Почему изергиль легко бросала мужчин по рассказу горького старуха изергиль

Сказки

Анализ «Старуха Изергиль»

сочинение по литературе 11 класса

Молодой Алексей Максимович Пешков не только политической зрелостью выделялся среди товарищей. Из воспоминаний современников становится ясно, какое неотразимое впечатление производил этот странный и немного грубый рабочий парень, странник и самоучка, поражавший своей начитанностью, смелостью, оригинальностью мысли, а главное, зачаровавший магическим даром необычного, яркого слова, сверкавшего в его историях о виденном и пережитом. Писатель пришел в этот мир, чтобы бороться с властью зла и лицемерия, с обреченностью людей на вечные муки. Дух жаркого романтического протеста воспитал Горького как писателя, обусловил образы его ранних произведений. Одним из них стал рассказ «Старуха Изергиль».

История создания

Рассказ появился из-под пера автора во время его странствий по южной Бессарабии в 1891 году. Это был волнительный, полный эмоций и приключений, но непростой период в жизни молодого писателя. Ему приходилось браться за любую тяжелую работу, чтобы прокормиться, как-то прожить. Этот момент тоже нашел свое место в сюжете. В начале произведения рассказчик говорит о том, что работал с группой молдаван на сборе урожая.

Произведение автор вынашивал долго, в нем нашли отражение философские мысли автора о человеке, его предназначении, смысле жизни. Спустя четыре года работа была впервые опубликована в «Самарской газете».

Жанр, идеи и стиль написания

Свой творческий путь Максим Горький начинал с малых литературных форм. Впервые читатель узнал о нем после опубликованного рассказа «Макар Чудра». Следующей работой в этом жанре стала история «Старуха Изергиль». Произведение отличается минимальным объемом и малым количеством действующих лиц.

Эта работа выразила авторские взгляды на предназначение человека, его место в системе общественных отношений. Предшественники Горького в литературном мире, создали много образов «униженных и оскорбленных», вызывающих сочувствие у читателей. Истории о затравленных мелких чиновниках, как несчастный Акакий Акакиевич Гоголя или Червяков в «Смерти чиновника» Чехова. А также большинство произведений Достоевского. Все они не теряют читательского спроса и сегодня. Максим Горький хлебнул унижения и нищеты гораздо больше маститых предшественников. Поэтому от него ждали более яркого описания жизни людей «на дне», сочувствия к ним, понимания. Но это оказалось ошибкой.

Разделяя учение Ницше, Алексей Пешков испытывает омерзение к слабости, безволию, считает, что каждый сам виноват в собственной участи. Эта мысль звучит в рассказе «Макар Чудра», когда герой с пренебрежением говорит о пахаре, который всю жизнь работает на земле. Казалось бы, такой тяжелый, полезный, благородный труд. Но у старого цыгана нет к нему уважения, как у автора. Труженик ничего не видит, кроме этого поля, земли. И так до самой могилы, сам же в эту землю ляжет. Эту же идею находим мы в «Челкаше». Когда уставшие, измотанные, голодные работяги грузят на корабль тонны хлеба, чтобы заработать лишь на кусок его. Даже воровской, но свободный, образ жизни Челкаша автору приятнее, чем рабский труд и путь лишений.

В «Старухе Изергиль» эта идея тоже находит свое место. Автор вкладывает в уста героини собственную мысль: «В жизни всегда есть место подвигу». И на ее же примере показывает, что не обязательно вдаваться к крайности, как герои двух легенд.

Горький против мещанских страхов, стремления к покою, приниженной стабильности: «Безумству храбрых поем мы песню». Герои других его ранних произведений: Уж и Дятел – это мелкие личности, для которых собственный покой и плохенькая стабильность важнее счастья для своего общества. В легенде о Данко тоже появляется такой субъект – «осторожный» человек, который из страха «как бы чего не вышло», растоптал пылающее сердце героя.

Композиция

Произведение написано, как рассказ в рассказе. Имеет трехфазную структуру. Состоит из трех новелл, объединенных общей мыслью, идеей. Композиция на первой взгляд проста, так как есть четкие границы историй. Каждая из них могла стать основой отдельного, самобытного произведения.

Рассказ построен на антитезе. А образы Ларры и Данко являются антиподами. Но это персонажи фольклорные, вымышленные. По канону жанра, каждый из них обладает одной личностной чертой, доведенной до абсолюта. У Ларры – это эгоизм. А у Данко, напротив, – альтруизм. Связывает их между собой образ самой Изергиль. Она обладает здоровым эгоизмом, заимствованным у Ларры. Женщина никогда не позволяла людям, в том числе любимым мужчинам, себя унижать, обижать. Читатели помнят сцену, как она вцепилась зубами в щеку гуцула – любовника, который ее ударил. В то же время, не чужд женщине альтруизм, свойственный Данко. За молодым поляком, в которого она была влюблена, Изергиль отправилась на фронт, чтобы спасти его из плена. И даже пошла на убийство караульного. Хотя понимала, что у юноши нет к ней искренних чувств.

Противопоставление героев

Ларра и Данко схожи лишь возрастом. Это молодые мужчины, около двадцати лет. Оба красивы, полны сил. На этом сходства заканчиваются. Горький грамотно разводит героев, не упустив ни одного критерия. Описан даже взгляд каждого из них. Ларра смотрит холодно, колко, равнодушно или зло своими красивыми глазами. В очах Данко горит свет силы, надежды, идеи спасения людей.

Ларра наказан одиночеством и бессмертием, чего он сам желал. И теперь о нем напоминает только тень, блуждающая по степи. Данко же спасает племя, вырвав из груди пылающее сердце, освещая людям путь. Память о нем жива в синих искорках над лесом перед грозой. Свет и тьма – классическое противопоставление.

Образ Изергиль

Это наиболее сложный для анализа образ. Человек земной. В нем нет черного или белого. Он не может быть во всем хорошим или плохим. Или обладать единственной чертой личности. Это отличает Изергиль от Ларры и Данко.

Старуха Изергиль – страстная, темпераментная женщина, влюбленная в жизнь. Весь смысл существования она видит в самой жизни, в любви, в постоянном движении, и этим она счастлива: «А как придет ночь, я бежала к тому, кого любила. И так я бегала три месяца, пока была любовь». Так было всю жизнь у женщины, пока сил хватало. Легко влюблялась, отдавала всю себя этому чувству.

Она горяча, но сурова. Способна на убийство ради любви.

Библейские корни

Некоторые исследователи уверены, что у обеих легенд из рассказа библейские корни. История Ларры напоминает легенду об Агасфере. Так называемый, Вечный жид, был проклят Иисусом Христом. Когда Христос нес крест на Голгофу, он был изможден и прислонился к одному из домов, чтобы немного передохнуть. Но местный зажиточный сапожник, хозяин этого жилища, не дал ему этого сделать, обругав. А, по некоторым источникам, даже ударил. На что Христос ответил, что сам этот человек будет скитаться, не найдя покоя до второго его пришествия. А соответственно, умереть он пока не может. Так и Ларра наказан за свою гордость высшими силами вечным бессмертием и одиночеством.

Вывод

Тема любви и свободы открыто звучат в произведении. Горький никогда не утруждал себя двусмысленными, глубокими аллегориями. Его образы точны и понятны.

Главная мысль произведения – философский поиск смысла человеческой жизни. Автор подводит читателя к выводу, что главная жизненная цель в бескорыстном, самозабвенном служении обществу.

Источник

Анализ рассказа Горького «Старуха Изергиль»

Автор: Guru · Опубликовано 23.10.2016 · Обновлено 16.10.2017

Максим Горький известен тем, что стоял у истоков соцреализма – нового искусства новой страны победившего пролетариата. Однако это вовсе не означает, что он, подобно многим советским пропагандистам, использовал литературу в политических целях. Его творчество пропитано трогательным романтизмом: прекрасными пейзажными зарисовками, сильными и гордыми характерами, бунтующими и одинокими героями, сладостным преклонением перед идеалом. Одним их самых интересных произведений автора является рассказ «Старуха Изергиль».

История создания

Замысел рассказа пришел к автору во время путешествия по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Произведение вошло в «романтический» цикл работ Горького, посвященный анализу самобытной и противоречивой человеческой природе, где низость и возвышенность попеременно борются между собой, и нельзя сказать наверняка, что победит. Возможно, сложность вопроса заставила литератора долго обдумывать его, ведь известно, что эта идея занимала писателя 4 года. «Старуха Изергиль» была закончена в 1895 году и опубликована в «Самарской газете».

Читайте также:  Сказки старого вильнюса 2016

Сам Горький был очень заинтересован процессом работы и радовался результату. Произведение выразило его взгляды на предназначение человека и его место в системе общественных отношений: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль» — писал он в письме Чехову. Там же он говорил о литературной необходимости приукрашивать жизнь, делать ее ярче и красивее на страницах книг, чтобы люди зажили по-новому и стремились к высокому, героическому, возвышенному призванию. Видимо, эту цель и преследовал писатель, сочиняя свой рассказ о самоотверженном юноше, спасшем свое племя.

Жанр, род и направление

Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Так и в литературных дебютах писателя читатель без труда обнаружит назидательный тон и высоко нравственный вывод.

Разумеется, если речь идет о прозаических произведениях, как в нашем случае, писатель работал в русле эпического рода в литературе. Конечно, сказовая манера повествования (в рассказах Горького повествование ведется от лица героев, которые откровенно повествуют о своей личной истории) добавляет лиричности и поэтической красоты в сюжетную канву книги, но нельзя назвать «Старуху Изергиль» лирическим творением, она принадлежит к эпосу.

Направление, в рамках которого работал писатель, носит название «романтизм». Горький хотел оттолкнуться от классического реализма и подарить читателю возвышенный, приукрашенный, исключительный мир, на который реальность могла бы ровняться. По его мнению, восхищение от добродетельных и прекрасных героев подталкивает людей становиться лучше, смелее, добрее. В этом противопоставлении действительности и идеала заключается сущность романтизма.

Композиция

В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.

Если эти два фрагмента носят фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и не нашла истинной любви, так же бездумно распорядился собой и гордый сын орла. Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.

О чем рассказ?

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» говорится о том, как старая южанка повествует путнику три истории, а тот внимательно наблюдает за ней, дополняя ее слова своими впечатлениями. Суть произведения заключается в том, что в нем друг другу противопоставлены две концепции жизни, два героя: Ларра и Данко. Рассказчица вспоминает предания тех мест, откуда она родом.

Главные герои и их характеристика

Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.

Главная мысль в этом произведении – это поиск смысла человеческой жизни, и писатель его нашел – он состоит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу. Можно пояснить данную точку зрения на конкретном историческом примере. В аллегорической форме Горький превозносил героев сопротивления (подпольных революционеров, которые уже тогда вызывали в авторе симпатию), тех, кто жертвовал собой, выводя народ из глуши навстречу новому, счастливому времени равенства и братства. В этой идее состоит смысл рассказа «Старуха Изергиль». В образе Ларры он порицал всех тех, кто думал лишь о себе и своей наживе. Так народ тиранили многие дворяне, не признавая законов и не жалея нижестоящих сограждан — рабочих и крестьян. Если Ларра признает только господство сильной личности над массой и жесткий диктат, то Данко – настоящий народный вождь, он отдает всего себя ради спасения людей, не требуя взамен даже признания. Такой молчаливый подвиг совершали многие борцы за свободу, которые протестовали против царского режима, против социального неравенства и угнетения беззащитных людей.

Крестьяне и рабочие, как и племя Данко, сомневались в идеях социалистов и хотели продолжить рабство (то есть, ничего не менять в России, так и служить власть имущим). Основная мысль в рассказе «Старуха Изергиль», горькое пророчество писателя в том, что толпа хоть и вырывается на свет, принимая жертву, но топчет сердца своих героев, боится их огня. Так и многие революционные деятели позднее были незаконно обвинены и «устранены», ведь их влияния и силы испугалась уже новая власть. Царя и его приспешников, как и Ларру, общество отринуло, избавившись от них. Многие были убиты, но еще больше людей, не принявших великую октябрьскую революцию, из страны изгнали. Они вынуждены были скитаться без отечества и без гражданства, так как в свое время гордо и властно попирали законы нравственные, религиозные и даже государственные, угнетая свой собственный народ и воспринимая рабство, как должное.

Конечно, основная мысль Горького сегодня воспринимается гораздо шире и подходит не только революционным деятелям прошлого, но и всем людям века нынешнего. Поиски смысла жизни возобновляются в каждом новом поколении, и каждый человек находит его для себя сам.

Проблемы

Не менее богата по содержанию проблематика рассказа «Старуха Изергиль». Здесь представлены как морально-этические, так и философские вопросы, заслуживающие внимания каждого думающего человека.

Вывод

Старуха Изергиль — один из самых интересных рассказов из школьного курса изучения литературы хотя бы потому, что в нем целых три самостоятельных истории, актуальных на все времена. Типажи, которые описал Горький, не часто встречаются в жизни, зато имена его героев стали нарицательными. Наиболее запоминающимся действующим лицом является Данко, образ самопожертвования. Именно добросовестному, самозабвенному, героическому служению людям учит произведение на его примере. Он запомнился людям больше всего, значит, человек по природе своей тянется к чему-то доброму, светлому и великому.

Мораль в рассказе «Старуха Изергиль» заключается в том, что эгоизм и потворство собственным порокам не доведут человека до добра. От них в этом случае отворачивается общество, а без него люди теряют свою человечность и остаются в мучительной изоляции, где достижение счастья становится невозможным. Произведение заставляет задуматься о том, насколько мы зависимы друг от друга, насколько важно для нас находиться вместе, даже если характеры, возможности и склонности у нас разные.

Критика

«Если же Горький родился бы в семье богатой и просвещенной, он не написал бы в такое короткое время четырех томов… и мы не увидали бы многих бесспорно плохих вещей» — писал критик Меньшиков о романтических рассказах писателя. Действительно, тогда Алексей Пешков был неизвестным, начинающим автором, поэтому его ранние работы рецензенты не жалели. Кроме того, многим не нравилось, что до литературы, искусства элит в Российской Империи, поднялся выходец из беднейших слоев населения, которому из-за происхождения многие занижали оценку. Снобизм критиков был объясним тем, что на их святыню все чаще посягали те, кого не желали видеть ровней почтенные господа. Вот, чем объяснял Меньшиков свои негативные отзывы:

Наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств

С этим критиком был солидарен его коллега Ю. Анхенвальд. Он возмущался тем, что автор испортил легенды своим вычурным и искусственным стилем:

У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо. Даже досадно видеть, как он в своем недоверии к естественной красноречивости самой жизни, грешит против нее и против самого себя, свое же дело рушит деланностью и не умеет правдиво нарисовать до конца, до завершающего эффекта истины.

А. В. Амфитеатров был категорически не согласен с теми, кто не принимал новое дарование в литературе. Он написал статью, где возвысил творения Горького и объяснил, почему его миссия в искусстве столь ответственна и непостижима для многих критиков.

Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества

Источник

Читайте также:  Рассказ чук и гек аркадий гайдар читать

Почему изергиль легко бросала мужчин по рассказу горького старуха изергиль

Автор: Байбекова Асия Хабибулловна

Организация: МБОУ СОШ с.Маркино

Населенный пункт: Пензенская область, Сосновоборский район, с. Маркино

Цели:
Обучающая:

-проанализировать легенды о Ларре и Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героев;
— сопоставить главных героев легенд.
Развивающая:
развить навыки логического мышления;
— развить умение сопоставлять образы, сотрудничать в группе, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение;
— развить умение анализировать поступок героя и его нравственный мотив;
— сформировать навык проблемного и сравнительного анализа.
Воспитательная:
— воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям;
— воспитывать ответственность за свои поступки;
— формирование в сознании учащихся понимания истинной ценности человеческой жизни, его смысла и назначения.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Вступительное слово.

(Чтение стихотворения Леонида Мартынова «След».)

Входя в дома любые-

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос, даря ответ.

Какой ты след оставишь?

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

-Как вы думаете, почему урок, посвящённый рассказу М.Горького «Старуха Изергиль», начался с чтения этого стихотворения?

(В стихотворении поэт размышляет о том, какой след останется после каждого из нас. И зависит это от нашей жизненной позиции, от отношения к людям и миру. В рассказе «Старуха Изергиль» речь идёт о смысле человеческой жизни, о том, для чего приходит человек в мир, для чего живёт и какой след оставляет на земле, уходя…Поэтому мы можем говорить о смысловом созвучии этих произведений.)

III . Основная часть.

1. Композиция рассказа «Старуха Изергиль».

— Сколько частей в композиции вы могли бы выделить?

(Композиция рассказа «Старуха Изергиль»: Первая часть – легенда о Ларре. Вторая часть – история жизни и любви Старухи Изергиль. Третья часть – Легенда о Данко.)

-В рассказе три главных героя: Ларра, Данко и Изергиль. Какой же след остаётся от каждого из них?

2. Анализ легенды о Ларре.

Герою рассказа Горького Ларре не пришлось искать бессмертия: оно дано ему небесами, но для него это наказание.

-За что? Почему наказание, а не радость?

-Заметьте, Адам и Ева за гордыню лишены бессмертия, а Ларра за неё же одарён им. Не странно ли.

(Но Адам и Ева остаются вместе и дают начало нашему человеческому роду, который продолжает их в других людях. А Ларра один.)

Почему, кажется, подарок небес становится для него наказанием?

(В его одинокой свободе в жизни без людей нет смысла: «Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя».)

-К чему тогда бессмертие?

(Поэтому он всё время «вьётся» возле людей, но не делает попыток к сближении..)

(В его породе есть орлиное (в данном случае животное, бездуховное) начало: стремление к абсолютной свободе, жестокость. Но свобода птицы и свобода человека не одно и то же. Чтобы чувствовать себя свободным, получать от этого удовлетворение и соответственно вести себя, человек должен находиться в обществе себе подобных. Вне общества эта свобода бессмысленна и не может принести ему радости.)

(Чтение отрывка) Изергиль рассказывает: «Отец его – не был человеком…А этот – был человек». И человеческое начало заставляет Ларру стремиться к людям, хотя он и считает себя выше их. Прожив несколько десятков лет в одиночестве, на свободе, однажды он всё – таки «подошёл близко к людям и ничем не показал, что будет защищаться».

-Чего он хотел от людей? Они решили, что он пришёл за смертью. Вы согласны с ними? Обоснуйте.

(Кажется, ответ лежит на поверхности: да, пришёл за смертью. Но ведь он этого не сказал – об этом «догадался» один из людей. Ларра, молча, стоит перед ними, однако это ещё не означает, что он ожидает убийства. Быть может, он хочет вернуться к людям. Быть может, он ждёт их понимания, прощения. В рассказе ничего не сказано об этом, но его молчаливое ожидание можно расценить по – разному. В этой ситуации есть только чётко обозначенная позиция людей, но о желаниях Ларры мы можем лишь догадываться.)

-Какими предстают люди в отношении к Ларре? Возможна ли была друга линия их поведения?

(Люди злорадны и мстительны, они не умеют и не хотят прощать, хотя, наверное, десятки лет могли сгладить горечь обид и пробудить сострадание к тому, кто обречён на вечные одиночество и скитания. Они ни о чём не спросили Ларру, а сразу «бросились на него», как бросаются звери на больное животное.)

-Вообще, какими мы видим людей в этой легенде?

(Они жестоки, хотят видеть мучения обидчика, не жалеют его мать, «которая стояла перед ними на коленях», смеются над страданиями Ларры; старейшины мелочно самолюбивы и тщеславны.)

Так, может, не зря Ларра презирал людей? И всё – таки они нужны ему. Возможна ли была другая линия поведения Ларры? Чего ему не хватает, чтобы сделать шаг навстречу людям?

-Жаль ли нам этого героя? Почему? Достоин ли он жалости?

(Большинству старшеклассников жаль Ларру – жаль, потому что гордыня оказалась сильнее его и отняла у него сердце, жаль, потому что люди не захотели ему помочь – и Ларра, обречённый на вечные скитания, стал тенью.

А ведь он был сильным, красивым, одним из лучших… Бессмертие дано ему свыше, чтобы его страдания за гордыню были вечными, ибо она – мать многих грехов: эгоизма, зависти, тщеславия, обидчивости, жестокости, нетерпения, самооправдания ит.п.)

3. Анализ легенды о Данко.

-В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.

1. Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Читайте также:  Рассказ кошка маруська евгения чарушина читать

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

2. Отрывок из легенды о Данко. (М.Горький «Старуха Изергиль». с. 78-79.)

— В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?

— Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

-Данко умер, но в этой смерти обрёл бессмертие. Почему?

(Он вывел людей из тьмы лесов и болот к свету, пожертвовав для них жизнью.)

-Есть ли что – то общее между Ларрой и Данко?

(Они молоды, сильны, мужественны.)

-А чем они не похожи?

(Своим отношением к людям: Ларра презирает людей, смотрит на них свысока. Данко любит людей и, сострадая их несчастьям, готов пожертвовать собой ради них.)

-В легенде о Ларре мы видели людей жестокими и мстительными. А какими они предстают в легенде о Данко?

Нет в их сердцах и благодарности. Они не заметили смерти героя». «Только один осторожный человек…боясь чего – то, наступил гордое сердце ногой.»)

(Учащиеся предполагают, что пылающее сердце будет звать людей к новым подвигам, а подвиги всегда сопряжены с опасностью, риском. А может быть, горящее сердце – это символ совести, которая напоминает о бессилии и неблагородстве людей и побуждает к работе над собой, а на это неспособна безликая слабая толпа. «Во мне есть мужество вести, вот почему я повёл вас. А вы? Что сделали вы в помощь себе? – говорит Данко. – Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец».)

-В чём разница между мужеством идти и мужеством вести?

(Мужество вести предполагает ещё и ответственность, которую добровольно берёт на себя ведущий, идти за кем – то намного проще, чем вести самому…

Итак, Данко ведёт за собой слабых, жестоких, трусливых, неблагодарных…)

-Лучше ли они тех, что описаны в легенде о Ларре?

(Вряд ли. Было, за что презирать их. И в сердце Данко на миг «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал. Что, может быть, без него они погибнут».)

Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?

(Любовь к людям, желание помочь им.)

4. После анализа легенды о Ларре и Данко проверка домашней работы учащихся. (Проверка таблицы.)

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание помочь им

Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними

Отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню

Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость

Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей

Берет от жизни и людей все, но ничего не отдает взамен

Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма, холод)

Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям, добрые поступки

Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям

Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность

5. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький?

(Главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным. Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.)

-А есть ли в Изергиль что – то от Данко?

-Могла ли история её жизни стать легендой? Почему? Но, может быть, какая – нибудь её часть?

(Трудно сопоставить историю её жизни с легендой. Хотя один эпизод бурной жизни Изергиль вполне мог стать основой легенды – это эпизод спасении возлюбленного. Рискуя собой, она отправилась освобождать его из плена. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что двигало ею прежде всего желание увидеть любимого… А вызволив его, она ждёт благодарности: «Я…смотрела на своего пана. Что же он сделает мне? Вспомните: разве ждал благодарности Данко за свой подвиг. »

«…Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер». Внешне в некоторых случаях будто и есть сходство Изергиль с Данко, особенно в стремлении к свободе, но по сути они далеки.)

-Через весь рассказ проходит мысль о свободе. Как она связана с его героями?

(Ларра жаждал абсолютной свободы и потом томился ею. Данко вывел людей на вольные земли и избавил их от возможного рабства; Изергиль всю жизнь стремилась к независимости и не хотела никому подчиняться.

Свобода – одна из главных ценностей человеческой жизни, но она всегда вступает в конфликт с другой главной ценностью – любовью, которая связывает людей друг с другом. Любовь – это умение жертвовать, поступаться чем – то ради других, дарить им своё сердце; любовь создаёт узы привязанности и ответственности, а значит, ограничивает свободу, подчиняет её своим законам.

Имей Ларра в сердце любовь к людям, он не позволил бы себе ни индивидуализма, ни насилия. И напротив, не имей бы Данко любви к людям, оставил бы их гнить заживо в мрачном лесу среди болот, а сам бы ушёл на вольные земли. Но он, вдохновлённый любовью к ним («ещё ярче загорелось в нём сердце») ведёт их «в грозном шуме молний» под «сердитые песни» могучих деревьев – сквозь тьму к Свету. А когда люди готовы растерзать его за собственное бессилие в долгом пути, он вырывает из груди сердце, которое пылает «так ярко, как солнце, и ярче солнца» и становится «факелом великой любви к людям»

В жизни Изергиль свобода и любовь живут в сложном переплетении. Она не терпит насилия, подчинения – она привыкла жить своей волей, что нередко ведёт к действиям эгоистическим и даже жестоким. Но она способна и на риск ради других: вспомним, как она вызволяла из плена Аракадэка.)

-Так что же важнее в жизни – свобода или любовь? Обоснуйте.

(Практически все старшеклассники с уверенностью отвечают, что важнее любовь. Именно любовь делает человека человеком и воодушевляет на подвиги. В любви человек обретает не абсолютную свободу, граничащую со вседозволенностью, а значит, с безнравственностью – он обретает свободу духа, делает свой нравственный выбор в самых трудных ситуациях и не тяготится этим выбором, а получает в нём бессмертие.)

IV . Синквейн «Данко».

Синквейн-

V . Домашнее задание.

“Можно ли назвать Данко героем?”,

“Какого человека можно назвать красивым?”,

“Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”

«Смелость в отстаивании своих идеалов»,

«Равнодушие и отзывчивость по отношению к людям».

Рассмотреть историю создания пьесы А. М. Горького “На дне”; жанр произведения, конфликт.

Источник

Познавательное и интересное