Технологическая карта по литературному чтению «В. Одоевский Сказка «Мороз Иванович» (3 класс)
В.Одоевский Сказка «Мороз Иванович»
познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Познавательные УУД – формировать умение различать сказки народные и авторские в обычной речи в нужном контексте; совершенствование умения работать с текстом с элементами рассуждения, давать характеристику героям и их поступкам. Обогащение словарного запаса детей; развитие наблюдательности и мышления;
Коммуникативные УУД – формировать умение договариваться, находить общее решение; прислушиваться к мнению товарищей, давать оценку своей работе и работе одноклассников.
Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке, осмысление обучающимися своего опыта и знаний на основе полученной информации, воспитание речевой (коммуникативной) культуры речи, умение работать на компьютере.
формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст; развивать умения определять тему, формулировать цели урока.
Авторская и народная сказка, жанр, герой, характеристика героя, тема, автор.
Русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Работа фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Литературное чтение. 3 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. (1 часть),
Данный урок предназначен для учащихся 3 класса обучающихся по УМК «Школа России». На изучение данной темы отведено 2 урока.
Урок проходит в дистанционном формате с использованием сервиса Google Meet в режиме видеоконференции и платформы nearpod. Учитель отправляет учащимся ссылку на платформу и код урока в чат. Учащиеся проходят на сайт платформы и вводят код урока в поле «для студентов».
Основной целью данного урока является представление информации в удобной для восприятия форме, помогает актуализировать имеющие знания (виды сказок, характеристика героев) с помощью игры, самостоятельно сформулировать тему урока и его цели с помощью задания на соотнесение автора и его произведения и наводящим вопросам, проконтролировать самостоятельное выполнение теста по новой теме и осуществить этап рефлексии.
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
включение в деловой ритм.
Организует эмоциональный настрой на урок.
– Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. И нам нужны сегодня наши умные головы и добрые сердца.
– Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?
(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)
Самопланирование учебной деятельности.
Осознание насколько важен для него материал
формулирование познавательной цели
II . Работа по теме. Актуализация знаний.
Проверить уровень усвоения материала прошлого урока, организовать работу по подготовке учащихся к восприятию текста сказки и формулирования
Развивает учебно-познавательную активность детей
Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
Предлагает выдвинуть предположения о теме урока
–Сегодня мы продолжаем знакомство с разделом «Литературные сказки»
2. Героями сказки могут быть:
3. Сколько раз в сказке повторяются события?
4. Признаки волшебные сказки.
5. Структура сказки.
–Посмотрите на экран.
Соотнесите автора и его произведения
Сказка про храброго зайца»
– На какие 2 группы можно разделить все сказки?
– К какой группе можно отнести предложенные сказки?
– С каким произведением мы еще не познакомились?
–Я прошу вас выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
Отвечают на вопросы
1.Волшебные, бытовые, о животных;
2.Люди, животные, предметы
4.Зачин, волшебные предметы, троекратный повтор, борьба добра и зла, концовка;
5. Зачин, основная часть, концовка
Авторские и народные.
Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Познавательные УУД
Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
III Постановка учебной задачи
Формулирование темы и целей урока.
Учит определять тему урока
Формулирует вместе с детьми цель урока.
Знакомит с биографией автора
– Прочитайте тему урока.
–Тема урока: «В. Одоевский Сказка «Мороз Иванович»»
– Откройте учебник, прочитайте название произведения, автора, рассмотрите иллюстрации. Предположите, к какому литературному жанру относится это произведение?
– Какая главная идея сказки?
– Используя один или несколько глаголов–помощников, сформулируйте цель урока.
(познакомиться с новой сказкой; узнать информацию об авторе; узнать значение новых слов)
– Предположите, кого автор называет Мороз Иванович?
–Кто написал сказку? ( В. Одоевский)
–Посмотрите на портрет писателя.
Внешность человека может поведать нам о многом: о его характере, образе жизни.
Сейчас мы познакомимся с биографией писателя.
· Владимир Федорович Одоевский – русский писатель и общественный деятель. Родился он в Москве в 1803 году. Отец происходил из древнего княжеского рода.
· Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками, знал латинский и древнегреческий.
· Владимир Федорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем.
· Современным читателям В. Ф. Одоевский известен прежде всего как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович», издававшихся под псевдонимом «дедушка Иреней».
· Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей. Он даже создал целую небольшую детскую библиотечку, содержащую, кроме сказок, еще и рекомендации для устройства всяких любопытных приспособлений и поучительные объяснения разных явлений природы.
· Еще он занимался вопросами устройства деревенских школ.
· Владимир Федорович писал статьи по музыке, а также создал несколько музыкальных произведений.
· Скончался В. Ф.Одоевский 27 февраля 1869 г. в Москве.
Конспекты уроков по литературному чтению, 3 класс. Одоевский «Мороз Иванович»
Уроки литературного чтения в 3 классе. В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: формировать понятие литературная сказка; учить сравнивать литературную и народную сказки; познакомить с авторской сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович»; учить работать с повествовательным текстом: определять тему, основную мысль, содержание произведения, находить жанровые особенности сказки, давать характеристику героев, сравнивать их поступки; работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, давать характеристику героев произведения, находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книги, находить книгу в библиотеке с помощью тематического или авторского каталога, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмыслять понятия добро побеждает зло, в чем смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка.
Оборудование: мультимедиапроектор, художественный фильм «Морозко», выставка книг по теме урока.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте медленно, четко выговаривая каждое слово. Прохлопайте ритм.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно.
Чтоб было всем понятно.
— О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)
— Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.
(Расстановка логических ударений.)
— Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.
— Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.
III. Проверка домашнего задания
— Дома вы разделили сказку на смысловые части. Совпали они с пунктами плана, предложенного авторами учебника?
— Перескажите сказку по получившемуся плану.
— Какие иллюстрации вы приготовили?
IV. Работа по теме урока
— Какое произведение мы сегодня будем изучать? (Сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».)
— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить?
— Что вы знаете о писателе Владимире Федоровиче Одоевском? (См. материал для учителя.)
— Прочитаем сказку В. Одоевского на с. 76—84 учебника.
— Передайте ваши впечатления от прочитанного.
— Какая беда случилась с Рукодельницей? (Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец.)
— Кто ей встретился и о чем ее попросил? (Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоньке попросили потрясти.)
— Как Рукодельница могла вернуть ведерко? (За него она должна была три дня прослужить.)
— Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему? (Руки ее окостенели и пальчики побелели.)
— Сколько вопросов задала девочка старику? (Три вопроса. Про зеленую травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)
— Какая сказка вспомнилась вам и почему? (Сказка «Морозко».)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?
(В ходе обсуждения этого вопроса ведется запись на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего: волшебный персонаж (Морозко и Мороз Иванович), героини резко противопоставляются по характеру, в финале одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.)
— Чем различаются эти сказки?
(Работа со сводной таблицей. Над первыми тремя пунктами идет коллективная работа. Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текстов обеих сказок.)
«Морозко»
«Мороз Иванович»
Падчерица и родная дочь
Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья
Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить
Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама
Не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу
Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность
В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо
В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность
«Морозно»
«Мороз Иванович»
Родная дочь ведет себя грубо, невежливо
Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость
Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает
Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана
(В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель В. Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку.)
VII. Рефлексия
— Вспомните, чем вы занимались на уроке. Что у вас особенно хорошо получалось?
— Когда вы испытывали трудности?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие пословицы отражают основную мысль сказки? Прочитайте их. Что в них общего и чем они различаются?
• Бог терпел и нам велел.
• Носи платье — не сметывай, терпи горе — не сказывай.
• Терпение и труд все перетрут.
• Пока солнце взойдет — роса очи выест.
• Час терпеть — век жить.
• Терпи, казак, атаманом будешь.
— Как бы вы ответили на вопросы: «Что правда, а что неправда?» Что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?
Домашнее задание
Читать сказку В. Одоевского. Нарисовать иллюстрацию к ней.
Материал для учителя
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте жужжащим способом.
Вежливость
Не груби, не задавайся —
Чаще людям улыбайся,
Помогай, когда сумеешь,
Быть внимательным старайся!
Помни: добрые поступки
И к тебе другие люди
С добротою отнесутся!
— Научитесь читать скороговоркой.
— Научитесь читать красиво, без ошибок.
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— О каком качестве человека вы читали стихотворение? (О вежливости.)
— Назовите черты характера, которые народ ценит. (Доброта, честность, трудолюбие и т. п.)
— С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? («Мороз Иванович».)
— Назовите героев этой сказки.
— Прочитайте тему урока. Определите его цель и задачи. Чему мы будем учиться? (Сравнивать героев.)
Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем учиться давать характеристику героев сказки.
IV. Работа по теме урока
— Что такое олицетворение? Прочитайте определение на с. 85 учебника, проверьте правильность своего ответа.
— Как звали девочек? (Рукодельница и Ленивица.)
— Только ли именами отличаются героини? Сравните их поступки.
— Как к девочкам относится Мороз Иванович?
— Почему он похвалил Ленивицу, а сам улыбнулся?
— Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают.)
— В прямом или переносном смысле употребил его автор? (В прямом.)
— Объясните смысл слов Мороза Ивановича: «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». (Это основная мысль сказки.)
— Какие важные наблюдения о явлениях природы включены в сказку? Найдите их.
— Какие иллюстрации вы приготовили к уроку? Расскажите о том, что вы изобразили.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Разделите сказку на пять частей. Определите их границы. Составьте план каждой части. Придумайте заглавия.
— Найдите опорные слова.
(Можно записать их на доске.)
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал.
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке?
— К какому виду сказок относится «Мороз Иванович»?
— Что же в этой сказке волшебного?
— Найдите в сказке троекратный повтор.
— Где в сказке добро, а где зло?
— Соотнесите основную мысль сказки с пословицей.
Кто любит труд, того люди чтут.
— Чему учит эта сказка?
Домашнее задание
Читать сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка. Принести к уроку сборники сказок.