Мастерская по литературе по рассказу А.Приставкина «Фотография»
Разделы: Литература
1. Вспомните один из дней своего детства, себя в этом дне. Чем он был наполнен? Где это было? Когда? Как бы вы об этом написали в своем дневнике? (пока пишут, тихо играет музыка “Мгновения”)
2. Читаем, что получилось.
3. Раздаются старые фотографии. Выберите одну. Что можно сказать об этой фотографии? Кто изображен здесь? Постарайтесь определить возраст, имя, характер героя (или героев), родственные связи. Напишите об этом сочинение-миниатюру.
4. Сообщение от группы.
5. А теперь рассмотрим фотографии ваших героев в другие годы жизни. Попытайтесь выстроить биографию этих людей, разгадать их судьбу, сделать надписи под фотографиями.
6. Читаю текст А.Приставкина “Фотография”.
7. Сопоставьте свои догадки с автобиографическим рассказом писателя, дополните свои версии, зачитайте наиболее важные эпизоды.
8. Запишите слово “фотография” в столбик.
Какие слова “живут” в этом слове? Запишите эти слова и ассоциации (работа индивидуальная).
9. Наша задача “договориться” с писателем о ценностях. Как называется рассказ? А что такое фотография с точки зрения писателя? (сообщение от группы)
10. Попробуйте изобразить “живую” старую фотографию (работа в группе).
11. Рефлексия. Какие чувства испытали в мастерской и почему?
Домашнее задание: написать эссе “Фотография в моей жизни”.
Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было пять лет.
Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и давал конвертик с фотографиями.
— Смотри, Люда, вот наша мама, она дома. Она сильно болеет.
— А это наш папа. Он на фронте фашистов бьет.
— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.
— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка, а это я.
И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла:
“Людочка и я, Людочка и я”.
Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме, и мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
— Вот наш папа, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…
— Мама? Где мама? Наверное, затерялась. Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя.
Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы
сидели рядом, смотрели фотографии.
— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя. А здесь Людочка и я.
— Папа? Сейчас посмотрим.
И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников.
А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:
— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников, мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять, она, к сожалению… Мне зачитали ответ.
В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивали матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.
— Вот Людочка. А вот и я.
— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?
Отзывы учащихся и их родителей после проведения мастерской “Фотография”:
Герои так и не создали свои семьи. Брат всю жизнь посвятил сестре.
Фотографии для писателя – это пополнение его памяти, это тема для его воспоминаний о близких.
Связь времен – это связь с историей.
Фотографии – это история не через документы, а через воспоминания.
Очень было волнительно, когда мы изображали старую фотографию. Я словно оказался в том времени.
Я узнала о писателе А.Приставкине, о котором до сегодняшнего дня ничего не знала. Я представила, как сложно жить сиротой, что значит для писателя близкий человек. Это дорогого стоит.
После мастерской хочется познакомиться и с другими произведениями писателя. Пишет просто, откровенно, доступно и очень трогательно.
Удивительное я прожила в мастерской сегодня – история страны вдруг открылась мне так ясно. Я поняла, как трудно было жить в то время, как люди теряли своих близких и несмотря на это сами оставались людьми. Большое мужество требовалось от каждого. Тем более дорожили своими близкими, оставшимися в живых.
Удивительные отношения связывали людей между собой. Два маленьких человека пережили страшную трагедию – потеряли своих близких, пережили предательство родного человека, но сохранили в своих душах любовь и привязанность друг к другу.
Мастерская подняла в моей душе бурю чувств. Слезы не раз напрашивались сорваться. Спасибо.
Я сегодня очень многое понял. Дорожить надо близкими людьми, каждым прожитым днем, доверием, любовью.
Не хочется уходить с занятий. Хочется задушевных бесед, единения с дорогими тебе людьми.
«Война и дети». Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу А.Приставкина «Фотографии»
Разделы: Литература
Цели урока:
Обучающие.
Развивающие.
Воспитательные.
Оборудование урока.
Развитие речи. Словарная работа, исследовательская работа, подготовка к выступлению, выразительное чтение, устное рисование. Самостоятельные творческие работы (сочинение стихотворений на тему «Война и дети», отзыв о произведении)
К уроку внеклассного чтения учащиеся получили задание.
Эпиграф к уроку
Ход урока.
Творческая экскурсионная группа рассказывает о писателе, делает обзор произведений, опираясь на выставку книг.
Учитель. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, по объёму небольшое, так как это рассказ. Запишем в тетрадях, что такое рассказ.
Рассказ – небольшое художественное произведение, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.
Читаем рассказ. ( Заранее подготовленный ученик выразительно читает произведение)
Учитель.
-Вас рассказ оставил равнодушным? Что вас взволновало?
-От какого лица ведется повествование? (От лица ребёнка)
-Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение?
Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне.
-Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне.
-Случайно ли герой не имеет имени? Почему рассказ нельзя полностью назвать автобиографичным? (Это судьба многих детей того времени)
Показ иллюстраций, на которых изображены дети войны.
Учитель. Рассмотрев иллюстрации, мы понимаем, что война принесла горя многим детям.
— Кто попытается нарисовать мальчика устно или на листе?
Характер мальчика раскрывается в поступках.
-Что вы можете сказать о характере мальчика? Какие поступки он совершил?
(Герой мог бы убежать, но не оставляет беззащитную сестру, он чувствует ответственность за Людочку).
-Найдите в тексте, где показана забота о сестрёнке.
-Почему он пришел к ней спустя 2 дня? Что он говорит?
Маленький человек, но у него большая сила воли.
-Что вы ещё можете добавить? (Дети войны рано взрослеют)
-Какой возраст мальчика?
-Каков язык героя произведения? ( Речь взрослого человека, который многое испытал)
Автор описывает день получения маленького листочка. «Я держал его в руках, и у меня мёрзли пальцы и коченело внутри…» Мы можем сказать, что он мудр.
— В чём его мудрость? Какое слово он нашел? ( Вместо слова «умер», он употребляет слово «затерялся»).
Находим в тексте, когда и в связи с чем он это слово употребляет.
— Какой вы представляете Людочку? ( Ей 6 лет, хлопает в крошечные синеватые ладони, у неё чистые испуганные глаза, ещё не знающие горя. Она уважает брата, повторяет его слова. Голос слабенький.)
Учащиеся, подготовившие рисунки, показывают их и комментируют.
Учитель.
-Кто ещё герой рассказа? (Тётя, которая отказывается взять детей)
-Можно ли её осудить? (Нет, мы не знаем причин отказа)
Найдите слова, которые произносит завуч. Понятно, что её трогает судьба воспитанников, поэтому не смотрит в глаза, не заканчивает фразу.
-Как назвать тему произведения?
Тема детей войны, сиротства.
-Почему Приставкин назвал свой рассказ «Фотографии»?
В конце рассказа фотографии – общность судьбы.
Один из учащихся работал с толковым словарем Ожегова и сейчас познакомит с точным определением данных слов.
Ученик.
Память –
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Проявить милосердие)
Учитель.
-Для чего автор показал историю детей? (Чтобы дети не забывали о войне)
Учитель выразительно читает эпиграф.
-А теперь прозвучат стихотворения собственного сочинения учащихся, которые, не зная текста, попробовали создать произведения на тему «Война и дети».
Мы не забудем никогда
Тех подвигов великих
И благодарны навсегда
Всем, кто сражался в битвах.
Печален образ маленьких героев,
Когда спокойно всё теперь.
Мы понимаем по рассказам многих:
Война – не для детей!
Четыре года длилась война,
Сколько жизней она унесла…
Люди теряли отцов, матерей,
Было страшное время потерь.
И прошло с той поры много лет.
Люди живут без горя и бед.
Но память о тех страшных днях и ночах
Навсегда останется в наших сердцах!А один учащийся, прочитав текст, попробовал сочинить стихотворение от лица главного героя рассказа «Фотографии»
Учитель.
-Какова же идея произведения?
Показать доброго ответственного человека, показать человеческое милосердие.
Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.
А сейчас ваш одноклассник прочитает отзыв о произведении « Фотографии».
Заключительное слово учителя.
Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Помните, что очень важно в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы положиться.
Домашнее задание. Написать отзыв о рассказе.
Анатолия Приставкина «Фотографии»
Предлагается для обсуждения короткий рассказ Анатолия Приставкина «Фотографии», взятый из его сборника рассказов «Трудное детство».
«Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
— Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.
— Болеет. — повторяла девочка.
— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.
— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.
— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.
И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я. «
Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись, друг к другу, и смотрели фотографии.
— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка.
– Мама? Где же мама? Наверное, затерялась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.
Шли дни, месяцы, В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я.
— Папа? Сейчас посмотрим.
И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза.
Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:
— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению.
Мне зачитали ответ.
В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались Мы разглядывали фотографии.
— Вот Людочка. А вот я.
— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?»
Прошло более полувека, а рассказ не утратил своего значения. Лучшего образа детства времен войны, трогающего за душу, трудно найти.
О чем этот рассказ, какие жизненные и читательские ассоциации он вызывает у вас? Как объяснить, что дети оказались далеко от дома?
Говорят, что рассказ печальный. Есть ли в нем хоть какая-то нотка радости?
Почему так важно было детям рассматривать фотографии, что они для них значили?
Почему из всех возможных вариантов названий рассказа писатель выбрал именно «Фотографии»? А какой вариант название предложил бы вы?
Трижды мальчик получает известия, написанные на листках бумаги, но ни разу не сказано, что именно содержалось в этих листках, хотя сказано, что встречи брата и сестренки для разглядывания фотографий участились. Обычно эти встречи проходили раз в месяц. После сообщения о маме мальчик пришел к сестре на следующий же день, а после сообщения об отце — через два дня. Случайно ли это? И почему он не считал возможным сказать сестренке правду о смерти родителей?
Как объяснить, что, по мере сообщений, присланных на листках бумаги, последовательно исчезли из конвертика фотографии матери, отца и тети? Что за этим стоит?
Почему при рассматривании фотографий раз от разу менялась характеристика тети: сначала мальчик говорил, что она «неплохая», позже — «хорошая», а когда дети совсем осиротели, стала «удивительная» и «замечательная»? Ваши варианты объяснения, почему она не взяла детей из детского дома, что могло содержаться в ее письме к завучу?
Текст рассказа у вас перед глазами, то вы наверняка обратили внимание, что в нем много многоточий. Как вы думаете, почему?
Как вы понимаете концовку рассказа — слова мальчика, сказанные своей шестилетней сестренке: «Ведь нас очень много, правда?»
Этот рассказ рассчитан на творчество читателя, на его догадку. Слов в нём мало, а для размышлений о драматизме жизни детей в военное время и психологическом мастерстве писателя — огромный простор.
Рассказ Анатолия Приставкина «Фотографии»
«Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
— Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.
— Болеет. — повторяла девочка.
— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.
— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.
— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.
И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я. «
Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись, друг к другу, и смотрели фотографии.
— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка.
– Мама? Где же мама? Наверное, затерялась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.
Шли дни, месяцы, В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я.
— Папа? Сейчас посмотрим.
И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза.
Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:
— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению.
Мне зачитали ответ.
В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались Мы разглядывали фотографии.
— Вот Людочка. А вот я.
— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?»
Елена Пономаренко ЛЕНОЧКА
(Трек «Поиск раненых» из фильма «Звезда»)
Теплом и гомоном грачей наполнялась весна. Казалось, что уже сегодня кончится война. Уже четыре года как я на фронте. Почти никого не осталось в живых из санинструкторов батальона.
Моё детство как-то сразу перешло во взрослую жизнь. В перерывах между боями я часто вспоминала школу, вальс… А наутро война. Решили всем классом идти на фронт. Но девчонок оставили при больнице проходить месячные курсы санинструкторов.
Сидя с ним, молоденьким лейтенантом, прощалась, а слезы катились одна за другой. Забрав его документы, шла по окопу, шатаясь, меня подташнивало, когда закрывала по пути глаза мёртвым бойцам.
Пакет я доставила в штаб. И сведения там, действительно, оказались очень важными. Только вот медаль, которую мне вручили, мою первую боевую награду, никогда не надевала, потому как принадлежала она тому лейтенанту, Останькову Ивану Ивановичу.
…После окончания войны я передала эту медаль матери лейтенанта и рассказала, как он погиб.
А пока шли бои… Четвёртый год войны. За это время я совсем поседела: рыжие волосы стали совершенно белыми. Приближалась весна с теплом и грачиным гомоном…
ВЛАДИМИР ЖЕЛЕЗНИКОВ ЧУЧЕЛО
— А я хотел быть сильным, — сказал Лохматый и посмотрел на свой кулак. — Думал, останусь в лесу, как отец. И будут меня все бояться. Все Вальки… И все Петьки… Вот и порядок настанет. — Он ткнул себя в лицо кулаком. — Хорошо бы себе морду набить…
— Ребя! — вдруг закричал Попов. — Что же это такое происходит. Шмакова к Сомову села, а он — предатель.
— Верно, — сказала Миронова. — Бойкот предателю! — Она подняла руку: — Голосую… Кто «за».
Никто не последовал ее примеру.
Только Попов поднял руку, подержал, уронил и медленно вернулся на свое место.
— Эх, вы! — Железная Кнопка с презрением посмотрела на класс. — Ну тогда я одна объявляю Сомову бойкот. Самый беспощадный! Вы слышите? Я вам покажу, как надо бороться до конца! Никто никогда не уйдет от расплаты. Она каждого настигнет, как Сомова! — Голос у Мироновой сорвался, и она заплакала.
— Железная Кнопка плачет, — сказала Шмакова. — Где-то произошло землетрясение.
— Все из-за нее! Из-за нее! — твердила Миронова, вытирая слезы. — Из-за матери моей… Она считает, что каждый может жить как хочет… и делать, что хочет… И ничего ни с кого не спросится. Лишь бы все было шито-крыто. И вы такие же! Все! Все! Такие же.
— Каждый свою выгоду ищет! — радостно крикнул Валька. — Что, неправда?
— А Бессольцевы? — спросил Васильев.
— Бессольцевы. — Валька презрительно ухмыльнулся: — Так они же чудики, а мы обыкновенные.
— Это ты обыкновенный?! Или я. А может, скажешь, Сомов тоже обыкновенный. Мы детки из клетки, — мрачно сказал Рыжий. — Вот кто мы! Нас надо в зверинце показывать… За деньги.
Маргарита Ивановна молча слушала ребят. Но чем она больше их слушала, тем ужаснее себя чувствовала — какой же она оказалась глупой, мелкой эгоисткой. Все-все забыла из-за собственного счастья.
Она подошла к Мироновой и положила руку на ее вздрагивающее плечо.
Миронова рывком сбросила руку и жестко сказала:
— А вам… лучше уйти. А то мужа прозеваете.
— Не надо так, — сказала Маргарита Ивановна.
А сама подумала — поделом ей. Что заслужила, то и получила, хотя сама себя тут же поймала на мысли, что она внутренне старается как-то себя оправдать.
На реке раздалась сирена отъезжающего катера. Сирена долетела до класса и несколько секунд вибрировала низким хриплым гудком.
— Сигнал! — Маргарита Ивановна подошла к окну: — Катер ушел.
Все до единого бросились к окнам.
Только Сомов не шелохнулся.
Они стояли у окон, надеясь в последний раз увидеть катер, на котором уезжала Ленка Бессольцева — чучело огородное, — которая так перевернула их жизнь.
Рыжий отошел от окна, взял оставленную Николаем Николаевичем картину, развернул полотенце, и вдруг его лицо невероятно преобразилось, и он яростно закричал:
Все невольно оглянулись на него:
— Она… Ленка! — Рыжий показал на картину.
— Как две капли, — прошептал Лохматый и заорал: — Чучело!
— Врешь! — сказал Васильев. — Бессольцева!
Да, Машка была очень похожа на Ленку: голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищенная, но какая-то светлая и открытая.
Все молча смотрели на картину.
И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил.
Рыжий вдруг встал, подошел к доске и крупными печатными неровными буквами, спешащими в разные стороны, написал:
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 8684 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Комплексный анализ текста А.Приставкина «Фотографии»
Детство
Приставкин Анатолий Игнатьевич родился в подмосковных Люберцах в 1931 году. Нередко он извлекал из памяти истории из своего невеселого детства. Одна из них была связана с семейной трагедией. Дед будущего писателя однажды, задолго до рождения внука, вернувшись из столицы, принялся красочно рассказывать домочадцам и соседям о забастовках в Петербурге. Это было в 1905 году. А спустя несколько дней после возвращения мужчина был арестован. Вина его заключалась лишь в желании поведать последние новости своим знакомым. Но после освобождения прозвище «революционер» прочно закрепилось за ним на долгие годы.
Еще Анатолий Приставкин всю жизнь не забывал колодки для обуви, которые так мастерски изготавливал его отец. Благодаря искусному труду родителя будущего литератора все члены семьи были сыты, одеты и обуты, что для довоенного времени было довольно редким явлением. Но вскоре умерла мать, началась война. И жизнь приобрела печальные оттенки.
Приставкин А. «Фотографии»
В основе произведения лежит история о мальчике и его шестилетней сестрёнке Людочке, живущих в детском доме. Автор не называет имени мальчика. Наверное, он делает это потому, что в военное время таких детей было очень много — детей, оставшихся без родителей, не нужных своим родственникам и потому вынужденных жить в детдоме. Чтобы Людочка не забывала родных, мальчик «раз в месяц приводил сестрёнку в холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями». Они согревали детей ощущением того, что в этом огромном мире они не одни, что у них есть близкие люди. Когда мальчик узнавал о смерти кого-то из них, он говорил Людочке, что этот человек «затерялся». Сначала «затерялась» мама, которая тяжело и долго болела. Потом «почтальонша принесла маленький листочек» — похоронку. И папа, который «на фронте фашистов бил», тоже «затерялся». Говоря так, герой рассказа поступал по-взрослому, мудро. А ведь он совсем маленький! Сколько нужно было самому иметь силы, чтобы не заплакать? А потом тётя («удивительная, просто замечательная тётя» — с горькой иронией замечает автор) отказалась принять детей и тоже «затерялась». Автор умалчивает о её судьбе — наверное, она не хотела принимать Людочку с братом потому, что ей просто не нужны были лишние заботы. И это ужасно! И вот настал страшный момент, о котором герой, привыкнув к трудностям и потерям, говорит спокойно и просто: «Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много». Но сколько боли в этих словах! Боли от того, что некогда дружной семьи больше не существует! Кто-то умер, а кто-то очерствел душой и отказался от детей. Война разрушила семью, в которой когда-то царили любовь и тепло. Этот небольшой, но такой пронзительный рассказ Анатолия Приставкина открыл мне войну с новой стороны. Войну, в которой не слышны взрывы и выстрелы, никто не умирает на твоих глазах, и от этого ещё страшней потеря – потеря семьи, ещё страшней горе – детское горе, которое не забудется никогда.Это произведение – обращение ко всем нам: войны не должны повторяться! Но почему же повторяются?
Лаврентьева Дарья, 15 лет
Сиротство
Анатолий Приставкин лишился родителей в самом начале войны. Мать умерла в 1941 году, и почти сразу отправили на фронт отца.
Мальчику была уготована тяжелая судьба беспризорника. Он стал одним из многих детей, которых война сделала сиротами. Как и прочие мальчишки, лишенные родительской опеки, он скитался по стране, его забрасывало в самые разнообразные уголки Родины. Он бывал на Урале, объездил все Подмосковье. И наконец оказался на Северном Кавказе, куда в последний годы войны были выселены беспризорники. Этому решению, которое принималось на государственном уровне, предшествовала депортация местного населения. Территория в результате стремительной операции опустела. Возможно, Анатолий Приставкин не стал бы одним из лучших писателей советского периода, если бы не имел столь печальных фактов в своей биографии.
Последние годы и смерть
В 2008 году Анатолий Приставкин (книги которого принесли ему известность на всей территории бывшего СССР) попадает в больницу из-за болей в поджелудочной железе. Состояние его оказалось критическим, и потребовалось срочное хирургическое вмешательство. Сама операция прошла хорошо, но сердце писателя не выдержало. Он скончался 11 июля в больнице. Перед смертью Приставкин успел написать близким прощальное письмо, которое подписал одной строкой: «Ваш уходящий папа».
Был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище 14 июля 2008 года.
Юные годы
Трудиться Приставкин Анатолий Игнатьевич начал весьма рано. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он работал на одном из кавказских консервных заводов. Затем был авиационный завод, который позже с душевным трепетом вспоминал Анатолий Приставкин. Биография его также включает годы учебы на вечернем отделении, армию, участие в самодеятельности. Однако небольшая радиолаборатория при авиационном заводе стала для Приставкина почти домом.
Во время службы в армии на артистичного бойца обратили внимание и начали вовсю использовать в качестве декламатора поэтических произведений. И именно в этот период Приставкин впервые решил создать нечто свое.
Учеба
Такие представления вдохновили Приставкина на написание собственной пьесы. Затем он принялся за стихи. Вскоре несколько его произведений было опубликовано.
В 1954 году писатель возвращается из армии и поступает в Литературный институт им. Горького. Один из семинаров вел Лев Ошанин, который впервые оценил рассказы Приставкина. Затем уже В. Катаев опубликовал часть из них в «Юности». В этих произведениях автор рассказывал о своем военном детстве.
Институт писатель окончил в 1959 году, после чего был отправлен на строительство Братской ГЭС.
Литературный институт
После демобилизации Анатолий Игнатьевич решил получить литературное образование и в 1959 году поступил в институт имени Горького. Будучи студентом, он учился на поэтическом курсе у одного из знаменитых авторов тех лет. Преподаватели оценили литературный дар Приставкина тогда еще, когда он учился на первом курсе. Однако талант его, как считали профессионалы, заключался не в сочинительстве стихов, а в написании произведений малой прозы. Первые рассказы были опубликованы в литературном журнале в 1959 году. Эти произведения спустя годы были переведены на множество языков. Тема их – детские судьбы, искалеченные войной.
Таежные очерки
После окончания института писатель отправился в Иркутскую область, на стройку Братской ГЭС. Еще в студенческие годы Приставкин побывал в этих краях, и люди, проживающие в суровых таежных условиях, произвели на него незабываемое впечатление. Здесь были созданы таежные очерки.
Следующий период в жизни Приставкина посвящен работе журналистом в «Литературной газете». А вскоре получил почетное звание члена Союза писателей. «Страна Лэпия», «Костры в тайге», «Записки моего современника» – эти произведения автор посвятил тайге. И даже по возвращении в столицу Приставкин еще очень много лет не терял связи с дорогими сердцу сибирскими просторами и регулярно туда летал.
Повесть о детстве
Настоящий литературный успех пришел к Анатолию Приставкину в 1988 году, после публикации повести, на создание которой ушло почти десять лет. «Ночевала тучка золотая» – произведение, которое автор начал писать в начале восьмидесятых. Эта книга исполнена трагизма и правды. Она является отражением действительности, которую писателю довелось увидеть в детские годы. Повесть переведена на множество языков. Одноименный фильм был снят в тот же год, когда и закончил работу над своим произведением Анатолий Приставкин. Фотографии и кадры из этой киноленты расположены выше. Позже была написана повесть «Кукушата», сюжет которой не менее трагичен.
На закате жизни писатель отдавал много сил общественной деятельности. Был удостоен нескольких премий. Скончался в Москве в 2008 году.
Биография Анатолия Приставкина
В 1952 году Анатолий Приставкин окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.
Демобилизовавшись после срочной службы в Вооруженных силах СССР, в 1954 году поступил в Литературный институт имени А.М. Горького, который окончил в 1959 году.
В 1958 году дебютировал как прозаик — в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство».
В 1961 году Анатолий Приставкин стал членом Союза писателей СССР.
В начале 1960-х годов Анатолий Приставкин совмещал работу в бригаде бетонщиков на котловане Братской ГЭС с должностью корреспондента «Литературной газеты».
В 1963-1966 годах входил в редколлегию журнала «Молодая гвардия».
В эти годы им были написаны документальные повести «Мои современники» (1959), «Страна Лэпия» (1960), «Костры в тайге» (1964), роман «Голубка» (1967).
В 1970-е годы писатель опубликовал военный рассказ «Солдат и мальчик».
Известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 году. В 1988 году повесть была отмечена Государственной премией СССР, она была переведена более чем на 30 языков.
В 1989 году появилась повесть «Кукушата», затем выходили его произведения «Рязанка» (1991), «Радиостанция «Тамара» (1994), трехтомный роман-исследование «Долина смертной тени» (2000).
В 2005 году вышли повести писателя «Судный день», «Первый день — последний день творенья» и «Вагончик мой дальний».
Он был автором 26 книг.
В 1978 году режиссером Владимиром Назаровым была экранизирована его повесть «Голубка» с Еленой Прокловой в главной роли.
В 1989 году режиссер Сулабек Мамилов снял фильм по повести Приставкина «Ночевала тучка золотая…».
С 1988 года Приставкин был сопредседателем объединения писателей «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР (России), главным редактором журнала «Апрель».
С 1991 по 1992 год занимал пост сопредседателя секретариата правления Союза писателей СССР.
В 1992 году Анатолий Приставкин возглавил Комиссию по помилованиям при президенте Российской Федерации, с декабря 2001 года был советником президента РФ по вопросам помилования.
Писатель вел преподавательскую деятельность. С 1981 года он преподавал в Литературном институте, вел семинар прозы, был доцентом кафедры литературного мастерства.
11 июля 2008 года Анатолий Приставкин скончался в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Посмертно был опубликован его последний роман «Король Монпасье Мармелажка Первый».
Анатолий Приставкин — лауреат Государственной премии СССР (1988), лауреат международной премии имени А. Меня (2002).
Писатель был дважды женат. В первом браке у него родились двое детей — Иван и Дарья. Последние 25 лет жизни он провел со второй женой Мариной. В этом браке родилась дочь Мария.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников