Лисица
Лисичка, Лисонька, Патрикеевна, Кума – сколько разных прозвищ было придумано славянами этому небольшому красивому зверю. Лиса хитра, умна. Она находит выход из любой ситуации, легко обманывает доверчивых. Лису славяне почитали, несмотря на то, что часто она наносила значительный ущерб их курятникам.
Лиса – хитрая охотница. Она изворотлива и смышлена. Красавица лиса одно из самых любимых славянами животных. Ею нельзя не восхищаться. Ее нельзя не любить.
Лиса – лисичка, лиска, рыжая, Патрикеевна, кума.
Лиса – это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши – богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы.
В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой.
С лисой связывали разные предания. Наверное, нет такой сказки или былины, где не было бы упоминания рыжей сестрицы.
Лиса обманывает, но даже на ее обман невозможно сердиться. В сказках лиса почти всегда выходит победительницей из любой ситуации.
В то же время – лиса – символ женственности и красоты у славян. Лиса – священное животное богини Макоши. Богини судьбы и урожая у славян. Считалось, что Макошь может превращаться в лису, что лиса не только животное, посвященное Макоши, она ее сущность, ее ипостась.
Обратной сущностью, темной ипостасью Макоши была богиня Маре. Маре была богиней зимы и холодов, болезней и немочей. Лиса в полной мере отражала характер и этой темной богини. Связанная с Маре, лиса приносила беды, голод и болезни. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом.
Время лисы – начало и середина зимы. Цвета – красный, рыжий, коричневый
КУМУШКОЙ зовет ее народ, Патрикеевною величает. «Лисой пройти» в его устах равносильно со словом схитрить («спроворить»); есть даже особое словцо.— «лисить». Лиса — слабосильнее волка не в пример, да, благодаря своей хитрой повадке, куда, сытее его живет.
Она — «семерых волков проведет»: как ни стереги собака от нее двор, а все курятинки добудет. «Лиса и во сне кур у мужика в хлеве считает!», «У лисы и во сне ушки — на макушке!», «Где я лисой пройдусь, там три года куры не несутся!», «Кто попал в чин лисой, будет в чине — волком!», «Когда ищешь лису впереди, она — позади!», «Лиса все хвостом покроет!» — перебивают одна другую старинные пословицы-поговорки. «У него лисий хвост!» — говорится о льстивых хитрецах.
Пословицы и приметы:
— Лисичка всегда сытей волка бывает
— Лисой пройти – хитростью
— Кто в чин вошел лисой – править волком будет
— Кабы лиса не подоспела, то овца волка бы съела!
— Лиса и во сне кур считает
— Лиса дорогу перебежала, быть беде.
— Лисий лай услышать – к несчастью.
Лиса — тотемное животное
Ключевое понятие — женская магия маскировки, оборотничества и невидимости.
Время силы — ночь, утренние и вечерние сумерки.
Лисица как тотемное животное почиталась почти у всех народов земного шара. Этот тотем указывает на необходимость развивать в себе способность к маскировке, невидимости и оборотничеству. Лисица — одно из самых одаренных от природы и изобретательных животных. И свое мастерство она может передать каждому, кто связан с ее энергией.
С лисицей с древних времен ассоциировались магия и хитрость. Как ночное животное она нередко наделялась сверхъестественными способностями. Чаще всего с ней можно встретиться в утренних или вечерних сумерках, в период «межвременья», когда мир людей теснее всего соприкасается с миром волшебства. Лисица обитает на опушках лесов, то есть в пограничных областях. Поэтому она может служить проводником в царство фейри (волшебный мир). Встреча с ней может означать, что перед вами откроется доступ в этот волшебный мир.
Лисицы не меняют окраску в течении года. Мех служит им великолепным камуфляжем. Всякий, кто работает с магией лисицы, должен обучиться искусству маскировки. Лисица научит вас сливаться с окружением, появляться и уходить незамеченным и двигаться бесшумно, не выдавая своих намерений. Потренеруйтесь, встаньте у стены и представьте, что вы становитесь того же цвета, или сливаетесь с мебелью, словно растворяетесь в ней. Лисий хвост — символ управления женскими творческими силами. Если сосредоточиться только на работе творческих энергий, то можно без труда выполнить любой, пусть даже самый неожиданный и крутой поворот в своей жизни. Хвост также помогает лисице согревать нос и лапы. Вы научитесь защищаться от всего, что может показаться вам холодным. Вы обретете тепло и уют в самом себе.
Благодаря густому меху, лиса кажется больше, чем она есть. Вы можете казаться более значительной особой, чем вы есть. Работая с этим животным, вы разовьете эту способность и научитесь извлекать из нее пользу. С ее помощью вы станете защищаться и сможете производить на окружающих большое впечатление.
Лисица недолюбливает воду, но отлично плавает. Люди, связанные с этим тотемом, способны черпать из внутреннего источника и выражать во внешнем мире женские энергии, творческую силу.
Лиса черезвычайно вынослива. Вам необходимо научиться ходить быстрым мелким шагом: это будет полезно для здоровья и обеспечит успех в делах.
Лиса ходит и бегает «на цыпочках», почти как кошка. Это очень важно, т. к она принадлежит семейству псовых, но воплощает в себе кошачьи характеристики. А энергия кошки — это женская энергия, и это качество означает необходимость в активном утверждении женских творческих энергий.
У лисы очень острый слух, развита способность слышать то, что остается невысказанным.
Зрение у лисы тоже очень острое. Хотя она не различает цветов, но может воспринимать тончайшие оттенки свететони, с удивительной точностью способна оценивать, чего стоит тот или иной человек. Лиса мгновенно замечает движущиеся объекты. Благодаря этому они иногда развивают способность к духовидчеству: они в прямом смысле слова видят обитателей «сумеречной зоны» — эльфов и фей. Впустив лисицу в свою жизнь, вы можете научиться этому.
Но самое развитое из чувств лисы — обоняние. Вам имеет смысл изучить и практиковать ароматерамию.
Лисицы постоянно путешествуют в границах своей территории, но все же регулярно возвращаются домой.
Почему лисы зимой рыжие?
Много раз читатели задают вопрос: почему лисы зимой рыжие? Как они выживают, если далеко заметны на белом снегу?
Да, рыжие лисы прекрасно выживают на белом снегу. Мало того, они успешно обжили гигантские пространства полупустынь, степей, широколиственных и таежных лесов, тундр и гор всего Северного полушария. По широте распространения с лисой из хищников может сравниться только волк. Если с окраской лис было бы что-то не так, они не были бы столь «успешными».
Лиса «сконструирована» в первую очередь для открытых и полуоткрытых пространств. Сплошных лесных массивов она избегает, предпочитая поля, опушки, поляны, поймы, озерные и морские побережья, луга, долины. То есть места с высокой травой, которая часто выше самого зверька. В зимнюю пору пожухлая трава часто торчит из снега. Вспомните зимние поля с бурьянами, тростниковые займища, куртины высоких болотных трав. Усохшая зимняя растительность буро-рыжего цвета. Именно в таких местах обитает больше всего мышевидных грызунов — основной добычи лис.
А вот близкий родственник лис — полярный песец — зимой белый. Потому что обитает за Северным полярным кругом, где зимой нет высокой сухой травы, торчащей из снега.
На снимке — успешный представитель успешного вида Злодей Злодеич. Снимок прекрасно показывает камуфляжные свойства одежки рыжего негодяя.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Всем бы лисонька хороша была хозяюшка,
да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек,
любит уточек, свернет шею гусю жирному,
не помилует и кролика.
К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»
История это давняя, случившаяся много веков назад. Героиня многих русских сказок получила отчество от имени Патрикей, имеющего античные корни: по-гречески patricos — «отчий», по латыни patricius — «благородный». Правильнее поэтому было бы говорить не Патрикей, а Патрицей. Но в старину латинское «ц» на Руси произносили как «к». Поэтому и получалось — Патрикей. Так что давалось оно людям знатного происхождения.
Одним из таковых был родовитый княжий отпрыск Патрикей (Патрикий, Патрекей), сын Нариманта Туровского, внук знаменитого литовского владыки Гедиминаса. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода:
«В Новгород приеха Князь Патрикей Наримантович, и прияша его новогородци, и дашв ему кормление, пригороды: Орехов, и Корельскии, и пол Копорьи городка, и Луское село».
Любопытно, что те же самые вотчины за полвека до того были получены его отцом Наримантом, изгнанным с них через пять лет за пренебрежение к управлению землями и защите Новгорода от Ливонии.
Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Поговаривали, что сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин ушкуйников и руководству их разбоем как по северным землям, так и за их пределами.
Уже через год жители ореховские и корельские прислали делегацию в Новгород с жалобой на князя, а тот в ответ поднял смуту в городе. Сразу два веча собрались: одно на Ярославовом дворе, другое — при святой Софии, одно за Патрикея, другое — против. И оба схода — при оружии.
«… Три конца — Неревский, Загородский и Людин — вооружились на Славянский конец (прим. — у В.Янина он назван Славенским) и стояли у св. Софии на вече от обеда до вечерни; с ними сначала согласился и Плотницкий конец, желая также идти на славлян (прим. — так в источнике), но на другой день отказался, и только три конца написали три одинаковые грамоты обетные — стоять заодно, а славляне с князем Патрикеем всё стояли на вече на Ярославовом дворе» (С.Соловьёв).
Дело удалось в конце концов решить миром: у князя отобрали предоставленные земли, взамен дали Русу, Ладогу и Нарвский берег. Через несколько лет повторилась история, произошедшая некогда с Наримантом: в 1388 году Патрикей лишился земель новгородских, в 1397 был позван на них вновь, а в 1408 году перешёл служить Москве. Между прочим, от рода Патрикея произошли многие именитые фамилии российские. От сына Фёдора — Хованские; от другого, Юрия — Булгаковы, Щенятевы, Куракины, Голицыны; от третьего, Александра — Корецкие.
Примечательно, что у свободолюбивых новгородцев практика то звать, то прогонять приглашённых князей была не единичной (среди таковых был, к примеру, и Александр Невский). Так что этот князь так прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей с тех пор стало равнозначно «хитрецу». А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то, как верная наследница хитрого князя, и получила отчество Патрикеевна.
Но вообще то лису называли Патрикеевной, когда на Руси про Ирландию вообще не слышали, а тем более про ирландских святых…
Но не по праву лиса его носит, вовсе она не хитра. Впрочем, когда речь идет о спасении жизни или добывании еды, она обставит многих других зверей. Но по большому счету это не самый хитрый и даже не самый осмотрительный хищник.
В сказках лиса злая и коварная, ловко избегает любых неприятностей, но в жизни все далеко не так. Зоологи установили, что лису можно заманить в ловушку разными запахами, например скипидара, селедочного рассола или губной помады. Лиса непременно отклонится от намеченного маршрута, чтобы из чистого любопытства осмотреть валяющиеся на снегу варежку или фантик. И все-таки лисицы и лисовины (так называют самцов) не такие уж простаки. Их природную любознательность удачно уравновешивают ум, умение маскироваться, острые слух, зрение и чутье. Особенно выручает обоняние — врага они чуют издали и успевают убежать или спрятаться. Другого способа защиты у лисиц нет.
И еще о лисьем уме: этот зверь прекрасно понимает, когда для него опасен человек. Например, лиса может близко подойти к жилью, если видит, что хозяин посадил собаку на цепь, или прогуливаться неподалеку от людей, работающих в поле. Говорят, что, спасаясь от гончих собак или просто желая спокойно поспать, залезает лиса на деревья. И не только на полуповаленные, что вовсе не удивительно, а на высокие, прямостоящие ели! Если, конечно, ветви низко над землей.
КАК И ПОЧЕМУ ОБРАЩАЮТСЯ К ЖИВОТНЫМ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ?
/data/files/r1566141952.docx (Работа в Word) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
КАК И ПОЧЕМУ ОБРАЩАЮТСЯ К ЖИВОТНЫМ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ?
Кузнецова Ксения, 9 лет
ученица 3 класса «Б»
МКОУ «Ильинская СОШ»
учитель начальной школы
Цель исследования – изучение причин, давших прозвища животным в русских сказках
найти в русских народных сказках обращения к различным животным;
выяснить причины, давшие им эти названия и имена;
провести опрос среди школьников на знание обращений к животным в русских народных сказках и причин этих названий.
Объектом исследования выступают обращения к животным – героям русских народных сказок.
Предмет – причины, давшие героям эти обращения.
Методы исследования: изучение теоретической информации о сказках, изучение сказок о животных, наблюдение, опрос.
Русские народные сказки о животных.
Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными.
Целью сказки было обучить ребенка нормам и правилам поведения, а заодно и развлечь или утешить. Правда, не все сказки писались для детей, но мы в нашем исследовании говорим о сказках для детей.
Выделяют три типа сказок: волшебные, бытовые сказки и сказки о животных. Наше исследование проводится в рамках одного типа сказок – сказки о животных. Животные в таких сказках являются главным действующим лицом, наделенным человеческими качествами. Как и люди, многие из зверей имеют в сказках не просто клички, но и даже имена и отчества.
Таким образом, имена животным в сказках рассказчики давали, потому что животные ведут себя в сказках, как люди: общаются, ходят вместе на Кристины, ругаются и мирятся. Особо уважаемым героям давали имя и отчество.
Какие прозвища и почему давали животным в сказках.
Ознакомившись с теорией, мы принялись за чтение сказок. Из всех русских народных сказок о животных, которые удалось найти в домашней и школьной библиотеке, мы выписали обращения и имена животных.
Некоторые названия остались без объяснения: мы либо не нашли информацию по данному поводу, либо источник информации был сомнительным. Полученные данные мы обобщили в таблице.
Таблица: «Обращения к животным в русских народных сказках»
Норка – нора. Углубление под землей с ходом наружу, вырытое животным и служащее ему жилищем. (2) В такой норке и живет мышь.
из-за угла хмыстень
Издаваемое самцами в период размножения пение в народе назвали «кваканьем».
Лягушка передвигается прыжками. За это получила прозвище Попрыгушка.
Глаза у зайцев посажены широко по бокам головы. В процессе питания он может видеть, что твориться вокруг.
Но он плохо видит то, что творится у него под носом. Чтобы разглядеть, к примеру, морковку, которую поднесли к носу зайца, ему нужно повернуть голову и как бы скосить глаз. Человеку кажется в этот момент, что заяц слегка косой. К тому же заяц, убегая от погони, натыкается на кусты, деревья, даже стоящего охотника! Со стороны кажется, что мчащийся зверёк плохо видит, «окосел» (6).
Прозвище Попрыгайка произошло от слова прыгать, так как заяц передвигается скачкообразными движениями – прыжками.
Один из самых быстрых зверей в лесу.
Скорее всего, по созвучности.
«Сказка о козе лупленой»
Играет в сказках роль слабого, беззащитного животного, его легко обидеть. Поэтому к его названию добавили уменьшительно-ласкательный суффикс.
Правил когда-то Новгородским княжеством Патрикей, и был он удивительно хитрым и изворотливым, чем и прославился. С тех пор ему подобных и стали называть Патрикеевичем да Патрикеевной. Но крепче крепкого это имя пристало к лисе, потому что это действительно очень хитрый и ловкий зверь (1).
«Лисичка-сестричка и волк»
Все названия образованы с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов. Лису в сказках уважали, обращались к ней уважительно. Ее манера ходить, вкрадчиво ласково говорить, льстить так же способствовали таким ласковым обращениям.
«Мужик, медведь и лиса»
«Лисичка-сестричка и волк»
Мы нашли следующую версию. Лиса сама так себя назвала, чтобы звери были к ней более доверчивы, как к сестричке. Но гарантировать достоверности источника мы не можем.
Олисава – славянское имя. Нежное, певучее. Как раз подходит к образу лисы. К тому же созвучно.
«Мужик, медведь и лиса»
Прозвище лисица уже не такое ласковое, как лисонька, лисичка и прочие. В нем уже чувствуется, что она злопамятная, расчетливая, жестокая, корыстная (1). В некоторых из этих сказок лиса не может избежать расправы и терпит неудачу.
«Лисичка-Сестричка и волк»
Оба толкования подходят к лисе. Первое намекает на ее характер. Второе на родственные связи со всеми животными, которые, по некоторым источникам, выдумала сама лиса, чтобы было легче манипулировать лесными обитателями.
Уважение. Лиса (первый слог ли), поэтому Лизаветта. Иван – самое распространенное на Руси имя, давшее отчество не только лисе, но и другим животным в сказках.
Скорее всего, по созвучности.
Левон — мужское армянское имя.
«Волк и коза» «Зимовье зверей»
1. Крёстный отец по отношению к родителям окрещенного ребенка и к крёстной матери. 2. Обращение к пожилому мужчине (4).
«Сказка о козе луп-леной»
1. Волк-одиночка (4). Несмотря на то, что волк – стайное животное, в сказках он, как правило, один.
Медведь подобно человеку может ходить на двух ногах, но ходит косолапо, криво.
В сказках медведь – зверь высшего ранга. Он самый сильный лесной зверь (1). Отношение к нему уважительное. Имя Михаил – созвучно названию «медведь», отчество Иванович – самое распространенное на Руси. Отчество – Потапович мы объяснить не сумели.
С пренебрежением. Обычно к медведю обращаются с уважением или страхом. В этой же сказке лиса уверена в себе и может пренебрежительно назвать медведя Мишкой.
«Мужик, медведь и лиса»
Так же как у волка
Подчеркивается сила медведя. Он давит все, что попадается ему под ноги. (1)
Уважение. Котофей по первым буквам слова «кот». Иванович самое распространенное отчество у животных в сказках.
«Напуганные медведь и волки»
По звукам, издаваемым котом, когда он чем-то доволен.
коток-серенький лобок; серый кот, бестолковый лоб
По цвету шерсти. И в рифму.
По окончании исследования, мы захотели узнать, а что о сказочных прозвищах животных знают другие школьники. Опросили 35 человек в возрасте от 10 до 14 лет. По данным опроса получили диаграммы и сделали следующие выводы.
Самое распространенное прозвище лисы – Лисичка-Сестричка. Второе по популярности имя Лисы – Алиса, на самом деле даже не относится к русским народным сказкам (рис.1).
Рисунок 1. Как в русских народных сказках называют лису?
Рисунок 2. Как называют в русских народных сказках мышь?
Самое распространенное прозвище мыши – Норушка (рис.2), у лягушки – Квакушка (рис.3), у медведя – Косолапый (рис.4).
Рисунок 3. Как в сказках называют лягушку?
Рисунок 4. Как называют в сказках медведя?
Рисунок 5. Как в русских народных сказках называют зайца?
Рисунок 6. Как в сказках называют волка?
Еще меньше школьники знакомы со сказочным котом. Мы видим, что даже среди высказанных вариантов много неверных: Кот ученый и кот Базилио – это герои поэмы А.С. Пушкина и авторской сказки А.Н.Толстого (рис.7).
Рисунок 7. Как в русских народных сказках называют кота?
Рисунок 8. Количество учащихся, не знающих, кого называют в сказках Поскребушкой, Попрыгушкой, Косым, Плутовкой, Левоном, Косолапым, Котофеем.
Опрошенные учащиеся в основном знают, что Попрыгушкой в сказках называют лягушку, Косым – зайца, Косолапым – Медведя. Но мало кто из опрошенных знает, что Левоном в сказке называют волка. Мы до исследования о нем тоже не слышали.
Объяснить отчество лисы Патрекеевна сумел один человек из 35, четверо дали объяснение одним словом «хитрая», а 30 человек даже не предположили никакой версии.
Можно сделать вывод: школьники не очень хорошо знают прозвища животных в русских народных сказках и не всегда понимают причины, давшие животным сказочные прозвища.
Цель, поставленная в начале исследования, достигнута: мы выяснили некоторые причины, давшие прозвища животным в русских народных сказках. Для достижения цели мы нашли в сказках обращения к животным, выявили причины, давшие эти названия, провели опрос среди школьников на знание изучаемой нами темы.
Гипотеза подтвердилась частично. Прозвища животным давали и по внешним признакам, и по повадкам, характеру героя, и ориентируясь на рифму к названию животного и другим причинам, не до конца нами выясненным.
Список источников и литературы:
Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1977
Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. – М.: «Художественная литература», 1991
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся образовательных учреждений / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.