Почему сказки о животных так популярны
Содержание статьи
Возникнув в глубокой древности, сказки о животных, как разновидность этого жанра, были призваны рассказывать о повадках и общих характеристиках животных, их взаимоотношении с другими видами животных и с человеком.
От поверий к сказке
Охотники, звероводы, скотоводы, крестьяне – все, кто соприкасался с животным миром, чувствовали необходимость фиксации накопленной информации для передачи их последующим поколениям. Наблюдения за животными вылились у человечества в сумму знаний, которые они могли передать потомкам только при помощи устного творчества – поверий, сказаний, сказок.
Зачастую сказка рождалась спонтанно, как поверие, потом обрастала подробностями о взаимоотношении животных, птиц и рыб с человеком, а затем, постепенно происходило «очеловечевание» сказочных животных: у них появлялись характеры, придающие индивидуальность.
Из полуреалистических сказаний, в которых отражались реальные черты поведения животных, при помощи фантазии сказителя, истории трансформировались в сказки, в которых звери стали наделяться характерами и качествами человека, они стали вести себя как люди. Более того, с отходом от язычества, придаваемый животному характер был словно калькой с образа какого-нибудь знакомого многим человека, поэтому сказки приобрели популярность как некие ироническо-сатирические истории.
Структура сказок о животных, как правило, проста: эпизоды нанизываются один на другой, зачастую используются повторяющиеся ситуации, без видимого развития. Но сюжет движется благодаря диалогизму персонажей.
Сказки о животных как зеркала для людей
Уже к началу 19-го века животным в литературных сказках стали придавать также и психологически мотивированные черты. Позднее, Шарль Перро, Редьярд Киплинг или Льюис Кэрролл наделяли своих сказочных героев не просто характерами абстрактных людей, а характерами тех, у которых были настоящие прототипы. Все поведение персонажей в их литературных сказках двигало сюжет, исходя именно из специфических психологических мотиваций, основанных на индивидуальных характерах.
И поскольку, с одной стороны, речь в таких сказках шла вроде бы о животных – никак не о людях, то вот эта своеобразная эзопова свобода позволяла говорить о важных моральных вещах без излишнего морализаторства, легким стилем, с использованием неологизмов, жаргонизмов и диалектизмов. Своеобразная животная «маска» позволяет спрятать за ней резкие, порою прямолинейные смысловые акценты.
Сказки о животных. Особенности.
Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. Сказки о животных – это самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку.
Сказки о животных, имея наиболее архаичные корни, сейчас почти полностью утратили первоначальное мифологическое и магическое значение. Самым маленьким детям обычно рассказывают специально для них предназначенные «ребячьи сказки» («Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята»). Они невелики по объему, просты по композиции. Большая роль здесь отводится диалогу, повторяемости одного и того же эпизода. Часто это эпизод встречи главного героя с другими персонажами. В сказке «Лиса и заяц» зайчик каждому встретившемуся животному жалуется: «Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала».
В некоторых сказках эпизоды повторяются с нарастанием, цепевидно, благополучно разрешаясь в итоге. (Так построены кумулятивные сказки.) Особенно выразительна в этом плане сказка «Коза» из сборника А.Н.Афанасьева:
Вода пошла огонь лить.
Огонь пошел камень палить.
Камень пошел топор тушить.
Топор пошел дубье рубить,
Дубье пошло людей бить.
Медведь пошел волков драть,
Волки пошли козу гнать:
Вот коза с орехами,
Вот коза с калеными!
Повторяющиеся эпизоды, диалоги часто рифмованы и ритмизированы, сопровождаются песенками (например, песенки Колобка). Коза, а затем и Волк в сказке «Волк и козлята» разными голосами распевают:
Исполнение таких сказок сродни театрализованному представлению с активным участием слушателей. Сказка приближается к игре, что соответствует особенностям восприятия художественного произведения детьми в возрасте от двух до пяти — «содействие и соучастие», как определил его психолог А. В. Запорожец.
В сказках о животных представители животного мира воплощают определенные качества: лиса — хитрость, льстивость, волк — вероломную силу и глупость, заяц — трусость. При этом в этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы — хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.
Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов — социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствиеслушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.
Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки “Репка”, “Курочка-ряба”, “Колобок”, “Теремок” и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.
Сказки о животных. Особенности.
Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. Сказки о животных – это самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку.
Сказки о животных, имея наиболее архаичные корни, сейчас почти полностью утратили первоначальное мифологическое и магическое значение. Самым маленьким детям обычно рассказывают специально для них предназначенные «ребячьи сказки» («Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята»). Они невелики по объему, просты по композиции. Большая роль здесь отводится диалогу, повторяемости одного и того же эпизода. Часто это эпизод встречи главного героя с другими персонажами. В сказке «Лиса и заяц» зайчик каждому встретившемуся животному жалуется: «Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала».
В некоторых сказках эпизоды повторяются с нарастанием, цепевидно, благополучно разрешаясь в итоге. (Так построены кумулятивные сказки.) Особенно выразительна в этом плане сказка «Коза» из сборника А.Н.Афанасьева:
Вода пошла огонь лить.
Огонь пошел камень палить.
Камень пошел топор тушить.
Топор пошел дубье рубить,
Дубье пошло людей бить.
|