Когда медведи впадают в спячку?
Медведи впадают в спячку с середины осени или с началом зимы. Зимняя спячка медведей напрямую связана с погодой и окружающей температурой. Поэтому назвать точный месяц когда медведи впадают в спячку сложно. Обычно это происходит с образованием постоянного снежного покрова и когда температура стабильно держится ниже нуля. До наступления подобных погодных условий медведи просто странствуют по своим владениям.
Почему медведи впадают в спячку?
Медведи впадают в спячку, чтобы переждать суровую голодную зиму. Ведь основу рациона этих зверей составляет растительная пища, которую с наступлением холодной зимы весьма затруднительно отыскать. Поэтому летом медведи как следует отъедаются и нагуливают жир, чтобы пережить зиму в спячке.
Как медведь готовится к спячке?
Медведь готовится к спячке усиленно питаясь и накапливая значительные запасы питательных веществ в виде подкожного жира. Зимняя спячка медведя происходит в берлоге, которую он сам подготавливает, чтобы уютно провести в ней суровый зимний период.
Медведь перед спячкой обустраивает берлогу в укромном труднодоступном месте, обычно под поваленными деревьями или в прикорневых ямах. Случается, что медведи могут занимать пещеры и ущелья скал. Изредка зверь может выкопать себе убежище прямо в земле. Найдя хорошее место для зимовки, медведь часто возвращается туда из года в год.
Медведь в спячке
Время спячки медведей варьируется от нескольких месяцев до полугода. В основном это зависит от климатических условий. В южных районах, где преимущественно малоснежные зимы, медведи могут и вовсе не впадать в спячку, но они все также набирают жировые запасы, потому как кормовая база значительно уменьшается в зимний период.
Медведи спят занимая разные позы, кому-то удобно на боку, а кто-то лежит на спине. Обычно медведи спят по одному. Исключение составляют медведицы с детенышами, они залегают в спячку вместе. С приходом весны уже подросшие медвежата выходят с мамой из берлоги. Кстати, медведицы с медвежатами намного дольше живут в берлогах, чем одинокие особи. Меньше всего находятся в берлогах старые самцы.
Спячка бурого медведя не слишком глубокая, в случае опасности животное проснется и покинет берлогу, отравившись на поиски более безопасного места. Бывает, что медведь не успевает к спячке набрать необходимые запасы жира, тогда он может проснуться посреди зимы или вовсе не ложится спать, а начинает бродить в поисках пищи. Таких медведей называют шатунами, они очень опасны, потому что голод делает из них безжалостных хищников, которые нападают даже на человека. Чаще всего такие медведи до весны не доживают из-за недостатка пищи.
Степень замедления метаболических процессов у медведя зимой намного меньше, чем например у ежей, температура тела которых понижается во время спячки с 33 °C до 2 °C. При спячке температура тела медведя снижается в среднем с 37 °C до 31 °C, поэтому она и легко и быстро восстанавливается после пробуждения. Бывает, что даже во время спячки температура тела животного доходит до обычных значений. Во сне организм питается за счет жировых запасов, накопленных накануне.
Некоторые виды проводят в спячке часть беременности, и в этом случае роды происходят сразу после выхода из спячки. К примеру, спячка у белых медведей происходит не каждый год, да и впадают они в нее всего на несколько месяцев. Чаще всего это делают беременные самки. Берлогу белый медведь устраивает на материке или островах. Кроме бурого медведя в зимнюю спячку также впадает гималайский медведь, правда берлогу он предпочитает обустраивать на высоте, в дуплах старых деревьев. Однако, не все виды медведей впадают в спячку, например большая панда вовсе не спит.
Зимняя спячка случается не только у медведей, но и у других млекопитающих животных, например у барсука. Кстати, это единственный представитель семейства Куньих, который впадает в зимнюю спячку. К примеру, горностай из этого же семейства не ложится спать зимой. Также в спячку впадают многие виды грызунов, насекомоядных, некоторые виды летучих мышей, лягушки и другие.
Спячка у животных бывает 3 видов: суточная (у колибри и летучих мышей), сезонная (у млекопитающих, грызунов и насекомоядных), нерегулярная – обычно происходит при внезапном наступлении неблагоприятных условий. Кстати, что касается сезонной спячки, она бывает не только зимней, но и летней. Такая спячка характерна для животных, обитающих в пустынях и наступает в особо засушливые периоды.
Медведь после спячки
Медведь после спячки худой и голодный. За время зимней спячки медведи теряют все накопленные жировые запасы. Они просыпаются от чувства голода и наступления весеннего тепла. Выход медведя из спячки тесно связан с климатом. Где тепло приходит рано, медведь просыпается уже с первых дней весны, а где-то не выходит из берлоги до середины апреля. Подписывайтесь на обновления, чтобы первыми узнавать о выходе новых статей на нашем сайте.
Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе с использованием интерактивной доски «Почему медведь спит зимой»
Розина Александра
Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе с использованием интерактивной доски «Почему медведь спит зимой»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в разновозрастной группе (дети среднего и старшего дошкольного возраста).
Тема: «Почему медведь спит зимой«
Цель: Закрепить знания детей об изменении в жизни диких животных в зимний период времени.
1. Закрепить знания детей о диких животных.
2. Учить детей употреблять названия животных в именительном и косвенных падежах, образовывать притяжательные прилагательные.
3. Уточнить знания об окрасе животных в зимний период времени.
4. Расширить знания детей о том, где живет животное, что представляет собой его жилище, как называется.
5. Развивать память, абстрактное мышление и интонационную выразительность речи, посредством заучивания стихотворения, используя мнемотехнику.
6. Развивать зрительное и слуховое внимание.
6. Учить детей внимательно слушать друг друга.
7. Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к животным.
Оборудование: картинки диких животных в разные сезоны, жилища животных, мнемотаблица к стихотворению, игры с использованием интерактивной доски. Маска медведя, игрушечный медведь.
Мультфильм «Почему медведь спит зимой«.
Ход занятия.
Сюрпризный момент: Кто пришел в гости? (Загадка про медведя)
Внести игрушечного медведя.
Воспитатель сообщает, что мишка приготовил детям сюрприз, который покажет им в конце встречи, если они будут внимательными и активными.
А сейчас он предлагает поиграть.
Медведь живет в лесу со своими друзьями, а кто они вы узнаете, отгадав загадки по признакам этих животных.
Д/И «О ком я говорю?» (с использованием зашумленных картинок).
У всех взрослых животных есть детеныши, а как их называют, мы вспомним, поиграв в игру «На водопой». Мы с вами будем проговаривать стихотворение о взрослых животных и их детёнышах, выполняя различные движения.
Жарким днем лесной тропой Спокойно идут по кругу друг за другом
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок, Идут, громко топая.
За мамой-лисицей крался лисенок, Крадутся на носочках.
За мамой-ежихой катился ежонок, Приседают, медленно двигаются
За мамой-медведицей Идут вперевалку.
шел медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку.
Волчица вела за собою волчат. Идут на четвереньках.
Все мамы и дети напиться хотят. Поворачиваются лицом в круг,
Н. Нищева делают движения языком-
Мишке очень нравится с вами играть.
Чтобы мишку порадовать, выучим о нём стихотворение и красиво его расскажем. А красиво – это громко и выразительно. А чтобы нам легче и быстрее выучить стихотворение, используем волшебную картинку – схему.
Воспитательчитает стихотворение:
Почему, ты спишь зимой?
-Потому что снег и лед
Не малина и не мед!
(Рассмотреть мнемотаблицу, обсудить символы)
Можно почитать это стихотворение по ролям.
У каждого животного есть свой дом.Я предлагаю поиграть в игру: «Кто где живет?»
(на интерактивной доске)
Вы помните, как называется дом у белки, волка, медведя, лисы, зайца.
Чьё логово? – волчье.
Лиса живет в норе. Зимой нору заметает снегом. Остается тонкий узкий вход, а дальше она расширяется и становится просторной. Нору окружают высокие сугробы, и построена она на склоне холма.
Медведь живет в берлоге. Она сделана из сухих листьев, мха, сосновых и еловых ветвей, коры молодых елочек. Зимой все это покрывается снегом.
Чья берлога? – медвежья.
