Почему герасим утопил собачку муму в рассказе муму

Сказки

Почему Герасим утопил Муму и другие вопросы, поднятые русской литературой

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Россия для грустных, а ее литература тем более

Если задуматься, то полно вопросов, которые давно вышли за рамки своих произведений и стали крылатыми, причем и они из разряда риторических. Хотя если риторическими называют вопросы, не требующие ответа, то «кто виноват» и «что делать» попросту невозможно ответить. Хочется просто грустно вздыхать в ответ.

А на какие мысли может навести «Почему люди не летают как птицы?» или того хуже «Тварь ли я дрожащая или право имею?» русские авторы весьма умело подводят своих читателей к пространным рассуждениям и дают понять, что русская классика – это не развлечение. И что нужно быть готовым к тому, что после прочтения даже небольшого рассказа, душа окажется вывернутой наизнанку.

Герои таких произведений постоянно думают, ищут, размышляют, грустят, находят проблемы даже там где их нет. Вероятно, это и делает их настолько глубокими и настоящими, ведь каждый находит в них немного себя самого и собственных эмоций. Русская литература – это нечто более глубокое, чем просто чтение. Она обнажает саму природу человека в его противоречивости, сомнениях и сложностях. Да, это не всегда красиво, приятно и легко. Однако это дает возможность проникнуться героем, понять его мысли и чаяния, видеть смысл в его поступках, а потом иначе смотреть на свои собственные.

Многогранность русской литературы раскрывается еще и в том, что уровень ее восприятия отличается у разных людей, в зависимости от возраста, пола, социального статуса и многого другого. Поэтому вполне возможно, если вдруг забылись ответы на вопросы «А судьи кто?» или «Кому на Руси жить хорошо?», нужно освежить в памяти произведения русских классиков.

Другой вопрос, что преподавание литературы в школе поставлено таким образом, что слишком много внимания уделяется тому, чтобы юные читатели правильно поняли смысл произведения и слишком мало собственно произведению. Говоря проще, ученик слишком загружен сочинениями, ответами на вопросы, изучением биографии автора, что для того чтобы просто сесть и прочитать произведение и не только для ознакомления с сюжетом, но и для того чтобы насладиться красотой и богатством речи, оборотов и иносказаний (а иначе зачем это все?).

Бунт, как источник справедливости

Хрестоматийная «Муму» является частью обязательной школьной программы. Причем проходят ее в достаточно нежном возрасте. Немудрено, что для многих неокрепших умов образ собачки погибшей ни за что, сохраняется на всю жизнь. За что же так Тургенев с юным читателем? Да и с собачкой за что?

Дворник-инвалид, работающий у старой женщины, живущей в Москве, завел себе собачку, и она стала утешением его черных дней. На счет породы никто достоверно не знает, кем была Муму, но есть мнение, что это был спаниель. Несмотря на беззлобный характер Муму, барыня сразу ее невзлюбила. Она приказывает дворнику избавиться от нее. Сначала собаку крадут и перепродают, но верная собака сумеет сбежать и вернуться обратно к своему молчаливому хозяину.

Сюжет, наполненный милыми и трогательными описаниями собаки, не может не растрогать читателя, особенно ребенка. Так зачем же дворник решил расправиться с собакой, если все равно ушел с барского дома. Что мешало ему забрать собачку с собой и любить ее дальше?

В контексте советского мировоззрения данный поступок Герасима весьма неоднозначен. Ведь чему большевики учили советских детей? Тому, что нужно не бояться сбросить иго эксплуататоров, не бояться бороться за свою свободу. Только в таком случае можно избавиться от всех невзгод и сделать шаг навстречу личному счастью. А вот Тургенев в своем произведении дает понять, что мало сбросить внешние оковы, нужно избавиться еще и от внутренних рамок. Ведь программа поведения уже заложена и даже бунт не позволяет отказаться от выполнения боярских приказов.

Странный бунт, который делает хуже самому бунтарю. Но стоит заметить, что Герасим был не одинок в этой свой странности. Кому делает хуже «бунтарка» Катерина из «Грозы» лишив жизни саму себя? Она ведь тоже бунтарка, революционерка, не зря ее называют лучом света в темном царстве. Однако снова эта странная интерпретация бунта, который загоняет бунтаря еще глубже и никого не освобождает.

Если провести параллель, то окажется, что подобного рода бунт весьма близок к советской действительности. Итак, пролетарии взбунтовались против собственной эксплуатации, свергнули иго капиталистов и зажили свободно. Только практически сразу же стали работать на заводах по 12 часов в день, получать за работу пайки. Забастовки и другие формы выражения несогласия были полностью запрещены, заработная плата постоянно уменьшалась, а наказания за любые проступки увеличивались. Некоторые даже не имели права уволиться, поскольку работа на определенном заводе считалась государственно важной задачей. Одно иго сменилось другим, а в некотором роде, «гайки закрутили» еще сильнее.

Рок или божественное предзнаменование

С другой точки зрения этот поступок дворника подчеркивает неправильность всего происходящего в мире. Роковое стечение обстоятельств достигает своего пика именно в момент смерти собачки. Герасим уничтожил единственное живое существо, которое он любил и которое безумно любило его в ответ.

Эта некая ошибочность всегда присутствует в природе и человеческом обществе. Это для нас барыня старая, злобная и бестолковая старуха. Возможно, что для Герасима, рожденного инвалидом, она была воплощением его рока. Потому он не стал противиться ее приказу, считая, что это его рок. Справедливо? Нет. Но разве справедливом было то, что сам Герасим рожден глухим для того чтобы жить в постоянном угнетении на потеху какой-то старушке?

Читайте также:  Рассказ никакой горчицы я не ел главные герои

Самое интересное, что современные литераторы видят в произведении, которое изучал каждый советский школьник, отсылку к Ветхому завету. Тургенев отлично знал Библию и вполне мог провести параллели, причем сделать это столь тонко, что советское правительство и система просвещения не заметила никакого подвоха.

Бог велит Аврааму принести на жертвенный алтарь своего единственного и, конечно же, любимого сына Исаака. Это единственный ребенок пожилого Авраама. Но вера его сильна и он берет своего сына и идет приносить его в жертву. Если Герасим это Авраам, а Исаак – Муму, то в роли Бога выступает барыня, ведь именно ей принадлежит идея принесения в жертву любимого существа. Эмоциональный накал страстей в хрестоматийном произведении ничуть не уступает библейскому сюжету.

В поисках ответа, почему Авраам пошел на эту жертву, исследователи провели параллель с «Илиадой», когда ахейцы попадают в шторм по пути в Трою и под угрозой оказывается не только сам поход, но и вся армия. Жрецы сообщают, что Посейдон в гневе и для того чтобы его успокоить, нужно принести в жертву дочь Агамемнона. Да, жертва слишком высока – любимое дитя, это огромная потеря, на которую греки все же идут. Однако здесь у поступка есть логические обоснования. Море успокаивается, армия спасена. То есть жертва совершена во имя общего спасения – есть результат. А Авраам и Герасим? Зачем свои жертвы приносят они. Для чего? Их жертвы во имя повиновения, то есть ни для чего, просто так.

Однако Тургенев идет дальше, продолжая библейский сюжет и отвечая на вопрос, который волновал многих: а если бы бог не отрекся от жертвы, а принял бы ее не предложив подменить на барана? Ответ очевиден, Исаак бы был принесен в жертву и рука отца бы не дрогнула. Но самое интересное, что случилось бы потом, ведь Герасим ушел от своей барыни – то есть отрекся от Бога, потерял свою веру.

Зачем детям читать «Муму»

Произведения Тургенева дети читают на протяжении всей школьной жизни, но почему то «Муму» читают в пятом классе, то есть составители школьной программы отнесли это произведение к детской литературе? Обычно детские произведения должны быть поучительными и более жизнеутверждающими, но никак не оканчиваться смертью милого и беззащитного существа.

Пожалуй, если и можно выделить в нем что-то детское, так это поучительную часть о предательстве того кто поверил. Некогда добрый защитник предает того, кто доверял ему слепо. Ведь даже в момент, когда Герасим обвязывал собачку веревкой с кирпичами, она дружелюбно махала хвостом, не ожидая никакого подвоха.

Для современников, читающих это произведение, а особенно не имеющих особое представление о русской истории (а пятиклассники именно к таким персонам и относятся) будет не заметная главная трагедия произведения. Дело происходит в большом городе, ну работает человек дворником, ну на барыню. Вполне стандартная ситуация, разве что работодатель именуется несколько иначе. И тут барыня велит расправиться с собакой. Что думает современник? Ну как минимум недоумевает. Реакция нормального современного человека поискать другого работодателя без странных загонов, прихватив с собой любимую собаку.

Однако современнику не понять, что отношения между барыней и Герасимом не договорные. Он принадлежит ей как вещь и любой барский каприз и есть закон. Велела она собаку утопить, значит, так тому и быть и в ее действиях нет ничего противозаконного, потому что отношения барыни и раба никакими законами не регулируются.

Реальная история родом из дома

Сестра писателя написала о том, что рассказ Ивана Сергеевича «не есть вымысел» и что произошла она у нее на глазах. Как оказалось, эта печальная история, над которой пролито немало слез пятиклассников – реальна. Точнее будет сказать, что у героев были прототипы, которые жили с писателем в одном доме. Образ суровой помещицы списан писателем с собственной матери Варвары Петровны. Она была весьма жесткой, у нее даже был дневник, в который она заботливо записывала проступки своих крепостных. Видимо, чтобы не забыть и случайно не подобреть.

Именно этот дневник, который сохранился и стал объектом пристального изучения, пролил свет на многие прототипы героев Ивана Сергеевича и на его детство в том числе. К примеру, в дневнике есть упоминания о неком молчаливом дворнике Андрее. Его Варвара Петровна увидела когда ездила по губернии. Он приглянулся ей, поскольку был огромного роста, хорошо сложен, у него были широкие плечи и огромные руки, несмотря на то, что он был угрюм и молчалив, она сочла его прекрасным работником. Так Андрей появился в их имении. К тому же оказалось, что он очень трудолюбив, равнодушен к спиртному и совершенно не разговаривает.

Андрея забрали с тяжелого труда, он стал дворником при барском доме, в знак особого расположения барыни. Она хвасталась им перед соседями, еще бы, эдакий великан у нее в прислужении. Ей нравилось, как он ездит за водой на белом коне, с легкостью прихватив огромную бочку. У дворника тоже была собака, веселая и громкая шавка. Доподлинно узнать велела ли мать Тургенева утопить собаку Андрея – невозможно. Ведь после смерти питомца Андрей никуда не ушел с барского двора, а продолжил и дальше жить спокойной и размеренной жизнью.

Читайте также:  Постоянные эпитеты в сказке что это такое

Однако классическое произведение и не могло бы быть простым пересказом реальных событий, в нем присутствует художественный вымысел, именно он делает произведение тем, чем оно является на самом деле. Здесь важно еще и другое, что Иван Сергеевич интересовался жизнью простых крепостных, много времени проводил, общаясь с ними, наблюдая за их образом жизни и взаимоотношениями между собой. Пожалуй, именно это обстоятельство раскрывает личность Тургенева как нельзя лучше и глубже.

Так зачем же Тургенев позволил Герасиму расправиться с несчастной животинкой? Если бы была возможность задать этот вопрос самому автору, то, вполне вероятно, что он ответил бы что литература, как и сама жизнь, чаще задает вопросы, а не дает на них ответы. Видимо и каждый россиянин, однажды в пятом классе, пролив слезы над бедной собачкой, должен учиться жить с этим и вполне вероятно, найти свой собственный ответ на вопрос: почему же Герасим это сделал?

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Почему Герасим утопил свою собаку Муму и ушёл в деревню

Одним из самых ярких и запоминающихся произведений И. Тургенева, безусловно, является история про собаку по кличке Муму. Почему Герасим утопил её, а не взял с собой в деревню — это отдельная тема для размышлений и сочинений. Чтобы в ней разобраться, следует внимательно изучить характеристику главного героя, понять его мысли и поступки.

Описание сюжета

Глухонемой Герасим был взят барыней в городской дом из деревни. Именно за свою молчаливость, а также за огромную физическую силу этот мужик и приглянулся хозяйке. В его обязанности входило:

Со своей работой он легко справлялся, поэтому барыня к нему благоволила. Да и остальные крепостные несильно ею притеснялись. От дворовых людей только и требовалось, что вовремя выполнять свои обязанности, а то, как они проводят свободное время, хозяйку почти не волновало. Возможно, поэтому некоторые дворовые мужики позволяли себе выпить лишнего.

Но глухонемой дворник был не такой, он сам не пил и пьяных презирал. Однажды он полюбил дворовую девушку, но она уже была сосватана барыней за другого мужчину. Их свадьба разбила Герасиму сердце. Он очень переживал.

Как-то на берегу реки он увидел щенка. Тот барахтался в тине и готов уже был пойти на дно от бессилия. Но огромный мужчина легко подхватил его из грязной воды, чем спас бедному пёсику жизнь.

После того как приказ барыни был исполнен, Глухонемой дворник собрал свои вещи и ушёл в деревню пешком. Сначала барыня хотела его вернуть, даже говорила, что она вовсе не приказывала убивать собаку, а просто попросила избавиться от неё, но было уже поздно. Вскоре женщина заболела и умерла. А её наследники даже и не вспомнили про Герасима. Так он и остался в своей деревне жить в одиночестве да землю пахать.

Характеристика главных героев

Чтобы понять, зачем Герасим утопил свою Муму, нужно подробнее разобраться во взаимоотношениях главных персонажей рассказа. Их краткая характеристика поможет понять всю трагичность ситуации, а также глубже вникнуть в тему и смысл сюжета:

Именно вокруг этих героев происходит всё действие рассказа. Конечно, в произведении есть и другие действующие лица, но они только косвенно влияют на развитие сюжета, поэтому их можно причислить к второстепенным персонажам.

Мысли и рассуждения

Для того чтобы понять, как можно было собственноручно лишить жизни любимое существо, нужно подробнее разобраться с условиями жизни крепостных крестьян того времени. Те люди, кому не посчастливилось родиться свободными, воспринимали свою участь как должное. Для них приказ барина не обсуждался. Прав у крепостных не было, поэтому и защититься от барского гнева они не могли.

Герасим тоже был крепостным. Он родился и вырос в деревне. Ему нравился сельский уклад жизни. Однако, когда помещица решила забрать его на услужение в свой городской дом, ему пришлось подчиниться. У мужчины просто не было выбора, за отказ и неповиновение его запросто могли лишить жизни. Именно поэтому он выполнял всю свою работу исправно, хоть и тосковал по полям и лугам.

Крепостные не могли выбирать себе пару. Разрешение на брак нужно было спрашивать у хозяев. От их желания зависело всё. Иногда баре вообще не спрашивали крестьян, а женили по собственной прихоти. Так произошло и с прачкой Татьяной, в которую был влюблён дворник.

Барыня посчитала, что скромная девушка будет хорошо влиять на пьяницу башмачника, поэтому такой брак ей показался хорошим вариантом. То, что этим она сделает несчастными сразу несколько человек, старушке даже в голову не пришло, так как о чувствах крепостных в то время не думали.

Именно поэтому Герасим не смог ослушаться барского приказа избавиться от собаки. Он привык, что сам никогда и ничего не решает. Конечно, если бы он мог заранее знать, что жить старушке осталось недолго, то, возможно, и передумал исполнять её прихоть. Однако мужчина всё же проявил характер, когда ушёл в деревню, откровенно пойдя против воли барыни.

Герасим прекрасно понимал, чем такой поступок может для него обернуться. Но на тот момент, мужчина, видимо, потерял весь смысл своего существования, ему было всё равно, что произойдёт с его жизнью. Возможно, это и есть ответ на вопрос, почему Герасим ушёл в деревню.

Он больше не хотел испытывать страдания, а при виде барыни Герасиму каждый раз пришлось бы вспоминать эти чувства. Он испытывал ненависть к виновнице его состояния. А так как немой обладал огромной силой и взрывным характером, то всё могло закончиться очень печально.

Читайте также:  Рассказы о дружбе для дошкольников короткие

О том, что Герасим не хотел больше страдать из-за любви и привязанности, говорит и тот факт, что, оказавшись в деревне, он стал жить один, даже не завёл себе животное. Возможно, чувство вины за загубленное невинное существо так и преследовало его до конца жизни.

Краткий анализ

Рассказ «Муму» — это не просто вымысел автора. Все основные герои имели реальные прототипы. Например, барыню автор списал с собственной матушки, а Герасима — с крепостного дворника Андрея. Тот тоже был немым от рождения. Собака в реальной жизни тоже присутствовала.

Тургенев сам был свидетелем этой печальной истории, поэтому произведение и получилось таким реалистичным и трогательным. Если произвести анализ текста сухим литературным языком, то он будет выглядеть следующим образом:

Отдельным моментом нужно выделить композицию рассказа, вернее, её основную часть. Она как бы разделена на две истории. Они хоть и связаны между собой по смыслу повествования, но каждая из них играет отдельную роль для общего понимания сюжета.

Первая часть — это любовь Герасима к прачке Татьяне. Автор описывает его чувства в действиях. Немой мужчина не может сказать девушке о своих переживаниях, поэтому оказывает ей знаки внимания, дарит подарки. Такое поведение дворника пугает девушку.

Она по своей натуре человек очень скромный, привыкла подчиняться барской воле. Но Герасим родился и вырос в деревне, где свобода чувств была хоть и относительным, но всё-таки личным понятием. Конечно, браки зависели от разрешения барина, но любить людям никто запретить не мог. Именно поэтому мужчина принял за чистую монету уловку управляющего, когда тот приказал Татьяне притвориться пьяной. Это разбило сердце влюблённому дворнику.

Вторая часть — привязанность немого к собаке, которая смогла хотя бы отчасти залечить рану разбитого сердца. Тем непонятнее для современного читателя поступок Герасима, когда он утопил Муму. Ведь сегодня это показалось бы дикостью, а в те времена у людей просто не было выбора. Вернее, он был: или жизнь собаки, или собственная.

Неслучайно это произведение изучается на уроках литературы именно в 5 классе. В этом возрасте дети уже понимают, что такое сильное чувство привязанности, так как многие тоже имеют домашних животных. Ребята уже умеют отличать добро от зла, знают, что такое несправедливость. Да и оставить равнодушным читателя этот рассказ вряд ли сможет, а, значит, будет полезен для формирования в детской личности таких понятий, как доброта и сострадание.

Полезные статьи по теме:

Источник

Так утопил ли Герасим Муму? О пользе внимательного чтения.

Типичный «слезоточивый» рисунок.

На самом деле, Герасим не утопил Муму. Он просто расстался с ней по-человечески. Не верите? Открываем официальное издание И.С. Тургенева и читаем внимательно вместе, время от времени прерываясь на рассуждения.

Авторский текст я буду цитировать по Cобранию сочинений в десяти томах, Гослитиздат, Москва, 1961 OCR Конник М.В.
Для начала, определимся, а какого размера была Муму?
Услужливые иллюстраторы наперебой предлагают свои рисунки.

В 1949 году был издан диафильм «Муму». Помните такое раритетное развлечение из детства? Википедия услужливо подсказывает, что диафильмы широко применялись в СССР «для учебных, художественных, развлекательных (детские сказки и кадры из мультфильмов), лекционных и пропагандистских целей». Многое оставлю на совести пропагандистов. Но не «Муму».

Впечатлившись «мимимишно-пусечной» собачкой, внимательно прочитаем окончание второй строки текста на кадре диафильма. Посмотрим на картинку. Когнитивный диссонанс не ощущаете?

Слово И.С. Тургеневу: «. превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.» А теперь, насмешливо прищурив глаз, я спрошу: Так какой породы-то была Муму? Испанской? А сейчас как эта порода называется? Как по-английски «испанский»? Spanish. А по-немецки? Spanisch. Сами скажете современное название породы или мне сказать, что это спаниель?
Пока Муму увеличивается в размерах из «масюсенькой утипусечной» собачечки в собаку высотой в холке 40-60 сантиметров, весом до 30-35 килограммов (французский и немецкий спаниели), иллюстраторы хором икают, а мы с вами отметим, что одним детским заблуждением стало меньше.

Я вас всё ещё не убедил? На тот случай, если силу тяжести отменили и кирпичи не упадут, вспомним про закон Архимеда. Приблизительно в 250 г. до н.э. в трактате «О плавающих телах» авторитетный грек написал: «Тела более тяжелые, чем жидкость, опущенные в эту жидкость, будут опускаться пока не дойдут до самого низа, и в жидкости станут легче на величину веса жидкости в объеме, равном объему погруженного тела«. Снова вспомним настоящие размеры Муму и кирпичей той эпохи. А так же, как спаниели, являясь охотничьими собаками, находят в камышах и приносят охотникам, зачастую вплавь, подстреленную дичь. Сколько неразделаный гусь весит?

Всё ещё сомневаетесь? Специально для вас И.С.Тургенев 160 лет назад написал: «. и когда он снова раскрыл глаза, по-прежнему спешили по реке, как бы гоняясь друг за дружкой, маленькие волны, по-прежнему поплескивали они о бока лодки, и только далеко назади к берегу разбегались какие-то широкие круги.» То есть Муму выплыла и вышла на сушу, поэтому круги были около берега.

Знание, как известно, сила. Дав вам силу, я прошу вас осторожнее с ней обращаться. Моя дочь, вооружённая этим знанием надолго вогнала в ступор свою учительницу литературы. Пожалейте учителей.

Источник

Познавательное и интересное