Почему многие герои сказок писателя киплинга животные

Сказки

Животные в сказках Р. Киплинга, особенности творческой манеры писателя

Джозеф Редьярд Киплинг (1865— 1936) провел детские годы в Индии, где служил чиновником его отец-англичанин, и навсегда полюбил эту страну, ее природу, ее людей и культуру. Родился он в год, когда вышла в свет «Алиса в Стране Чудес» Кэрролла; очень рано познакомился с этой книгой и знал ее чуть ли не наизусть. Как и Кэрролл, Киплинг любил развеивать въевшиеся в обыден­ное сознание ложные представления и понятия.

Творчество Киплинга — одно из самых ярких явлений неоро­мантического направления в английской литературе. В его произ­ведениях показан суровый быт и экзотика колоний. В своей по­эзии и прозе писатель утверждал идеал силы и мудрости. Приме­ром такого идеала для него были люди, выросшие вне разлагаю­щего влияния цивилизации, и дикие звери. Он развеял расхожий миф о волшебном, роскошном Востоке и создал свою сказку — о Востоке суровом, жестоком по отношению к слабым; он рас­сказал европейцам о могучей природе, требующей от каждого су­щества напряжения всех физических и духовных сил.

В течение восемнадцати лет Киплинг писал сказки, новеллы, баллады для своих детей и племянников. Мировую известность получили два его цикла: двухтомная «Книга джунглей» (1894—1895) и сборник «Просто так» (1902). Произведения Киплинга зовут маленьких читателей к размышлениям и самовоспитанию. До сих пор английские мальчики заучивают наизусть его стихотворение «Если. » — заповедь мужества.

Писателю были известны реальные случаи, когда дети взращи­вались в стае волков или обезьян: эти дети уже не могли стать на­стоящими людьми. И все-таки он создает литературный миф о Маугли — приемном сыне волков, который живет по законам джун­глей и остается при этом человеком. Повзрослев и возмужав, Мауг­ли уходит из джунглей, потому что ему, человеку, вооруженному звериной мудростью и огнем, уже нет равных, а в джунглях этика охоты предполагает честную борьбу достойных противников.

Двухтомная «Книга джунглей» представляет собой цикл но­велл, перемежающихся стихотворными вставками. Не все новел­лы повествуют о Маугли, часть из них имеет самостоятельные сюжеты, например новелла-сказка «Рикки-Тикки-Тави».

Своих многочисленных героев Киплинг поселил в дебрях Цент­ральной Индии. Авторский вымысел опирается на множество до­стоверных научных фактов, изучению которых писатель посвятил много времени. Реализм изображения природы согласуется с ее романтической идеализацией.

Другая «детская» книга писателя, получившая широкую изве­стность, — сборник сказок, названный им «Просто так» (можно перевести и «Просто сказки», «Простые истории»). Киплинга ув­лекало народное искусство Индии, и в его сказках органично со­четаются литературное мастерство «белого» писателя и мощная выразительность индийского фольклора. В этих сказках есть нечто от древних легенд — от тех сказаний, в которые верили и взрос­лые на заре человечества. Основные герои — животные, со свои­ми характерами, причудами, слабостями и достоинствами; они похожи не на людей, а на самих себя — еще не прирученных, не расписанных по классам и видам.

Маленькому чи­тателю как будто предлагается подумать, что еще можно было бы предпринять, чтобы избежать дурных последствий. Слоненок из-за своего любопытства навсегда остался с длинным носом. У Но­сорога шкура оказалась в складках — из-за того, что он съел пи­рог человека. За маленькой оплошностью или виной — непопра­вимое большое следствие. Впрочем, оно не портит жизнь в даль­нейшем, если не унывать.

Каждый зверь и человек существуют в сказках в единствен­ном числе (ведь они еще не представители видов), поэтому их поведение объясняется особенностями личности каждого. А иерар­хия зверей и людей выстраивается согласно их сообразительно­сти и уму.

Сами сюжеты остроумно-поучи­тельны.

Представить мир иным, чем его знаешь, — уже одно это тре­бует от читателя яркого воображения и свободы мысли. Верблюд без горба. Носорог с гладкой шкурой, застегнутой на три пугови­цы, Слоненок с коротким носом, Леопард без пятен на шкуре, Черепаха в панцире на шнурках. Сказочная земля Киплинга по­добна детской игре своей живой подвижностью.

Киплинг был талантливым рисовальщиком, и самые лучшие иллюстрации к собственным сказкам нарисовал он сам.

В начале 20-х годов сказки и стихи Р.Киплинга были переведе­ны К. Чуковским и С. Маршаком. Эти переводы и составляют боль­шую часть его произведений, издаваемых у нас для детей.

Источник

Анализ жанровых особенностей сказки Р. Киплинга «Книга джунглей»

Автор: Петрушина Татьяна Николаевна Категория: Have Ur Word Дата: Авг. 04, 2014

Несмотря на название, обе «Книги» представляют собой сборники иногда совершенно оторванных друг от друга сказок (есть даже сказка про белого морского котика, не имеющая никакого отношения ни к джунглям, ни к Индии), выстроенных по мозаичному принципу. Кроме того, цикл про мальчика из волчьей стаи Киплинг начал писать с конца. Первая история появилась ещё до «Книг джунглей» в 1893 году в сборнике «взрослых» рассказов писателя «Много выдумок». Здесь мы видим уже взрослого и женатого Маугли, работающего лесничим и рассказывающим о своём чудесном «усыновлении». Но образ Маугли оказался довольно плодотворным и притягательным, поэтому Киплинг решил взять решил показать начало этой истории в своём новом сборнике сказок (хотя в первой «Книге джунглей всего три рассказа о Маугли, а второй – пять). Также он включил сюда довольно много стихов (например, «Закон Джунглей», «Дорожная песня Бандар-Логов», «Единственный сын», «Песнь маленького охотника»), некоторые из которых были написаны им ранее и совсем по другому поводу.

Всё это лишь подтверждает мысль о том, что внезапное предложение писательницы Мэйп Додж написать сказку о джунглях смутило «серьёзного» писателя Киплинга и заставило его обратиться к другим своим историям, т.е. последовать занятной традиции всех английских сказочников.

В связи с этим мы можем увидеть в «Книге джунглей» и отличительную черту, свойственную скорее индийскому фольклору, чем классической английской сказке. Киплинг, как уже отмечалось ранее, соединил в «Книгах джунглей» поэзию и прозу: каждый фрагмент возникает в поэтическом обрамлении. Идея в тезисной форме заявлена в стихе-эпиграфе. Прозаичный текст его развивает, конкретизирует. В завершающем стихе идея поднимается к абсолюту, мифологическому символу. Такая структура разрешает трансформировать реальность в миф, показать художественные поиски эпохи, которые отобразились в «Книге джунглей» очень своеобразно. Эпохальную проблему соотношения «культурного» и «естественного» Киплинг решает, озираясь не на Ж.Ж. Руссо, а на Ч. Дарвина и Ф. Ницше. Джунгли Киплинга — это мир беспрерывной борьбы за существование, где побеждает сильнейший.

Читайте также:  Рассказы ветеринаров о животных и о своей работе

Сам и нстинкт жизни порождает Закон джунглей, который регламентирует порядок. Поэтому мир джунглей мыслится как иерархический и упорядоченный мир: семья, стая (вид), народ. Стая всегда имеет предводителя, власть которого безусловна, ведь она обеспечивает порядок, или — жизнь. Общество без предводителя (Бандар-Логи) — это анархия, которая приводит к самоуничтожению. Закон джунглей разрешает охоту (убийство ради жизни), но запрещает убийство ради развлечения. Через «Книги джунглей» проходит идея возражения хаосу, но — утверждение жизни.

Но если джунгли предстают перед нами как модель целого мира, то кого и что подразумевал Киплинг в своих персонажах? Чтобы ответить на эти вопросы перейдем к более детальному разбору в следующей части.