Заяц постоянных укромных жилищ не строит, выкапывает в спокойном месте лишь небольшую ямку или находит безопасное место под кустом, елочкой.
Мы вспомнили, какие животные живут в лесу, какого они цвета бывают в разное время года, как зовут детенышей животных, поговорили о жилище животных.
Медвежонок благодарит вас за интересную беседу и веселую игру.
И вот обещанный сюрприз.
«Почему медведь спит зимой» мультфильм.
Интегрированное занятие для средней группы «В гостях у сказки» (с использованием интерактивной доски) ”В гостях у сказки” Цель: Формировать навыки связной речи дошкольников. Задачи: 1)Обучающие: • упражнять в умении вслушиваться в речь.
Конспект игрового занятия по заучиванию стихотворения Владимира Орлова «Почему медведь зимой спит?» с помощью мнемотехники Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад «Лесная сказка» Конспект игрового занятия по заучиванию стихотворения.
Конспект НОД «Коврик из геометрических фигур» с использованием интерактивной доски Конспект НОД по аппликации из бумаги «Коврик из геометрических фигур» для детей средней группы с использованием интерактивного оборудования. Цель.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблицы «Домашние животные» Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблицы: «Домашние животные» Цель: Закрепить знания детей о домашних.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблиц Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: обучать детей пересказу сказки, учить детей.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мы — снежинки» (с использованием мнемотаблиц) Цель: формирование у детей умения воспринимать литературные произведения с помощью мнемотаблиц. Программные задачи: Образовательные: •.
Конспект познавательного занятия для детей старшей группы с использованием интерактивной доски «В гости к коту Семёну» Конспект познавательного занятия для детей старшей группы с использованием интерактивной доски Elite Panaboard «В гости к коту Сёмену» Цель:.
Конспект прогулки «Где спит зимой медведь?» в младшей группе Тема прогулки: «Где спит зимой медведь?» Цель: учить детей выполнять необходимые действия, получая результат; заботиться об окружающих.
Конспект НОД в средней группе «Почему медведь зимой спит»?
Лариса Жукова
Конспект НОД в средней группе «Почему медведь зимой спит»?
Конспект НОД в средней группе.
Развитие познавательных интересов детей.
Тема: «Почему медведь зимой спит»?
Цель: Формирование представлений об образе жизни животных зимой (медведя). Развитие любознательности и познавательной мотивации. Развитие внимательности и воображения.
Средства: Фланелеграф, дикие животные, вырезанные из бумаги, картинка с изображением спящего медведя в берлоге, игрушка – медведь.
Способы: Художественное слово, стихотворение И.Токмаковой:
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег
И под елкой снег, снег
А под снегом спит медведь.
Тише, тише …не шуметь.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, а у меня для вас сюрприз! (звучит музыка «Сюрприз») Открывает фланелеграф, покрытый тканью, а на нем дикие животные, вырезанные из бумаги.
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в игру?
Серый, злой, голодный- (волк)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были все внимательны и ответили правильно! А теперь, давайте вспомним, как зимуют медведи?
Дети: Медведи спят в берлоге!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему медведь спит зимой?
Дети: Зимой холодно, много снега, сугробы!
Воспитатель: Молодцы, ребята! А как питается медведь, если он спит всю зиму?
Воспитатель: Молодцы, ребята! А хотите послушать стихотворение?
Воспитатель читает стихотворение дважды,передавая интонацию:
Мишка, мишка! Что с тобою?
Почему ты спишь зимой?
Потому, что снег и лед
Не малина и не мед!
Ребята,кто был внимательным и услышал ответ на вопрос: Почему мишка спит зимой?
Ребенок: Потому, что снег и лед – Не малина и не мед!
Воспитатель: Молодец, Ирина, ты у нас самая внимательная!
Ребята, а в какое время года у нас малина и мед? Как вы думаете?
Воспитатель: Значит, чем питается летом медведь?
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы внимательны и любознательны! Значит, медведь летом ест малину и мед, запасается витаминами на зиму, а зимой медведь спит и сосет «витаминную» лапу. А теперь ребята, давайте повторим все вместе это стихотворение и выполним движения, согласны?
Дети: Да! (повторяют текст, передавая интонацию, и выполняют движение)
Мишка, мишка! Что с тобою? – руки вперед
Почему ты спишь зимою?- движение плеч
Потому, что снег и лед – руки вверх
Не малина и не мед! – руки в стороны.
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Медведь — лесной житель» (II младшая группа) Цель: • продолжать знакомить детей с лесными обитателями (лес – где растет много деревьев; живет в лесу медведь; зимой он спит в берлоге,.
Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования Уважаемы коллеги! Нашла в одной замечательной книге данную информацию, надеюсь, я не одна в этом нуждалась. В связи с введение ФГОС на дошкольную.
«Почему медведи спят зимой»
Лидия Вересова
«Почему медведи спят зимой»
Тема: Заучивание стихотворения Владимира Орлова «Почему медведь спит зимой»
1. Учить эмоционально читать наизусть стихотворение, соблюдая последовательность событий, с опорой на картинки – подсказки.
2. Расширять и уточнять знания детей о диких животных, их образе жизни.
3. Способность развитию чувства ритма.
4. Обогащать активный словарь детей.
1. Развивать зрительное и слуховое внимание.
2. Развивать зрительную и слуховую память.
3. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики посредством согласования речи с движением в физкультминутке и пальчиковой гимнастике.
4. Развивать диалогическую речь посредством заучивания стихотворения.
1. Воспитывать активность и внимание на занятиях.
2. Воспитывать умение слушать внимательно, не перебивать собеседника, развивать познавательные интересы.
3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помогать.
1)Беседы по лексической теме: «Дикие животные».
2) Просмотр диафильмов о жизни диких животных зимой.
3) Чтение художественной и познавательной литературы, загадки о диких животных.
Словарная работа:обогащение словаря словами: вперевалку, берлога.
Оборудование: мольберт, картинки – подсказки, «волшебная книга», игрушка медведя.
Ход занятия
Дети входят в зал, здороваются и садятся на стульчики.
Воспитатель: Посмотрите, телевизор. (заставка, мигают звездочки)
— Подает сигнал, значит готов с нами играть. Если загадку отгадаете, кто появится на экране вы узнаете.А вот и загадка:
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень
Лезет в берлогу до весны,
Там он спит и видит сны.
Кто это? (Медведь)
Воспитатель: Раз, два, три, на экран посмотри! (Показ слайдов)
Воспитатель: Кто это, ребята?
Дети: Медведь.
Рассказ воспитателя по слайдам.
Воспитатель: Ребята, о ком нам рассказал телевизор? (О медведе)
— А какое сейчас время года? (Зима)
— Что медведь делает зимой? (Спит)
— Посмотрите, мне кажется под елочкой берлога. Как вы думаете, кто там?
Дети: Медведь спит.
Воспитатель: Давайте тихонечко-тихонечко подойдем и посмотрим (Дети идут с воспитателем к елке)
— Правда, Мишка. Спит и тихонечко храпит.
Мишка, мишка, хватит спать.
Давай с ребятами играть.
Мишка, лапку подними.
Мишка, мишка покружись,
А потом земли коснись.
И животик свой потри.
Раз, два, три! Раз, два, три!
(Дети делают движения под текст)
Мишка просыпается, зевает
Мишка: Не время с вами мне играть.
Зимой должны медведи спать.
Воспитатель: Мы с ребятами хотим узнать, почему медведи всю зиму спят. Правда, ребята? (Да)
Мишка: В берлоге под подушкой у меня стишок,
Хочу, ребята, вас попросить
Стишок этот разучить.
Чтобы знали все в лесу,
Почему зимой я сплю.
Вы стишок мой разучите,
Всем ребятам в саду расскажите.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Послушайте Мишуткино стихотворение, которое называется «Почему медведь спит зимой?».
Воспитатель читает стихотворение, обращая внимание на игрушку – медведя:
Мишка, Мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
Потому что снег и лёд,
Не малина и не мёд!
Воспитатель: Почему же медведи спят зимой?
Дети: Зимой холодно, вокруг снег, нет еды.
Воспитатель: Хочется мне с вами поиграть.
Стихотворение буду я читать,
А вы картинки – подсказки к нему подбирать.
Воспитатель читает стихотворение, а дети выставляют картинки – подсказки на наборное полотно.
Мишка, Мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
Потому что снег и лёд,
Не малина и не мёд!
Мишка: Ох, как интересно. Я тоже хочу поиграть. Я буду стишок начинать, а ребята продолжать.
Мишка, Мишка. (Что с тобой)
Почему ты … (спишь зимой)
Потому что… (снег и лёд)
Не малина и не мёд!
Мишка: Какие молодцы! Стараетесь.
Воспитатель: Мишутка, а ребята тоже хотят с тобой поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Два медведя»
Сидели два медведя Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу,
На тоненьком суку. Пальцы в кулаках. Покачивания из стороны в сторону
Один читал газету, Разводим руки в стороны, как при чтении газеты
Другой молол муку. Стучим одним кулаком по-другому
Оба шлепнулись в муку. Кулаки падают на колени
Нос в муке, Показывают пальцем на нос
Хвост в муке, Показывают рукой на спину
Ухо в кислом молоке. Беремся пальцами за ухо
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: На картинке-подсказки вы смотрите
И стишок мне расскажите.
Воспитатель: А ты) иди и стишок нам расскажи. (один ребенок читает)
Воспитатель: А кто хочет быть мишкой? Вызываем одного ребенка, даем игрушку-медведя.
Я буду спрашивать, а ты отвечать. Воспитатель рассказывает вместе с ребенком.
Воспитатель: Давайте обыграем это стихотворение. У меня есть маска Медведя и косыночка для Машеньки. Воспитатель вызывает девочку и мальчика. Дети обыгрывают стихотворение.
Воспитатель: Мишенька, тебе понравилось?
Мишка: Да! Спасибо вам. Теперь вы расскажите моим друзьям, почему зимою не играю с ними я. С вами интересно, но мне пора ложиться спать. За то, что вы мне помогли, вам подарок. До свидания. До новых встреч.
Воспитатель: До свидания! Приходи к нам в гости весной. Воспитатель отдает игрушку.
Воспитатель: Молодец, ребята! Теперь и вы знаете, почему медведи спят зимой. Возьмите карандаши и под веселую песенку раскрасьте медвежонка.
«Белые медведи в Арктике». Рисунки в нетрадиционной технике Предлагаю Вашему вниманию не сложную для детей идею рисования белых медведей «Белые медведи в Арктике»(поролоном по трафарету) Цель: закреплять.
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с миром природы «Белые медведи» Конспект интегрированной ООД по ознакомлению с миром природы на тему «Белые медведи» воспитателя Ениной Е. И. логопедической подготовительной.
Непосредственная образовательная деятельность первая младшая группа «Вот и люди спят, вот и звери спят» Непосредственная образовательная деятельность в первой младшей группе Тема: «Вот и люди спят, вот и звери спят» Автор: Лютоева Алла Ивановна,.
Открытое занятие по рисованию с использованием трафарета «Белые медведи» в старшей группе ГБОУ СОШ №1155 дошкольное отделение №1 г. Москва ОТКРЫТАЯ НЕПОРСЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Подготовила: воспитатель Самусевич.
Стихотворение «О чём мечтает воспитатель, когда дети спят?» Детки спят, они устали, Вот и я шуметь не стала. Подзаправила кроватки, Убрала и все тетрадки. Будут детки крепко спать, Ну,а я начну метать.
Конспект комплексного занятия «Белые медведи. Жители Севера» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего возраста в группе №4 «Мишутка» по теме: «Белые медведи» Воспитатель:.
Почему медведь зимой спит
Много загадок хранит в себе природа, много еще неразгаданного и необъяснимого в ней. И все же, с ходом времени, в результате наблюдений и экспериментов человечеству удалось дать ответ на некоторые из них.
Например, почему медведь зимой спит и все ли виды этих животных впадают в спячку? Как в условиях абсолютной бескормицы животному удается сберечь жизнедеятельность организма на прежнем уровне и продолжить активно охотиться после длительного голодания? Почему бурые медведи впадают в зимний сон, а их белые сородичи – нет? На эти и другие вопросы даст ответы данная статья.
Почему медведь зимой спит
Примечание: Именно из-за невозможности полноценно питаться эти хищники впадают в спячку. Под спячкой понимают период замедления процессов жизнедеятельности во время малодоступности пищи, когда животное не может сохранять активность и прежний уровень метаболизма.
Характерными признаками зимней спячки называют: снижение температуры тела, замедление работы дыхательной системы и сердца, торможение нервной деятельности. Так, во время зимнего сна температура тела у бурого мишки понижается с 37-38 до 31-34 градусов, а его метаболические процессы замедляются. Однако этот сон не является очень крепким, ведь при малейшей опасности животное просыпается и может выходить из берлоги (рисунок 1).
Рисунок 1. С приближением зимы медведи становятся вялыми и начинают готовиться к спячке
Впадению в спячку предшествуют появление вялости, замедленности движений, снижение аппетита животного. В таком состоянии зверь не испражняется и не мочится, ведь все отходы жизнедеятельности перерабатываются в белки, необходимые для поддержания процессов жизнедеятельности. Продолжительность зимнего сна может составлять от 2,5 до 6 месяцев в зависимости от погодных условий и количества накопленных животным полезных веществ.
Спячка заканчивается весной с появлением первой травы. При этом медведи покидают свои убежища в разные сроки: первыми выходят взрослые самцы, потом – молодые особи. Самки с детенышами покидают берлоги в последнюю очередь – в апреле-мае. Это связано с тем, что самка приводит потомство в январе-феврале, поэтому с приходом весны детеныши еще слишком малы, чтобы выпускать их во внешнюю среду, полную опасностей. Уже сначала осени животные начинают усиленно питаться, подбирая ягоды и фрукты, поедая насекомых и овес. Таким способом они накапливают подкожный жир, столь необходимый им для зимней спячки, а у самок – еще и для выкармливания малышей.
Особенности спячки медведей зимой
Пища, потребляемая животными, является источником энергии, за счет которой они существуют. Поэтому, чем активнее образ жизни, тем в большем количестве энергии нуждается организм, тем больше пищи следует потреблять. Поэтому, при недостаточном количестве корма появляется необходимость снизить интенсивность всех обменных процессов, что можно достичь, пребывая в состоянии покоя (рисунок 2).
Примечание: Именно по этой причине медведи впадают в зимний сон, когда растительная пища, что составляет 80% их рациона, исчезает.
Тем не менее, даже во время спячки животное может просыпаться в случае опасности и проявлять достаточную активность. Это объясняется тем, что расходы энергии во время зимнего сна минимальны, а клетки получают ее ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизнедеятельности организма. Запасы жира и гликогена, накопленные за активный период года, расходуются постепенно, поэтому их хватает до наступления весны. И напротив, животное, недостаточно запасшееся жиром, имеет гораздо меньше шансов проспать до весны. Голодный зверь выходит из берлоги раньше времени и бродит в поисках пищи, оставаясь агрессивным и опасным для человека. Медведь-шатун может нападать на собак или домашнюю скотину, ищет еду на свалках или попрошайничает у людей, выходя на автомобильные дороги.
Рисунок 2. Во время спячки все процессы жизнедеятельности замедляются
Кроме жира и гликогена, еще одним источником энергии является кислород. Во время зимнего сна организм малоактивен, его ткани нуждаются в небольшом количестве кислорода и питательных веществ, поэтому кровь, которая их переносит, двигается гораздо медленнее, частота сокращений сердца уменьшается, частота дыхания значительно снижается, соответственно, затраты энергии сокращаются. И хотя после зимней спячки зверь может потерять до половины массы собственного тела, он все же находит силы выйти из берлоги и начать активную жизнедеятельность даже после 3-месячной голодовки.
Наблюдая за животными в берлоге, ученым удалось узнать, что хищники не сосут лапы, как принято считать, а облизывают их, чтобы унять зуд, который возникает в результате смены кожного покрова на подушечках конечностей. Таким образом, впадение в зимнюю спячку – это заложенный генетически защитный механизм, позволяющий организму медведя приспособиться к недостатку питательных ресурсов.
Как медведь зимой спит в берлоге
В теплой и безопасной берлоге медведь может проспать всю зиму. Чаще всего животное располагается на боку, свернувшись клубком, иногда – на спине, реже – в положении сидя, опустив голову между лап. Самцы и молодые половозрелые особи спят поодиночке, а самки, у которых есть детеныши-сеголетки, укладываются вместе с ними (рисунок 3).
Примечание: В отличие от других животных, которые во время зимней спячки цепенеют и не подают признаков жизни, температура тела понижается незначительно, всего на 3-5 градусов, их сердце бьется ритмично, хотя и сбавляет свой темп, а дыхание становится несколько реже. Поэтому зверь легко пробуждается от зимнего сна в случае тревоги, а нередко и сам покидает берлогу при длительных оттепелях, возвращаясь в нее при ощутимом похолодании.
Если температура в берлоге становится очень низкой, дремлющее животное просыпается, зарывается поглубже и снова засыпает. Во время зимнего сна организм животного не выводит продуктов жизнедеятельности, а повторно перерабатывает их в полезные белки и воду.
Рисунок 3. Виды и устройство берлоги
Понадобилась не одна тысяча лет естественного отбора, чтобы сформировалась такая сложная система приспособлений животного к суровым климатическим условиям. Зимняя спячка бурого медведя обычно продолжается около четырех месяцев (со второй половины ноября по первую половину апреля), что зависит от погодных условий, возраста и здоровья животного.
Почему белые медведи не спят зимой
Бурый и белый медведи, произошедшие от общих предков всего 150 тысяч лет назад, и нередко скрещивающиеся в дикой природе, разительно отличаются повадками и способом жизни. Так, бурый мишка в холодное время года впадает в состояние зимнего сна, а вот его белый собрат почти не спит зимой. Он дремлет более чутко и непродолжительно, обычно в весенне-зимний период. Исключение составляют только беременные или выкармливающие новорожденных малышей самки.
Рисунок 4. Белые медведи сильно отличаются от своих бурых сородичей
Особенности такого поведения объясняются тем, что рацион белого медведя состоит, в основном, из мяса тюленей и рыбы, которые доступны почти круглый год, даже во время зимних холодов, когда он имеет возможность охотиться на них по крепкому льду. Хищники выхватывают тюленей из лунок, сквозь которые те дышат, или же хватают нерп на льду во время отдыха. К концу лета, когда лед почти полностью тает, медведю становится сложнее охотиться, поскольку добыча легко уплывает от него или убегает по суше. Тогда животному приходится довольствоваться тушами мертвых китов или моржей, найденных на берегу, а иногда и вовсе голодать.
Примечание: В такие периоды временного голодания животные как бы «спят на ходу». Иными словами, их организм имеет все признаки спячки. Так, концентрация мочевины в их крови резко падает, что у бурого медведя вызывает вялость, сонливость и потерю аппетита.
Белый же медведь в спячку не впадает, а при наличии пищи способен поднять концентрацию мочевины до нормального уровня:
До рождения малышей они, преимущественно, спят. Детеныши (обычно двое) появляются на свет, как правило, в ноябре-январе и остаются в берлоге до весны. Находящаяся вместе с ними самка находится в состоянии зимнего сна, то есть, не ест, не пьет, и не испражняется, выкармливая при этом потомство молоком (рисунок 4). Все эти процессы возможны благодаря тому, что сразу после спаривания, которое происходит в апреле-мае, беременные самки начинают усиленно питаться, чтобы накопить необходимый запас питательных веществ. Нередко медведицам удается повысить массу своего тела на 200 килограмм, при этом развитие зародышей приостанавливается на ранней стадии и возобновляется только осенью, ближе ко времени залегания самки в берлогу, что зависит от нескольких факторов, например, погодных условий или темпов накопления животным питательных веществ. Интересным также является тот факт, что за период зимнего сна медведице удается не только выкормить малышей, но и не потерять массы костей и мышц, ведь во время спячки расходуются только жировые отложения. Из всего выше описанного выходит, что именно белые медведи более всего приспособлены к зимнему сну.
В видео вы сможете увидеть, как выглядит берлога для зимней спячки медведя.