«Роль эпизода в произведении К.Паустовского «Телеграмма»
Раздел долгосрочного плана: Притчи и легенды в литературе.
ФИО учителя : Островская Т.В.
Роль эпизода в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
7.АИ3.выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпизода и его смысл
7.АИ2.определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев
7.АИ3.выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпизода и его смысл
7.АИ2.определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев
Учащийся достигает цели обучения, если:
Выделяет в тексте произведения элементы композиции;
объясняет роль эпизода в рассказе;
определяет тему произведения;
определяет идею произведения;
выражает своё мнение о поступках героев
Способствовать осознанию учащи ми ся ценностей «Мәңгілік ел». Привитие таких ценностей, как ответственность перед родителями и близкими, уважение к ним, внимательное и бережное отношение к людям старшего поколения
Связь с предметом самопознание
Навыки использования ИКТ
На данном уроке ИКТ используются для просмотра видео
На данном уроке учащиеся повторят и закрепят те знания и умения анализировать текст, определять тему и идею произведения, выражать своё мнение.
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Учитель п риветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Учитель знакомит учащихся с целями урока и вместе с ними определяет ожидаемые результаты.
Деление на группы по уровню способностей учащихся.
Ребята давайте посмотрим видео и определим для чего оно нужно нам на сегодняшнем уроке?
К Словарная работа:
Работа учащихся с толковым словарём.
Эпизод – случай, происшествие.
Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных;
2. Легкомысленный пустой человек (разг. неодобр.).
Каждой паре даётся по 4 вопроса, на которые они должны найти ответы.
(на подготовку учащихся даётся 12 минут)
Найдите и выразительно прочитайте фрагменты, в которых говорится об одиночестве и заброшенности Катерины Петровны. Почему для автора так важно точное указание времени года, которое описывается в рассказе?
Найдите в прочитанных фрагментах детали пейзажа, с помощью которых писатель передаёт душевное состояние Катерины Петровны.
Найдите в прочитанных вами фрагментах детали интерьера, с помощью которых писатель передаёт душевное состояние Катерины Петровны.
Найдите в прочитанных вами фрагментах детали, по которым можно представить прошлое Катерины Петровны. Какую жизнь прожила героиня рассказа?
Найдите и прочитайте строки о том, почему Настя так долго не приезжает к матери. Как объясняет это Катерина Петровна? Считаете ли вы убедительными причины, по которым Настя не может навестить свою мать?
Прочтите эпизод, в котором Настя получает телеграмму. Как она вначале воспринимает ее? А потом? Подумайте, какое место занимает эпизод с телеграммой в сюжете рассказа?
Какой мы видим Настю в финале рассказа? Почему она плачет? Изменилась ли она?
Права ли Катерина Петровна, стараясь не досаждать, не напоминать о себе дочери?
(учащиеся отвечают на вопросы и потом обмениваются ответами и проводят взаимопроверку).
Учащийся достиг цель, если:
Выделяет в тексте произведения различные эпизоды;
Находит ответы на поставленные вопросы;
Отмечает момент, когда судьба одного из героев произведения могла бы измениться;
Учащиеся сравнивают свои работы, обсуждают в группе, дополняют свою работу и выбирают самую лучшую работу для представления ее другим группам методом «Посланника».
И.Задание: Найди верные и неверные утверждения .
1. Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником.
2. Тихон был тогда взрослым, но почтение к старому художнику сберёг на всю жизнь.
3.Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи.
4. Катерина Петровна быстро перебирала пухлые бумажки.
5. Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе.
6. Три года читаешь каждое слово о писателе.
7. Две неделе Настя возилась с устройством выставки Тимофеева.
8. Настя прочитала телеграмму и нахмурилась.
9. Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо.
10. В этой комнате Настя просидела всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый рассвет.
Работа с диаграммой Вена. По образам Катерины Петровны, Тихона и Манюши.
З аполните обобщающую таблицу.
Тема этого рассказа.
Основная идея произведения.
Какие вопросы ставит автор?
В чём трагизм Насти?
В чём заключается смысл названия рассказа?
Учащиеся будут формулировать тему и идею рассказа, опираясь на содержание и оценивая поступки героев.
Напишите письмо с обращением к Насте.
Придумайте своё завершение рассказа.
Учащийся достиг цель, если:
определяет тему произведения;
определяет идею произведения;
выражает своё мнение о поступках героев;
Просмотр видео. (притча о добре и милосердии).
В конце урока учащиеся проводят устную рефлексию «Пьедестал» :
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Здоровье и соблюдение техники безопасности
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).
Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.
Используемые физминутки и активные виды деятельности.
Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему?
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
Номер материала: ДБ-774963
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Анализ рассказа Телеграмма Паустовского
История создания
Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» впервые был напечатан в 1946 году в журнале «Огонек». В основу рассказа положены реальные события, свидетелем которых был писатель. Он только изменил отчество героини, вместо Катерины Ивановны она стала Петровной.
Жанр
К.Паустовский продолжает в своем творчестве традиции, заложенные Иваном Буниным. Поэтому кроме общепринятого и закрепившегося за произведением жанра рассказ, исследователи называют его и психологической новеллой, автору удается проанализировать психологию героев.
Сюжет и тема
Тема, затронутая писателем, стара как мир: отцы и дети, их извечный конфликт. У Насти есть время и огромное желание помочь чужим людям, но его нет, чтобы навестить старую мать или написать ей письмо. Непростой вопрос, поразмышлять над которым приглашает автор.
Главные герои
Действующих лиц в рассказе несколько, они распределены писателем на две группы. Первая – это сама Катерина Петровна и ее сельское окружение, состоящее из Манюшки, дочери соседа, добровольно взявшейся помогать старушке, и Тихона, пожилого мужчины, до старости сохранившего почтение к ее семье и помогающего по хозяйству. Катерина Петровна – дочь того знаменитого художника, который приехал в свое родное село, построил дом и развел сад. Теперь в нем живет одинокая и очень старая женщина. Она его последняя обитательница. На похоронах к процессии, состоящей из местных старушек и ребятишек, к ним присоединится молодая учительница.
Вторая группа – Настя и ее городские знакомые: талантливый скульптор Тимофеев, выставку которого организует Настя, Першин – один из начальников по культуре, старый вспыльчивый художник. К числу героев рассказа относится и скульптура Гоголя, с которой Настя встречается дважды и которая, улыбаясь, задает, ей так кажется, неприятные вопросы.
Композиция
2 вариант
Произведение создается писателем в послевоенный период времени, когда автор уже имеет мировую славу. Более ранние рассказы писателя уже содержат в себе замысел рассматриваемого произведения, поскольку они вскользь упоминают о судьбе дочери великого художника.
Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в стиле классического реализма.
Центральное место в сюжетном повествовании отводится одинокой престарелой женщине Катерине Петровне, проживающей в далекой деревне и не желающей ее покидать, несмотря на отсутствии цивилизации, поскольку деревушка представляет для нее память об отце, именитом художнике. Однако в деревне женщина живет в уединении, поскольку местное население не понимает утонченного характера Катерины Петровны. Женщина имеет дочь Настю, однако девушка проживает достаточно далеко от матери и общается с ней посредством редкой переписки. В один момент Катерина Петровна начинает осознавать, что скоро покинет земной мир и поэтому пишет дочери письмо, которое доходит до Насти слишком поздно. Девушка приезжает в деревню, когда женщина уже умерла.
Композиционная структура рассказа в условной форме разделяется на три части, первая из которых представляется описанием деревенской жизни Катерины Петровны, вторая часть рассказывает о дочери и ее работе, а в третьей части повествуется о двух телеграммах.
Отличительной особенностью композиции рассказа является применение писателем аддитивной повествовательной структуры, которая характеризуется следованием одного эпизода за другим и преобладанием повествовательной формы от первого лица. Кроме того, рассказ характеризуется предельно сжатым текстовым объемом, не мешающим развитию двух параллельных сюжетных линий (деревенской и городской), эффектно соединяющихся в финальной части произведения. Параллельные сюжеты представляются автором в рассказе в качестве контраста.
Основной тематикой произведения является изображение пропасти между поколениями отцов и детей, которое обуславливает нравственную проблематику.
Основной персонаж рассказа в лице Катерины Петровны представляется писателем в качестве мемориального образа, умирающей памяти прошедших столетий, ценивших творчество и художественные способности. Настя изображается писателем в противоположном матери образе, в качестве полной жизненной энергии девушки, вечно занятой работой и собственными проблемами. Однако девушка не лишена человеческих качеств, сострадания, тоски, уважения к старшим.
В рассказе также используются второстепенные персонажи в образе деревенских жителей (Тихон, Манюшка).
Художественным своеобразием рассказа является придание автором ключевого значения лирическому пейзажу, отличающемуся щемящими оттенками, а также использованием неслучайных сюжетных совпадений
Анвлиз 3
Дата написания рассказа под названием «Телеграмма» – 1946 г. В трудный послевоенный год он впервые появился в журнале «Огонёк». В то время К.Паустовский был уже широко известен миру. Предпосылки к созданию короткого рассказа «Телеграмма» можно встретить в предыдущей повести «Золотая роза», в которой Паустовский говорит о жизни дочери известного художника-гравёра по фамилии Пожалостин. Дом, изображённый Паустовским в рассказе, существовал на самом деле и в конце 20 века был превращён в дом-музей.
Данный рассказ написан в жанре «психологической новеллы», а именно – психологического реализма, которого старался придерживаться Паустовский в своих произведениях. В «Телеграмме» показаны и раскрыты как суровые стороны жизни, так и глубокие душевные переживания героев.
В этом рассказе раскрывается тема «отцов и детей», тема их взаимоотношений и пропасти между ними.
Катерина Петровна – пожилая одинокая женщина, дочь прославленного художника, – главный образ в рассказе. Её тонко чувствующая душа с юности привыкла к творчеству и изысканности, но простым обывателям трудно понять душевные стремления старушки.
Настя – второй по значимости персонаж, взрослая дочь Катерины Петровны, живущая в кипящем жизнью городе. Она входит в Союз художников, организовывает различные выставки, помогает знакомому скульптору выставить работы и ведёт бурную деятельность, при этом совсем забывая о покинутой матери.
Тихон – бесхитростный деревенский сторож, по-доброму относящийся к Катерине Петровне и искренне ей сочувствующий. Его рукой для одинокой старушки была написана последняя телеграмма.
Тимофеев – талантливый, но безызвестный скульптор, стремящийся добиться известности, в чём ему помогает Настя.
По смыслу «Телеграмма» делится на 3 части. Первая включает в себя непростое существование главной героини в деревне. Вторая – это описание насыщенной жизни Насти в городе. И третья часть – эпизод с двумя телеграммами: одна была написана Катериной Петровной Насте, другая была написана сторожем, как ответ. В то же время сюжет составляют две параллельные и противоположные линий, которые в финале сходятся: жизнь в городе и деревенская жизнь.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Телеграмма
Популярные сегодня темы
Произведение «Разбойники» по жанру больше всего напоминают трагедию. И это можно понять после того как вы прочитаете его полностью. Ведь в конце произойдет трагедия. Во всем произведении будет встречаться любовь
Анна Марковна, пожилая женщина которой 60 лет, сейчас содержит публичный дом. Ранее сама работала дамой легкого поведения, она не имеет образования. Но всем ее достижениям в жизни помогла интуиция и хваткая натура
Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни посещал театр и с замиранием сердца наблюдал за игрой актеров, оживляющих те события, с которыми раньше можно было ознакомиться лишь посредством чтения
Великий русский писатель И.С. Тургенев написал замечательный рассказ «Муму», в котором затронуты животрепещущие вопросы о судьбе человека и самая актуальная проблема тех времен – проблема крепостного права.
Образ природы в рассказе Паустовского «Телеграмма»
В своих рассказах о природе Паустовский Константин Георгиевич использует всё богатство и мощь русского языка, чтобы в ярких ощущениях и красках передать всю красоту и благородство русской природы, вызывающее трогательные чувства любви и патриотизма к местам родного края.
Природа в небольших заметках писателя проходит через все времена года в красках и звуках, то преображаясь и приукрашиваясь весной и летом, то успокаиваясь и засыпая осенью и зимой. Рассказы Паустовского в коротких формах миниатюр раскрывают все трепетные патриотические чувства, которые производит на читателя родная природа, с безграничной любовью описанная словами автора.
Рассказы о природе
Весна
Словарь родной природы
Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.
Возьмем хотя бы раннюю весну. У неё, у этой ещё зябнувшей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.
Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх — проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха.
Потом на реках происходит первая подвижка из лунок, продухов и прорубей выступает наружу вода.
Ледоход начинается почему-то чаще всего по темным ночам, после того, как «пойдут овраги» и полая, талая вода, звеня последними льдинками — «черепками», сольется с лугов и полей.
Моя Россия
С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной — со всей своей грустью, спокойствием и простором, — как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить. Каждый знает это по себе. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из летнего колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. И если мне иногда хочется жить до ста двадцати лет, как предсказывал дед Нечипор, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей среднеуральской природы.
Родные места
Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.
На первый взгляд — это тихая и немудреная земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту необыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.
Летние грозы
Летние грозы проходят над землей и падают за горизонт. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах.
Радуга сверкает над сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
Летний зной
Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами. Кричали медведки. Пахло сосновой корой и земляникой. Над верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от зноя. Мы отдыхали в густых чашах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. К вечеру мы вышли к озеру. На небе блестели звезды. Утки с тяжелым свистом летели на ночлег.
Зарница… Самое звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии. Чаше всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», — освещают его по ночам — и от этого хлеб наливается быстрее. Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово заря — одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе. В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода. В заре, в рассвете есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки. Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия — закат солнца и вечернюю зарю. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок — от червонного золота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь. Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.
Цветы
У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках. Нагретый воздух над цветами «млел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки. А еще дальше высокой стеной вздымался боярышник и шиповник. Ветки их так переплелись, что казалось,будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте. Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами — нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков.
«Герои и природа произведений Паустовского»
Герои Паустовского — люди разных возрастов и профессий: сельский мальчишка и кадровый военный, бакенщик и пианист, знаменитый художник и скромный топограф. Экзотические пристрастия писателя остались в прошлом. Паустовский убежден, что \»нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам, полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники\». Русская природа в изображении Паустовского обычна — мокрый от дождя куст на берегу Оки, легкий шум ветра в мелколесье, сильный запах травы, хлеба, земли. Эмоциональность повествования невольно рождает ответный отклик, и лирическая атмосфера его рассказов пробуждает в читателе повышенную восприимчивость к прекрасному и в природе, и в людях. В обычных примелькавшихся образах и картинах раскрывается что-то новое — красивое, высокое, сильное. Проза писателя увлекает, но не интригующим сюжетом, не остротой конфликта.
В рассказе \»Дождливый рассвет\», например, разлито настроение ночной таинственности, действие протекает под мерный шум дождя. Промелькнула ненастная ночь. Вот и дождливый рассвет. Рассказ окончен. Но долго еще слышится сонный шум дождя в кустах, стук тяжелых капель в жестяном желобе, звучат отрывистые реплики действующих лиц. А из глубины души растет, поднимается какое-то щемящее чувство: ведь все это и в каждом сердце-и река, и дождь, и ожидание счастья. Это — Родина!
Между тем в первые послевоенные годы давление тоталитарного государства на искусство достигло предела. Постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам создали для творческих людей невыносимую обстановку.
Осенью 1947 г., находясь в поездке в воронежские края, Паустовский делился с К. А. Фединым: \»Мучительно перебираю в памяти, что еще осталось, о чем можно писать, и временами кажется, что уже ничего не осталось. Дни идут, перо ржавеет, и спасает меня от горечи всяческих размышлений только единственное, неизменное — степная осень, необыкновенное здешнее небо и тишина\». И вновь, уже в который раз, выручило Паустовского \»единственное, неизменное\»: в 1948 г. была написана \»Повесть о лесах\».
\»Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку\» — эти слова Паустовского могут быть отнесены к нему самому. Они доказаны всеми его книгами.
Природа в художественном мире писателя — это не просто описание полей, перелесков, холмов и рек, рассветов и зорь, и не фон, на котором разворачиваются основные события. Чувство природы равнозначно для него чувству родины: \»Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе\».
Для Паустовского отношение к природе — один из основных критериев оценки человека. Писатель видел прямую связь между красотой русской земли и одаренностью ее народа, богатством и силой русского искусства: \»Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила ее эстетического воздействия так велика, что, не будь ее, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким он был. И не только Пушкина, но и Лермонтова, Чайковского, Чехова, Горького, Тургенева, Льва Толстого, Пришвина и, наконец, не было бы плеяды художников-пейзажистов: Саврасова, Левитана, Борисова-Мусатова, Нестерова, Куинджи, Крымова и многих других\».
Паустовский особенно дорожил лирическими красками родной природы: \»Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной — со всей своей грустью, спокойствием и простором, — как средняя полоса России. Величину любви к ней трудно измерить\».
Описывать природу Паустовский учился у живописцев: \»Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна еще и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть это и удивляться, что не замечали этого раньше\».
Рисуя пейзаж, писатель не ставил целью тщательно выписать все его подробности. Он избегал развернутых описаний природы, какие нередки у И.Тургенева и Л.Толстого, и, выбирая какую-то одну деталь, которая лучше других способна пробудить эмоциональный отклик в душе читателя, подавал ее крупно, настойчиво, как лейтмотив. Паустовский стремился к простоте, лаконизму и выразительности. Характерная особенность его словесного пейзажей — манера недоговаривать, недорисовывать, предоставляя читателю возможность воссоздать в своем воображении ту или иную картину. Писатель специально рассчитывал на читательское воображение и старался воздействовать на все органы чувств. Вы видите, как в \»просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет\», слышите, как \»стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны\», чувствуете \»запах можжевельника\» и, наконец, всем своим существом ощущаете чудо рождения летнего дня: \»В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит\».
Паустовский мастерски владел словом. Истоки этого мастерства — в прекрасном знании русского языка. Словарь писателя огромен. Он — знаток самых глубинных народных источников языка, одним из которых является опять-таки родная природа: \»Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины\».
Поучительную историю пересказал писатель со слов знакомого лесника: \»Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой…
Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах\».
Поэтическая свежесть пейзажей писателя объясняется его умением улавливать и передавать тончайшие оттенки в значении слов, смысловые нюансы, которые часто стираются в повседневном употреблении. Под пером Паустовского оживает все богатство и великолепие русского языка.
Так завершается круговорот: человек углубляется в природу, а она вместе с другими своими щедротами одаряет его редким голосом, как бы повелевая рассказать о своей сокровенной прелести людям, не понявшим еще, что \»родная земля — самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа\».
Воспевая в своих произведениях природу, писатель выступал ее защитником: \»Прекрасный ландшафт есть дело государственной важности. Он должен охраняться законом. Потому что он плодотворен, облагораживает человека, вызывает у него подъем душевных сил, успокаивает и создает жизнеутверждающее состояние, без которого немыслим полноценный человек нашего времени\».
Сказанное Паустовским — философом, певцом и защитником природы — доказывает его прозорливость. То, что вызывало раздражение у критиков 1930-х, 1940-х и даже 1950-х годов, совершенно по-иному воспринимается в наши дни, когда человечество начинает осознавать угрозу гибели всего живого на земле и постепенно понимает, что жизнь вне природы скудна и бессмысленна и что самые высокие достижения науки и искусства не смогут заменить общения с природой, когда борьба за охрану природы становится делом государств и народов.
Книги воспитывают экологически чистое сознание. У человека, читавшего Паустовского и воспринявшего его отношение к природе, не поднимется рука на безответное деревце или беззащитную речку. Даже специалисты-биологи утверждают, что Пришвин и Паустовский сохранили своими рассказами рек и лесов больше, чем иные строгие меры.
Только один пример. В 1980 г. пролив, соединяющий Кара-Бугаз с Каспийским морем, был засыпан. Последовала экологическая катастрофа. В 1992 г. пролив пришлось восстановить. Миллионы рублей были потрачены зря, целый регион оказался под угрозой гибели. А ведь подобная ситуация рассматривалась в повести Паустовского.
Когда умер Сталин и страна вступила в период, названный оттепелью, первое, что сделал Паустовский, — осуществил заветную мечту побывать в странах Европы. А было ему уже за шестьдесят! Тут же выяснилось, что \»пейзажист\» Паустовский куда глубже разобрался в сложившейся в стране и в литературе ситуации, чем иные политически активные писатели. В хоре славословящих новый \»оттепельный\» этап как чуть ли не ренессанс русской литературы нельзя было не услышать его трезвого голоса: он прозвучал в защиту книги В. Дудинцева \»Не хлебом единым\», подвергшейся травле со стороны партийных и литературных чиновников. Знаменательна позиция Паустовского в трагических событиях, связанных со скандалом вокруг \»Доктора Живаго\» Б. Пастернака, участие писателя в подготовке и выпуске альманахов \»Литературная Москва\» и \»Тарусские страницы\».
Паустовский считал, что и после доклада Н. Хрущева на Двадцатом съезде КПСС в стране мало что изменилось. Проницательность этой оценки подтвердилась и негативной реакцией критики на \»Золотую розу\», вышедшую в свет в 1955 г. Эта книга о писательском труде была плодом многолетних раздумий художника о своем призвании, об особенностях творческого процесса. Но она плохо вписывалась в каноны социалистического реализма.
Завершить \»Золотую розу\» Паустовский не успел. Фрагменты ее позволяют судить о грандиозности замысла, а главное — о необходимости подобной книги для современного читателя. Сущность, место, функции художественной литературы как вида искусства, природа художественного таланта и процесс творчества — эти и подобные проблемы и сейчас живо волнуют и читателей, и специалистов по литературе. Паустовский одним из первых почувствовал веление времени. Вслед за ним в период \»оттепели\» свои книги о писательском труде опубликовали Ю. Олеша и В. Катаев, Р. Гамзатов и В. Панова, С. Антонов и А. Бек.
Показывая, как создается прекрасное, \»Золотая роза\» помогает находить его в произведениях художественной литературы, понимать его, наслаждаться им.
Представление о художественном мире Паустовского будет неполным, если не сказать о его произведениях на историческую тему. Экскурсы в историю наблюдались уже в \»Кара-Бугазе\», \»Черном море\» и других книгах писателя. Свое первое историческое произведение он написал в 1933 г. в связи с приглашением М. Горького участвовать в работе над \»Историей фабрик и Судьба Шарля Лонсевиля\» и рассказывало о судьбе французского офицера, захваченного в плен в 1812 г. Затем последовала \»Северная повесть\», в трех частях которой прослеживалась история двух русских семей, дворянской и крестьянской, во времена декабристов, в 1916 — 1917 гг. ив 1930 — 1940-е годы нашего века.
Два этих произведения тематически примыкали к основному массиву русской исторической прозы 1920 — 1930-х годов (А. Чапыгин, О. Форш, А. Толстой, Ю. Тынянов и др.), исследовавшей родословную русской революции. Правда, художественные принципы изображения истории у Паустовского были несколько иными.
Излюбленным жанром исторической прозы у писателя были жизнеописания: \»Меня всегда интересовала жизнь замечательных людей. Я пытался найти общие черты их характеров — те черты, что выдвинули их в ряды лучших представителей человечества.
Кроме отдельных книг о Левитане, Кипренском, Тарасе Шевченко, у меня есть главы романов и повестей, рассказы и очерки, посвященные Ленину, Горькому, Чайковскому, Чехову, лейтенанту Шмидту, Виктору Гюго, Блоку, Пушкину, Христиану Андерсену, Мопассану, Пришвину, Григу, Шарлю де Костеру, Флоберу, Багрицкому, Мультатули, Лермонтову, Моцарту, Гоголю, Эдгару По, Врубелю, Диккенсу, Грину и Малышкину\».
Этот перечень может быть дополнен именами И. Бунина, А. Куприна, О.Уайльда, Р. Фраермана, М. Лоскутова и др.
Нетрудно заметить, что особенно много Паустовский писал о людях искусства. Он надеялся, что с течением времени их деятельность станет интересной для каждого человека: \»Мы должны быть владетелями искусства всех времен и всех стран. Мы должны изгнать из своей страны ханжей, озлобленных против красоты только за то, что она существует независимо от их воли\».
В пропаганде шедевров искусства писатель видел глубокий смысл, ибо \»в каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, — совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на все, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире\».
Осень
Словарь родной природы
Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».
Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора — очей очарованье».
Потом — ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.
Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом…
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол. на книги, а по дорожкам сала было трудно холить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот.
Мой дом
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в салу шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.
Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.
На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха — он поет еще далеко, у самой околицы.
Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.
Впереди — пустынный сентябрьский день. Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.
Второй период творчества Паустовского
От экзотики Паустовский ушел очень скоро, но романтиком остался навсегда. «Истинное счастье — это прежде всего удел знающих, удел ищущих и мечтателей…» — этими словами открывается второй период творчества К. Паустовского, когда в самом начале 30-х годов он с головой погружается в кипучую жизнь страны, становится журналистом, мобильным, вездесущим, неутомимым. Он стремится все объехать, все узнать, все увидеть и описать. В начале 30-х годов пафос строительства охватил всю страну и очерк стал вообще чуть ли не основным видом литературы. Вместе с замечательными публицистами и очеркистами М. Лоскутовым, М. Кольцовым, М. Ильиным, К. Паустовский разъезжал по стране и писал о преобразовании жизни страницы, полные экспрессии и пафоса. Из очерков выросли знаменитые повести «Кара-Богаз» (1932) и «Колхида» (1933) — талантливое выражение той эпохи, когда советский народ был полон энтузиазма, высокой (и наивной) мечты о переделывании Природы.
В 30-е годы идея поставить природу на службу человеку захватила умы и отразилась в книгах. М. Ильин написал увлекательный «Рассказ о великом плане», а К. Паустовский книгу «Кара-Богаз», где сплелись история и естественные науки, прошлое, настоящее и будущее, научно-популярное изложение теории и художественные образы людей.
Это было в 1932 г. В дальнейшем, как ни заклинала критика, Паустовский не писал книг о торжестве социалистического строительства.
В середине 30-х годов он продолжил тему интеллигенции, ее духовного подвижничества, т.е. самоотверженного служения Добру и Человеку.
В трагические 1937—1938 гг. К. Паустовский пишет повести о художниках и поэтах: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Маршал Блюхер», в последующие годы галерея образов замечательных людей встает перед нами в повестях — «Жизнь Грина», «Черное море», «Поручик Лермонтов», в пьесах — «Наш современник» (о Пушкине), в рассказах — «Старый повар» (о Моцарте), «Ручьи, где плещется форель», «Ночной дилижанс» (об Андерсене), «Корзина с еловыми шишками» (о Григе) и, среди многих других, в замечательном эссе «Золотая роза».
Только на первый взгляд кажется, что в трагические годы писать о прекрасных людях, о прекрасных мыслях и чувствах, — это своего рода бегство от действительности. На самом деле Паустовский делал очень важное дело: спасал идеалы Добра, Красоты, человечности, воспевал интеллигенцию, которую так безжалостно порой уничтожали, порой недооценивали. На возможные упреки писатель как бы ответил первой новеллой «Золотой розы», давшей название всей книге, новеллой о старом парижском мусорщике Шемете, который во имя любви к своей маленькой воспитаннице Сюзанне долгие годы собирал пыль в ювелирных мастерских провеивал ее, копил крупинки золота, чтобы в конце концов ювелир отлил прекрасную Золотую розу, приносящую счастье, согласно старинному преданию. По-видимому, Паустовский считает, что писатель тоже должен из пыли и мусора повседневности отбирать крупинки золотых человеческих чувств, мыслей, поступков и ковать свою розу, создавать прекрасные человеческие характеры.
Писатель старался всеми силами способствовать воспитанию нового человека, он мечтал теперь не о преобразовании природы, а о преобразовании души человеческой. Он создал в своих книгах атмосферу редкостного доброжелательства к людям. Его герои — тонкие, благородные, великодушные люди, они глубоко чувствуют природу, книги, музыку, сердца их открыты навстречу каждому, они откликаются на все доброе, склонны к дружбе, бережны и чутки ко всякому горю, страданию, им враждебны жестокость и пошлость. Таковы не только интеллигенты, не только поэты и художники. В рассказах и повестях Паустовского сотни людей из народа: пастухи, деревенские мальчики и девочки — друзья писателя. Ленька с Малого озера, Аннушка, старые мудрые крестьянки и молодые женщины, застенчивые и обаятельные.
Как истинный романтик, приподнято и взволнованно рисует Паустовский женские образы. Он преклоняется перед женщиной, ее обаянием, одухотворенностью, чуткостью и нежностью. В его произведениях чаще всего встречаются два типа женщин: одна — мягкая, сдержанная, целомудренная, всепрощающая; другая — порывистая, пылкая, увлекающаяся… Но обе женственны и равно прекрасны. Бледное, как бы от скрытого волнения, лицо, легкие тонкие волосы, неожиданно темнеющие глаза, тонкие руки, стройный стан, легкая летящая походка… Высшее назначение женщины в мире Паустовского — одаривать ожиданием счастья, облагораживать обаянием улыбки, голоса, самого присутствия, вносить благоухание юности и тайны.
А как удивительно рассказывает Паустовский о любви: юношески бережно и целомудренно, восхищенно и восторженно. Чаще всего у него не столько сама любовь, сколько ее предчувствие, ее ожидание, страстная надежда. А если уж перед нами любовь, она безоглядна и самозабвенна.
В мире нет ничего выше любви, выше тонкого сродства людей — утверждает Паустовский, имея в виду и влюбленных, и любовь к родителям и детям, и любовное родство между всеми людьми, которое должно быть. Его мир — это жизнь, какой она иногда бывает, какой может быть и более всего — какой должна быть. Это словно храм невраждебной природы, искусства и красоты, где мирно и дружелюбно соседствуют времена, народы, культуры.
Всякое отступление от высоко гуманных, тонких и бережных отношений между людьми Паустовский рассматривает как нарушение общечеловеческих норм и… не жестоко карает, нет, но осуждает, во всяком случае, призывает нас задуматься над извечными этическими проблемами.
Прощание с летом
… Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с открытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло. Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: — Первый снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега. К чаю приплелся в гости дед Митрий и поздравил с первопутком. — Вот и умылась земля, — сказал он, — снеговой водой из серебряного корыта. — Откуда ты взял, Митрич, такие слова? — спросил Рувим. — А нешто не верно? — усмехнулся дед. — Моя мать, покойница, рассказывала, что в стародавние годы красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина и потому никогда не вяла их красота. Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера. Дед проводил нас до опушки. Ему тоже хотелось побывать на озерах, но «не пущала ломота в костях». В лесах было торжественно, светло и тихо. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер. Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах… Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой бьшо очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи. В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса. Зима начала хозяйничать над землей…
Особенности прозы К.Г. Паустовского
Особенности прозы К.Г. Паустовского
ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич
(1892 – 1968), русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
Паустовский родился в семье чиновника Управления железной дороги, мать была женщиной властной и суровой. Семья была большая, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Учился я в 1-й киевской классической гимназии. Когда был в шестом классе, семья распалась. С тех пор Паустовский сам должен был зарабатывать себе на жизнь и учение. Перебивался и довольно тяжелым трудом – так называемым репетиторством. В последнем классе гимназии написал первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале “Огни”. Это было, в 1911 году. После окончания гимназии два года пробыл в Киевском университете, а затем перевелся в Московский университет и переехал в Москву. Юность писателя не была благополучной: уход отца из семьи, нищета матери, слепота сестры, затем гибель двух братьев во время Первой мировой войны.
Октябрьская революция, которую он принял радостно, быстро рассеяла первоначальный романтический восторг. Жажда свободы и справедливости, вера в то, что вслед за ней откроются невиданные возможности для духовного роста личности, для преобразования и развития общества, — все эти мечты столкнулись с суровой реальностью насилия и деградации прежней культуры, разрухи человеческих отношений, которые Паустовский мечтал видеть совсем иными.
В 1914-1929 Паустовский пробует разные профессии: кондуктор и вожатый трамвая, санитар на фронте Первой мировой войны, репортер, учитель и т.д. Он много ездит по России.
В 1941-1942 отправляется на фронт военным корреспондентом, публикуется во фронтовой газете «Во славу Родины», в газетах «Защитник Родины», «Красная звезда» и др.
Начинал Паустовский как романтик. Первый рассказ Паустовского
«На воде»
был опубликован в киевском журнале «Огни» в 1912. В 1925 он выпустил первую книгу Морские наброски. В 1929 становится профессиональным писателем. В том же году вышел его роман
«Блистающие облака».
Постранствовав по стране, повидав смерти и страдания, сменив ряд профессий, Паустовский тем не менее остался верен романтике — как и прежде, он мечтал о жизни возвышенной и яркой.
Писателя тянуло к фигурам героическим или неординарным, преданным либо идее искусства, либо идее свободы. Поэтому многие наиболее близкие автору герои — именно творцы: художники, поэты, писатели, композиторы… Счастливо одаренные, они, как правило, несчастливы в жизни, даже если в конце концов добиваются успеха. Драма творческой личности, как показывает Паустовский, связана с особой чувствительностью художника к любому нестроению жизни, к ее равнодушию, она — оборотная сторона обостренного восприятия ее красоты и глубины, тоски по гармонии и совершенству.
(многие его герои — странники) для Паустовского по-своему тоже творчество: человек в соприкосновении с незнакомыми местами и новой, дотоле неведомой красотой открывает и в себе неведомые ранее пласты чувств и мыслей.
— неотъемлемая черта многих героев раннего Паустовского. Они создают свой самостоятельный мир, отделенный от скучной действительности, сталкиваясь же с ней лицом к лицу часто терпят поражение. Многие ранние сочинения писателя (
Минетоза
, 1927;
Романтики
, писались в 1916-23, опубл. 1935) отмечены экзотикой, таинственностью, имена его героев необычны (Чоп, Метт, Гарт и др.). Во многих произведениях Паустовского как бы рождается легенда: реальность украшается выдумкой, фантазией.
Со временем Паустовский отходит от отвлеченной романтики. Следующий период его литературной деятельности может быть охарактеризован как романтика преобразовательства.
В 1920-30-е Паустовский много ездит по стране, занимается журналистикой, публикует очерки и репортажи в центральной прессе. И в итоге пишет повести
Кара-Бугаз
(1932) и
Колхида
(1934), где все та же романтика получает социальный акцент, хотя и здесь мотив общечеловеческого стремления к счастью является главным.
Вместе с повестью Кара-Бугаз к писателю приходит известность. В повести — о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспийского моря — романтика претворяется в борьбу с пустыней: человек, покоряя землю, стремится перерасти себя.
Именно в этот период Паустовский пишет также рассказы, простые по сюжету: Барсучий нос
,
Кот-ворюга
,
Последний черт
и другие, вошедшие в цикл Летние дни (1937), а также повести о художниках («
Орест Кипренский
» и «
Исаак Левитан
«, обе 1937) и повесть «
Мещорская сторона
» (1939), где его дар изображения природы достигает наивысшего расцвета.
Как много может дать Паустовский юному читателю! Он научит любить Родину и природу, любить, жалеть и понимать людей с их слабостями и недостатками, научит мечтать, верить в существование голубых городов и стараться воплотить мечту в реальность; из его произведений мы больше узнаем о жизни природы, о мире, о судьбах и творчестве замечательных людей.
На примере произведений К.Г.Паустовского очень удобно и интересно изучать такие литературоведческие термины, как эпитет, сравнение, метафора, пейзаж и другие. Нельзя не отметить и то, что язык Паустовского – эталон, образец. Паустовский – истинный мастер слова, превосходно владеющий словом, просто, точно, изящно, красиво, легко выражающий на бумаге чувства и мысли.
Кроме того, К.Г.Паустовский, благодаря некоторым особенностям своей прозы, очень интересен, уникален и несравним, пожалуй, ни с одним писателем, изучаемым в школе.
Именно об этих особенностях и хочется сказать несколько слов.
—
поэтичность прозы
К.Г.Паустовского. Выразительные эпитеты, точные сравнения, яркая образность, сам строй речи – все это и рождает поэзию прозы.
Особенно усиливается такое ощущение при чтении описаний природы. А описания природы пронизывают все его произведения. Многочисленные сравнения дают читателю возможность яснее увидеть величие русских просторов, затерянность мещорских лесов, мглу, похожую на дым пожара, услышать крики ночных птиц, шелест падающих листьев, шорох дождя, вдохнуть аромат лесного костра, запахи скошенной травы и сырых опилок.
Вот лишь некоторые примеры сравнений из произведений К.Г.Паустовского. Величественные мещорские леса напоминают автору кафедральные соборы, гора похожа на глыбу старинного серебра, вода в реке Прорве блестит, как черное стекло. А пухлые облака писатель сравнивает с ватой. Даже обычный линь в солнечный день блеском своей чешуи вызывает в памяти у Константина Георгиевича золотые купола монастыря, а отдаленный гром – заспанного силача, расправляющего плечи. Паровоз похож на самовар, а Аральское море – на синюю ртуть.
Вот некоторые отрывки, в которых без точных эпитетов невозможно увидеть, услышать, почувствовать изображенное.
«Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки…
Пахнет дождем – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек». («Мещорская сторона»)
«Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг». («Прощание с летом».)
«Паровоз прощально закричал, и леса начали перебрасывать его короткий крик. Унесли в непролазные чащи и неожиданно вернули звонким, многоголосым эхом». («Старый чёлн».)
Под пером К.Г.Паустовского природа словно оживает, неодушевленные предметы будто приобретают душу, и со страниц поднимаются пред нами и живут своей жизнью необыкновенные, мимолетные образы. Мимолетные – потому что образы эти рождаются вроде бы из пустяков, мелочей, на которых не заостряется наше внимание, но которые создают настроение, вызывают ощущение свежести, заключают в себе прелесть, очарование прозы великого волшебника слова.
не менее яркая и привлекательная
черта
К.Г.Паустовского как писателя – его
объективность
. Он никогда не высказывает своего отношения к герою, к происходящему, этим давая читателю самому разобраться в своих чувствах, дать себе верную оценку изображаемому.
Рассмотрим эту особенность на примере рассказа «Этикетки для колониальных товаров». В центре произведения – два героя: «автор» (повествование ведется от первого лица) и рассказчик, гравер Иосиф Шифрин. Все внимание писателя и читателя сосредоточивается на печальном, даже трагическом рассказе Шифрина о его жизни.
Что же это была за жизнь? Жизнь, лишенная радости с самого детства; жизнь бесцветная.
Но жизнь эта озарена светлой мечтой, зародившейся еще в детском возрасте, – мечтой «о скитаниях, о голубых городах со странными именами, о зеленом сиянье тропических лесов, о гаванях, раскинутых, как птицы, о неколеблемых ветрами морях».
Раб этой мечты, Шифрин эгоистично «просмотрел» болезнь жены, равнодушно дал ей умереть, и умереть в одиночестве. Влекомый «думой о скитаниях», он погубил маленькую дочку, заболевшую малярией в непривычном для нее тропическом климате. Он мог ее спасти: врачи и его собственный разум подсказывали, что надо было просто вернуться на север, на родину. Но для этого нужно было пожертвовать мечтой. «Я не мог…Я не мог выбросить за борт девять лет и начинать сначала. Я был недалеко от цели».
Но, покорившись сердцу, зовущему в дальние страны, наш герой обманулся. Похоронив дочь, он остался совсем один. В погоне за бесплотной мечтой он потерял самое дорогое, что у него было в действительности. И потерял по своей вине. Именно его эгоизм стал причиной смертей двух самых близких ему людей, которых он забывал, когда они были живы.
И Иосиф Шифрин понял, что никуда теперь не уедет, он останется жить там, где «все, каждый камень напоминает о дочке». «У меня осталась только одна эта память – говорит гравёр. – Она дает мне силу жить. Отсюда я никуда теперь не уеду».
Читая рассказ, совершенно не встречаешь писательских оценок, подсказок относительно действий героя. Даже человек, от лица которого ведется рассказ, который является слушателем (именно слушателем, а не собеседником) Шифрина, остается «нем»: он почти не прерывает повествование гравёра и, уходя от него, вроде бы не задумывается над услышанным. Он продолжает жить своей жизнью, как будто бы не было этой грустной повести о бедах человека, с которым ненадолго столкнула его судьба.
Лишь одной фразой – «ее можно было спасти» — прерывает он рассказ гравёра.
«Автор» так же, как и «чахоточный гравёр», мечтает «об океане, серебряных вёснах. О желтом песке чужих и пустынных берегов». Но он возвращается домой, не став рабом этой грёзы.
На чьей стороне писатель – мы можем только догадываться. У Паустовского в рассказе ответа на этот вопрос нет. Писатель дает нам возможность поразмышлять над прочитанным самостоятельно, не ограничивая читателя своей собственной точкой зрения.
удивительная
особенность
произведений К.Г.Паустовского, о которой хотелось сказать, заключается в том, что этот
писатель не выводит отрицательных персонажей
. Если они и появляются в его книгах, то лишь как печальные проявления реальной жизни, без которых нельзя обойтись, особенно если это историко–литературные очерки, такие как «Тарас Шевченко», «Исаак Левитан», «Разливы рек» и другие. И то появляются такие герои лишь эпизодически, на них не заостряется внимание, они лишь необходимая деталь сюжета, без которой, к сожалению, невозможно обойтись.
В очерке «Разливы рек», в котором повествуется о первой ссылке Лермонтова на Кавказ, появляется резко отрицательный персонаж – жандармский ротмистр, назначенный следить за поэтом и по возможности его уничтожить. По-видимому, как лицо реально – историческое этот тип не мог быть обойден автором, поскольку К.Г.Паустовский честен как писатель и не старается приукрасить действительность. Но опять-таки и ротмистр – лицо эпизодическое, более подробно выведенное лишь в одной сцене – сцене игры в карты. В остальных случаях он существует лишь в резких упоминаниях о нем Лермонтова (один раз в разговоре с Щербатовой, второй – после покушения на поэта).
Столь же эпизодически появляется и в повести «Тарас Шевченко» «напыщенное и ничтожное животное» — помещик Энгельгардт – хозяин семьи Шевченко, лицо, реально существовавшее.
Но в большинстве случаев мы не встречаем в произведениях К.Г.Паустовского героев отрицательных. Такие люди не занимают писателя. Ему просто неинтересно о них писать. Герои Паустовского – люди не совсем обычные, в которых есть нечто, отличающее их от других.
Это чудаки, подобные Гофлину и Чудаку из рассказа «Ценный груз». Это гении, выдающиеся люди, такие как И.Левитан, Т.Шевченко, М.Лермонтов, а также вымышленные: например, Отто Тенеберг из рассказа «Кофейная гавань». В поле зрения писателя и люди героические, способные пожертвовать собой ради дела, ради спасения другого человека. Это и астрономы из повести «Созвездие Гончих Псов», и капитан Шестаков из рассказа «Тост», и герои повести «Озерный фронт».
И, наконец, писателя интересуют люди «простые», «обыкновенные»,
вроде бы ничем себя не проявившие, но живущие по уму, по совести. Это герои повести «Мещорская сторона» и рассказов о природе («Подарок», «Последний черт», «Заячьи лапы»), матросы и рыбаки из «морских» рассказов («Сардинки из Одьерна», «Черные сети», «Ценный груз»).
Из сказанного можно сделать вывод о том, что даже не вполне положительные герои у Паустовского все-таки приходят к истине.
Мир, в котором существуют персонажи Паустовского, тоже не благополучен. Это не мир иллюзий с прекрасными героями. В этом мире мы видим грязных нищих, в этом мире люди накладывают на себя руки, потому что не могут смотреть на своих умирающих от голода детей, в этом мире есть грязные и дурно пахнущие трущобы, каучуковые плантации, на которых забытые хозяевами рабочие один за другим гибнут от жестокой тропической лихорадки.
Но люди, обитающие в таких трущобах, загнанные в столь страшные условия, духовно выше и чище тех, кто создал для них этот ад. И рыбаки начинают борьбу за более достойную жизнь, бездушный хозяин убит безумной женщиной, потерявшей по его вине мужа и единственного сына. А нищий и голодный «еврейчик», будущий великий художник Исаак Левитан, сидя в грязном трактире среди пьяного сброда, вспоминает картины Коро.
И, как бы ни была страшна действительность, в произведениях К.Г.Паустовского побеждает светлое начало.
Итак, мы рассмотрели некоторые индивидуальные черты произведений К.Г.Паустовского. Из всего сказанного наиболее четко были выделены три особенности.
1) поэтичность прозы;
2) объективность писателя;
3) отсутствие отрицательных героев.
Эти черты были описаны более подробно. Однако вскользь оказались затронуты и другие особенности: победа светлого начала, оптимизм Паустовского и индивидуальность, необычность героев этого писателя.
Конечно, это далеко не всё, да и черты, перечисленные выше, не были столь подробно проанализированы. Но даже из всего сказанного можно сделать вывод о том, насколько полезен и интересен может быть этот замечательный писатель как объект изучения в школе. Причем независимо от возраста.
В начальных классах изучают:
«Заячьи лапы», «Корзина с еловыми шишками», «Родник», «Толпа на набережной», «Кот – ворюга», «Барсучий нос».