Нестандартная НОД по развитию речи «Составление рассказа о предмете»
Валентина Долбнева
Нестандартная НОД по развитию речи «Составление рассказа о предмете»
Нестандартное НОД по развитию речи
П. с. Учить составлять небольшой рассказ о предмете. Продолжать работу по фонематическому слуху, учить находить данный звук в слове
По картинке и на слух. Совершенствовать умение правильно использовать форму множественного числа родительного падежа и единственного числа существительных обозначающих детенышей. Показать многообразие транспортных средств, закреплять умение узнавать, называть,группировать транспорт по назначению: наземный, воздушный, водный. Закреплять умение отгадывать загадки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с товарищами.
Словарная работа: «кузовок».
Ход: ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к сказочным героям мультфильмов и сказок.
Стук в дверь, входит старичок – Лесовичок.
— Здравствуйте дети, я пришел к вам из далека,отгадайте откуда я к вам пришел:
— Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем. (лес)
— Да. Я пришел из леса и принес вам это. Что это? Да, это берестяной кузовок. в нем лежит для вас подарок – интересная игра, но играть в нее могут внимательные, наблюдательные, находчивые, дружные.
Восп-ль: ребята, давайте покажем Лесовичку, что мы умеем делать.
Литературная викторина: «В гостях у сказки».
Дети приходят в гости к Буратино. Он перепутал иллюстрации сказок Пушкина, Маршака, Чуковского и т. д.
4детей разбирают авторские сказки, остальные повторяют скороговорки.
— сорок сорок в короткий срок съели сырок.
-Юля маленькой была и вертелась, как юла.
Восп-ль. Сейчас мы с вами будем учиться составлять описательный рассказ по модели. (алгоритм).
Дать план описания предмета 2-3 детям. Описывают деревья.
2. воспитатель приглашает детей в гости к Карлсону, который перепутал транспорт и теперь транспорт остановился.
— Какие виды транспорта вы знаете?
— как можно сгруппировать транспорт по назначению?
— Разложите транспорт по месту передвижения: водный, наземный, воздушный.
Лесовичок. Я тоже хочу детям загадать загадки.
Паровоз без колес, вот так чудо паровоз,
Не с ума ли он сошел, прямо по морю пошел. Пароход.
Дом по улице идет, на работу всех везет,
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. Автобус.
Дети загадывают загадки Лесовичку, он ошибается, дети его исправляют.
— Что произойдет, если не будет никакого транспорта?
— Смогут ли работать заводы, фабрики?
— А что будет со строительством?
3. ребята, расскажите Лесовичку про посуду, в которой подают на стол хлеб, сахар, соль, масло, в чем заваривают чай, кофе и покажите иллюстрации.
4. Найди в слове звуки –р-л-.
Воспитатель показывает картинку не называя, а дети сигналят.
-р- красная карточка
Лесовичок. А на слух дети могут определять звук? Он называет слова со звуками –р-л-, а дети сигналят карточками.
5. Физминутка. д/игра «Назови детенышей».
6. Восп-ль подводит детей к уголку, где сидит Незнайка. Дети спрашивают почему он грустный.
— Мне подарили игру «Подбери ноги к голове», а я не могу найти кому они принадлежат. 4ро детей помогают Незнайке. Животные – петух, лягушка, баран, пингвин.
Конспект НОД с использованием приёмов по развитию речи у детей «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Тема: «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Цель: формирование умений детей составлять рассказы по картине. Задачи:.
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» 1. Развивать речь детей. 2. Учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; составлять короткий рассказ на.
Конспект ООД по развитию речи «Игрушки». Составление описательного рассказа Тема: «Игрушки» Цель: «Учить составлять описательный рассказ». Задачи: 1. Учить детей описывать игрушку, употребляя в речи названия предметов,.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа о зиме с использованием мнемодорожек» Тема: Составление рассказа о зиме с использованием мнемодорожек. Цель: обучение составлять короткий описательный рассказ о времени года.
Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу» «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу». Образовательная область: «Речевое развитие». Интеграция: «Познание», «Социализация»,.
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Тема: «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»» Цель: формировать умение придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность.
Составление рассказа по развитию речи «Умка — белый медвежонок» в подготовительной группе Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 186 города Тюмени (МАДОУ д/с № 186 города Тюмени) Тема:.
Занятие по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему» Задачи: • связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему; • словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия.
Конспект по развитию речи «Составление связного рассказа с опорой на алгоритм» (интерактивная доска)
Олеся Галушко
Конспект по развитию речи «Составление связного рассказа с опорой на алгоритм» (интерактивная доска)
Цель: совершенствовать умение детей пользоваться алгоритмом для составления рассказа о профессии.
«Коммуникация»: способствовать расширению активного словарного запаса, их кругозора. Уточнять и расширять словарь детей по теме «Профессии», развивать связную речь, умение рассуждать, строить логически связанное высказывание. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
«Музыка»: продолжать развивать умение детей двигаться под музыку.
1. Организационный момент.
— Ребята, скажите пожалуйста, каждое утро вас мамы и папы приводят в детский сад, а сами они куда идут? Итак, у всех мам и пап есть работа или свои занятия, обязанности. Сегодня мы с вами будем говорить о профессиях.
(Слайд 2) Воспитатель читает стихотворение. После прочтения картинка закрывается и дети отвечают на вопросы.
— Кто сможет назвать имена детей, которые вели беседу? (Толя,Боря, Николай, Вова, Ната, Нина) Какие профессии были перечислены в стихотворении? (Пилот, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портной, доктор, учительница)Ребята, а скажите, можно ли догадаться какое время года было на улице? А время суток? (Вечер)
(Слайд 3) Физминутка
Ребята, а нас сегодня приглашают потанцевать веселые тигрята.
(Слайд 4) Интерактивная игра «Загадай атрибуты, угадай профессию». Ребята посмотрите, каждая профессия имеет свои атрибуты и инструменты для труда. Давайте назовем их. (Дети называют то, что нарисовано на картинках). А теперь вы сами попробуйте нам назвать предметы или атрибуты, а мы будем угадывать профессию. (Дети отвечают)
(Слайд 5) Сейчас мы будем рассказывать с вами о профессиях. Для этого давайте внимательно рассмотрим алгоритм вашего ответа. Сначала называем профессию, затем место работы, что этот человек делает, есть ли у него специальная одежда, инструменты, и нравится ли вам эта профессия. А внизу картинки профессий, которые вы будете выбирать сами. (Дети отвечают) Ответы детей оцениваются.
Ребята, а скажите кем вы хотите быть, когда вырастите?
(Слайд 6) Молодцы, ребята!А теперь послушайте слова: Докторами дети были, все игрушки полечили. А теперь давайте повторим их хором. Теперь каждый из вас произнесет их отчетливо.
В заключении воспитатель подводит итоги работы детей. И награждает их раскрасками о профессиях.
«Мамина профессия». Конспект НОД к Дню 8 марта с презентацией План-конспект по ознакомлению с окружающим и развитию речи Тема: «Женские профессии» Задачи: Коррекционно-образовательные: закреплять представления.
Презентация «Загадки о профессиях» Данная презентация была создана для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с лексической темой «Профессии».
Алгоритм рассказа
Содержание статьи.
(Для быстрого перехода нажмите на название раздела)
На этой странице представлены карточки – схемы или алгоритмы рассказа, которые помогут ребенку легко составлять рассказ описание по теме.
Эти схемы ребенок должен держать у себя в голове, и когда ему предстоит рассказать на определенную тему, он мысленно представляет себе эту таблицу и производит описание.
Что же такое алгоритм рассказа?
Алгоритм – это точное представление у ребенка того что надо сказать, и в какой последовательности это надо говорить.
Например, просим ребенка рассказать вот об этом предмете. Опираясь на мнемотаблицу.
Примерно, мы должны услышать следующее:
Это посуда, кастрюля, кастрюля красного цвета в белый горошек, она среднего размера и сделана из железа, у нее есть две ручки и крышка, кастрюля нужна для того чтобы готовить суп, кашу или компот.
Все просто! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
Сейчас у многих детей отсутствует умение связно составить рассказ на заданную тему.
Это один из трудно дающихся видов речи у детей. Так как в силу возраста не хватает словарного запаса и знаний у детей.
Этому навыку обучают воспитатели в детских садах, но часто бывает так, что для ребенка этого недостаточно. Ребенку постоянно нужна практика, поэтому родители тоже должны включиться в этот процесс, если хотят, чтобы ребенок к школе мог легко и просто рассказать о любом животном, овоще или фрукте, явлении природы и т.п. Чтобы у ребенка была красивая и связная речь.
В процессе освоения монологического рассказа, на помощь приходят мнемотаблицы, по – другому, можно назвать, алгоритмы рассказа или схемы.
О пользе, и как работать, и что делать, более подробно читайте тут Мнемотехника для детей.
Коротко о том, что надо сделать.
Надо распечатать таблицы и иногда просить ребенка, рассказать Вам, о какой либо игрушке, ягоде, грибе, смотря на таблицу.
Опорные схемы для составления описательного рассказа. Набор из 22 карточек-схем в картинках
Познакомить ребенка с таблицей:
Цель занятий с алгоритмами рассказов, это развитие связной речи у ребенка. Делайте успехи вместе с ребенком, играйте и развивайте его словарный запас.
Благодаря мнемотаблицам ребенок научится выстраивать логические цепочки и излагать свои мысли.
Выбирайте алгоритмы рассказа.
Схема рассказа о Грибах
Схема рассказа о Ягодах
Схема рассказа о Деревьях
Схема рассказа о Фруктах, Овощах.
Алгоритм рассказа «Весна».
Алгоритм рассказа «Лето»
Алгоритм рассказа «Зима»
Алгоритм рассказа «Осень»
Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада Конспекты занятий (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Занятие 15
Тема «Радио»
Программное содержание. Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов.
Материал. Микрофон; предметные картинки (яблоко, ботинок, стул, кастрюля, мяч, цветок, огурец, смородина, кот, шуба); алгоритм описания предмета; две карточки с условными символами: «рукотворный мир», человек и «природный мир» – дерево.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что сегодня в группе работает необычное радио. (Диктором может быть взрослый или кто-либо из детей.) Педагог предлагает ребятам послушать важное сообщение.
Диктор. Внимание, внимание! Сегодня во время перевозки потерялись разные предметы рукотворного и природного мира. Того, кто их найдет, просим отнести предметы в специально отведенное место: предметы рукотворного мира – к карточке с человеком, а предметы природного мира – к карточке с деревом.
Воспитатель. Ребята, вы ничего не находили? Давайте поищем у нас в группе. Если найдете какие-нибудь картинки, несите сюда.
Когда дети найдут все картинки, снова «включается» радио.
Диктор. Внимание, внимание! Кто нашел предмет из меха, у которого есть воротник, рукава, пуговицы, спинка, необходимый для прогулок в холодную погоду?
Ребенок, который нашел картинку с шубой, отвечает и показывает картинку.
Воспитатель просит ребенка повторить название предмета. (Это шуба, это одежда.)
Диктор. Отнесите одежду в нужное место.
Воспитатель. Куда ты отнесешь одежду? (Карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира?
Аналогично проводится работа со всеми детьми и со всеми картинками.
Когда картинки с изображением всех предметов будут разложены, диктор говорит, что все предметы найдены, и благодарит тех, кто это сделал, перечисляя всех детей, затем объявляет, что радиопередача закончена.
Примечание. Это занятие может быть усложнено: дети самостоятельно объявляют по радио о найденных ими предметах.
Февраль
Занятие 16
Тема «Смешной рисунок»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.
Материал. Чистые листы бумаги, краски, карандаши, кисти.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги, предлагает потрогать их, погладить рукой, помять край листа. Задает вопросы: «Какая бумага? (Белая, гладкая.) Что с ней происходит, когда вы пытаетесь помять ее? (Мнется.) Что мы будем делать с бумагой? (Рисовать на ней.)
Педагог читает стихотворение:
Полдня рисовал я
Красавца коня,
И все за рисунок
Хвалили меня!
Спрашивает: «На чем рисовал мальчик? (На бумаге.) Знаете ли вы, как кони „разговаривают“?» Просит ребят изобразить «разговор» коней. Дети имитируют конское ржание.
Педагог продолжает чтение стихотворения:
Сначала мне мама
Сказала словечко:
– Чудесная, Мишенька,
Вышла овечка!
(Спрашивает у детей, как блеет овечка и просит изобразить ее блеяние.)
Но с тем же рисунком
Я к папе пошел,
И папа сказал мне:
– Отличный козел!
(Спрашивает у детей, знают ли они, как блеет козел, и просит изобразить его блеяние.)
Потом похвалила
Малышка сестренка:
– Ты очень хорошего
Сделал котенка!
(Спрашивает у детей, как мяукает котенок, и просит изобразить его мяукание.)
Педагог предлагает каждому ребенку, нарисовать на бумаге любое животное. Затем все вместе угадывают, какое животное изображено на каждом рисунке.
В конце занятия воспитатель подводит детей к выводу: на бумаге можно рисовать.
Занятие 17
Тема «Мой родной город»
Программное содержание. Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные представления о родном городе (поселке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу.
Материал. Фотографии домов, в которых живут дети, здания детского сада иллюстрации с изображением различных домов (деревянные, кирпичные), улиц, деревьев, машин; письмо от Незнайки.
Ход занятия
Педагог читает детям письмо от Незнайки, в котором он рассказывает о своем родном Цветочном городе, просит детей назвать город (поселок), в котором они живут, и рассказать о нем.
Воспитатель обращает внимание детей на доску, на которой с помощью магнитов развешены фотографии и иллюстрации с изображением домов, здания детского сада, улиц, деревьев, машин. Предлагает детям назвать все предметы, которые изображены на фотографиях и иллюстрациях. Подводит их к пониманию того, что на доске показан город.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии. Ребята находят на фотографиях дома, в которых они живут, с помощью воспитателя рассказывают о них (например: «Дом большой, в нем много квартир, в них живет много людей»).
Далее дети находят на фотографиях транспорт, который едет по улицам города, вспоминают, как он называется (автомобиль, троллейбус, автобус, грузовик).
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что в городах много домов, улиц, разных зданий, по улицам ездит транспорт. Затем сообщает название города (поселка), в котором они живут, и просит детей повторить его. Упражняет ребят в назывании города (поселка).
Занятие 18
Тема «Вот так мама, золотая прямо!»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества. Воспитывать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.
Материал. Кукла Катя, вязаные шапочка и шарфик, кукла в новом платье, коврик, отремонтированная кукольная коляска или игрушечная машина.
Ход занятия
В группе организована выставка вязаных вещей, изготовленных бабушками и мамами ребят.
В гости к детям приходит кукла Катя. Воспитатель обращает внимание ребят на наряд куклы, ее красивые вязаные шапочку, шарфик. Просит куклу Катю рассказать, кто связал эти вещи. Кукла сообщает: «Шапочку и шарфик мне связала бабушка. Она такая умелая, аккуратная. Я ее очень люблю».
Воспитатель обращает внимание детей на выставку вязаных вещей, которые изготовили их бабушки и мамы. Ребята рассматривают вещи. Воспитатель предлагает детям найти вещи, которые связали их мамы, бабушки.
Дети находят вещи, показывают кукле Кате, рассказывают о своих мамах, бабушках.
Воспитатель вместе с детьми и куклой Катей проходят к столу. На столе сидит кукла в нарядном платье. Воспитатель обращает внимание детей на красивое платье куклы. Выясняет, чья мама сшила такое нарядное платье. Дети рассказывают о маме, сшившей платье (например: «Маму Тани зовут Наталья Петровна. Она рукодельница, у нее золотые руки. Она постаралась, кукла стала нарядной»). Дети и кукла Катя благодарят маму Тани.
Затем дети переходят к столу, на котором лежит вязаный коврик для кукольного уголка. Кукла Катя рассматривает коврик, восхищается им, уточняет, кто связал такой замечательный коврик. Дети сообщают, что его связала бабушка Полины. Кукла Катя просит рассказать о бабушке Полины. (Например: «Бабушку Полины зовут Елена Владимировна. Она очень аккуратная, любит вязать»).
Кукла Катя еще раз обращает внимание ребят на коврик, на то, какой он красивый. Напоминает детям, что скоро праздник у мам и бабушек.
Предлагает ребятам сделать красивые коврики в подарок мамам и бабушкам.
Занятие 19
Тема «Золотая мама»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности.
Материал. Кукла Катя, одежда для куклы (белая сорочка, чулочки, красное в горошек платье, туфли).
Ход занятия
Воспитатель показывает детям куклу Катю и говорит: «Кукла только проснулась, ее надо одеть, обуть. Что нужно надеть? Во что обуть?» Читает стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама».
Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка,
Тоненькая строчка.
(Подзывает одного ребенка, просит помочь надеть на куклу сорочку, спрашивает, из какой ткани она сшита. (Из мягкой белой ткани.) Просит ребенка дать пощупать ткань сорочки другим детям.)
Мама песенку тянула,
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки!
(Подзывает другого ребенка, дает ему пощупать чулочки, предлагает дать пощупать их другим детям.)
Мама песенку допела,
Мама девочку одела.
Платье красное в горошках.
(Приглашает ребенка пощупать ткань платья, предлагает дать пощупать ее остальным детям.)
Туфли новые на ножках,
Вот как мама угодила —
К маю дочку нарядила.
Вот какая мама —
Золотая прямо!
В заключение воспитатель задает детям вопросы: «Кого вы одевали? (Куклу.) Что на нее надели? (Платье, сорочку, чулочки.) Из чего сделана одежда? (Из ткани.) Одинаковые ткани на ощупь? (Нет, одна жесткая, другая мягкая.) С каким новым материалом вас познакомила кукла Катя?» (С тканью.)
Занятие 20
Тема «Как мы с Фунтиком возили песок»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.
Материал. Игрушечные машины, кукла Фунтик, картинка с шофером и машиной, отцов и дедушек ребят.
Ход занятия
Во время прогулки воспитатель и кукла Фунтик обращают внимание детей на большую кучу песка, которую привезли в детский сад.
Фунтик. Ребята, посмотрите, как много песка появилось на территории детского сада.
Воспитатель. Фунтик, а ты знаешь, откуда появился этот песок?
Фунтик. Ну, это, наверное, песочный дождик прошел.
Воспитатель. Ребята, разве бывает дождик песочным? А вы как думаете, откуда появился этот песок? Правильно, песок привезли в детский сад на большой грузовой машине. Подскажите нам с Фунтиком, кто управлял машиной? (Шофер.)
Педагог показывает картинку с изображением шофера и машины и читает стихотворение:
Наш шофер помыл машину,
Сел за руль и выгнул спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины.
Воспитатель спрашивает: «Для чего песок привезли в детский сад?» (Чтобы дети в него играли.) Обращает внимание детей на то, что шофер, который привез песок, заботливый. Затем говорит: «Почему шофер не сгрузил песок с машины в детские песочницы? (Машина большая, не проедет на участок, нужна широкая дорога.) Давайте посмотрим, достаточно ли песка в нашей песочнице?»
Дети выясняют, что в песочнице мало песка. Педагог говорит, что они тоже могут быть шоферами и на машине перевезти песок в песочницу. Дети возят песок, Фунтик и воспитатель поддерживают их словами («молодцы», «умело возите песок» и т. п.).
Воспитатель. Устали? Да, работа шофера нелегка, совсем не просто управлять большой машиной! Ребята, вспомните, а кто помогает вашим мамам перевозить различные грузы из магазина, с дачи? (Папа, дедушка.) Папа дома – шофер, он очень заботливый. Папа возит всю семью по городу, на дачу, к бабушке.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии отцов и дедушек, а затем рассказать о своих папах (дедушках), о том, какие они. (Например: «Это мой папа, его зовут Коля, он умелый, заботливый, ловкий, сильный» и т. д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что папа, как шофер, разбирается в машине и ухаживает за ней. Он меняет колесо, если оно повреждено, заправляет бак бензином, чисто моет машину, чтобы она была красивой и в ней было приятно ездить.
Затем воспитатель предлагает детям чисто вымыть машины и аккуратно поставить их в гараж.
Конспект НОД по развитию речи на тему «Составление рассказа о весне с опорой на графические схемы»
Меркулова Ольга
Конспект НОД по развитию речи на тему «Составление рассказа о весне с опорой на графические схемы»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: совершенствовать умение детей составлять рассказ с опорой на графические схемы.
1. Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна».
2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, умение подбирать противоположные по смыслу слова).
3. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности.
Развивающие задачи:
1. Продолжать развиватьпсихические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
2. Развивать связную речь, умение слушать других, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей.
3. Закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказа по графическим схемам.
1. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, сочувствовать, помочь.
2. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Виды деятельности: коммуникативный, познавательно –исследовательский.
— словесный: беседа, чтение письма, вопросы, составление рассказа с помощью графических схем;
— наглядный: рассматривание картинок-схем; картинок с животными, весенними месяцами.
— игровой: дидактические игры («Скажи наоборот», «Добавь словечко»).
Материалы и оборудование: картинки животных, картинки весенних месяцев, картинки-схемы, конверт с письмом, мяч, доска.
• чтение стихотворений и рассказов о весне,
• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны»,
• разучивание стихотворений о месяцах весны,
•дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Ход непрерывной образовательной деятельности.
1. Вводная часть (мотивация).
Ребята, в лесу случилась беда! Все лесные жители очень обеспокоены. Весна никак не может добраться до леса. Солнышко не греет, снег не тает, медведь не просыпается, птицы не поют. Злая колдунья заколдовала лес. А чтобы его расколдовать необходимо, выполнить ее задания. Посмотрите, в конверте лежат карточки. В каждой карточке заколдовано предложение, как только вы его расколдуете, то сможете открыть карточку и увидеть, что на ней изображено. Таким образом, с помощью картинок-схем вам необходимо будет составить рассказ. А вот и сам рассказ. Послушайте его внимательно.
Рассказ.
Наступила весна. Солнышко ярко светит. Подул теплый ветер. Заплакали сосульки с крыш. На деревьях набухают почки. Перелетные птицы возвращаются из теплых стран. Животные просыпаются от зимней спячки. Скворец запел свою весеннюю песенку.
1. Наступила весна. Солнышко стало ярче светить.
В. : Чтобы расколдовать эти предложения, необходимо назвать весенние месяцы. (Дети называют весенние месяцы. Читают стихотворения о весенних месяцах. Открываем картинку – схему, вешаем ее на доску).
2. Подул теплый ветер.
В. : Чтобы расколдовать эти предложения, необходимо к словам подобрать признак предмета. На какой вопрос отвечает признак предмета? (ответы детей).
Подобрать признак предмета к словам: весна, небо, солнце, ветер, подснежник.
3. Заплакали сосульки с крыш.
В. : Чтобы расколдовать эти предложения, необходимо к словам подобрать противоположные по смыслу слова.
Проводится игра «Скажи наоборот».
Слова: холодный, твердый, северный, большой, чистый, высокий, легкий, сильный, сухой, светлый.
4. На деревьях набухают почки.
В. : Чтобы расколдовать эту картинку, давайте отправимся гулять в лес. А если мы идем в лес, где растут одни березы, значит это лес какой? А если одни ели? Сосны? Клены? Дубы? Рябины? Каштаны? Липы?
Физкультминутка: Приветствие «Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками вверх, встают на носки)
Яркие лучики нам протяни
(вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
Нас покружи, оторвав от земли
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются цепочкой, держа друг друга за руки)
Там мы все дружно встанем в кружок
С песнями водим мы хоровод
Солнышко с нами по кругу идет.
Хлопают радостно наши ладошки
Быстро шагают резвые ножки
(идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, руки кладут под щеку)
Мы же на место сядем с тобой.
(тихо садятся на свои места)
5. Перелетные птицы возвращаются из теплых стран. Животные пробуждаются от зимней спячки.
В. : Злая колдунья хочет проверить, как вы умеете отгадывать загадки и она подготовила загадки про птиц, попробуйте их отгадать, слушайте внимательно.
1. Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовется птица… (грач)
2. Хочет высоко летит,
Хочет в воздухе весит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет (жаворонок)
3. Во дворе стоит дворец
Там живет один певец
Очень ловкий молодец
И зовут его … (скворец)
4. В теплый край не улетает
На морозе распевает,
Эта птичка невеличка
6. Скворец запел свою весеннюю песенку.
В. : Вот какое веселое предложение нам необходимо с вами расколдовать. Сейчас я буду говорить предложение, а тот, кого я назову попробует отгадать последнее слово в этом предложении.
1. Солнцем радует погода, просыпается…
2. Соловьи разводят трель, с крыши капает…
3. Птичкам стало не до сна, в гости к нам пришла…
4. Вот какая капризулька, это звонкая…
5. Почему бежит без ног? Потому что…
6. Отчего грачи кричат? Строят гнезда для…
7. На березе под окошком распускаются…
8. Будет утром нас капель в гости к нам пришел…
9. Куртки теплые снимай, на дворе ведь месяц…
— Молодцы, ребята! Все картинки мы расколдовали, схемы все готовы. И сейчас, глядя на эти схемы попробуйте рассказать о весне. (вызываю не менее четырех детей). По схемам дети составляют рассказ о весне.
3. Заключительная часть (рефлексия)
В. : Молодцы, ребята, со всеми заданиями злой колдуньи вы справились. Сразу было видно, что вы хотели помочь лесным жителям! Давайте вспомним, какое же для вас сегодня было самым трудным заданием? А какое задание вам было выполнять легче остальных?
— Подведем итог мы с вами,
Чем сегодня занимались?
О весне мы говорили
И ее приметах в мире.
Речь свою обогащали,
Связь в словах осуществляли,
На вопросы отвечали
И рассказ мы составляли.
Теперь весна обязательно доберется до леса и все лесные жители вам за это очень благодарны. Огромное вам спасибо!
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе на тему: «Насекомые» (составление описательного рассказа) Конспект НОД по речевому развитию: составление описательного рассказа на тему: «Насекомые» Цель: закреплять общие речевые навыки: слуховое.
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа о ранней весне» в старшей группе Тема: «Описательный рассказ о ранней весне» Программные задачи: 1. Закрепить признаки ранней весны, изменения, которые происходят в погоде,.
Конспект по речевому развитию «Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 20 «Колокольчик» Курского муниципального района Ставропольского края.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Составление рассказа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цели: — связная речь: беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на тему «Игры зимой» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на тему «Игры зимой» Цель: Закрепление представлений детей о зиме,.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему» Конспект по развитию речи в старшей «Б» группе составлен на основе О. С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет Стр. 48 Тема: Составление рассказа.
Занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказа об Урале с использованием плана-схемы Задачи: • Учить составлять описательный рассказ об Урале с опорой на план-схему. Учить рассказывать последовательно, используя грамматически.