Плюсы и минусы рассказа как метода обучения

Сказки

Вопрос №9: «Словесные методы обучения. Дать характеристику каждого метода».

Источником знаний при использовании в процессе обучения естествознанию словесных методов является слов (устное или письменное).

Словесные методы: беседа, рассказ, работа с книгой, дискуссия.

Рассказ – это монологический способ, представляющий собой связанное последовательное устное изложение нового учебного материала.

Используется при отсутствии у обучающихся сведений по изучаемому вопросу.

Рассказ связан с личностью учителя (эмоциональность, уровень подготовки, умение создать образ).

Использование рассказа: подача нового материала; при уточнении, обобщении знаний; на экскурсии, в процессе подготовки к наблюдению при подготовке к проведению опытов.

Требования к рассказу: научность (использование энциклопедий и справочной литературы); доступность; должен сопровождаться иллюстрированием; с опорой на жизненный опыт (если можно); носить воспитывающий характер; должен быть красочным, ярким, интересным, эмоциональным, четки, кратким (5-7- максимум 10 минут), содержать самое главное; формирующий умение слушать; должен быть стилистически грамотным; может быть кА кот общего к частному (дедуктивный) или от частного к общему (индуктивный). Может быть рассказ – вступление, подготовка к изучению нового материала; рассказ – повествование – изложение материала; рассказ – заключение (обобщаем), рассказ – объяснение (почему…?).

Подготовка к рассказу:

1) Определение цели, места и темы рассказа на уроке;

2) Сбор информации из первоисточников;

3) Подбор отрывков из художественной литературы (Бианки, Сладков и другие). Сведения из личного опыта учителя.

4) Продумывание зрительного ряда.

5) Запись рассказа, продумывание методических приемов для запоминания рассказа, продумывание сочетаний с другими методами.

6) Составление конспекта.

1) Создание проблемной ситуации (завязка)э4

2) Раскрытие основного содержания (кульминация);

3) Разрешение проблемы (развязка).

Разновидность словесного метода – инструкция.

Беседа – это четко структурированная система вопросов.

Цель беседы: вызвать интерес к усвоению и дополнению определенных знаний путем самостоятельных рассуждений, обобщений и выводов.

Требования к беседе: нацеленность на выявление полного содержания и подведения к выводу; активизация мыслей ребенка и его самостоятельность при формулировании определенных заключений.

Рассказ должен быть четким, доступным, кратким, адресованным всему классу (не всегда), с предоставлением времени на обдумывание (несколько секунд), продумывание дополнительных уточняющих вопросов, поощрение дополнительных уточняющих ответов, комментариев.

Необходимо соблюдать логическую последовательность в построении беседы. Отказ от простой формы вопроса содержащей готовый ответ и отказ от неопределенных вопросов.

1) Вводная бесед (систематизация, обобщение опорных знаний, стимулирование интереса);

2) Беседа сообщающая (идет параллельно ознакомлению с новыми, конкретизация и расширение имеющихся знаний);

3) Повторительно – обобщающая беседа (первичное закрепление, установление связи с предыдущим материалом);

4) Поисковые беседы.

Беседа проводится при наличии у детей определенного минимума сведений, а так же на основе работы с учебником, после рассказа учителя, по иллюстрации, после просмотра кинофильма.

o Повышенная активность класса;

o Направленность на развитие речи обучающихся.

o Длительность во времени;

o Дробность получения знаний.

Этапы подготовки к проведению беседы:

1. Определить тему и цель;

2. Составление плана беседы (продумывание сочетания с другими методами и приемами);

3. Формулирование основных и вспомогательных вопросов;

Дискуссия – этот метод активно используется в системе развивающего обучения.

Дискуссия – это метод целенаправленный, упорядоченный обмен мнениями, идеями по конкретной проблеме.

Цель дискуссии: принятие единого решения.

Учебная дискуссия имеет характер управляемого целенаправленного тематического познавательного спора.

Дискуссия требует предварительной установки единых правил поведения (правила поведения оттачиваются с помощью игровых приемов и требований).

Организационной основой дискуссии является самоорганизация обучающихся.

1. Круглые столы (небольшая группа по 4 команды);

2. Дебаты (2 команды с альтернативными точками зрения);

3. Судебное заседание.

o Повышенная активность класса;

o Умение доказательно отстаивать позицию;

o Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса;

o Высокая эффективность при закреплении материала и его творческого осмысления.

o Менее эффективен по передаче информации;

o Нужна высокая самоорганизация учащихся.

Этапы проведения дискуссии:

1. Постановка проблемы, уточнение учебной задачи;

2. Планирование хода обсуждения (вопросы, подбор материала);

3. Отбор участников, распределение ролей (вопросы для ведущего – что было бы, если. как….? Почему…? Какие сведения…? Что вы имеете ввиду…? Ваша оценка этой теории…? И так далее)

Целью этой работы является ознакомление со структурой пособия, чтение текста, реферирование его частей (записать часть текста в тетрадь), сопоставление текстовой информации, составление плана, изучение иллюстративного материала, поиск ответов на конкретные вопросы.

В процессе работы с книгой формируются общие компетенции: свободно читать и понимать прочитанное, выделять главное и второстепенное, составлять схемы, планы, пользоваться дополнительной справочной литературой.

В начальной школе существуют две основные формы работы с книгой: под руководством учителя и самостоятельная работа с книгой (уточнение, закрепление).

Работа с книгой используется на различных этапах урока: изучение нового материала, закрепление и контроль( В.Ф. Зуев рекомендовал такую дробную объяснительную форму работы с книгой0.

Прие6мы работы с книгой:

1. Ориентирование (нахождение текста, заданий, иллюстраций);

2. Работа с текстом (объяснительная, выборочное чтение, нахождение понятий, обобщение информации, выводы, выделение логики частей, сопоставление текстовой информации, объяснение непонятых новых слов, повторное чтение, прогнозирование);

3. Работа с иллюстрациями (сравнение иллюстраций, соотнесение с текстовой информацией, составление описания по иллюстрации, анализ иллюстрации);

4. Задания и вопросы;

5. Комбинирование (несколько приемов: текст + таблица/схема и так далее).

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав

Источник

Вопрос 12. Характеристика словесного метода обучения (рассказ, объяснение, лекция и семинар). Условия их эффективности

Рассказ относится к словесным методам устного изложения. Ведущая его функция — обучающая, сопутствующие функции — развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ— это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Метод применяется, прежде всего, в младших классах; в школе второй и третьей ступени он используется реже.

Читайте также:  Рассказ храбрецы ребята шли в школу

По целям выделяются: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ заключение. Назначение первого — подготовить учащихся к изучению нового материала, второй служит для изложения намеченного содержания, а третий — заключает отрезок обучения.

Эффективность метода зависит главным образом от умения учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, им используемые, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.

Готовясь к рассказу на уроке, учитель намечает план, подбирает необходимый материал и методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Чаще других используются мнемонические приемы для ускорения и облегчения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, резюмирования. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (до 10 пр), пластичным, протекать на положительном эмоциональном фоне. Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения — иллюстрацией (в младших классах), обсуждением (в средних и старших), а также от условий — места и времени, выбранных учителем для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях.

От других методов словесного изложения школьная лекция отличается более строгой структурой, логикой изложения учебного материала, обилием сообщаемой информации, системным характером освещения знаний. Предметом школьной лекцииявляется преимущественно описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей главным образом причинно-следственного характера. Из этого следует, что лекция применима только в старших классах, когда учащиеся уже достигают требуемого для восприятия и осмысления лекционного материала уровня подготовки. По объему лекция занимает целый урок, а иногда и «спаренное» занятие. Лекционный метод вводится постепенно, вырастая из объяснений и бесед.

Условия эффективности школьной лекции:

— составление учителем детального плана лекции;

— сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции;

— логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;

— краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;

— логические связи при переходе от одной части лекции к другой;

— проблемность и эмоциональность изложения;

— живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов;

— контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;

— многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;

— оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся записать основные положения лекции;

— выделение (задиктовка) того, что следует записать;

— использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений;

— сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения.

Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации, который в зависимости от условий может колебаться от 20 до 50%.

– активный метод обучения, на котором обучаемые под руководством преподавателя сами учат друг друга.

— углубить и закрепить ранее полученные знания

— развивать творческое мышление учащегося, развивать речь

— учить учащихся применять знания на практике

— выявить уровень подготовленности учащихся.

Источник

Характеристика словесных методов обучения

Что такое словесные методы обучения

Словесные методы обучения – это группа приемов учебно-познавательной деятельности, в основе которых лежит слово. В педагогике используют в образовательных и воспитательных целях в качестве источника знаний, как в устной форме, так и письменной.

В качестве источника знаний словесные методы обучения выполняют ряд функций:

Разновидности

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Кроме того, определена такая разновидность, как работа с книгой, включающая в себя как устную подачу материала, так и его обсуждение.

Рассказ и объяснение

Рассказ и объяснение – словесные методы обучения, которые обладают общей характеристикой: имеют информативный характер, что становится причиной их подмены друг другом.

С точки зрения функциональности рассказ и объяснение – понятия, которые разнятся целью повествования.

Рассказ может преследовать разные цели обучения, например, донести информацию,

Объяснение – это повествование доказательного характера, в основе которого всегда лежит требование: переубедить в чем-либо или растолковать что-либо.

Что касается характеристики данных методов, то рассказу свойственна логичность повествования. При объяснении ход повествования, его логичность могут измениться с учетом задаваемых вопросов или выявленных пробелов знаний обучающихся.

Если в объяснении должны быть очевидные доказательства, обусловленные темой, то в рассказе можно ограничиться какими-либо моментами или фактами.

Разнятся методы и продолжительностью повествования. Если рассказ затягивается, внимание обучающихся может рассеяться. Продолжительность объяснения обусловлена сложностью материала. Длиться объяснение до тех пор, пока объясняемая тема не станет понятной. Для этого нужно заранее формулировать конкретные цели и ставить четкие задачи. Привлечь внимание слушателей рекомендуется с помощью наглядного материала, как во время рассказа, так во время объяснения. Наглядный материал является причиной появления в ходе повествования описания.

Описание как словесный метод обучения похож на описание в значении типа речи, цель которого заключается в том, чтобы передать словами конкретный образ. Описание в таком традиционном значении свойственно рассказу. Описание в объяснении – это некая пошаговая инструкция или алгоритм, направленный на то, чтобы доказать изучаемый материал.

Наличие в большей или меньшей степени описания в рассказе, а также его полное отсутствие стало причиной, по которой рассказы делятся на несколько видов.

Читайте также:  Прочитать рассказ чехова радость краткое содержание

Виды рассказов:

В учебной деятельности рассказы сопровождаются необходимыми методическими приемами.

Благодаря приему, основанному на сравнении ранее полученного материала с новым, удерживается концентрация внимания учащихся на разных этапах усвоения темы. При этом нужно главную информацию выделять должным образом. Это может быть конспектирование, заучивание наизусть или составление схем. Важно, чтобы, как главная информация, так и второстепенная, имели логическое соединение.

Объяснение, как и рассказ, используется на разных возрастных этапах обучения: детский сад, школа, колледж, вуз. Для развития навыков самопознания не стоит начинать изучение новой темы с объяснения. Начинать изучение нужно с эмпирического опыта обучающихся. После чего, используя наводящие вопросы, подвести ребят к самостоятельному изучению материала. Если на этом этапе возникают трудности, перейти к объяснению.

Беседа и дискуссия

В основе беседы и дискуссии лежит диалог. Разница в том, что беседа носит непринужденный характер, подразумевающий обмен информацией. За основу дискуссии взят спор, основанный на имеющихся у участников знаниях.

Тема выбирается с учетом возраста участников.

Особенность беседы как метода в педагогике заключается в том, что она носит дидактический характер. Продуманные и должным образом сформулированные вопросы не только способствуют поддержанию интереса, но и способны координировать ход учебного образа таким образом, что учащиеся, размышляя над услышанным, самостоятельно приходят к определенным выводам.

Задача педагога заключается в том, чтобы поддерживать интерес слушателей разными способами. Чаще всего для этого используются вопросы. Но, в зависимости от возраста учащихся и темы беседы, это могут быть дополнительно мимика, смена интонации или эмоциональной окраски речи.

Для поддержания интереса во время дискуссии на первое место выдвигаются проблемы. Доказательства при этом должны быть последовательно и логически правильно выстроены.

Главная функция беседы и дискуссии заключается в том, чтобы учащиеся не только изучили новый материал, но и смогли проявить свое отношение к нему.

Беседы допустимо проводить на разных этапах обучения, а дискуссии проводятся преимущественно на завершающем.

Поскольку допускается проведение бесед на разных этапах обучения, то и делятся они в связи с этим на определенные типы.

Беседа на начальной стадии обучения является вводной. Есть беседы, систематизирующие полученные знания, и контрольные беседы, которые позволяют определить уровень полученных знаний.

Со стороны педагога и со стороны обучающихся требуют беседы, направленные на самостоятельное изучение материала, их называют эвристическими. Суть метода в том, что педагог озвучивает конкретный вопрос, а ответ ученики должны найти, пользуясь учебником, справочником. Чтобы беседа получила развитие, заранее подготовленные вопросы формулируются с учетом предполагаемых ответов учащихся.

Роль дискуссии заключается в том, чтобы не только систематизировать полученные знания и проверить их качество, но и для того, чтобы вызвать интерес участников к изученной теме. Во время дискуссий у каждого ее участника есть возможность высказаться, доводы подтверждаются заранее подготовленными аргументами. Во время диалога, основанного на споре, обучающиеся учатся доносить свою точку зрения, выслушивая оппонента, отстаивать намеченную позицию. Все перечисленное способствует углубленному изучению материала, развивается мышление и связная речь.

Лекция

Лекция – это метод воспроизведения лектором большого количеств данных, используемый у студентов и старшеклассников. Чтобы лекция была доступной, преподаваемый в большом объеме материал должен быть структурирован и логически выстроен.

В дошкольной педагогике лекции подменяются рассказом, поскольку внимание дошкольников быстро рассеивается.

Продолжительность лекций в старших классах не должна быть более 1 или 2-х уроков, так как особенности школьного курса и возрастные особенности учеников таковы, что теория должна быть подкреплена практикой. Причиной к проведению лекций в старших классах школы может стать необходимость обобщения несложного материала или его систематизация.

Лекции для студентов ориентированы не на возрастные особенности, а на доступное изложение предмета.

Разделяют лекции вводные, текущие, обзорные и итоговые, которые имеют единый принцип.
Каждую из них нужно начинается с озвучивания темы, цели и задач излагаемого предмета. Чтобы материал не получил размытую форму, необходимо после каждой микротемы делать небольшие выводы, которые можно дать под запись.

Материал должен излагаться последовательно, все части лекции должны обладать смысловой целостностью, пункты выделяются эмоционально или интонационно. Материал не должен быть бездоказательным. Следует позаботиться о наличии в нем примеров, сравнений, которые в большинстве своем должны носить научный характер.

В традиционном понимании чтение лекций – монолог, но при этом работа с аудиторией должна проводиться. Это могут быть периодические вопросы, разный темп изложения.

Работа с книгой

Работа с книгой может проводиться в разных формах: самостоятельная работа учеников с последующим комментированием и коллективная работа класса с поэтапным комментированием.

Учащиеся составляют план изучаемого курса или находят ответы на поставленные педагогом вопросы, после чего работы обсуждаются. Допускается использование дополнительного материала в виде справочников, словарей, энциклопедий.

Допустимо использование работы с книгой на разных этапах обучения: изучение нового или повторение пройденного. Использование метода обусловлено во многом особенностью коллектива обучающихся в целом. Если во время прочтения лекции большая часть учеников темы не усваивает, то работа с книгой побуждает к деятельности всех. Применяя на уроке работу с книгой, можно подойти к обучению дифференцированно: пока одни находят ответы на поставленные задачи самостоятельно, другим можно объяснить сложную для них информацию.

Работа с книгой может быть представлена как работа в классе или как домашняя работа. В обоих случаях тип работы обусловлен конкретной необходимостью. Для обзорного обучения можно ограничиться кратким или подробным конспектированием. Для того чтобы заострить внимание учащихся на главном, можно предложить им составить схему, фиксируя только нужные понятия. Если изучаемый в книге материал потребуется для дальнейшего воспроизведения, то стоит прибегнуть к составлению плана текста. В отдельных случаях знание материала обусловлено личной потребностью ученика. Например, когда он что-то помнит, а что-то подзабыто, то над информацией делаются пометки.

Читайте также:  Рассказ о барсуке 2 класс окружающий мир

Основная роль и значение словесных методов обучения

Словесные методы обучения в педагогике играют незаменимую роль, поскольку информация воспринимается и преподносится через слово. Слово педагога, наделенное правильно подобранными эмоциями, способствует усвоению материала. Если урок преподносится сухо, без эмоций, кроме скуки, он ничего вызывать не будет. И, наоборот, речь педагога привлечет внимание слушателей, если будет оживленной.

К каждому словесному методу нужно уметь подбирать необходимые приемы. В противном случае не все учащиеся могут быть привлечены к работе. Это не единственный недостаток. К минусам относят и тот факт, что на реализацию данных методов уходит много времени, при этом в определенных случаях в работу могут быть вовлечены не все обучающиеся.

Присущая словесным методам вариативность позволяет, подстроив их под ситуацию, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, как отдельного ученика, так и всего класса.

Достоинства методов

Плюсов представленная классификация методов в образовании имеет больше. Их преимущество не только в том, что они способствуют развитию любознательности, но и в сочетании с отдельными приемами развивают логику мышления обучающихся, речь и память.

Присущая словесным методам вариативность позволяет, подстроив их под ситуацию, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, как отдельного ученика, так и всего класса.

Источник

Плюсы и минусы различных методов обучения

Плюсы и минусы различных методов обучения

Составитель: Елена Грицина©,

методист МБОУ ДОД ЦДТ «Звёздный»

1. Значительная часть людей привыкла к этому методу.

1. Слушатели могут заскучать.

2. Можно представить большой объём информации за относительно короткое время.

2. Слишком долгая лекция может привести к деконцентрации.

3. Информация предоставлена системно, логически связано.

3. Могут появиться трудности с запоминанием информации.

4. Роль слушателя не творческая.

5. Слаба активность слушателя, нет обратной связи.

1. Внесение разнообразия в занятия.

1. Необходимость специального оборудования, фильмов.

2. Даёт возможность сконцентрироваться на проблеме.

2. Требует немалого личного вклада того, кто подготавливает занятия (предварительный просмотр, систематизация материала и т. п.)

3. Восприятие наглядное, эмоционально, позволяет войти в положение людей, представленных в фильме.

3. Требует определённых организационных усилий.

4. Зритель после просмотра фильма может активно работать

4. Возможны технические сложности.

5. Возможность много планового, системного подхода.

5. Не заменит живого слова.

1. Даёт возможность ознакомится с информацией, документами…

1. Перед занятием руководитель должен подготовить необходимые материалы.

2. Способствует пониманию терминов.

2. Если каждый участник работает индивидуально, невозможно правильно проанализировать результат работы

3. Создаёт возможность индивидуальной и групповой работы.

3. Трудности в подборе текста.

4. Может вести к дискуссии.

4. Группу бывает трудно поделить на равные части.

5. Развивает интеллектуальные умения, творчество, ответственность, коммуникабельность.

6. Способствует самомотивации.

1. Можно собрать большое количество предложений

1. Группа не всегда хочет работать творчески.

2. Все участники занятий проявляют активность.

2. Может случиться, что в группе будут люди стеснительные и тогда будет собрано не большое количество предложений.

3. Не требует специальной подготовки

3. Использовать этот метод хорошо, когда участники группы уже познакомились и не надо «растапливать лёд»

4. Участники учатся слушать друг друга

4. Первому трудно начать.

5. Облегчает работу над определением и объяснением сложных понятий

6. За минимальное время – максимум информации.

7. Можно провести диагностику группы.

1. Развивает логику, аналитическое мышление, умение аргументировать

1. Трудно объяснить задание в сложных видах дискуссии

2. Занимает много времени

3. Возможность использования дополнительного материала.

3. Желательна предварительная подготовка участников.

4. Возможность услышать и сопоставить разные точки зрения.

4. Первый (наиболее активный или эмоциональный участник) может увести в сторону

5. Воспитывается терпимость

5. Необходимо предельно точно сформулировать тему (задание)

6. Дисциплинируют и организуют.

6. Возможность превращения в «говорильню»

7. При узко поставленной проблеме возможны повторения.

1. Позволяет одновременно работать как в группе, так и индивидуально

1. Является долгим по времени реализации

2. Даёт возможность обменяться мнениями

2. Требует предварительной подготовки дополнительных материалов, например, цветных карточек, клея и т. п.

3. Учит слушать других и уважать их взгляды, вырабатывает конструктивизм

3. Группы, в которых выполняется это задание, не могут быть слишком многочисленные.

4. Учит приходить к компромиссу

5. Учит аргументации

6. Включает в работу всех участников

1. Широкие возможности использования

1. Большой объём информации

2. Позволяет увидеть и построить связи между различными предметами, явлениями

2. Ассоциации могут быть слишком отдалёнными от проблемы, уводить в сторону

3. За короткое время можно структурировать проблему.

4. Активизируют «низы».

5. Позволяют вызвать интерес к проблеме, актуализировать её.

6. Не требуют большой подготовки

Ролевая игра, симуляция

1. Очень эффективно включает в работу участников занятий

1. Могут вызвать конфликтные ситуации в группе

2. Дают возможность развить умения, отработать практические навыки

2. Ведущий занятия должен следить за всем, что делается и в случае необходимости реагировать

3. Позволяют «побыть в ситуации», что способствует пониманию проблемы

3. Инструкции должны быть написаны чётко, простым языком, чтобы их легко могли понять участники

4. Развивают навыки коллективной работы

4. Требуют подготовки помещения

5. Способствует формированию культуры

6. Дают возможность понаблюдать за типичными реакциями людей

6. Может помешать некомпетентность для заданной роли

Источник

Познавательное и интересное