Ревизские сказки и дозорные книги Российской империи
Необходимость ведения качественного учета населения возникла очень давно и была обусловлена требованием правильно взимать оброк с податных слоев населения. Для этой цели проводилась перепись всего населения, а по итогу составлялись ревизские сказки.
В 16 — 17 веках в Российском государстве проводились, так называемые, «дозоры». По результатам подворного опроса составлялись переписные дозорные книги.
В этих дозорных книгах записывались только мужчины. Для мальчиков указывались имена и возраст, у мужчин – женат или нет.
Дозорные книги
Дозорные книги охватывают следующие периоды: 1615, 1623-1624, 1646 (о вновь поставленных дворах), 1671 (о выбывших), 1678, 1709-1710.
В некоторых районах перепись проводилась по «старым порядкам», поэтому дважды описаны одни и те же территории с небольшими отличиями.
В переписи населения 1710 года:
Перепись оцифрована и легко ищется в интернете.
Дозорная книга 1709 года отличается от дозорной книги 1710 года: подробностями о строениях, званиях старых полков солдат, женщины в ней не указаны.
Ревизии
С переходом с подворного на подушное налогообложение было принято решение о проведении регулярной переписи населения с целью уточнения сведений.
Всего в Российской империи было проведено 10 ревизий.
Такой большой разброс по годам объясняется тем, что в ряде территорий ревизии составляли долго, порой 3-4 года. Затем всё подсчитывали, сводили в итоговые ведомости, сдавали в губернские или уездные канцелярии.
В промежутках ревизские сказки уточняли. Поэтому часто можно встретить, запись о человеке «приписанного из утаенных в прошлую ревизию».
То же касается и умерших, и отданных в рекруты между ревизиями. Их считали наличными, требовалось платить налоги. После новой ревизии вносили изменения, и налог за отсутствующих не взимался. (Об этом как раз в и повествует Гоголь в своем произведении «Мертвые души»)
Сведения из ревизской сказки
О мужчинах
В ревизской сказке обязательно указывались:
Ревизские сказки интересны исследователю родословной тем, что на с их помощью легко просмотреть всю историю семьи за 150 лет.
О женщинах
Женщин записывали в ревизские сказки, за исключением 1, 2 и 6 ревизий. Девичья фамилия и место рождения указаны в ревизских сказках 1763 г. и 1795 г.
Про кого писали ревизские сказки
Были слои населения, освобожденные от уплаты налогов. Поэтому в ревизские сказки не попали:
В деревнях податным населением являлись крестьяне (черносошные, монастырские, удельные, архиерейские, ясачные, приписные заводов). (Читать подробнее о категориях крестьян)
В городах: однодворцы, ремесленники, мещане, рабочие, посадские, сельские обыватели, купцы и т. д.
Составляли сказки в деревне со слов старосты, в городах назначали кого-то из городского управления.
Помещичьих крестьян переписывали управляющие. В первую ревизию «гулящие люди» были приписаны к тем помещикам, на чьей территории их застала перепись. Это увеличило количество помещичьих крестьян.
Отдельные ревизские сказки
Солдат и солдатских детей (кантонистов), крестьян, содержащих ландмилицию, священнослужителей и их семьи писали отдельными ревизскими сказками.
Крестьяне разделялись на оброчных и тяглых.
Могли быть отдельные сказки по архиерейским, монастырским крестьянам, бобылям, прочим разночинцам и однодворцам.
Позднее появились сказки о мещанах и приписанных в мещане.
Заводские крестьяне, мастеровые и непременные работники заводов писались в отдельные ревизские сказки. Для них указывалась информация в каком году и откуда переведен на завод.
Где искать ревизские сказки
Архивы
Первые три ревизии и дозорные книги хранятся в РГАДА (Российский государственный архив древних актов).
Все последующие ревизские сказки находятся на хранении в региональных архивах, многие оцифрованы и доступны через интернет или в электронном виде в читальном зале архива.
Начинаются поиски с 10 ревизии, для этого необходимо знать место жительства ваших предков в 1858 году. (Определить приход помогут клировые ведомости)
После изучения 10 ревизии можно будет двигаться вглубь веков.
Библиотека
В библиотеках тоже есть оцифрованные источники генеалогической информации.
В Президентской библиотеке https://www.prlib.ru можно найти ревизские сказки, списки населения, купчие помещиков и многое другое. Ознакомится с делами можно без регистрации.
Музей
Поскольку документы учета населения велись в нескольких экземплярах, то некоторые из них попали в музей. Например, на сайте Кировского краеведческого музея находятся метрические книги.
В других региональных и городских музеях могут быть фрагменты или копии ревизских сказок отдельных уездов или населенных пунктов.
Ревизские сказки не сохранились
Так бывает, что ревизские сказки не сохранились за определенный год, а без них восполнить пробел не удается. В этом случае могут помочь другие важные для родословной генеалогические документы Исповедные росписи и Метрические книги (о них можно прочитать в моих статьях).
Вам будут интересны и другие мои статьи по генеалогии:
Души мертвые и живые. Изучаем ревизские сказки середины XIX века
Сегодня в рубрике «Истории вещей» — экспонаты новой выставки Музея Москвы «Гоголь в Москве». Две ревизские сказки крестьян помещика Фотия Мойтьевича Лозовича, созданные в 1850 и 1858 годах, были подарены музею в 1998 году москвичом В.Н. Рабиным.
Что такое ревизская сказка
Ревизская сказка — не шуточное неформальное название, а вполне официальное. Так с XVIII до середины XIX века в Российской империи назывались документы, в которых были зафиксированы результаты ревизий, или переписей населения. Пересчитать население государства впервые предложил Петр I — эти данные были нужны для сбора введенного им подушного налога.
Первая перепись началась в 1718 году и закончилась в 1724-м. Тогда насчитали чуть больше 15 миллионов человек. Всего с 1718 по 1859 год было проведено 10 ревизий. Согласно последней, в государстве проживали почти 75 миллионов человек.
В ревизских сказках указывались имя, отчество и фамилия (если она имелась) владельца двора, его возраст, имена и отчества членов его семьи, их возраст и отношение к главе семьи. Каждого человека, подлежащего налогообложению, в таких документах называли ревизской душой.
В ревизских сказках помещика Лозовича учтены «мужескаго и женскаго пола дворовые люди и крестьяне». Между тем три из 10 ревизий (первая, вторая и шестая) включали только мужчин.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Проверялось наличие каждого учтенного человека, в случае его отсутствия фиксировалась причина: умер, в бегах, отселен, в солдатах. Тем не менее каждая ревизская душа до следующей ревизии считалась существующей даже в случае смерти человека. С одной стороны, это позволяло повышать собираемость налога, а с другой — создавало условия для злоупотреблений, описанных в «Мертвых душах».
В качестве иллюстрации приводим отрывок из пятой главы поэмы, в которой Чичиков прибывает к Собакевичу.
Упоминание ревизских сказок в «Мертвых душах»
«Чичиков начал как-то очень отдаленно, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются… Собакевич все слушал, наклонивши голову. И что по существующим положениям этого государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременить присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма… Собакевич все слушал, наклонивши голову, — и что, однако же, при всей справедливости этой меры она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их взносить подати так, как бы за живой предмет, и что он, чувствуя уважение личное к нему, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжелую обязанность. Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими».
Familio.Media
Главные документы генеалога: ревизские сказки
Публикуем вторую часть цикла материалов о главных документах генеалога. Первая была посвящена метрическим книгам. Следующий основной источник, в котором можно найти информацию о предках, живших до революции, — ревизские сказки.
Что это такое?
Ревизские сказки — это переписи податного (то есть обязанного платить налоги) населения, которые составлялись в XVIII – середине XIX веков. Переписи — ревизии — проводились для учета населения, их результаты фиксировались в специальных документах — ревизских сказках. Термин «сказка» происходит от слова «сказать» — переписчики записывали сведения, полученные со слов опрошенных.
Указ о проведении первой ревизии был издан Петром I в 1718 году. В указе предписывалось «Взять сказки у всех…, чтобы правдивые сведения принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска полу». Душа мужского пола — мужчина податного сословия любого возраста — была единицей налогообложения.
