Мастер-класс по пластилинографии для детей 3–4 лет
Анастасия Чуева
Мастер-класс по пластилинографии для детей 3–4 лет
Пластилинография – это сравнительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая развивает творческие способности и мелкую моторику рук малышей. Пластилинография привлекает к себе все больше и больше внимания, так как данная тема доступна для детей дошкольного возраста.
Работа с пластилином помогает ребенку выразить свои эмоции, свое настроение, видение окружающего мира.
Пластилинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.
1. Способствовать эстетическому развитию детей;
2. Развивать мелкую моторику рук детей.
1. Знакомить детей с техникой пластилинографии;
2. Учить детей создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому.
Картон, пластилин, карандаш, кисточка,гуашь.
Для того, чтобы заниматься пластилинографией необходимо иметь очень мягкий материал. Поставим пластилин на яркое солнце на 5-7 минут.
Берем чистый, в данном случае белый лист картона.
Рисуем на картоне простым карандашом цветок четкими линиями
Аккуратно, одной рукой, придерживая лист картона, второй рукой, а именно указательным пальцем разводим-растягиваем мягкий пластилин от середины цветка до конца лепестка.
Пластилин растягиваем по лепестку равномерно. Один лепесток готов, преступаем ко второму.
Когда пластилин начнет твердеть – растягиваем его боковой стороной большого пальца
Выбираем цвет для серединки цветка.
Берем кисточку и желательно гуашь (так как по консистенции она лучше будет наноситься на пластилин, чем акварельные краски) и рисуем контур цветка и небольшие разводы.
Вот какой цветок получился!
Мастер-класс по пластилинографии Вот и настали новогодние каникулы, у нас с моим внуком появилась возможность заниматься, чем хотим. Так как ему еще 2 года и 6 месяцев,.
Мастер класс по пластилинографии Проведение совместного мастер – класса с родителями и педагогами, на тему: «Волшебная страна пластилинография». Я леплю из пластилина,.
Пластилинография для детей: виды, цели и задачи, шаблоны
Пластилинография – это одна из нетрадиционных техник изобразительного искусства, которую используют не только в качестве средства развития мелкой моторики детей дошкольного и младшего школьного возраста, но и как метод коррекции психоэмоционального состояния детей и взрослых. Для занятий пластилинографией нужно иметь базовые знания в области педагогики, психологи и арт-терапевтических техник.
В статье я расскажу о данной технике и особенностях ее применения.
Что такое пластилинография
Пластилинография – это вид лепки, который заключается в создании на плотной горизонтальной основе объемных фигур и композиций. Но в то же время данное направление творческой деятельности можно отнести к рисованию, так как в результате получается картина из пластилина.
Данная техника появилась сравнительно недавно. Сегодня пластилинография активно используется в детском саду. Для занятий понадобятся:
Цели и задачи
В соответствии с требованиями ФГОС, творческое развитие детей является одним из основных направлений педагогической деятельности ДОУ. Пластилинография позволяет успешно решать цели и задачи образовательно-воспитательной деятельности в разных возрастных группах.
2-3 года
Ранний возраст считается оптимальным для начала занятий с использованием пластилина. Уже в 2 года дети под руководством взрослого способны создавать шедевры из пластичного материала.
Главная цель занятий пластилинографией с детьми 2-3 лет – это развитие мелкой моторики рук. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, необходимо стимулировать с помощью лепки, так как это необходимое условие становления речи у малышей. Также с целью развития речи на занятиях педагог просит детей придумать рассказ или сказку, в которой упоминался бы тот предмет, который они слепили.
Кроме того, лепка и создание картин из пластилина создают предпосылки для развития мышления и эстетического вкуса детей.
Важно помнить, что для достижения поставленной цели педагог должен озвучить цель деятельности и поддерживать у детей интерес к ней на протяжении всего занятия с помощью игровых методов и приемов.
Для детей 2-3 лет пластилинография позволяет решать следующие задачи:
4-6 лет
Начиная с 3-4 лет, пластилинография позволяет детям совершенствовать навыки лепки. Для успешного решения этой задачи педагогу необходимо сформировать у воспитанников устойчивый интерес к изобразительному искусству.
В старшей группе пластилинография для многих детей становится любимым занятием. В период с 4 до 6 лет в процессе создания картины из пластилина решаются следующие психолого-педагогические задачи:
Начиная с 5-6 лет, на занятиях по пластилинографии можно использовать шаблоны для формирования у детей умения превращать плоскую фигуру в объемную. А для детей 6-7 лет становится доступным самостоятельное изготовление шаблона для дальнейшей работы с ним в технике пластилинографии.
