Нравственный выбор героев в рассказе «Чистый понедельник»
Героиня
Героиня была непонятна и загадочна. Отношения влюбленных были неопределенны и странны, поэтому юноша постоянно находился в мучительном ожидании, неразрешающемся напряжении. Однако каждый час, разделенный с героиней, был для него счастьем.
Девушка находилась в Москве одна (ее отец, просвещенный человек из купеческого знатного рода, был вдовцом и жил в Твери уже на покое), училась на курсах (просто потому, что ей нравилась история) и непрестанно разучивала начало одной мелодии — «Лунной сонаты», только лишь начало. Он дарил ей цветы, модные книги и шоколад, в ответ получая лишь рассеянное и равнодушное «Спасибо…». Казалось, ее ничего не интересовало, не было нужно, но цветы она все-таки выбирала определенные, все подаренные книги прочитывала, съедала шоколад, обедала с аппетитом.
Лишь дорогой мех и одежда были ее единственной явной слабостью, что о). Краткое содержание было бы неполным без описания характеров юноши и девушки.
История одной любви
Литературная работа создана в 1944 году. Исследователи художественных произведений Ивана Бунина полагают, что причиной для написания этой повести стала первая любовь автора. Главная тема: поиск смысла жизни, чувство одиночества.
Композиционная структура рассказа
Жанр литературного произведения — новелла, что означает повествовательную прозу. Написана в духе неореализма. Композиция произведения состоит из трёх частей:
История создания
Иван Бунин эмигрировал заграницу, поселился во Франции, там он работал над литературным циклом «Тёмные аллеи». Список прозаических произведений, входящих в этот сборник, насчитывает 37 художественных историй.
Принято считать, что в рассказе о трагичной любви прототипом основного персонажа стал сам автор, а главной героини — некая В. Пащенко. Бунин относил этот литературный труд к одним из лучших своих произведений, в собственном дневнике он вознёс хвалу Господу за то, что тот помогал писать эту блестящую повесть. Впервые новелла была напечатана в «Новом журнале», который выходил в Нью-Йорке.
Рассказ посвящён истории о настоящей любви, всеобъемлющей, бескрайней, но в этих отношениях есть трудности со взаимопониманием между героями. Юноша и девушка испытывают друг к другу нежные чувства: это прелестно, так как любовь пробуждает в человеке благородство, благодаря ей обретается смысл жизни.
У Бунина амурная история трагична, основные персонажи не понимают один другого. В этом заключается их личная драма.
Героиня нашла себя, придя к Богу, она ушла в монастырь, для неё началась духовная жизнь. Любовь божественная, как выявилось, сильнее чувства физиологического. У девушки высокие стремления и потребность в нравственности. Она отказалась от мирских дел, ей религия может подарить полное счастье.
Персонажи в новелле:
Сомнения героя
Описывая краткое содержание рассказа Бунина «Чистый понедельник», необходимо отметить и сомнения, владевшие порой героем. Даже когда он внезапно порывисто и жарко целовал ее, она не сопротивлялась этому, но всегда молчала. А когда ощущала, что герой не в силах справиться с собой, отстранялась молча, уходила в свою спальню и одевалась для выезда. Девушка сказала, что не годится в жены. Молодой человек думал: «Там видно будет!» — и никогда после этого не заговаривал о браке.
Иногда, однако, такое положение было для кавалера невыносимо мучительным. Он начинал думать, что это не любовь. Сказав об этом девушке, герой услышал в ответ, что никто не знает в действительности, что такое любовь. После этого они весь вечер снова говорили лишь о постороннем, и молодой человек вновь радовался тому, что просто находится рядом, слышит ее голос, смотрит на губы, которые час назад целовал.
О чём рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник»? О любви? Да, и ещё о том, какие ипостаси может иметь любовь, о том, что стоит от неё отказаться, чтобы она жила. О нашей великой прекрасной столице? Да, о её людях и нравах, об особенностях архитектуры, о смешении стилей и красок. О времени? Да. О том поэтическом времени, когда
Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов — и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, — в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды — оживлённее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие…
Сколько поэзии в этом чарующем, завораживающем описании! Уже в первом абзаце можно встретить основной принцип рассказа – противопоставление: темнел – зажигался; холодно – тепло; вечерняя – дневных; бодрей неслись – тяжелей гремели; снежные тротуары – чернеющие прохожие. Все акценты сместились, и звёзды сыплются с шипеньем. В этом и недовольство и звук шампанского… Всё смешалось.
