Как составить план сказки о царе салтане?
Как составить план сказки о царе салтане для 3 класса?
План 3 части сказки о царе салтане?
Хорошая сказка классика, поэтому позволю себе тоже попробовать составить план для школьного ответа:
И того у меня вышел план на 15 пунктиков.
План к замечательной сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане» предлагаю такой:
1). Мечты трех девиц.
2). Встреча Царя Салтана и девиц.
3). Свадьба счастливого Царя Салтана.
4). Зависть девиц своей сестрице, которая стала женой Царя.
6). Расставание Царя с супругой.
7). Рождение сына Гвидона.
8). Зависть сестер, заговор. Замена гонца.
9). Замена грамоты и последствия этой замены.
10). Небо. Море. Жизнь в бочке.
11). Свобода. Жизнь царевича и его матери на воле.
12). Встреча с Лебедем. Город за спасение жизни.
13). Первая встреча Царя и царевича (в образе комара).
14). Встреча с Лебедем. Просьбы царевича и их осуществление.
15). Встреча молодого царевича с отцом в образе шмеля.
16). Знакомство царевны с матерью князя.
17). Встреча Царя и Царицы. Счастливый финал.
Сказки Пушкина читаются необыкновенно легко и потому даже для третьего класса нет необходимости составлять точный, подробный план пересказа, достаточно указать основные места повествования.
План пересказа «Сказки о царе Салтане»:
План к сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане»
1 подслушанный разговор трех сестер.
2 Как обманули Салтана.
3 Как Гвидон стал царевичем.
4 Приезд корабельщиков в город к Гвидону.
5 Второй приезд корабельщиков.
Сказка со счастливым концом, когда зло в виде жадных сестер было наказано, а Гвидон и его мать вернулись к Салтану. У Пушкина многие сказки нравоучительные, с особым смыслом, если вынести урок из сказки, то он окажется полезен и в современной жизни. Стоит поучиться у сказок Пушкина терпению, смирению и не зависти, в сказках Пушкина часто показываются беды, которые произошли от зависти, которая и в наше время оказывает весьма отрицательное влияние на жизнь человека.
План можно было бы составить и так:
Конспект урока по ИЗО для 3 класса «Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина
Тема: «Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина»
Подготовила: Андросова Н.П.
учитель изобразительного искусства
I . Организационный момент.
II . Приветствие учащихся.
III . Постановка темы урока.
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Ответы детей. Сегодня на уроке мы будем говорить о сказках.
Учитель: Совершенно верно, но это будут не просто сказки, а сказки известного русского писателя – Александра Сергеевича Пушкина. Сегодня вы будете выполнять иллюстрации к одной из его сказок
IV . Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Сказки Пушкина сопровождают нас всю жизнь. В раннем детстве, ещё не умея читать, мы уже повторяли за мамой «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» и рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку.
В школе мы продолжили знакомство с миром пушкинских сказок, заучивая наизусть знаменитые строки:
У Лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том…
Сказки Пушкина, однажды войдя в нашу жизнь, прочно занимают в ней своё особое место.
— А какие сказки Пушкина вы знаете?
Ответы детей: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане».
V . Знакомство с новым материалом. Беседа «Творчество Ивана Билибина».
Учитель: Многие художники считали за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина. Одним из первых художников, кто непосредственно создал детскую книгу, стал Иван Яковлевич Билибин.
Слайд №1 Портрет Билибина и обложка книги.
В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина, иллюстрированная Билибиным.
Слайд №2. Иллюстрация «Бочка по морю плывет»
Одна из лучших иллюстраций – «Бочка по морю плывет». Бушующее море, брызги от волн и тяжелая бочка как бы соскальзывает с высокого гребня упругой белопенной волны. Над бушующим морем мы видим синее небо, усыпанное звездами.
Слайд №3. Иллюстрация «И дивясь, перед собой Видит город он большой».
На второй иллюстрации мы видим сцену, когда юный царевич Гвидон вместе со своей матерью с удивлением рассматривают появившийся город. Золотые купола церквей и яркие крыши других домов сверкают под лучами солнца в погожий день. Крепкая стена с высокими башнями защищает город со всех сторон.
Далее мы видим прекрасную лебедь, богатырей, выступающих из морской пучины.
Учитель: Давайте внимательно посмотрим на рисунки Ивана Билибина. Все его иллюстрации чем-то похожи между собой. Какие общие черты вы можете выделить?
Художник использует черную линию обводки.
Рисунки отличаются яркими цветами: зелёным, красным,
Узоры украшают одежду героев и предметы быта.
