Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?
| |||
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые особенности революционного романтизма. Без сомнения, автор стал новатором в литературе, ибо большинство писателей работали в реалистическом ключе. Горький пишет: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, что он в жизни – самое лучшее…».
В рассказе «Старуха Изергиль» писатель четко придерживается этого принципа.
Весьма интересна композиция произведения. Ведь в центре рассказа – повествование Изергиль, которое носит реалистический характер. И в сюжет введены две легенды, рассказанные уже самой старухой, они носят романтический характер.
В своем рассказе Горький попытался ответить на вопрос, что есть свобода и какой она должна быть. Причем автор обращается к таким картинам, где свобода становится совершенно неоднозначным понятием.
Оказавшись среди людей, Ларра понимает свою непохожесть на них и невозможность своего существования в человеческом обществе. Но самое главное, что подвергло его вечному одиночеству, – это преступление, убийство девушки. За этот свой поступок Ларра обрекает себя на всеобщее презрение: «Ему нет места среди людей…». Вот как был поражен человек за свою гордость.
Однако, вчитываясь в строки рассказа, задаешься вопросом, какую роль играет сама старуха Изергиль, и почему же произведение названо ее именем?
Для начала следует сказать, что это реальный человек, который прожил долгую жизнь. Многое в ее судьбе было непонятным, противоречивым и не всегда правильным. Для старухи Изергиль плохое и хорошее всегда рядом. Среди тех, кого она любила, были совсем разные люди: и шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом». «А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!»
Таким образом, возвращаясь к вопросу, почему рассказ называется «Старуха Изергиль», в первую очередь важно заметить, что все-таки главной героиней произведения является Изергиль. Ее судьба, ее отношение к жизни раскрываются через легенды о Ларре и Данко.
Следовательно, можно говорить о том, что два сказания, с одной стороны, показывают те идеалы, которые являются главными для героини, а с другой – они поучительны для читателей, для нового, молодого поколения.
На мой взгляд, ключевыми в произведении являются слова Старухи Изергиль: «Всяких людей нынче вижу, вот сильных нет! Где они. И красавцев становится все меньше».
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?
Смотрите также по произведению «Старуха Изергиль»:
Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?
Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые особенности революционного романтизма. Без сомнения, автор стал новатором в литературе, ибо большинство писателей работали в реалистическом ключе. Горький пишет: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, что он в жизни – самое лучшее…».
В рассказе «Старуха Изергиль» писатель четко придерживается этого принципа.
Весьма интересна композиция произведения. Ведь в центре рассказа – повествование Изергиль, которое носит реалистический характер. И в сюжет введены две легенды, рассказанные уже самой старухой, они носят романтический характер.
В своем рассказе Горький попытался ответить на вопрос, что есть свобода и какой она должна быть. Причем автор обращается к таким картинам, где свобода становится совершенно неоднозначным понятием.
Оказавшись среди людей, Ларра понимает свою непохожесть на них и невозможность своего существования в человеческом обществе. Но самое главное, что подвергло его вечному одиночеству, – это преступление, убийство девушки. За этот свой поступок Ларра обрекает себя на всеобщее презрение: «Ему нет места среди людей…». Вот как был поражен человек за свою гордость.
Однако, вчитываясь в строки рассказа, задаешься вопросом, какую роль играет сама старуха Изергиль, и почему же произведение названо ее именем?
Для начала следует сказать, что это реальный человек, который прожил долгую жизнь. Многое в ее судьбе было непонятным, противоречивым и не всегда правильным. Для старухи Изергиль плохое и хорошее всегда рядом. Среди тех, кого она любила, были совсем разные люди: и шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом». «А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!»
Таким образом, возвращаясь к вопросу, почему рассказ называется «Старуха Изергиль», в первую очередь важно заметить, что все-таки главной героиней произведения является Изергиль. Ее судьба, ее отношение к жизни раскрываются через легенды о Ларре и Данко.
Следовательно, можно говорить о том, что два сказания, с одной стороны, показывают те идеалы, которые являются главными для героини, а с другой – они поучительны для читателей, для нового, молодого поколения.
На мой взгляд, ключевыми в произведении являются слова Старухи Изергиль: «Всяких людей нынче вижу, вот сильных нет! Где они. И красавцев становится все меньше».
«Старуха Изергиль» (М. Горький)
Цитата: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — лентяи или трусы. ».
История создания
В раннем творчестве Максима Горького отчётливо прослеживается романтизм — в частности, в восхищении сильной и свободной человеческой личностью, переступающей через законы и даже через самоё себя. В рассказе «Старуха Изергиль» отражены впечатления, полученные Горьким от путешествий по южной Бессарабии весной 1921 г.
Проблематика:
Смысл названия: рассказ назван по имени опытной и мудрой женщины Изергиль, с которой ведёт беседу рассказчик. Именно она является золотой серединой в троичной концепции сложных личностей.
Литературное направление: романтизм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: это композиционно сложный рассказ, в котором рассказывается целых три истории: 1) об эгоисте и гордеце Ларре; 2) о гедонистке (любительница жизненных наслаждений) Изергиль; 3) об альтруисте Данко.
Время и место действия: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу. Там Изергиль делится с рассказчиками своими историями. Поскольку истории о Ларре и Данко имеют характер легенд, уточнение места и времени не нужно.
Действующие лица
Старуха Изергиль — старая многоопытная женщина, которая и рассказывает три истории — о Ларре, себе и Данко.
Ларра — дитя женщины и орла, этот мужчина относился к людям с презрением. Наказанием ему стало бессмертие и одиночество в этом бессмертии.
Данко — молодой человек, «лучший из всех». Чтобы спасти людей, вырвал сердце из груди и осветил им путь из леса.
Рассказчик — мужчина, работавший в Бессарабии на сборе винограда и беседовавший с Изергиль.
Краткое содержание
Эти истории рассказала автору морщинистая старуха, когда они сидели вдвоём на берегу моря.
История о Ларре, гордом сыне орла
Изергиль спросила, видит ли герой тени. Это бродит Ларра.
История об Изергиль, любящей и страстной женщине
Звучала красивая песня, и старуха Изергиль сказала, что так красиво поют лишь красавицы. И рассказала, как сама была красавицей, днём ткала ковры, а ночью бегала к любимому — черноусому рыбаку. Потом разлюбила его и стала встречаться с рыжим гуцулом. Но гуцула повесили. После Изергиль любила турка — целую неделю жила в гареме. Но надоело, и она сбежала с шестнадцатилетним сыном этого турка в Болгарию. Там Изергиль ранили ножом из ревности. Лечилась она в монастыре, а потом увела из монастыря одного монаха. А юный турок умер от любви или от тоски по дому.
Монах обижал Изергиль, и один раз она швырнула его в реку. После этого Изергиль попала в руки еврея, который торговал её телом. А любила она одного пана со шрамами на лице — он защищал греческий народ. Потом Изергиль любила венгра (мадьяра). После была «последняя игра» — шляхтич. Он очень добивался Изергиль, которой уже исполнилось на тот момент сорок лет. А добившись, бросил. Потом он попал в плен к русским, и Изергиль его спасла, но не простила. Уехала в Молдавию, вышла замуж. Год назад муж умер. А она любит рассказывать молодым сказки.
История о Данко, который любил людей больше себя
Изергиль спросила героя, видит ли он искры. Это частицы горящего сердца Данко.
Был такой народ, который жил в лесу, но был оттеснён завоевателями к болотам. Людям было тяжело. Они уже готовы были стать рабами завоевателей. Но тут явился Данко и пообещал людям волю.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Как Данко спас людей?
Ответ. Данко вырвал своё сердце и осветил людям путь из леса.
Сколько частей в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»? Перечислите их.
Ответ. Три части.
«История о Ларре, гордом сыне орла», «История об Изергиль, любящей и страстной женщине», «История о Данко, который любил людей больше себя».
