Запретные в пищу животные в Исламе
Опубликовано: 27 декабря, 2018
Характер человека, его нрав, его взаимоотношения с другими людьми и самое главное его вера тесно связаны непосредственно с его пищей. Поэтому, каждый должен внимательно следить за тем, что попадает ему в желудок. Пророк (с.а.в.) в одном из своих хадисов сказал: «Для человека нет худшего сосуда, который он наполняет, чем его желудок» (Тирмизий). Если мы хотим, чтобы будущее поколение было образованным, нравственным, верующим и, самое главное, если мы желаем им благословения Господа, как в этом, так и в ином мире, кормить детей дозволенной пищей, добытой дозволенным заработком. Так как, каждая разновидность пищи имеет генетический состав, который влияет на наш организм, и берёт начало с молоком матери. Поэтому, на плечах кормильца семьи лежит большая ответственность. Всевышний Аллах в Священном Коране о запретной еде говорит так:
«Воистину, запретил Он вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Всевышнего. А кто будет вынужден [ради сохранения своей жизни, жизненных сил съесть что-то малое из запретного], не являясь преступником и переходящим при этом [меру, предел], то нет греха на нем [70]. Поистине, Господь Всепрощающ и безгранично Милостив» (Сура «Бакара», 2/173 аят). Еще в одном аяте Всевышний говорит:
«Запретно для вас мертвечины, крови [вытекающей], мяса свиньи и того, что заколото не с именем Всевышнего Аллаха. Также запретны для вас животные задушенные, убитые ударом, упавшие с высоты и разбившиеся насмерть, убитые другим животным и те, что поедены хищниками, исключение — если вы успев застать этих животных еще живыми перерезали им шейные артерии. Запретны для употребления в пищу животные, принесенные в жертву идолам, а также гадания запретны вам как самостоятельные гадания, так и посещения «ясновидящих» гадалок. Это все вышеупомянутое — нечисть, греховно» (Сура «Маиде», 5/3 аят). Еще в одном аяте Аллах говорит:
«Не ешьте [из мясных продуктов] то, над чем не было упомянуто имя Аллаха. Это — уклонение от заповеди грешно пред Аллахом; аморально по отношению к животному миру; вредно для человеческого здоровья» (Сура «Эн’ам», 6/121 аят).
В аятах Священного Корана и в хадисах Пророка (с.а.в.) упоминаются следующие запретные животные:
«Все, что имеет клыки из хищных животных, употреблять в пищу запрещено» (Муслим, Сайд, 15, 16; Эбу Давуд, Атиме, 32; Тирмизий, Сайд, 9, 11).
Основные правила фыкха относительно дозволенного и запретного:
Животные, мясо которых можно есть
Знание о том, что дозволено и не дозволено употреблять в пищу, входит в категорию первостепенных знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин, так как за употребление харама (недозволенного) обещана суровая кара. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Плоть, которую взрастили на потреблении харама, достойна лишь огня ада» («Джамиуль-ахадис», № 9976).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: |
Рыбалка. Ловля рыбы по Исламу |
Люблю рыбалку ради самой рыбалки… |
Рыбалка |
Чего в море больше: пластика или рыбы |
Животные, мясо которых можно есть |
Сокровища морских глубин |
Тактика защиты морских животных |
Симбиоз морских животных |
Морские обитатели меняют форму |
أيما لحم نبت من حرام فالنار أولى به
Именно поэтому мы сочли очень важным информировать мусульман о тех животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу. Поскольку жители России и стран СНГ придерживаются в основном ханафитского и шафиитского мазхабов, мы решили разъяснить эту тему согласно этим двум мазхабам.
Животные, мясо которых дозволено, и животные, мясо которых запретно употреблять в пищу согласно ханафитскому мазхабу
Ислам – это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека, из-за того что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах, лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.
Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника (мир ему и благословение) как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение), установил разницу между живыми и мёртвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определённые животные, вредные для человека, например свинья, собака, кошка и хищники, тоже стали запретны для приёма в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаём мы это или нет.
Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких – запретно (харам).
Ниже представлены принципы, на которых основываются учёные ханафитского мазхаба. Эти принципы изложены в классических книгах по ханафитскому фикху («Аль-Фатавауль-Хиндия», № 5/289–291; «Бадаис-Санаи», № 5/35–39; «Раддуль-Мухтар», № 304–308).
1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения являются харамом, например свинья, осёл и т. д.
2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб – халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или её выбросило волной на берег и т. п., то такая рыба – халяль.
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, свинина…» (сура «Аль-Маида», аят 53).
В приведённом выше аяте Всевышний запретил мясо мертвечины, не разделяя животных на живущих на суше и в море. Поэтому все морские животные тоже попадают под этот общий запрет. Но рыба не попадает под это общее правило, потому что на её дозволенность явно указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины – это рыба и саранча, а два вида крови – это печень и селезёнка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).
Более того, нет ни одного упоминания в сборниках Сунны о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) или его сподвижники хотя бы раз употребляли в пищу мясо каких-то морских существ, кроме рыбы. Если бы такое мясо было халяль, из Сунны был бы известен хотя бы единичный случай употребления мяса морских животных в пищу, чтобы показать, что это дозволено («Дарс Тирмизи», № 1/280).
Насчёт употребления в пищу рыбы, которая естественным образом умерла в море без влияния каких-то внешних причин (самакат-тафи), Джабир ибн Абдулла (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остаётся после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809; Сунан Ибн Маджа).
Али запретил продавать на рынках рыбу, которая умерла своей смертью (которая умирает в море и затем всплывает на поверхность) («Бадаи ас-Санаи», № 5/36; «Аль-Ихтияр»).
В свете вышесказанного можно сделать вывод, что все морские животные, кроме рыбы, запретны для употребления в пищу. Рыбу есть дозволено даже без соблюдения всех правил забивания животных по Шариату. Но если рыба умерла естественной смертью без внешнего воздействия и всплыла на поверхность воды (самакат-тафи), то такую рыбу запрещено (харам) есть.
3. Среди животных, обитающих на суше, те, у которых нет крови, запретны (харам) для употребления в пищу. Например: шершень, муха, паук, жук, скорпион, муравей и т. д. Всевышний Аллах говорит (смысл): «…(Пророк) который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую (чистую) снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное (и нечистое) для людей» (сура «Аль-Араф», аят 157).
Живые существа, в которых кровь циркулирует по незамкнутой кровеносной системе (паук и др.), относятся к нечистому, потому что употребление их в пищу вызывает у человека отвращение.
Исключением является саранча, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) явно указал на её дозволенность в вышеупомянутом хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.
Кроме того, Ибн Аби Авфа (да будет доволен им Аллах), когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил: «Я участвовал вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) в шести или семи битвах, и мы вместе ели её (саранчу)» (Сунан Абу Дауд, № 3806).
4. Также запрещены земноводные и рептилии, например: змея, ящерица, хамелеон и т. д.
5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашаратуль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например мышь, ёж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо – в том, что они тоже считаются нечистой пищей.
6. Все живущие на суше животные, в которых циркулирует кровь, которые питаются травой и листьями и не охотятся на других животных (то есть не хищники, живущие на земле), разрешены (халяль) для употребления в пищу, например верблюд, корова, козёл, буйвол, баран и т. д. Тем не менее, в ханафитском мазхабе есть небольшое разногласие относительно употребления в пищу конины, но об этом речь пойдёт позже. Исключение из данной категории животных составляет осёл – его мясо запрещено употреблять в пищу.
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Аллах по Своей милости сотворил вам скот (ан’ам), чтобы вы использовали шерсть и пух для согревания, а мясо – для питания» (сура «Ан-Нахль», аят 5).
А также (смысл): «Аллах – Тот, кто подчинил вам скот, чтобы вы ездили на одних, а от других питались» (сура «Аль-Мумин», аят 79).
В приведённых выше аятах Всевышний Аллах использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, по единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.
Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад (да будет милостив к ним Аллах) высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передаётся, что имам Абу Ханифа тоже высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше от этого воздержаться.
Относительно мяса осла и мула Всевышний говорит (смысл): «Аллах сотворил вам коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них и чтобы они были для вас украшением, которое радует вас. Аллах сотворил и другие средства передвижения, которых вы не знаете» (сура «Ан-Нахль», аят 8).
Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пищу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведённых ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Создатель сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения. Если бы употребление в пищу этих животных было дозволенным, Всевышний, без сомнения, указал бы на это.
Более того, Абдулла бин Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил есть мясо ослов в день битвы при Хайбаре (Сахих аль-Бухари, № 5202).
Абу Таляба (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил употреблять в пищу мясо ослов (Сахих аль-Бухари, № 5205).
По поводу мулов Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил мясо лошадей, мулов и ослов (Муснад Ахмад, № 4/89; Сунан Абу Дауд, № 3790; Сунан Насаи и Сунан Ибн Маджа).
7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, – харам. Например: лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.
8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей. Например: сокол, орёл, коршун, ястреб и т. д. Запрещена и летучая мышь, хотя она и относится к млекопитающим. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями (Сахих Муслим, № 1934). Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.
9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, в основном питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например курица, утка, голубь, ласточка и т. д. Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ел мясо курицы» (Сахих аль-Бухари, № 5198).
10. Если халяльное животное питается исключительно нечистыми продуктами, в результате чего его мясо и молоко приобретает неприятный запах, употреблять такое молоко и мясо в пищу – макрух. Но если наряду с нечистым животное употребляет в пищу чистые продукты или употребление нечистого никак не влияет на его мясо и молоко, то употреблять в пищу мясо и молоко такого животного абсолютно дозволено («Раддуль-Мухтар», № 6/340). В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Употреблять мясо курицы будет порицаемым (макрух) только в том случае, если большая часть того, что она ест, – нечистое, и нечистая пища влияет на мясо курицы так, что оно приобретает неприятный запах» («Аль-Фатава уль-Хиндия», № 5/289).
11. Если один из родителей животного является дозволенным в пищу животным, а другой – запретным, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать – халяльное животное, мясо её детёныша – халяль, как в случае с гибридным животным, мать которого – кобыла или корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо её детёныша – харам, как в случае с мулом, мать которого – ослица.
Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.
На основе изложенных выше одиннадцати принципов представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).
Животные, мясо которых – халяль:
1) верблюд; 2) козёл; 3) баран; 4) буйвол; 5) олень; 6) кролик; 7) корова; 8) дикий осёл; 9) рыба; 10) антилопа/газель; 11) утка; 12) цапля; 13) соловей; 14) перепел; 15) попугай; 16) турач; 17) саранча; 18) куропатка; 19) жаворонок; 20) воробей; 21) гусь; 22) страус; 23) голубь; 24) дикий голубь; 25) аист; 26) петух; 27) курица; 28) павлин; 29) скворец; 30) удод.
Животные, мясо которых запретно (харам) для употребления в пищу:
1) волк; 2) гиена; 3) кошка; 4) обезьяна; 5) скорпион; 6) леопард; 7) тигр; 8) гепард; 9) лев; 10) тушканчик; 11) медведь; 12) свинья; 13) белка; 14) ёж; 15) змея; 16) черепаха; 17) собака; 18) краб; 19) шакал; 20) осёл (домашний); 21) ящерица; 22) лиса; 23) крокодил; 24) горностай/ласка; 25) слон; 26) сокол; 27) ястреб; 28) коршун; 29) летучая мышь; 30) гриф; 31) мышь; 32) крыса; 33) все насекомые и близкие к ним животные (комар, муха, паук, жуки и т. д.).
Животные, мясо которых дозволено, и животные, мясо которых и запретно употреблять в пищу согласно шафиитскому мазхабу
Основой в халяле (дозволенное) и хараме является аят священного Корана, в котором говорится: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть» (сура «Араф», аят 159).
وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ
Все животные, которые обитают в море (воде), и не могут жить долгое время вне воды, дозволены к употреблению. Например: кит, акула, дельфин и т. д.
А животные, которые живут на суше, также дозволены к употреблению, кроме запрещённых по Шариату. Те, что имеют клыки или когти, нужные при охоте, запрещены.
К дозволенным животным относятся: овца, козёл, корова, верблюд, курица, лошадь, соболь, гиена, дикий осёл, лиса, газель, горный козёл, заяц, кролик, ящерица, африканский тушканчик, белка, ёж, дикобраз, саранча, страус, утка, гусь, журавль, пеликан, голубь, соловей, дрофа, галка, воробей и подобное по природе.
К запретным животным относятся: мул, домашний осёл, лев, тигр, волк, медведь, слон, обезьяна, сокол, ястреб, орёл, сова, шакал, кошка (как дикая, так и домашняя), змея, ворона, скорпион, коршун, мышь, пичужка, стервятник, попугай, павлин, летучая мышь, моллюски (беспозвоночные, с мягким телом животные, обычно покрытые раковиной), а также все насекомые – исключением является саранча.
Все животные, которые могут жить как на земле, так и в воде, запрещены. Например: крокодил, черепаха, лягушка, рак и т. д.
Те животные, которые родились от дозволенных и недозволенных животных, тоже запрещены. Например, мул.
Есть также животные, которых Пророк (мир ему и благословение) не только запретил есть, но и убивать. К ним относятся: летучая мышь, муравей, пчела, удод, лягушка.
Также есть животные, которых желательно убивать. К ним относятся: змея, мышь (в том числе и крыса), пятнистый ворон, бешеная собака, коршун.
Употреблять мясо животного, которое закололи не по Шариату, запрещено, за исключением рыбы, саранчи и зародыша, которого обнаружили в утробе заколотого животного.
Есть яйца любого животного, даже запретного, разрешается. К примеру, яйца орла, вороны и т. д.
وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ سورة البقرة 195
Нежелательно употреблять в пищу то, что куплено на средства, заработанные подметанием, а также на деньги, полученные за работу, во время которой человек занимается нечистотами (наджасой), к примеру кровопускание и т. п.
Человеку в безвыходной ситуации разрешается употреблять всё, что не дозволяется, в отличие от того, у кого есть выбор. К примеру, если человек умирает от голода, ему можно есть даже мясо собаки или свиньи, но лишь в количестве, необходимом для сохранения жизни.
Ишак: что за животное?
Домашний осёл (лат. Equus asinus asinus ), или ишак, — одомашненный подвид дикого осла (Equus asinus), сыгравший важную историческую роль в развитии хозяйства и культуры человека и по-прежнему широко распространённый (более 40 миллионов) в хозяйстве многих развивающихся стран.
Небольшое количество ослов содержится для разведения или в качестве домашних животных в развитых странах. Осёл использовался в качестве рабочего животного не менее 5000 лет.
Первые ослы были одомашнены около 3000 г. до н. э., вероятно, в Египте или Месопотамии, и распространились по всему миру.
Все одомашненные ослы относятся к африканским ослам, попытки же приручить куланов (азиатских ослов) всегда оставались безуспешными. В то время как число одомашненных видов растёт, африканские дикие ослы являются исчезающим видом.
Фото:
Научная классификация:
Чем отличается ишак от осла?
Фактически это животное можно описать как небольшое, серое и очень упрямое. Но такой ответ на поставленный вопрос могут дать лишь люди, не являющиеся специалистами.
А потому это утверждение не будет соответствовать реальности. В действительности у ослов имеется множество достоинств.
Эти животные обладают такими качествами, как:
Можно привести много признаков, на основании которых можно сделать вывод, что именно это животное лучше подходит человеку для использования в хозяйстве, чем лошадь.
В чем заключается разница между ишаком и ослом? Если разобраться в этом вопросе, то какие-либо значимые отличия между ними отсутствуют. Ведь речь идет об одном и том же виде. Отличаются они лишь своим названием, которое определяет место их обитания.
Достоинства упрямого осла
Если взглянуть на фото этих животных, то сразу станет понятно, что между ними отсутствуют какие-либо серьезные отличия. Но наверняка мало кто откажется узнать про их преимущества. Оба этих животных обладают превосходным инстинктом самосохранения.
Все знают о том, что лошадь легко погибнет, если ее загнать. Но проделать подобное с ослом не получится. Он будет требовать для себя отдыха, а если его не получит, то не начнет двигаться. Именно с этой особенностью и связано распространенное мнение, что эти животные очень упрямые.
Чем отличается ишак от мула?
Мулом принято считать гибрид, выведенный при скрещивании самца ишака и самки лошади. Поэтому у него можно обнаружить признаки, характерные для каждого из родителей. На папу он похож длинными ушами и таким же протяжным ревом.
Все прочие особенности ему достались от матери. Учитывая прекрасную выносливость этого животного, оно также получило широкое распространение в хозяйственной деятельности.
Описание
Период размножения у домашних ослов чаще всего приходится на весну и начало лета, но он не имеет чётких сроков. Рождается чаще всего один, редко — два ослёнка.
Двойня рождается примерно в 1,7 % случаях; оба жеребёнка выживают примерно у 14 % из них. Нормальной считается беременность, длящаяся от 11 до 14 месяцев. Ослёнок питается молоком до 6—9 месяцев, траву начинает пробовать уже через две недели после рождения.
Достигает полного роста к двум годам. В возрасте двух лет ослят постепенно приучают к работе, уже в трёхлетнем возрасте ослы могут регулярно выполнять не очень тяжёлую работу. Раннее использование осла под вьюком может привести к пригибанию спины у молодого животного.
Продолжительность жизни рабочих ослов в беднейших странах составляет от 12 до 15 лет, в более развитых странах их продолжительность жизни может составлять от 30 до 50 лет.
В зависимости от породы ослы могут иметь рост 90—163 см, высота породистых ослов может варьировать от размеров пони до размеров хорошей лошади.
Наиболее крупными считаются представители пуатусской (рост 140—155 см) и каталонской (рост 135—163 см) пород. Вес взрослых животных — от 200 до 400 кг. Окрас ослов зависит от породы.
Осёл имеет 31 пару хромосом. Пульс — 45—55 ударов в минуту. Частота дыхания — 10—15 дыхательных движений в минуту. Температура тела — 37,5—38,5 °С. У ослов только пять поясничных позвонков (у лошади — шесть).
Осёл имеет хвост с кисточкой на конце, как у коров.
Ослы приспособлены к пустынным землям. В отличие от диких лошадей, дикие ослы в сухих районах ведут одиночный образ жизни и не образуют гаремов.
Каждый взрослый осел устанавливает среду обитания; размножение на большой площади может осуществляться одной группой. Громкий зов или рев осла, который обычно длится двадцать секунд, может быть слышен на протяжении более трёх километров.
Рёв помогает поддерживать связь с другими ослами на обширных пространствах пустыни. У ослов большие уши, которые могут улавливать звуки на больших расстояниях, либо охладить кровь осла. Ослы могут защитить себя, кусая зубами, ударяя передними копытами или лягаясь задними ногами.
От своих более крупных родственников осёл отличается тем, что гораздо легче переносит отсутствие кормов и воды. Он кормится травянистой и кустарниковой растительностью.
Эти животные плохо переносят сырость и зимой нуждаются в сухих помещениях, особенно часто от сырости страдают их копыта, которые во влажном климате требуют специального ухода.
Ослы имеют пресловутую репутацию упрямства, но это объясняется гораздо более сильным чувством самосохранения, чем у лошадей.
Ослы тонко понимают предел своих физических возможностей и не позволяют человеку переходить его, наваливая непосильную ношу, либо заставляя осла работать до полного изнеможения.
Когда человек заслуживает доверие ослов, они могут стать для него дружелюбным партнером и очень надёжным в работе. Хотя исследования их поведения и интеллекта довольно скудны, ослы выглядят довольно умными, осторожными, дружелюбными, игривыми и стремятся к обучению.
