Анализ рассказа М. Шолохова «Родинка»
Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете «Молодой ленинец» в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.
В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.
Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.
Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.
Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.
Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.
Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.
Шолохов Родинка анализ
Изучая рассказ Шолохова Родинка, анализ которого предстоит сделать по школьной программе, можно понять суть и смысл данного произведения. Анализ произведения также поможет разобраться, какую именно мысль писатель пытался донести до читателей. Благодаря этому написать сочинение на эту тему в дальнейшем не составит труда.
Анализ рассказа Родинка Шолохова
Анализ Родинки Шолохова кратко будет выглядеть следующим образом… Построение данного произведения логичное. Оно состоит из шести отдельных частей, каждая из которых начинается описанием пейзажа. Благодаря такому приему автору удалось передать читателю всю красоту Дона.
Все действия в произведении разворачиваются в двух разных плоскостях. Отмечается внешний сюжет и внутренний. В первом из них писатель знакомит нас с героями своего произведения, а во втором рассуждает о нравственной проблематике сложившейся ситуации, душевных переживаниях персонажей.
История создания Родинки
Перед тем, как рассматривать анализ рассказа Шолохова Родинка с цитатами, стоит обратиться к истории создания этого произведения. Работу над ним автор начал в двадцатых годах минувшего столетия. Опубликован же рассказ был в 1924 году. Родинка вошла в цикл Донских рассказов Шолохова.
Это произведение было опубликовано в издании Молодой ленинец. По сути, именно в тот момент и началась творческая биография самого автора. Читатели узнают о его особенностях речи и подачи информации.
Родинка: тема и проблематика
Крайне важно определить, каковы тема и идея Родинки Шолохова. Автор описывает события, которые разворачиваются на Дону в период гражданской войны. При этом, он особое внимание уделяет отношениям сына и отца. Эти герои оказались по разные стороны баррикад. Главной целью Шолохова было увековечить те страшные события. Именно по этой причине его творчество существенно отличается от других советских авторов того времени.
В своем произведении писатель описывает ужасные события 1920 года. Он говорит о коллективизации, процессе раскулачивании, противостоянии белых и красных. При этом автор никого из них не подвергает осуждению, не разделяет на отдельные лагеря. Мол, одни из них плохие, а другие хорошие. Центральное внимание уделяется общечеловеческим принципам и душе человека. Писатель не вдается в подробности политических принципов, не уделяет внимание идеологии. Гораздо больше его волнуют те отношения, которые сложились между людьми, их внутренний мир.
Разбираясь, какая в Родинке Шолохова проблематика, стоит отметить, что автор не считает жестокость оправданной идеями, не подвергает убеждения детальному анализу. Он преследует совершенно иную цель, стремится показать все особенности жизни как таковой. Писатель не симпатизирует никому из персонажей. Описания героев максимально нейтральные и явно объективные.
Период гражданской войны имеет немаловажное значение в истории России. Ужас и трагедия при этом заключается в том, что люди воевали не с иностранными врагами, а друг с другом. Страна, по сути, была разделена на три отдельных лагеря. В одном из них находились белые, во втором красные, а в третьем жертвы, которые волей случая попадали под обстрелы. Естественно, что жить в такой обстановке привычной жизнью уже не представлялось возможным.
Образы героев: краткий анализ
В произведении Родинка анализ героев имеет принципиально важное значение. Именно через персонажей автор показывает трагизм сложившейся ситуации. Описывая судьбы отдельных людей, писателю удается раскрыть проблему взаимоотношений в кругу семьи во время военных действий.
Сын и отец находятся в разных лагерях. Представители молодого поколения находятся на стороне красных. Старшие люди при этом являются приверженцами движения белых. Правда, у представителей этих поколений есть и что-то общее. Все без исключения уже устали от военных действий.
Отмечается явное противостояние ключевых персонажей. Правда у каждого из них своя. Писатель описывает судьбу Кошевого Николая, а также его отца, который является атаманом. Автор рассказывает о прошлом своих героев и настоящем. Знакомит он с ними путем изначальных пейзажных и бытовых зарисовок.
Делая анализ произведения Родинка Шолохова, каждого из героев следует рассмотреть более детально. Ключевым персонажем является восемнадцатилетний парень Николай. В раннем возрасте он потерял родителей, и уже три года находится в центре военных действий. Ему явно надоели постоянные бои. Он мечтает о том, что наступит мирная жизнь. Из прошлого у него, по сути, не осталось ничего, кроме родинки и воспоминаний. Точно такое же родимое пятно было и у его отца. С помощью этого знака автор указывается на связь, которая существует между поколениями.
Николай молодой, темпераментный, постоянно ввязывается в рискованные операции. Писатель сравнивает его с совсем юным животным и птицей. У него еще все впереди.
Также к главным героям относится и старый атаман с весьма тяжелой судьбой. Он уже семь лет находится вдали от родной земли и собственной семьи. Его сердце очерствело, от полноценного внутреннего мира у него уже остались лишь развалины. Свое горе атаман глушит с помощью алкоголя и практически никогда не бывает трезвым. Кульминация при этом достаточно страшная. Атаман убивает собственного сына и после этого убивает самого себя.
Анализ рассказа Родинка Шолохова будет неполным, если не упомянуть о других действующих лицах. Среди второстепенных персонажей стоит выделить мельника Лукича. Это старый мужчина, который чувствует собственную безысходность и вследствие этого решается на отчаянный шаг. Он дает красноармейцам информацию об их врагах. Изначально ему доводится встретиться с предводителем белых. Тот угрожает ему расправой и требует дать солдатам провизию. Правда, отдавать собственное имущество мельнику не хочется. По этой причине крестьянин обращается к красным, приближая тем самым трагическую развязку.
Проще всего сделать анализ рассказа Шолохова Родинка по плану. Он выглядит следующим образом:
✔️ Когда написано и опубликовано произведение.
✔️ Особенности композиции.
✔️ Ключевые персонажи и их особенности.
✔️ Поднимаемая проблема и тонкости подачи этой информации (взаимоотношения между поколениями, трагизм и ужас военных действий).
Сделав анализ Родинки по плану, удастся осветить все ключевые моменты, не упустив ни одной важной детали. Естественно, что после этого будет гораздо проще раскрыть данную тему в сочинении, понять суть рассказа и его основную мысль.
Смысл рассказа «Родинка» Шолохова
Михаил Шолохов большое внимание уделял в своём творчестве Гражданской войне. Ужасы, с которыми пришлось столкнуться простым людям, глубоко волновали писателя. Как страшные события повлияли на судьбу народа? Именно этот вопрос и поднял М.А. Шолохов в своем произведении «Родинка».
Смысл названия рассказа «Родинка» М.А. Шолохов
Символичное и трепетное заглавие «Родинка» говорит о нерушимой родственной связи. То, что связывает поколения друг с другом. Дети не выбирают своих родителей. Священные семейные узы — это то, что нужно беречь, несмотря ни на что.
Смысл названия книги «Родинка» М.А. Шолохова заключается в том, чтобы читатель понял, что ни военные действия, ни поступки и слова окружающих не способны уничтожить любовь между детьми и родителями. Родственную связь, которая придаёт силы, не заменит никто и ничто.
Смысл произведения «Родинка» М.А. Шолохов
Перед читателем стоит непростая задача: после ознакомления с произведением ему предстоит выбрать, сторону какого героя следует принять. Писатель намеренно не давал оценочных суждений относительно личностных качеств каждого персонажа. Разные, противоречивые главные герои. Связывает их то, что они очень скучают по родному краю. Война забрала у них все. Изредка они вспоминают свою прошлую жизнь. Смысл рассказа «Родинка» М.А. Шолохова заключается в том, чтобы читатель мог проникнуться атмосферой сложного и опасного времени. Мы должны понять, что кровная связь прочна и долговечна.
В произведении «Родинка» описывается не только горе отдельно взятой семьи. Это трагедия страны. Жестокий бой красных и белых разрушил очередную ячейку общества. Но на этом не закончилось произведение. Раздался страшный крик. Атаман внимательно посмотрел на упавшего мужчину. В этот момент он заметил родимое пятно. Точно такое же, как у него. От его собственных рук погиб его сын, его мальчик. Как пережить невосполнимую утрату? Боль в сердце отца уже ничем не заглушить.
Смысл финала произведения «Родинка» М.А. Шолохов
Рассказ «Родинка» никого не оставляет равнодушным. Людям пришлось пережить много горя. Ужасы войны оставили неизгладимый отпечаток на их дальнейшей судьбе. Смысл финала произведения «Родинка» заключается в том, чтобы читатель смог прочувствовать атмосферу того непростого времени. Сложно обвинять простых людей в черствости, безразличии, ожесточённости. Кругом разруха, полная неизвестность. Каждый выживал так, как мог. За что они боролись? Никто из персонажей так и не смог дать внятный ответ на этот вопрос. Непримиримая вражда сделала их безучастными к чужому горю.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 3
Шолохов, «Родинка» и образ военной бытности в литературе
Меню статьи:
Война нашла воплощение во множестве литературных произведений. Творчество Михаила Шолохова поставило эту тему в центр преобладающей части текстов. Поэтому Шолохов, «Родинка» и отображение военных событий – тема этой статьи. Критики осуждали писателя за чрезмерно кровавые картины распрей между белым и красным движениями. Стоит, однако, подчеркнуть, что Михаил Александрович не дает оценок ситуациям, которые описывает. Единственный судья представленным событиям – читатель.
История написания «Родинки»
Писатель сел за работу над этим рассказом в 1920-е годы. В результате, в 1924-м выходит «Родинка», вошедшая в «Донские рассказы». Для шолоховского творчества естественно такое деление на циклы произведений. В центре «Донских рассказов» в целом и «Родинки» в частности – война и личные отношения на фоне трагичных событий. Для начала, рассмотрим особенности самих «Донских рассказов».
Первая публикация сборника Шолохова состоялась в 1924-м году. Произведение вышло на страницах газеты «Молодой ленинец». Почему критики и литературоведы проявляют столь повышенное внимание именно к этому циклу? Дело в том, что «Донские рассказы» знаменуют старт творческой биографии русского автора. В этом же цикле читатели знакомятся с характерной «шолоховской» речью. Автор «монополизирует» тему гражданской войны, красот донской природы, трагедию жестокости и нелепости распрей.
Тематика «Донских рассказов»
Шолохов обращается к событиям гражданской войны, которая происходила на Дону. Это не первый сборник, посвященный этой теме. На этот раз писатель сосредоточил внимание на трагических взаимоотношениях между отцом и сыном. Члены одной семьи оказались на разных сторонах баррикад. Шолохов поставил цель увековечить страшные события войны в мировой литературы. Поэтому шолоховское творчество так сильно отличается от его советских коллег-писателей.
В анализируемом цикле автор обращается к ужасающим ситуациям гражданских распрей 1920-х годов. Шолохов описывает коллективизацию, раскулачивание, резню красных и белых. Позиция автора такова, что он никого не осуждает, не разделяет людей на два лагеря – хорошие и плохие. В центре повествования – общечеловеческие позиции, человеческая душа. Шолохова не волнуют политические вопросы, идеология. Автор сосредотачивается на внутреннем мире человека и отношениях людей.
Идеи произведения
Писатель не оправдывает жестокость идеями, не анализирует убеждения.
Цель Шолохова – показать жизнь во всей ее полноте. В тексте отсутствует авторская симпатия к определенной группе персонажей. Шолохов описывает каждого героя – нейтрально, максимально объективно.
От зоркого писательского глаза не скрывается ни один человек. «Донские рассказы» – яркий пример воплощения этой идеи.
Гражданская война – страшный период в российской истории. Трагедия этой войны состояла в том, что люди сражались не против иностранного врага-интервента, а против брата. Государство раскололось на три лагеря: красные, белые и жертвы, случайно оказавшиеся под обстрелом. Эти люди продолжали жить обычной жизнью, что было уже невозможно.
Война в творчестве Шолохова
Лев Николаевич Толстой оценивал все войны, с которыми сталкивалось человечество, с позиции справедливости. Писатель называл справедливыми те войны, которые приводили к освобождению народов от внешнего агрессора. Разрозненные люди порой объединяются, чтобы дать отпор врагу и защитить свою родину. В истории России таких войн было две: сражение с Наполеоном в 1812-м году и Великая Отечественная война 1941–1945-х годов.
Образ гражданской войны
Гражданские войны априори несправедливы. Такие распри – это следствие социальных потрясений, революций. Гражданская война, которая развернулась в 1918–1920-х годах, стала следствием Октябрьской революции 1917-го года. Разумеется, русская литература часто изображает события гражданской войны в героическом ключе. Но на деле это была трагедия: братоубийство, гибель родственников, разделенных по разным лагерям. Непостижимая логика превращала родных людей, которые говорили на одном и том же языке, во врагов.
Именно такой парадигмы придерживается Михаил Александрович, описывая военную бытность. События рассказа разворачиваются на Дону, на Кубани. Кроме единого места, сквозь весь текст проходит и единая идея. Автор представляет войну как кровавую полосу, пересекающую судьбы отдельных людей и целых семей. Смерти во время гражданской войны – нелепая драма.
Образы текста
Война
Прежде всего, автор останавливается на кровавых картинах расправ над бунтарями. Позиция непокорного человека, показывает писатель, – всегда невыгодна. Некоторые критики сравнивают работы Шолохова и Бабеля. Если у последнего литератора акцент делается на жестокости и зле, то у Михаила Александровича в центре стоит добро и другие вечные ценности. Именно эта особенность привлекает читательскую аудиторию к творчеству Шолохова.
В произведении русского писателя отсутствует акцент на истинности каких-либо идей – красных или белых. Это должен решить сам читатель. Автор настаивает на одном – невозможности оправдания жестокости и насилия. Для Шолохова в жизни существует одна ключевая ценность – добро. И добро нельзя игнорировать. Кто виноват в войне, жестокости, насилии, смертях? Автор дает однозначный ответ: только сам человек.
Природа
Шолохов использует уникальный прием – вставки красивейших описаний окружающей среды. Создается впечатление, что автор делает это невзначай. Природа противопоставляется суетливому обществу.
Писатель представляет сообщества людей жестокими, неспособными к мирному решению проблем. Пейзажные зарисовки выполняют эстетическую функцию. Кроме того, гармония окружающей среды демонстрирует бесполезность, абсурдность войны, запустения. Искусственные смерти никому не нужны, но люди никак не могут извлечь уроков из истории.
Человеческое горе
Маленькое художественное пространство не помешало русскому литератору отобразить образ человеческих бед – в колоссальных масштабах. Писателю понадобилось всего два героя, чтобы столкнуть интересы семей и человечества в целом. В центре повествования – нравственная проблематика. Автор задается вопросом, в чем состоит справедливость общества и строя, где родные люди убивают друг друга.
Животные
Животные в шолоховском рассказе выступают в роли не столько образов, сколько символов. Старика-атамана писатель сравнивает с волком. И наоборот – в фигуре настоящего животного – волка – читатель узнает черты, характер старого белого командира. Бессознательно волк ассоциируется с чем-то неприятным, отрицательным. Волк – это одинокое, голодное, несчастное существо.
Жизнь сделала атамана жестоким, черствым, обозленным. В то же время, герой сопоставляется с коршуном. Птица ассоциируется с такими чертами, как смелость, сила. Однако одновременно коршун – это стервятник, птица, поедающая трупы. Со стервятником отождествляется душа старого казака. Герой убивает сына, «нехотя» приводя к гибели и себя. Атаман покидает этот мир, а птица растворяется в небе. Серость неба наталкивает на мысль о разрушенном, суетном и скованном мире.
Роль персонажей «Донских рассказов»
Герои шолоховского произведения исполняют конкретную функцию – демонстрацию трагедий гражданской распри. Отдельные человеческие судьбы помогают автору раскрыть драму внутрисемейных отношений во время войны.
Отец и сын оказываются на разных сторонах «фронта». Молодежь поддерживает красных, а старое поколение – белое движение. Молодых и старых людей роднит одно – тотальная усталость от войны.
Два центральных персонажа противостоят друг другу. У каждого героя своя правда. Писатель рассказывает о судьбе Николая Кошевого и его отца – казачьего атамана. Читатели узнают детали прошлого и настоящего героев. Знакомство с каждым действующим лицом начинается бытовыми, пейзажными зарисовками.
Отношения отца и сына
В основе «Родинки» лежит простой сюжет: старый казак случайно убивает собственного сына. Возникает вопрос, почему же старик не узнал родную кровь. Автор объясняет: герои произведения занимали разные стороны в гражданской войне. Судьба разбросала родных людей по вражеским лагерям. Николай – красный командир – рос без отца. Юноша прожил тяжелую жизнь: папа пропал во время войны с немцами, мать погибла. Николка был сиротой. До пятнадцатилетнего возраста Николай перебивался случайными работами, кое-как добывал деньги на жизнь. Потом судьба свела мальчишку с красным движением. Спустя три года юноша становится эскадронным командиром.
«Тихий Дон» Михаила Шолохова ученые относят к эпохе литературного соцреализма. Произведение можно назвать одним из лучших в жанре романа-эпопеи. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием
Далее рассмотрим каждый образ детальнее.
Фигура сына
На момент событий рассказа Николаю исполнилось восемнадцать. Юноша рано познал горе, утратив обоих родителей. На войне герой находится третий год. За это время бои надоели Николаю, юноша хочет мирной жизни. От прошлого почти ничего не осталось, кроме воспоминаний и родинки. Точно такая же родинка была у отца Николая. Этот знак символизирует связь между поколениями. Характер героя – молодой, горячий – постоянно толкает юношу на рискованные операции. Писатель сравнивает персонажа с птицей или совсем молодым животным. Кажется, что у юнца вся жизнь только впереди.
Фигура отца
Фигура мельника
Второстепенный герой шолоховского произведения – мельник по имени Лукич. Старик – от безысходности – дает красноармейцам наводку на врагов. Сперва мельник столкнулся со старым белым атаманом. Герой угрожал крестьянину расправой, требуя провизии для солдат. Лукич не хотел расставаться с нажитым имуществом. Поэтому мельник пошел искать справедливости у красных. Сам того не зная, герой приблизил трагическую развязку рассказа.
Сюжет «Родинки»
Идея «Донских рассказов» своеобразно раскрывается в «Родинке». Критики признают этот рассказ чуть ли не самым проникновенным произведением из шолоховского цикла. Автор описывает убийство красного командира белым атаманом. Командир умирает от удара шашкой. После расправы атаман снял сапоги с мертвеца: обувь – дорогое удовольствие в то время. Внезапно враг заметил на ноге своей жертвы знак – родинку довольно крупного размера. Оказывается, что такая же родинка имеется и у атамана.
В основе произведения Михаила Шолохова «Судьба человека» – реальные события. После войны в 1946 году автор случайно познакомился с Андреем Соколовым и его сыном. Произошедшее с Соколовым во время Великой Отечественной войны стало основой сюжета рассказа. Предлагаем читателям узнать, что было дальше, ознакомившись с описанием произведения
Композиция рассказа
Шолохов очень логично строит свое произведение. В «Родинке» насчитывается шесть частей. Начало каждого фрагмента – это описание пейзажей. С помощью такого приема, автора раскрывает для своей аудитории красоты Дона. В этом тексте, как и во многих других, писатель не оставляет без внимания фон, на котором развертывается сюжет «Родинки».
Шолохов разворачивает действия произведения в двух плоскостях:
Моральная дилемма «Родинки»
Мнимая простота шолоховского произведения, тем не менее, не может скрыть глубокий смысл этого рассказа. Речь автора отличается лаконизмом. В тексте наблюдается недосказанность. Писатель апеллирует к интуиции, эмпатии читателей. Главная мысль – боль и несчастья, которые приносит война. Шолохов своеобразно трактует категорический императив, о котором пишет немецкий философ Иммануил Кант.
Конспект урока по рассказу М.Шолохова «Родинка»
М.А. Шолохов « Донские рассказы».
Изображение войны в рассказе « Родинка».
— выяснить, какой показывает Шолохов гражданскую войну на страницах своего рассказа;
— каким из этого события выходит человек;
— сделать вывод по рассказу
Оборудование урока: тексты “Донских рассказов” М. Шолохова, портрет писателя, презентация.
Сообщение темы и цели урока.
Закрепим, полученные знания о жизни М.Шолохова
Побеседуем о годах гражданской войны
Будем анализировать, прочитанный рассказ « Родинка»
Построим схему анализа рассказа
Подведем итоги урока.
III. Актуализация знаний учащихся.
Ребята, вы должны были подготовить индивидуальные сообщения о биографии Шолохова.
VI . Усвоение новых знаний.
Вступительное слово учителя.
1.Итак, сегодня тема нашего урока «Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А.Шолохова. Запись в тетрадях.
Наша цель – выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.
Ребята, обратите внимание на годы жизни М.Шолохова( 1905- 1984). Да, он жил в период, революционных событий, в годы гражданской войны. Задачи нашего урока: Слайд №2
Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?
Эта одна из самых трудных тем русской литературы XX века, потому что подходы писателей к показу событий гражданской войны были разные, зачастую противоположные.
Официальные рамки гражданской войны 1918-1920 гг.
Расстановка социальных сил в годы гражданской войны.
Война вошла в каждый дом. И порой люди становились под знамена красных и белых под воздействием обстоятельств. Жизнь так сложилась. Эта война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами родных людей.
Как у него раскрывается тема гражданской войны?
Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова. (Запись в тетрадях)
Донское казачество, изображенное в рассказах М.Шолохова, всегда отличалось вольнолюбивым характером. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление советской власти.
«Донские рассказы» были опубликованы в 1926 году.
Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром, гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года. А лет ему было всего лишь семнадцать.
— Где происходит действие рассказов? (На Дону)
Рассказ «Родинка» состоит из 6 частей. Почти каждая часть начинается с описания природы, что помогает читателю увидеть красоту донского края, на фоне которой разворачиваются страшные события по вине человека.
Читая рассказы, мы видим Дон, станицы, хутора, казаков. «Хата, где квартирует Николка, стоит на яру над Доном». («Родинка»)
В другом рассказе мы видим, как «Дон, пристегнутый к горе, мчится с бесшабашной стремительностью». («Пастух»)
Из степи, бурой, выжженной солнцем, дует горячий ветер. Все это донская земля
Здесь, на берегу Дона, в казачьих станицах, произойдут трагические события.
Анализ рассказа «Родинка» (1924г)
Прочитать начало рассказа
Все смешалось, предметы войны лежат рядом с хлебом, ассоциирующимся у каждого человека с жизнью. Читая дальше, мы оказываемся в центре гражданской войны на Дону.
— Что узнаем о Николке из анкеты?
— Почему в анкете не указывает отчество? О чем это говорит? (Вырос без отца. Так уже в начале рассказа показано разъединение близких людей: отца и сына)
— Сколько лет Николке? Обратите внимание на портрет героя. О чем свидетельствует портрет героя. («:Сколько лет Николке?. Перед нами герой предстаёт повзрослевшим и даже состарившимся. Автор подчеркивает противоречия между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.)
— Каким видим после четырех лет войны? Его моральное состояние? (Все надоело, устал от жестокости, насилия, «уморился так жить», учиться хочется).
— О чем мечтает Николка? (2 глава). Его воспоминания о детстве?
— Итак, Шолохов показывает, что изначально в Николке «зверино-волчье», что надламывает душу, не заложено. В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.
— Почему же выбрал для себя такую жизнь Николка? (Стал сиротой. «: до 15 лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля»)
— Что можно сказать об убеждениях героя? (Он потомственный казак, в силу сложившихся обстоятельств присоединился к «красным»).
— Его примета? (Это родинка, которая обещает счастье, но счастья пока нет).
— Такова история отца Николки.
— Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни «по-старому»? (Вернувшись домой, узнал, что жена умерла, а сын пропал. В станице новая Советская власть. «Новая жизнь» встретила казака неприветливо. Многие казаки уходили в банды, так как были недовольны Советской властью, которая началась в январе 1919г.).
— И сам волк появляется в 6 главе. (прочитать) Здесь волк даже человечнее, чем люди, «взвывающие по-звериному». Он потянул в лог «не спеша». В этом «не спеша» чувствуется сила, покой и правота своей жизни.
— Какую роль в раскрытии душевного состояния атамана играет пейзаж? ( Пейзаж подчеркивает очерствение души, тоску по утраченной жизни. «Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной»,- пишет Шолохов об атамане).
— Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды. «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы». Душа атамана тоскует по земле, по семье, по сыну. Зачерствела, т.е. не осталось ничего человеческого.
— У атамана «душа зачерствела», у Николки «лицо злобой перекошено». Одно чувство ими владеет. Не кажется ли вам это странным? Почему?
— Цели у них разные, а чувства одни. Ведь важно, каким путем цель достигается. А путь у них один. Какой же?
— Путь насилия: Николка сумел «ликвидировать две банды», а атаман говорит Лукичу: «Мы, дед, коммунистов ликвидируем».
— И на чьей же стороне дед Лукич? («Много перевидал он за смутные годы таких вот вооруженных людей, бравших не спрашиваючи корм и муку, и всех их огулом, не различая, крепко недолюбливал»).
— Лукич никого не предпочитает. Кто же любит грабителей и насильников! Он представитель народа. Народу война не нужна.
— Как заканчивается рассказ? (Отец и сын встретились во время боя. В ходе боя отец убивает Николая).
Выразительное чтение отрывка из 6 главы.
-Какие слова использует автор, чтобы передать душевное состояние атамана? («Завыл», «почернел» и т.д.)
— Почему застрелился атаман?
Выводы по рассказу
V. Подведение итогов урока.
V I .Дом. зад. Подготовить пересказ рассказа « Родинка» по схеме.