Смысл произведения Старуха Изергиль
Рассказчик — это путешественник, который натыкается на хижину старухи по имени Изергиль. Они начинают беседу и женщина вспоминает свою бурную молодость и делится воспоминаниями с гостем.
Она говорит о Ларре, сыне орла, который из-за гордости и самолюбия остался совершенно один. Между легендами она упоминает и о своей жизни. О тех, кто пытался завоевать ее сердце, но в итоге остался ни с чем.Вспоминает, конечно же, и о Данко, что вырвал собственное сердце, чтобы помочь людям, но оказался раздавлен.
Конечно же, путешественник запоминает то, что она говорит, и делится ее рассказами с читателем. Собственно, из его записок мы и узнаем об этой встрече.
Смысл названия книги «Старуха Изергиль»
В названии также кроется сакральный смысл. Дело в том, что оно носит имя главной героини рассказа. Но не стоит думать, что тут нет скрытого подтекста. Исследователи не раз отмечали, что это имя схоже по написанию и произношению с древнескандинавским словом «иггдрасиль». Переводится оно как «ясень».
Но именно это дерево является центральным в мифологии древних скандинавов! Оно соединяет мир людей, богов и усопших. Однако если вспомнить, что главы тоже три, а по содержанию они подходят к этим мирам, то все становится на свои места. Вот так вот автор вложил такой глубокий смысл в казалось бы обычное имя!
Смысл произведения
Вообще в произведении явно прослеживаются три темы:
Горький сквозь понятные читателю истории рассказывает о чести, достоинстве, страхе и любви. Это произведение действительно уникально, ведь в нем автор за минимальное количество символом донес те истины, которые некоторые писатели и в нескольких томах изложить не могут. Великолепно!
Но вернемся к теме. В чем же смысл произведения? А он кроется в самих историях старухи Изергиль! Обо всем по порядку.
В главе с Ларрой, сыном орла, явно прослеживается идея гордого одиночества. Он никогда не будет счастлив, не будет любим, ведь гордыня не позволит ему считаться с другими. Даже украденная девушка не принесет ему никакого счастья. Ларра так и останется один: без друзей, любви и счастья.
Из жизни старухи Изергиль мы понимаем, что никакая любовь, построенная на желании владеть, не будет долговременной. Все ухажеры Изергиль не добиваются счастья с ней, ведь каждая встреча становится последней. Она будто встречается с уже мертвыми людьми. Немного жутко, но в этом и кроется смысл неподвластной любви. Среди всех ухажеров не было того самого, поэтому отношения и не задерживались.
Данко же учит нас понимать систему общества. Для него мы важны только тогда, когда несем какую-либо пользу. И как только мы перестаем это делать — нашу судьбу, подобно сердцу Данко, раздавливают. И тут появляется вопрос: «А нужно ли жить в таком обществе?». Ответ на него придется найти самостоятельно, ведь автор оставляет это читателю.
А завершает картину отлично проработанная и символичная концовка, о которой сейчас и будет рассказано!
Смысл финала книги
Конец рассказа несет в себе философский подтекст. Старуха Изергиль засыпает около моря, рассказчик ее накрывает и любуется природой. В его голове появляется вопрос: «Сколько же подобных историй знает эта старуха?». С этой мыслью засыпает и он. Здесь Горький хотел показать бесконечное множество идей, существующих в мире. В чем смысл жизни? Кто станет новым спасителем? Эти и другие вопросы остаются без ответа.
Конечно же, стоит дождаться того момента, когда Изергиль проснется и расскажет новые истории, но автор тонко намекает, что будет это нескоро. Печальное море — самый явный символ. Нам стоит самим начать искать ответы на эти сложные вопросы, самим пережить новые истории и поделиться ими с другими.
Старуха Изергиль является настоящим праведником. Да, она не выделяется красотой, добротой или улыбкой, но ее рассказы создают столько света, что перекрывают все эти качества. Нам стоит последовать ее примеру и начать передавать уже свои истории. В этом и кроется концовка — Изергиль исполнила свое предназначение и уснула вечным сном, теперь же роль праведника принадлежит рассказчику. И он справится с этим, ведь старуха донесла до него свои идеи.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.2 / 5. Количество оценок: 6
Анализ рассказа Горького «Старуха Изергиль»
Автор: Guru · Опубликовано 23.10.2016 · Обновлено 16.10.2017
Максим Горький известен тем, что стоял у истоков соцреализма – нового искусства новой страны победившего пролетариата. Однако это вовсе не означает, что он, подобно многим советским пропагандистам, использовал литературу в политических целях. Его творчество пропитано трогательным романтизмом: прекрасными пейзажными зарисовками, сильными и гордыми характерами, бунтующими и одинокими героями, сладостным преклонением перед идеалом. Одним их самых интересных произведений автора является рассказ «Старуха Изергиль».
История создания
Замысел рассказа пришел к автору во время путешествия по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Произведение вошло в «романтический» цикл работ Горького, посвященный анализу самобытной и противоречивой человеческой природе, где низость и возвышенность попеременно борются между собой, и нельзя сказать наверняка, что победит. Возможно, сложность вопроса заставила литератора долго обдумывать его, ведь известно, что эта идея занимала писателя 4 года. «Старуха Изергиль» была закончена в 1895 году и опубликована в «Самарской газете».
Сам Горький был очень заинтересован процессом работы и радовался результату. Произведение выразило его взгляды на предназначение человека и его место в системе общественных отношений: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль» — писал он в письме Чехову. Там же он говорил о литературной необходимости приукрашивать жизнь, делать ее ярче и красивее на страницах книг, чтобы люди зажили по-новому и стремились к высокому, героическому, возвышенному призванию. Видимо, эту цель и преследовал писатель, сочиняя свой рассказ о самоотверженном юноше, спасшем свое племя.
Жанр, род и направление
Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Так и в литературных дебютах писателя читатель без труда обнаружит назидательный тон и высоко нравственный вывод.
Разумеется, если речь идет о прозаических произведениях, как в нашем случае, писатель работал в русле эпического рода в литературе. Конечно, сказовая манера повествования (в рассказах Горького повествование ведется от лица героев, которые откровенно повествуют о своей личной истории) добавляет лиричности и поэтической красоты в сюжетную канву книги, но нельзя назвать «Старуху Изергиль» лирическим творением, она принадлежит к эпосу.
Направление, в рамках которого работал писатель, носит название «романтизм». Горький хотел оттолкнуться от классического реализма и подарить читателю возвышенный, приукрашенный, исключительный мир, на который реальность могла бы ровняться. По его мнению, восхищение от добродетельных и прекрасных героев подталкивает людей становиться лучше, смелее, добрее. В этом противопоставлении действительности и идеала заключается сущность романтизма.
Композиция
В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.
Если эти два фрагмента носят фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и не нашла истинной любви, так же бездумно распорядился собой и гордый сын орла. Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.
О чем рассказ?
В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» говорится о том, как старая южанка повествует путнику три истории, а тот внимательно наблюдает за ней, дополняя ее слова своими впечатлениями. Суть произведения заключается в том, что в нем друг другу противопоставлены две концепции жизни, два героя: Ларра и Данко. Рассказчица вспоминает предания тех мест, откуда она родом.
Главные герои и их характеристика
Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.
Главная мысль в этом произведении – это поиск смысла человеческой жизни, и писатель его нашел – он состоит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу. Можно пояснить данную точку зрения на конкретном историческом примере. В аллегорической форме Горький превозносил героев сопротивления (подпольных революционеров, которые уже тогда вызывали в авторе симпатию), тех, кто жертвовал собой, выводя народ из глуши навстречу новому, счастливому времени равенства и братства. В этой идее состоит смысл рассказа «Старуха Изергиль». В образе Ларры он порицал всех тех, кто думал лишь о себе и своей наживе. Так народ тиранили многие дворяне, не признавая законов и не жалея нижестоящих сограждан — рабочих и крестьян. Если Ларра признает только господство сильной личности над массой и жесткий диктат, то Данко – настоящий народный вождь, он отдает всего себя ради спасения людей, не требуя взамен даже признания. Такой молчаливый подвиг совершали многие борцы за свободу, которые протестовали против царского режима, против социального неравенства и угнетения беззащитных людей.
Крестьяне и рабочие, как и племя Данко, сомневались в идеях социалистов и хотели продолжить рабство (то есть, ничего не менять в России, так и служить власть имущим). Основная мысль в рассказе «Старуха Изергиль», горькое пророчество писателя в том, что толпа хоть и вырывается на свет, принимая жертву, но топчет сердца своих героев, боится их огня. Так и многие революционные деятели позднее были незаконно обвинены и «устранены», ведь их влияния и силы испугалась уже новая власть. Царя и его приспешников, как и Ларру, общество отринуло, избавившись от них. Многие были убиты, но еще больше людей, не принявших великую октябрьскую революцию, из страны изгнали. Они вынуждены были скитаться без отечества и без гражданства, так как в свое время гордо и властно попирали законы нравственные, религиозные и даже государственные, угнетая свой собственный народ и воспринимая рабство, как должное.
Конечно, основная мысль Горького сегодня воспринимается гораздо шире и подходит не только революционным деятелям прошлого, но и всем людям века нынешнего. Поиски смысла жизни возобновляются в каждом новом поколении, и каждый человек находит его для себя сам.
Проблемы
Не менее богата по содержанию проблематика рассказа «Старуха Изергиль». Здесь представлены как морально-этические, так и философские вопросы, заслуживающие внимания каждого думающего человека.
Вывод
Старуха Изергиль — один из самых интересных рассказов из школьного курса изучения литературы хотя бы потому, что в нем целых три самостоятельных истории, актуальных на все времена. Типажи, которые описал Горький, не часто встречаются в жизни, зато имена его героев стали нарицательными. Наиболее запоминающимся действующим лицом является Данко, образ самопожертвования. Именно добросовестному, самозабвенному, героическому служению людям учит произведение на его примере. Он запомнился людям больше всего, значит, человек по природе своей тянется к чему-то доброму, светлому и великому.
Мораль в рассказе «Старуха Изергиль» заключается в том, что эгоизм и потворство собственным порокам не доведут человека до добра. От них в этом случае отворачивается общество, а без него люди теряют свою человечность и остаются в мучительной изоляции, где достижение счастья становится невозможным. Произведение заставляет задуматься о том, насколько мы зависимы друг от друга, насколько важно для нас находиться вместе, даже если характеры, возможности и склонности у нас разные.
Критика
«Если же Горький родился бы в семье богатой и просвещенной, он не написал бы в такое короткое время четырех томов… и мы не увидали бы многих бесспорно плохих вещей» — писал критик Меньшиков о романтических рассказах писателя. Действительно, тогда Алексей Пешков был неизвестным, начинающим автором, поэтому его ранние работы рецензенты не жалели. Кроме того, многим не нравилось, что до литературы, искусства элит в Российской Империи, поднялся выходец из беднейших слоев населения, которому из-за происхождения многие занижали оценку. Снобизм критиков был объясним тем, что на их святыню все чаще посягали те, кого не желали видеть ровней почтенные господа. Вот, чем объяснял Меньшиков свои негативные отзывы:
Наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств
С этим критиком был солидарен его коллега Ю. Анхенвальд. Он возмущался тем, что автор испортил легенды своим вычурным и искусственным стилем:
У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо. Даже досадно видеть, как он в своем недоверии к естественной красноречивости самой жизни, грешит против нее и против самого себя, свое же дело рушит деланностью и не умеет правдиво нарисовать до конца, до завершающего эффекта истины.
А. В. Амфитеатров был категорически не согласен с теми, кто не принимал новое дарование в литературе. Он написал статью, где возвысил творения Горького и объяснил, почему его миссия в искусстве столь ответственна и непостижима для многих критиков.
Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества