Сказка о потерянном времени Е.Л. Шварц стр 16
1. Почему произведение названо сказкой?
Сказка Шварца обозначена сказкой из-за происходящих в ней сказочных событий.
Ленивые дети, не ценящие время обратились в старичков и даже этого не поняли.
А вот злюки — старички — настоящие волшебники превратились в школьников.
2. Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?
В реальной жизни могла существовать повседневная городская жизнь и ленивые школьники, которые не очень любили учиться и даже прогуливали уроки.
А вот в следствии воображению автора в сказке появились злые волшебники.
Эти злодеи с помощью заклинания превратились в мальчишек и девчонок школьного возраста.
3. Одинаково ли было поведение детей? Почему они смогли победить волшебников?
Поведение превратившихся детей в стариков, не одинаково.
Очень многие дети вели себя безответственно, ничего не делали, а только жаловались на своё состояние.
Только мальчик Петя Зубов узнал о злых волшебниках и решил бороться за свой возраст.
Именно Петя нашёл всех пострадавших детей и объединил их, простив злых волшебников-стариков.
4. Как ты относишься к ребятам?
Мне жаль этих девчонок и мальчишек из сказки.
Они не уважали своё время, ленились и поэтому попались злым волшебникам, которые превратили их в стариков.
Я сочувствую детям, потому что они не понимали, что такое с ними может случиться и поэтому вели себя так безответственно.
Но в конце сказки дети исправили свои ошибки, объединились и проучили злых волшебников.
Это мне понравилось.
5. Как к героям относится автор? Обсудите с другом.
Автор не очень хорошо характеризует героев сказки.
Своё отношение он выражает словами из диалога злых волшебников — старичков.
Старички считают, что дети никогда не придут вовремя, а также без ошибки не смогут сосчитать до семидесяти семи.
6. Какой момент в сказке самый напряжённый? Прочитайте с друзьями по ролям эту часть текста.
Думаю, что остросюжетный момент в сказке Шварца — это приход настоящих детей в избушку злых волшебников.
И конечно, момент, когда Петя Зубов крутил часы времени обратно на семьдесят семь часов.
Когда волшебство сработало, то волшебники — старички исчезли.
7. Что подразумевал Шварц под потерянным временем? Как ты понимаешь название сказки? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».
Думаю, что автор под потерянным временем подразумевал время, которое тратится бесполезно.
В этот момент человек просто проводит время не изучая и не делая чего-то своего развития и пользы других людей.
Получается, что такое время прожито зря, то есть потеряно для человека.
Так как временем измеряется жизнь человека, то потерянное время говорит о напрасно потраченной части жизни.
Поэтому человек и не видит как он, стареет, потому что он своё время не ценит.
Название сказки я понимаю так потерянное время — утраченное время для жизни.
Шварц Евгений «Сказка о потерянном времени»
Читательский дневник по произведению «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца
Автор: Шварц, Евгений Львович
Название: «Сказка о потерянном времени»
Жанр: сказка литературная.
Главные герои: школьники Петя и Вася, Маруся и Наденька, злые волшебники в количестве четырёх человек.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Петя Зубов — ленивый и неторопливый мальчик, который вечно отставал и из-за этого превратился в дедушку.
Понял, что нужно ценить время, иначе можно остаться одиноким.
Вася, Маруся и Наденька — верные товарищи. Такие же ленивые и неторопливые.
Вместе преодолели все трудности.
Злые волшебники — хитрые и коварные. Неудачники.
Краткое содержание «Сказки о потерянном времени»
Петя Зубов не был самым прилежным мальчиком.
Учился он в третьем классе плохо.
Петя постоянно отставал от однокашников в учёбе и обещал догнать их в каждой новой четверти.
Но вот однажды случилось чудо.
Придя в школу, Петя понял, что внезапно превратился в старичка.
Даже родная мама не узнала его.
В панике Петя бежит куда глаза глядят, и оказывается в домике в лесу, в котором жили злые волшебники.
Мальчик узнаёт, что эти волшебники забрали его время, и превратились в молодых.
Он также узнаёт, как расколдовать себя и трёх собратьев по несчастью.
Петя находит других детей, ставших стариками, и отправляется в домик волшебников.
В полночь он откручивает часы назад и дети вновь становятся молодыми.
План сказки:
1. Третьеклассник Петя Зубов.
2. Нежданная старость.
5. В лесной избушке.
6. Заклинание волшебников.
7. Поиски других детей.
10. 77 оборотов стрелки.
Детский рисунок-иллюстрация:
Основная мысль произведения «Сказка о потерянном времени»
Главная мысль сказки в том, что время нельзя тратить бессмысленно, его надо беречь и обращаться с ним как с драгоценностью.
Основной идеей автора оказывается мысль о том, что каждый даром проведённый час делает человека стариком.
А значит надо стремиться к тому, чтобы каждую минуту своей жизни использовать на полезные дела.
Чему учит произведение:
Сказка учит беречь своё и чужое время.
Учит тому, что время нужно проводить с пользой.
Учит не прогуливать уроки, не лениться, всё успевать.
Учит дружить и помогать товарищам.
Краткий отзыв о «Сказке о потерянном времени» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я поняла, как важно ценить время.
Автор рассказал занимательную и даже смешную историю о том, как обычные нерадивые школьники волшебным образом превратились в старичков.
Эти ребята плохо учились, ленились, баловались, и их время забрали волшебники.
Но ребята смогли вернуть свою молодость, потому что действовали решительно и сообща.
Они плечом к плечу встали перед лицом общей беды и смогли обмануть волшебников.
Сказка заставляет задуматься о том, что нужно бережно относиться к своему времени.
Учит не тратить его на пустые, бесполезные занятия.
Ведь упущенное время в реальной жизни вернуть не получится.
А ведь сколько всего полезного и нужного можно было бы сделать в эти даром проведённые часы!
Я всем советую обязательно прочитать эту сказку, чтобы научиться правильно проводить своё время и не повторять ошибок главных героев.
Пословицы к произведению:
Пора да время дороже золота.
Временем кто дорожит, тот зря в постели не лежит.
Времени не догонишь.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу, как всегда, с опозданием.
Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:
— Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!
А тётя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:
— Это я. Петя Зубов, — отвечает мальчик.
— А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тётя Наташа.
Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю, да как вскрикнет:
Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:
— Тётя Наташа, что с вами?
— Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тётя Наташа.
Ещё читательские дневники по другим произведениям Евгения Шварца:
Библиотека произведений автора пополняется.
К какому литературному жанру относится «Сказка о потерянном времени» Е. Л. Шварца? Докажите.
Вопрос.
К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца? Докажите.
Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е. Л. Шварц.
Вопрос.
Почему оно названо сказкой? Что здесь сказочного?
Сказочные герои обычно четко делятся на положительных и отрицательных. И если положительные попадают в беду, то исключительно по вине отрицательных. Не то у Шварца. Отрицательное — трусость, жестокость, вероломство — присутствует в каждом из нас. Вот от этого он и помогает нам избавиться своими произведениями.
Вопрос.
Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке?
Сказочные законы: добро побеждает зло, что сказано – осуществляется.
Вопрос.
Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?
Петя отставал в учёбе, опаздывал на занятия, не тужил.
Вопрос.
Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?
«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… Никому не нужен… Даже пенсии не дадут, ведь я всего три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. И главное, ничему не успел научиться».
Вопрос.
Как вы думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми?
Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. Попросту они время украли.
Вопрос.
Найдите в учебнике ответ, как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков? А что о детях говорит Пантелей Захарович?
Марфа Васильевна говорит: «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются».Пантелей Захарович говорит: «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают».
В опрос.
Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?
Петя узнал: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем».
Вопрос.
Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить.
Автор хотел сказать, что очень много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации всегда найдётся.
Нравственный смысл произведения «Сказки о потерянном времени» — Евгения Шварца
Замечательные сказки Евгения Шварца – ярчайшей пример литературы, которая одинаково хороша как для взрослых, так и для детей. Но «Сказку о потерянном времени» мы изучаем в школе, по ней снят отличный детский фильм – еще в советские времена. А мы бы посоветовали и взрослым перечитывать ее как можно чаще. Потому что смысл и нравственный урок в ней заложенный, близки человеку любого возраста. И в чем же состоит этот смысл?
О чем сказка о потерянном времени
Шварц писал свою «Сказку о потерянном времени» в годы войны и предполагалось, что пьесу будут ставить в кукольном театре. Начинается пьеса с рассказа о Пете Зубове, откровенном балбесе, который учится в школе, но вместо того, чтобы грызть гранит науки, просто слоняется по улицам и вообще – проводит время зря, тратит его бессмысленно. Как и все дети (и люди) такого склада, Петя думает, что учиться на «хорошо» и «отлично» совсем необязательно. Ну, может быть, когда-нибудь потом он все выучит, наверстает, а пока…
И вот однажды Петя приходит в школу, и гардеробщица обращается к нему, как к старичку. Петя удивлен, но еще больше удивляется, увидев себя в зеркале – да, он превратился в старого человека, седого и с бородой! Как это могло случиться с обычным советским мальчиком? Петя потрясен. Бедный парень понимает, что даже домой ему нельзя теперь идти – родная мама не узнает в пожилом дядечке своего Петечку. Несчастный троечник слоняется по окрестностям, пока совершенно случайно не заходит в отдаленный домик, маленькую избушку, и не засыпает. А когда просыпается, видит странных девочек и мальчиков за столом: выглядят они как обычные ребята, но вдут себя странно и разговаривают старческими голосами. Даже обращаются друг к другу по имени и отчеству!
И тут Петя все узнал. Оказывается, это никакие не ребята, а злые волшебники. Они старые, но выглядят молодо, потому что воруют у ленивых и разболтанных ребят время, которые те тратят ни на что, понапрасну. Более того, не один Петя стал их жертвой, а еще трое ребят. И еще он узнал, что если ровно через день все эти ребята, пострадавшие от злого волшебства, соберутся вместе в этой избушке и переведут стрелки циферблата назад 7 раз, то они вернут себе детство и злые чары рассеются.
Теперь Петя знает, что делать: нужно срочно искать в городе старушек и старичка, которые ведут себя как дети. Не сразу, но это ему удалось. Последнего мальчика в обличье старика он поймал, когда тот катался на подножке трамвая. И теперь им, таким стареньким, нужно бежать, чтобы успеть развеять чары. И они успевают почти перед самой полночью. Пробираются в избушку и начинают переводить стрелки назад. Злые волшебники просыпаются и пытаются помешать ребятам, однако волшебство потихоньку начинает работать. Увы, это детям не на руку: Петя становится таким маленьким, что уже не дотягивается до стрелок. Тогда другие ребята поднимают его на руках, и Петя докручивает стрелки. И тут же волшебники превращаются в стариков, а дети – это снова дети, обычные школьники.
Смысл сказки о потерянном времени
Главная идея сказки выражена Шварцем так: человек, напрасно тративший время, не замечает, как стареет. И автор многократно подчеркивает это, описывая Петю и его переживания. Во-первых, человека, прожившего бессмысленную, ленивую жизнь, ожидает несчастная одинокая старость. Именно это случилось с Петей, когда он стал стариком: его не узнает родная мать, ему не прийти в школу, друзей у него нет. Петя с ужасом думает о том, что ему даже пенсии не полагается, ведь он не работал, проучился три класса на двойки и тройки. И он ничему не смог научиться! На что он годен?
И без всякого волшебства понятно, что, проводя дни в праздности и безделье, мы «проглатываем» год за годом, не замечая, как течет время. Просто Шварц прибег к очень сильной метафоре, усилив, тем самым, эффект своего поучения. Когда Петя бегает по городу и ищет собратьев и сестры по несчастью, у него впервые в жизни появляется жизненно важная задача, желание успеть что-то. А раньше он только удивлялся тому, что люди вечно куда-то спешат. Теперь-то ты, Петя, понимаешь куда? Теперь Петя понимает.
Когда дети спешат к избушке, они вдруг понимают, как тяжело быть пожилым человеком. Силы уже не те, что в детстве. Ну и как они распоряжались этими силами раньше? Да просто безобразно. В трамвае четырем пожилым людям все уступают места, вот тут ребятам становится по-настоящему стыдно: они явно не заработали себе на почтенную старость.
Также сказка Шварца учит нас дружбе. Тому, что в одиночку вам ничего не исправить. Если бы наши «старички» не нашли друг друга, и главное, если бы они не помогли друг другу в ту минуту, когда нужно было повернуть стрелки, навеки бы остались никому не нужными стариками.
Еще одна мораль – никогда не поздно взяться за ум и изменить свою жизнь. Вы можете наверстать потерянное, если соберетесь и перестанете лениться, бить баклуши и тратить свое время самым неразумным образом. Дети в сказке понимают это и исправляются. Чего автор желает и всем нам, читателям.
Что было на самом деле а что фантазия автора в сказке о Потерянном времени?
Задание по литературе для 4 класса Почему произведение названо сказкой? Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?
Шварц назвал свое произведение сказкой, потому что в нем присутствует сказочный сюжет.
Из-за того, что дети постоянно откладывали свое время злые волшебники смогли сделать детей стариками за одну ночь, а сами стали школьниками.
Этюд на тему «Летний дождь».
Светило солнце ярко, день чудесным был. Все радовались солнцу и теплу. Но вдруг поднялся ветер, пыль глотая, ребята побежали по домам. Недолго злился ветер и вот уж стих, лишь листья на березах зашумели, как будто чувствуя беду.
Природа стихла, воробьи из пыли выбрались под крыши. Собака скрылась в конуре, а муравьи и бабочки исчезли вдруг.
Вдали уж тучи показались и небо вмиг заволокли. Стемнело, вновь поднялся ветер. Но уже капли первые дождя на стеклах можно разглядеть. И вот пошел стеной, в момент отрезав один дом от другого пеленой.
Недолог летний дождь, но сколько пользы природа видит в нем. Чудесный аромат листвы и запах свежести вокруг. На лужах солнце заискрилось. Все так красиво, воздух свеж, и вновь наполнили окрестность звуки. Запели птицы, бабочки порхают, в последних каплях солнышко играет.
Русский писатель Владимир Одоевский больше всего знаком нам по сказочной повести «Городок в табакерке» о мальчике, который попал в музыкальную табакерку и познакомился там с ее необыкновенными обитателями, а также по сказке «Мороз Иванович». Эти произведения неоднократно издавались как по отдельности так и в составе различных сборников писателя.
Наверное самым известным сборником Одоевского является сборник «Сказки дедушки Иренея» в который вошли кроме упомянутых выше произведений так же такие известные сказки этого писателя как «Бедный Гнедко», «Сказка о четырех глухих», «Шарманщик», «Серебряный рубль» и некоторые другие.
Первые рукописные книги появились в глубокой древности, когда потребовалось записывать полученные знания, когда королям и царям потребовалось составлять своды законов, когда церкви стало необходимо сохранить свои изыскания и предания.
Писались первые книги на пергаменте от руки, гусиным пером. Дело это было хлопотное и долгое. Очень легко было поставить на листе кляксу и потом его приходилось переписывать заново. Поэтому писатели и переписчиками годами создавали новые рукописные книги и стоили они очень дорого. Только богатые люди и монастыри могли позволить себе иметь рукописные книги.
Из-за сложности процесса изготовления рукописных книг было мало.
Лев Толстой в рассказе «Детство» с восхищением вспоминает детские годы, он пишет, что это была самая чудесная пора жизни. Причем не только для него, но и для любого ребенка, любого человека.
Вот например герой рассказа Николенька. Он с таким восторгом описывает свои чувства, свою любовь к родителям, что мы понимаем, что автор пишет о том, что испытал сам, делится с читателем своими сокровенными воспоминаниями.
Поэтому конечно мы можем считать, что и сам автор точно также любил вечерами забираться с ногами в кресло и слушать голос маменьки, точно также молясь вспоминал о своих родителях и просил бога, чтобы с ними ничего дурного не случилось.
Мне кажется сам Федор Тютчев очень точно указал расстановкой восклицательных знаков в стихотворении «Как неожиданно и ярко» то, что читать это стихотворение нужно с большим накалом страстей. Что это гимн радуге, и исполнитель должен показать не только чувства поэта, но и свои собственные переживания, свой собственный восторг.