Урок литературы в 10 классе «Нравственные уроки сказки С.-Щедрина «Пропала совесть»
Должность – учитель русского языка и литературы
Название учреждения – муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Олега Кошевого»
Нравственные уроки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
Тип урока и его структура:
Урок-размышление на нравственную тему с элементами творческой мастерской. Это урок внеклассного чтения в контексте изучения творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Стадия вызова – музыка. Поставлена проблема, которую надо решить.
(работа в группах, составление таблицы, элементы проекта).
а) Работа с эпиграфом (свои варианты ответов);
Композиция урока – кольцевая.
а) музыка (в начале и в конце урока). Можно использовать живопись.
б) работа с эпиграфом.
Урок, завершающий по теме «Сказки М. Е. Салтыкова- Щедрина», где закрепляются навыки работы с художественными и сатирическими приёмами.
Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».
Совершенствовать навыки учащихся анализа текста, научить приёмам работы с текстом.
Закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом «Музыка».
Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.
Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
Продолжить работу со словарём.
Давать характеристику литературному герою.
Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.
Воспитать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.
Повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
На уроке использовались тексты сказки, словарь Д. И. Даля, цитаты из книги «Кладезь мудрости».
Форма проведения: беседа, работа в группах, интегрирование, связь с музыкой, элементы проекта, мастерской, эссе.
–словесные (работа с текстом, цитаты, художественные приёмы);
–наглядные (стенд, оформление доски, проект, иллюстрации);
–практические (групповая работа, работа с таблицей);
–репродуктивные (работа с эпиграфом);
–проблемно-поисковые (работа с цветом, формой, ответ на вопрос эпиграфа);
–индуктивные (синтез) (умение обобщать, связать с современностью);
–дедуктивные (анализ) (анализ текста);
–самостоятельная работа (работа в группах, элемент проекта)
–метод стимулирования и мотивации (дискуссия).
Главный этап- анализ текста в группах (вопросы получены на уроке), текст прочитан заранее, задание проектной группе дано на уроке. На предыдущих уроках ребята работали в группах: работали с другими сказками М.Е. Салтыкова- Щедрина, рисовали иллюстрации к сказкам, анализировали их (работы на стенде).
Как работали другие этапы. Ассоциации, связанные с музыкой, чтобы обозначить проблему, в начале и в конце урока. Вывод-эссе.
Контроль усвоения ЗУН: беседа, групповая работа, проект, работа с эпиграфом, эссе.
Здоровьесберегающий элемент использовался: это атмосфера на уроке, благоприятный эмоциональный фон, смена видов деятельности, цветовая гамма.
Дальнейшая работа-анализ эссе, работа над ошибками, работа в группах, что сплачивает коллектив, воспитывает чувство ответственности. Больше творческих заданий, что помогает развить воображение.
На доске написаны тема, эпиграф, рисунок. Доска закрыта.
Эпиграф. Совесть- это не только нравственная категория, но и…
М. Е. Салтыков- Щедрин.
Готовясь к уроку, я услышала музыку, которая вызвала во мне противоречивые чувства. Я хочу, чтобы вы тоже её послушали и поделились своими впечатлениями.
( Звучит оратория О.Тактакишвили « Сегодня умер Руставели»).
-Какая картина возникла в вашем воображении?
-Какие чувства она у вас вызвала?
-А в какие моменты человек испытывает эти чувства? (Когда ему неловко, неудобно, страшно, боится разоблачения, мучает совесть и т. д.)
А что такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? ( Это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного, это голос Бога внутри нас).
-Давайте посмотрим на это слово и разобьём его на части.
(На доске. СО + ВЕСТЬ → СОВЕСТЬ).
Продолжим работу со словом, попробуем «дойти до самой сути». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой. ( Сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, совместно, сосед…)
-Что эти слова обозначают? (Совместное действие).
-С кем совместно? (Совместно с другими людьми, с Богом)
-А слово ВЕСТЬ? О чём весть? (О мире, добре, благих делах, честной жизни, если сложно, обратимся к сказке. О чём вспомнил Прохорыч, пьяница?)
-Мудрейший (гласит устами народа) словарь В. И. Даля даёт такое определение совести: «Нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке, внутреннее осознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру и к истине, прирождённая правда».
-А в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина мы встретили какое наименование совести? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, негодная ветошь, вопиющее безобразие, негодная тряпица и т. д.)
-Поэтому я предлагаю вам на примере сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть» решить для себя: нужна ли « надоедливая приживалка»? Как сделать так, чтобы голос совести не терялся, был в каждом из нас.
Открывается доска. Появляется тема, эпиграф, таблица:
«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» А. С. Пушкин.
-Какое слово повторяется в этих цитатах? (Совесть)
-Какие слова являются противоположными по значению? (Чиста- нечиста)
-Каков результат? (Украшение- жалок)
-Обратимся к тексту сказки. Прочитайте 1 и 2 абзацы.
-Каким образом в начале сказки автор указывает нам на проблему? ( «Пропала совесть. Совесть пропала». Дважды повторяются одни и те же слова.)
-А разве она была? («По-старому…»)
-Как автор называет их (людей)? («Счастливцами», «мудрыми мира).
-Какой приём при этом используется? (Ирония.) Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)
Работа в группах. ( Работа, связанная с «путешествием» совести по рукам).
Создано 5 групп: 4 группы работают с текстом, 5- творческая.
Задания группам на карточках.
-Как попадает совесть к пьянице?
-Какие изменения чувствует пьяница, получив совесть?
-Каким образом расстаётся с совестью?
-Кто такой Прохорыч?
-Что почувствовал Прохорыч, получив совесть?
-Каким образом расстаётся с совестью?
-Какой приём использует автор при характеристике героя?
-Что сделала совесть с надзирателем?
-Каким образом расстаётся с совестью?
-Кем является Бржоцкий? Расскажите о его семье.
-Что почувствовал Самуил Давыдыч, получив совесть?
-Как избавляется от неё?
-Что почувствовал, когда избавился от совести?
Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект. Ребятам дают цветную бумагу, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.
1 группа рассматривает образ пьяницы.
Как совесть к нему попала? ( Позарился с пьяных глаз)
Какие изменения чувствует, получив совесть? (Словно пронзила электрическая струя, возвращающая горькое сознание действительности, тупой страх, предчувствие грозящей опасности память извлекала подробности насилий, измен, сердечной вялости, неправд, прошлое кажется сплошным безобразным преступлением, он подавлен … « Льются рекой бесполезные пропойцевы слёзы», находка разрывает его сердце на части.)
Каким он выглядит? (Жалким.)
Каким образом избавляется от совести? (Прячет в карман, озираясь, крадучись, потихоньку, нечестно вкладывает совесть в руку Прохорычу).
2 группа рассматривает образ Прохорыча.
Кто такой Прохорыч? (Заведует кабаком, питейным заведением, спаивает людей).
Что он почувствовал, когда получил совесть? ( Некоторое время стоял с вытаращенными глазами, крупные капли пота выступили на его лбу, заливается горькими слезами…)
Каким он выглядит? ( Не видит будущего, а настоящее и прошлое печально)
Каким образом расстаётся с совестью? (Жена избавляется).
3 группа рассматривает образ Ловца.
Кто такой Ловец? (Надзиратель).
Какой приём использует автор при характеристике героя? (Говорящая фамилия).
Что сделала совесть с надзирателем? (Не может брать чужое, появляются такие качества как робость, застенчивость, просит прощения, даёт денег)
Меняется ли он? (Да, когда снимает пальто, где в кармане лежит совесть).
Каким образом расстаётся с совестью? (Жена посылает в конверте финансисту Бржоцкому).
4 группа рассматривает образ Самуила Давыдыча Бржоцкого.
Кем является герой? Расскажите о его семье.
Что почувствовал финансист, получив совесть? («Заметался во все стороны, словно угрь на угольях», завопил, трясясь всем телом, испытал мучения, геройски вытерпел самые лютые истязания).
Как избавляется от совести? (Пожертвовал в благотворительное учреждение к знакомому генералу)
Что почувствовал, избавившись от совести? (Облегчение. «В тот же вечер…»).
— Это самый тяжёлый тип, в нём совесть не может пробудить ничего. Можно сказать, что о нём слова древнегреческого философа Платона: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда»
Во время выступления групп заполняется таблица (Подбираются соответствующие слова с листов, которые есть у каждой группы). Получается следующая таблица:
«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» А. С. Пушкин.
-Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую.
-М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести.
-Какими выглядят эти люди? (Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое).
-А сейчас, как вы думаете, есть похожие люди? Приведите примеры.
-Значит, это проблема вечная. Путь к своей совести очень трудный, конечно, легче идти по старой дороге, которая ещё иногда и доход приносит. (Герои сказки).
-А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Зачитайте три последних абзаца сказки.
-Как надо жить, чтобы человеком быть, а не пьяницей, Ловцом (обращение к таблице)? Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался. В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть. Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков- Щедрин.
Выступление 5 группы. Учащиеся показывают свой проект.
-Таким образом, (обращение к эпиграфу) «Совесть- это не только нравственная категория, но и…Какая? (ответы учащихся)… общественная»,- говорит писатель.
Звучит спокойная музыка. (А. Бородин « Струнный квартет № 2. Ноктюрн.).
Домашнее задание. Напишите творческую работу на тему: «Нужна ли нам совесть?» Это будет эссе, в котором вы выскажите своё мнение о том, в каком обществе вы бы хотели жить, в этом или том? (обращение к таблице).
План сказки пропала совесть салтыков щедрин
Цель: осмысление понятия совести как ответственности за свои поступки на основе анализа художественного текста
Оборудование: демонстрационный материал (определения понятия «совесть» из толковых словарей)
Организационный момент. Введение в текст, тему урока.
Своими словами вы высказали четки определения, которые есть в словарях (обращаемся к демонстрационному материалу):
Какое определение вам кажется более полным? Почему?
Как вы это понимаете? Исчезло человеческое, люди стали похожи на животных.
А совесть без человека? Чем она стала? Надоедливая приживалка, обличительница, иго, вопиющее безобразие.
Люди освободились от совести, и она стала ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают, подбрасывают друг другу.
Комментированное чтение текста.
У кого побывает совесть? У пропойцы; у Прохорыча, хозяина кабака; у Ловца, квартального надзирателя; у Брожцского, богатого банкира.
чтение фрагмента со слов «И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.» до слов «:прежде, нежели Прохорыч успевает опомниться, ужасная находка уже лежит у него в руке.»
Какой порок у пропойцы? Это порок только XIX века? Что делает совесть с пропойцей? «Пронизала электрическая струя», «голова освобождается от винных паров», «возвращается сознание действительности, страх, память, стыд»
Самый ли это страшный порок? Нет, потому что пропойца отвечает только за себя и губит только себя.
Чтение по ролям фрагмента со слов «Некоторое время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами; потом вдруг весь вспотел.» до слов «Она во весь дух побежала за ним, и едва успела поравняться, как сейчас же, с изумительною ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман его пальто.»
Какое открытие делает Прохорыч для себя? «Легко тому человеку, у кого совесть в глазах есть».
Какой он? «Бесстыжий», «устремительный», «лихоимец порядочный».
В чем же его порок? Мздоимство, взяточничество, грех еще более тяжкий.
Чтение фрагмента со слов «Самуил Давыдыч Бржоцский сидел за обеденным столом, окруженный всем своим семейством.» до слов «В этот же вечер он уже совсем позабыл о претерпенных им страданиях и выдумал такую диковинную операцию ко всеобщему уязвлению, что на другой день все так и ахнули, как узнали.»
Кто по роду своих занятий Бржоцский? Банкир.
Чтение фрагмента со слов «И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей.» до конца
Вернемся к определениям, с которыми мы работали в начале урока. «Негодной тряпицей» была совесть для кого: для Салтыкова-Щедрина? Для его героев?
Согласны ли вы с таким определением?
Так где же пристанище совести? Впервые мы слышим ее голос, ее просьбу. О чем она просит? «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!»
Почему именно в сердце дитя?
Творческая работа на ассоциации.
Попробуйте материализовать образ совести, представьте ее в виде какого-то конкретного предмета или явления.
Исчезновение совести
Совесть пропала быстро и почти мгновенно. Еще вчера она мельтешила у людей перед глазами, а сегодня ее нет. Она исчезла, а люди продолжали жить как прежде. Часть из них даже почувствовала себя лучше. Отсутствие такой маленькой детали позволило им лучше обманывать, льстить и подставлять окружающих. Людей больше ничего не огорчало и не заставляло задуматься. Остатки досады исчезли, а вместе с ней и нравственность. Все самые смышленые осознав, от чего они избавились, быстро поспешили этим воспользоваться. И тогда мир начал тонуть в грабежах, а люди стали злее.
Совесть же тем временем лежала под ногами и каждый ее пинал, как грязную, никому не нужную тряпку.
Начало скитаний
И длилось это до тех пор, пока эту бесполезную вещицу не поднял несчастный пьяница. Он надеялся променять ее на выпивку.
Но вместо этого, мозг пьяницы внезапно вырвался из плена винных испарений и к нему вернулась память. А вместе с ней и чувство страха. Все, что было в прошлом, стало казаться ему мерзким преступлением. Его запястья и раньше были в цепях, но когда в нем проснулась совесть, они стали в 2 раза ощутимее и тяжелее. Столпотворение людей вокруг видело, как он плачет и смеялось над ним. Они не понимали, что внезапное возвращение совестливости — худшее наказание для человека.
От этого чувства мужчина пожелал как можно скорее избавиться. Так начался мучительный путь этого некому ненужного чувства.
Блуждание по рукам
Пьяница оставил совесть в кабаке, где работал его давний приятель Прохорыч. Владельцу забегаловки она сказала, что спаивать людей — дело гиблое. И понял Прохорыч, что единственный его выход теперь — это разорение.
Супруга его решила иначе. И она похитила у него совестливость и подбросила ее в пальто надзирателя квартала Ловца, когда тот шел мимо на рынок. Шел он туда, чтобы собрать дань с местных торгашей. У него совесть пробыла дольше всего и пыталась помочь творить ему благие дела.
Жена была удивлена таким положением вещей и заподозрила неладное. Она уложила мужа спать, а сама решила посмотреть его карманы. Там она нашла несчастную совесть.
И так ходила несчастная из рук в руки, и каждый к кому она попадала, думал лишь как поскорее от нее избавиться. Но в какой-то момент ей надоело быть скитальцем.
Новый хозяин
Попросила тогда совесть последнего своего обладателя, бедного мещанина, найти русского младенца и запрятать ее в его непорочном сердце. Она надеялась, что может хотя бы ребенок приютит ее и поможет стать сильнее. Мещанин сделал все как попросили.
Младенец будет взрослеть вместе, живущей в его сердце совестью. Когда он станет большим, вырастет и она. И сможет совесть сама всем правит, и искоренит она из мира несправедливость, обман и другие пороки его.
С более детальным пересказом произведения или полной версией текста можно ознакомиться на брифли.
Анализ произведения
Писатель изобразил картину падения человека и исчезновение в нем таких моральных качеств, как человечность и созидание, мешающих краху человеческой души. Краткий анализ рассказа «Пропала совесть»:
Финал сказки наглядно показывает, как важно с малого воспитывать в детях положительные человеческие черты, такие как добро, любовь и сострадание. Ведь только тогда взрослая личность сможет стать человечной и нравственной.
Урок по сказкам М.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л.Петрушевской «За стеной»
Разделы: Литература
Подготовка к уроку:
Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это тонкое врожденное чувство называется совестью.
Объясните своими словами, что такое совесть?
Испытывали ли вы когда-нибудь чувство, которое можно назвать угрызением совести?
Почему нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть?
Непросто заслужить оценку, чтобы о тебе сказали, что ты честный, совестливый, порядочный человек. Но ясно одно! Если человек не научится стыдится своих плохих поступков, он никогда не станнит ни честным ни совестливым, ни порядочным. К сожалению, далеко не каждому знакомо чувство стыда.
Выберите одну наиболее понравившуюся пословицу и своими словами поясните смысл.
Как вы думаете, является ли совесть природным свойством человека или плодом воспитания? Почему?
Какое слово здесь является ключевым? Оно сегодня и будет в центре нашего разговора на уроке (в центре доски пишу «Совесть»)
«Жалок тот, в ком совесть нечиста»
(А. С. Пушкин «Борис Годунов»)
«Легче зажечь одну маленькую свечку, чем клясть темноту» (Конфуций)
«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей совести» (Д. С. Мережковский).
О каком вечном споре идет речь? (о добре и зле, любви и ненависти, жизни и смерти)
Сегодня мы увидим, с какими нравственными категориями связанна совесть
(На доске записано «Добро»)
Выберите высказывания, связанные с темой нашего урока. Объясните выбор.
(ребята используют изречения, подобранные дома)
Учащиеся провели блиц-опрос среди учителей и учащихся школы, к которым обращались с вопросом: «Что такое совесть?» (учащиеся комментируют результаты опроса)
Посмотрим, как часто эта тема затрагивается в периодической печати. (Выступления учащихся, которые работали по этому блоку)
Какой вывод можно сделать?
Тяга к материальным ценностям настолько сильна, что духовное, нравственное начало ушло на задний план.
Попытайтесь раскрыть этимологию слова «совесть«, подберите однокоренные слова.
Что же у нас получилось?
Соотносим со словами Д. Мережковского.
Во многих литературных произведениях героя мучила совесть.
(Пушкин «Маленькие трагедии», Достоевский «Преступление и наказание»,
Л. Толстой «Война и мир», Паустовский «Телеграмма», Астафьев, Распутин и т.д.)
Давайте представим, что пропала совесть (читается I абзац сказки)
Какие слова в I абзаце часто повторяет автор? Почему?
«С кем и с чем» Салтыков-Щедрин сравнивает совесть? Какие слова для неё подбирает?
(«Надоедливая приживалка», «последнее иго», «негодная ветошь», «вопиющее безобразие», «бедная изгнанница», «несчастная находка»). О чем это говорит?
Как чувствуют себя люди, к которым попала совесть? Проследите, как изменяется человек под её влиянием.
Электрическая струя / освобождение от винных паров / Горькое сознание действительности / Страх / воображение, память / Суд /.
Человек чувствует подавленность, осознавая степень нравственного падения, и ощущает, что «процесс самоосуждения бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд».
Когда это произошло? Соотнесите с названием произведения.
Почему люди не захотели жить с совестью? Найдите ответы в тексте.
«И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся мучительными приведениями; и прежде на руках звенели тяжелые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он (пропойца) понял, что это за цепи; «с ней (совестью) пропадешь, как собака!»»
Как отвечает писатель на вопрос нашего урока? Современна ли совесть?
(Читается выразительно последующий абзац сказки)
Что же исчезнет, когда появится совесть?
Обратимся к сказке Людмилы Петрушевской «За стеной».
Чем объясняется выбор жанра писательницы, тоже говорящей о совести?
Чем эта сказка отличается от сказки Салтыкова-Щедрина?
Почему писательница дала такое название своему произведению?
(Сначала люди, живущие за стеной, потом двери палаты открываются, распахнувшись, и герой попадает под влияние совести, ощущает необходимость жить ради других, руководствоваться вечными законами.)
Почему у героев в начале сказки нет имен?
Какие слова часто встречаются на I странице и почему? Ответ аргументируйте.
(Больше всего отрицательных местоимений, наречий: «кто-то», «ни днем, ни ночью», «никто, никогда», и т.д.)
Почему действие происходит в больнице? Понаблюдайте за глаголами, характеризующими пока ещё безымянного героя. Что вы заметили? Прокомментируйте наблюдение.
Что вы узнали о прежней жизни героя? Какими словами передается душевное состояние героя?
(«Летал», «чувствовал ещё себя плоховато», «мешал спать разговор за стеной», «выходил из палаты», «сидел, читал газеты», «думал, что сходит с ума, слыша разговор соседей», «плохо со сном», «дома никто не ждал», «родители умерли», «разошелся с женой», «выздоравливал медленно», «жил с заложенными ушами», «пошаливают нервы», «вдруг ожил», «разговор за стеной прекратился», «вышел, не в силах больше лежать», «дверь распахнута настежь».)
Когда у героя началась настоящая, новая жизнь и появилось имя?
С каким понятием ассоциируется слово «совесть», когда герой меняется?
(красота внутренняя на доске пишу «Красота»)
Что почувствовал герой, когда увидел женщину на носилках?
(До этого он только слыша её голос, а теперь увидел самое обычное, безобразное тело, «как будто ударил в самое сердце»).
На доске пишу Сердце.
Чем было прекрасно лицо женщины?
(«Печальное, белое, простое, и безнадежно спокойное:»)
Зачем писательница вводит диалог двух санитарок?
(реакция окружающих на чужое несчастье, то, чем живет большинство)
Что вызвало у них негодование?
(«К ним в палату и заходит было тяжело. Я все думала, что это она так радуется, сама в положении, муж у нее помирает, а она как на именинах сидит
— Она все отдала и думала, что это поможет. Ничего себе не оставила.»)
Чему же радовалась женщина?
В чем, по-вашему, заканчивается цель её жизни?
Что болело у героя? Случайно ли это?
Как изменилось самочувствие Александра после того, как он отдал деньги?
(Труднее обрести ни в чем не нуждающемуся человеку. Таких людей в нашем обществе всё больше.)
В чем причина его болезни?
(пересказ эпиграфа встречи с беспризорным, замерзшим мальчиком, соотнесенность с рассказом Л. Толстого «Где любовь, там и бог».)
Что же незримо передается от женщины к Александру?
(Записываем на доске: Вера, бескорыстие, готовность жить для других, чувство самопожертвования)
Как изменилась жизнь героя после того, когда он отдал все, что у него было? Что он почувствовал?
(«Какое-то счастливое спокойствие наступило для Александра. Началась прекрасная, теплая весна, по небу шли белые маленькие тучки, дул теплый ветер, зацвели одуванчики на большом газоне»).
Но это была запоздалая щедрость. Настоящего счастья пришлось добиваться долго.
Только ли Александр перерождается под воздействием спокойствия и тихого счастья женщины?
(Совесть не щадит и санитарку, укравшую деньги: «Он видел, что санитарка, узнав его, густо покраснела, резко опустила голову и, пробормотав что-то вроде Я побежала, дальше нам нельзя», быстренько пошла обратно.)
Когда же наступает настоящее прозрение для героя сказки?
(«Защемило сердце», «он не обратил внимания на боль», «и он понял, что с этого момента отдаст все, всю свою жизнь за эту бледную, худенькую женщину и за её маленького ребенка, который лежал, замерев, в застиранном казенном одеяле с лиловой больничной печатью на боку»)
Какой образ незримо присутствует в сказке? Почему? С чем это связанно? В чем идея сказки?
Образ Христа, связанный с темой предательства: «Врачу в больнице он пытается что-то сказать о том, что встретил Иисуса Христа и опять его предал:». Это говорит о важности проблемы в современном обществе, о грехе и искуплении, о падении и исцелении, прозрении человека, живущего в нравственной темноте.
«Жизнь без нравственного усилия есть сон» (Л. Толстой).
Какое из произведений вы можете назвать более оптимистичным? Докажите.
Сказка Петрушевской вселяет в читателя большую надежду, ведь там есть такие слова «Понимаешь, ей было предсказано, что она должна отдать все, и она отдала все». Такой редкий случай. Мы ведь никогда не отдаем все. Мы ставим себе кое-что? Ты согласен? Она не оставила себе ничего. Но это должно кончится хорошо, понял?
А ещё сказка заканчивается улыбающимся мальчиком и котом, мурчавшим от удовольствия и сознания того, что хорошо жить для других. Этот кот так похож на нашего героя.
Вернемся к нашему вопросу: «Современна ли совесть?»
Да, совесть всегда современна, так как она помогает очистить свою душу, но не все это ещё понимают. Сколько людей продолжает жить в темноте, боясь сделать усилие и приоткрыть дверь. А нам помогли задуматься над этом вопросам сказки.
Мы увидели, что совесть объединяет в человеке добро, сознание, духовную красоту, сердечность, веру и надежду, самопожертвование и приводит к очищению.
Заполнение рабочих карт:
— составить азбуку нравственных понятий. (I группа)
— систематизировать пословицы, поговорки, по теме. (II группа)
— обработать данные опроса и составить диаграммы (III группа)
— написать сочинение-размышление по теме: «Современна ли совесть?» для школьной газеты (группы IV, V)
Чистая совесть возвышает, нечистая заставляет прятаться, уходит в себя, скрывать свои мысли и поступки.