Внизу иллюстрации украшены полосой с орнаментом.
Учитель: Молодцы. Билибин рано выработал свой графический стиль: сначала он тщательно и подробно прорисовывал контуры в рисунке черным цветом, потом рисунок расцвечивал акварелью. Стиль, который включает в себя эти черты, так и прозвали – «билибинский».
Учитель: Можно передать содержание сказки словом, рисунком…. А можно рассказать про сказку музыкой, как сделал это русский композитор Римский-Корсаков. Я предлагаю прослушать отрывок из оперы «Царь Салтан», который называется «Три чуда». Закройте глаза и попробуйте представить, о чём нам рассказывает композитор.
Прослушивание музыкального отрывка «Белка»
Учитель: О каком чуде рассказывает нам отрывок.
Музыка рисует волшебную белочку в хрустальном доме.
Учитель: А теперь послушайте, как о первом чуде рассказывает Пушкин.
Чтение отрывка: Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Учитель: Вот как появление богатырей описывает Пушкин…
Чтение отрывка: Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Третье чудо . Прослушивание музыкального отрывка «Царевна Лебедь».
Какую картину вы видите перед собой?
В начале по волнам плывет лебедь, звуки напоминают всплески воды.
Затем лебедь превращается в царевну.
Учитель: Послушайте, как про третье чудо рассказывает нам Пушкин.
Чтение отрывка: Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Итак, одну и ту же сказку нам рассказали писатель, художник и композитор. Ребята, вы можете сказать, кто из них сделал это лучше других?
Каждое из искусств – литература, музыка, изобразительное искусство – своими средствами нарисовало художественные образы. Недаром литературе великим сказочником считают Пушкина, в изобразительном искусстве сказочник – это И.Билибин, а в музыке композитором- сказочником называют Римского-Корсакова.
Мы устали, засиделись.
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Ноги до конца сгибаем.
Приседай, не торопись! (Приседания.)
Все последний раз присели, а теперь на место сели.
Учитель: Иван Билибин передал основные эпизоды пушкинской сказки, однако в задачу художника не входило иллюстрирование каждой страницы произведения. Поэтому мы сегодня нарисуем два чуда, о которых нам рассказали поэт и композитор: волшебную белочку и царевну-Лебедь. Ваши иллюстрации покажут, насколько вы хорошо знаете это литературное произведение и насколько оригинально можете передать свое отношение к прочитанному.
Какие правила композиции вы должны помнить при выполнении рисунка?
Необходимо продумать, как лучше расположить лист – по вертикали или горизонтали.
Главные персонажи сказки должны быть размещены в центре работы и выполнены более крупно.
Необходимо продумать фон и то, что будет окружать персонажей.
Задание: Посмотрите внимательно на парту. Перед каждым из вас лежит фишка определенного цвета. Те, кому попалась фишка красного цвета, выполняют иллюстрацию к первому чуду. Второе чудо иллюстрируют те, кому попала синяя фишка. Иллюстрацию к третьему чуду выполняют обладатели зеленой фишки. Постарайтесь в своих рисунках передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.
А поможет вам в этом музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»)
Самостоятельная работа учащихся.
Обобщение изученного материала.
Что нового вы узнали на уроке7
Ответ: передать содержание сказки можно не только словом, но и музыкой и рисунком.
Как называются рисунки в книгах?
Ответ: Рисунки в книгах называются иллюстрациями.
С творчеством какого художника мы познакомились?
Ответ: мы познакомились с художником Иваном Билибиным
Что такое композиция?
Какими средствами можно выделить главного героя в иллюстрациях?
Ответ: главные герои должны быть размещены в центре работы
Презентация к уроку
Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Задачи урока:
Ход урока
1. Организационный момент
Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!
2. Сообщение темы и задач урока
Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.
3. Работа над сказкой
— Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).
— Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)
— Что такое жанр произведения?
Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.
— Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)
— Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)
— Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)
— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)
Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:
— Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)
Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.
— А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.
Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.
— Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)
— О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)
— Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)
Слайд 16. Прочитайте об этом.
С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.
Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.
— С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
— А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)
— Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)
— Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)
Гипербола – это преувеличение.
— О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)
— Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.
-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)
— Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)
— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)
Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.
Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.
Слайд 23. Физкультминутка.
Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».
Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».
А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.
Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.
Итак, продолжаем работу над нашим призведением.
— Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.
Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.
— Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)
— Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.
— Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)
— Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
— А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)
— А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)
— Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)
— Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)
— А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)
— Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)
— Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)
— Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)
— Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.
— Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)
— Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.
— Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)
— Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?
— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)
Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)
— Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.
— О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)
— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)
— Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)
— Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?
— Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.
Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.
заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный
Слайд 33.
— Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)
Сказка близится к развязке.
— Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.
— Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.
— Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)
— Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?
— А мы, читатели, прощаем их? (Да.)
— Кого из персонажей можно отнести к миру добра?
— Каких героев в сказке больше?
— Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)
— Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)
Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.
«Сказка о царе Салтане…»
Волшебные сказки
1. Нет зачина.
1. Начинается с зачина.
2. Троекратный повтор событий.
2. Троекратный повтор событий.
3. Волшебные события, герои.
3. Волшебные события, герои, предметы.
5. Зло прощено.
6. Сказочная концовка.
6. Сказочная концовка.
Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».
Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.
4. Заключительная часть
Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.
5. Домашнее задание
Выучить понравившийся отрывок наизусть.
Слайд 38. Спасибо за урок!
Конспект урока по ИЗО «Иллюстрирование сказки о царе Салтане А. С. Пушкина»
Тема: «Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина».
Цель: обучить умению простейшими средствами передавать основные события сказки.
Образовательная: знать понятие «иллюстрация», правила размещения изображения на альбомном листе бумаги, правила работы с краской, этапы изображения, уметь выполнять иллюстрацию к сказке, уметь выполнять работу последовательно, уметь размещать объекты изображения в пространстве листа бумаги;
Развивающая: развивать зрительную память, образное мышление, наблюдательность, внимание, основные мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения.
Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к искусству, к уроку изобразительного искусства.
Универсальные учебные действия:
— контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
— создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
— учиться работать по предложенному учителем плану, схеме, инструкции;
— учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;
— положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
— слушать и понимать речь других;
— доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка.
Оборудование: презентация, кисти, баночка с водой, краска (гуашь), альбом.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алёна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Тихо сели мальчики, тихо сели девочки. Посмотрите на свои рабочие места, нет ли на них ничего лишнего?
проверяют рабочие места.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
— Ребята, посмотрите на эти книги. Чем они отличаются? Какая книга более яркая?
— Что это за картинки? Как они называются?
— Что такое иллюстрация?
— А что иллюстрации помогают нам понять?
— Конечно, красочные иллюстрации помогают понять характер героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные.
— А какие сказки А. С. Пушкина вы уже знаете?
— Какую сказку вы недавно изучили на уроке чтения?
— Какие главные герои этой сказки? Опишите их.
— Что нам поможет лучше передать их характер или представить, как они выглядят?
— Правильно, а мы можем прямо сейчас начать работу над иллюстрацией?
— Вот эта книга, потому что в ней много картинок.
— Рисунок, дополняющий текст.
— Содержание текста, характер главных героев, внешний вид главных героев.
— «Сказка о рыбаке и рыбке» и т.д.
— «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
— Добрые, храбрые и т. д.
3. Выявление места и причины затруднения.
— Мы не знаем, что будем рисовать, не знаем этапы изображения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Конечно, это будет задачами, которые мы должны решить, чтобы достигнуть цели.
— Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?
— Правильно, и тема нашего урока «Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина».
— Нарисовать иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане».
5. Реализация построенного проекта.
— Давайте вспомним, кто рисует иллюстрации?
— Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с иллюстрациями Ивана Яковлевича Билибина и иллюстрациями Татьяны Алексеевной Мавриной к «Сказке о царе Салтане».
— Иван Яковлевич Билибин великий русский художник, его иллюстрации всегда наполняли сказки светом, добром, живой энергией. Посмотрите на его иллюстрации, я уверена, что вы не раз их видели и с легкостью можете узнать. Дополните строки из сказки.
— Татьяна Алексеевна Маврина – великая русская художница. Её называют волшебницей русской сказок. Рассмотрите ее иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».
— Чем похожи иллюстрации двух художников? А чем они отличаются?
— Сегодня вы сами станете художниками-иллюстраторами и самостоятельно нарисуете иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина. Послушайте фрагмент сказки и подумайте, что к нему можно изобразить.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет. «То ли будет? –
Говорит он, – вижу я:
Лебедь тешится моя».
— Что можно изобразить, чтобы передать содержание этого фрагмента?
— Давайте рассмотрим план наших действий: сначала нам нужно определится с сюжетом иллюстрации, мы это сделали?
— Что будет изображено в ваших иллюстрациях?
— Какие цвета вы будете использовать?
— Правильно. Сначала расположите лист вертикально или горизонтально. Затем наметьте ваш рисунок простым карандашом и только после этого приступайте к работе с красками.
На слайде я оставлю для вас иллюстрацию И. Я. Билибина. Помните: чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.