Приручение
Одомашнивание осла состоялось гораздо раньше, чем это произошло с лошадью. Ослы были первыми животными, которых древний человек использовал для перевозки грузов.
Уже около XL века до н. э. в дельте Нила держали одомашненных нубийских ослов. В Месопотамии диких ослов приручили ненамного позже. В античную эпоху ослы попали в Европу.
Известно, что ослы малоазиатского происхождения были у этрусков. В Грецию ослы попали около 1000 года до н. э. Изначально ослы использовались для верховой езды и тяги повозок, но с появлением более быстрых и сильных лошадей были заменены ими.
С тех пор упоминания об ослах в древних культурах почти обрываются. Использование осла стало ограничиваться навьючиванием его грузами.
В этом деле осёл имеет преимущество над лошадью, так как крайне вынослив и в состоянии намного дольше обходиться без воды и пищи. Вес вьюков может доходить до двух третей от живого веса животного, а в исключительных случаях может и превосходить его.
При правильном распорядке дня осел может работать в течение 8—10 часов с одним перерывом для кормления.
Иногда ослы использовались для получения мяса, молока и кожи. Ослиная кожа в Средние века считалась наиболее пригодной для изготовления пергамента и барабанов. Севернее Альп ослы начали встречаться только со времён римлян.
Скрещивание
Путём межвидового скрещивания ослов и лошадей появляются две бесплодные гибридные формы:
Как и другие межвидовые гибриды, мулы и лошаки обычно бесплодны, но отличаются выносливостью осла и физической силой и скоростью, почти как у лошади. Ослы также могут размножаться с зебрами, потомство которых называется зеброид.
Породы
Наиболее известны французские породы ослов — пиренейская, котентен, пуату, провансальская, испанские — каталонский осёл, среднеазиатские — бухарская и мервская (марыйская).
Иногда встречается классификация по выпуклому и прямому профилю (например, у А. Доброхотова). Французские ослы часто выступают на сельскохозяйственных выставках.
Религия
В христианстве
В исламе
Аллегорическое описание осла, загруженного книгами, берет свое начало в тексте Корана (62:5):
Примером тех, на кого было возложено (следование) Торе, и которые впоследствии её не придерживались, (является) пример осла (араб. الْحِمَارِ, аль-химари), который везет (на себе большие) книги. Как же скверно сравнение с тем народом, который (считает) ложью знамения Бога! Бог не ведет (прямым путем) несправедливых людей. (Коран 62:5).
Впоследствии, метафора была использована французским писателем и философом эпохи Возрождения Мишелем де Монтенем:
Самое главное — это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.
Согласно Суннам, употребление в пищу мяса домашнего осла запрещено. Джабир рассказывал: «В день Хайбара посланник Аллаха запретил употреблять в пищу мясо домашних ослов и разрешил употреблять в пищу конину».
Что касается диких ослов, то есть их дозволено, как это рассказывал Абу Катада, который как-то спросил посланника Аллаха: «О посланник Аллаха, мы добыли на охоте дикого осла и у нас ещё осталось его мясо», на что тот ответил: «Ешьте то, что осталось, тоже».
Польза для человека
Сегодня многие народности занимаются разведением ослов.
И делается это неслучайно, ведь эти животные приносят большую пользу:
Также это вислоухое животное стало популярным образом, который используется во многих мультфильмах.
И если обратиться к детям с вопросом назвать любимых персонажей, то они наверняка вспомнят и это животное. Причем в каждом случае для ослов создается образ добродушных созданий с ранимой душой.
Как ухаживать за животным?
Рассмотрим основные моменты и советы по уходу за ослами :
Сколько стоит ишак?
Если после прочтения данного текста у Вас появилось желание завести осла или ишака, — теперь Вы знаете, что это одно и то же животное, — то первый вопрос, который может Вас заинтересовать – вопрос цены.
На него нельзя ответить однозначно, так как цена напрямую зависит от региона. Но, в среднем, цена осла колеблется от пятнадцати до тридцати тысяч российских рублей.
Интересные факты