Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»
Санникова Татьяна
Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»
конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему:
“составление рассказов по картинам”
цель:учить детей связно составлять сюжетный рассказ по картине,соблюдая последственность,точность и выразительность.
обучающие:учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением,подбирать определения,составлять словосочетания,подбирать антонимы,развивать интонационную выразительность речи
воспитывающие:способствовать возникновению положительных эмоций,желание общаться,формировать нравственные качества.
развивающие:побуждать детей к речевой активности,расширять,активизировать словарный запас ребенка,формировать навыки совместной учебной деятельности.
предварительная работа:рассматривание картин с изображением диких животных,составление рассказов по ним,беседы о жизни и повадках диких животных,чтение русских народных сказок о животных,проведение дидактических игр.
демонстрационный материал:картины с дикими животными.
Ход занятия:
орг момент. (приветствие с гостями)
ребята,мы с вами уже много разучились составлять рассказы по картинам. сегодня я предлагаю вам самостоятельно выбрать ту картину,про которую хотите составить свой рассказ. но прежде давайте вспомним,как мы составляем рассказ?
ответы детей:(нужно составить план,озаглавить свой рассказ,можно рассказать о детеныш., можно назвать части суток,описать животное,назвать жилища,чем питаются,описать время года и т. д.)
(на доске вывешены картины диких животных с детенышами,выходит ребенок,выбирает картину,но не показывает ее,детки должны угадать картину по загаданной загадки)
хвост пушистый бережет
и зверюшек стережет.
(мою картину я назову “лисонька с детками”.лисичка-мама вывела своих деток-лисят на прогулку. лисичка пушистая,рыжая,красивая,хитрая. она заботится о своих детках. они играют возле своей мамы,кувыркаются на травке,играют с мышкой. лиса-это дикое животное,питается мышками,птицами,зайчиками. у лисички вытянутая мордочка,ушки заостренные,узкие глазки и пушистый рыжий хвост. чем опасна лиса для человека? (может укусить и заразить человека бешенством)
чем полезна лиса (истребляет грызунов-мышей,сусликов,кротов)
обратите внимание на красоту леса (лес очень красивый,густой,в нем много деревьев,кустарников,цветов)обратите внимание,как лиса слушает шорохи леса. почему?
давайте и мы послушаем эту красоту (включается музыка “шорохи леса”)
почему лису называют хитрой?
в каких сказках можно ее встретить(“колобок”,”лиса и волк”,”лиса и медведь”,”заюшкина избушка”,”теремок”и т. д.)а какими словами в сказках называют лису (хитрая,ловкая,плутовка,патрикеевна)
восп:давайте я расскажу откуда пришло такое название. (патрикеевна)оказывается давным-давно на руси жил такой князь по имени патрикей,который прославился своей хитростью и изворотливостью. а так как у нас лисонька очень хитра,к ней и прикрепилось это прозвище-лиса патрикеевна.
пожалуйста,кто еще желает составить свой рассказ (выходит ребенок и выберает картину)
он живет в лесу по ямкой
носит острые иголки
ходит-бродит вдоль дорожек
весь колючий братец (ежик)
(выслушивается рассказ ребенка)
восп:оказывается ежи,как и медведи впадают в спячку. поэтому никаких припасов им не нужно. они сворачиваются клубочком,находят местечко под корягой и спят до весны. у ежей от2-10000 иголок,которые обновляютс каждые 3 года,36 зубов,которые выпадают к старости. ежи хорошие охотники (хищники,помощники садовникам (уничтожают слизней,червяков,улиток,гусениц.)им не страшны даже змеи. у ежей иммунитет на яды.
солнце спит и небо спит
даже ветер не шумит
рано утром солнце встало
все лучи свои послало.
вдруг повеял ветерок,
небо тучей заволок.
и деревья раскачал
дождь по крышам застучал
барабанит дождь по крыше
солнце клонится все ниже.
вот и спряталось за тучи
ни один не виден лучик
достаем руками пол.
и теперь конец разминке.
восп:кто желает составить свой рассказ (выходит ребенок,выбирает картину)
“комочек пуха,длинное ухо
прыгает ловко,любит морковку”
(рассказ ребенка)
восп:оказывается есть среди зайцев такие,которые могут себе рыть норы глубиной до 3 метров. и не просто норы,а многоквартирные дома. есть комнаты для малышей,и есть комнаты для взрослых животных.
восп:ребята,мы составили несколько рассказов по картинам. давайте внимательно на них еще раз посмотрим и скажем чем они похожи (дикий лес,все животные с детенышами,все покрыты шерстью и т. д.) чем отличаются (частью суток,не все хищники,и т. д.)
вед:молодцы,ребята,справились с заданием. теперь предлагаю поиграть (проводится дид. игра. я задам вопрос,а вы мне на него ответите)
солнце (какое)желтое,круглое,блестящее и т. д.
дерево (какое)высокое,ветвистое,и т. д.
восп:ребята,давайте наши рассказы запечатлим на бумаге. (на столах у ребят уже вырезанные фигурки животных,деревьев,солнышка,облаков,травки,большой лист бумаги. ребята выкладывают их на лист бумаги,составляя картину,коллективная работа. одна картина за одним столом)
восп:,работы вывешиваются на доску,благодарим деток и гостей.
Конспект комплексного итогового занятия за III квартал по развитию речи с элементами аппликации во второй младшей группе Комплексное итоговое занятие за III квартал по развитию речи с элементами аппликации во второй младшей группе «И гости к Кате на день рождения!».
Конспект комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе «Дорожка для машины» Цель: познакомить детей с машиной, создать положительный настрой детей, вызвать у детей интерес к действиям с карандашами. Образовательная.
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.
Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.
Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».
Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.
Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по сюжетной картине»
Астафьева Гузель
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по сюжетной картине»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа по сюжетной картине»
Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.
Задачи: учить детей рассматривать картину, правильно отвечать на вопросы; формировать грамматически правильную речь, активизировать словарь; упражнять детей в правильном употреблении творительного падежа и в подборе синонимов; развивать способность придумывать события предшествующие и последующие;развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.Оборудование: сюжетная картина «Мы дежурим»; предметные картинкиПредварительная работа: игры «Слова-друзья» (подбор синонимов); «Что изменилось», «Четвертый лишний».
Дружат в нашей групппе
Девочки и мальчики. А мы с тобой подружим Маленькие пальчики. 1,2,3,4,5. Начинай считать опять. 1,2.3.4,5. Мы закончили считать.
Сядет тот, кто подберет к слову работать, близкое по значению слово. Работать, значит, что делать? (трудиться, заниматься).К слову общаться? (разговаривать, беседовать,болтать).К слову ребята? (детвора, дети)
— Какие еще цветы вы видите на картине? Назовите их? Расскажите о Наде. Что вы можете сказать о ней? Какая она? (аккуратная, старательная). Какой предмет, изображенный на картине, нам говорит об этом.
Глядя на эту картину, можно ли определить время года? Какие объекты нам говорят об этом? (одежда, деревья за окном, календарь природы).
3. Игра «1, 2, 3»Педагог показывает картинки, которые нужно запомнить и назвать в том же порядке.
4. Динамическая пауза.
На могучем тополе Дружно почки лопнули. И из каждой почки Выросли листочки Развернулись трубочки, Распустились юбочки. Покрутились,улыбнулись И сказали: «Мы проснулись!»
5. Игра на развитие внимания и логического мышления. Педагог предлагает послушать ряд слов и выбрать лишнее и объяснить свой выбор. Фикус, пеларгония, традесканция, тюльпаны. Окунь, судак, щука, гуппи Стол, стул, тумбочка, окно. Вася, Надя, Маша, Сидоров.
7. Итог занятия. Что понравилось на занятии? Чему научились?
Примерное перспективное планирование НЕДЕЛЯ: «День знаний» Месяц НОД ТЕМА. ЦЕЛИ СЕНТЯБРЬ Познание (ФЭМП) Счет и сравнение Закреплять умение сравнивать два предмета по двум.
Составление сюжетного рассказа по картине (подготовительная группа)
Леонила Шидловская
Составление сюжетного рассказа по картине (подготовительная группа)
УЧИТЬ СОСТАВЛЯТЬ СЮЖЕТНЫЙ РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ; РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИДУМЫВАТЬ СОБЫТИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ИЗОБРАЖЕННЫМ И СЛЕДУЮЩИЕ ЗА НИМИ.
УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В ПРАВИЛЬНОМ НАЗЫВАНИИ ДЕТЕНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
УПРАЖНЯТЬ В ПОДБОРЕ СРАВНЕНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ К ЗАДАННОМУ СЛОВУ, А ТАКЖЕ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ.
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ.
УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ,ЗВУКОВ Р И Л.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: КАРТИНКИ :БЕЛКА С БЕЛЬЧАТАМИ,ЛИСА
С ЛИСЯТАМИ, МЕДВЕДЬ С МЕДВЕЖАТАМИ, ВОЛК С ВОЛЧАТАМИ, ЗАЯЦ С ЗАЙЧАТАМИ, ЕЖ С ЕЖАТАМИ; СЕМЕЙКА ЗАЙЦЕВ (ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАСТРОЕНИЯ); КАРТИНА «ЗАЙКИ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ».
Ход ЗАНЯТИЯ:
Проводится артикуляционная гимнастика (для закрепления произношения звуков р и л).
Ребята послушайте загадку:
Хвост пушистою трубой
Вам знаком зверек такой,
По деревьям может лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. (белка)
— Как называют детенышей у белки (бельчата).
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто у кого». Для этого надо вспомнить, как зовут детенышей животных (показ слайдов с изображением животных). Я называю животное – вы детеныша или детенышей, если я скажу много или несколько.
Например: лиса – лисенок, у лисы – лисята, много лисят; медведь (медвежонок, у медведицы – медвежата, много медвежат; волк (волчонок, у волчицы – волчата, много волчат; заяц (зайчонок, у зайчихи много зайчат.
На столе фигурки зайчат, которые отображают разное настроение.
— Какими словами моно сказать о них?
— Какие они (пушистые, мягкие, ушастые, белые?
— А с чем можно сравнить их? На что они похожи (белые как снег, пушистые как вата, как снежок, как пушок).
Погулял зайчонок в лесу и поскакал к маме. Веселый. Настроение у него хорошее.
— Как можно сказать про такого зайчика? Подберите к слову веселый слова близкие по значению, по смыслу.
— Так какой был зайчик (довольный, бодрый, шустренький, радостный?
А если он был радостный, то он не просто скакал, а … (несся, мчался).
А второй братец зайки прискакал домой невеселый, его обидели.
— Скажите про этого зайчика, какой он? К слову веселый подберите противоположные слова по значению и смыслу. Так каким был второй зайчик (грустный, печальный, огорченный, испуганный?
— А если зайчик был грустный, то он домой не скакал, а (тащился, плелся, брел).
Физкультминутка: показ действий, как зайка домой скакал, плелся, тащился, мчался и т. д.
Ребята, а сейчас рассмотрите картину и придумайте рассказ. Подумайте, что сначала могло произойти с персонажами. Затем расскажите, что изображено на картине, а потом придумайте, чем все закончилось. Рассказ должен быть коротким и обязательно завершенным.
Подведя итоги, следует отметить детям, какой рассказ больше всех понравился и почему.
