Почему дагни плакала слушая музыку грига в рассказе корзина с еловыми шишками

Сказки

Паустовский Константин рассказ «Корзина с еловыми шишками»

Читательский дневник по рассказу «Корзина с еловыми шишками» Константина Паустовского

Автор: Паустовский Константин Георгиевич

Название произведения: «Корзина с еловыми шишками»

Главные герои: Эдвард Григ, Дагни Педерсен.

Второстепенные герои: тётя Магда, дядя Нильс

Характеристика главных героев:

Григ — творческая личность, композитор.

Отрешённый, вдумчивый. Исполнил своё обещание перед девочкой.

Дагни — мечтательная, впечатлительная, эмоциональная.

Заботливая и трогательная, добродушная. В начале рассказа ей 8 лет, в конце 18.

Характеристика второстепенных героев:

Магда — портниха при театре.

Нильс — её муж, парикмахер. Заботливые и добрые люди.

Краткое содержание рассказа «Корзина с еловыми шишками»

Однажды осенью, когда землю укрыли багровые листья, композитор Григ прогуливался в еловом лесу.

Он повстречал дочь местного лесничего Дагни Педерсен, восьмилетнюю девочку, которая несла большую корзину с шишками.

Композитор и девочка разговорились, а так как Дагни понравилась Григу, он пообещал ей сделать подарок, но только через десять лет.

Маленькая Дагни расстроилась, но делать было нечего.

Григ жил в городе Бергене. Он целый месяц писал обещанный подарок, представляя как девочка, нет, уже девушка с яркими зелёными глазами, бежит навстречу к нему и говорит: «Спасибо».

Композитора слушали синицы, матросы, Золушка и сверчок.

Когда Дагни минуло 18 лет, она приехала в столицу — город Христиания, к своей тёте Магде.

Тётя и её муж работали в театре, поэтому девушка там также часто бывала.

Спектакли производили на неё огромное впечатление.

В один прекрасный день Дагни с родственниками пошли на симфонический концерт.

По этому случаю Педерсен надела самое красивое бархатное платье.

Она погрузилась в музыку, как вдруг услышала со сцены своё имя.

Красавица не поняла и увидела, как дядя смотрит на неё с восхищением.

Потом она услышала, что эта музыка посвящается композитором Григом ей.

Дагни слушала музыку, узнавала свою родину, узнавала себя.

Ей хотелось сказать спасибо композитору, но она не могла этого сделать.

Девушка была вне себя от счастья, а также поняла, что очень любит жизнь, и она не пройдёт даром.

План рассказа «Корзина с еловыми шишками»:

1. Встреча Грига с дочерью лесника.

2. Композитор пишет музыку для Дагни.

3. В гостях у тётушки Магды.

4. Концерт симфонической музыки.

Детский рисунок-иллюстрация:

Главная мысль рассказа

Основная мысль автора состоит в том, что гений своим творчеством способен изменить мир, сделать других людей счастливыми.

Главная идея рассказа в том, что каждый человек уникален. Каждый имеет право быть счастливым, и для этого просто должен найти цель жизни.

Помочь в этом людям может музыка.

Чему учит рассказ

Рассказ учит ценить жизнь, радоваться каждому дню, любить природу и всё, что тебя окружает.

Учит тому, что любой человек рождается не зря, каждый достоин счастья.

И оказывается, чтобы полюбить жизнь и увидеть в ней смысл, иногда достаточно просто послушать музыку, в которой заключена вся красота этого мира.

Краткий отзыв к рассказу «Корзина с еловыми шишками» для читательского дневника

Прочитав это произведение, я задумалась о силе человеческого таланта и его способности влиять на других людей.

Это не просто история подарка, полученного Дагни от композитора Грига.

Это история обретения смысла жизни, которая стала возможной лишь благодаря музыкальному гению композитора.

Рассказ произвёл на меня очень сильное впечатление.

Он увлекает с первых строчек и держит в напряжении до самого конца.

Мне очень понравилась главная героиня Дагни Педерсен.

Маленькой девочкой она была беззаботной и непосредственной.

Повзрослев, она стала серьёзной и временами очень грустной девушкой.

Мне очень нравилось её отношение к театру.

Этот рассказ заставляет задуматься о цели своей жизни, о мечтах и музыке.

Я советую всем прочитать эту трогательную историю, чтобы с головой окунуться в мир прекрасного, и понять чувства, которые переполняли Дагни на концерте.

Пословицы к произведению:

Всё великое в искусстве в единственном числе.

Всякое искусство есть подражание природе.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

– Посмотри, Магда, – сказал вполголоса дядюшка Нильс, – Дагни так хороша, будто идёт на первое свидание.

– Вот именно! – ответила Магда. – Что-то я не видела около себя безумного красавца, когда ты пришёл на первое свидание со мной.

Ты у меня просто болтун.

И Магда поцеловала дядюшку Нильса в голову.

Словарь неизвестных слов:

Сага — скандинавская песня, предание;

Метроном — измерительный прибор.

Читательские дневники по другим произведениям Константина Паустовского:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Конспект урока литературы на тему: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанский Гуманитарный колледж

по литературному чтению

Тема: К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

Закрепить знания детей о творчестве К. Г. Паустовского;

Познакомить с его произведением «Корзина с еловыми шишками»;

Пополнить словарный запас детей;

Раскрыть идею и смысл рассказа «Корзина с еловыми шишками»

Развивать умение анализировать произведение, давать характеристику образам героев;

Развивать умение делить текст на части, выделять главное в содержании каждой части, составлять план произведения

Развивать навыки выразительного, сознательного, беглого чтения;

Развивать внимание и память учащихся, творческое воображение;

Воспитывать в детях доброту, внимательность, товарищество, взаимопомощь;

Воспитывать эмоционально-чувственное отношение к природе.

Объявление темы урока

Краткое сообщение о Норвегии, об Э. Григе

III. Чтение произведения по частям:

Нужно нам спокойно встать,

Чтобы время не терять.

Нас не будет ждать звонок-

Начинать пора урок!

Скажите, с произведением какого автора вы познакомились на прошлом уроке?

А как называется это произведение?

— Сегодня мы продолжим знакомиться с произведением Константина Георгиевича «Корзина с еловыми шишками».

А начнем мы с прослушивания пьесы «Утро» норвежского композитора.

— Что представляли, слушая музыку?
— Какие картины рисовались перед вами?
— Какие чувства пробудила у вас это произведение?
— Какое настроение в музыке?
— Слушали ли вы эту пьесу раньше? Кто знает автора?

— Автор этого произведения Эдвард Григ – норвежский композитор.

— Берген. Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озёра и чистые фьорды, зелёные склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь, среди сказочной красоты родился Эдвард Григ и провел последние годы жизни в доме, который назвал Тролльхауген “холм троллей”.
Конечно, он не мог оставаться равнодушным к этим пейзажам, которые окружали его с детства. Если бы он был художником, он изображал бы их на картинах, если бы он был поэтом, то писал бы о них стихи. А Григ был композитором. Он сочинял музыку.
(Показ портрета Грига, нахождение на карте Норвегии и показ пейзажей, национальных костюмов)
— Как вы думаете, о чем больше писал музыку композитор, если он жил на берегу моря?
(Шум волн, пение птиц, шорохи леса вдохновляли композитора, затем оживая в звуках музыки, в причудливых переливах мелодий и песен.)

— Посмотрите на доску и прочитайте все надписи.
На доске написано:
1. К.Паустовский.
2. Э. Григ
3 “Корзина с еловыми шишками”.
— Связаны ли надписи между собой?
— Действительно, мы с вами познакомимся с историей создания одного из произведений Эдварда Грига. А поможет нам в этом рассказ К. Паустовского. Итак, тема урока К.Паустовский и его рассказ «Корзина с еловыми шишками».
— Как вы думаете, какое открытие поможет нам сделать произведение Паустовского? Увидеть это открытие – цель нашего урока.

Читайте также:  Рассказы ушинского для 1 класса с картинками

— Ребята, а о чем пишет К.Паустовский?
— Сейчас по названию рассказа мы можем догадаться, о чем он?
— А кто из вас знает, как выглядит еловая шишка? Показ иллюстрации.

А сейчас мы еще раз будем читать этот рассказ по частям и отвечать на вопросы.
1-ю часть я предлагаю вам прочесть по ролям

Чтение 1-ой части детьми.
-Мы вспомнили содержание 1 части.

— Что вы узнали о композиторе из этого отрывка?
— Вспомните, в каком городе родился Григ?
— С чего начинается рассказ?
— Найдите и прочитайте описание осеннего леса.
— На что обращает внимание К.Г. Паустовский, описывая лес?
(На звуки осеннего леса: “шелест листьев, шум прибоя, эхо, подхватывающее каждый звук, птичий свист”.)
— Для чего Паустовский вводит его в произведение?
— Кого встретил Григ в лесу?
— Кто такая Дагни?
— О чем произошел диалог между Дагни и Григом?

— О какой беде поведала девочка?

— А почему Григ заговорил именно о подарке с девочкой?
— Чем же объяснить желание композитора сделать девочке подарок?

-Чем Дагни понравилась композитору?

Да, Григу могло понравиться то, что Дагни имеет доброе сердце и умеет думать и печалиться о других. Ведь что надеялась получить Дагни в подарок? А Григ задумал очень сложный, духовный подарок – музыку
— Почему Дагни говорила именно о кукле и о дедушке?

— О чем же 1 часть?
— Давайте озаглавим эту часть.

(Встреча. Подарок. Беседа.)
— Запишите название этой части к себе в тетрадь.
Чтение 2 части цепочкой под музыку.
— Что же узнали нового? ( Григ пишет музыку. Мечтает. Зима. Мечты о встрече с девушкой.)
— Музыку не передать словами, но мастерство К. Паустовского позволяет нам заглянуть в дом композитора в Бергене. Давайте посмотрим, где жил Э. Григ, где он создавал свои произведения.
— Что из себя представлял этот дом?
(В нём не было ничего, кроме рояля и дивана, чтобы ничего не мешало, не отвлекало от музыки.)
— Прочитайте описание дома композитора. Как вы его себе представляете? (показ иллюстрации)
— Что представлял композитор, когда писал музыку для Дагни?
— Кто были первые слушатели рождавшегося произведения?
— Как по-разному они слушали музыку? Прочитайте об этом.
-Что Паустовский пишет о рояле? С чем он его сравнивает?
(С голосом человека: “Рояль мог петь обо всём — о порыве человеческого духа к великому, и о любви”. Он пел, как живое существо.)
— Как пишет Паустовский об игре Грига?
(“Белые и чёрные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали”. Григ играл с большим чувством, вкладывая в свою игру душевные переживания.)
— Озаглавим 2 часть. (Мечта. Написание музыки.)
— Запишите название этой части в тетрадь.
— Прочитайте самостоятельно 3 часть.
— Какой мы теперь видим Дагни?
— Прочитайте, как автор ее описывает?
Читается фрагмент, где дан портрет девочки.
— Каково её увлечение? Как это характеризует Дагни?
(Театр. В ней остались те качества, душевные, человеческие, которые мы в ней видели прежде, в детстве.)
— Как можно озаглавить эту часть. Запишите название в тетрадь.

прочитав заключительную часть произведения. (Читают сильные дети).
— Кто поддерживает Дагни в её отношении к театру?
(Нильс.)
— Что необычного мы видим в увлечении самого Нильса?
(Он умел различать пароходы по их гудкам. Нильс — человек с тонким слухом и с тонкой поэтической душой.)
— С кем Нильс сравнивает Дагни? Почему?
(Нильс сравнивает Дагни с увертюрой: “Она похожа на первый аккорд увертюры”.)
— Что такое «увертюра»?
— Как можно озаглавить часть? Запишите название в тетрадь.
— Случайно ли автор устраивает концерт, на который собиралась Дагни, в пору белых ночей?
(С белой ночью её сравнивал Григ, сочиняя посвящённую ей музыку.)
— А как Дагни слушала музыку? Как об этом пишет Паустовский?
(“Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни картины, похожие на сны”.)
Чтение фрагмента до слов: “Дагни слышала эту песню у себя в горах”.
— Почему Дагни смогла услышать и увидеть всё это?
(Мелодия, музыкальная интонация способна вызвать пространственные картины и образы в сознании человека, наделённого, как Дагни, богатым воображением, умением чувствовать, мечтать.)

— О чём же было музыкальное произведение, посвящённое Дагни?
(О прелести молодости, о красоте окружающего мира, о жизни)
“Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна”, — говорит Григ своей музыкой.

Сравнение двух отрывков из 2-й и 4-й глав рассказа.
— Найдите во 2 главе, как в представлении Грига Дагни отреагирует на его подарок?
— Найдите и прочитайте отрывок в 4 части, как Дагни отреагировала на подарок (услышанное произведение)?
-Чем отличаются эти фрагменты?
(В представлении Грига, изображённого Паустовским, Дагни говорит “Спасибо”, не зная за что. Сама Дагни во время мысленного разговора с Григом благодарит его за “щедрость”, за то, что он открыл ей то “прекрасное, чем должен жить человек”. Значит, она поняла всё, что хотел сказать ей своей музыкой великий композитор.)
— В чём смысл такого близкого сходства двух фрагментов рассказа?
(Музыка звучит, когда композитора уже нет в живых).
Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком? Почему?
— Давайте найдем в тексте отрывки, где автор рассказывает о том, что услышала в музыке Дагни?

-Почему же плакала Дагни?

— О чем она сожалела?

-За что же Дагни была благодарна Григу. Прочитайте.

Так чем же должен жить человек? Дагни это поняла. А вы?

Понравилось ли произведение зрителям? Как сказано об этом в тексте?

Покажите, какие были аплодисменты?

Как вы думаете, у этого рассказа счастливый конец?

Как вы думаете, о чем хотел нам сказать Паустовский? Человек становится по-настоящему счастлив лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. К.Паустовский и Э.Григ – великие мастера: один словом другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. Люди всех времен будут признательны им за это.

— Мне хочется закончить урок стихотворением:
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.

Источник

Урок чтения в коррекционной школе. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

6.05 6 кл Тема К. Паустовский Корзина с еловыми шишками

Цель: Формирование чувства красоты видение музыкальности, образности и яркости языка произведения;

Читайте также:  Придумать сказку про существительное 5 класс

обучать навыкам работы с текстом;

ознакомить с литературными терминами, определяющими изобразительно–выразительные средства;

прививать чувства прекрасного через эмоциональное восприятие текста;

развивать навыки исследовательской работы в группе, развитие речи, творческих способностей.

Оборудование: презентация к уроку, “костюмы” для инсценировки, задания группам, корзина с шишками, листочки и ручки для записи вопросов.

1. Организация класса. Прием психологического настраивания на работу “Зеркало”.

— Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок чтения. А чтобы урок прошел успешно, и волнение не помешало нам работать, я предлагаю вам выполнить такое упражнение: поставьте перед собой ладошки, представьте, что это зеркало. Улыбнитесь себе, похвалите себя, полюбуйтесь собой. Все хорошо, у нас все получится. А теперь подарите свои улыбки друг другу.

2. Определение темы и целей урока

Просмотрите, что я вам принесла (корзина с еловыми шишками). Вы уже догадались, почему я принесла вам корзину? Назовите тему урока.

— Прочитайте тему урока на слайде. Вы ее определили верно?

— Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что каждый из вас должен сегодня унести с урока в своей душе? А что для этого может нам понадобиться?

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Паустовского, будем работать над рассказом “Корзина с еловыми шишками”.

— Мы повторим, что называют изобразительно – выразительными средствами и узнаем, какие из них писатель использовал в рассказе, чтобы пробудить наши чувства и эмоции.

— Еще на уроке мы будем слушать музыку Грига, она поможет вам понять то, для чего писатель обратился к творчеству композитора.

3. Постановка проблемы.

— Как вы думаете, что объединяет русского писателя Паустовского и норвежского композитора Грига?

4. Актуализация знаний

— Чтобы нам легче было справиться с работой, давайте повторим, что мы уже знаем из произведения. Вы видите корзину, а в ней шишки, но это шишки не простые, в них спрятаны вопросы, на которые вы постараетесь ответить.

— Кто главные герои рассказа?

— Сколько лет было Дагни, когда она встретила в лесу композитора?

— Что обещал Эдвард Григ маленькой Дагни?

— Когда впервые услышала Дагни симфоническую музыку?

— Что делала в лесу Дагни? (Учитель показывает корзину с шишками)

— Какие изобразительно – выразительные средства вы знаете?

5. Словарная работа

Повторяются и уточняются знания литературных терминов

6. Групповая работа

Давайте окунемся в прекрасный мир творчества писателя. Я предлагаю вам прочитать свой отрывок, попытаться найти изобразительно-выразительные средства, помогающие ярко и полно представить описываемый сюжет, подумать, почему именно эти средства писатель использовал в данном отрывке. Кроме того, каждая группа должна придумать один вопрос по содержанию рассказа для других групп. Но помните, задающий вопрос должен знать ответ на него.

4 гр. – творческое задание.

Найти и прочитать отрывок о том, кто и как слушал музыку, разыграть его в ролях, как артисты в театре(можно использовать приготовленные костюмы).

— Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор и почему?

— Для чего Паустовский так поэтично описывает нам природу Норвегии? (Композитор черпал вдохновение в том, что его окружало)

— Можем ли мы сказать, что композитор любит природу? А писатель?

— Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор и почему?

— Каким мы представили жилище композитора?

— Почему в его доме не было красивых дорогих вещей, ведь он не был бедным человеком? (Чтобы вещи не отвлекали его от творчества.)

— О чем мечтал Григ, когда писал музыку для Дагни?

— Что самое главное он хотел ей сказать? (Мечтал о том, что Дагни скажет ему спасибо, хотел научить ее любить жизнь и красоту)

Вопросы, которые дети приготовили в группах.

— Что вы можете сказать о композиторе, как о человеке?

— А о писателе Паустовском?

— А теперь давайте представим, что мы зрители в театре. Сейчас ребята покажут нам спектакль, исполнив роли слушателей музыки Грига. А мы вспомним правила поведения в театре, поможем нашим артистам хорошо сыграть свои роли.

Ребята, прочитайте нам отрывок, который вы будете представлять на сцене.

— Вам понравилось, как ребята сыграли свои роли? Точно они передали нам своей игрой содержание текста?

— Почему вам было легко сыграть свои роли?

— Можно ли сказать, что композитор – художник? Почему? Чем композитор пишет свои “картины”? (Звуками музыки)

— Можно ли писателя назвать художником? Почему? Чем он пишет свои “картины”? (Словами)

9. Работа над 4 частью. Читает учитель. Эмоциональное восприятие. Если учитель внимательно прочитает данный отрывок и прослушает “Песню Сольвейг”, он, несомненно, обратит внимание на то, что мелодия Грига идеально подходит к тексту.

— Прошло много времени. Дагни исполнилось 18 лет. Однажды летом родственники Дагни пригласили ее на симфонический концерт.

— Ребята, мы сейчас будем слушать пьесу Грига “Песня Сольвейг” из оперы – сказки “Пер Гюнт”, я вам прочитаю отрывок из 4 части. Ваша задача слушать и постараться услышать и почувствовать то же, что услышала и почувствовала Дагни. А, кроме того, подумайте, похожа ли по характеру и настроению музыка Грига и рассказ Паустовского?

Чтение в музыкальном сопровождении.

— Какие чувства вы испытывали, слушая эти произведения? Почему эмоции были такими сильными? (Их усилило соединение двух видов искусств – литературы и музыки)

— Почему Дагни плакала?

— Поняла Дагни, что хотел передать ей через музыку композитор?

— Сбылась ли мечта композитора?

— Похожа ли по характеру и настроению музыка и отрывок из рассказа? Почему, как вы думаете?

— Что объединяет композитора и писателя? (Любовь к природе, к родине, к людям, посвящали свое творчество людям)

— Как вы думаете, для чего Паустовский написал этот рассказ?

— Вам понравился рассказ Паустовского? Чем? Что использовал писатель, чтобы показать вам красоту природы, музыки, чувств людей? (Изобразительно-выразительные средства)

— Какие изобразительно-выразительные средства нам помогли увидеть все то, что вы назвали?

— Какие способы работы вы использовали, чтобы найти изобразительно-выразительные средства?

— Знания по каким предметам вам понадобились на уроке?

— Какой жизненный урок вы можете вынести из сегодняшнего занятия?

— Что нового вы узнали, открыли для себя?

— Что на уроке вам понравилось? Где вы испытывали затруднения?

Источник

Разработка открытого урока К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

урока литературного в 4 классе

«Корзина с еловыми шишками»

учитель начальных классов:

Лебедева Наталья Алексеевна

Учебник : «Литературное чтение», 4 класс (ч. III ). В.Г.Горецкий, Л.Климанова, М.Голованова.

Цель урока: : обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работы. Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог.

Образовательные технологии, использование програмно-педагогических средств : прослушивание музыки, использование ИКТ на уроке с мультимедийной поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления, работа в группах (творческие мастерские), работа в парах, ученики-эксперты.

Читайте также:  Рассказ о произведении чуковского 2 класс

Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.

А ) А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей,

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей.

Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию во власть.

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.

То, что прозвучало в этих строках, касается всех нас. Автор этих стихов даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прошли свою жизнь люди, которым будет посвящён этот урок чтения. Это замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский и великий Норвежский композитор Эдвард Грин.

Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей.

Эпиграф « Жизнь коротка- искусство вечно»

Ответ на этот вопрос мы найдём в конце урока.

Вы уже не раз встречались с произведениями К.Г.Паустовского. Было задание принести книги Паустовского и из них мы сделали выставку.

Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное.

. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы познакомились, ведёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э.Грига.

3 Проверка домашнего задания

Давайте послушаем выступления ребят о биографии писателя.( Биография писателя- Корнев В.)

О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?

(о композиторе Эдварде Григе)

— Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э. Григе, мне хотелось бы сказать несколько слов о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.

(Звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец №2»)

Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой страны. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата Норвегия и музыкой.

Выслушаем ещё одно выступление о биографии композитора.

Чтобы нам легко было работать над произведением вспомним с трудные слова.

Музыкальный аккорд – сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство.

Симфония – большое музыкальное произведение для оркестра.

Ботфорты – высокие кавалерийские сапоги (для верховой езды).

Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Фетровая шляпа – фетр, плотный вяленый материал из высококачественных слоев шерсти.

4 Анализ произведения

Мы с вами прочитали произведение К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

-О чём написал рассказ К.Г.Паустовский?( О встрече композитора Грига с бедной норвежской девочкой.)

— У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего он начинается? ( с описания осеннего горного леса) Подчеркните сочетания слов, описывающие лес. Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи?

Какие литературные приёмы использовал автор для описания осеннего леса?

(олицетворение, сравнение, метафора) плакат

. Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.

— Как вы думаете , почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

К. Паустовский прямо об этом нам не говорит, но вы, может быть, уже догадались?

(1.Эта девочка живёт в лесу- она для Грига – воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки. 2.Дагни – девочка простого лесника. А Григ черпал из народа.

И, наконец, девочка для Грига – олицетворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку.)

-Что надеялась получить Дагни в подарок?

— Какое настроение композитора в момент творчества?

(Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.)

— Пометьте в тексте слова, рассказывающие о слушателях музыки.

Слайд 13 – Григ пишет музыку для Дагни( под музыку читают дети)

4. В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

— Что изменилось в жизни Дагни?(окончила школу, повзрослела)

— Кем были родственники девушки?(сестра театральной портнихой, муж- парикмахером)

— Почему Дагни плакала после театральных спектаклей?( она была очень впечатлительной, переживала вместе с героями )

Дагни осталась такой же милой, чуткой, впечатлительной, какой была в детстве. Только теперь она взрослая девушка.

Какой же подарок получила Дагни от Грига? Музыкальное произведение

Как Дагни догадалась, что музыка Грига посвящена именно ей?

Было названо ее имя.

Слушая музыку, Дагни ясно представляла себе картины природы своего родного края, вспомнила человека, который помог ей донести тяжелую корзину..

Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чем она сожалела?

Он рассказал о своих чувствах, которые испытал, встретив одинокую бедную девочку, милую и скромную. Дагни сожалела, что не успела выразить ему свою длагодарность за такой прекрасный подарок.

— Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига «Утро». Слайд 14

— Почему после исполнения этой чудесной музыки «Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты»?

(классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)

— Почему Дагни плакала? Что это были за слезы?

-О чём думала Дагни уходя с концерта? Прочитайте…с.57

— Какое время года описывает в рассказе Паустовский ?

6 Словестное рисование

Посмотрите какие иллюстрации есть к этому произведению. А какие бы вы ещё нарисовали картины?

— Так чему же учит это произведение? Цитаты:

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.

(надо жить, принося радость другим людям)

Недаром сказаны строки : «Жизнь коротка – искусство вечно»

— В произведении Дагни собирала шишки.у вас тоже есть шишки ( по два шаблона для каждой команды).

-Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали

вам надо закрасить одну из шишек красным цветом.

-Вторую шишку можно ракрасить всей командой. Каждый для этого выберет тот цвет, который передаст его настроение после работы над произведением и прослушивания музыки.

Ученики-эксперты оценивают работу на уроке своих одноклассников. Выделяют и аргументируют свой выбор.

Источник

Познавательное и интересное