Почему автор дал своему рассказу название музыкант
Подробное решение часть 1 (страница) 143–145 по литературе для учащихся 2 класса, авторов Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 2018
Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?
Как поступит старик с медведем?
Пощадит его, не станет убивать.
1. Что удивило тебя в этом рассказе?
Меня в рассказе «Музыкант» Бианки удивило то, что медведь оказывается наделен музыкальным слухом, в отличии от того, что народ говорил про него в известной поговорке. А тут автор рассказывает как медведь специально играет на старом пне, на торчащих щепах, и наслаждается получающимися звуками. Это действительно заслуживает удивления. Но природа всегда удивительна и прекрасна.
2. Выдели строки, которые убедили тебя, что старик действительно любил музыку.
У старика-медвежатника в рассказе Бианки «Музыкант» было свое любимое увлечение — он часто садился на завалинку и играл на скрипке. Конечно он не был музыкантом-профессионалом и выходило у него плохо, но и этой музыке старик очень радовался.
Когда в лесу старик услышал необычные звуки, которые напомнили ему его игру на скрипке он удивился и пошел посмотреть, откуда они раздаются. оказалось, это медведь играл на щепке. Старик сравнивает музыку медведя с музыкой скрипки и слушает ее с удовольствием: Старик тоже слушает, хорошо поет щепка.
Потом, вернувшись из леса, старик и сам стал играть похоже, переняв манеру медведя дергать щепку, он дергал струны своей скрипки.
3. Нарисуй словесную картину, как медведь играет на щепке.
Густой и темный лес. Вокруг все тихо, но вот странный звук прорезает лесную тишину. Вздрагивает еж и настораживается заяц. Откуда идет звук, уж не охотник ли?
Но нет. Это свой, лесной звук. Это медведь играет на щепке. Вот такая словесная картина.
Косолапый уселся возле старого пенька и одной лапой оттягивает и отпускает длинную щепку. Раздается звук Дзенн, который далеко разносится в лесу. Медведь доволен, он чувствует себя композитором и продолжает играть, не беспокоясь о прочих лесных обитателях. Тут он хозяин и если кто посмеет критиковать его музыкальные таланты, пусть лучше сразу бежит в другой лес.
4. Сравни, как старик и медведь слушали пение щепки.
Медведь слушал свою музыку наклонив голову, дожидаясь пока звук совсем не стихнет и тогда, снова дергал щепку.
Старик слушал эту музыку затаив дыхание, такого концерта в его жизни не было.
5. Объясни, почему автор дал своему рассказу такое название.
Автор рассказа «Музыкант» Виталий Бианки несомненно дал своему произведению это название потому что герой его — медведь с необычайным талантом. Он умел и любил играть на лесном музыкальном инструменте — расколотом грозой пне. Это необычное для животного хобби и заставило автора назвать свой рассказ «Музыкант».
6. Перескажи текст, используя следующие вопросы:
Устное задание, перескажи текст по плану.
7. Объясни, кто такой музыкант. Посмотри в энциклопедии. Каких музыкантов ты знаешь?
Музыкант — это не увлечение и не хобби, музыкант — это профессия. Следовательно музыкант занимается музыкой профессионально и получает за это денежное вознаграждение. Это не обязательно человек, который играет на музыкальном инструменте, это может быть и любой специалист в области музыки, например композитор или дирижер.
Открытый урок по литературному чтению «В.В.Бианки «Музыкант»»
Цели: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и его произведением «Музыкант», понять глубину содержания этого произведения
Задачи:
Планируемый результат обучения и формирование УУД.
Личностные УУД:
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Оборудование: музыка, презентация, портрет Бианки В.В., сюжетные картинки, учебник, аудиозапись.
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
– Улыбнитесь и пожелайте друг другу плодотворной работы.
II. Актуализация знаний
– Чтобы узнать тему нашего урока, нам предстоит выполнить задания.
Итак, первое задание: отгадайте загадки:
1. Летит вертолёт мимо топких болот,
Таращит глазищи-глаза.
Прозрачные крылья на солнце блестят,
Лягушки поймать вертолёт норовят. (Стрекоза)
2. Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)
3. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно. (Еж)
Презентация 1. Появляется слайд № 1. По щелчку появляются картинки с изображением животных, изученных произведений: стрекоза, утята, ежик.
Появляется слайд № 3. На слайде изображение анаграммы Т Н У М А З Ы К. (Убрать медведя)
– Узнать название произведения писателя вам поможет зашифрованное слово. Попробуйте его расшифровать. Слово начинается с буквы М.
– Что это за слово? (Музыкант.)
– Как вы понимаете значение слова музыкант? Кого мы можем назвать музыкантом? (предположения детей)
– Ребята, из какого источника мы можем узнать значение слова музыкант?
– Сейчас Лиза прочитает значение слова «Музыкант» по толковому словарю Ожегова. (Сделать закладку и дать ребенку). Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте.
Появляется слайд № 3 (Портреты музыкантов)
– Подтвердились ваши предположения?
III. Определение темы. Постановка целей урока
– Ребята, как вы думаете, как связаны между собой слова Бианки и музыкант. Выскажите, свои предположения. (Произведение называется «Музыкант», а написал его В.Бианки.
– Кто сформулирует тему урока? (В.В. Бианки «Музыкант»)
(На доске заранее написана тема урока, открываю ее сначала В.В.Бианки, а затем «Музыкант»)
– Откройте учебник на стр.142, прочитайте фамилию автора и название рассказа.
– Правильно сформулировали тему урока?
– На странице 144 учебника рассмотрите иллюстрацию
– На какие же мысли наводят вас название произведения и иллюстрация?)
– Почему автор назвал произведение «Музыкант»? И как это связано с медведем? (Потому что музыкантом автор называет медведя)
– Хотите это узнать?
– Тогда назовите учебную цель нашего урока?
Цель. (Что мы должны узнать?)
Узнать, почему произведение называется музыкант?
Определите главную мысль произведения?
– Можем мы это сделать? Почему?
– Какую цель мы должны еще поставить на уроке?
– В чем заключается главная мысль произведения.
– Чтобы достичь этих целей, мы должны с вами в первую очередь прочитать произведение.
– Чтобы понять содержание текста, нужно проанализировать его.
На каждом этапе урока вы будете оценивать свою деятельность, с помощью накопительных кружков, которые лежат у вас на парте. За правильно выполненную работу вы будете брать по кружку. В конце урока не только подведем итог вашей работы, но и оценим ее.
IV. Прогнозирование ситуации
– Обсудите в парах, почему писатель назвал свое произведение музыкант?
– Что может произойти в произведении с таким названием? (Предположения детей)
– В конце урока, мы узнаем, подтвердились ли ваши предположения.
V. Первичное знакомство с текстом
Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой. Давайте
вместе с писателем отправимся в этот охотничий домик на опушке леса. Для этого:
– Прослушайте произведение «Музыкант» в исполнении артиста Л.Поволоцкой. Слушайте внимательно. Обратите внимание, какой необычный музыкант встречается там.
1. Проверка общего понимания текста.
– Понравилось ли вам это произведение?
– Что вас удивило?
2. Проверка первичного восприятия рассказа.
– Поменяйтесь листочками и проверьте ответы друг у друга, а сейчас проверим по эталону.
Появляется слайд – эталон с ответами № 5
– Встаньте те, кто работу выполнил без ошибок.(Возьмите себе по одному кружку)
– Молодцы, ребята, внимательно слушали произведение.
3. Определение жанра произведения
(На доске карточки с названием жанров)
– Отметьте плюсиком тот жанр, который относится к данному произведению.
– Ребята, к какому литературному жанру художественной литературы вы отнесли это произведение?
Докажите, что это рассказ. (Это произведение небольшое по объему, в нем мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика – охотника).
– Кто верно определил жанр произведения, возьмите кружок.
VI. Физминутка
– Прежде чем читать это произведение, сделаем зарядку для глаз. (Презентация 2)
VII. Чтение текста по частям
– Итак, начинаем работать с рассказом.
– Обратите внимание, что данный рассказ уже разделен на части.
– Сколько в нем частей? (4 части)
(Дети читают рассказ по частям, используя разные виды чтения, после чтения каждой части идет анализ)
1) Чтение первой части хорошо читающим учеником.
Рассказ начинает читать Киселева Полина, Шелковникова Полина.
По ходу чтения идет словарная работа.
Появляется слайд № 6 Словарная работа (по щелчку)
– Кто такой медвежатник? (Медвежатник – человек, который охотится на медведей). (Читает 1 ученик)
– Что, значит, пиликал на скрипке? (Пиликал на скрипке – плохо играл)
– Как вы понимаете слово «завалинка»? (Земляная насыпь с внешней стороны дома)
– Прочитайте значение слова
Вопросы по содержанию.
– Чем занимался старый медвежатник, сидя на завалинке? (Он пиликал на скрипке)
– Для чего он это делал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку.)
– Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? (Нет нельзя. У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые звуки.)
– Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть).
– Как озаглавим эту часть? (Медвежатник любил музыку)
Появляется слайд № 7
2) Самостоятельное чтение 2 части.
Вопросы по содержанию.
– Какая главная мысль 2 части? Докажите словами из текста (В лесу старик долго искал медведя).
– Как озаглавим ее? (Охота на медведя) (На слайде по щелчку)
– Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его). (Как вы это понимаете?)
– По содержанию второй части составьте по 1 вопросу. (Проверка)
– Прочитайте вопрос, после второй части.
– Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Выскажите свои предположения)
3) Чтение 3 части по цепочке. Словарная работа.
– Как вы понимаете слово «опушка»? (Край леса) По щелчку
Вопросы по содержанию.
– Скажите, какая главная мысль этой части? (Игра медведя на разбитом дереве)
– Прочитайте, как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук, похожий на звук струны.)
– Как автор называет медведя и почему? (Музыкант, потому что медведь внимательно и сосредоточенно играл. Прислушивался к звукам с большим интересом.)
– Как озаглавим ее? (Медведь – музыкант) (На слайде по щелчку)
– Какую словесную картину вы бы нарисовали к этой части?
– Вы можете предположить, как поступит старик с медведем? Почему вы так считаете? (Дети высказывают свое мнение)
4) Чтение 4 части по ролям (или жужжащие чтение, зависит от времени)
VIII. Закрепление содержания произведения. (Работа в паре)
– Закрепим содержание рассказа по серии сюжетных картинок.
– Посмотрите на доску, в той ли последовательности расположены картинки по содержанию рассказа.
– Опираясь на пункты плана, расположите сюжетные картинки в правильной последовательности.
– Обозначьте на листочке последовательность картинок, используя числа. (Проверка по эталону на слайде) Кто выполнил работу правильно, возьмите себе кружок.
Появляется слайд № 8 (Эталон) Самоконтроль
IX. Обобщающая беседа
– Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Хотя ни тот, ни другой не умели играть, но любили музыку. Медведь играл на щепке, это необычное явление в природе)
– Какой же был авторский замысел? (Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.)
– Что вы взяли для себя из этого рассказа? Чему он учит? (Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)
– Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? Удалось ли нам их решить? Подтвердились ваши предположения?
X. Рефлексия
На доске изображены 2 медведя:
– если сегодня на уроке вы открыли для себя что-то новое при знакомстве с произведением, то прикрепите зеленый кружок около улыбающегося медведя;
– если ничего нового не узнали, для себя ничего не открыли, произведение не затронуло ваших чувств, то прикрепите красный кружок около грустного медведя;
XI. Оценка деятельности учащихся на уроке
– Оценим вашу работу.
XII. Домашнее задание
Д/З предлагаю по выбору. Из 3-х заданий выберете, понравившееся вам задание и запишите его в дневник.