В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»),
В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его.
По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным.
Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.
В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.
Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать. » (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину.
Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (. ) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X).
Читательский дневник по рассказу «Смеялись мы — хи-хи» Ирины Пивоваровой
Автор: Ирина Пивоварова.
Название произведения: «Смеялись мы — хи-хи».
Жанр произведения: рассказ.
Главные герои: Люся Синицына (рассказчик), Коля Лыков, Люся Косицына.
Второстепенные герои: мама.
Характеристика главных героев:
Люся Синицына — активная, энергичная и творческая девочка.
Обидчивая, но быстро отходит.
Люся Косицына — её лучшая подруга.
Капризная и иногда вредная.
Коля Лыков — одноклассник, симпатичный мальчик.
Характеристика второстепенных героев:
Мама — добрая, ласковая, внимательная.
Краткое содержание рассказа «Смеялись мы — хи-хи»
Люся собиралась пойти кататься на коньках с колей Лыковым.
Ей так сильно этого хотелось, что Люся стала писать стихи о том, как они катались на коньках и смеялись.
Несколько раз кто-то звонил по телефону, но девочка не отвлекалась.
Она прочитала стихотворение маме, а та сказала, что видела Косицыну и Колю на улице.
Девочка предположила, что те пошли на каток.
Люся сразу поскучнела.
Она обиделась на друзей и переписала стих, используя везде частицу «не».
Но тут позвонил Коля и пригласил Люсю в кино.
Оказалось, они с Косицыной ходили за билетами.
Ведь ранее Люся сама отказалась от предложения второй Люси пойти кататься.
Люся обрадовалась и побежала в кино.
План произведения
3. Сочинение стихотворения.
5. Мама предполагает.
Основная мысль рассказа «Смеялись мы — хи-хи»
Основная мысль рассказа в том, что друзьям нужно доверять.
Главная идея рассказа заключается в том, что девочка поверила, что её обманули и стала несчастной.
Но на самом деле никто её не забыл и не предал.
Не надо верить непроверенным слухам.
Нужно доверять лишь фактам.
Чему учит рассказ
Рассказ учит нас ценить дружбу и время, проведённое вместе с друзьями.
Учит доверять своим друзьям, не судить поспешно об их поступках.
Учит тому, что сочинение стихов — процесс сложный и творческий.
Краткий отзыв о рассказе «Смеялись мы — хи-хи»
для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я испытала двойственные чувства.
С одной стороны, я была довольна, что всё закончилось хорошо, с другой — мне стало досадно, что героиня поверила нелепым слухам.
Рассказ поднимает важную проблему доверия друзьям.
Он очень жизненный и интересный.
Автору удалось рассказать реальную историю девочки, которая с нетерпением ждала первого свидания и была уверена, что её обманули.
Мне нравится Люся Синицына, главная героиня рассказа, потому что она добрая и честная.
Она никому не желает зла, не пытается досадить другим, как это делает её подруга Люся Косицына.
Это положительный персонаж и не зря автор именно от лица этой героини ведёт рассказ.
Я всем советую прочитать этот рассказ и другие произведения писательницы про Люсю Синицыну.
Эти рассказы одновременно очень смешные и затрагивающие проблемы, интересующие прежде всего школьников.
Каждый может узнать в них себя или своих друзей.
Пословицы к произведению:
Верный друг лучше сотни слуг.
Не мил и свет, когда друга нет.
Добрый друг лучше ста родственников.
Коли товарищ есть — не скучно.
У хорошего человека и товарищ хорош.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
И не пошли мы ни с каким дурацким Лыковым
И солнце не светило,
И музыка не играла,
И за руки мы не держались,
Ещё чего не хватало!
Я злилась, карандаш у меня в руках ломался…
Словарь неизвестных слов:
Стёганый — прошитый ромбами.
Ринулась — быстрое движение, шаг вперёд.
Ещё читательские дневники по произведениям Ирины Пивоваровой:
Библиотека произведений автора пополняется.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
23.04.2019
Пивоварова И. «Сочинение»
Жанр: рассказ о детях
Главные герои рассказа «Сочинение» и их характеристика
Чему учит рассказ «Сочинение»
Рассказ учит действительно помогать своим родителям, а не выдумывать. Учит отвечать за свои слова. Учит говорить правду. Учит не боятся трудностей и делать дело.
Отзыв на рассказ «Сочинение»
Меня сильно насмешил этот рассказ, но и заставил задуматься. Теперь я точно знаю, что не стану выдумывать в сочинениях, чтобы не получилось, как в рассказе. Лучше написать меньше, но чистую правду. А еще лучше не лениться и всегда помогать маме.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Сочинение»
Однажды в школе задали написать сочинение на тему «Как я помогаю маме».
Люся Синицына взяла ручку и написала, что она часто помогает маме. Она подметает пол и моет посуду. А еще стирает носовые платки.
Сочинение получилось очень коротким, и Люся посмотрела по сторонам. Ее подруга Люська Косицына так и строчила в тетрадке, и Люся вспомнила, что один раз постирала чулки. Тогда она дописала, что стирает носки и чулки.
А все в классе склонились над тетрадками и писали, писали, писали.
Люсе было стыдно сдавать такое маленькое сочинение и она дописала, что стирает майки, рубашки и трусы.
Урок не кончался, и Люся добавила, что стирает платья, салфетки и покрывала.
Звонка все не было, и Люся написала, что любит стирать занавески и скатерти.
Наконец прозвенел звонок.
Люсе поставили за сочинение пять, и ее сочинение учительница даже прочитала вслух перед всем классом. А еще учительница пообещала прочитать его на родительском собрании.
Люся пыталась уговорить маму не ходить на родительское собрание. Но мама все равно сходила. А на утро похвастала перед папой, что их дочь очень любит стирать занавески. И тут же предложила Люсе постирать занавески, чтобы не нести их в прачечную.
Занавески были огромные и Люся стирала их по кусочкам. Это было очень трудно, но еще труднее оказалось развешивать мокрые занавески. Они даже упали на пол и их пришлось снова тащить в ванную. Зато пол в комнате заблестел как новый.
В конце концов занавески были повешены, но весь день с них текла вода, и Люся поставила под занавески всю посуду, которую нашла в доме.
Но мама все равно осталась довольна и сказала, что девочка отлично выстирала занавески, и завтра будет стирать скатерть.
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить обучающихся с творчеством И. Пивоваровой; учить читать выразительно, прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря, высказывать свое мнение, рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана; развивать память, речь.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: становление гуманистических ценностных ориентации.
Оборудование: выставка книг И. Пивоваровой, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какие рассказы вы подготовили? Послушаем их.
— Как вы выполнили пятое задание? Прочитайте, что у вас получилось.
III. Речевая разминка
Постарайся гнев, обиду
Силой воли ты сдержать,
Громким топаньем и криком
«Я» свое не выражать.
Лучше ровно и спокойно
Все, что думаешь, сказать.
Ведь того, кто так умеет,
Можно только уважать!
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом последние слова каждой строчки.
— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя эти же слова.
— Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).
— Как вы поняли смысл стихотворения?
Как бы вы его озаглавили? (Предположения детей.) Называется оно «Уравновешенность». Как вы понимаете значение этого слова?
— Как вы считаете, это положительное или отрицательное качество человека?
— Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрации к нему. О чем в нем говорится? (Предположения детей.)
— Кто написал это произведение?
— Что вы помните об авторе? Какие произведения читали? Рассмотрите выставку к уроку.
Ирина Михайловна Пивоварова (1939—1986) — русская детская писательница, иллюстратор. Родилась в Москве в семье врача. Ее отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество, поэтому после окончания школы она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства. После института Ирина несколько лет работала декоратором, заработав себе репутацию замечательного художника. Там она познакомилась со своим будущим мужем — представителем неофициального искусства Виктором Пивоваровым. Семья Пивоваровых внесла огромный вклад в детскую литературу — Ирина неожиданно начала писать стихи и рассказы для маленьких читателей, а ее муж создавал иллюстрации к ее произведениям. Сначала рассказы Ирины печатали в небольших, не очень известных журналах. И только после того как ее стихи были опубликованы в журнале «Веселые картинки», Ирина Пивоварова получила известность. Дети любят милые, яркие, добрые произведения Ирины — стихи, рассказы, повести — за то волшебство, которым они пронизаны.
(Чтение рассказа учителем.)
Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? Что вам особенно понравилось в нем?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— От чьего имени ведется рассказ?
— Проследите по тексту, как менялось настроение героини. Оставалось ли одинаковым содержание ее стихов, когда она была радостной и когда испытывала чувство обиды?
— Выберите любой эпизод для выразительного чтения.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно хорошо получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Как вы поняли название рассказа?
— Почему именно эта девочка стала героиней рассказа?
— Правдиво ли автор изобразил ее? В чем вы видите мастерство И. Пивоваровой?
Домашнее задание
Прочитать текст, разделить его на части. Озаглавить их.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Добрых слов на свете много —
Ты их выучи скорей
И произноси почаще,
Чтобы радовать людей.
Их ведь и приятно слышать,
И приятно говорить!
Если каждый будет вежлив,
Станет радостнее жить!
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— Прочитайте с утвердительной интонацией.
— Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).
— Как вы поняли смысл стихотворения?
— Как бы вы его озаглавили? (Предположения детей.)
— Называется оно «Доброжелательность». Как вы понимаете значение этого слова?
— Какие качества человека вы больше всего цените?
— Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
III. Проверка домашнего задания
— Как вы разделили текст на части?
— Какой план у вас получился?
— Подготовьтесь пересказать текст по составленному плану.
IV. Работа по теме урока
— Какое «открытие» сделала для себя девочка?
— Расскажите, как у нее начали складываться стихи.
— Кто из вас пишет стихи? Когда они у вас рождаются?
— Прочитайте нам свои стихотворения.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Перечитайте еще раз текст речевой разминки. О каких добрых словах идет речь?
— Вспомните, какие слова вы любите слушать и чьи. Почему они важны для вас?
— Прочитайте и обсудите с друзьями смысл пословиц на с. 134 учебника.
— Соотнесите пословицы с содержанием произведения. Как вы общаетесь в школе? Вы называете друг друга по имени или по фамилии? Говорите ли вы друг другу добрые слова?
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно хорошо получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Интересно ли было вам читать этот рассказ?