План сказки теплый хлеб паустовский 5 класс

Сказки

Цитатный план рассказа «Теплый хлеб» Паустовского, как составить?

План рассказа «Теплый хлеб» Паустовского 5 класс.

Цитатный план «Теплый хлеб» Паустовскго.

К рассказу Паустовского «Теплый хлеб», рассказывающего историю ссоры и примирения мальчика и коня, можно составить такой цитатный план:

1.Раненый конь попадает в деревню Бережки, его приютил и вылечил местный мельник по имени Панкрат.

2.Сердитый мальчик Филька из деревни Бережки

3.Филька бьет коня, попросившего у него кусок хлебы

4.В деревне резко портится погода. Мороз заморозил колодцы и речку

5.Бабушка Фильки рассказывает историю столетней давности, когда случился такой же мороз из-за людской злобы

6.Филька бежит к Панкрату за советом

7.Сорока, жившая у Панкрата, подслушивает рассказ Фильки

8.Филька придумывает собрать деревенских ребят чтобы разбить лед на реке и запустить мельницу

9.Меняется погода, ребята и старики раскалывают лед.

10.Сорока хвастается, что это она разбудила теплый ветер и попросила его помочь людям

11.Заработала мельница, появилась мука, в деревни пекут хлеб

12.Филька угощает коня хлебом, мальчик и конь помирились

Если требуется составить план пересказа довольно объемного рассказа «Корзина с еловыми шишками», то следует сделать этот план более подробным:

Вот приблизительно такой подойдёт?

1.Царевичи выбирают жен:»

Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша»

Иван-царевич с Василисой Прекрасной воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.

Составленный мною план рассказа к сказке «Квакша», К. Паустовского.

Начался новый учебный 2018/2019 год и девятиклассники задаются вопросом где найти цитатный план по бессмертному произведению древнеруской литературы «Слово о полку Игореве».

Из поколения в поколение мы изучаем «Слово о полку Игореве» в школе и пишем цитатный план по историческому произведению.

Хочу отметить, что раньше эта поэма изучалась в 8 классе, потому что учились 10 лет.

Предлагаю учащимся вот такой цитатный план:

Источник

Урок литературы в 5-м классе по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Разделы: Литература

Сказка К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”

Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).

Всегда следует cтремиться к прекрасному.
К.Паустовский

(Схемы делаются постепенно в ходе урока)

Предварительное домашнее задание:

1) отработать выразительное чтение по тексту сказки “Теплый хлеб”,
2) повторить статью о сказках, стр. 9–10, 1 часть учебника литературы,
3) знать особенности строения сказки,
4) нарисовать иллюстрацию,
5) иметь ручки с синей и красной пастой.

1. Эмоциональная подготовка к восприятию материала.

Звучит мелодия пурги, учитель читает отрывок из сказки, где описывается пурга:

. Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни…Ревела, обезумев метель…А к ночи на деревню пал мороз.

(Звучит фантастическая мелодия из кинофильма “Твин-Пикс”.

. За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.)

– Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?

Читайте также:  Проверочная работа по сказке пушкина о рыбаке и рыбке для 2 класса

(Это отрывок из сказки “Теплый хлеб”)

– А кто автор этой сказки?

(Ее написал К.Г.Паустовский)

– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз? (Мальчик Филька обидел раненого коня).

– Совершенно верно. А как и почему это случилось и чем дело завершилось мы с вами и будем выяснять на уроке. Хорошо, ребята? (Хорошо)

– Итак, запишем тему урока и эпиграфы

(Пока дети пишут, учитель объясняет цель урока:

В ходе урока мы должны рассмотреть, как построена сказка и какие образы помогают раскрыть ее содержание. Также мы должны доказать, что наши эпиграфы соответствуют главной мысли произведения Паустовского.)

II. Работа по теме урока

– Вспомним, ребята, из каких частей обычно состоит сказка?

(Волшебные сказки состоят из 3 частей)

– Как называются эти части?

(Они называются: зачин, развитие действия и концовка)

– А в нашей сказке традиционный сказочный зачин?

(Нет, здесь не сказочный, а реалистичный зачин, но в нем говорится о том же, о чем и в сказочном: что, где и когда происходит).

– А концовка сказки “Теплый хлеб” сказочная или реалистичная?

(Она наполовину сказочная, наполовину реальная).

– Давайте вычертим схему построения сказки.

Зачин – развитие действия – концовка

– Как называется деревня, в которой происходили удивительные события?

– Как звали раненого коня, оставленного на лечение в деревне?

(Коня звали Мальчик).

– В какой части сказки мы об этом узнали?

(В конце сказки, стр. 11).

– Обозначим круг персонажей сказки

(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).

– Как вы думаете, кто из них главный герой и почему? Кто из них вовлечен во все действия, без кого не состоялось бы действие сказки?

(Конь? Панкрат? Филька?)

– Да, это Филька, именно он виновник конфликта, всей интрии.

Начнем строить схему системы образов нашей сказки.

Значит, мы определили главного героя, он у нас будет в центре схемы, а все остальные персонажи – вокруг него. Теперь будем внимательно двигаться по содержанию сказки, рассматривая и оценивая поступки Фильки и черты его характера.

– Кто же такой Филька, дадим ему характеристику (стр. 4–5, внизу).

– Почему он жил с бабкой?

– Почему Филька такой злой, недоверчивый?

(Мало видел добра, не доверял людям)

– Как случилось, что он обидел коня?

(Ел дома хлеб с солью, а конь ему помешал, да еще губами потянулся к хлебу, наверное, испачкал его)

– Как Филька назвал коня в злобе?

– Что такое “Христарадник”?

(Человек, который просит подаяние Христа ради)

– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?

(К самому близкому человеку – бабке)

– Чем помогла Фильке бабка?

(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату)

– Опишите мельника Панкрата.

(стр. 4, второй абзац Скорый на работу, сердитый старик, которого ребята считали колдуном, он-то и кормил по мере сил коня)

– Чем помог мельник Панкрат Фильке?

(Обозначил границы беды – спасти людей от стужи и заставил мальчика думать и придумать как освободить воду из подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)

Читайте также:  Сказки матершинные на новый лад

– Прочитаем диалог Фильки с Панкратом.

(стр. 8, сверху “Брось реветь…”)

– Что же придумал Филька?

(Решил собрать ребят в деревне и прорубить лед в реке, чтобы освободить воду для мельницы)

– Кого еще на помощь ребятам позвал старый Панкрат?

(Он созвал стариков в деревне)

– Ребята, а мы всех помощников Фильки назвали? Не забывайте, что у нас сказка и в ней должны быть волшебные помощники, и кто же это?

(Это сорока и летний ветер)

– Как сорока помогла мальчику?

(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло)

– А что сделал теплый ветер?

(Он принес в деревню оттепель и этим помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)

– Каков же результат взаимодействия всех помощников?

(Они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба)

– Вот мы с вами и подошли к эпиграфам урока. Выполнил ли Филька свой долг, сумел ли исправить свою ошибку?

(Да, Филька сумел ошибиться, но потом сумел исправить свою ошибку)

– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, а значит – он приблизился к прекрасному.

– Но сказка на этом не закончилась. Прочитаем о том, как Филька помирился с конем (стр. 11).

(В класс заносят каравай хлеба и раздают по кусочкам всем детям.)

– Ребята, Филька и про нас не забыл, прислал и нам хлеб с солью. Полакомимся и сделаем спортпаузу.

– Внимание! Наша схема на радостях превратилась в цветок жизни. Дорисуем ее.

Ребята дорисовывают схему и отвечают на вопрос: Чему же учит сказка паустовского?

(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку.) Так и сделал герой сказки – Филька.)

– А ведь при первой встречи с Панкратом, вспомните, ребята, как мельник назвал Фильку?

(Он назвал Фильку бессмысленным гражданином)

– А как можно назвать Фильку в конце сказки?

(Честным человеком. Хорошим человеком. Настоящим гражданином)

– А что ж такое гражданин?

(“Отечества достойный сын”)

– Почему сказка называется “Теплый хлеб”?

(Потому что хлеб издавна главная пища крестьян, он всему голова, Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое человеческое достоинство.)

– Поэтому, ребята, мне кажется, что мы можем выделить в этой сказке еще один образ – образ хлеба. А Паустовский важность хлеба подчеркнул в названии своего произведения.

III. Творческое задание

– Теперь последнее задание.

– Мы с вами, ребята, попробуем написать речь сороки, которая сумела найти такие особенные слова, которые разбудили спящий ветер и заставили его прилететь в северную деревню и помочь людям. Что же могла сказать сорока ветру? Не забудьте, что сорока – сказочный герой и речь у нее должна быть народной.

Ветер-ветрушко! Проснись, батюшка!
Я сорока-белобока, прилетела из далека,
Не присела я нигде, принесла весть о беде.
Помоги мороз осилить,
Речку ото льда откинуть,
Людям мельницу пустить,
Хлеба мягкого вкусить!

Учитель собирает рисунки учащихся и делает из них выставку.

Читайте также:  Рассказ по картине на английском языке с переводом

IV. Домашнее задание.

– А дома вы, ребята, продолжите свое творчество и напишете речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.

Источник

Как составить план к рассказу «Теплый хлеб» К. Г. Паустовского?

Как написать план по прочитанному рассказу «Теплый хлеб» К. Г. Паустовского для дальнейшего пересказа?

План пересказа к рассказу Константина Паустовского «Теплый хлеб»:

План к рассказу К.Паустовского «Теплый хлеб»:

Можно составить следующий план к рассказу «Теплый хлеб» Паустовского:

Добрый и хороший рассказ. Он повествует читателям о дружбе мальчика Фильки и коня.

Вначале Филька обидел его, но ближе к концу повествования они мирятся.

План можно составить такой:

План к сказке «Теплый хлеб» для пересказа. Если вы не читали эту поучительную сказку, то найдите время для ее прочтения)

Написать же план можно так:

1). Раненый конь остался жить у мельника Панкрата.

2). Коня кормили всей деревней.

3). В этой же деревне жил у бабки мальчик Филька.

4). Зима была теплая.

5). Конь подошел к дому Фильки.

6). Филька бьет коня и бросает хлеб далеко в снег.

7). Началась внезапно метель и сильный мороз.

8). Бабка рассказывает Фильке историю о злобе людской.

9). Филька бежит к Мельнику и признается, что обидел коня.

10). Филька организует ребят на колку льда для работы мельницы.

11). Изменение погоды.

12). Мальчик угощает коня теплым хлебом.

13). Примерение Фильки и коня.

План можно составить такой на это произведение Паустовского

Паустовский, создал очень мудрую сказку-притчу, в которой рассказывается о том, как мальчик обидел коня, который был по сути кормильцем деревни, так как с его помощью, удалось нормализовать производство хлеба. В итоге, у паренька Фильки, наступило раскаяние и в нем, вся фабула данного произведения.

Константин Паустовский и его рассказ » Теплый хлеб «.

Спасибо Константину Паустовскому за его прекрасные рассказы о живой природе, которые полны глубоко смысла и народной мудрости и учат наших детей добру, милосердию и любви к природе, животным и друг другу.

В принципе, можно составить такой план к рассказу «тёплый хлеб» Паустовского.

История коня, как конь оказался в деревне у мельника.

Забота жителей деревни о коне.

Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя».

Филька обижает коня.

Морозы и отсутствие хлеба.

Рассказ Филькиной бабушки, муки совести Фильки.

Филька даёт коню тёплый хлеб.Примирение.

План к пересказу для рассказа Александра Куприна «Барбос и Жулька»

Помню в детстве мне очень понравился этот трогательный рассказ Александра Куприна и потому составить план пересказа для него было очень интересно:

Писательница Валентина Осеева больше всего известна своей повестью «Васек Трубачев», но и среди ее небольших рассказов попадаются настоящие жемчужины. Один из самых ее красивых рассказов «Волшебное слово». Вот краткий план для его пересказа:

План для пересказа к рассказу Александра Куприна «Белый пудель»

Рассказ писателя Льва Толстого «Как вор сам себя выдал» имеет подзаголовок Быль и представляет собой небольшую историю, про незадачливого воришку. Для его пересказа подойдет такой небольшой план, но ведь и сам рассказ очень маленький, совсем не похожий на роман «Анна Каренина» и тем более на «Войну и мир»:

Источник

Познавательное и интересное