Почему хорошее настроение мальчика к концу рассказа ухудшилось

Сказки

Почему мальчику было скучно в рассказе «Никакой горчицы я не ел» Голявкина?

Задание по литературе для 4 класса Почему мальчику было скучно в солнечный весенний день? Что бы ты посоветовал ему сделать, чтобы он не чувствовал себя одиноким?

Многим мальчишкам, наверно, приходила мысль прогулять занятия в школе. Вот и герой рассказа Виктора Голявкина решил, что нечего делать в душном классе, когда на улице весна и светит яркое солнце.

Сначала он просто гулял по улице, разглядывал витрины, песни пел. Потом пытался с кем-нибудь вступить в разговор, но все его прогоняли, всем он мешал делать свою работу или вести разговор. Ему даже предложили подтолкнуть и выпрямить кривой дом, раз всё равно ему делать нечего.

Потом решил на трамвае покататься. Но когда поехал второй круг, кондуктор его чуть не высадила да ещё и спросила, почему у него такой вид, словно он горчицы поел. А ещё и прогульщиком назвала.

Мальчик не понимает, почему все догадываются, что он бездельник и прогульщик, и почему ему так скучно.

Просто надо мальчику напомнить пословицу: «Долог день до вечера, коли делать нечего». Шёл бы в школу: там друзья, там весёлые переменки, там новое что-то можно узнать, хотя бы про слово «патент», которое было ему незнакомо.

Мальчику было скучно, потому что у него не было своего дела. В таком возрасте дело каждого ребенка учиться, ходить в школу. А герой рассказа не пошел в школу, а пошел гулять по улицам.

На улице он встречал занятых своим делом людей, хотел с ними поговорить, чтобы скучно не было. Только о чем взрослым людям говорить с детьми, если это не родители и учителя? Не о чем. Поэтому мальчику все намекали, чтобы он шел себе дальше и занимался своими делами.

Таки образом он себя чувствовал очень одиноко.

Чтобы одиночество и скука покинуло мальчика, ему нужно заняться делом для своего возраста, а значит выучить уроки и пойти в школу.

Там, среди друзей и одноклассников ребенку скучно не будет, а наоборот будет весело и интересно.

Когда я читаю стихотворение Брюсова «Опять сон» я представляю этот полный опасностей сон.

Это смутное чувство опасности во сне, какие то лесные дебри, закат солнца в пустыне, опустившийся туман и зебра рядом с водопоем.

К зебре тихонько крадется тигр, для того, чтобы сделать ее своей добычей.

Представляя этот тяжелый сон, я слышу звуки шагов гиппопотама, как он тяжело идет по траве.

После заката стало темно и появились страхи и предчувствия.

И тут вышел месяц и осветил картину бегства зебры ото льва и я слышу опять новые звуки, хруст ветвей рядом со мной усиливается. неужели это идет медведь?

Любое художественное произведение отличается от статьи из энциклопедии стилем изложения. Художественный текст богат образными сравнениями, метафорами, яркими эпитетами и другими средствами выразительности. Статья в энциклопедии написана научным, сухим языком и излагает только факты. В художественном произведении мы видим некое действие, которое имеет свою завязку, кульминацию и финал. В энциклопедической статье все части текста равнозначны и не выделяются эмоционально.

Вот и рассказ «Стрижонок Скрип» изобилует эпитетами и сравнениями, главный герой назван ласково стрижонком, и даже имеет собственное имя. В его жизни происходят разные события и приятные и трагические.

Статья из энциклопедии сообщает нам кто такие стрижи, где они живут, как размножаются и где проводят зимы.

Мы сократили название романа до простого «Путешествия Гулливера» и это название очень точно отражает суть романа.

Но можно предложить и свои альтернативные варианты названий, например:

От лилипутов к великанам.

То гигант, то карлик.

Странные путешествия в странные страны.

Долгий путь Гулливера домой.

В своей сказке «Конек-Горбунок» Петр Павлович Ершов рассказывает от дружбе младшего крестьянского сына Ивана и невзрачного коня Горбунка.

Иван предпочел неврзрачного конька красивым статным длинногривым коням. Конек-Горбунок служил другу верой и правдой. Всегда был рядом. В любой беде просил Ивана не тужить, и выручал хозяина.

Без помощи верного коня ничего бы у Ивана просто не вышло.

Сказку «Белоснежка и семь гномов» написали немецкие сказочники Братья Гримм. Им принадлежит огромное число самых разных сказок, которые полюбились всем детям.

Белоснежка знакомится с веселыми лесными гномами и остается жить в их доме.

Очень скоро об этом узнает ее мачеха и терзаемая черной завистью решает применить еще одно средство, чтобы покончить с ненавистной падчерицей.

Что выйдет из этого мы узнаем прочитав сказку, которая никого не может оставить равнодушным. Сказка «Белоснежка и семь гномов» написана легким и красивым языком, в ней добро борется со злом, а любовь с ненавистью.

Источник

Урок по литературе «Преодоление страха и утверждение гуманности в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»».

Урок литературы в 7 классе на тему : «Преодоление страха и утверждение гуманности в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»».

Цель: проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; воспитание

на конкретном материале гуманистических чувств человека; любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание. Формирование у подростков понятия гуманизма на примере конкретного литературного произведения.

проследить за мыслями, чувствами и поступками героев;

Читайте также:  Почему в качестве утешения выбран рассказ о жирафе

обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;

воспитать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.

1.Проверка домашнего задания.

Казаков не имел музыкального слуха

В раннем возрасте решил стать писателем

Первый образованный в своей семье человек

Ю.П.Казаков учился в литературном институте им. М.Горького

Ю.П.Казаков написал книги: «Хорошее отношение к лошадям», «Юшка», «Тихое утро»

Комментарий по работе(запись основных произведений- рассказы «Арктур-гончий пес», «Голубое и зеленое», «По дороге», «Двое в декабре»)…

2.Запись числа и предварительной темы урока: Ю.П.Казаков «Тихое утро».

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов : По дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках — Лермонтове, Аксакове.

Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы — Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур — гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.

Я: Первые же его рассказы принесли успех: «Арктур – гончий пес», «По дороге», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре». В основе его рассказов лежит, как правило, действительный случай. Таков и рассказ «Тихое утроЮрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое добро? Что такое зло? В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.

Чтобы лучше понять природу поступков героев рассказа, я предлагаю вам ответить на вопрос: что такое добро и зло?

3.Запись таблицы в тетради: добро-зло (с последующими синонимами)

Я: Откуда берется добро и зло? Какие еще понятия в себя включают добро и зло?

Добро: гуманизм, гуманность, человечность, взаимопомощь, сострадание, милосердие, человеколюбие, душевность…

Зло: гнев, раздражительность, зависть…

4. Фронтальный опрос. 5 минут

Я: Назовите имена главных героев рассказа «Тихое утро». Кто из них был добрым, а кто злым?

Я: Можем ли мы однозначно оценить человека, однозначно сказать, добрый он или злой? Почему?

Я:Так и в рассказе «Тихое утро» перед нами предстают герои с сильными и слабыми сторонами своей души. Наша задача сегодня понаблюдать за героями, за их поступками, понять причины этих поступков. В ходе урока вы будете заполнять таблицы. Работать можно в паре, каждому ряду дана табличка со ВСЕМИ рассматриваемыми на уроке вопросами, заполнять нужно каждую графу. НО. Последовательно записывать ответ, который обсудили в классе. Каждый ряд ответственен за «свою» группу вопросов.

Как он чувствует себя в деревне?

Каково отношение героя к рыбалке?

5.Я: Постановка проблемного вопроса: Итак, наши герои очень разные. В связи с этим в процессе анализа рассказа я прошу вас подумать над вопросом : смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему? – запись вопроса на доске.