Но прежде сделаем вывод к проведённому анализу сказки Р. Кипилинга, который позволил выделить следующие жанровые характеристики английской авторской сказки, присущие сказке «Книга джунглей»:

– автор Р. Киплинг не являлся детским писателем,

– его сказка возникла на основе предыдущих произведений, индийских мифов и историй, работ Ч. Дарвина, Ф. Ницше и Ж.Ж. Руссо,

– герой сказки – мальчик, а впоследствии юноша Маугли и его друзья-животные,

– персонажи сказки не были выдуманы авторами, их прототипами стали реальные звери и люди,

– персонажи сказки всегда помещаются в трудные обстоятельства, выход из которых они ищут сами,

– сказка «Книга джунглей» полна фразеологизмов, метафор, аллегорий и переверзий;

– сказка имеет мифологическую основу;

– конец сказки лиричный и немного печальный.

Источник

«Маугли» главные герои

В книге Киплинга соединены несколько рассказов, которые порою не связаны друг с другом. Литераторы не сразу определились с жанром произведения – сказка не похожа на классическую, перекликается с рассказом и мифом. Главные герои “Маугли” наделены человеческими чертами и именами, за которыми кроется определённый смысл. Сказка – кладезь мудрости, хорошего юмора, интересных и поучительных историй. В сказке “Маугли” герои – пример мудрости и величия самой природы. Характеристика персонажей может быть полезна для читательского дневника и подготовки к занятиям внеклассного чтения.

Характеристика героев “Маугли”

Главные герои

Отец Волк и мать Волчица

Добрые, мудрые, заботливые родители Маугли. Именно они спасли его от смерти, когда он был малышом: не отдали на растерзание тигру Шер Хану. Они заступались на совете за человеческого детёныша, обещая принять его в семью и воспитывать, как собственного ребёнка. Волчицу-мать в молодости называли “демоном” за резкий характер и умение драться “на смерть”. Её боятся и уважают даже больше, чем волка-отца. Волки вырастили Маугли, научили законам джунглей, любят и защищают его. Верят, что когда-нибудь он отдаст долг и спасёт зверей, ведь человек сильнее и умнее их всех.

Маугли, человеческий детёныш

В начале повествования ему около года-двух. Родители, спасаясь от тигра, оставили ребёнка в джунглях, посчитав погибшим. Благодаря решению волков и их заботе, он выжил, обрёл семью, научился жить в дикой природе. Умный, смелый, ловкий, добрый. В благодарность за заботу помогает обитателям джунглей выбраться из трудных ситуаций. Часто вынимает острые занозы (они причиняют мучительную боль беспомощным животным) из лап волчат и взрослых волков, такая работа под силу только человеку. Его любят и считают братом все лесные обитатели. Человеческая природа берет верх, душа Маугли стремится к людям, все понимают, что расставание неизбежно.

Акела

Вожак волчьей стаи, старый волк. За время его правления, никто не остался голодным или раненым, волки не попадали в ловушки, капканы, не погибали. Он справедлив, добр, великодушен. На последней охоте его подставляет Шер Хан, из-за этого Акела промахивается. По закону джунглей, если вожак промахнулся на охоте, значит он стар, его убивает собственная стая.

Старый медведь, живущий в джунглях, воспитывает и обучает волчат. Неуклюж, ленив, строг, умён. Заботится о Маугли трепетно и терпеливо, иногда с горяча шлёпает его своей большой лапой. Не умея рассчитывать силу, переживает, что ударил больно. Понимает превосходство человека перед животными.

Багира

Умная, хитрая, добрая, справедливая, расчётливая пантера. Родилась и росла в неволе, однажды инстинкт взял верх, и она вырвалась на свободу. С Багирой считаются в джунглях все, она внушает страх и уважение. На совете внесла выкуп (тушу буйвола) за то, чтобы Маугли оставили в стае. Учит и предупреждает человеческого детёныша об опасности. Умеет просчитывать события на шаг вперёд: предложила Маугли добыть “красный цветок”, чтобы защитить Акелу и наказать Шер Хана.

Шер-Хан

Горный удав, самый старый и мудрый представитель джунглей. Всегда на стороне правды, иногда действует импульсивно. Харизматичен и уважаем среди обитателей джунглей.

Второстепенные персонажи

Лизоблюд Табаки

Шакал, прислужник Шер Хана. Разносит по джунглям слухи, разжигает споры и конфликты, очень трусливый. Время от времени Маугли поколачивает его об дерево, схватив за хвост. Звери прогоняют его, никто не желает находиться в обществе болтуна и вруна.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Фотоальбом

Метки

Цитатник

«Королева Голливуда» Элизабет Тейлор (Dame Elizabeth Taylor) | Национальная портретная галерея (Лонд.

Как люблю я цветы луговые, что на воле весной расцвели. Юрий Николаевич Панцырев БукетноПо.

Эдуард Асадов. «Эпитафии по заслугам. » //s55.radikal.ru/i150/1108/6a/62333b40f69f.jp.

Марлен Дитрих / Marlene Dietrich (1901-1992) https://i.yapx.ru/MXU6e.png 01. Marlene Di.

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ АВТОРЕ ЛЮБИМОЙ КНИГИ ПРО МАУГЛИ- РЕДЬЯРД КИПЛИНГ

30 декабря 1865 года в Бомбее родился Редьярд Киплинг, ставший в 1907 году первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе. Широкую известность Редьярду Киплингу принесли его сказки и рассказы о жизни в индийской колонии: «Ким», «Рикки-Тикки-Тави» и всеми любимая «Книга джунглей». Интересные факты о Редьярде Киплинге и его самой известной книге — «Книге джунглей».

Редьярд Киплинг в детстве

Редьярд Киплинг вступает в должность ректора

Редьярд Киплинг в возрасте 60 лет на обложке журнала «Time», 27 сентября 1926 года

Первая публикация «Книги джунглей»

Редьярд Киплинг в последние годы

Сегодня очень трудно сказать, кто является самым популярным британским писателем, так как эта страна подарила миру множество гениев. И Редьярд Киплинг, безусловно, стоит в их списке одним из первых. Он подарил читателю великолепные истории о совершенно новом, другом мире, где человек живет в гармонии с природой. В каждую строчку своих рассказов Редьярд Киплинг вкладывал свои собственные чувства по отношению к Индии, именно поэтому его книги неподвластны времени.

Читайте также:  Рассказ о временах года на немецком языке 5 класс
Рубрики: ЛЮДИ И СУДЬБЫ
художественная литература
интересные факты
зарубежные писатели и поэты

Метки: редьярд киплинг

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Nokia Music

курник

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Шутливый гороскоп блоггера

Гороскоп для «виктория_берёза» на 16 февраля 2009

Карма блогосферы сильно попортится, если вы поддадитесь порыву попристальнее перечитать последние записи m_luba-7. Карма Яндекса благоприятна для таких начинаний, как более интенсивно комментировать T-L. Имеется вероятность ссоры с ПЧ дневника Shemochka. Вероятно, вы совершенно случайно столкнетесь с Firisa.

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Кто есть кто в «Книге джунглей» Р. Киплинга?

Бандар-Логов и сейчас можно встретить у развалин Ангкора. (Фото: Dirk Ott, Shutterstock)

Бандар-Логи – наверное, единственный пример прямой аллегории и сатиры в «Книге Джунглей». Практически все сходятся во мнении, что в образе болтливых, наглых и самовлюбленных обезьян Киплинг изобразил, столь нелюбимую им, либеральную интеллигенцию. Чего стоит только одно заявление – «Все джунгли будут думать завтра так, как обезьяны думают сегодня».

«Браво! Брависсимо! Ну ка опять!
Мы, словно люди, умеем болтать!
Мы не притворщики, Брат. Ерунда!
С гибким хвостом и беда не беда!
Светит для нас обезьянья звезда!

. Для всех мы отбросы, так что же!
Мы корчим ужасные рожи!
Напрасно смеетесь! Мы скачем по пальмам
навстречу великим делам!»

Однако, образ Бандар-Логов значительно шире. По сути, это «обратная сторона» человечества, антитеза Маугли, его «кривое зеркало». Недаром сначала они кажутся человеческому детенышу такими похожими на него, а затем уже кричащая толпа людей напоминает ему обезьян. Бандар-Логи – это карикатура на то, во что превращаются люди, забыв Закон и Порядок.

«– Балу ударил меня по голове, – сказал Маугли, – и я убежал, а серые обезьяны спустились с дерева и пожалели меня. А другим было всё равно. – Он слегка всхлипнул.
– Жалость Обезьяньего Народа! – фыркнул Балу. – Спокойствие горного потока! Прохлада летнего зноя! …У них нет Закона. У них нет своего языка, одни только краденые слова, которые они перенимают у других, когда подслушивают, и подсматривают, и подстерегают, сидя на деревьях. Их обычаи – не наши обычаи. Они живут без вожака. Они ни о чем не помнят. Они болтают и хвастают, будто они великий народ и задумали великие дела в джунглях, но вот упадёт орех, и они уже смеются и все позабыли. Никто в джунглях не водится с ними».

Если коснуться зоологии, то прообразом Бандар-Логов, скорее всего, являются макаки-резусы. Эти хвостатые забияки, считаются у индусов, священными животными, в результате чего в Индии они совсем не боятся людей и ведут себя, как банда распущенных хулиганов.

Кстати, Обезьяний город, в который Бандар-Логи уносят Маугли, фактически срисован Киплингом с развалин город Ангкор, который был обнаружен европейцами лишь в середине XIX века. Сейчас этот памятник древней Кхмерской цивилизации (IX-XV вв.) находится в Камбоджи. Впечатляющий храмовый комплекс, который пришел в упадок и был поглощен джунглями, производит сильное впечатление даже на фотографиях – особенно стволы и корни деревьев, пронзившие здания и практически слившиеся с ними. И как во времена Киплинга, среди этого зримого напоминания о «тщете всего сущего» резвятся неунывающие стаи Бандар-Логов.

«Все в джунглях знали Багиру, и никто не захотел бы становиться ей поперек дороги, ибо она была хитра, как Табаки, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон. Зато голос у нее был сладок, как дикий мед, капающий с дерева, а шкура мягче пуха».

Начну с малоизвестного факта. Оказывается на самом деле Багира у Киплинга – это. самец! Кстати как и в знаменитом мультфильме Диснея. Свой пол это животное поменяло в русском переводе, благодаря тому, что слово «пантера» у нас однозначно женского рода. А ведь именно на этой особенности во многом выстраевается образ Багиры в советском мультфильме, где она – само воплощение красивой, изящной и при этом сильной и опасной женственности.

Несмотря на то, что эта эффектная черная кошка с горящими глазами знакома каждому, в зоологической систематике кошачьих вы ее не найдете. И всё потому, что такого ВИДА как просто «пантера» нет. Зато есть такое явление, как меланизм – переизбыток красящего пигмента меланина – в результате которого отдельные особи леопардов приобретают темную окраску. Правда, и в этом случае сплошной чернотой ни одна пантера похвалиться не может. На солнечном свету на темной шкуре можно рассмотреть проступающие пятна.

Кстати, в западной литературе таких, как Багира, принято называть «черными пантерами», потому что отдельно слово «пантера» там обозначает всё того же «классического» пятнистого леопарда.

Гордая и независимая Багира в сказке Киплинга недаром стала защитницей и наставницей Маугли, ибо она – единственная обитательница джунглей, рожденная в неволе королевского зверинца – лучше иных понимала людей – их особенное положение и особенную силу.

«– …Летучую мышь мне на голову! Кормите меня одними гнилыми костями! Спустите меня в дупло к диким пчёлам, чтобы меня закусали до смерти, и похороните меня вместе с гиеной! Я самый несчастный из зверей! Ара-лала! Ва-у-у! О Маугли, Маугли, зачем я не остерёг тебя против Обезьяньего Народа, зачем я бил тебя по голове? Я, может, выбил сегодняшний урок из его головы, и мальчик теперь один в джунглях и забыл Заветные Слова!»

Добродушный, ворчливый, медлительный старый Балу… Единственный зверь другого вида, допускаемый на Совет Стаи, учитель Закона Джунглей у волчат… Первый (после Матери-волчицы), кто встал на защиту Маугли и всем сердцем полюбил своего «самого способного» (и часто неблагодарного) ученика… Казалось бы всё ясно, но остается один вопрос – какой именно «породы» был этот сердечный медведь?

Для создателей советского мультфильма прообразом Балу явно служил вид, так называемого, белогрудого или гималайского медведя. Эо относительно небольшой медведь с вытянутой мордой, большими когтями и черной шкурой, украшенной характерным белым воротником.

Однако в оригинале у Киплинга ясно написано «…Baloo, the sleepy brown bear…», что Н. Дарузес достаточно точно переводит: «…Балу, ленивый БУРЫЙ медведь». То есть, автор имел в виду не белогрудого, а вполне знакомого нам по народным сказкам солидного бурого Топтыгина. Мотивы создателей мультфильма можно понять – белогрудый медведь встречается в Индии не в пример чаще бурого. Но, как говорится, «написанного пером…».

Читайте также:  Про что книга денискины рассказы драгунский

Старый мудрый Каа – наверное, самый внушительный и опасный из друзей Маугли, по-своему прикипевший к нему своей холодной змеиной душой. (Фото: Nimmervoll, Shutterstock)

Старый мудрый Каа – наверное, самый внушительный и опасный из друзей Маугли, по-своему прикипевший к нему своей холодной змеиной душой. Его прообразом, скорее всего, послужил тигровый питон, который наряду с питоном сетчатым и удавом анакондой оспаривает пальму первенства на титул самой длинной змеи. Поэтому и, указанная Киплингом, длина Каа – «тридцать футов» (т.е., 9 метров) – не сказочное преувеличение.

Явной выдумкой является лишь внушительная сцена массового гипноза Бандар-Логов. Истоки этого поверья связаны с особенностями змеиных глаз. Дело в том, что веки у змей приросли к роговице и стали прозрачными – отсюда этот немигающий «гипнотический» взгляд. В остальном Киплинг прав – обезьяны действительно излюбленное «блюдо» рациона как питонов, так и удавов.

Кстати, гипнозу Каа не поддавался только Маугли. Он не мог понять, чего так боятся Багира и Балу, а завораживающий Танец Голода вообще не оценил.

«Я видел только большую змею, которая выписывала зачем-то круги по земле, пока не стемнело. И нос у Каа был весь разбит. Ха-ха!»

Маугли было бы не очень смешно, знай он, как его родственники из Homo sapiens растекаются мозгами в летаргическом трансе под холодными глазами телевидения и неоновых огней, безропотно внимая политикам, самопровозглашенным мессиям и даже обычной зубной пасте.

Табаки в природе. (Фото: Hedrus, Shutterstock)

Могучий и одновременно ущербный хищник… Одиночка, пытающийся поставить себя выше Закона Джунглей, но гибнущий от руки истинного Господина – человека Маугли… Таким предстает Шерхан в сказке Киплинга. Прообразом его послужил бенгальский подвид тигра чрезвычайно распространенный в Индии. Писатель недаром изображает Шерхана хромым – ведь именно тигры-калеки чаще всего становятся людоедами.

Следом за тигром всегда следует «лизоблюд» Табаки – коварный, хитрый с ядовито-льстивым языком, интриган и сплетник. Азиатские (да и другие) шакалы, действительно нередко сопровождают крупных хищников в поисках объедков с «царского» стола. Однако нельзя сказать, что в природе крупные хищники им очень рады. Прообразы Табаки отличаются завидной нахальностью и смелостью и способны воровать куски добычи прямо из под носа своих благодетелей.

Кстати, и у Киплинга шакал выглядит гораздо более опасным, чем его мультипликационный образ, да и не таким трусоватым. Писатель мотивирует это тем, что Табаки способен разносить «дивани» – по-нашему, бешенство.

Рыжие собаки дхоле

«. рыжие собаки из Декана идут войной, а волки знают очень хорошо, что даже тигр уступает этим собакам свою добычу. Они бегут напрямик через джунгли и всё, что попадается им навстречу, сбивают с ног и разрывают в клочья. Хотя Дикие Собаки не так крупны и не так ловки, как волки, они очень сильны, и их бывает очень много. Дикие Собаки только тогда называют себя Стаей, когда их набирается до сотни, а между тем сорок волков – это уже настоящая Стая».

www.ru.wikipedia.org)» border=»0″ alt=»Красный волк из «Красной книги». (Фото: Ralf Schmode, www.ru.wikipedia.org)» width=»200″ height=»142″ src=»https://www.liveinternet.ru/img/content/i75/75024.jpg»/>
Красный волк из «Красной книги». (Фото: Ralf Schmode, www.ru.wikipedia.org)

Сметающая всё на своем пути лавина рыжих псов, пришедших в Джунгли с южных горных лесов Декана – наверное, одно из самых крупных зоологических преувеличений в сказках про Маугли. И хотя Свободный народ серых волков презрительно называет пришельцев собаками, в науке этот вид известен под названием «красный волк». Цвет шерсти этих хищников действительно варьирует от рыжеватого до красно-коричневого. Правильно описал Киплинг и их более мелкие, чем у серых волков, размеры, и чрезвычайно пушистые хвосты (один из которых так лихо отрезал Маугли), и кочевой образ жизни. Да и в стаи красные волки могли объединяться довольно крупные.

И всё же до орды, изображенной в «Книге Джунглей», им, ох, как далеко (максимум набирается 30-40 особей). Ни Каа, ни Багире, ни уж тем более Шер-Хану такой «банды» бояться особо нечего. Другое дело – копытные. С ними красные волки обходятся довольно жестоко, порой начиная поедать жертву до того, как та испустит дух. А что касается сегодняшнего дня, то о крупной стае красных волков и мечтать нечего – этот вид уже прочно обосновался в «Красной Книге».

К слову, в демонизации красных волков Киплинг и в подметки не годится Жюлю Верну. Помните, как в «Детях капитана Гранта» на путников в Южной Америке также нападает огромная злобная стая тех же красных хищников. Тех же, да не тех. У Верна под красными волками явно подразумевается обитатель Патагонских пампасов, известный науке, как гривистый волк. Беда в том, что гривистый волк не только живет в одиночку, но и вообще довольно пуглив.

Мускусная крыса Чучундра

«В потемках он наткнулся на мускусную крысу Чучундру, которая кралась поближе к стене. У Чучундры разбитое сердце. Она хнычет и ноет всю ночь и всё хочет набраться храбрости, чтобы выбежать на середину комнаты. Но храбрости у нее никогда не хватает».

Среди сказок «Книги джунглей» соперничать в популярности с циклом про Маугли может только «Рикки-Тики-Тави». О прообразе храброго мангуста мы писать не будем – повадки зверька описаны Киплингом достаточно достоверно. А вот о второстепенном персонаже – пугливой крысе Чучундре – поговорить стоит. Причина моего пристального внимания оправдана, потому что по поводу этого зверька из книги в книгу кочует грубейшая ошибка.

Несмотря на то, что я довольно неплохо разбираюсь в зоологии, искать ответ на этот вопрос пришлось очень долго. Еще бы! – в моем распоряжении были лишь местообитание, некоторые повадки и название «мускусная крыса». Наконец, мои труды увенчались успехом. Прообразом Чучундры оказался зверек с латинским именем Suncus murinus. Он действительно был похож на крысу (да еще на какую – с очень длинной острой мордочкой), хотя и относился к отряду не грызунов, а насекомоядных.

Источник

Познавательное и интересное