«Пятеро из одного стручка» читательский дневник
«Пятеро из одного стручка» – добрая, поучительная сказка о том, как важно творить добрые дела и служить на радость другим людям.
Краткое содержание «Пятеро из одного стручка» для читательского дневника
Название: Пятеро из одного стручка
Число страниц: 6. Андерсен Ханс Кристиан. «Сказки». Издательство «Лабиринт». 2017 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1852 год
Главные герои
Четыре горошины – провели свою жизнь без пользы для других.
Пятая горошина – помогла выздороветь больной девочке.
Девочка – тяжело больной ребенок, который поправилась благодаря горошине.
Сюжет
В обычном гороховом стручке жили пять горошин. Они были маленькими и зелеными, и росли вместе со стручком. Но наступил положенный срок, и стручок пожелтел. Горошины решили, что это просто пожелтел весь мир. Они страстно мечтали покинуть свой домик, и вскоре их мечта сбылась – стручок сорвали. Горошины оказались в ладошке мальчика, который решил пострелять ими из трубочки.
Узнав об этом, горошин очень обрадовались. Одна из них полетела навстречу солнцу, две упали на землю, и от чрезмерной лени даже не покатились, четвертая улетела в неизвестном направлении, а пятая залетела на водосток, и попала прямо в мох.
На чердаке того дома жила очень бедная женщина, у которой болела дочь. Женщина много работала, чтобы покупать дочери лекарства, но та никак не поправлялась. Девочка была так плоха, что женщина решила, что она вскоре попадет на небо, к своей сестренке, которая умерла раньше.
По весне больная девочка увидела, что на водостоке появился росток – это проросла горошина. Женщина поставила рядом палочку, чтоб ветер не повредил нежный росток, и натянула веревку, чтобы усики гороха могли свободно за нее цепляться.
Девочка внимательно следила за тем, как росла горошина, и с каждым днем ей становилось все лучше. Когда горох зацвел, девочка впервые за долгое время встала с постели, подошла к окну и поцеловала нежные лепестки.
Остальные горошины из стручка пропали: одна лежала в темноте в водостоке, другая набухла в канаве, а оставшиеся две горошины съели голуби.
План пересказа
Главная мысль
Жизнь нужно прожить так, чтобы принести какую-то пользу окружающему миру.
Чему учит
Сказка учит приносить пользу, творить добро, не быть равнодушным к чужой беде. Также учит, что возможно любое чудо, нужно лишь в него поверить.
Отзыв
Главные герои сказки – обычные горошины, но даже с их помощью автор показал, к чему должен стремиться каждый человек. Жизнь дается один раз, и нужно прожить ее так, чтобы оставить после себя добрый след.
Рисунок-иллюстрация к сказке Пятеро из одного стручка.
Пословицы
Что понравилось
Очень понравилось, что девочка воодушевилась неожиданным появление ростка, и благодаря вере в чудо смогла выздороветь.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Сорокина Елена Викторовна
Тема и номер урока в теме
Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка». 1-ый урок
литературное чтение «Любимые страницы» О. Кубасова
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: познакомить с произведением из раздела « Жизнь дана на добрые дела» Г.Х.Андерсена « Пятеро из одного стручка».
1) предметные (знакомство с жизнью и творчеством сказочника Г.Х.Андерсена, знакомство со сказкой «Пятеро из одного стручка»)
2) метапредметные (понимание главной идеи сказки, умение выражать своё отношение к поступкам героев, упражнение в выразительном чтении)
Тип урока : изложение нового материала
Формы работы учащихся : фронтальные, коллективные, индивидуальные, групповые.
Необходимое техническое оборудование: работа на нетбуках.
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Сказка это или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?
( Научиться беседовать с книгой
-Улучшать технику чтения
-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.
-Понимать позицию автора.
-Описывать героев произведений и давать им характеристику
-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно
— Учиться работать с учебником и словарями.)
-Каким вы хотите видеть наш урок ? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)
-Хочу пожелать. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
2. Актуализация знаний.
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них
Пусть герои сказок
Пусть добро на веки
-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( — О сказке )
-Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)
-Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)
– Кто же зовет нас в новую сказку? Отгадайте кто автор этих строк?
В цветущей Дании, где свет увидел я
Берёт мой род своё начало.
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя.
– Кому принадлежат эти строки?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
– Правильно, тема урока – «Х.К.Андерсен »
Какие его произведения вам знакомы? Что вы о нём знаете?
– О Хансе Кристиане Андерсене мы говорили в прошлом году. Более подробно вы узнаете о нём в четвёртом классе. А сейчас мы вспомним только несколько фактов из его жизни.
— У вас на столе лежат листочки, на них есть задания к уроку. И первое задание: найти и подчеркнуть ответы на мои вопросы.
1.В какой стране родился сказочник Г.Х. Андерсен? (Дания)
2.На каком острове? (Фюн)
3.В каком городе? (Оденсе)
4. В какой школе учился? (в школе для бедных)
5. Что сейчас находится в его доме? (Музей)
6.Какую сказку писатель написал про себя, она считается центральной?(Гадкий утёнок)
Самопроверка. Один ученик озвучивает. (получает оценку)
-Сейчас предлагаю посмотреть фильм «Андерсен и его персонажи». Задание второе: Кто больше запомнит сказочных персонажей. Запишите названия сказок в рабочий лист.
3. Совместное открытие знаний.
Работа с текстом до чтения.
Сегодня на уроке мы будем читать сказку которую вы еще не назвали. А как называется сказка, которую мы будем читать, вы узнаете когда отгадаете загадку.
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
Работа с текстом до чтения.
Откройте учебник на стр.
· Работа с заголовком.
– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?
Работа с текстом сказки во время чтения.
непостоянная работа за определённую плату
кустарник с чёрными или красными ягодами
нижняя часть пищевого горла голубя
слабая здоровьем, без сил, очень худая
застоявшаяся, с неприятным запахом
Бузина – кустарник с чёрными или красными ягодами
Каморка – маленькая комната
Подённая работа – непостоянная работа за определённую плату.
Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.
Голубиный зоб – нижняя часть пищевого горла голубя
Раздобреть – поправиться, располнеть.
Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.
Чердачное окошко – окошко на чердаке
— Понравилась ли вам сказка?
-Поделитесь своим мнением о произведении.
Проводится работа по вопросам и заданиям учебника.
Открываем учебники на стр.
Читаем первый вопрос.
Ответом на первый вопрос будет выборочное чтение детьми следующего фрагмента: «Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уже лежала в постели: не жила и не умирала. »
Читаем второй вопрос.
Для ответа на второй вопрос дети зачитывают фразы: «под окошком чердачной каморки», «маленькое окошечко», «у окна, выходившего на крышу», «в каморке жила бедная женщина». На основании этих фраз третьеклассники коллективно словесно рисуют жилище, не случайно названное «каморкой».
Читаем четвертый вопрос.
Отвечая на четвёртый вопрос учебника, дети отыскивают и зачитывают слова, вселяющие надежду на выздоровление девочки. (С. 145 – «Мама! Я думаю, что поправлюсь! – сказала девочка вечером. – Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко»; «Смотри-ка, да она скоро зацветёт! – сказала женщина однажды утром и с этой минуты тоже стала надеяться и верить, что больная дочка её поправится»; с. 146 – «А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая».)
Читаем пятый и шестой вопрос.
На пятый и шестой вопросы учащиеся отвечают своими словами.
При ответе детей на пятый вопрос учитель подводит их к выводу о том, что росток помог девочке справиться с болезнью. Росточек тянулся к солнцу, становился крепким, потом зацвёл. Девочка смотрела на него, радовалась, и её болезнь отступила. Учитель может предложить учащимся найти в тексте предложения, подтверждающие их ответ на этот вопрос («. Девочка могла полюбоваться зелёным ростком»; «Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже
поправлюсь. »; девочка «по утрам сама приподнималась на постели и долго сидела, любуясь своим садиком. » и др.).
Задание № 7 учебника может выполняться детьми как индивидуально, так и в парах или в группах. При фронтальной проверке правильности выполнения этого задания проводится работа над главной мыслью сказки. Для этого задаются вопросы:
– Что говорили об окружающем мире горошины, когда они ещё сидели вместе в стручке? (Все горошины воспринимали окружающий мир одинаково: то он зелёный, то жёлтый.)
– Как сложилась судьба каждой из горошин? Что случилось с той, которая хотела улететь на солнце? Почему, сидя в канаве, она продолжала утверждать: «Я самая замечательная из всех пяти!»? (Горошина была глупой и хвастливой.)
– Какая горошина на самом деле оказалась самой замечательной? Почему?
– Каков смысл прочитанной сказки? (Если иметь в виду людей, а не горошины, то из этой истории можно сделать вывод: настоящий человек – это тот, кто помогает другим людям, доставляет им радость, спасает их.)
Давайте, ребята, выскажем своё мнение о нашей работе.
Какое настроение у вас сейчас
Заполним квадрат настроения
— синий цвет – плохое настроение.
(после построения квадрата настроения учитель подводит итог: какой цвет преобладает – такое и общее настроение.)
— Я думаю, что вы были очень эмоциональны, выразительны, смогли представить в своём воображении то, что Андерсен рассказал в своей сказке.
8.Подведение итогов урока.
Чему учит сказка? (приносить людям пользу)
Почему именно эта сказка помещена в раздел «Жизнь дана на добрые дела»?
Домашнее задание перечитать сказку, рассказать сказку от лица пятой, последней, горошины. Подготовить чтение разговора матери и дочери по ролям (с.104-105).
План- конспект урока по литературному чтению Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Урок по литературному чтению в 4 классе по программе «Перспектива» по теме Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока по литературному чтению Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»»
Тема: Х.-К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка».
Цель урока: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.
Тип урока: открытия нового знания.
Методическое обеспечение: портрет писателя, учебники, сказки Андерсена(выставка книг), выставка детских рисунков по сказкам Андерсена, презентация, иллюстрации к сказкам по частям.
I Организационный момент.
— Проверьте, пожалуйста, как вы подготовились к уроку, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
II Речевая разминка. (на партах листочки со стихотворением)
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай –
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что–то новое, дружок,
Сейчас о них узнаем.
— У вас на столе лежат листочки со стихотворением. Прочитайте его все вместе шепотом.
— Какие чувства, мысли, желания возникли у вас, прочитав стихотворение?
— В ходе речевой разминки мы прочитали стихотворение, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (о сказках)
— Почему нужно читать сказки?
( Сказка помогает увидеть добро и зло, она заставляет нас смеяться и плакать, учит нас задумываться о своих поступках, быть добрыми, смелыми, заботиться о других)
III Актуализация знаний.
— Ребята, а что такое сказка?
— На какие две группы можно разделить сказки?
( народные и авторские или литературные)
— А что такое литературная сказка?
( художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок, это повествовательный жанр с волшебно – фантастическим сюжетом, с персонажами реальными или вымышленными, с действительностью реальной или сказочной)
— На какие виды делятся сказки? (бытовые, волшебные, сказки о животных)
— Какие признаки сказки вы знаете? Как строится сказка? (зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, добро побеждает зло, концовка)
— Какие средства выразительности часто используют в сказках? (метафора, эпитет, олицетворение)
IV Подготовка к усвоению новых знаний.
— Давайте поиграем в игру «Найди лишнюю сказку»
1 слайд – Все сказки- авторские, одна- народная.
2 слайд— все сказки о животных, одна- волшебная
3 слайд – все сказки русских писателей, одна- зарубежная. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
4 слайд – все сказки- Андерсена, одна- Ш. Перро «Спящая красавица»
— С каким писателем мы с вами будем знакомиться? (С Г.Х. Андерсеном)
— Определите тему и задачи урока. (Продолжить знакомство с творчеством Андерсена и познакомиться с новой авторской сказкой)
В маленькой стране Дании в крошечном городке Оденсе, 2 апреля 1805 года родился Г.Х.Андерсен. Отец его был бедный башмачник, а мать прачкой. Семья жила бедно. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их.
Когда Гансу было 14 лет, умер его отец. Ему пришлось пойти на швейную фабрику. В 1819 г. он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлек не актерский талант, а писательский дар Андерсена. Перу Андерсена принадлежат 168 сказок, они переведены более чем на 100 языков. Андерсен прожил сложную жизнь, много путешествовал,
был любим датской публикой.
— Что вы можете сказать о сказках Андерсена? Какую особенность сказок Андерсена вы заметили?
Он обладал талантом наделять каждый предмет домашней утвари, каждое животное и птицу своей собственной и ни на какую другую не похожей жизнью, характером, манерами, капризами и слабостями. Соломинка, калоши, чайник, штопальная игла и крахмальный воротничок, каких только героев мы не встречаем на страницах сказок великого Андерсена!
— Большую часть сказок Андерсена создавала сама жизнь. Андерсен писал: «Как раз из действительности и вырастает самая удивительная сказка»
— С одной из них мы сейчас и познакомимся.
А до этого давайте пригласим героя сказки Андерсена, для этого вы должны отгадать загадку.
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
Она будет за нами наблюдать.
С какой же сказкой Андерсена мы будем знакомиться? Отгадайте загадку.
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
— Что было задано на дом? (Прочитать сказку)
— Какие чувства вы испытывали, прочитав эту сказку? (волнение, тревогу, грусть)
— За каких героев вы переживали и почему?
V Открытие новых знаний.
1) Повторное чтение и работа над содержанием.
— Прочитаем начало сказки. (Чтение по цепочке)
— Какие непонятные слова встретились? Подберите синонимы.
Приноравливались – приспосабливаться к чему-либо, устраиваться.
— О чем эта сказка? (о жизни пяти горошин)
— Как называется дом, в котором жили горошины? (стручок)
— Как вы думаете, почему автор дал такое название сказке?
(все горошины жили в одном стручке)
— А похожи ли они друг на друга?
— Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история?
(думали, сидели, приноравливались, это – олицетворение)
— Что думали об окружающем мире горошины, сидя в стручке?
— Что нужно растениям для жизни?
(как хорошо и уютно, тепло и светло)
— Как вы думаете, почему горошины захотели все – таки что-то предпринять? (им было тесно, «они росли и росли», они хотели увидеть мир вне стручка, как и все дети, они любознательные)
— Как вы понимаете смысл слов «сдается нам»? (кажется)
— О чем переживали горошины, что они предчувствовали?
— Как меняется мир стручка, найдите слова в тексте? («Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел, весь мир желтеет»)
— Почему меняется мир стручка?
— О чем мечтали горошины? (чтобы их поскорее выпустили на волю, увидеть мир, у всех была своя цель и только одна сказала: «будь, что будет»)
— Что стало причиной путешествия горошин по свету?
Бузина – кустарник с черными или красными ягодами.
— Что говорила каждая горошина, вылетая в свет?
– Чем отличались горошинки? (характерами)
Давайте вместе с вами составим таблицу о судьбе горошин, что они хотели и что с ними стало. Что говорила каждая горошина, вылетая из трубочки?
— Лечу, куда хочу! Лови, кто может!
2)В водосточный желоб, оттуда в голубиный зоб
— А я полечу прямо на солнце!
Разбухла, собиралась лопнуть
— А мы куда придем, там и заснем!
3)Ушли не дальше, чем первая
1)Под окошко чердачной каморки
Расцвела, вылечила больную девочку
— Можно ли по этим словам узнать характер каждой горошины?
— Какие они были?(хвастливые, эгоисты, много хочет, ленивые,5- ая – скромная, надеется на судьбу)
— Куда попала 5 горошина?(под окошко чердачной каморки)
— Что такое чердак? Как вы понимаете словосочетание «чердачная каморка?
Чердак – помещение, расположенное между потолком и крышей.
Каморка – маленькая, тесная комната, чулан, находилась под самой кровлей дома и походила более на шкаф. Зимой в такой комнате было холодно, а летом очень душно.
Подённая работа – непостоянная, временная работа за определённую плату.
Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.
— Какие слова помогают нам понять, какой была женщина?
— Как вы понимаете смысл выражений «сил у нее было довольно» (она не боялась никакой работы), «охоты работать тоже не занимать стать», «из нужды она все-таки не выбивалась» (отсутствие средств на самое необходимое, бедность, нищета)
— Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка?
(она была такая худенькая, тщедушная, больная девочка, день – деньской лежала, т.е. весь день, изо дня в день)
— В каком состоянии она находилась? (« Не жила, не умирала», терпеливо, смирно лежала)
— Почему? (Мать должна была много работать, поэтому девочке приходилось целый день лежать одной.)
— Когда зародилась надежда на выздоровление? Прочитайте.
(Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол и больная девочка посмотрела в оконце)
— Какое чудо произошло? – Кем стал для девочки росток гороха?
(у девочки никого не было, мама много работала, она была одна, а теперь у нее появился свой садик, свой зеленый горошек, вместе с ним появилась вера в жизнь)
— Почему можно назвать это чудом?(это удивительно, что на крыше, в щели под окошком чердачной каморки, горошек дал ростки)
— Давайте понаблюдаем, какие изменения происходили с горошиной? Как изменялась девочка вместе с ней?
говорила будто живее
побеги росли и ползли вверх
с сияющими глазами, румяная и здоровая
— Как они относились к горошине, докажите словами автора? (бережно, с нежностью, с любовью, не могла насмотреться, «однако она подперла зеленый росток…»)
— Когда бедная женщина поверила, что ее дочь поправится, прочитайте?
(«смотри-ка, да она скоро зацветет!»)
— Какие слова помогают нам понять, что девочка захотела жить?
(«любуясь, блестели глазки, счастлива она была, нежно поцеловала, настоящий праздник»)
— Что же помогло девочке выздороветь? (горошина – это, как ангел небесный)
— Какой вы себе представляете девочку в этот праздничный для нее день? Нарисуйте ее словами.
— Кого еще сделал росток горошка счастливым?
— Какие новые слова мы встретили в этой части?
Водосточный желоб – длинное, узкое углубление, канал для стока воды, сделанный из железа.
Голубиный зоб – приспособление для хранения пищи про запас.
Раздобрела – поправиться, пополнеть.
Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.
— А другие горошины, как сложилась их судьба и почему? Прочитайте.
Лениться в жизни нельзя, ничего не добьешься, но даже она принесла маленькую пользу, накормила голубя;
Если делать, что хочу, то окажешься в канаве;
Если мечтать о несбыточном, гордиться собой, жить ради себя, то останешься навсегда один, сам с собой, горошина была хвастливой и глупой.
— Какими вы представляете горошинок?
(хвастливая, скромная, сонная, равнодушная, мечтательная)
— Как вы понимаете смысл выражения «как Иона во чреве кита»? Пророк Иона жил, вероятно, на рубеже VIII—IX веков до н. э. Упоминания о нем находим в Четвертой Книге Царств (14 глава). Иона был родом с севера Галилеи, он родился недалеко от Назарета, где 800 лет спустя родился Иисус Христос. Пророк Иона — самый древни из еврейских пророков, чье писание вошло в состав Ветхого Завета. В Книге Пророка Ионы содержатся многочисленные пророчества о судьбе Израиля.Как кит проглотил Иону?Господь повелел Ионе проповедовать в Ниневии. Иона не пожелал исполнить волю Божию и пытался укрыться на корабле. Господь, желая вразумить Иону, послал бурю. Иона понял, по какой причине разыгралась буря, и дабы спасти корабль и людей попросил корабельщиков сбросить его за борт. Буря прекратилась немедленно. По велению Господа пророка Иону проглотил кит.Иона во чреве кита.
Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи. Иона в чреве кита молился Богу и каялся в своем непослушании. Господь простил Иону и повелел киту извергнуть пророка на сушу. После этого события Иона всегда исполнял волю господню.Во чреве кита Иона не потерял присутствия духа, он уповал на Господа, и Господь снова позволил ему увидеть свет. Молитвы Ионы во чреве кита легли в основу 6-й песни канонов.
— Какая горошина, по мнению Андерсена, была самая замечательная?
— А как считаете вы? Почему?
(она сделала девочку счастливой, вдохнула в нее жизнь, у каждого должен быть свой садик, чтобы о нем заботиться)
— Что хочет сказать нам эта горошина, в чем же главный смысл сказки, чему учит сказка?
(жить, даря людям добро, улыбку, радость; жить надо ради кого-то, чтобы у человека сияли глаза; жизнь дана на добрые дела)
VII Подведение итогов.
— С какой новой сказкой мы сегодня повстречались?
— Как вы думаете, что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
— Какой вывод для себя сделали?
— Настоящий человек тот, который помогает людям, доставляет радость. Настоящее счастье – это когда ты кому-то нужен и можешь помочь.
— В каком разделе помещена сказка?
Прошло более 200 лет со дня рождения Андерсена, но и в нашем, современном мире, проблематика, которую поднимает Андерсен в своих сказках, продолжает быть актуальной. Почему?
Вывод: «Жизнь дана на добрые дела»
VIII Рефлексия.
— У вас на столах лежит горошинка, нарисуйте то состояние души, с каким вы сегодня заканчиваете урок и поднимите их вверх. Я очень рада, что урок вы заканчиваете с улыбкой.
— Закончить наш урок я хочу словами из стихотворения о добре: