Почему приставкин назвал свой рассказ фотографии
«Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
— Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.
— Болеет. — повторяла девочка.
— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.
— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.
— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.
И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я. «
Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись, друг к другу, и смотрели фотографии.
— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка.
– Мама? Где же мама? Наверное, затерялась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.
Шли дни, месяцы, В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я.
— Папа? Сейчас посмотрим.
И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза.
Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:
— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению.
Мне зачитали ответ.
В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались Мы разглядывали фотографии.
— Вот Людочка. А вот я.
— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?»
Лабораторная работа «Интерпретация художественного текста» (по рассказу А.Приставкина «Фотографии»)
Разделы: Литература
Оборудование
1. Выставка фотографий одной семьи.
2. Запись на доске темы урока, цитат.
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно.
3. На партах текст, листы с опорными схемами.
Ход урока:
3. Работа по схеме, заполнение ее:
Обмен впечатлениями от рассказа.
1. Брат. Какой он? Сестра. Какая она? Дать характеристику брату, записав определения, и выписать из текста определения, характеризующие сестру.
2. Мир, в котором живут дети: война, родной дом и близкие, Детский дом. Выписать из текста ключевые слова к данным микротемам. Ответить на вопросы о приеме, использованном автором для характеристики тети, о мотивах микротемы «Детский дом».
3. Вывод, подкрепленный примерами из текста, о мире, в котором живут дети.
4. Что противопоставлено этому миру? Ответ подтверждается текстом.
5. Вывод о герое рассказа и фиксация дополнительных сведений в пункте 1.1.
6. Размышления над смыслом заголовка. Учитель комментирует подсказку по уровням информации, если есть такая надобность.
7. Самостоятельная работа: трактовка роли диалогов.
8. Вопрос на проверку уровня понимания проведенной работы – о деталях, оставшихся без комментариев.
4. Итог по уроку.
5. Домашнее задание (на выбор):
1) выучить стихотворение Н. Рубцова «Русский огонек»,
2) рассказать о произведениях, близких по теме рассказу «Фотографии»,
3) рассказать историю своей семьи.
«ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»
(ПО РАССКАЗУ А. ПРИСТАВКИНА «ФОТОГРАФИИ»)
(вариант для учителя)
Цель: научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию.
1.1. Брат. Какой он? Дайте характеристику. (Добрый, отзывчивый, мужественный, мудрый, ответственный…) 1.2. Сестра Людочка. Какая она? Выпишите из текста характерные детали (Маленькая, крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза, шесть лет) | 2. Мир, в котором живут дети. Выпишите слова, характерные для каждой микротемы. Война (Фронт, бьет фашистов) Какой прием использовал автор, чтобы нарисовать образ тети? В чем смысл этого приема? (Градация. Где еще градация? – фото) Детский дом. Как чувствуют себя в нем дети? (Холодная спальня, морозный день, подушки в инее, заткнуты окна, мерзли кончики пальцев) Какие мотивы вводятся в текст с описанием детского дома? (Сиротства, холода, бесприютности, мужества, любви, памяти… Холод – это только о погоде?) |
3. Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения между людьми в этом мире. Приведите в доказательство примеры из текста.
(Мир жестокости и человеческого безразличия: чужой рукой написано; завуч говорил, глядя в бумаги; все готовились в Москву- мы сидели с сестренкой)
4. Что противопоставлено этому миру? Подтвердите свое мнение примерами из текста. (Любовь, память, вера: чтобы не забывала, прижавшись друг к другу, мы сидели, мы разглядывали, нас много)
5. Каков же главный герой рассказа? (Допишите характеристику в схему)
6. Почему рассказ назван «Фотографии»? (ПОДСКАЗКА: есть несколько уровней информации. Это фактический уровень информации – рассказ назван так, потому что дети. (что делают?). Другой уровень информации подтекстовый: что подразумевается под действиями детей, зачем это они делают? Третий уровень информации философский (концептуальный): что дают детям эти фотографии? Зачем они вообще нужны?)
(Дети рассматривают фото, фото – это память, фото – это возможность почувствовать, что ты не один, возможность выжить, не утратить связь с людьми, среди которых наверняка найдутся добрые и близкие).
7. Напишите ответ на вопрос: о чем поведали диалоги в рассказе «Фотографии»? Обратите внимание на то, кто говорит, что говорят, о чем говорят и как говорят.
(Речь детей, но смысл велик: в диалогах показано, как брат спасает маленькую сестру от душевной травмы, как сберегает ее, как внушает веру в жизнь и в людей. Через диалоги яснее представляем, какая страшная трагедия разыгрывается на наших глазах, понимаем, какой силой духа обладает маленький мальчик, как противостоит он жестокости времени.)
(Например, Людочка – не Люда)
ПРИМЕЧАНИЕ: при распечатке варианта опорной схемы для ученика следует убрать комментарии, выделенные подчеркнутым шрифтом, и оставить после заданий место для записей.
Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и; доставал конвертик с фотографиями.
— Смотри, Люда, вот наша, мама. Она дома, она сильно болеет.
— Болеет. — повторяла девочка.
— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.
— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.
— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.
И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: « Людочка и я. Людочка и я. »
Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка. — А мама?
— Мама? Где же мама? Наверное, затерялась. Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.
Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я.
— Папа? Сейчас посмотрим.
И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:
— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению.
Мне зачитали ответ.
В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.
— Вот Людочка. А вот я.
— Еще? Смотри: и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?
Литературное произведение как художественное единство. А. Приставкин. Фотографии.
Кельина Светлана Петровна – учитель высшей категории
МБОУ «Яркополенская ОШ»
Республика Крым, Кировский район, с. Яркое Поле
Литературное произведение как художественное единство.
А. Приставкин. Фотографии.
Урок внеклассного чтения в 7-ом классе.
Педагогические задачи : способствовать формированию сознательного интереса к теоретико-литературному материалу; создавать условия для читательского творчества; содействовать воспитанию мастерства читателя.
Тип урока : внеклассное чтение.
познавательная сфера: расширить знания учащихся об анализе произведения как художественного целого; владеть литературоведческой терминологией;
ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к произведениям литературы, приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного и осознанного чтения; понимать способы выражения авторской позиции;
эстетическая сфера: понимать природу литературы как явления словесного искусства;
Личностные : осознавать личностный смысл учение; проявлять готовность к саморазвитию.
познавательные: уметь ориентироваться в произведении; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы;
регулятивные: понимать учебные задачи урока; самостоятельно организовывать свою деятельность;
коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
Методы и формы обучения : фронтальная, индивидуальная.
А. Приставкин. Фотографии. Рассказ.
Википедия. Краткая биография А. Приставкина. Портрет.
Оборудование: эпиграф записан на доске; портреты писателей; рассказ «Фотографии» на каждой парте, отрывки из произведения М. Горького «В людях».
Мотивация учебной деятельности
Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения речь пойдёт о литературном произведении как художественном единстве на примере рассказа А. Приставкина «Фотографии». Но прежде, чем вы начнёте работать над темой урока давайте выясним: 1) что представляет собой читатель, 2) что такое хорошая книга. Получить ответы на эти важнейшие вопросы вам поможет М. Горький.
Заранее подготовленные учащиеся читают небольшие отрывки из книги М. Горького «В людях».
Что давали книги подростку? (Книги помогали М. Горькому развивать великий талант читателя. Именно страсть к чтению пробудила в нём читательский талант, научила думать, видеть людей).
Какую книгу Горький считал «хорошей, правильной»? («Хорошей, правильной» книгой писатель считал ту книгу, в которой «… скупые слова, крепко построенные фразы ложились на сердце», и что у него дрожали руки «от наслаждения читать эту книгу».)
Прочитайте эпиграф: Таким образом я понял, какой праздник «хорошая, правильная книга» М. Горький
Как вы понимаете слова эпиграфа? (Чтение книги – великий праздник, если эта книга «хорошая, правильная»).
Работа над темой урока.
Итак, мы выяснили, что чтение книги – это и огромный труд, и «великий праздник». Сегодня на уроке мы будем говорить о литературном произведении как о художественном единстве, потому что в подлинном произведении искусства каждое слово, каждая деталь, каждая особенность композиции, сюжета необходимы для раскрытия идеи. Задача нашего урока прочитать рассказ А. Приставкина «Фотографии» и на его основе закрепить знания и навыки целостного разбора произведения.
Короткое сообщение ученика об авторе рассказа.
Советскому писателю Анатолию Приставкину было десять лет, когда началась Великая Отечественная война. В первые годы войны у него умерла мать, и вдвоём с младшей сестрой они попали в детский дом, затем в другой, в третий… Шли годы, закончилась война. А. Приставкин служил в армии, строил Братскую ГЭС, учился в Литературном институте, стал писателем. Но незаживающей раной осталась в сердце память о войне. Поэтому свою первую книгу, книгу коротких рассказов, в число которых входит рассказ «Фотографии» автор назвал «Военное детство».
Чтение рассказа «Фотографии».
Рассказ наизусть читает, приглашённая на урок, участница Всероссийского конкурса «Живая классика», ученица 10-го класса, занявшая первое место в муниципальном этапе.
Для работы на каждой парте есть распечатанный вариант рассказа.
— Вы прослушали рассказ.
Какова тема рассказа?
Учащиеся без труда определили тему, подсказанную названием сборника. Не спешим с идеей. Опыт подсказывает, что без глубокого вхождения в текст, она понимается облегчённо. Предлагаю прочитать рассказ самостоятельно, чтобы школьники могли вдуматься в отдельные слова, детали.
Вспомните определение идеи.
Откуда известно, что действие происходит во время войны? Ведь в рассказе ни разу не упоминается слово «война». (Да, в рассказе мы не находим этого слова, но когда читаешь рассказ то понимаешь, что каждой строчкой создаётся ощущение страшного времени.)
Есть ли в рассказе факты, указывающие на войну? (Да, есть. Вот мы читаем: «папа на фронте, фашистов бьёт».)
Молодцы. И теперь, наверное, вас уже не удивляет, что у озябшей, голодной Людочки «крошечные синеватые ладошки»?
Какие особенности композиции вы заметили? Какова их роль в произведении? (Рассказ написан от первого лица, что придаёт ему особую достоверность и взволнованность.)
Какое представление сложилось у вас о герое рассказа? (- Жаль мальчика, потому что в свои 10-12 лет он потерял своих близких. –Он добрый и мужественный. Ему труднее приходится, чем сестрёнке. Он помнит родителей, но он не говорит о своём горе, потому что щадит свою сестру. –Он сам ещё ребёнок, но уже чувствует ответственность за другого человека. Сначала он показывает фотографии, чтобы сестрёнка помнила родных, но, когда их не стало, мальчик прячет фотографии, чтобы уберечь девочку от горя. –Ему самому трудно, но он уже настоящий герой.)
Чтобы учащиеся осознали структуру рассказа, предложим вопрос:
В течение какого времени развиваются события в рассказе? (Между первой и последней его частью проходит несколько лет. Автор пишет: «Шли месяцы, годы».)
Что позволило писателю в коротком рассказе охватить такой большой период жизни детей? (Мне кажется, что это достигается композицией рассказа.)
Сколько частей в рассказе? (Думаю, что в рассказе четыре части: начало, известие о смерти матери, гибели отца, отказ тёти.)
— Верно, начало – экспозиционная часть. Все части рассказывают о самых горьких, страшных испытаниях, выпавших на долю брата и сестры. С каждой частью повествование всё лаконичнее. В рассказе нет подробных описаний ни обстановки, ни событий, ни переживаний героев. Вчитаемся в отдельные строки. Вот почтальон приносит «маленький листок». Всего три фразы: «Я держал его в руках, и у меня мёрзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестрёнке.» И читатель понимает какую страшную весть принёс «маленький листок». Посмотрим, одинаково ли мальчик говорит о тёте на протяжении всего рассказа. Сначала: «У нас неплохая тётя», затем: «У нас очень хорошая тётя», наконец: «Посмотри, какая у нас удивительная тётя! Просто замечательная тётя». Мальчик делает всё, чтобы сестрёнка полюбила незнакомую тётю.
Но вот рухнула и эта надежда. Перечитаем конец рассказа: «Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии. – Вот Людочка. А вот я. – А ещё? – Ещё? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня очень много. Ведь нас очень много, правда?»
Какие чувства скрываются за этими словами? (Высказывания учащихся)
Теперь, когда рассказ прочитан и пережит, обратимся к идее. Тема военного детства вам знакома по многим произведениям. Но каждый писатель вкладывает в её решение свой опыт, своё мировоззрение. А. Приставкин пишет, что пережил сам. События рассказа происходят не на фронте, не в партизанском отряде, не в тылу врага. Нет атак, разрывов снарядов, но война – это искалеченные судьбы, сиротство, это боль, оставшаяся на всю жизнь.
Таким образом, в процессе анализа произведения вы увидели единство всех компонентов произведения и на конкретном примере повторили теоретико-литературные понятия темы, идеи, композиции, художественной детали и одновременно познакомились ещё с одним произведением русской литературы.
Итог урока. Рефлексия деятельности.
К каким выводам и умозаключениям вы пришли в ходе урока? (Высказывания учащихся)
На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (Мне кажется, что мальчик, герой рассказа – это сам А. Приставкин. Так ли это?)
Что скажет класс? (Рассказ автобиографичен в этом нет сомнения, но мне кажется, что в образе героя отразилась не только личная судьба писателя. Здесь, на мой взгляд, есть и обобщение, и художественный вымысел, а не только факты собственной биографии.)
Сочинение-рассуждение по исходному тексту А. Приставкина «Фотографии» 11 класс(в формате ЕГЭ).
Урок русского языка в 11 классе
Комплексный анализ текста
Учитель русского языка и литературы
Я не только боялся писать о тех страшных
военных днях, я боялся прикоснуться к ним
даже памятью: это было больно.
Научить детей строить сочинение по предложенному тексту;
Развивать навык анализа текста: определять тип, стиль, тему, проблему текста;
навык выполнения заданий части А (№10, 16, 19, 28, 29, 30), В 8.
Обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств.
тексты для каждого ученика.
слайды на тему «Дети и война»
схема сочинения по предложенному тексту.
перечень средств художественной выразительности.
Тема сегодняшнего урока – комплексный анализ текста, итогом урока будет сочинение, которое должно соответствовать заданиям части С экзамена в форме ЕГЭ.
1. В качестве текста для анализа вам предлагается рассказ известного писателя А.Приставкина. Что вы знаете об этом авторе? О чем его произведения?
Анатолий Игнатьевич Приставкин:
современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;
трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;
с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;
А. Приставкин вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода»; «… голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти»;
трудовая деятельность с мальчишеских лет;
служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;
автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка».
— Прослушайте, пожалуйста, текст, определите его тип и стиль.
— Какие типы текста вы знаете? (повествование, описание, рассуждение).
— Какие стили текста вы знаете? (научный, публицистический, художественный…)
Чтобы усилить восприятие текста, я подобрала фотографии к нему.
Чтение текста учителем. Видеоряд на тему «Дети и война».
(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
(3)- Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.
(6)- А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.
(9)- Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.
(12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.
(15)И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я…»
(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…
(23) – Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.
(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
(35)- Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.
(40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.
(43)- Ага. (44)Затерялся.
(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
(46)- Насовсем затерялся?
(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:
(51)- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…
(55)Мне зачитали ответ.
(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.
(61) – Вот Людочка. (61)А вот я.
(63) – Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?
А30. Определите стиль и тип речи текста.
1) художественный; описание
2) публицистический; повествование и рассуждение
3) художественный; повествование
4) разговорный; описание
(повествование, потому что события чередуются во времени)
— Для того чтобы определить стиль какого-либо текста, необходимо разобраться в том, для чего он создан. Для чего был написан этот текст Приставкиным? (в первую очередь, чтобы эмоционально воздействовать на читателя.)
— А эмоциональное воздействие – это признак какого стиля? (художественного).
Вашим домашним заданием было: по учебнику, стр. 402 повторить материал признаках художественного стиля; упражнение 534. Повторить средства эмоционального воздействия на читателя;
— Какими средствами пользуется автор для создания художественного образа, чтобы добиться эмоционального воздействия на читателя?
(средствами художественной выразительности).
— Какие средства художественной выразительности вы знаете?
— Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?
(Потому что именно словосочетание пышным инеем передает состояние зимнего холода)
2. С чего необходимо начать свою работу, выполняя задания части С?
Вспомните, что помогает определить проблему текста? На что необходимо обращать внимание в первую очередь?
(на заглавие, на ключевые слова во вступлении и в финале)
4. Обратимся к заглавию. Вам может помочь в определении проблемы задание А29. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит главный ответ на вопрос: «Почему рассказ назван «Фотографии»?
1.Дети постоянно рассматривают фотографии.
2.На фотографиях изображены родственники детей.
4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.
— Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)
— Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца. Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)
— Назовите ключевые слова в этом предложении ( дети не одиноки ). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.
В определении проблемы вам может помочь и задание
А28. Какое из высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?
1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.
2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.
3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.
4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.
— Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).
Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.
1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;
2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;
3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.
А можем ли мы выделить общую проблему? Когда происходили описываемые события? – значит, основная проблема «Война и дети».
Итак, проблема сформулирована, теперь необходимо ее прокомментировать.
— Что входит в комментарий?
Попробуй ответить на вопросы:
— Насколько актуально то, о чём пишет автор?
— Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
— По возможности коснись истории вопроса
— Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
6. Заслушать вступления и отредактировать их. Итак, проблема сформулирована и прокомментирована, теперь следующий абзац – позиция автора.
О чем должно быть сказано в этой части сочинения?
Я предлагаю вам свой вариант этого абзаца.
Работа над орфографией:
вставьте пропущенные буквы, над какими видами орфограмм мы работаем? Как можно сгруппировать правила о правописании приставок?
1. приставки, которые пишутся независимо от произношения (с-, со-, по-, пере-,)
3. приставки на пре-, при-.
От чего зависит правописание приставок на з-, с-?
От чего зависит правописание приставок пре-, при-?
Это работа соответствует заданию А16 первой части ЕГЭ.
Работа над пунктуацией.
(доска) В последнем предложении объясните знаки препинания, дайте характеристику предложения.
1. простое осложненное предложение;
2. сложносочиненное предложение;
3. сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью;
4. сложное предложение с подчинительной связью.
— Правильный ответ 3. Эта работа соответствует заданию А10 первой части материалов ЕГЭ. (чем осложнено первое простое предложение)
Может быть, уже кто-то вспомнил художественное произведение, которое как нельзя лучше подходит к нашей теме? (М. Шолохов «Судьба человека»).
Почему рассказ Шолохова подходит к теме нашего сочинения?
(в рассказе мальчишка остался один, но его усыновил Андрей Соколов)
А последний абзац – это выводы из всего сказанного. Вспомните, как необходимо строить вывод, последнюю часть сочинения-рассуждения? (вернуться к началу)
8. Я думаю, что в выводе должна прозвучать мысль об ответственности взрослых за счастливое детство, чтобы это словосочетание «счастливое детство» не стало расхожим, чтобы дети всей земли не боялись самолета в небе, чтобы они вздрагивали только от взрывов праздничного салюта.
У современного поэта М Садовского есть стихотворение. Оно бы могло стать эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, оно может стать эпиграфом к вашему сочинению.
Играют дети всей Земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
Написать сочинение по данному тексту.