Почему мамин сибиряк назвал сборник сказок аленушкины сказки

Сказки

«Сказка про храброго Зайца » Д.Н. Мамин-Сибиряк стр. 187

1. Сказка, прочитанная тобой, входит в сборник «Алёнушкины сказки». Как ты думаешь, почему писатель дал такое название своему сборнику?

Дело в том, что все произведения в сборнике рассказываются девочке Алёне, которая является вымышленным персонажем.

С ней читатель знакомится ещё в самом начале сборника.

То есть автор подаёт свой сборник в виде сказок, что посвящены определённому человеку.

В этом случае им является персонаж Алёна.

Такая задумка автора очень интересна.

Читая отдельное произведение, а не весь сборник, нельзя догадаться, что это сказка для определённого слушателя.

2. Каким изображён Заяц в начале сказки?

Знакомясь с главным героем, мы узнаём, что с детства он был очень трусливым, боялся всего вокруг.

Поэтому первые строки произведения вызывают жалость к маленькому зверьку, который имел слабый характер.

Но в один момент всё переменилось – Заяц решил стать храбрецом.

Процесс его перевоплощения происходил очень забавным образом: от хвастовства и преувеличения до перепуга и реального бесстрашия.

Было очень интересно наблюдать за такой историей маленького зверька.

3. Придавали ли зайцу силы хвастливые слова?

Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы? Каким они его считали, когда у хвастуна язык «примёрз»?

Когда маленький хвастунишка оглашал о своей силе и способностях, казалось, он сам верил в то, что говорил.

Заяц очень вовлечено произносил речь о своём бесстрашии, чем и вызывал смех у слушателей.

Они то понимали, что это просто фантазии.

Ведь у главного героя не было опыта встречи с хищниками и все его рассказы – плоды воображения.

Но враз всё изменилось – Заяц увидел настоящего волка.

Тогда настало остолбенение и как пишет автор, заячий язык «примёрз».

Это значит, что хвастунишка больше не мог ничего сказать, у него отняло речь.

А причиной был жуткий испуг.

Видимо, такого страха Заяц ещё никогда не испытывал.

Он только воображал, что избавился от боязни, но, увидев опасность, понял, что это не так.

4. Что случилось с героями дальше?

Чем похож этот эпизод на народную сказку «У страха глаза велики»? К кому из героев можно применить эту поговорку?

С перепуга Заяц был не в силах управлять собой.

Он так спешил спастись, что своим поведением испугал самого Волка.

А его друзья, товарищи и просто слушатели решили, что Заяц целенаправленно прогнал страшного зверя.

Они начали благодарить храбреца за спасение и поверили в его сказанную речь.

Читайте также:  Рассказ для детей о профессии секретарь

Это подбодрило хвастунишку, и он понял, что всё не так уж и страшно.

Это произведение схоже с указанной сказкой тем, что герои преувеличивали происходящее.

Из-за этого у них возникал большой страх, который мешал им спокойно жить.

В случае с народной сказкой, источник страха вообще не представлял собой опасности.

А в случае с произведением Дмитрия Наркисовича – сначала зайчишка накручивал себе страхи, а затем действительно встретился с опасностью, которая угрожает жизни.

Но его реакция была настолько сильной, что он скорее умер бы не от хищника, а от разрыва сердца.

Такая поговорка характеризует поведение каждого героя этого произведения, в том числе Зайца.

Все они жутко боялись зверя, который в итоге и сам оказался не очень смелым.

Хотя их можно понять, ведь волк действительно, как правило, является для них смертельной опасностью.

5. Расскажи о Зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным, храбрым?

В сказке мы наблюдаем, как меняется характер главного героя.

Вначале – это трусливый, беззащитный зверёк.

Потом ему надоело быть таким, и он начал хвастаться своим бесстрашием.

Поэтому выступает перед нами смешным и глупым.

После пережитого испуга из-за встречи со страшным зверем, Заяц становится несчастным.

Ведь всё не так легко, как ему казалось. Но после того как все вокруг признали его храбрость, Заяц действительно превращается в бесстрашного храбреца.

6. Зачем писатель придумал сказку про храброго Зайца и рассказал её Алёнушке?

Это было сделано для того, чтоб девочка ничего не боялась и сладко спала.

А ещё сказка была написана для того, чтоб и другие читатели перестали бояться всего вокруг и накручивать себе лишние страхи.

Для этого писатель использует очень забавную историю маленького трусишки, который в итоге становится бесстрашным.

Источник

Читательский дневник по сборнику «Алёнушкины сказки» Дмитрия Мамина-Сибиряка

Автор: Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Название произведения: «Алёнушкины сказки».

Главные герои: Алёнушка, Заяц-хвастун, Комар, Воробей Воробеич, Ёрш Ершович, Канарейка, Индюк, Козявочка, Мурка, Воронушка.

Характеристика главных героев:

Алёнушка — Маленькая девочка, которая любила животных, но не хотела спать, не услышав сказки.

Заяц хвастун — Крикливый, трусливый, надутый.

Комар Комарович — Смелый, решительный, патриот своего болота.

Воробей Воробеич и Ёрш Ершович — Хвастуны и обманщики, воровали друг у друга.

Канарейка — Любила свободу и не любила клетку.

Умерла от холода и голода.

Индюк — Напыщенный, самоуверенный, важный.

Читайте также:  Проверочная работа по содержанию рассказа кавказский пленник

Глупый и недалёкий.

Козявочка — легкомысленная и весёлая, беззаботная.

Мурка — просто кот, который любил молоко.

Воронушка — жадная, жестокая, но сострадательная.

Краткое содержание сборника «Аленушкины сказки» и ссылки на читательские дневники по каждому произведению:

«Присказка»

Алёнушке пора спать, и папа начинает рассказывать ей сказки про самых разных зверей.

И вот девочка почти спит, но ушки слушают папины сказки.

Вырос в лесу Заяц, которому надоело бояться всего на свете.

Стал он хвалиться, что никого не боится. Волк услышал крики и подкрался к зайцам.

Хвастун испугался, прыгнул на спину волка и убежал. Волк тоже испугался.

А другие зайцы стали считать хвастуна храбрым.

Жила-была Козявочка, которая считала, что весь мир принадлежит ей одной.

Она летала и веселилась с друзьями и подругами.

Их ели птицы и лягушки, но меньше козявочек не становилось.

А потом пришла осень и Козявочка отложила яйца и умерла.

Пришёл на болото медведь, завалился спать, и передавил сотни комаров.

Обиделся Комар Комарович, стал требовать, чтобы убирался Миша с болота.

Потом собрал всех комаров и напал на медведя.

Как Миша не отбивался, пришлось ему бежать с болота.

Собрались куклы на Ванькины именины.

Но возник среди гостей спор о том, кто из кукол самый красивый.

Так спорили гости, что драться начали.

Рассердился Ванька на нерадивых гостей, вытолкал всех вон.

Жили-были два весёлых друга.

Но услышал раз трубочист Яша шум на реке.

Это ругались бывшие друзья. Один у другого червяка украл.

Пока Яша их судил, Воробей у него хлеб утащил.

Жила-была весёлая и молодая Муха, которая считала людей добрыми существами.

Но люди ополчились на мух, стали их бить и травить.

Пришла осень и большинство мух погибло. Муха осталась одна и проскучала всю зиму.

Весной она увидела молодых мушек и решила, что именно они делают лето.

Увидела ворона, как воробьи гоняют по двору незнакомую птицу.

Прогнала она воробьёв и познакомилась с канарейкой.

Стала канарейка жить у вороны в гнезде.

Канарейка ела только семена и иногда скучала по родной клетке.

Пришла осень. Канарейка голодала, и однажды умерла.

На птичьем дворе самой умной птицей считал себя индюк, над которым все смеялись.

Однажды птицы нашли странное существо, всё в иголках, и стали гадать, что это такое.

Индюк важно сказал глупость и ёж, а это был он, засмеялся.

Каждое утро молочко и овсяная каша ругались друг с другом, кипятились и заливали плиту.

Читайте также:  Рассказ про блокаду для детей средней группы

А Мурка каждое утро просил мяса и наблюдал за скворцами.

Каша и молочко попросили его рассудить их спор. И Мурка вылакал молоко.

Кухарка выгнала его с кухни.

Алёнушка засыпает и видит цветы, которые не могут решить, кто из них будет царицей.

Алёнушка отправляется на юг на божьей коровке и возвращается лишь к рождественской ёлке.

Воробьи её узнают, и она понимает, что стала царицей, так же как и любая другая девочка.

Основная мысль книги «Алёнушкины сказки»

Главная мысль этого сборника сказок в том, что нужно слушаться родителей и не делать глупостей.

Основная идея сборника в том, что ночью дети спать должны, а днём хорошо себя вести.

Чему учит книга

Сказки этого сборника учат быть честными, добрыми, отзывчивыми.

Никогда никого не обманывать и не брать чужого, не являться непрошенными гостями.

Учат не быть самоуверенными и не думать, что мы лучше всех.

Учит смеяться над своими недостатками и исправлять их.

Краткий отзыв по сборнику «Аленушкины сказки» для читательского дневника

Прочитав сказки этого сборника, я подумала о том, что каждый человек должен вести себя так, чтобы не стыдиться своих поступков.

Герои этих сказок часто совершали глупости.

Они хвастали, воровали, ругались, спорили по пустякам.

И почти всегда оказывались наказаны за такое поведение.

Это очень добрые, интересные и поучительные сказки.

Автору удалось через поведение животных, героев сказок, показать девочке, как не следует себя вести.

В каждой сказке можно найти примеры неправильного поведения и сделать нужные выводы.

Мне больше всего понравился хвастливый зайчик.

Он был хвастуном, но очень милым.

И ведь сумел напугать волка, пусть и случайно.

А ещё мне понравилась сама девочка Алёнушка.

Она была добрая и старалась всё делить поровну.

Я всем советую прочитать эти сказки и подумать о том, что у каждого есть маленькие недостатки.

Их надо уметь понять и исправить, чтобы над тобой никто не смеялся.

Отрывок, поразивший меня больше всего в сборнике:

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец, совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону.

Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

Источник

Познавательное и интересное