6. Работа с карточками в парах по рядам

1. Рассказ начинается с пробуждения Яшки. Каким было настроение мальчика? Найдите в тексте слова, подтверждающие это. (с.182 – последний абзац, с.183)

Дети: У мальчика было радостное настроение. Это подтверждают следующие слова: переборол себя, соскочил с крыльца, весело затрусил, побежал, перевалился через плетень, свистнул.

2. Как автор описывает утро в деревне? (Выразительное чтение – с.182, 3 абзац) С какой целью дано это описание?

Дети: Описание тихого радостного утра соотносится с настроением Яшки. 3 группа – заполнение таблицы.

3.Как вы думаете, почему произошел конфликт между мальчиками? Почему у Яшки пропало настроение? Найдите ключевые слова, характеризующие состояние Яшки ( Разозлился, зло ответил, с пренебрежением осмотрел, прелесть утра была отравлена, презрительно спросил, заскучал, съязвил. с.183)

4. А как реагирует на конфликт Володя? Найдите слова, характеризующие состояние мальчика (с.184)

Дети: Промолчал, покраснел, сквозь зубы ответил, подрагивал от обиды ноздрями, готов был разреветься, ждал этого утра, страдал, сердился на себя, казался себе неловким и жалким, с завистью и с восхищением поглядывал.

5.Как ведет себя Яшка по дороге н рыбалку?

Дети: он чувствует себя хозяином, он на своей земле, знает обо всём, что здесь происходит: о звуках деревни, о птицах, о рыбалке. 1 группа – заполнение таблицы.

6. Когда Володе становится весело?

Дети: Когда мальчики разговорились у колодца, и Яшка пригласил Володю вечером ловить большую рыбу в бочаге и ночью жечь костер. Володя почувствовал себя немножечко «своим», и ему стало весело. Он ощутил всю прелесть утра.

7. Найдите описание омута (с.188, 5 абзац). Как меняется описание природы? Почему?

Дети: читают описание омута (мрачность, пахло сыростью, черная вода, ветлы закрыли небо). Состояние природы предвещает будущую беду.

8. Что чувствует Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина? Как автор передает чувства Яшки? (с.190)

Дети: Яшке было стыдно. Он винил в неудачах Володю.

Между героями все еще есть недопонимание. Конфликт теперь не внешний, а внутренний. Мальчики не стараются понять друг друга.

9. Проанализируем эпизод, когда Володя начинает тонуть (с.191 – 192).

Учитель: Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Найдите слова, показывающие его чувства.

Читайте также:  Почему рассказ был назван толстый и тонкий

Дети: Яшка чувствует страх, но надеется, что все как-то обошлось.

10. Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, «убежать никак нельзя»?

Дети: Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него.

11. Какие действия предпринимает Яшка и чем это заканчивается?

Дети: Яшка пытается спасти Володю, но утопающий хватается за Яшку и топит его. Яшка понимает, что сам может погибнуть, поэтому отталкивает Володю.

Комментарий учителя: Автор очень тонко описывает психологию тонущего человека. Володя не специально топил Яшку. Утопающие инстинктивно хватаются за то, что может их спасти. Поэтому неопытные спасатели часто погибает вместе с теми, кого они спасают.

12. Как автор описывает природу в этот момент? (с.193) Какой художественный прием используется здесь?

Дети: читают отрывок. Природа по-прежнему тиха и спокойна, а в жизни Яшки только что случилось «небывалое». Природа и внутреннее состояние мальчика противопоставлены – антитеза.

13. Чем же заканчивается рассказ?

Учитель: Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?

Дети: Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его. Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.

14. В заключительном абзаце говорится, что всё радовалось новому светлому дню. Почему именно такими словами заканчивается рассказ?

Дети: Новый день начался не только в природе, но и в душах мальчиков. Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражение, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека.

7. Ответ на проблемный вопрос.

Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

8. Рефлексия – синквейн

9.Домашнее задание: ответ на вопрос: «Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?»

Источник

ГДЗ по литературе 5 класс учебник Коровина Ульф Старк

СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?

Размышляем о прочитанном

1. О ком повествуется в этом небольшом рассказе?

О двух мальчиках и дедушке из дома престарелых.

2. Почему Берре так хотелось иметь дедушку?

Потому что Берра тоже хотел, чтобы он приезжал к дедушке в гости, угощал кофе чаем, давал кроны, чтобы его дедушка с собой брал на рыбалку.

3. Чем радовали друг друга Берра и дедушка?

Они радовали друг друга тем, что они вместе ходили летом гулять на природу

4. Как вы думаете, почему так важно было мальчику научиться свистеть песенку дедушки?

Мальчик хотел быть похожим на дедушку, чему-то от него научиться. Он хотел, чтобы дедушка им гордился.

5. Изменились ли мальчики после общения с дедушкой?

Обогащаем свою речь

Можно ли назвать рассказ трогательным? Как вы объясните слово «трогательный»? Составьте несколько предложений с этим словом.

Рассказ можно назвать трогательнм, он трогает за душу. После его прочтения слезы наворачиваются на глаза. Очень трогательны отношения между Беррой и дедушкой. Трогательно описаны их встречи и прощание.

Совершенствуем свою речь

Вместе со своими одноклассниками попробуйте по памяти, не глядя в текст рассказа, воспроизвести диалоги мальчиков. При этом постарайтесь передать настроение, чувства героев рассказа.

— А еще мне дадут пять крон, — похвастался я.
— Тебе что, всегда дают по пять крон на дедушкин день рождения? — заинтересовался Берра.
— Ага, — признался я. — Да и вообще всякий раз, как я к нему прихожу в гости.
— Ну и ну! А он у тебя добряк!
Я кивнул.
— Я подарю ему большую сигару.
Берра тоскливо посмотрел в небо.
— Вот бы у меня был дедушка! — вздохнул он. — Чем они вообще занимаются, дедушки?
— Ну, приглашают в гости, угощают кофе. Еще едят свиные ножки.
— Шутишь? — не поверил Берра.
— Да нет, точно. Заливное из свиных ножек — их любимая еда. А иногда они берут внуков на озеро порыбачить.
— Ну почему у меня нет дедушки! — огорчился Берра.
— Вот уж не знаю. Зато могу показать одно место, где их видимо-невидимо! Там себе и выберешь.
— Где?
— Завтра покажу, — пообещал я. — Ну, мне пора домой. Надо еще надеть белую рубашку и причесаться.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

1. Осуждает или оправдывает автор своего героя?
Я думаю, что автор не осуждает своего героя. Разве он в чем-то виноват? Мальчик играл на деньги не ради наживы, а только для того, чтобы не умереть с голода. Ведь и выигрывал он ровно на кружку молока.

2. Чем интересен для вас этот рассказ?
Для меня рассказ был интересен и сюжетом, и характером главного героя. Не часто встретишь у одиннадцатилетнего мальчика так ярко выраженное чувство собственного достоинства, такую стойкость и абсолютную честность. А еще я узнал о тяжелой послевоенной жизни.

Читайте также:  Сказки по энергосбережению для дошкольников

3. Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает призна­ние мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

События рассказа происходят в 1948 году, значит, все осознанные годы герой рос в военное и такое же голодное послевоенное время. Отца в семье не было, вероятно, погиб на войне (в тексте есть упоминание о галифе). В семье трое детей, мальчик старший, но, несмотря на все трудности, мать отправляет его учиться в район, потому что сын очень способный и подает надежды.

В 11 лет рассказчик начинает самостоятельную жизнь. Как обустраивать быт, готовить еду, он знал. Но вот что такое воровать у своих, об этом он даже и думать не мог. А когда столкнулся с этим, не стал следить и выяснять, потому что хозяйка квартиры сама «мыкалась» одна с тремя детьми. Мальчик стал думать, как ему выжить. Но самым страшным испытанием для него стала тоска по дому.

4. Почему герой рассказа стал играть в «чику»? Как от­носятся к этой игре Вадик и рассказчик?

Игра на деньги для героя рассказа – это спасение от голода. У него не было возможности зарабатывать, а мать и так делилась последними продуктами, большую половину которых воровали. Мальчик выигрывал только необходимую сумму на молоко. Сама по себе игра не представляла для него никакого удовольствия.

А вот для Вадика игра была возможностью показывать свое превосходство, силу, власть. Это тешило его самолюбие. Но вряд ли он был настоящим лидером, потому что собирал около себя мальчишек, которые были заведомо слабее. Невелико геройство держать в страхе младших.

5. Прочитайте приведённые ниже пейзажные зарисовки:
а) «Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало. »;
б) «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова. ».
Вспомните, какие события в жизни героя произо­шли в это время. Чем и почему отличаются эти карти­ны природы друг от друга? Как они связаны с настро­ением и состоянием рассказчика?

Первое описание природы связано с первым выигрышем героя рассказа. Настроение у него было приподнятое. Деньги он выиграл честно. А когда у человека на душе хорошо, то и мир вокруг воспринимается дружелюбно. В такие моменты и солнце нас ласкает, и травы нам шепчут.

Второе описание связано с моментом, когда мальчика несправедливо обвинили в жульничестве и сильно избили. И мир изменился: крапива почернела, трава стала сухой и жесткой. Наверное, она больно кололась, как только что уколола героя жизнь, показав ему свою жестокую сторону.

6. Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рас­сказа после уроков. Обратите внимание на их портре­ты. Почему эти описания автор поставил рядом? Как называется этот приём?
Автор дает портретное описание учительницы и мальчика именно в момент их разговора, когда они находятся рядом. Судя по их описанию, это встретились два разных мира. Она, красивая, хорошо одетая, по-особенному говорящая, вкусно пахнущая. И он, крючковатый, тощий, выросший из пиджака, с разбитым лицом, в самодельной обуви. Такое противопоставление называется антитезой. Разные они не только внешне, но и по образу жизни: Лидия Михайловна из города, мальчик из деревни. И даже их родные места разделяют тысячи километров: она с Кубани (юг), он из приангарской деревни (Сибирь). Но, несмотря на разницу во всем, они смогли понять друг друга.

7. «И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не луч­ше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». Как вы думаете, почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику.
Лидия Михайловна, конечно, неслучайно пригласила на дополнительные занятия героя рассказа. Ему она объяснила это необходимостью: ведь у мальчика по всем предметам, кроме французского, были пятерки. Она убеждала его, что ничего невозможного нет, что сама стала учителем французского языка, потому что именно он ей в школе плохо давался.

Но мне кажется, что истинной причиной отдельных занятий стало сочувствие учителя к одинокому, голодному, рано повзрослевшему ребенку.

8. Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало её во время игры? Почему так пристально следил за игрой рассказчик? Как это его характеризовало?
Жалея мальчика, Лидия Михайловна постоянно пытается его накормить. Но герой не привык к такому обхождению. Он не может есть чужое, но не потому, что стесняется или его плохо уговаривают, а потому, что вырос в голодные годы, когда каждый кусок на учете, и если съесть больше, то кому-то не достанется. Это у него в крови. Другой жизни он еще не видел. Вот поэтому учительница сдается и не видит другого выхода, чтобы поддержать мальчика. Помощи он не примет, но честно заработанные игрой деньги возьмет. И Лидия Михайловна стала играть с учеником на деньги.

Мальчик заметил, что учитель хочет схитрить и поддаться ему, поэтому очень внимательно следил за игрой. Это характеризует героя как очень честного человека.

Источник

Познавательное и интересное