План сказки мороз иванович одоевский 3 класс в картинках

Сказки

Технологическая карта по литературному чтению «В. Одоевский Сказка «Мороз Иванович» (3 класс)

В.Одоевский Сказка «Мороз Иванович»

познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Познавательные УУД – формировать умение различать сказки народные и авторские в обычной речи в нужном контексте; совершенствование умения работать с текстом с элементами рассуждения, давать характеристику героям и их поступкам. Обогащение словарного запаса детей; развитие наблюдательности и мышления;
Коммуникативные УУД – формировать умение договариваться, находить общее решение; прислушиваться к мнению товарищей, давать оценку своей работе и работе одноклассников.
Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке, осмысление обучающимися своего опыта и знаний на основе полученной информации, воспитание речевой (коммуникативной) культуры речи, умение работать на компьютере.

формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст; развивать умения определять тему, формулировать цели урока.

Авторская и народная сказка, жанр, герой, характеристика героя, тема, автор.

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Работа фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Литературное чтение. 3 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. (1 часть),

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса обучающихся по УМК «Школа России». На изучение данной темы отведено 2 урока.

Урок проходит в дистанционном формате с использованием сервиса Google Meet в режиме видеоконференции и платформы nearpod. Учитель отправляет учащимся ссылку на платформу и код урока в чат. Учащиеся проходят на сайт платформы и вводят код урока в поле «для студентов».

Основной целью данного урока является представление информации в удобной для восприятия форме, помогает актуализировать имеющие знания (виды сказок, характеристика героев) с помощью игры, самостоятельно сформулировать тему урока и его цели с помощью задания на соотнесение автора и его произведения и наводящим вопросам, проконтролировать самостоятельное выполнение теста по новой теме и осуществить этап рефлексии.

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

включение в деловой ритм.

Организует эмоциональный настрой на урок.

– Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. И нам нужны сегодня наши умные головы и добрые сердца.

– Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)

Самопланирование учебной деятельности.

Осознание насколько важен для него материал

формулирование познавательной цели

II . Работа по теме. Актуализация знаний.

Проверить уровень усвоения материала прошлого урока, организовать работу по подготовке учащихся к восприятию текста сказки и формулирования

Развивает учебно-познавательную активность детей

Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

Предлагает выдвинуть предположения о теме урока

–Сегодня мы продолжаем знакомство с разделом «Литературные сказки»

2. Героями сказки могут быть:

3. Сколько раз в сказке повторяются события?

4. Признаки волшебные сказки.

5. Структура сказки.

–Посмотрите на экран.

Соотнесите автора и его произведения

Сказка про храброго зайца»

– На какие 2 группы можно разделить все сказки?

– К какой группе можно отнести предложенные сказки?

– С каким произведением мы еще не познакомились?

–Я прошу вас выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

Отвечают на вопросы

1.Волшебные, бытовые, о животных;

2.Люди, животные, предметы

4.Зачин, волшебные предметы, троекратный повтор, борьба добра и зла, концовка;

5. Зачин, основная часть, концовка

Авторские и народные.

Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока.

Читайте также:  Сказки что зубы заболят песня

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

III Постановка учебной задачи

Формулирование темы и целей урока.

Учит определять тему урока

Формулирует вместе с детьми цель урока.

Знакомит с биографией автора

– Прочитайте тему урока.

–Тема урока: «В. Одоевский Сказка «Мороз Иванович»»

– Откройте учебник, прочитайте название произведения, автора, рассмотрите иллюстрации. Предположите, к какому литературному жанру относится это произведение?

– Какая главная идея сказки?

– Используя один или несколько глаголов–помощников, сформулируйте цель урока.

(познакомиться с новой сказкой; узнать информацию об авторе; узнать значение новых слов)

– Предположите, кого автор называет Мороз Иванович?

–Кто написал сказку? ( В. Одоевский)

–Посмотрите на портрет писателя.

Внешность человека может поведать нам о многом: о его характере, образе жизни.

Сейчас мы познакомимся с биографией писателя.

· Владимир Федорович Одоевский – русский писатель и общественный деятель. Родился он в Москве в 1803 году. Отец происходил из древнего княжеского рода.

· Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками, знал латинский и древнегреческий.

· Владимир Федорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем.

· Современным читателям В. Ф. Одоевский известен прежде всего как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович», издававшихся под псевдонимом «дедушка Иреней».

· Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей. Он даже создал целую небольшую детскую библиотечку, содержащую, кроме сказок, еще и рекомендации для устройства всяких любопытных приспособлений и поучительные объяснения разных явлений природы.

· Еще он занимался вопросами устройства деревенских школ.

· Владимир Федорович писал статьи по музыке, а также создал несколько музыкальных произведений.

· Скончался В. Ф.Одоевский 27 февраля 1869 г. в Москве.

Источник

Конспекты уроков по литературному чтению, 3 класс. Одоевский «Мороз Иванович»

Уроки литературного чтения в 3 классе. В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: формировать понятие литературная сказка; учить сравнивать литературную и народную сказки; познакомить с авторской сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович»; учить работать с повествовательным текстом: определять тему, основную мысль, содержание произведения, находить жанровые особенности сказки, давать характеристику героев, сравнивать их поступки; работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, давать характеристику героев произведения, находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книги, находить книгу в библиотеке с помощью тематического или авторского каталога, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмыслять понятия добро побеждает зло, в чем смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка.

Оборудование: мультимедиапроектор, художественный фильм «Морозко», выставка книг по теме урока.

Читайте также:  Рассказ про австралию кратко на английском языке с переводом

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте медленно, четко выговаривая каждое слово. Прохлопайте ритм.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно.

Чтоб было всем понятно.

— О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)

— Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.

(Расстановка логических ударений.)

— Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.

— Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.

III. Проверка домашнего задания

— Дома вы разделили сказку на смысловые части. Совпали они с пунктами плана, предложенного авторами учебника?

— Перескажите сказку по получившемуся плану.

— Какие иллюстрации вы приготовили?

IV. Работа по теме урока

— Какое произведение мы сегодня будем изучать? (Сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».)

— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить?

— Что вы знаете о писателе Владимире Федоровиче Одоевском? (См. материал для учителя.)

— Прочитаем сказку В. Одоевского на с. 76—84 учебника.

— Передайте ваши впечатления от прочитанного.

— Какая беда случилась с Рукодельницей? (Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец.)

— Кто ей встретился и о чем ее попросил? (Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоньке попросили потрясти.)

— Как Рукодельница могла вернуть ведерко? (За него она должна была три дня прослужить.)

— Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему? (Руки ее окостенели и пальчики побелели.)

— Сколько вопросов задала девочка старику? (Три вопроса. Про зеленую травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)

— Какая сказка вспомнилась вам и почему? (Сказка «Морозко».)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?

(В ходе обсуждения этого вопроса ведется запись на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего: волшебный персонаж (Морозко и Мороз Иванович), героини резко противопоставляются по характеру, в финале одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.)

— Чем различаются эти сказки?

(Работа со сводной таблицей. Над первыми тремя пунктами идет коллективная работа. Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текстов обеих сказок.)

«Морозко»

«Мороз Иванович»

Падчерица и родная дочь

Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья

Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить

Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама

Не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу

Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность

В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо

В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность

«Морозно»

«Мороз Иванович»

Родная дочь ведет себя грубо, невежливо

Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость

Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает

Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана

(В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель В. Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку.)

Читайте также:  Рассказы для начальной школы о великой отечественной войне

VII. Рефлексия

— Вспомните, чем вы занимались на уроке. Что у вас особенно хорошо получалось?

— Когда вы испытывали трудности?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие пословицы отражают основную мысль сказки? Прочитайте их. Что в них общего и чем они различаются?

• Бог терпел и нам велел.

• Носи платье — не сметывай, терпи горе — не сказывай.

• Терпение и труд все перетрут.

• Пока солнце взойдет — роса очи выест.

• Час терпеть — век жить.

• Терпи, казак, атаманом будешь.

— Как бы вы ответили на вопросы: «Что правда, а что неправда?» Что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?

Домашнее задание

Читать сказку В. Одоевского. Нарисовать иллюстрацию к ней.

Материал для учителя

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте жужжащим способом.

Вежливость

Не груби, не задавайся —

Чаще людям улыбайся,

Помогай, когда сумеешь,

Быть внимательным старайся!

Помни: добрые поступки

И к тебе другие люди

С добротою отнесутся!

— Научитесь читать скороговоркой.

— Научитесь читать красиво, без ошибок.

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— О каком качестве человека вы читали стихотворение? (О вежливости.)

— Назовите черты характера, которые народ ценит. (Доброта, честность, трудолюбие и т. п.)

— С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? («Мороз Иванович».)

— Назовите героев этой сказки.

— Прочитайте тему урока. Определите его цель и задачи. Чему мы будем учиться? (Сравнивать героев.)

Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем учиться давать характеристику героев сказки.

IV. Работа по теме урока

— Что такое олицетворение? Прочитайте определение на с. 85 учебника, проверьте правильность своего ответа.

— Как звали девочек? (Рукодельница и Ленивица.)

— Только ли именами отличаются героини? Сравните их поступки.

— Как к девочкам относится Мороз Иванович?

— Почему он похвалил Ленивицу, а сам улыбнулся?

— Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают.)

— В прямом или переносном смысле употребил его автор? (В прямом.)

— Объясните смысл слов Мороза Ивановича: «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». (Это основная мысль сказки.)

— Какие важные наблюдения о явлениях природы включены в сказку? Найдите их.

— Какие иллюстрации вы приготовили к уроку? Расскажите о том, что вы изобразили.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Разделите сказку на пять частей. Определите их границы. Составьте план каждой части. Придумайте заглавия.

— Найдите опорные слова.

(Можно записать их на доске.)

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

— К какому виду сказок относится «Мороз Иванович»?

— Что же в этой сказке волшебного?

— Найдите в сказке троекратный повтор.

— Где в сказке добро, а где зло?

— Соотнесите основную мысль сказки с пословицей.

Кто любит труд, того люди чтут.

— Чему учит эта сказка?

Домашнее задание

Читать сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка. Принести к уроку сборники сказок.

Источник

Познавательное и интересное