7-8 лет
Целью пластилинографии в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста является обучение их сложным приемам лепки. В возрасте 4-5 лет они научились базовым действиям: катать колбаски и шарики, а на данном этапе детей учат техникам пластилинографии, необходимым для создания полноценной композиции: выдавливание пластилина из шприца, размазывание, скручивание.
Техника пластилинографии в работе с детьми 7-8 лет предполагает решение следующих психолого-педагогических задач:
Как правило, младшие школьники, выполняя картинку в технике пластилинографии, предпочитают работать с шаблоном индивидуально. Детям 7-8 лет в большинстве случаев уже не надо давать пошаговую инструкцию для выполнения работы. Они способны самостоятельно с помощью трафаретов для пластилинографии создать шедевр на заданную тему.
Виды пластилинографии
Самыми интересными видами пластилинографии являются:
Приемы и способы пластилинографии
Приемы и способы работы с пластилином для детей разных возрастных групп будут различными. При систематических занятиях дети за 2-3 года обучения осваивают следующие способы и приемы работы:
Шаблоны для пластилинографии
Шаблоны для пластилинографии значительно облегчают организацию занятий с малышами. Детям в возрасте 2-3 лет еще сложно самостоятельно придумать сюжет для картины или создать композицию на заданную тему.
В качестве шаблона выступает силуэт того или иного предмета, который дети будут декорировать пластилином. Кроме того, использование одинаковых шаблонов предполагает изначальное равенство детей: не будет споров из-за того, что у кого-то поделка больше по размеру, а у кого-то меньше.
Детские работы, выполненные на шаблоне, в результате получаются одинаковые по размеру, но разные по наполнению. К примеру, если темой занятия будет «Новый год», детям можно раздать шаблоны в виде елочных шариков. Каждый украсит этот шарик пластилином так, как ему хочется. В дальнейшем можно будет нарисовать на ватмане елку и прикрепить на нее детские работы в технике пластилинографии.
Польза
Не случайно занятия пластилинографией широко используются в ДОУ и студиях детского развития. Польза от таких занятий заключается в комплексном развитии психических процессов:
Рекомендации
Я советую родителям творить вместе с детьми. Совместные занятия пластилинографией гармонизируют детско-родительские отношения, позволяют сделать семейный досуг разнообразнее.
Такие занятия также полезны детям с ЗПР. В игровой форме они позволяют решать задачи коррекции работы нервной системы и мозга. Если приучать ребенка самостоятельно готовить рабочее место и прибираться на столе после завершения работы, то с помощью пластилинографии можно развивать такие качества у детей, как аккуратность, последовательность, трудолюбие.
Заключение
Пластилинография – интересный вид досуговой деятельности. Если у кого-то нет возможности посещать занятия в студии, можно заняться созданием картины из пластилина дома. Все необходимые материалы и инструменты можно приобрести в магазине.
Занятия пластилинографией облегчают адаптацию малышей к детскому саду, помогают справиться с тревожностью. Процесс создания картины с помощью пластилина позволяет каждому почувствовать себя художником, поверить в себя и свои силы. Для многих людей пластилинография стала любимым занятием.
Пластилинография (или пластилиновая живопись) — это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин. Она доступна даже самым маленьким детям, что делает её всё более популярной.
Польза пластилиновой живописи
Польза этого занятия в том, что дети изучают формы, свойства предметов, развивают движения пальцев, что помогает развитию речи.
При изучении предметов развивается наблюдательность и воображение детей, лепка помогает им творить и фантазировать.
На занятиях развивается координация движений, согласованность в действиях глаз и рук, дети учатся работать с инструментами.
Техника этого творчества проста и доступна каждому, всё необходимое легко приобрести в магазине, поэтому несложно организовать занятия дома.
Педагоги советуют заниматься этим оригинальным творчеством вместе с ребёнком, ваша увлечённость непременно передастся детям и из этого занятия можно извлечь большую пользу. Это не только развитие фантазии и творчества детей, но и расширение их знаний о природе, развитие умственных способностей, внимания, памяти, моторики рук. Это творчество поможет подготовить ребёнка к школе, разнообразит семейный досуг.
Занятия можно начинать с двух — трёх лет, обязательно обращая внимание на особенности возраста и полученные умения, чтобы из-за сложных заданий малыш не потерял интерес.
Приглашаю Вас на полноценный видео онлайн урок (45 минут) по пластилинографии «Открытка с пингвиненком». Для детей старше 5 лет, с мамой 3+. http://artplastilin.ru/intro/
Цели и задачи пластилинографии
Цель пластилинографии — развитие творческих и художественных способностей детей.
Задачи в младшем возрасте (4-5 лет)
Особенностями четырёх-, пятилетних детей является то, что они активно стремятся к самостоятельности. Кроме того, в этом возрасте развивается воображение и фантазия.
Задачи пластилиновой живописи на этом этапе следующие:
Скачать шаблоны для лепки
Задачи для старшего возраста (6-7 лет)
Возраст шесть — семь лет — переходный к младшему школьному, происходит внутренняя перестройка; семилетний возраст часто бывает кризисным периодом в развитии ребёнка.
Задачи пластилиновой живописи на этом этапе следующие:
Лепка из пластилина для детей поэтапно
Пластилинография на тему Осень
Пластилинография на тему зима
Общие рекомендации, материалы для работы
Процесс создания пластилинового рисунка заключается в следующем:
Преимущества пластилиновой живописи:
В занятиях полезно использовать художественное слово, игровые методы.
Темы для работ должны быть знакомы детям — это могут быть предметы, которые они видят дома, в лесу, парке, в книжках (игрушки, конфеты, фрукты и овощи, растения и животные, сказочные герои).
Материалы для пластилинографии:
Можно купить в магазине специальный набор для творчества пластилином.
Много творческих идей у меня на страничке в Instagram, присоединяйтесь!! https://www.instagram.com/artwithbaby/
Приёмы и способы пластилинографии
Рисование мазками
Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина.
Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной длины, смотря что необходимо изобразить — длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья).
Можно использовать такую технику — размазывать попеременно разными пальцами обеих рук, это полезно и для пальчиков, и для мозговой деятельности.
Рисование шариками из пластилина
Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.
Расплющивание по основе скатанных шариков
Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе. Можно использовать их как отдельные элементы, вместе с другими, а можно заполнить ими всю поверхность.
Размазывание на большой поверхности
Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.
Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина
На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесите различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с помощью разных инструментов — палочек, зубочисток, колпачком ручки и т. п. Оригинально смотрятся и придают объём узоры из спиралей.
Скатывание пластилиновых колбасок
Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма — множество.
Выдавливание пластилина из шприца
Если в рисунке нужно много одинаковых ровных колбасок, удобнее сделать их с помощью шприца (или чеснокодавилки). Вам понадобится шприц со срезанным острым наконечником и ёмкость с горячей водой. Поместите пластилин в шприц, опустите в воду на одну минуту и постепенно выдавливайте пластилин из шприца на основу. Подождите, пока материал немного охладится и затвердеет. Далее можно придавать колбаскам необходимую форму.
Виды пластилиновой живописи.
На заметку
Если смешать желтый, красный и синий, получаются новые цвета. Жёлтый и синий — получится зелёный цвет, красный с жёлтым — оранжевый, синий с красным — будет фиолетовый.
Если соединить пластилин разных тонов — глянцевый и матовый, получается пластилин другого качества.
Чтобы у поверхности рисунка был глянцевый фон, пальцы нужно смочить водой.
Чтобы сделать цвета темнее, можно добавить к ним чёрный, а светлее — белый.
Творите, создавайте, сочетайте разные приёмы и цвета, украшайте узорами и декором. Стоит потратить время на то, чтобы заинтересовать и научить ребёнка этому оригинальному занятию. Польза и вам, и ребёнку. Вы сможете занять своего малыша, когда вам понадобится немного свободного времени.
Детям нравится играть с пластилином, они любят творить, будут рады научиться такому оригинальному объёмному рисованию и смогут создавать по-настоящему уникальные работы.
Книги по лепке из пластилина
Мне нравятся книжечки Ольги Московка с поэтапными мастер-классами по лепке. Для детей от 2 лет и старше. Очень рекомендую!
Занятие по пластилинографии «Мы лепили колобок» (младшая группа)
Татьяна Барабанова
Занятие по пластилинографии «Мы лепили колобок» (младшая группа)
(можно разделить на два полноценных занятия).
Цель: формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
Задачи: 1) формировать умение отщипывать от бруска пластилина маленький кусочек; 2) формировать умение детей скатывать кусочек пластилина, круговыми движениями ладоней, придавая ему шаровидную форму; 3) формировать приемы сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы; 4) развивать умение ориентироваться на листе бумаги; 5) развивать мелкую моторику.
Материал для занятия: полоска из плотного картона с нарисованным с края кругом (контур будущего колобка, пластилин, салфетки для рук.
Ход занятия:
1) организационная часть.
Детям зачитывается загадка:
«он от дедушки ушел
только на беду в лесу
встретил хитрую лису.
И пропал румяный бок,
кто был съеден?» (колобок).
Рассматривание иллюстрации, на которой колобок катится по дорожке. Дети совместно с воспитателем делают словесный портрет колобка: круглый, румяный, веселый.
2) практическая часть.
Детям предлагается нарисовать колобка, но не карандашами, не красками, а пластилином. Перед тем как рисовать, надо погреть руки.
Наш веселый колобок (дети показывают колобка двумя руками, соединяя каждый пальчик)
у тебя румяный бок (дети смотрят каждый бок получившегося колобка)
в ручках покатаем. (дети катают между ладошками предполагаемый колобок)
воспитатель показывает приемы отщипывания и нанесения пластилина на картон, также в течении всего выполнения работы осуществляет индивидуальную помощь детям.
Дети на выбор берут пластилин желтого или оранжевого цвета. От щипывают кусочек от бруска, кладут между ладоней и скатывают шарик круговыми движениями слева направо, надавливая на него. Готовый шарик кладут на середину нарисованного на полоске круга и слегка надавливают на него, чтобы расплющить и растянуть его по картону.
Пальчиковая гимнастика (после проделанной работы дети сжимают пальцы рук в кулачок и разжимают, 3-4 раза)
приложили и прижали,
наши ручки не устали.
Дети отщипывают два небольших кусочка пластилина голубого цвета, по очереди кладут между ладошками и круговыми движениями скатывают шарики- это глазки. Затем отщипывают кусочек красного пластилина, кладут между ладошками и скатывают колбаску прямыми движениями обеих рук- это ротик. Полученные глазки и ротик прикрепляют к колобку, слегка прижимая.
Физ. минутка (движения свободные)
положили колобок
остудиться на окошко,
колобок с окошка- скок!-
покатился по дорожке.
Катит- катит колобок
по неведанным тропинкам-
мимо ели и рябинок
зверям на удивление
на встречу приключениям.
Воспитатель предлагает сделать дорожку для колобка, по которой он покатиться на встречу приключениям.
Дети отщипывают от бруска пластилина (либо черного, либо коричневого цвета) кусочек, кладут между ладошками и скатывают колбаску прямыми движениями обеих рук. Прикрепляют колбаску к основе и немного размазывают.
А куда дорожка завела колобка? (в лес)
детям предлагается вдоль дорожки «нарисовать» елочки.
Пальчиковая гимнастика (после проделанной работы дети сжимают пальцы рук в кулачок и разжимают, 3-4 раза)
приложили и прижали,
наши ручки не устали.
3) заключительная часть.
Воспитатель выставляет работы на стенде.Предлагает детям полюбоваться своими работами и разучить стихотворение:
Колобок- Колобок
у тебя румяный бок
и хорош ты, и пригож,
и на солнышко похож.
Вот какие замечательные колобки у нас получились.
Аппликация с элементами пластилинографии «Божья коровка», младшая группа ТЕМА: Насекомые. Божья коровка. ЗАДАЧИ: уточнить знания детей о насекомых, познакомить с насекомым: божья коровка; развивать речь через.
Аппликация с элементами рисования «Колобок на окошке» (вторая младшая группа) Программное содержание. Учить детей создавать выразительный образ колобка в техники аппликации: наклеивать готовую форму и дорисовывать.
Интегрированное занятие по пластилинографии «Червячок на яблоке» младшая группа. ЦЕЛЬ: Способствовать пониманию детей связи между средой обитания и конкретных живых существ; ЗАДАЧИ: Закреплять.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие по сказке «Колобок» (младшая группа) Путешествие в сказку «Колобок»- Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы передать его вам! Давайте встанем в круг и подарим.
Конспект НОД по рисованию «Колобок» (младшая группа) Цель – формирование умения создавать простой сюжет по сказке «Колобок». Задачи: 1. Формировать умение рисовать округлые формы, простые образы.
Оформление участка «Мы лепили, мы лепили курицу, кота слепили!» Снежная зима дала возможность порадовать детей снежными постройками. Родители,воспитатели и дети с удовольствием принимали участие для украшения.
НОД «Колобок» (вторая младшая группа) Цель: Развитие связной речи дошкольников. Задачи: Образовательные: Учить детей описывать животных, называть их характерные признаки, разгадывать.
Рисование сюжетное «Колобок покатился по дорожке». Вторая младшая группа. Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать по мотивам народных сказок. Вызвать интерес к созданию образа колобка, который катится.
Спортивное развлечение по сюжету русской народной сказки «Колобок». Младшая группа Видео Цель: *Учить четко, реагировать на сигнал педагога, соотносить слова с движением; * Развитие физических качеств: силы, ловкости, выносливости,.