Перепись касалась всех категорий крестьян: черносошных, дворцовых и других государевых, церковных и монастырских, помещичьих, а также однодворцев, служилых татар (которые тогда образовывали отдельное сословие) и ясачных людей. В следующем указе 1720 года подчеркивалось, что переписи подлежат все категории крестьянства, включая дворовых людей. В том же году было предписано составлять отдельные ревизские сказки на духовенство (как сельское, так и городское) — при этом оно не платило подушную подать. В 1721 году еще одним указом в перепись были включены все горожане — посадские люди и разночинцы: «что где их по именам мужеска пола и у них детей, свойственников, прикащиков, сидельцов, крепостных и наемных людей порознь по именам с летами, не обходя ни единого человека».
Не платили подушную подать и не включались в ревизские сказки дворяне, духовенство, отставные солдаты и драгуны.
Первая ревизия 1719 года не затрагивала населения Украины (за некоторыми исключениями), донских казачьих городков и Ингерманландии. Из ревизии были также исключены некоторые народности: астраханские и уфимские татары и башкиры, сибирское ясачное население и лопари Архангельской губернии. Большая часть этих территорий, сословных и национальных групп стала записываться в ревизиях со второй половины – конца XVIII века.
Ревизские сказки составлялись на определенный населенный пункт или его часть (если в селе было несколько владельцев). В заголовке обязательно указывалась дата проведения переписи, имя того, кто ее проводил (помещик или староста) и секретаря. В ревизской сказке помещичьих крестьян указывался владелец — его полное имя и чин.
Начиная с третьей ревизии в ревизских сказках закрепляется форма из нескольких столбцов: номер двора, имена жителей, возраст по прошлой ревизии, изменения к настоящей ревизии (например, если человек умер, был отдан в рекруты или переведен в другую деревню) и возраст по настоящей ревизии. Эта форма сохранилась до последней ревизии 1858 года.
Записи в ревизиях делались по дворам, что позволяет устанавливать, когда та или иная семья разделилась. Первым записывался глава семейства, далее перечислялись все его родственники с указанием степеней родства.
За какое время существуют ревизские сказки?
Вот даты проведения ревизий:
Порядковый номер ревизии | Дата указа о ревизии | Год начала ревизии | Время проведения ревизии |
Первая | 26 ноября 1718 г. | 1719 | 1719-1727 |
Вторая | 16 декабря 1743 г. | 1744 | 1744-1747 |
Третья | 28 ноября 1761 г. | 1762 | 1762-1765 |
Четвертая | 16 ноября 1781 г. | 1782 | 1782-1787 |
Пятая | 23 июня 1794 г. | 1794 | 1794-1808 |
Шестая | 18 мая 1811 г. | 1811 | 1811-1812 |
Седьмая | 20 июня 1815 г. | 1815 | 1815-1826 |
Восьмая | 10 июня 1833 г. | 1833 | 1833-1835 |
Девятая | 11 января 1850 г. | 1850 | 1850 |
Десятая | 3 июня 1857 г. | 1857 | 1857-1860 |
Источник: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 2000.
Ревизские сказки — не самые ранние сохранившиеся документы переписей населения. С конца XV по XVII век в России составлялись писцовые книги. В них описывались земли, принадлежавшие вотчинникам, помещикам, церкви, а также население, которое на них жило и платило подати. Первые писцовые книги были составлены по пятинам (сельским территориям) Новгородской земли, а позже — по всей территории России.
В XVII веке были проведены две переписи, охватившие все податное население России (в 1646-1647 и 1676-1678 годах), — их результаты зафиксированы в переписных книгах. Эти документы содержат имена и возраст жителей деревень и городов.
В начале XVIII века по указу Петра I было проведено две переписи населения. Первая была проведена в 1710 году, вторая (ландратская перепись) — в 1715-1718 годах.
В большинстве случае на эти источники достаточно сложно выйти из-за того, что не сохранились более поздние документы. Например, есть писцовые книги по нынешней Новгородской области за XVI век, но утрачены документы первой половины XIX века — а значит, далеко не всегда можно пройти в изучении родословной дальше документов 1860-х годов.
Особенности ревизий
Где хранятся ревизские сказки?
Материалы первых трех ревизий, а также переписей более раннего периода по всей территории Российской империи, где они проводились, хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. В некоторых случаях эти документы могут находиться не только там, но и в региональных архивах.
Начиная с четвертой ревизии 1782 года ревизские сказки составлялись губернскими учреждениями. Хранятся они обычно в архиве центра губернии, где жили ваши предки (например, ревизские сказки Белгородской области хранятся в Государственном архиве Курской области), но могут находиться и в областных архивах по нынешнему административному делению (например, ревизские сказки Новосильского уезда Тульской губернии хранятся в Государственном архиве Орловской области по нынешнему делению).
Как работать с этими документами?
Алгоритм поиска по ревизским сказкам таков:
Чем поможет сервис Familio
Сервис Familio может помочь вам найти ревизские сказки с упоминанием ваших предков. В разделе «Архивные документы» есть списки архивных дел с ревизскими сказками. А по ряду регионов описано и содержание этих дел и указано, к каким населенным пунктам базы сервиса Familio они относятся. На странице населенного пункта во вкладке «Источники» можно найти список всех переписей по нему.
Сами эти документы хранятся в региональных архивах или — более ранние документы — в Российском государственном архиве древних актов. Благодаря данным сервиса вы сможете найти номер конкретного дела, в котором содержатся сведения о ваших предках, и указать его в своем запросе в архив или изучить дело самостоятельно в читальном зале архива.
Как читать ревизскую сказку
Ревизскую сказку можно по праву считать одним из важнейших источников генеалогической информации за 17 – 19 века.
С 1719 года по 1858 год было проведено 10 ревизий, большинство из которых включали в себя жителей обоих полов, с указанием возраста и ФИО.
Как читать ревизскую сказку и найти нужные сведения о предках?
1. Почерк в ревизской сказке
Прежде всего не пугайтесь витиеватого почерка переписчика. Да, у некоторых буквы «в, н, к» могут быть написаны одинаково, а цифру 1 и вовсе писать, как букву «п». Но буквально 5 минут пристального чтения помогут глазу привыкнуть, а мозгу перестроиться на «новый язык».
В любом случае, вы всегда можете обратиться за помощью к единомышленникам: спросить у меня в комментариях к статье или написать на форуме ВГД. Вам обязательно ответят и помогут разобрать непонятные слова в ревизской сказке.
Проверьте себя попробуйте отыскать моего предка в тексте. Ревизская сказка 1722 года. В ней указан мой предок Плюснин Сергей в деревне Евдоима Потапова, Хляновского уезда, Вятской губернии. Источник РГАДА 350-2-3836
2. Определитесь с местом жительства предков на 1858 год
Достоверное исследование рода возможно только от сына (дочери) к отцу. Поэтому прежде всего нужно установить самого старого предка, родившегося не позднее 1856 — 1857 года. В этом случае он стопроцентно попадет в нужную (десятую) ревизию.
Помещичьи крестьяне могли не иметь собственных фамилий, несмотря на указ государя. Часто помещик сам давал фамилии. Определить к какому помещику относилась та или иная деревня можно по справочникам (например, в таких).
3. Почему нужно изучать последовательно ревизские сказки
Часто бывает, что первый успех в поисках предков окрыляет. И хочется из 1858 года шагнуть сразу в 1764 год. Особенно, если вы обнаружили самого старого предка, который родился примерно в это время.
Так можно сделать, но стоит проверить себя, чтобы не попасть впросак.
Пример из ревизской сказки
Климонт Кондратович Аксенов жил в городе Екатеринбурге, о чем есть запись в ревизской сказке 1858 года. В ревизской сказке 1811 года есть Кондрат Аксенов.
Кажется, что родословная готова.
Но в ревизской сказке 1834 года сказано, что «в 1817 году Аксенов Кондрат вместе со своим семейством переведен на Миасский завод». При этом сын Климонт у него так и не родился.
А в 1819 году из Ирбиткого волостного управления в Екатеринбург переведена семья Кондрата Аксенова, у которого есть сын Климонт. Это и оказалась семья предков.
В истории выше имена довольно редкие, семей с такой фамилией в ревизскую сказку было включено немного. А представьте какая может возникнуть путаница, если будет сразу несколько Иванов Ивановичей Петровых?
4. Возраст предков по данным из ревизской сказки
Возраст каждого человека в ревизской сказке указан довольно точно, порой даже до месяца. А у некоторых детей, родившихся между ревизия даже точная дата рождения.
Благодаря этому, найти по метрическим книгам точную дату рождения каждого из предков не представляет сложностей.
5. Номер двора в ревизской сказке
Часто для собственного удобства составители ревизских сказок указывали номер двора согласно прежней и нынешней ревизии. Это позволяло проверить все ли жители селения переписаны и помогало в промежуточных проверках.
Эти сведения помогут оперативно найти нужную семью в более ранней ревизской сказке.
6. Если предки – переселенцы
Знать место проживания очень важно, поскольку крестьяне часто переселялись/переводились (между помещичьими владениями, на заводы, по собственному желанию).
Если ваши предки меняли место жительства между ревизиями, то они будут записаны дважды. Первая запись внесена в ревизскую сказку по прежнему месту проживания. Там будет сделана отметка, что семья переведена, указан год и место, в которое переселились. Возраст будет указан по предыдущей переписи. Часто указывали только главу семьи и его возраст.
Вторая запись – непосредственно в книгах по новому адресу. Будет перечислена вся семья, год переселения, а также возраст на момент составления нынешней ревизской сказки.
7. Что можно узнать о женщинах из ревизских сказок
Женщины включались почти в каждую ревизскую сказку (за исключением 1719, 1744 и 1811 годов). В 1763, 1782 и 1795 годах для каждой женщины указывалась ее девичья фамилия и место рождения.
Часто можно встретить указание «старинная того села» или «крепостная господина моего». Данный факт указывает на принадлежность женщины к этому населенному пункту. Поэтому можно поискать там же ее родню: родителей, братьев или дядей.
Даже без указания девичьей фамилии часто можно построить предположение об отце, опираясь только на отчество. Проверить себя можно по метрической книге за нужный год (вычислить год рождения из ревизской сказки очень легко).
Другие предки по женской линии
Некоторым потомкам везет и у их прапрадеда указывается практически вся родня по женской линии: бабка и мать. А в некоторых ситуациях теща приходила в дом зятя со своими другими детьми. В любом случае, для каждого жителя одного двора указывается его родственное отношение к хозяину.
Сложность заключается в том, что в большинстве ревизий без метрической книги установить куда отданы в замужество дочери и откуда родом супруга нельзя. Часто у женщины указано только имя.
8. Соседи и родня по ревизской сказке
Изучать ревизскую сказку конкретного населенного пункта стоит комплексно. Часто соседи оказывались дальней или близкой родней.
А уж однофамильцев точно стоит сразу выписывать, поскольку высока вероятность, что они точно будут двоюродными или троюродными родственниками.
Продвигаясь в глубь веков по ревизским сказкам вы скорее всего найдете общих предков для каждой семьи однофамильцев.
Помните, что в соседних деревнях и починках тоже могут проживать родственники. Поэтому просматривать лучше всю ревизскую сказку по волости, а в идеале, по уезду. В этом случае ваше генеалогическое древо будет максимально полным и ветвистым.
9. Ошибки в ревизских сказках
Необходимо сравнивать ревизские сказки между собой. Имена могут быть написаны с ошибкой. Иногда возраст может быть указан ошибочно, но исправлен в другой ревизии.
Однако это частные случаи. В большинстве случаев ревизскую сказку можно считать достоверным документом для составления родословной. Проверить точность данных в ней помогут исповедные росписи и метрические книги.
10. Нюансы поисков предков по ревизским сказкам
В каждом деле есть тонкости и случайности. Например, одна и та же семья, принадлежавшая помещику N, числилась по ревизским сказкам разных лет в разных деревнях, хотя фактически проживала в одном месте. Об этом свидетельствуют исповедные росписи и метрические книги за нужные года.
Почему так случилось? Возможно, помещик передал соседу эту семью фиктивно, только по документам и только на одну ревизию. Может быть хотел меньше налогов заплатить, а может еще какие-то причины были.
История каждой семьи уникальна и полна нюансов. Рекомендации, приведенные выше являются общими. Они помогут начинающему генеалогу разобраться с тонкостями работы с документом «ревизская сказка».
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии: