Герои рассказа Бунина И.А. « Господин из Сан-Франциско» (тезисы к характеристикам)
Господин из Сан-Франциско. Художник Новожилов Г.
Тезисы к характеристикам героев |
Господин из Сан-Франциско |
Господин не имеет имени в рассказе. Этим подчёркивается типичность образа, что он один из многих.
Господин совсем не имеет индивидуальных черт. Он такой же, как все, кто едет на этом корабле «Атлантида», и считает, что деньги и власть делают их господами этого мира.
Он эгоистичен, мнения других его совершенно не интересуют. Это человек очень ограниченный, искусство, например, ему безразлично.
Он высокомерен по отношению к слугам, вообще к простым людям,
Жизнь господина прошла неинтересно, он и не заметил этого, отдав все молодые годы погоне за призрачным счастьем в будущем, где богатство даст ему всё. А будущего-то оказалось, что у него и нет.
Жена и дочь господина тоже лишены имени, потому что они, как все, у них нет индивидуальности, неповторимости, всё то же: стремление быть господами этой жизни, богатыми, преуспевающими, выйти удачно замуж. Как понравился принц дочери господина — внешне он совсем не хорош собой, но зато в нём течёт «древняя царская кровь», а это уже повод восхищаться им.
Люди из народа Лоренцо — лодочник. Он равнодушен к деньгам. Но зато так счастлив. Лоренцо красив, любим, полон жизни. Абруццкие горцы— живут полной жизни, лишённой фальши. Для них существуют истинные ценности — любовь, природа, жизнь во всех её проявлениях, а главное — свобода от материальных ценностей, которые считали основными представители высшего света. Луиджи -«расторопный» коридорный, который добросовестно выполняет свои обязанности, да и успевает ещё и с горничными поговорить, пофлиртовать с ними, рассмешить их так, что они «давятся» от смеха. У него своя жизнь, пусть это не жизнь представителя высшего света, но он счастлив, спокоен, радуется жизнью. Эпизодическим героям отведено в рассказе всего по несколько строчек. Но читатель видит, что есть другая жизнь, жизнь, в которой человек счастлив простыми житейскими радостями, где ценят юмор, любят природу, могут любить и быть счастливыми. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
«Господин из Сан-Франциско» главные герои
Главный герой рассказа Бунина свою жизнь прожил в ожидании отдыха и наслаждения, до определённого времени он работал, но не жил, а существовал. Все его намерения пожить откладывались на будущее. Дорогие наряды, угощения, зрелища – всё что положено людям с высоким доходом сопровождает господина, но не приносит ему ни впечатлений, ни удовольствия. Главные герои «Господина из Сан-Франциско» переносят все радости богатой жизни спокойно и безразлично, это такая же необходимость, как и следование моде в угоду удобству.
Характеристика героев «Господин из Сан-Франциско»
Главные герои
Господин из Сан-Франциско
Невысокий, лысый, худой, крепкий, не отличающийся хорошей фигурой мужчина. Его лицо имело желтоватый оттенок, что придавало виду что-то монгольское. Крупные зубы с золотыми пломбами в описании героя автор упоминает несколько раз в произведении. Имени главного героя нигде не называется, автор объясняет это тем, что ни в одной из стран, «его не запомнили». В 58 лет, главный герой решил вознаградить себя за труд, отправившись путешествовать с семьёй. Роскошь он принимает как данность. Удивить господина ничем невозможно, он пресыщен в жизни всем.
Жена господина
Крупная, широкая женщина со спокойным характером. Одевается соответственно возрасту. Автор говорит о ней, как о человеке, которого нельзя назвать впечатлительным. Единственный раз она показывает свои эмоции – после смерти мужа, когда хозяин отеля отказывает ей в просьбе поместить покойного в их роскошные апартаменты. Её образ безлик, ни характера, ни души в нём нет. Никаких отрицательных черт в ней нет.
Дочь господина
Высокая, стройная с красивыми волосами девушка. Дорогие наряды, изящные причёски, лёгкая болезненность – это всё, что известно о дочери господина. Она, также как и мать, безголоса и безлика.
Второстепенные персонажи
Принц одного азиатского государства
В списке пассажиров «Атлантиды», на которой путешествует семья главного героя, оказывается некий азиатский принц. Маленький, широколицый, с узкими глазами, смуглый, похожий на мальчика. Он некрасив, странен, носит простую европейскую одежду. Для дочери господина он – воплощение мечты, видимо оттого, что он безгранично богат.
Хозяин отеля
Этого персонажа характеризует его поступок. Когда господину из Сан-Франциско становится плохо, вместо оказания помощи хозяин отеля бросается к убегающим посетителям, успокаивая публику, как бы оправдываясь за неприличное поведение умирающего. Хозяин отеля холодно отказывает вдове в просьбе перенести умершего в его дорогой номер, чтобы не испортить репутацию отеля. Предлагает деревянный ящик от содовой, напоминающий гроб, для транспортировки трупа.
