«Сказка про храброго Зайца » Д.Н. Мамин-Сибиряк стр. 187
1. Сказка, прочитанная тобой, входит в сборник «Алёнушкины сказки». Как ты думаешь, почему писатель дал такое название своему сборнику?
Дело в том, что все произведения в сборнике рассказываются девочке Алёне, которая является вымышленным персонажем.
С ней читатель знакомится ещё в самом начале сборника.
То есть автор подаёт свой сборник в виде сказок, что посвящены определённому человеку.
В этом случае им является персонаж Алёна.
Такая задумка автора очень интересна.
Читая отдельное произведение, а не весь сборник, нельзя догадаться, что это сказка для определённого слушателя.
2. Каким изображён Заяц в начале сказки?
Знакомясь с главным героем, мы узнаём, что с детства он был очень трусливым, боялся всего вокруг.
Поэтому первые строки произведения вызывают жалость к маленькому зверьку, который имел слабый характер.
Но в один момент всё переменилось – Заяц решил стать храбрецом.
Процесс его перевоплощения происходил очень забавным образом: от хвастовства и преувеличения до перепуга и реального бесстрашия.
Было очень интересно наблюдать за такой историей маленького зверька.
3. Придавали ли зайцу силы хвастливые слова?
Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы? Каким они его считали, когда у хвастуна язык «примёрз»?
Когда маленький хвастунишка оглашал о своей силе и способностях, казалось, он сам верил в то, что говорил.
Заяц очень вовлечено произносил речь о своём бесстрашии, чем и вызывал смех у слушателей.
Они то понимали, что это просто фантазии.
Ведь у главного героя не было опыта встречи с хищниками и все его рассказы – плоды воображения.
Но враз всё изменилось – Заяц увидел настоящего волка.
Тогда настало остолбенение и как пишет автор, заячий язык «примёрз».
Это значит, что хвастунишка больше не мог ничего сказать, у него отняло речь.
А причиной был жуткий испуг.
Видимо, такого страха Заяц ещё никогда не испытывал.
Он только воображал, что избавился от боязни, но, увидев опасность, понял, что это не так.
4. Что случилось с героями дальше?
Чем похож этот эпизод на народную сказку «У страха глаза велики»? К кому из героев можно применить эту поговорку?
С перепуга Заяц был не в силах управлять собой.
Он так спешил спастись, что своим поведением испугал самого Волка.
А его друзья, товарищи и просто слушатели решили, что Заяц целенаправленно прогнал страшного зверя.
Они начали благодарить храбреца за спасение и поверили в его сказанную речь.
Это подбодрило хвастунишку, и он понял, что всё не так уж и страшно.
Это произведение схоже с указанной сказкой тем, что герои преувеличивали происходящее.
Из-за этого у них возникал большой страх, который мешал им спокойно жить.
В случае с народной сказкой, источник страха вообще не представлял собой опасности.
А в случае с произведением Дмитрия Наркисовича – сначала зайчишка накручивал себе страхи, а затем действительно встретился с опасностью, которая угрожает жизни.
Но его реакция была настолько сильной, что он скорее умер бы не от хищника, а от разрыва сердца.
Такая поговорка характеризует поведение каждого героя этого произведения, в том числе Зайца.
Все они жутко боялись зверя, который в итоге и сам оказался не очень смелым.
Хотя их можно понять, ведь волк действительно, как правило, является для них смертельной опасностью.
5. Расскажи о Зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным, храбрым?
В сказке мы наблюдаем, как меняется характер главного героя.
Вначале – это трусливый, беззащитный зверёк.
Потом ему надоело быть таким, и он начал хвастаться своим бесстрашием.
Поэтому выступает перед нами смешным и глупым.
После пережитого испуга из-за встречи со страшным зверем, Заяц становится несчастным.
Ведь всё не так легко, как ему казалось. Но после того как все вокруг признали его храбрость, Заяц действительно превращается в бесстрашного храбреца.
6. Зачем писатель придумал сказку про храброго Зайца и рассказал её Алёнушке?
Это было сделано для того, чтоб девочка ничего не боялась и сладко спала.
А ещё сказка была написана для того, чтоб и другие читатели перестали бояться всего вокруг и накручивать себе лишние страхи.
Для этого писатель использует очень забавную историю маленького трусишки, который в итоге становится бесстрашным.
Читательский дневник по сборнику «Алёнушкины сказки» Дмитрия Мамина-Сибиряка
Автор: Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
Название произведения: «Алёнушкины сказки».
Главные герои: Алёнушка, Заяц-хвастун, Комар, Воробей Воробеич, Ёрш Ершович, Канарейка, Индюк, Козявочка, Мурка, Воронушка.
Характеристика главных героев:
Алёнушка — Маленькая девочка, которая любила животных, но не хотела спать, не услышав сказки.
Заяц хвастун — Крикливый, трусливый, надутый.
Комар Комарович — Смелый, решительный, патриот своего болота.
Воробей Воробеич и Ёрш Ершович — Хвастуны и обманщики, воровали друг у друга.
Канарейка — Любила свободу и не любила клетку.
Умерла от холода и голода.
Индюк — Напыщенный, самоуверенный, важный.
Глупый и недалёкий.
Козявочка — легкомысленная и весёлая, беззаботная.
Мурка — просто кот, который любил молоко.
Воронушка — жадная, жестокая, но сострадательная.
Краткое содержание сборника «Аленушкины сказки» и ссылки на читательские дневники по каждому произведению:
«Присказка»
Алёнушке пора спать, и папа начинает рассказывать ей сказки про самых разных зверей.
И вот девочка почти спит, но ушки слушают папины сказки.
Вырос в лесу Заяц, которому надоело бояться всего на свете.
Стал он хвалиться, что никого не боится. Волк услышал крики и подкрался к зайцам.
Хвастун испугался, прыгнул на спину волка и убежал. Волк тоже испугался.
А другие зайцы стали считать хвастуна храбрым.
Жила-была Козявочка, которая считала, что весь мир принадлежит ей одной.
Она летала и веселилась с друзьями и подругами.
Их ели птицы и лягушки, но меньше козявочек не становилось.
А потом пришла осень и Козявочка отложила яйца и умерла.
Пришёл на болото медведь, завалился спать, и передавил сотни комаров.
Обиделся Комар Комарович, стал требовать, чтобы убирался Миша с болота.
Потом собрал всех комаров и напал на медведя.
Как Миша не отбивался, пришлось ему бежать с болота.
Собрались куклы на Ванькины именины.
Но возник среди гостей спор о том, кто из кукол самый красивый.
Так спорили гости, что драться начали.
Рассердился Ванька на нерадивых гостей, вытолкал всех вон.
Жили-были два весёлых друга.
Но услышал раз трубочист Яша шум на реке.
Это ругались бывшие друзья. Один у другого червяка украл.
Пока Яша их судил, Воробей у него хлеб утащил.
Жила-была весёлая и молодая Муха, которая считала людей добрыми существами.
Но люди ополчились на мух, стали их бить и травить.
Пришла осень и большинство мух погибло. Муха осталась одна и проскучала всю зиму.
Весной она увидела молодых мушек и решила, что именно они делают лето.
Увидела ворона, как воробьи гоняют по двору незнакомую птицу.
Прогнала она воробьёв и познакомилась с канарейкой.
Стала канарейка жить у вороны в гнезде.
Канарейка ела только семена и иногда скучала по родной клетке.
Пришла осень. Канарейка голодала, и однажды умерла.
На птичьем дворе самой умной птицей считал себя индюк, над которым все смеялись.
Однажды птицы нашли странное существо, всё в иголках, и стали гадать, что это такое.
Индюк важно сказал глупость и ёж, а это был он, засмеялся.
Каждое утро молочко и овсяная каша ругались друг с другом, кипятились и заливали плиту.
А Мурка каждое утро просил мяса и наблюдал за скворцами.
Каша и молочко попросили его рассудить их спор. И Мурка вылакал молоко.
Кухарка выгнала его с кухни.
Алёнушка засыпает и видит цветы, которые не могут решить, кто из них будет царицей.
Алёнушка отправляется на юг на божьей коровке и возвращается лишь к рождественской ёлке.
Воробьи её узнают, и она понимает, что стала царицей, так же как и любая другая девочка.
Основная мысль книги «Алёнушкины сказки»
Главная мысль этого сборника сказок в том, что нужно слушаться родителей и не делать глупостей.
Основная идея сборника в том, что ночью дети спать должны, а днём хорошо себя вести.
Чему учит книга
Сказки этого сборника учат быть честными, добрыми, отзывчивыми.
Никогда никого не обманывать и не брать чужого, не являться непрошенными гостями.
Учат не быть самоуверенными и не думать, что мы лучше всех.
Учит смеяться над своими недостатками и исправлять их.
Краткий отзыв по сборнику «Аленушкины сказки» для читательского дневника
Прочитав сказки этого сборника, я подумала о том, что каждый человек должен вести себя так, чтобы не стыдиться своих поступков.
Герои этих сказок часто совершали глупости.
Они хвастали, воровали, ругались, спорили по пустякам.
И почти всегда оказывались наказаны за такое поведение.
Это очень добрые, интересные и поучительные сказки.
Автору удалось через поведение животных, героев сказок, показать девочке, как не следует себя вести.
В каждой сказке можно найти примеры неправильного поведения и сделать нужные выводы.
Мне больше всего понравился хвастливый зайчик.
Он был хвастуном, но очень милым.
И ведь сумел напугать волка, пусть и случайно.
А ещё мне понравилась сама девочка Алёнушка.
Она была добрая и старалась всё делить поровну.
Я всем советую прочитать эти сказки и подумать о том, что у каждого есть маленькие недостатки.
Их надо уметь понять и исправить, чтобы над тобой никто не смеялся.
Отрывок, поразивший меня больше всего в сборнике:
Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.
Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.
Наконец, совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.
А Волк в это время бежал в другую сторону.
Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.