Заглавная буква в именах собственных. 1-й класс
Класс: 1
Цель: в ходе урока подвести обучающихся к выводу: слово – имя собственное.
1. Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Вызов
На доске написаны слова: Кемерово, Томь, Оля, Дружок, Корней Иванович Чуковский, Космическая.
– Прочитайте. Что вы можете сказать про эти слова? (Эти слова обозначают: название нашего города, реки, имя девочки, кличку животного, Ф.И.О. писателя, название улицы. Пишутся с большой буквы.)
– Молодцы! Как вы думаете, в какую колонку мы поместим всё, что вы сейчас сказали?
– В 1 колонку «ЗНАЮ».
Имена людей, клички животных, названия городов, рек, улиц пишутся с большой буквы.
Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы.
Жил-был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит. Доктор Айболит больше всех любил утку Кику, собаку Авву, свинку Хрю-Хрю, попугая Карудо и сову Бумбу.
– Назовите слова-имена, которые вы подчеркнули. (Имя доктора, клички животных.)
– Вам хотелось бы узнать, как в русском языке называются эти слова? (Да.)
– В какую колонку мы поместим этот вопрос?
3. Осмысление
(У каждого ученика – текст-правило)
– Прочитайте текст, подчеркните новое для вас слово (понятие).
Имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, улиц, рек, морей и океанов пишутся с большой буквы – всё это имена собственные.
– Какое новое (незнакомое) слово вы подчеркнули? («Собственное»)
– Какое новое слово вы прочитали? (Собственные имена.)
– Что оно обозначает? (Его имя. Имя человека, животного или название другого предмета.)
– А теперь впишите собственные имена людей и клички животных в табличку под текстом.
– С какой буквы вы напишите имена собственные?
Доктор___________, утка___________,собака__________,свинка_________________, попугай______________,сова______________.
У доски работает ученик. Вставляет слова: Айболит, Кика, Авва, Хрю-Хрю, Карудо, Бумба.
– Назови слова, которые вставила?
– Почему они написаны с заглавной буквы? (Собственные имена.)
– Как в русском языке они называются?
Физминутка
4. Работа в парах
– На ваших столах лежат карточки. Внимательно прочитайте и стрелочками соедините слова, которые сочетаются друг с другом.
зелёный огонёк плюшевый Мишка
– Расскажите, что у вас получилось.
– Почему вы так соединили слова?
– Как пишутся собственные имена?
5. Закрепление
Задание: написать своё имя, фамилию на листочке.
– С какой буквы напишите имя, фамилию?
6. Рефлексия
– Возьмите карандаш и нарисуйте «СОЛНЫШКО», если вы хорошо работали на уроке, а если вы были неактивными на уроке нарисуйте «тучку».
– Всем спасибо. Урок окончен.