Любовь кажется какой-то странной: вроде любовь и вроде холодность. Он любит, но кого? Сколько самолюбования в каждом его слове описания себя: он «был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив». А это: « Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами». Да, видимо, это приятно, когда тебя и твою спутницу провожают взглядами. Но в этом такая самоуверенность. Вот и любит он девушку, которую совсем не знает. Он постоянно повторяет, что все их отношения – странные, и зачем они вместе? Она сразу отвела разговоры о будущем, сказав, что в жёны она не годится. А зачем тогда длить эти томительные, изматывающие отношения.
Девушка, не в пример герою, живёт глубокой внутренней жизнью. Она её (эту жизнь) не афиширует, не гордится посещением курсов в скромном форменном платье, тем, что обедает в вегетарианской столовой на Арбате за тридцать копеек. Всё это спрятано где-то глубоко внутри души этой изысканной, такой, на первый взгляд, избалованной красавицы. В отличие от своего болтливого друга, она всегда молчит, но вот накануне того самого дня, обозначенного в названии рассказа, она начинает говорить. В её речи и выдержки из Платона Каратаева, и цитаты из летописей и священного писания. А описание похоронной процессии, которую она наблюдала на Рогожском кладбище? Восторг песнопениями диаконов по крюкам?! Она говорит об этом с нескрываемыми радостью и гордостью. Во всём этом настоящее чувство – Любовь! Она любит православную Русь, хочет посвятить себя Богу, служению людям. И вот здесь становится ясно, что всё сходится в этой важной для неё точке: и квартира с видом на Храм Христа Спасителя, и портрет босого Льва Толстого на стене в зале, и курсы, и молчание. Она готовит себя в монахини. Как понять этот шаг, человеку, любящему её? Проведя последнюю ночь «в миру» с любимым, она словно отрезает нить, связующую их, объявляя о своём решении. Один день, проведённый с девушкой, занимает весь рассказ, двум годам, прошедшим без неё посвящены две строчки. Мир без возлюбленной, словно перестал существовать.
Два года спустя он проходит тем же маршрутом, по которому проехали они вместе тогда, в тот чистый понедельник. И встречает её. Её или нет? Разве можно угадать это? Нет. Но он понял и простил свою любимую, а значит, отпустил её.
Каждый человек идёт своим путём и нуждается в понимании. Но далеко не каждый может его получить. Рассказ, написанный в 1944 году, повествующий о Москве начала двадцатого века, пронизан такой любовью к русской культуре, к родной столице, к возможности самоопределения, помогает нам, гражданам двадцать первого века, почувствовать актуальность поставленных проблем, найти в себе такие струны души, которые изменят нашу жизнь к лучшему, помогут определить нравственные критерии и для себя, и для современности.
Читаемое в разделе:
Ранее опубликованные в разделе:
Новые материалы раздела:
Прощеное воскресенье
Продолжаем описывать главные события рассказа, который создал Бунин («Чистый понедельник»). Краткое содержание их следующее. Прошли два месяца зимы, январь и февраль, а затем и Масленица. Героиня оделась во все черное в прощеное воскресенье, сообщив, что завтра чистый понедельник, и подала своему кавалеру идею отправиться в Новодевичий монастырь. Он смотрел на нее удивленно, а она рассказывала про искренность и красоту похорон некоего архиепископа-раскольника, про пение церковного хора, про посещения кремлевских соборов в одиночестве… Затем они долго гуляли по Новодевичьему кладбищу, навестили могилы Чехова и Эртеля, долго и безуспешно искали дом, где жил Грибоедов, после чего направились в Охотный ряд, в трактир.
Здесь было тепло и находилось множество извозчиков. Героиня сказала, что эта Русь сохранилась теперь лишь где-нибудь в северных монастырях, и что она когда-нибудь уйдет в самый глухой из них. Снова он смотрел на нее с беспокойством и удивлением: что с ней сегодня, опять причуды? Этот вопрос задает себе герой, а вместе с ним и Бунин.
Характеристика главной героини, Чистый понедельник, Бунин. Образ персонажа Главная героиня
Главная героиня
Главные герои рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник» – это молодые люди, полюбившие друг друга, чьих имен автор не упоминает. Они изображены столь поэтично, что читатель невольно симпатизирует им. Оба были молоды, красивы, здоровы, богаты и неизменно привлекали к себе внимание. Автор намеренно подчеркивает физическое и материальное благополучие своих героев. Но даже этого было недостаточно для счастья.
Главная героиня – стройная, высокая, красивая девушка, проживающая одиноко в Москве. Её отец был вдовым купцом и жил в Твери. Она же снимала просторную квартиру в столице с видом на храм Спасителя. Изредка она посещала какие-то курсы, говорила, что ей нравится история. Она казалась загадочной и непонятной, но главный герой любил у нее бывать. Если он заговаривал об общем будущем, она сразу же отводила разговор. Внешность героини была сродни персидской, или индийской: смуглое янтарное лицо, черные густые волосы, черные как угольки глаза, бархатисто-пунцовый рот. Она любила шоколад и изящную одежду. Чаще всего она надевала в свет гранатово-красное платье и туфли с золотистыми застежками. С тех пор, как она познакомилась с главным героем, каждый вечер он бывал у неё. Затем они ходили в какой-нибудь роскошный ресторан на обед или посещали театры.
Для главного героя она всегда оставалась загадкой, так как в ней была некая недосказанность. Полной близости меду ними также не было. Она позволяла себя целовать, но когда его чувства выходили из под контроля, она уходила в спальню, чтобы переодеться к очередному вечеру. В прощеное воскресенье он узнал ее истинные интересы. Её всегда увлекало церковное хоровое пение, посещение монастырей и раскольничьих кладбищ, одинокие прогулки по кремлевским соборам. Как оказалось, все свое дневное время она проводила в любовании соборами и прочими церковными постройками. Она мечтала уйти в глухой монастырь и принять постриг. Эта ее сторона была неожиданной для главного героя, так как он иначе представлял их будущее. В чистый понедельник она позволила ему остаться у нее, а затем навсегда исчезла из его жизни. Героиня уехала в Тверь, откуда ему вскоре пришло письмо. Она просила постараться забыть о ней, так как в Москву она более не приедет, и писала, что все же ушла в монастырь.
см. также: Характеристики главных героев произведения Чистый понедельник, Бунин
Краткое содержание Чистый понедельник, Бунин
Сочинения по произведению Чистый понедельник, Бунин
Краткая биография Ивана Бунина
Чистый понедельник
Краткое содержание дальнейших событий следующее. На следующий день девушка попросила отвезти ее в театр, на капустник, хотя и сказала, что нет ничего пошлее его. Здесь она непрестанно курила и внимательно смотрела на актеров, которые кривлялись под дружный хохот публики. Один из них с напускной жадностью смотрел на нее, а затем, припав к руке, спросил о ее кавалере: «Что это за красавец? Ненавижу». Выходя с капустника в третьем часу ночи, она полушутя, полусерьезно сказала, что актер был, безусловно, прав, «конечно, красив». Против обыкновения, в тот вечер она отпустила экипаж.
В квартире героиня сразу направилась в спальню, сняла платье и в одних туфлях, расчесывая гребнем свои черные волосы, стоя перед трюмо, сказала: «Говорил, что я мало о нем думаю. Нет, я думала».
Популярные сочинения
Расставание
Утром герой проснулся, ощутив на себе ее пристальный взгляд. Девушка сообщила, что вечером уезжает в Тверь, причем не знает, надолго ли, обещала написать, как только прибудет на место.
Вот дальнейшие события рассказа, их краткое содержание. «Чистый понедельник» Бунин И. А. продолжает следующим образом. Полученное через две недели письмо было лаконично — твердая, хотя и ласковая, просьба не ждать, не предпринимать попыток увидеть и найти героиню. Девушка говорила, что пока побудет послушницей, а затем, возможно, решится стать монахиней. Он долго пропадал в кабаках, все больше опускаясь. Затем начал понемногу оправляться — безнадежно, равнодушно…
Два года спустя
С того дня прошло почти 2 года. В подобный тихий вечер герой взял извозчика и направился в Кремль. Здесь он долго не молясь стоял в Архангельском соборе, после чего много ездил, как два года назад, по темным улицам и плакал.
Краткое содержание книги «Чистый понедельник» подходит к концу. Молодой человек решил остановиться у Марфо-Мариинской обители, где умиленно и горестно пел девичий хор. Сначала дворник не захотел его впустить, но за рубль все же согласился, вздохнув сокрушенно. Вот показались несомые из церкви хоругви и иконы, потянулась вереница монахинь со свечами.
Он посмотрел на них, и вдруг одна из девушек подняла голову и в темноте посмотрела на него, как будто видя. Что могла она различить, как почувствовала присутствие юноши? Он повернулся и неслышно вышел из ворот.
Так заканчивает свой рассказ Бунин И.А. («Чистый понедельник»). Краткое содержание по главам интересное и интригующее.
Урок по рассказу И. Бунина «Чистый понедельник».
Воробьев Андрей Борисович, Республика Татарстан, г. Бугульма, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 7
“Литература — это когда читатель столь же талантлив, как и писатель”
Урок по рассказу И. Бунина «Чистый понедельник».
(урок-размышление, опыт герменевтики)
Эпиграф: Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».
И. Бунин.
Цель урока:
— развитие умения интерпретации художественного текста (опыт герменевтики);
Задачи урока:
— дать учащимся представление о герменевтике как науке;
— расширить представления учащихся о жизни, личности и творчестве Бунина;
— дать культурологическое обозрение рассказа «Чистый понедельник» и эпохи, запечатленной в данном произведении Бунина.
Оформление урока:
— репродукции «московских» картин Васнецова, Нестерова и других художников;
— репродукции этнокартин начала 20 века на тему «Масленица»;
— репродукции и фотографии монастырей и Марфо-Мариинской обители;
— портрет И.А. Бунина.
Звуковое оформление:— запись колокольного звона;
— запись церковного песнопения «Рождество Твое, Христе Боже…» в исполнении мужского хора Троицко-Сергиевой Лавры.
1 этап. Работа с понятием.
Понятие.
Герменевтика – наука о понимании и истолковании текста, учение о принципах его интерпретации.
Дискуссия.
Возможно ли абсолютно точное, адекватное авторскому замыслу истолкование текста, «правильное» прочтение художественного произведения?
Вывод.
Возможно. Но для этого необходимо усвоить особый язык художественного мышления, исследовать индивидуальный стиль каждого автора, обобщить историко-биографические материалы, касающиеся и самого автора, и созданного им произведения.
2 этап. Работа с литературным материалом.
Слово учителя.
Рассказом-загадкой многие исследователи называют «Чистый понедельник».
Обращение к эпиграфу урока. Становится ясным то, что сам автор отводил этому произведению особое место не только в творчестве, но и в жизни.
Рассказ об истории создании «Чистого понедельника».
Обсуждение с учащимся ( рассуждение, размышление по вопросам)
1 группа
— Что вы думаете о названии рассказа?
( Чистый понедельник – начало Великого Поста. Символика названия, привязка к сюжету. Проигрывание духовной сути поста на макро- и микроуровня. Начало очищения через испытание. Духовное перерождение героини. Может быть, и России…)
2 группа
— Почему мы не узнаем имена героев при большом количестве имен собственных в рассказе?
(Имена собственные помогают автору воссоздать конкретную эпоху, показать дух противоречий того времени, создать историко-философский фон для вечной истории любви и расставания… Герои – воплощение вечных устремлений человека к счастью в любви и трагического неосуществления этой мечты).
3 группа
— Чем занимаются герои? Что скрывается за внешними событиями в рассказе?(Цитаты).
4 группа
— Когда нам открывается другая, внутренняя жизнь героини?(Цитаты)
5 группа*(высокий уровень подготовки)
Культурологическое содержание произведения.*
(Древнерусская литература и модернизм, театральная жизнь Москвы, архитектурный облик города, празднование Масленицы как фон развития событий, чеховская тема, тема православия и язычества…)
Тезисы-выводы:
— героиня не находит гармонии и красоты ни в современном ей искусстве, ни в обществе;
— в рассказе делается противопоставление модерна и древнерусского искусства, мирской и православной церковной культуры;
— уход героини в монастырь – поиск красоты и обретение смысла жизни;
— у героини чувство родины сильнее развито, чем чувство любви.
3 этап. Беседа учителя с учениками.
Тезисы и вопросы:
— Я думаю, что и автор хотел утвердить то, что чувство родины, любовь к ней превыше всего остального. Согласны ли вы с этим?
— Бунин размыщляет о духовном пути России. Привидите доказательства из текста.
— Героиня пытается очистить свою душу в обращении к духовному опыту прошлого. Там она находит красоту и гармонию. (Использование звукозаписей). Почему?
— Может, это символический совет автора, и даже его завет всей России?
4 этап. Анализ заключительного эпизода рассказа.
Вопрос.
— Как вам кажется, для чего автор вводит эпизод встречи, узнавания героев в 14-ом году?
Тезисы обсуждения.
— Россия на пороге страшных испытаний…Первая мировая, революции, гражданская война. Сталинский режим, надругательство над историей и прошлым…
— Может быть это очищение через страдания. Испытания во имя спасения? Великий пост как время покаяния и испытания веры на прочность сменяется великим праздником. Может, в этом автор и усматривал путь России…
— Показывая любовь и расставание героев, Бунин размышляет над историей своей родины.
Слово учителя и обсуждение.
Тезисы, предваряющие вывод
Сравним 2 финала.
— Вспомним «Антоновские яблоки» и особенный, бунинский язык произведения : изображая осень, автор грустит об угасание дворянской эпохи, прощается с ней.
— Финал рассказа «Антоновские яблоки» — метафорически выраженное размышление об историческом пути России (текст песни, образ дороги, многоточие…)
— Через 44 года он размыщляет о духовном пути России и создает свой «Чистый понедельник», который многие по праву называют «маленьким шедевром большого писателя».
— Историко-философский план произведения соотносится с размышлениями героини о России.
— Историко-биографические материалы доказывают это.
5 этап. Вывод.
«Чистый понедельник» Бунина – рассказ не только о любви, но и о России.
Домашнее задание: сочинение ( доказательство или опровержение данного вывода)
Портрет героини «Чистого понедельника» И.А. Бунина как ключ к пониманию «тайны» характера
Героиня
Героиня была непонятна и загадочна. Отношения влюбленных были неопределенны и странны, поэтому юноша постоянно находился в мучительном ожидании, неразрешающемся напряжении. Однако каждый час, разделенный с героиней, был для него счастьем.
Девушка находилась в Москве одна (ее отец, просвещенный человек из купеческого знатного рода, был вдовцом и жил в Твери уже на покое), училась на курсах (просто потому, что ей нравилась история) и непрестанно разучивала начало одной мелодии — «Лунной сонаты», только лишь начало. Он дарил ей цветы, модные книги и шоколад, в ответ получая лишь рассеянное и равнодушное «Спасибо…». Казалось, ее ничего не интересовало, не было нужно, но цветы она все-таки выбирала определенные, все подаренные книги прочитывала, съедала шоколад, обедала с аппетитом.
Лишь дорогой мех и одежда были ее единственной явной слабостью, что о). Краткое содержание было бы неполным без описания характеров юноши и девушки.
История одной любви
Литературная работа создана в 1944 году. Исследователи художественных произведений Ивана Бунина полагают, что причиной для написания этой повести стала первая любовь автора. Главная тема: поиск смысла жизни, чувство одиночества.
Композиционная структура рассказа
Жанр литературного произведения — новелла, что означает повествовательную прозу. Написана в духе неореализма. Композиция произведения состоит из трёх частей:
История создания
Иван Бунин эмигрировал заграницу, поселился во Франции, там он работал над литературным циклом «Тёмные аллеи». Список прозаических произведений, входящих в этот сборник, насчитывает 37 художественных историй.
Принято считать, что в рассказе о трагичной любви прототипом основного персонажа стал сам автор, а главной героини — некая В. Пащенко. Бунин относил этот литературный труд к одним из лучших своих произведений, в собственном дневнике он вознёс хвалу Господу за то, что тот помогал писать эту блестящую повесть. Впервые новелла была напечатана в «Новом журнале», который выходил в Нью-Йорке.
Рассказ посвящён истории о настоящей любви, всеобъемлющей, бескрайней, но в этих отношениях есть трудности со взаимопониманием между героями. Юноша и девушка испытывают друг к другу нежные чувства: это прелестно, так как любовь пробуждает в человеке благородство, благодаря ей обретается смысл жизни.
У Бунина амурная история трагична, основные персонажи не понимают один другого. В этом заключается их личная драма.
Героиня нашла себя, придя к Богу, она ушла в монастырь, для неё началась духовная жизнь. Любовь божественная, как выявилось, сильнее чувства физиологического. У девушки высокие стремления и потребность в нравственности. Она отказалась от мирских дел, ей религия может подарить полное счастье.
Персонажи в новелле:
Сомнения героя
Описывая краткое содержание рассказа Бунина «Чистый понедельник», необходимо отметить и сомнения, владевшие порой героем. Даже когда он внезапно порывисто и жарко целовал ее, она не сопротивлялась этому, но всегда молчала. А когда ощущала, что герой не в силах справиться с собой, отстранялась молча, уходила в свою спальню и одевалась для выезда. Девушка сказала, что не годится в жены. Молодой человек думал: «Там видно будет!» — и никогда после этого не заговаривал о браке.
Иногда, однако, такое положение было для кавалера невыносимо мучительным. Он начинал думать, что это не любовь. Сказав об этом девушке, герой услышал в ответ, что никто не знает в действительности, что такое любовь. После этого они весь вечер снова говорили лишь о постороннем, и молодой человек вновь радовался тому, что просто находится рядом, слышит ее голос, смотрит на губы, которые час назад целовал.
Исследование текста
Иван Алексеевич Бунин является не только прозаиком, но и поэтом. Его особенный художественный стиль повествования привносит лёгкость. Русский классик в своём творчестве объединяет исключительное чувственное своеобразие со сложным сюжетом. Большое значение имеет название произведения. «Чистый» означает душу, свет, а понедельник, в свою очередь, подразумевает начало чего-то другого, совершенно нового и неведомого. Надо отметить, что кульминация действий случается именно в этот день, в этот самый понедельник.
Отношения между основными персонажами
В новелле Ивана Бунина молодой человек любит, любит доподлинно, но не может понять смятения души его избранницы. Он не в состоянии себе объяснить безрассудность и суматошность её действий. В рассказе героиня представляет собой более «живую» личность: она в поисках собственного предназначения, желает найти смысл жизни. Она мечется из одной крайности в другую, страдает и ищет, а затем в итоге обретает свой путь.
Юноша у Бунина в продолжении этих отношений является только лишь наблюдателем. В действительности у него нет собственных стремлений, ему приятно общество героини, и единственно это его интересует. Он не понимает девушку, возможно, не хочет этого вовсе. Молодой человек принимает то, что выбирает его избранница, и этим доволен. После разлуки со своей возлюбленной юноша долгое время ведёт беспутный образ жизни, два года пьянствует и гуляет.
Проходит время, молодой человек приходит в себя, успокаивается. Его существование становится тихим и равнодушным ко всему, что вокруг. Как-то раз судьба даёт второй шанс, герой замечает свою возлюбленную в господнем храме среди других монахинь. Их взгляды встречаются, он поворачивается и идёт от этого места прочь. Никому не известно, может юноша осознал всю бессмысленность собственной жизни и отправился к преобразованию и новым свершениям.
В «Чистом понедельнике» образ главной героини весьма сложен и своеобразен. Она отличается от своего окружения. Представляет собой девушку, которая в продолжение повествования полностью меняет собственное мировосприятие и одним махом разрывает с прошлой жизнью, сделав её совершенно иной.
Главная героиня новеллы
Основные персонажи в произведении И. А. Бунина «Чистый понедельник» — это молодая пара. Их портреты нарисованы привлекательно и поэтично, так что к ним появляется невольная симпатия. Они молоды, у них есть материальное благополучие, они здоровы. Бунин особо отмечает их физическое состояние и наличие у них денег, но этого мало для счастья. Героиня — это красивая женщина высокого роста, живёт одна в столице Москве.
…она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в чёрном бархатном платье, делавшем её тоньше, блистая его нарядностью, праздничным убором смольных волос.
Как звать девушку, автор не сообщает читателю. Она умна, с хорошим образованием, начитана. Из семьи купца, который родом из Твери. Она арендует просторное жильё, окна которого выходят на храм Спасителя. Иногда девушка бывает на каких-нибудь курсах. Производит впечатление таинственной и непонятной. У неё любит бывать в гостях главный герой. Он хочет вместе с ней планировать общее будущее, но девушка при этих разговорах сразу меняет тему. Героиня внешне напоминает индианку: смуглая кожа с янтарным отливом, волосы густые и чёрного цвета, глаза также чёрные.
Ей нравились шоколад и изысканная одежда. Обычно она облачалась в гранатово-алое платье и туфельки с золотым отливом. После знакомства с героем они ежедневно встречались в её квартире. Вечерами иногда посещали шикарные рестораны или бывали на театральных спектаклях.
В девушке была какая-то загадка, что-то оставалось недосказанным. Абсолютной близости между героями не случалось. У них были поцелуи, но как только эмоции нельзя было контролировать, героиня уходила в другую комнату, чтобы сменить одежду. В Прощёное воскресенье молодому человеку становятся известны её настоящие стремления и интересы. Девушке всегда нравилось пение хора в храме, она любит бывать в монастырях, совершать одинокие прогулки по кремлёвским церквям. Стало известно, что своё свободное время молодая женщина проводила в изучении соборов и иных религиозных построек.
Она грезила тем, что поселится в монастыре, станет там послушницей. Это стало полной неожиданностью для героя, он хотел общего будущего с ней. В Чистый понедельник девушка разрешила остаться в её квартире, а потом навсегда пропала из жизни юноши. Она поехала в Тверь, оттуда прислала молодому человеку личное письмо. В нём просила выбросить её из головы, потому что в Москву она больше не вернётся. Признавалась, что теперь в монастыре.
Прощеное воскресенье
Продолжаем описывать главные события рассказа, который создал Бунин («Чистый понедельник»). Краткое содержание их следующее. Прошли два месяца зимы, январь и февраль, а затем и Масленица. Героиня оделась во все черное в прощеное воскресенье, сообщив, что завтра чистый понедельник, и подала своему кавалеру идею отправиться в Новодевичий монастырь. Он смотрел на нее удивленно, а она рассказывала про искренность и красоту похорон некоего архиепископа-раскольника, про пение церковного хора, про посещения кремлевских соборов в одиночестве… Затем они долго гуляли по Новодевичьему кладбищу, навестили могилы Чехова и Эртеля, долго и безуспешно искали дом, где жил Грибоедов, после чего направились в Охотный ряд, в трактир.
Здесь было тепло и находилось множество извозчиков. Героиня сказала, что эта Русь сохранилась теперь лишь где-нибудь в северных монастырях, и что она когда-нибудь уйдет в самый глухой из них. Снова он смотрел на нее с беспокойством и удивлением: что с ней сегодня, опять причуды? Этот вопрос задает себе герой, а вместе с ним и Бунин.
Чистый понедельник
Краткое содержание дальнейших событий следующее. На следующий день девушка попросила отвезти ее в театр, на капустник, хотя и сказала, что нет ничего пошлее его. Здесь она непрестанно курила и внимательно смотрела на актеров, которые кривлялись под дружный хохот публики. Один из них с напускной жадностью смотрел на нее, а затем, припав к руке, спросил о ее кавалере: «Что это за красавец? Ненавижу». Выходя с капустника в третьем часу ночи, она полушутя, полусерьезно сказала, что актер был, безусловно, прав, «конечно, красив». Против обыкновения, в тот вечер она отпустила экипаж.
В квартире героиня сразу направилась в спальню, сняла платье и в одних туфлях, расчесывая гребнем свои черные волосы, стоя перед трюмо, сказала: «Говорил, что я мало о нем думаю. Нет, я думала».
Популярные сочинения
Расставание
Утром герой проснулся, ощутив на себе ее пристальный взгляд. Девушка сообщила, что вечером уезжает в Тверь, причем не знает, надолго ли, обещала написать, как только прибудет на место.
Вот дальнейшие события рассказа, их краткое содержание. «Чистый понедельник» Бунин И. А. продолжает следующим образом. Полученное через две недели письмо было лаконично — твердая, хотя и ласковая, просьба не ждать, не предпринимать попыток увидеть и найти героиню. Девушка говорила, что пока побудет послушницей, а затем, возможно, решится стать монахиней. Он долго пропадал в кабаках, все больше опускаясь. Затем начал понемногу оправляться — безнадежно, равнодушно…
Два года спустя
С того дня прошло почти 2 года. В подобный тихий вечер герой взял извозчика и направился в Кремль. Здесь он долго не молясь стоял в Архангельском соборе, после чего много ездил, как два года назад, по темным улицам и плакал.
Краткое содержание книги «Чистый понедельник» подходит к концу. Молодой человек решил остановиться у Марфо-Мариинской обители, где умиленно и горестно пел девичий хор. Сначала дворник не захотел его впустить, но за рубль все же согласился, вздохнув сокрушенно. Вот показались несомые из церкви хоругви и иконы, потянулась вереница монахинь со свечами.
Он посмотрел на них, и вдруг одна из девушек подняла голову и в темноте посмотрела на него, как будто видя. Что могла она различить, как почувствовала присутствие юноши? Он повернулся и неслышно вышел из ворот.
Так заканчивает свой рассказ Бунин И.А. («Чистый понедельник»). Краткое содержание по главам интересное и интригующее.
И.А. Бунин. «Чистый понедельник». Пересказ с цитатами из текста.
Действие происходит зимой в Москве. Повествование ведётся от имени главного героя произведения.
Каждый вечер герой встречался с любимой женщиной, «возил ее обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на концерты, а там к «Яру», в «Стрельну». О будущем она не хотела говорить. Но герой был «несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее», хотя она и была «загадочна, непонятна» для неё.
Что герой знал о ней?
Она училась на курсах, хотя и редко их посещала. На вопрос героя о том, зачем она там учится, она отвечала: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?» Её интересовала история. Жила одна. У неё был только вдовий отец- купец, живший в Твери. Её квартира, которую она снимала, была напротив храма Христа Спасителя. Он каждый день привозил ей новые книги, шоколад, а по субботам-свежие цветы. Но её мало это радовало. Она словно была равнодушна к подаркам, хотя всё принимала.
«Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами».
Герой говорит о своей внешности: «я…, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив».
О характере героя: «…характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке», «был склонен к болтливости, к простосердечной веселости».
О её внешности : «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза».
«Она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала».
Герой вспоминает, что познакомились они в Художественном кружке на лекции Андрея Белого.
Он говорил ей о своей любви, сомневаясь в ответном чувстве, на то она отвечала: «..вы у меня первый и последний. Вам этого мало?»
Много она не любила, например, пение Шаляпина («желтоволосую Русь я вообще не люблю»).
Она не хотела замуж: «Нет, в жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь…».Но он продолжал надеяться, ждал.
Все дни были похожи один на другой: её лежание на диване, чтение книг, их разъезды, посещение театров, ресторанов. « И завтра и послезавтра будет все то же, думал я, — все та же мука и все то же счастье… Ну что ж — все-таки счастье, великое счастье!»
Прошёл январь, февраль. И в Прощёное воскресенье она попросила его приехать к нему вечером. Она уже его ждала, одетая во всё чёрное. Они пошли прогуляться по Москве. И тут он узнал, что она интересуется всем религиозным. Она посещала раскольническое кладбище, монастыри, в которых испытывала «чувство родины, ее старины…». Ещё она любила «русское летописное, русские сказания».
А однажды она произнесла: «Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!».
На другой день они пошли на «капустник» в Художественный театр. Там она веселилась, танцевала. В эту ночь она впервые позволила ему остаться у неё. На другой день она уехала. Он получил от неё письмо лишь через две недели. В нём она сообщила, что собирается в монастырь: «…пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг…»
Герой переживал разлуку. Сначала он «пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно». Так прошло два года того чистого понедельника.
Однажды герой остановился у ворот Марфо-Мариинской обители.В это время в обитель приехала « великая княгиня Ельзавета Федоровна и великий князь Митрий Палыч». Они выходили из церкви. Во дворе обители рассказчик видит крёстный ход. Возглавляет его великая княгиня, за ней следует вереница поющих инокинь или сестёр со свечами возле бледных лиц. «И вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня… Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие? Я повернулся и тихо вышел из ворот».
12 мая 1944
Пересказала: Мельникова Вера Александровна.