешает Вите и Косте принимать в нем участие из-за отметок. Своей сестре Лике Витя «помогают» сделать коня для выступления. Из-за шахматного увлечения друзья получают «лебедя» за четверть по арифметике.
Дрессировка не получается, тогда Костя решает пробовать себя в акробатике. Витя каждый день занимается с Костей. Конфузная ситуация, когда одноклассники навещают Костю. Вскрывается факт, что он прогуливает уроки без причины. Учительница старается помочь прогульщику. Даже договаривается с директором школы.
Директор разговаривает с друзьями и рекомендует Вите подтянуть товарища в учебе. Также советует Косте выступить с дрессированным псом на школьном мероприятии.
Костя подтянулся в учебе. Он понял, что нужно делать все вовремя. На новогоднем празднике друзья успешно выступают с песиком. Зрители в восторге от этого номера.
Теперь Витя и Костя больше не отстающие. Им поручают общественную работу – создание библиотечного уголка в классе. Они очень ответственно подходят к этому поручению. Друзья подтянулись настолько, что в пятый класс переходят с одними «пятерками».
Читать краткое содержание Витя Малеев в школе и дома. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Носов. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Витя Малеев в школе и дома
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Повесть Горького «Исповедь» идет от лица странника Матвея. Кто его настоящие родители он не знает, так как младенцем его подкинули на ступеньки часовни в барской усадьбе Лосева.
Молчаливый мальчик Коста постоянно зевает на уроках. Учительница Евгения Ивановна сердится на него и думает, что Коста показывает неуважение к ней.
юбимый всеми Шерлок Холмс снова участвует в запутанном и необычном деле. К нему за помощью приходит король Богемии. Накануне своей свадьбы, он очень обеспокоен тем, что имея некогда роман и известной оперной дивой Ирэн Адлер
История эта произошла в те далекие времена, когда древние римляне вели борьбу с дикими галлами. Римлянам приходилось трудно, очень много людей было убито, кто-то из жителей Рима сумел сбежать.