Конспект НОД по развитию речи «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек» (подготовительная к школе группа) Задачи:Учить составлять сюжетный рассказ и давать описание и характеристику персонажей. Продолжать работу по составлению предложений из набора.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление сюжетного рассказа по ролям» с проблемной ситуацией Цель: развивать диалогическую речь Задачи: обучающие: активизировать в речи слова детей, обозначающие качества и действия предметов, учить.
Конспект занятия по развитию речи для детей 3–5 лет «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» Задачи: — связная речь: побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек; — словарь и грамматика: учить правильно использовать.
Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.
Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.
Составление рассказа по картине «Куры» для средней группы Задачи: учить детей составлять короткий описательный рассказ по картине при помощи схемы; учить сравнивать петуха и курицу, курицу и цыплят.
Составление творческого рассказа по картине Видео Предлагаю Вашему вниманию интересные приемы по составлению творческого рассказа по картине. С этим материалом меня познакомила моя напарница,.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление творческого рассказа по картине»
Елена Сафронова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление творческого рассказа по картине»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (возраст 6-7 лет).
Воспитатель: Сафронова Е. П.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида «Сказка» структурное подразделение № 156
Цель: подготовка детей к составлению творческого рассказа по картине.
Задачи: учить подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;
. формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием;
• упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;
• упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;
• расширять и активизировать словарь детей по теме «Животные жарких стран»;
• активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;
• воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Методические приёмы: Игровая мотивация «Волшебная картина»;
Игра «Подзорная труба»;
Игра «Вхождение в картину»;
Игра «Живые картинки»;
Игра «Превращение в объект на картине».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Раз, два, повернитесь и животных превратитесь.Изобразите: сердитого тигра; жирафа с большой шеей; веселую мартышку; спокойного, невозмутимого льва; Молодцы!
Раз, два, повернитесь и в детишек превратитесь.
— Сегодня я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину. Почему она необычная? А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим ни одной мелочи детям.
— Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо.Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Игра «Подзорная труба»
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
(навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его: жираф, девочка. черепаха)
— Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.
-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?
(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).
— Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.
-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)
– Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине).
-Молодцы! Все справились с заданием.
-А, что мы сейчас делали (ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты на картине, связаны между собой.
Воспитатель: Ребята, встаньте в кружочек, поиграем с кубиком, какой стороной он к вам повернется, к той картинке подбираем слова-признаки, соответствующие нашей картине «В зоопарке».
Бегемот – большой, добрый, огромный, серый, неуклюжий….
Обезьянки- смешные, веселые, игривые, …
Лев- важный, главный, умный…
Учитель-логопед: Молодцы. Какие хорошие, точные слова подобрали.
Игра «Вхождение в картину»
-Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину.
-Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине, как ласково светит солнышко, давайте погреемся под его лучами.
ФИЗМИНУТКА (можно музыкальную физминутку провести)
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-слонихой топал слоненок, (Идут, громко топая)
За мамой-тигрицей крался тигренок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой- жирафикой шел жирафенок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
А львица вела за собою львят. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
-Ребята, мы с вами находимся в картине, а какие звуки вы слышите
-Какие запахи ощущаете?
-Молодцы, вот сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.
Игра «Живые картинки»
-Ребята, картина ещё, хочет вам что-то рассказать о себе. Сейчас, я каждому из вас предложу карточку, на которой схематично изображён тот или иной объект с картины.Вы должны определить: кто из вас кто и найти своё место на картине (каждый ребёнок по схеме определяет кто он и где ему встать).
-Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку»: «Вокруг себя мы покружились и в картину превратились».
-Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина.
Игра «Превращение в объект на картине»
-Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине? (Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).
-Молодцы вы так интересно о себе рассказывали.
«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились».
-Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. А всему этому нас научила «волшебная» картина. А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей). Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас.
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке» НОД в средней группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Прогулка по осеннему парку». Цель: учить детей составлять небольшой.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Составление творческого рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом» Конспект открытой организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Составление творческого рассказа из личного.
Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.