Изящная влюблённая пара
Нанятые за деньги двое молодых людей: красивая женщина и мужчина. Танцуют, целуются, изображают любовь и страсть, создавая на корабле своеобразный колорит. Пара «работает» вызывая восхищение и зависть окружающих.
Безымянный герой
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья No Name Given. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | От героев былых времён Не осталось порой имён. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землёй и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в сердцах живых, Этот вечный огонь Нам завещанный одним, Мы в груди храним… | » |
— Песня из фильма «Офицеры» |
« | Ничего. Ни совпадений отпечатков, ДНК, зубов, одежда обычная, без ярлыков, в карманах ничего, кроме ножей… Ни имени, ни других кличек. | » |
— Комиссар Гордон о Джокере // «Тёмный рыцарь» |
Безымянный герой — герой, у которого нет имени. Вот совсем. Даже в титрах он описан как «тот чувак», или «гонщик», или «стрелок» — любой кличкой или характеристикой, но не именем. Безымянными могут быть только основные персонажи: разносчики пиццы и головорезы всегда безымянны, и это никого не волнует.
Содержание
Приметы [ править ]
Приметы безымянного героя — это склонность мало говорить и много действовать. Безымянный герой в кино — почти всегда крутой, чем меньше говорит — тем круче. В видеоиграх же безымянные герои больше похожи на трикстеров и ловят рыбку в мутной воде.
У безымянного героя есть биография, но она является тайной за семью печатями. Даже если о жизни Безымянного что-то и становится известно, это лишь жалкие крохи, которые или подчёркивают его крутость, или являются намёком на то, что он умеет и где этому научился. Чаще всего у безымянного героя даже толком нет запоминающихся привычек.
Безымянный герой почти никогда не становится спасителем мира, вместо этого он решает достаточно локальные либо личные проблемы — хотя они и могут иметь далеко идущие последствия.
Зачем они нужны [ править ]
Безымянные герои — это в большей степени символы, чем персонажи, поэтому слишком подробная личность может навредить образу.
В играх преследуется другая цель: это приём в духе молчаливого героя, чтобы игроку было проще ассоциировать себя с персонажем.
Вестерны популяризовали Человека Без Имени. Для зрителей и других персонажей у него нет прошлого, нет привязанностей, он олицетворяет свободу и крутизну, делает, что считает нужным, и ни на кого не оглядываясь.
Примеры [ править ]
Фольклор [ править ]
Театр [ править ]
Литература [ править ]
Если мальчик партизанит, Звать по имени его Никогда никто не станет…
— А, запомнил-таки. — вскидывает брови Франсуаз. — Что ж, прекрасно. Прощайте, господин Никто!». Позже выясняется, что герой — подкидыш, сначала получивший имя в приюте, а затем выбравший себе имя сам.
Герои главные, второстепенные и эпизодические
Чем главный герой отличается от второстепенного или эпизодического? Как понять, какой герой у тебя в истории главный? Подобные вопросы от авторов-новичков я не раз слышала и на вебинарах, и на личных консультациях. Те, кто опытней, интересовались другим – как быть, если с главным героем скучно, а второстепенный внезапно интригует, очаровывает и беззастенчиво теснит невзрачного главгера? И может ли в книге быть несколько главных героев?
На курсах и видеолекциях мы не раз касались и этого вопроса, и других подводных камней, которые поджидают авторов при работе с героями любых мастей. А теперь попробуем разобраться в статье, в чем же все-таки разница между главным, второстепенным и эпизодическим героями.
Как уже говорилось в статье «Образ, персонаж, герой», главный герой всегда находится в центре сюжета, в центре повествования, в центре интриги и главного конфликта произведения. Это первый и самый важный признак. На главного героя приходится максимум «экранного времени», т.е. ему, раскрытию его действий и решений (и описанию последствий этих действий и решений) посвящено большинство сцен книги. И – третий основной признак – от действий главного героя зависит исход главного конфликта и/или решение центральной задачи всей истории, достижение Самой Важной Цели.
Чаще всего, чтобы определить, кто в книге главный герой достаточно задать простой вопрос: про кого это все написано? 🙂 Но, конечно, лучше задавать его не себе, а первым читателям вашей рукописи: они смогут быть гораздо объективнее! Сам автор может и ошибиться – к примеру, когда тяжко намучился с прописыванием всех особенностей характера основного персонажа, потратив на это больше всего часов работы над черновиком, а по факту оказалось, что перипетии друзей и спутников главгера и веселее получились, и больше места в книге занимают, чем основной сюжет.
Кстати, если пишете от третьего лица, можно провести еще одну простую проверку – по частотности имен. В Ворде есть такая функция «Найти и заменить». Вбиваете имя главного героя, ставите галочку «Выделить все элементы, найденные в Основной документ» и нажимаете кнопку «Найти все». Над кнопкой появится надпись «Найдено элементов: …» – и цифра. Проверьте так имя главного героя и имя того, кого подозреваете в желании под шумок влезть в центр истории. 🙂
Маленький секрет: вбивайте имена не полностью, без окончания, которое меняется, тогда получите результат, наиболее приближенный к реальности. Конечно, придется учитывать, что временами используются местоимения, синонимы, прозвища, в конце концов (хотя прозвища тоже можно проверить), но если значения будут сравнимы, это все равно повод задуматься и пристальней посмотреть – а про кого же все-таки история-то у вас получается?
После того как разобрались с главным героем, о признаках второстепенного, думаю, несложно догадаться. Второстепенный герой появляется «в кадре», то есть в сценах книги, не меньше 5-6 раз, не просто мелькая на фоне (как эпизодический), но обязательно при этом влияя на исход сцены или даже целого эпизода. Кроме того, второстепенный герой может (и даже, пожалуй, должен) влиять на решения главного действующего лица истории, его настроения, трансформацию ценностей и убеждений, а еще – на количество и качество трудностей, с которыми столкнется главный герой на своем пути к Самой Важной Цели.
У второстепенного героя есть и своя предыстория, которую довольно подробно узнают читатели, и свои проблемы, своя «боль», с которой он пытается совладать. Проблемы эти могут быть как напрямую связаны с ходом основного сюжета, так и являться центром конфликта побочной сюжетной петли. И третий признак: по мере решения своих личных проблем второстепенный герой тоже меняется, хоть и в меньшей степени, чем главный. Он может что-то понять о себе, приобрести какое-то новое качество, открыть в себе новую способность или просто стать лучше, чем был. Перемена – хотя бы самая небольшая – обязательна, чтобы считаться настоящим героем. 🙂
С этой точки зрения – необходимости явной перемены, развития – эпизодических героев можно спутать со статичными персонажами. Почему? Да ведь развитие таких героев, чаще всего, слишком медленное – не от сцены к сцене, а от книги к книге. И это, кстати, одна из характерных черт эпизодического героя. Обычно до такого уровня «дорастают» эпизодические персонажи, которых автор задействует в нескольких книгах цикла.
Что еще характерно для эпизодических героев? Попробуем вспомнить ярких эпизодических действующих лиц из известных книг. Например, племянник Лайонел из детективов о мисс Марпл Агаты Кристи, Галадриэль из «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина, мистер Олливандер из вселенной Гарри Поттера Дж. Роулинг, адвокат Дегре из романов об Анжелике Анн и Сержа Голон.
Что их всех объединяет?
Во-первых, как несложно заметить, все они появляются «в кадре» от случая к случаю и в общей сложности не больше 4-5 раз на книгу, а то и на всю серию книг.
Во-вторых, они четко привязаны либо к конкретной локации, либо к конкретной ситуации (а порой и к тому, и к другому) и появляются для того, чтобы дать главному герою нечто новое. Это может быть новая информация, новая возможность, новое качество или способность, а иногда и новое напоминание о чем-то важном. Это их свойство как раз и доказывает, что изначально эпизодические герои появляются в истории как «статисты» (см. статью «Статичные ролевые персонажи»).
В-третьих, у каждого есть четкий и вполне зримый, объемный образ, а также яркая черта или особенность характера, благодаря которым эти эпизодические персонажи запоминаются читателю.
Сомневаетесь? Давайте проверим. 🙂
Конечно, характер в обязательном порядке поддерживается еще и внешним видом и поведением, а все это вместе формирует трехмерный узнаваемый образ.
В-четвертых, у эпизодических действующих лиц редко есть предыстория, которую рассказывают читателю. Я не зря говорю именно «рассказывают». 🙂 Потому что у настоящего эпизодического героя предыстория все равно есть – в голове у автора. Хотя бы краткая. Потому что без настоящей истории сложно сочинить яркий образ и правдоподобный характер, не говоря уже о том, чтобы показать – пусть и пунктирно – развитие и изменение этого характера.
Вернемся к нашим примерам.
Как видите, история эпизодического персонажа развивается от книги к книге, и вместе с ней изменяется – к лучшему или к худшему – характер и образ, и персонаж становится героем.
В широком смысле к эпизодическим персонажам можно отнести всех появляющихся в книге людей (и нелюдей, если брать фантастику, мистику, фэнтези и пр.), стоящих где-то между безликой толпой и второстепенными героями. Такие персонажи, как правило, имеют личное имя и/или прозвище и выполняют значимую роль в сюжете. И только. Но, на мой взгляд, они недалеко ушли от «статистов», которых в старых пьесах обозначали номерами: например, когда героя останавливала на дороге шайка разбойников, то подающих реплики персонажей именовали «Разбойник 1», «Разбойник 2» и так далее.
Писать ярких эпизодических персонажей и героев – своего рода искусство. Некоторым оно дается легко, некоторым не очень. Но если знать базовые принципы и много практиковаться, то всему можно научиться.