Цитатный план рассказа «Теплый хлеб» Паустовского, как составить?
План рассказа «Теплый хлеб» Паустовского 5 класс.
Цитатный план «Теплый хлеб» Паустовскго.
К рассказу Паустовского «Теплый хлеб», рассказывающего историю ссоры и примирения мальчика и коня, можно составить такой цитатный план:
1.Раненый конь попадает в деревню Бережки, его приютил и вылечил местный мельник по имени Панкрат.
2.Сердитый мальчик Филька из деревни Бережки
3.Филька бьет коня, попросившего у него кусок хлебы
4.В деревне резко портится погода. Мороз заморозил колодцы и речку
5.Бабушка Фильки рассказывает историю столетней давности, когда случился такой же мороз из-за людской злобы
6.Филька бежит к Панкрату за советом
7.Сорока, жившая у Панкрата, подслушивает рассказ Фильки
8.Филька придумывает собрать деревенских ребят чтобы разбить лед на реке и запустить мельницу
9.Меняется погода, ребята и старики раскалывают лед.
10.Сорока хвастается, что это она разбудила теплый ветер и попросила его помочь людям
11.Заработала мельница, появилась мука, в деревни пекут хлеб
12.Филька угощает коня хлебом, мальчик и конь помирились
Если требуется составить план пересказа довольно объемного рассказа «Корзина с еловыми шишками», то следует сделать этот план более подробным:
Вот приблизительно такой подойдёт?
1.Царевичи выбирают жен:»
Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша»
Иван-царевич с Василисой Прекрасной воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.
Составленный мною план рассказа к сказке «Квакша», К. Паустовского.
Начался новый учебный 2018/2019 год и девятиклассники задаются вопросом где найти цитатный план по бессмертному произведению древнеруской литературы «Слово о полку Игореве».
Из поколения в поколение мы изучаем «Слово о полку Игореве» в школе и пишем цитатный план по историческому произведению.
Хочу отметить, что раньше эта поэма изучалась в 8 классе, потому что учились 10 лет.
Предлагаю учащимся вот такой цитатный план:
Урок литературы в 5-м классе по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Разделы: Литература
Сказка К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”
Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).
Всегда следует cтремиться к прекрасному.
К.Паустовский
(Схемы делаются постепенно в ходе урока)
Предварительное домашнее задание:
1) отработать выразительное чтение по тексту сказки “Теплый хлеб”,
2) повторить статью о сказках, стр. 9–10, 1 часть учебника литературы,
3) знать особенности строения сказки,
4) нарисовать иллюстрацию,
5) иметь ручки с синей и красной пастой.
1. Эмоциональная подготовка к восприятию материала.
Звучит мелодия пурги, учитель читает отрывок из сказки, где описывается пурга:
. Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни…Ревела, обезумев метель…А к ночи на деревню пал мороз.
(Звучит фантастическая мелодия из кинофильма “Твин-Пикс”.
. За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.)
– Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?
(Это отрывок из сказки “Теплый хлеб”)
– А кто автор этой сказки?
(Ее написал К.Г.Паустовский)
– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз? (Мальчик Филька обидел раненого коня).
– Совершенно верно. А как и почему это случилось и чем дело завершилось мы с вами и будем выяснять на уроке. Хорошо, ребята? (Хорошо)
– Итак, запишем тему урока и эпиграфы
(Пока дети пишут, учитель объясняет цель урока:
В ходе урока мы должны рассмотреть, как построена сказка и какие образы помогают раскрыть ее содержание. Также мы должны доказать, что наши эпиграфы соответствуют главной мысли произведения Паустовского.)
II. Работа по теме урока
– Вспомним, ребята, из каких частей обычно состоит сказка?
(Волшебные сказки состоят из 3 частей)
– Как называются эти части?
(Они называются: зачин, развитие действия и концовка)
– А в нашей сказке традиционный сказочный зачин?
(Нет, здесь не сказочный, а реалистичный зачин, но в нем говорится о том же, о чем и в сказочном: что, где и когда происходит).
– А концовка сказки “Теплый хлеб” сказочная или реалистичная?
(Она наполовину сказочная, наполовину реальная).
– Давайте вычертим схему построения сказки.
Зачин – развитие действия – концовка
– Как называется деревня, в которой происходили удивительные события?
– Как звали раненого коня, оставленного на лечение в деревне?
(Коня звали Мальчик).
– В какой части сказки мы об этом узнали?
(В конце сказки, стр. 11).
– Обозначим круг персонажей сказки
(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).
– Как вы думаете, кто из них главный герой и почему? Кто из них вовлечен во все действия, без кого не состоялось бы действие сказки?
(Конь? Панкрат? Филька?)
– Да, это Филька, именно он виновник конфликта, всей интрии.
Начнем строить схему системы образов нашей сказки.
Значит, мы определили главного героя, он у нас будет в центре схемы, а все остальные персонажи – вокруг него. Теперь будем внимательно двигаться по содержанию сказки, рассматривая и оценивая поступки Фильки и черты его характера.
– Кто же такой Филька, дадим ему характеристику (стр. 4–5, внизу).
– Почему он жил с бабкой?
– Почему Филька такой злой, недоверчивый?
(Мало видел добра, не доверял людям)
– Как случилось, что он обидел коня?
(Ел дома хлеб с солью, а конь ему помешал, да еще губами потянулся к хлебу, наверное, испачкал его)
– Как Филька назвал коня в злобе?
– Что такое “Христарадник”?
(Человек, который просит подаяние Христа ради)
– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?
(К самому близкому человеку – бабке)
– Чем помогла Фильке бабка?
(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату)
– Опишите мельника Панкрата.
(стр. 4, второй абзац Скорый на работу, сердитый старик, которого ребята считали колдуном, он-то и кормил по мере сил коня)
– Чем помог мельник Панкрат Фильке?
(Обозначил границы беды – спасти людей от стужи и заставил мальчика думать и придумать как освободить воду из подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)
– Прочитаем диалог Фильки с Панкратом.
(стр. 8, сверху “Брось реветь…”)
– Что же придумал Филька?
(Решил собрать ребят в деревне и прорубить лед в реке, чтобы освободить воду для мельницы)
– Кого еще на помощь ребятам позвал старый Панкрат?
(Он созвал стариков в деревне)
– Ребята, а мы всех помощников Фильки назвали? Не забывайте, что у нас сказка и в ней должны быть волшебные помощники, и кто же это?
(Это сорока и летний ветер)
– Как сорока помогла мальчику?
(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло)
– А что сделал теплый ветер?
(Он принес в деревню оттепель и этим помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)
– Каков же результат взаимодействия всех помощников?
(Они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба)
– Вот мы с вами и подошли к эпиграфам урока. Выполнил ли Филька свой долг, сумел ли исправить свою ошибку?
(Да, Филька сумел ошибиться, но потом сумел исправить свою ошибку)
– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, а значит – он приблизился к прекрасному.
– Но сказка на этом не закончилась. Прочитаем о том, как Филька помирился с конем (стр. 11).
(В класс заносят каравай хлеба и раздают по кусочкам всем детям.)
– Ребята, Филька и про нас не забыл, прислал и нам хлеб с солью. Полакомимся и сделаем спортпаузу.
– Внимание! Наша схема на радостях превратилась в цветок жизни. Дорисуем ее.
Ребята дорисовывают схему и отвечают на вопрос: Чему же учит сказка паустовского?
(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку.) Так и сделал герой сказки – Филька.)
– А ведь при первой встречи с Панкратом, вспомните, ребята, как мельник назвал Фильку?
(Он назвал Фильку бессмысленным гражданином)
– А как можно назвать Фильку в конце сказки?
(Честным человеком. Хорошим человеком. Настоящим гражданином)
– А что ж такое гражданин?
(“Отечества достойный сын”)
– Почему сказка называется “Теплый хлеб”?
(Потому что хлеб издавна главная пища крестьян, он всему голова, Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое человеческое достоинство.)
– Поэтому, ребята, мне кажется, что мы можем выделить в этой сказке еще один образ – образ хлеба. А Паустовский важность хлеба подчеркнул в названии своего произведения.
III. Творческое задание
– Теперь последнее задание.
– Мы с вами, ребята, попробуем написать речь сороки, которая сумела найти такие особенные слова, которые разбудили спящий ветер и заставили его прилететь в северную деревню и помочь людям. Что же могла сказать сорока ветру? Не забудьте, что сорока – сказочный герой и речь у нее должна быть народной.
Ветер-ветрушко! Проснись, батюшка!
Я сорока-белобока, прилетела из далека,
Не присела я нигде, принесла весть о беде.
Помоги мороз осилить,
Речку ото льда откинуть,
Людям мельницу пустить,
Хлеба мягкого вкусить!
Учитель собирает рисунки учащихся и делает из них выставку.
IV. Домашнее задание.
– А дома вы, ребята, продолжите свое творчество и напишете речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.
Как составить план к рассказу «Теплый хлеб» К. Г. Паустовского?
Как написать план по прочитанному рассказу «Теплый хлеб» К. Г. Паустовского для дальнейшего пересказа?
План пересказа к рассказу Константина Паустовского «Теплый хлеб»:
План к рассказу К.Паустовского «Теплый хлеб»:
Можно составить следующий план к рассказу «Теплый хлеб» Паустовского:
Добрый и хороший рассказ. Он повествует читателям о дружбе мальчика Фильки и коня.
Вначале Филька обидел его, но ближе к концу повествования они мирятся.
План можно составить такой:
План к сказке «Теплый хлеб» для пересказа. Если вы не читали эту поучительную сказку, то найдите время для ее прочтения)
Написать же план можно так:
1). Раненый конь остался жить у мельника Панкрата.
2). Коня кормили всей деревней.
3). В этой же деревне жил у бабки мальчик Филька.
4). Зима была теплая.
5). Конь подошел к дому Фильки.
6). Филька бьет коня и бросает хлеб далеко в снег.
7). Началась внезапно метель и сильный мороз.
8). Бабка рассказывает Фильке историю о злобе людской.
9). Филька бежит к Мельнику и признается, что обидел коня.
10). Филька организует ребят на колку льда для работы мельницы.
11). Изменение погоды.
12). Мальчик угощает коня теплым хлебом.
13). Примерение Фильки и коня.
План можно составить такой на это произведение Паустовского
Паустовский, создал очень мудрую сказку-притчу, в которой рассказывается о том, как мальчик обидел коня, который был по сути кормильцем деревни, так как с его помощью, удалось нормализовать производство хлеба. В итоге, у паренька Фильки, наступило раскаяние и в нем, вся фабула данного произведения.
Константин Паустовский и его рассказ » Теплый хлеб «.
Спасибо Константину Паустовскому за его прекрасные рассказы о живой природе, которые полны глубоко смысла и народной мудрости и учат наших детей добру, милосердию и любви к природе, животным и друг другу.
В принципе, можно составить такой план к рассказу «тёплый хлеб» Паустовского.
История коня, как конь оказался в деревне у мельника.
Забота жителей деревни о коне.
Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя».
Филька обижает коня.
Морозы и отсутствие хлеба.
Рассказ Филькиной бабушки, муки совести Фильки.
Филька даёт коню тёплый хлеб.Примирение.
План к пересказу для рассказа Александра Куприна «Барбос и Жулька»
Помню в детстве мне очень понравился этот трогательный рассказ Александра Куприна и потому составить план пересказа для него было очень интересно:
Писательница Валентина Осеева больше всего известна своей повестью «Васек Трубачев», но и среди ее небольших рассказов попадаются настоящие жемчужины. Один из самых ее красивых рассказов «Волшебное слово». Вот краткий план для его пересказа:
План для пересказа к рассказу Александра Куприна «Белый пудель»
Рассказ писателя Льва Толстого «Как вор сам себя выдал» имеет подзаголовок Быль и представляет собой небольшую историю, про незадачливого воришку. Для его пересказа подойдет такой небольшой план, но ведь и сам рассказ очень маленький, совсем не похожий на роман «Анна Каренина» и тем более на «Войну и мир»: