НА КАКИЕ 2 ЧАСТИ ДЕЛИТСЯ СЮЖЕТ «ПОСЛЕ БАЛА » Л. Н. ТОЛСТОЙ
Рассказ строится на контрастах.
Повествование, ведущееся от первого лица, дает нам возможность увидеть все глазами человека, находящегося под воздействием сильных чувств, поэтому описание событий очень эмоционально.
Первая часть рассказа — описание бала у губернского предводителя. Главный герой, Иван Васильевич, воспринимает происходящее как волшебное празднество. Его молодость и влюбленность окрашивают все, что он видит, в светлые восторженные тона. Он любуется милым лицом Вареньки. Ивана Васильевича переполняет счастье: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью».
Вторая часть рассказа резко контрастирует с первой. События сосредоточиваются вокруг жестокой сцены наказания палками солдата-татарина. Снова мы видим происходящее глазами очевидца. Праздник резко обрывается в его душе, суровая действительность поражает его своим безобразием. Но самое отвратительное то, что командует этим избиением отец Вареньки, которого за несколько часов до этого молодой человек восторженно боготворил.
Герой в смятении: он не может понять, каков же этот человек на самом деле. Только что он был нежным и любящим отцом, готовым ради любимой дочери экономить на себе, чтобы вывозить ее в свет, баловать и радовать. И вот перед героем жестокий, злобный начальник, которому неведомо милосердие и сострадание. Как в нем могут уживаться эти качества? Толстой заставляет задаваться этим вопросом не только героя, но и читателя.
В рассказе противопоставлены два основных эпизода: мазурка и экзекуция. Описание полковника в танце: «он бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно. задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками. ». Все эпитеты выражают бодрость, живость. Облик полковника вызывает симпатию не только героя и гостей бала — читатель также заражен этим обаянием.
А вот описание того же человека утром на площади: «он шел. подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу»; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу». Мы словно видим двух разных людей: один из них вызывает добрую улыбку, другой — отвращение.
В рассказе есть более спрятанные, но в то же время столь же говорящие цветовые контрасты: преобладающие белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, страшному, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа. Столь же контрастно сопоставление звуков первой и второй части: звуки вальса, кадрили, мазурки, польки — и свистки флейты, буханье барабана.
Для писателя решение героя о «неучастии во зле» — правильное, естественное для нравственного человека. В этом содержится гуманистический пафос рассказа.
Рассказ Толстого «После бала»: краткое содержание, сочинение для 8 класса
«После бала» – кратчайшее содержание рассказа Льва Толстого, пересказ. Русская литература, 8 класс. Сочинение: полковник на балу и после бала; утро, изменившее жизнь. Анализ рассказа: главные герои и их характеристика, тема, суть рассказа, главная мысль, композиция. Почему произведение названо «После бала»? Художественный прием – антитеза. Против чего направлен рассказ?
«После бала» — рассказ Льва Толстого, написанный в 1903 году, но изданный лишь после смерти автора, в 1911-м.
По сюжету, молодой студент, влюбленный в дочь армейского полковника, утром после бала видит, как отец девушки командует жестоким наказанием солдата — несчастного зверски избивают палками. Из-за этого потрясения любовь главного героя к красавице вскоре угасает, сам он отказывается от мысли о какой бы то ни было службе.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube:
Краткое содержание
Пожилой и всеми уважаемый Иван Васильевич рассказывает в дружеской компании, как вся его жизнь переменилась после одного случая в юности.
Дело было в 1840-х годах, в правление царя Николая I, поборника жесткой дисциплины. Рассказчик тогда учился в неком провинциальном университете, был богат и красив, любил бывать на балах. Он был горячо влюблен в 18-летнюю Вареньку Б.
На балу в последний день масленицы Варенька в белом платье затмила всех других красавиц. Они с Иваном Васильевичем очень нравились друг другу и танцевали почти беспрерывно. В знак любви Варенька подарила ему перышко из веера, и юноша был счастлив.
В конце бала отец Вареньки Петр Владиславович — красивый и статный полковник с усами как у царя Николая I — танцевал с дочерью мазурку. На лице у него сияла ласковая и радостная улыбка. Рассказчик с восторженным умилением любовался на Вареньку и ее чудесного отца.
Иллюстрация В. Келермана
Вернувшись домой под утро, молодой человек не смог уснуть: он был слишком счастлив. Одевшись, он вышел на улицу, где уже рассвело, и пошел к дому любимой. Сердце его переполнялось радостью.
Возле дома Б. он увидел военных. «Татарина гоняют за побег», — объяснил ему прохожий кузнец. Это был прогон сквозь строй — наказание, в ходе которого провинившегося солдата сослуживцы избивали палками. За первый побег полагалось 1500 ударов. Нередко после такой экзекуции человек умирал.
Иллюстрация И. Архипова
Рядом с раздетым по пояс татарином, которого тащили сквозь строй унтер-офицеры, шагал высокий и статный полковник. Иван Васильевич узнал в нем отца Вареньки. Избиваемый солдат лишь всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте». Но его не жалели: вся спина несчастного превратилась в кровавое месиво, а его продолжали бить.
Полковник, заметив, что один из солдат наносит удары недостаточно сильно, стал бить того по лицу: «Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь?».
Иллюстрация В. Келермана
В этот момент полковник Б. заметил кавалера своей дочери. Но сделал вид, что не узнал его, и отвернулся, зло нахмурившись.
С непонятным чувством стыда, словно это он совершил плохой поступок, Иван Васильевич ушел домой. На сердце была невероятная тоска, студенту казалось, что его сейчас вырвет. Заснуть он сумел лишь вечером, мертвецки напившись в компании друга.
Иван Васильевич еще долго думал: раз все считают случившееся нормальным делом, значит, это я чего-то не понимаю? Но за все последующие годы он так и не смог понять и оправдать увиденное. В итоге он не поступил на военную службу, как собирался ранее, и вообще нигде и никогда не служил.
Его любовь к Вареньке вскоре угасла: при виде ее улыбки юноша невольно вспоминал полковника во время экзекуции, и оттого стал избегать встреч с девушкой.
Откуда Толстой взял этот сюжет
В основе рассказа лежит история, случившаяся с братом писателя. Сергей Толстой в юности жил в Казани и был влюблен в Варвару Корейш, дочь офицера Андрея Корейша. Знал эту семью и Лев Николаевич, тоже учившийся тогда в Казани.
Место в Казани, где происходила экзекуция, сейчас является частью улицы Льва Толстого.
Написать рассказ на эту тему Толстой задумал в июне 1903 года, когда записал в дневнике: «Рассказ о бале и сквозь строй». Первоначально автор планировал называть произведение «Дочь и отец» или «А вы говорите». 9 августа того же года Толстой в дневнике сообщил, что рассказ написан за один день: «Написал в один день “Дочь и отец”. Не дурно».
Анализ рассказа: тема, проблематика и композиция
Тема рассказа «После бала» — добро и зло в жизни человека. Лев Толстой показывает, как в душе одного и того же человека любовь к дочери парадоксальным образом уживается с холодной жестокостью к провинившемуся солдату. Глядя глазами главного героя на то, что происходит на балу и после бала, автор демонстрирует чудовищность такого положения вещей. Зло не может мирно соседствовать с добром, жестокость отравляет душу и не оставляет шансов любви, показывает он.
Композиционно рассказ состоит из двух частей. Первая часть — радостная и возвышенная картина бала, где танцуют молодые влюбленные. Вторая часть — тяжелая и давящая сцена с прогоном через строй. Весь рассказ построен на антитезе — художественном противопоставлении.
Смысл названия «После бала» именно в этом противопоставлении. Мир вокруг способен измениться в одно мгновение, если человек готов стать злодеем по требованию момента. Точно так же после бала изменился и молодой студент Иван — но изменился в лучшую сторону. То, что казалось ему важным и прекрасным, померкло, и он решил навсегда изменить свою судьбу, выбрал добро, а не зло.
Характеристика главных героев. Как писать сочинение
Центральные персонажи рассказа — это Иван Васильевич, от лица которого ведется повествование, его возлюбленная Варенька и ее отец-полковник.
Полковник на балу и после бала
Полковник Петр Владиславович Б. предстает перед читателям в двух ипостасях. Вечером на балу он показан как любящий отец и блестящий офицер. Рассказчик с восхищением описывает его внешность, его манеры, его нежность к дочери. Всё в полковнике кажется Ивану Васильевичу проявлением достоинства, всё умиляет: даже сапоги, изготовленные батальонным сапожником, воспринимаются как воплощение скромности, присущей заботливому отцу.
Тем разительнее контраст с тем, как ведет себя полковник Б. наутро после бала. Вся его нежность и благородство улетучились. Офицер становится суровым палачом, который методично мучает провинившегося солдата. Полковник делает вид, что не узнал Ивана Васильевича: возможно, он сам сознает, насколько противоречат друг другу две стороны его личности. Однако он сделал свой выбор и смирился со своей ролью.
Иллюстрация Н.А. Ращектаева
Утро, изменившее жизнь
Иван Васильевич, от имени которого ведется повествование, — немолодой мужчина, заслуживший всеобщее уважение. Он склонен размышлять и задаваться непростыми вопросами.
В юности Иван Васильевич учился в университете, был хорош собой и богат, любил развлечения и не задумывался о сложных вещах. Из рассказа видно, что он умел любить искренне и чисто, собирался связать свою жизнь с прекрасной Варенькой и пойти на службу. Он был полон оптимизма и любви к миру.
Все изменилось после казни солдата, которой командовал отец Вареньки. Юноша, еще не успевший лишиться душевной чистоты, смог увидеть весь ужас происходящего, хотя другие люди считали эту жестокость нормальной.
Вспоминая этот эпизод спустя много лет, Иван Васильевич признавал, что какое-то время пытался оправдать увиденное, но так и не смог этого сделать. Глубокое нравственное чувство заставило его возненавидеть такой порядок вещей и отказаться быть частью этого порядка.
Неизвестно, чем стал заниматься Иван Васильевич вместо военной или статской службы, но один из собеседников упоминает, что благодаря ему многие получили достойное воспитание: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
Смысл произведения. Против чего направлен рассказ Толстого?
Рассказ Толстого можно понимать буквально. Автор осуждает жестокость и зверства, скрывающиеся за благополучным фасадом царской России. Не зря полковник Б. внешне напоминает императора Николая I, заслужившего обидное прозвище «Николай Палкин».
С другой стороны, Толстой поднимается на уровень обобщений. Он заставляет задуматься о конфликте в душе каждого человека. Можно ли искренне любить своих родных, но мучить и калечить чужих людей? Общество считает это нормальным, но разве это не противоречит всем принципам морали? Именно такое двуличие не может принять Иван Васильевич.
Кроме того, «После бала» можно понимать как размышления Толстого о причинах своего разрыва с официальным христианством. Бал проходит в последний день масленицы — Прощеное воскресенье, а провинившегося солдата гонят сквозь строй в Чистый понедельник, первый день Великого поста. Так христианское милосердие оказывается пустым звуком, идея прощения забыта перед лицом армейской дисциплины. Такая вера чужда гуманисту Толстому, и потому он в поисках Бога отворачивается от официальной церкви.
Иллюстрация И. Пчелко
Л.Н. Толстой «После бала»: сюжет и краткое содержание рассказа
«После бала» — поздний рассказ Льва Толстого, отражающий в концентрированной форме нравственные идеалы писателя. Рассказ построен как простое противопоставление — бала и истязания беглеца, офицера на балу и того же офицера, заставляющего жестоко избивать беглого солдата.
«После бала» показывает чудовищную двойственность нашей жизни, в которой мы — приличные, добрые, уважаемые люди и тут же — жестокие, бездушные, при этом верящие, что поступаем правильно.
Эту двойственность подчёркивает время рассказа — ночь перед Великим постом, когда человек должен простить всех и обратиться к своей душе. По христианской традиции время после захода солнца относится уже к новым суткам. Шумный и весёлый бал идёт, когда уже начался день Великого поста и покаяния. И этим же утром человека, не совершившего преступления против человека, истязают до смерти.
Противоестественность подобного порядка, который всем кажется обычным, Толстой изображает как прекращение любви. Герой уже не может видеть лицо любимой — он видит перекошенное злобой лицо её отца.
Главные герои
Иван Васильевич
Рассказчик и главный герой произведения. Он уже в возрасте и рассказывает молодым людям историю из своей юности, когда был студентом, весёлым, привлекательным и богатым молодым человеком.
В ту пору Иван Васильевич не увлекался никакими «идеями», не посещал революционных кружков, а вёл жизнь сообразную молодости: любил балы, танцы, шампанское, часто влюблялся и однажды очень сильно — в Вареньку Б. Судя по его рассказу и отношению слушателей, он был хорошим человеком — милым, добрым, интересным.
Это подтверждает и история его любви. Когда Иван Васильевич увидел, насколько жесток отец Вареньки, он уже не мог любить по-прежнему: в лице девушки ему виделось лицо отца-полковника во время истязания беглого солдата.
Лев Толстой намеренно изображает героя самым обыкновенным, чтобы показать, что зло противоестественно человеку,
Сюжет
Иван Васильевич — главный герой и рассказчик — рассказывает компании молодых людей историю своей любви.
Однажды он всю ночь перед Масленицей протанцевал на балу со своей возлюбленной, а утром, от избытка чувства, пошёл бродить по городу. Герой выходит на край поля, где наказывают солдата-беглеца.
Увидев страшную картину расправы и узнав в офицере отца Вареньки (любимой девушки), Иван Васильевич чувствует стыд и ужас. После увиденного он уже не может служить, а любовь проходит.
Краткое содержание
В компании молодых людей зашёл разговор о том, как различить хорошее и дурное. Иван Васильевич, один из гостей, высказал мнение, что отличить одно от другого помогает случай, и рассказал свою историю.
История Ивана Васильевича
Любовь
Герой-рассказчик — студент провинциального университета — влюблён в Вареньку Б. — «высокую, стройную, грациозную и величественную». В то время он, как все молодые люди, «учился и веселился» с товарищами, был весел, да ещё и богат, хорош собой, очень любил балы и танцы, часто влюблялся, однако Варенька была его самой сильной любовью.
Однажды, в последний день Масленицы, Иван Васильевич весь вечер танцует на балу у губернского предводителя с Варенькой. Он «пьян любовью», танцует до упаду, по возможности — только с ней. Если же ему приходится выбрать другую партнёршу (по условиям танца), герой не может отвести глаз от Вареньки, её «высокой, стройной фигуры в белом платье с розовым поясом, ее сияющего, зарумянившегося с ямочками лица и ласковых, милых глаз».
Перед самым ужином, в третьем часу ночи, когда закончилось время танцев, Варенька дарит герою перо из своего веера: «Я взял перышко и только взглядом мог выразить весь свой восторг и благодарность». И тут же отца Вареньки гости просят танцевать с дочерью.
(Л.Н. Толстой «После бала», художник В.Гильберт)
Отец, «очень красивый, статный, высокий и свежий старик», соглашается, и они с дочерью под всеобщее восхищение делают 2 круга мазурки. Герой так умиляется этой картине, что, кажется, «обнимал в то время весь мир своей любовью».
Расправа
После ужина герой танцует с любимой кадриль, а потом уезжает домой. Однако спать он категорически не может: любовь и счастье переполняют его. Иван Васильевич выходит на улицу, и ноги сами приводят его на поле, где жила Варенька с отцом — там же находится и военная часть, в которой служит полковник Б.
«В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки» — однако с конца поля доносилась какая-то странная, страшная музыка. Иван Васильевич пошёл в сторону звуков и при приближении увидел «много чёрных людей» — солдат в чёрных мундирах, которые «стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались».
То, что далее увидел герой, потрясло его. Между рядов вели человека — беглого солдата-татарина, и каждый солдат должен был ударить его. Татарина вели унтер-офицеры и сопровождал высокий военный — «Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».
Мучения беглеца были невыносимы, спина его превратилась в кровавое месиво. Поворачиваясь к каждому, он повторял: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте»… Но каждый бил с силой, иначе и он мог оказаться на месте татарина — за ними строго следил полковник: «Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос, — Будешь мазать? Будешь?»
Отдавая приказ подать свежих шпицрутенов, полковник увидел Ивана Васильевича и… сделал вид, что они не знакомы. А герою вдруг стало стыдно: «…я опустил глаза и поторопился уйти домой».
«Любовь с этого дня пошла на убыль…»
Иван Васильевич вовсе не думал, что полковник поступает дурно: в ту пору в армии наказание шпицрутенами (которое часто приводило к смерти или страшным увечьям) было делом обыкновенным. Ему казалось, что полковник (и все прочие) знает что-то такое, что оправдывает эту жестокость.
Однако герой пошёл к приятелю, напился пьян и только тогда смог уснуть. После он переменил своё решение поступить на службу и… разлюбил Вареньку: «Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет».
Краткое содержание рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Гений русской литературы написал рассказ «После бала» (его краткое содержание будет раскрыто далее) в 1903 г., но текст этот был опубликован спустя восемь лет, после того как классик умер. Сюжетом для произведения послужили реальные события, случившиеся с братом автора, когда тот был молод. Лаконичная композиция рассказа позволила Льву Толстому сконцентрировать внимание читателя лишь на страшном факте, кардинально переменившем жизнь и мироощущение главного героя.
Главные герои рассказа
Из-за формата повествования очень сужен круг действующих лиц. Их всего трое:
Время и место в рассказе
Лев Николаевич разделил действие произведения на два периода. В первой главе изображена дружеская встреча пожилых уже людей. Они начинают философствовать. Беседа переходит на тему, как условия жизни и общества могут изменить жизнь человека. Здесь и высказывается основной посыл произведения:
«Для совершенствования личности прежде всего нужно изменить условия, в которых живет человек».
Но главные события переносят читателя в 40-е года XIX столетия. Рассказчик, уже пожилой Иван Васильевич, предлагает своим друзьям послушать историю, приключившуюся с ним в его бытность студентом. Тогда молодой человек славился как «веселый и бойкий малый, да еще и при деньгах». Действие этого повествования происходит в одном небольшом городке во время празднования Масленицы.
Краткое содержание
История, которую поведал друзьям Иван Васильевич, также состоит из двух частей: бал и раннее утро после него. Такое построение было придумано Толстым неспроста. В каждой из этих частей повествования раскрываются разные ипостаси другого действующего героя рассказа – Петра Владиславовича. Перед нами словно предстают два разных человека.
Влюбленность
Начнем пересказ краткого содержания произведения с описания празднества. Недаром рассказ называется «После бала». Его давали в доме губернского главы накануне поста. Зная, что там должна была присутствовать красавица Варенька, молодой Иван Васильевич всячески добивался того, чтобы оказаться среди приглашенных на бал. Все празднование он провел в танцах с возлюбленной, о которой мечтал, и ощущал себя воодушевленным от охватившего его возбуждения. Все кружило голову молодому студенту: прекрасное лицо Вареньки, веселая музыка, блистательные наряды гостей, богатая обстановка дома. Ивану Васильевичу казалось тогда, что мир полон добрых и умных людей.
Под конец веселья в зал явился полковник Петр Владиславович. Военный приехал за дочкой, чтобы сопровождать ее домой. Его поведение выказывало нежные отцовские чувства. Хозяйка бала убедила пожилого отца станцевать бойкую мазурку вместе с дочерью. И «статный и красивый старик» уважил ее просьбу. Во время танца студент обратил внимание на обувь отца Вареньки. Его сапоги были сделаны несколько топорно, башмачником, который дешево оценил свою работу. Эти сапоги еще больше расположили влюбленного студента к отцу Вареньки. Значит, он экономит на себе, чтобы иметь возможность вывозить дочь в свет.
Танец с Варенькой
События после бала
Придя домой, влюбленный студент был не в состоянии сомкнуть глаз от переполнявших его чувств. И лишь забрезжило утро, он поднялся, оделся и пошел бродить по городу. Был первый день Великого Поста, и людей – в отличие от шумной и веселой Масленицы – на улицах было немного.
Ноги сами несли Ивана Васильевича к дому Вареньки. Любовь окрашивала все окружающее в самые радужные цвета. Ивану Васильевичу тогда казалось, что его окружают хорошие люди, добрые, чуткие, отзывчивые. Он вспоминал события на балу с трепетом и нежностью.
«Я был блажен, счастлив, добр, я сам был не я, а некое неземное существо, которое не знает зла и способное творить одно добро» — характеризует себя тогдашнего рассказчик.
Вдруг он заметил, что у дома Вареньки собралась толпа. Встревоженный, студент подошел поближе. Он увидел строй солдат. Они по очереди били железными прутами, шпицрутенами, оголенного по пояс человека. Краткий пересказ не дает возможности описать, что почувствовал главный герой, увидев, как кожа на спине наказуемого сделалась «кровавой, мокрой, неестественное». В толпе говорили, что наказывают дезертира, татарина, Его постигла принятая в тогдашней российской армии кара «пройти сквозь строй».
Но хуже всего было то, что распоряжался этой экзекуцией Петр Владиславович. Тот самый нежный и преданный отец возлюбленной героя! Студент с ужасом увидел, как тот ударил в лицо солдата, который не так рьяно хлестал несчастного татарина. А когда взгляды отца и студента встретились, Петр Владиславович глянул на него так, будто они и не встречались.
Значимость события
Рассказ снова возвращает читателя в начало ХХ века. Уже пожилой Иван Васильевич говорит, что никак не мог понять суть произошедшего. Поскольку никто не возмущался наказанием, он думал, что так и должно поступать. Но все человеческое в нем протестовало против такой жестокости. Он уже не мог видеть Петра Владиславовича, да и любовь к Вареньке улетучилась. Переживший душевный переворот юноша на всю жизнь приобрел отвращение не только к воинской, но даже государственной службе.
Главная мысль Толстого
Несмотря на то, что произведение классика было написано более ста лет назад, оно читается на одном дыхании. Это вечная тема. Добрый, чуткий человек и репрессивная государственная машина всегда будут входить в конфронтацию друг с другом. Иван Васильевич совсем не бунтарь. Но он вправе не стать винтиком в этом «обществе преследования». Возможно, краткое содержание сочинения писателя, которое здесь приведено, побудит вас читать его текст целиком. И тогда мир Толстого откроется во всей своей безжалостной реальности.