Почему доброта так важна в нашем обществе по рассказу бедные люди

Сказки

Сочинение по рассказу Бедные люди Толстого 6 класс размышление

В этом рассказе всё так мрачно! И погода ужасная – буря, и люди несчастные – очень бедные, но они всё-таки сохраняют в сердцах доброту и свет.

Жанна ждёт своего мужа, который отправился ловить рыбу на лодке в море. Это всё бедность, которая погнала его на такой риск. Видно, что его семье (Жанне и маленьким детям) нечего есть, поэтому надежда только на него – и ему приходится даже в бурю работать. (Но они не привозит никакой рыбы, к сожалению.) Занять у соседей они тоже не моги бы – все в посёлке бедны. Но если б он погиб, то его семье пришлось бы ещё тяжелей.

Вот и ждёт его Жанна – волнуется, смотрит на море, молится. Дети спят, а она пытается починить старый парус. Но при всех этих заботах, она помнит, что её соседка заболела – надо пойти её проведать, помочь. Жанна утешает себя тем, что хотя бы её дети не болеют.

И вот, найдя соседку мертвой (может, и от голода тоже), она забирает её детей – это порыв такой. Ей так жалко стало маленьких. Они испугаются, во-первых. Во-вторых, у них никого больше нет… И куда их – в приют?

Но Жанна понимает, что муж разозлится. Доброта такая – слишком дорога для них… Своих детей не знают, как прокормить… Но муж, когда она сообщила ему о смерти соседки, сам сказал, что надо забрать её детей. Зря Жанна боялась!

В общем, Жанна и её муж – хорошие люди. Не совсем «логичные», но добрые. Они действуют сердцем, а не разумом. И я думаю, что это классно! Надеюсь, что они справятся со всеми своими проблемами, а дальше и дети подрастут, станут помогать.

Вариант 2

Несмотря на тяжелое время, произведение наполнено милосердием и добротой. В центре внимания находятся два героя: Жанна, да ее муж, а также на заднем плане пятеро детей. Произведение было закончено в 1910 году, в то время, когда в стране буйствовала революция. И именно она не могла ни отразиться на жизни всех людей. На примере данной семьи Лев Николаевич показывает читателям, как революционные действия, стихия, что нахлынула внезапно, полностью меняет человека, разрушая его благосостояние.

Муж, как истинный работник, занимался рыболовством, в то время как его любимая жена обустраивала дом, навевала на него уют и тепло. Однажды рыбак ушел за ловлей обитателей реки, Жанна же осталась одна с пятью детишками. На улице начал творится хаос, ветер усиливался с каждой минутой, стены завывали, пыль поднялась столбом, все напрочь сносило. Жена до того разволновалась и переживала за мужа, что нервы потихоньку сдавали. Чтобы себя отвлечь, она пошла проведать соседку, которая была больна. Однако от холода и, соответственно, голода, та покинула сей мир. В доме же осталось двое маленьких ребят. У Жанны разрывалось сердце, она не могла просто так взять и оставить бедных детей на произвол судьбы. Да и кто способен просто пройти мимо детишек, которые хотят тепла и ласки? Разве бесчувственный человек способен на такое злодеяние? Нет, у героини чистая душа. Ей не безразлична жизнь беспомощных детей. Она понимает, что в страшное время им необходима помощь.

Однако, вернувшись домой, Лев Николаевич Толстой показывает читателям, как женщину начинают окутывать разные мысли. Не ошиблась ли она? Правильно ли приняла решение? Как отреагирует муж? Вскоре возвратился рыбак, руки его были пусты, улова не было. Жанна не таила переживания свои, поэтому всё произошедшее пояснила мужу. Тот, как добросердечный человек, принял решение взять к себе на воспитание двоих ребятишек. Поразительно! Какая светлая душа у членов этой семьи! Они испытывают сострадание, всегда готовы помочь, несмотря на ужасы того времени. Удивительно!

Писатель делает акцент на том, что семья изначально живет бедно, однако это обстоятельство не мешает им забрать детей к себе. Какое большое у них сердце! Так и надо!

Сочинение Бедные люди Толстого

Следует разобраться, почему так назвал поэт свой рассказ, и что он имел в виду, что хотел донести до человечества. Хоть рассказ сам короткий, но автор главных своих героев произведения раскрывает довольно глубоко и понятно, но читатель все равно находиться в напряжении на протяжении всего произведения, ему становиться интересно, чем же закончиться рассказ.

В произведении идет речь о ставшей одинокой женщине, где по описанию видно, что Толстой ее видит в образе бедного человека, который настрадался на протяжении своей жизни. И что ей довелось перенести, она умерла ради своих детей, то, что она чувствовала в тот момент некому не понять и не прочувствовать ту глубокую боль.

Читайте также:  Рассказы бориса житкова о животных 3 класс

Супругу Жанны автор не дает даже имени, он был обычным храбрым и смелым рыбаком, которых было в то время довольно много, эти мужчины каждый день подвергали свои жизни опасности, для того чтобы прокормить свои семьи. Но не все были душевны, каким оказался муж Жанны. Его жене казалось, что он угнетенный нищетой и безденежьем, потерял чувство сожаления, но, увы, она глубоко ошибалась.

Образ Жанны Толстой показывает в роли обычной верной супруги безумно любящей своего мужа. На ее плечах лечит все хозяйство и пятеро детей. Изо дня в день она ожидает своего мужа, не страшно переживает за него, так как она не уверенна, что с ним нечего не случиться. Она понимает насколько тяжело ему дается обеспечивать семью, и насколько их семья бедная. Ей становиться жалко соседских сирот, и она размышляет взять их к себе.

Происходит страшный спорный конфликт у Жанны между своими обязанностями перед своей семьей и внутренним голосом. Она приходит к выводу, что бедность это приговор с которым нужно бороться. И часто люди становятся бедными из-за устроенного так общества.

Подводя итог данному рассказу Л.Н.Толстого можно сказать, что он пытался показать, как тяжело жить бедным людям, но при этом они не теряют своего обличия и остаться сострадательными ко всему человечеству. Хоть сами если сводят концы с концами, они готовы помогать другим. Поэтому, прочитав этот рассказ Толстого невозможно остаться равнодушным к судьбе героев произведения.

рассуждение 6 класс

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Бедные люди

Популярные сегодня темы

От картины, действительно, исходит жар – солнце так и светит. Столько зелёного цвета! И очень много солнца… Наверное, это середина лета.

Лермонтов восхищался Пушкиным и в чем-то подражал ему, хотел иметь с ним приятное знакомство. Также Лермонтов мог считать себя продолжателем традиции и хотел развить некоторые мысли Пушкина.

Основной сюжет и главная линия повествования не приходит автору сразу, он на протяжении нескольких лет обдумывает сюжет, раздумывает о том, как будет протекать повествование.

Санек – один из героев рассказа «Конь с розовой гривой». Он является сыном дяди Левонтия и тетки Васены. Санек второй по счету сын в семье Левонтьевых.

На протяжении длинной, холодной зимней поры все в лесу как будто замирает. Многие животные впадают в спячку. Птицы, с подросшим за лето потомством, улетают на зимовье в более теплые края.

Источник

Урок по литературе «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди» (6 класс)

Тема: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Ильченко Лариса Анатольевна, МАОУ

«Гимназия №11 «Гармония», Октябрьский район,

учитель русского языка и литературы,

педагогический стаж – 22 года,

высшая квалификационная категория,

УМК – Литература 6 класс, автор-составитель Г.С. Меркин,

в двух частях. Издательство «Русское слово», Москва, 2013 г.

Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок.

ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения

— познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»;

— проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа;

— посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте;

— развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий);

— развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи);

— развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации).

— создать условия для формирования у учащихся понимания не только авторской позиции к поступкам героев рассказа, но и своего отношения к ним, убедить учащихся в необходимости проявления доброты, милосердия и сострадания.

Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.

Методы и технологии организации образовательного процесса: технология критического мышления.

Оборудование и материалы: учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация, раздаточный материал.

Во внутреннем мире человека доброта – это солнце

На экране эпиграф (слайд 1)

— Как вы понимаете слова Виктора Гюго?

— Что такое, по-вашему, доброта?

( Один учащийся работает со словарём Ожегова)

— Какие ассоциации вызывает у вас слово?

— Скажите, почему мы заговорили о доброте?

Запись темы урока (слайд 2)

— Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?

— Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?)

Читайте также:  План 3 действия в сказке потерянное время

Чтобы достичь целей обратимся к рассказу Л.Н. Толстого.

Подготовленный учащийся рассказывает творческую историю рассказа (слайд 3)

— Рассказ прочитан. Какие чувства он у вас вызвал?

— Определите тему рассказа.

Итак, главная героиня рассказа – Жанна.

Домашним заданием было найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.

( На партах лежит таблица с приёмами создания образа персонажа)

1 – Описание состояния героини (найти ключевые слова, эпитеты, средства синтаксической выразительности)

2 – Описание окружающей среды (природы) (найти ключевые слова, олицетворения, детали синтаксиса) (слайд 4)

3 – Бытовые детали ( описание жилища, детей) (слайд 5)

4 – Действия и поступки героини (синтаксические средства, лексические средства)

(Учащиеся в группах находят средства художественной выразительности)

В ходе обсуждения приходим к ответу на вопрос: Это ли не проявление доброты?

— Какую страшную картину увидела Жанна?

— Раздумывала ли она, как ей поступить?

( Найти в тексте подтверждение)

— На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о героине?

— О чём думает потом?

— Почему боится мужа?

( Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение. Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с ним)

— Сделайте вывод о поступке Жанны.

( Она проявила доброту, поступила милосердно по отношению к детям)

Давайте вернёмся к теме рассказа. Как можно обозначить тему рассказа одним словом?

— Какова главная мысль рассказа?

( Нужно помогать людям, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, любовь, если случится беда)

— Оцените поступок Жанны и её мужа.

(Они проявили милосердие)

— А как вы объясните слово милосердие?

( Работа одного учащегося со словарём Ожегова)

— Милосердие – не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.

Не случайно и имя героини. Что оно означает?

(Отвечает заранее подготовленный ученик)

Это ещё один из приёмов создания образа персонажа.

— Кто из героев ещё имеет имя?

— Как вы думаете, почему автор соседке даёт имя, а рыбаку нет?

(Жанна и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина-мать-идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины-матери)

— Подтвердите примером из текста, что Симон – заботливая и любящая мать)

Итак, стержень рассказа: Жанна и Симон.

— Вернёмся к поставленным целям.

— Какие уроки доброты вы извлекли из рассказа?

— Почему рассказ назван «Бедные люди»?

— Какое бы название предложили вы?

Хочу предложить в качестве осмысления рассказа творческое задание.

(Учащиеся могут распределиться в группы по своему желанию)

Ответить на вопрос: Какой из приёмов, с вашей точки зрения, наиболее раскрывает способность героини к добру?

Или продолжить фразу: Особенностью образа Жанны является……

Рефлексия: Что было интересно вам на уроке?

А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.

— Актуальна ли тема рассказа в наше время?

— Почему доброта так важна в нашем обществе?

Ответом на этот вопрос будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.

Закончить урок я хочу стихотворением А. Дементьева, поэта 20 века.

Доброту не купишь на базаре,

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам,

Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, — так и остался хамом.

Этот вот — от чванства занемог.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.

Источник

Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Тип урока : урок-мастерская творческого письма

Технология : педагогическая мастерская

Воспитывающие: приобщение учащихся к радостям сотрудничества, законам открытия нового; воспитание личности свободной и самостоятельной, духовно-нравственной.

Развивающие: развитие читательского интереса, творческого воображения, монологической речи; формирование коммуникативных навыков, навыков составления устных высказываний на заданную тему.

Обучающие: выявить ключевую идею рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди», проявляющуюся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви, составление синквейна; создание условий для конструирования собственного знания и осмысления понятия ДОБРО, составление кластера; подготовить к написанию сочинения-рассуждения на тему: «Почему доброта так важна в нашем обществе».

Средства обучения: текст рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди», мультимедийная презентация, звуковое сопровождение, рабочие листы, толковый словарь, словарь синонимов, словарь пословиц и поговорок.

Читайте также:  Рассказы для воспитания доброты и милосердия в ребенке

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок – урок-мастерская. Начать нашу мастерскую мне хотелось бы с музыкального фрагмента. Внимательно послушайте его и выберите из потока слов песни ключевое слово, которое созвучно теме прочитанного вами самостоятельно рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди».
Звучит фрагмент песни «Песня о доброте».

( Дети определяют ключевое слово ДОБРОТА и записывают его на рабочем листе)

Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Подберите синонимы к слову «доброта».

(В ходе подбора синонимов на доске составляется «кластер»)

( Взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость; солнце, тепло, свет; здоровье души).

— Скажите, почему мы заговорили о доброте?

(слайд 1) Запись темы урока

— Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?

( Проанализировать рассказ; сформулировать тему и идею рассказа: какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?)

— Чтобы достичь целей обратимся к рассказу Л.Н. Толстого.

2. Стадия осмысления.

Какое впечатление произвёл на вас это произведение? Какие чувства он у вас вызвал?

— Определите тему рассказа.

Итак, переходим непосредственно к анализу произведения.

1 группа: выписать из текста ключевые слова и словосочетания, подчеркивающие крайнюю бедность семьи рыбака; жилище, детей.

2 группа: Как ведет себя героиня в этой жизненной ситуации? (состояние героини, ее действия и поступки, отношение к мужу).

3 группа: Описание окружающей среды (природы) (найти ключевые слова, олицетворения).

( Учащиеся в группах находят средства художественной выразительности)

Сопоставляем описание в рассказе с репродукциями картин художников Слайды 3, 4, 5, 6, 7, 8

Обсуждение по тексту:

(Слайд 9) Какую страшную картину увидела Жанна? Раздумывала ли она, как ей поступить?

( Найти в тексте подтверждение )

— На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о героине?

— О чём думает потом? ( Мысли о муже )

— Почему боится мужа? (Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение. Она приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем).

— Сделайте вывод о поступке Жанны.

(Она проявила доброту, поступила милосердно по отношению к детям)

— А как вы объясните слово милосердие? (Работа одного учащегося со словарём Ожегова)

( Слайд 10 ) Милосердие – это готовность и стремление помочь людям из сострадания, человеколюбия.

Не случайно и имя героини. Что оно означает?

( Отвечает заранее подготовленный ученик)

Давайте вернемся к теме рассказа. Как можно обозначить тему рассказа одним словом? ( ДОБРОТА)

— Какова главная мысль рассказа? ( нужно помогать людям, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, любовь, если случится беда )

— Как вы оцениваете решение Жанны и ее мужа забрать детей?

( любят и понимают друг друга, делают добро, ничего не требуя взамен )

— Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать также на беду, постигшую соседей?

(Слайд 11) Почему тогда название у рассказа «Бедные люди»? ( Автор хотел подчеркнуть, что герои, бедные по материальному состоянию, во имя любви к ближнему готовы на

самопожертвование, в этом поступке проявляется мудрость души героев ).

— Какое бы название предложили вы?

— Кто из героев ещё имеет имя? ( Соседка Симон )

— Подтвердите примером из текста, что Симон – заботливая и любящая мать.

(Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее)

Вернемся к поставленным целям:

Предлагаю вам в качестве осмысления рассказа творческое задание по группам:

(Слайд 14) 2 группа: Синквейн: «Семья рыбака»

(Слайд 15) 3 группа: ответить на вопрос: « Какова идея рассказа? Над чем заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого? Какие уроки извлекли из данного произведения?»

(Пока дети пишут, звучит спокойная музыка. Затем ребята выступают с результатами своих работ)

Итак, попробуем вместе подвести итог нашему разговору.

Какие уроки доброты преподает нам Лев Николаевич Толстой? ( Мы еще раз убедились в том, что на свете есть люди с добрыми сердцами и что добро всегда побеждает зло).

Что было интересно вам на уроке? Достигли ли мы с вами поставленных целей?

А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.

— Актуальна ли тема рассказа в наше время?

(Слайд 16) Почему доброта так важна в нашем обществе?

Ответом на этот вопрос будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.

Итоги урока: оценки, их комментирование.

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою ДОБРОТЫ
И радость помоги найти кому-то.

Включаю видеоролик «Спешите делать добро!»

Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.

Источник

Познавательное и интересное